М.П. Одинцов
Летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, которого дважды списывали с летной работы, но он возвращался в небо, летный стаж 44 года
Этот летчик - один из тех фронтовиков, кто прошел всю Великую Отечественную, как говорится - "от звонка до звонка".
Свой первый боевой вылет он, младший лейтенант и командир экипажа самолета Су-2, совершил 23 июня 1941 года. А свой последний боевой вылет уже майор и заместитель командира штурмового авиаполка выполнил 12 мая 1945 года.
Всего же за всю войну совершил 215 боевых вылетов. Практически 4 года войны ...
Это был дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов
Как вспоминал о годах своей военной службе сам Михаил Петрович -
"Я Генерал-майором ходил 10 лет. Генерал-лейтенантом - 10 лет. Генерал-полковником - 10 лет. Итого отслужил Генералом 30 лет. А в армии прослужил 49 с половиной календарных лет. Из них 44 года пролетал как лётчик. И это помимо своих прямых командирских обязанностей.
Много занимался войсковыми испытаниями авиационной техники. И когда в 66 с половиной лет ушёл в отставку, то оказалось, что пенсионная льготная выслуга получилась равной 83,5 лет"
Стоит понимать, что далеко не все летчики, что были на войне, прошли ее от начала и до конца. Михаил Петрович был одним из таких. Хотя один раз он получил тяжелые ранения в воздушном бою и 7 месяцев провел в госпитале.
Вообще, его дважды списывали с летной работы, признавали негодным для службы и собирались увольнять в запас.
Первый раз это случилось после того самого ранения в воздушном бою.
В начале июля 1941 года младший лейтенант Одинцов был уже командиром звена. Во время бомбежки речной переправы, советские летчики попали под огонь зениток, а потом их атаковали "мессеры". На самолет Одинцова насели сразу четыре немецких истребителя.
Его штурман лейтенант Червинский сбил одного, но оставшиеся открыли огонь. В итоге самолет Одинцова был буквально изрешечен очередями, но держался в воздухе. У Червинского были перебиты обе ноги, получил ранение в бок, в руку и в ногу и Одинцов.
Он впоследствии вспоминал, что думал - вот и все, не уйти, сейчас фашисты добьют. Приборы в кабине разбиты, левую руку и ногу он не чувствовал, все было, как в тумане. Краем глаза Одинцов видел, что гитлеровцы просто летели рядом, но не стреляли. Раненый Червинский крикнул - "Командир! Один ушел. Может, ему от нас попало? А у этих, видать, снаряды кончились. Ждут, когда упадем. Терпи сколько можешь".
Немцы, вероятно, посчитав, что советский экипаж мертв, самолет вот-вот сам упадет - не управляется, летит со снижением, улетели. Одинцов вспоминал -
"... Я себе приказал: "Держись, Одинцов, держись!" В притупленном сознании мелькала мысль, которую твердили наставники в аэроклубе, в летных школах: "Смерть — это враг ... Уступить ей без борьбы — значит совершить предательство из предательств".
Одолевало неотвратимое желание бросить штурвал и закрыть глаза, но я встряхивал головой и чувствовал, что вся в пробоинах, изувеченная машина каким-то чудом держалась в воздухе ..."
Кое-как, по сути - одной рукой, выровняв самолет, Одинцов с трудом посадил его в поле "на брюхо" и потерял сознание.
А дальше... Просто железное поколение войны! По-другому и не скажешь.
Врачи в госпитале резали, зашивали ... Очень сильно была повреждена левая рука, ранения в ноги, осколки попали в грудь и в бок. Хирург так и сказал Михаилу - "Руку придется ампутировать! Другого выхода нет!". Но с этим будущий дважды Герой был не согласен категорически и ответил - "Помру, но руку не дам отрезать. Никогда на ампутацию не будет моего согласия. Лечите, а там — будь что будет!".
Хирург только сказал, качая головой - "... Рана сквозная, рваная ... Гангрена может начаться. А там...". Но Одинцов, как скала, упорно стоял на своем. И однажды, во время обхода, врач, как вспоминал Одинцов, подошел и спросил -
"... Он спросил меня:
— Боль ты, молодой человек, терпеть можешь?
Я ответил твердо:
— Любые муки вынесу, только руку сохраните.
Доктор задумался:
— Пьешь?
Одинцов отрицательно замотал головой:
— Не научился. Но если надо — буду.
Старый хирург улыбнулся, его усталые глаза засветились теплом:
— Ну что ж, попробуем. Рожден ты, парень, видно, летать, — сказал на прощанье ..."
После этого и начались у Михаила испытания на прочность.
Его руку ежедневно чистили, чтобы не началось воспаление. При этом, как он вспоминал, ощущение было - как будто мясо шашлыка на шампур нанизывают, приходилось терпеть просто чудовищную боль.
А с обезболивающими, уважаемые читатели, сами понимаете, как тогда было - практически никаких. Хорошо, если товарищи по госпиталю (иногда и врачи) доставали и наливали водки, а порой и коньяка. И Михаилу приходилось проходить необходимые процедуры с таким "наркозом".
Рана кровоточила, давала о себе знать и раненая нога - без костылей Одинцов не мог передвигаться. Но он начал ежедневно заниматься гимнастикой по разработанной системе. При этом каждое движение вызывало сильнейшую боль. Но летчик упорно учился работать ранеными ногами, до изнурения тренировал руку и работу пальцами.
Раненые в госпитале все это видели, поддерживали, как могли. Но когда Михаил говорил о будущих полетах, на него смотрели удивленно, крутили пальцем у виска. Все были единодушны - "Отлетался и отвоевался ты, парень". Но Одинцов упорно верил, что вернется в небо.
В госпитале готовили бумаги на списание, а Михаил продолжал упорно тренироваться. Он уходил в прачечную, что была при госпитале, распаривал в горячей воде поврежденную левую руку, и растягивал ее, как можно сильнее. При этом боль была такая, что приходилось даже кричать. Как вспоминал -
"Женщины-прачки меня упрашивали: "Не надо, миленький".
А, я сквозь слезы, им отвечал: "Надо!". И тренировал руку до темноты в глазах"
Но медицинская комиссия в госпитале все-таки забраковала летчика. Сам начальник госпиталя так и сказал -
"Михаил Петрович, наши врачи, ваша молодая жизненная сила сделали все возможное, но сказать вам что-либо утешительное, к сожалению, я не могу. Летать вам, вероятно, никогда уже не придется. И вообще, видимо, надо «по чистой» из армии уйти ... Хватит еще войны и на вашу долю, молодой человек ..."
Как вспоминал Одинцов, его состояние было, как тогда, во время того самого воздушного боя в июле - он сам раненый, штурман ранен, самолет на честном слове держится в воздухе, все в тумане, а земля быстро приближается ...
Михаил спорить и возражать не стал, попросил разрешения съездить в полк - проститься с друзьями, забрать вещи. Ему разрешили. Полковник медицинской службы так и сказал, прощаясь -
"Конечно, побывайте. И помните, что, если на поправку дело пойдет, война ведь горит не только в небе, но и на земле. И фронт от вас, думаю, еще не уйдет ..."
Но, направлясь в полк, Михаил уже заранее решил, что ничего не скажет о заключении медкомиссии. Он уже не хромает, рука внешне вроде бы тоже ничего. Правда, ему еще долго приходилось каждый раз ее туго бинтовать перед вылетом, да и рана кровоточила. При этом помощи он не просил и в известность об этом никого не ставил.
Одинцов прибыл в свой авиаполк. В кармане гимнастерки была справка, что летчик для службы больше не пригоден.
Но Михаилу повезло. В полку оказались знакомые, они обрадовались встрече, пошли разговоры о том, что случилось, пока Одинцова не было. В этой обстановке медицинской справкой никто и не поинтересовался.
И тогда Одинцов ее взял, порвал и выбросил! Как мусор. А медику в полку сказал, что потерял, пока ехал. Ну, мало ли - дорога, сунул куда-то в суете на пересадках, так и не нашел.
А так, вот он - прибыл из госпиталя, здоров, руки и ноги - целы, к переучиванию на новый самолет готов. Его и допустили. Вероятно, действительно было не до бумажек в той ситуации - убыль летного состава была большая, а тут летчик, внешне здоровый, уже с опытом, какие тут проверки!
Михаил Петрович всю жизнь говорил - "Самое большое несчастье - это не уметь перенести несчастье".
Здесь интересны будут воспоминания Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Н.П.Каманина. Он командовал штурмовой авиадивизией, в которой и воевал Михаил.
Генерал-полковник авиации Н.П.Каманин (1908-1982).
В книге "Летчики и космонавты" Каманин написал -
"... В полк пришел из госпиталя летчик М.П.Одинцов. Раньше он летал на бомбардировщике. В полку он быстро освоил новый для него самолет Ил-2. Летать начал уверенно, смело. На его боевом счету все чаще стали появляться записи: «Уничтожил два вражеских танка», «Сжег четыре машины», «Разбомбил эшелон», «Рассеял мотоколонну противника"... Одинцова назначили ведущим и не ошиблись. Его группа метко поражала цели, а если случалось встречаться с "мессершмиттами", то быстро вставала в оборонительный круг и успешно отбивалась.
У Михаила выявились качества воздушного вожака - он чувствовал настроение летчиков группы, умел вовремя заметить опасность и мгновенно принять решение. Он замечал даже тщательно замаскированную цель, безошибочно определял состав вражеской группы — сколько идет бомбардировщиков, сколько истребителей ..."
А второй раз беда с медкомиссией случилась у Михаила Петровича в конце 1948 года. Он был срочно госпитализирован и снова провел на больничной койке несколько месяцев. Причина - резкое обострение нефрита. Так общим словом называют группу воспалительных заболеваний почек с различными причинами и симптомами.
Одинцова признали инвалидом, списали с летной работы.
Но Михаил снова не смирился с медицинским приговором. Он поступил на военно-воздушный факультет Военно-политической академии имени В.И.Ленина. Академию окончил в 1952 году с отличием. А во время учебы продолжал свои изнурительные физические тренировки, делал упражнения сотни раз. В результате в 1950 году повторной военно-медицинской комиссией был признан годным к полетам!
Но это мы немного вперед ушли.
... Война продолжалась, Михаил Одинцов совершил уже десятки боевых вылетов, приобрел большой опыт. Поочередно он командовал эскадрильей, был начальником воздушно-стрелковой подготовки, штурманом и заместителем командира авиаполка. Дослужился до майора.
Михаил одним из первых летчиков-штурмовиков во время войны установил дополнительную бронезащиту для воздушного стрелка.
Воздушным стрелком в его экипаже был сержант Д.Г.Никонов, воевали вместе они более 3 лет. Никонов награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, многими медалями. В воздушных боях он сбил 7 истребителей и 1 бомбардировщик. Это лучший показатель среди воздушных стрелков штурмовой авиации.
А про знаменитый "летающий танк", штурмовик Ил-2, Одинцов рассказывал следующее -
"202 боевых вылета из 215, сделанных на войне, было на Ил-2. За это время потерял один самолёт в 1942 году — оторвало хвост снарядом из танка.
В том же году прилетел на аэродром на самолёте, в котором было около четырёхсот пробоин. Посадил его на колеса. Холод по спине прошёл, когда техник притащил в пилотке и показал бронебойные сердечники и осколки снарядов, собранные в фюзеляже у задней бронеспинки. Около килограмма их было. По всем лётным законам тот самолёт ремонту не подлежал, но прилетел. И отремонтировали его, он потом долго воевал ещё"
Одинцов старался осваивать новое сам и учить летчиков из молодого пополнения чему-то неожиданному для противника. К этому относится и построение в небе, какие-то тактические приемы и т.д. Всегда при этом учитывался и точный расчет, решительность в действиях, внезапность. Словом, учил тому, что уже освоил сам -
"Делай, как я. Умей штурмовать, как я, умей стрелять, думать в бою, как я! Просмотришь врага - ошибку не исправишь. Не умеющего смотреть за небом бьют сразу, в упор и наверняка!"
А молодежь в полк приходила недоученная и неподготовленная - выпускалась по ускоренной программе военного времени "взлет-посадка". Вот он им перед каждым боевым вылетом всегда настойчиво повторял при постановке задачи -
"Мне нужна не ваша героическая гибель, а ваши победы!
Отправляясь на боевое задание, думай не только о том, как разить врага, но и как от него заслоняться"
4 февраля 1944 года старший лейтенант Михаил Одинцов стал Героем Советского Союза.
В списке награжденных №65 - Михаил Одинцов. Источник - https://marxism-leninism.info/paper/pravda_1944_31-25159
Стоит отметить, что когда командир авиадивизии вручал на построении Одинцову Золотую Звезду Героя, одновременно вручил ему и погоны капитана.
Михаил_Петрович_Одинцов,_1944_год.jpg
А 27 июня 1945 года гвардии майор Одинцов стал дважды Героем Советского Союза.
Источник - https://marxism-leninism.info/paper/pravda_1945_153-24431
Узнал он об этом еще будучи в Москве, куда Михаил прибыл для участия в Параде Победы 24 июня 1945 года.
Когда вернулся к месту службы, высокую награду Одинцову вручил командующий 1-м Украинским Фронтом маршал Советского Союза И.С.Конев.
Михаил Одинцов (крайний слева в первом ряду) среди однополчан.
Во время войны летчик-штурмовик Михаил Одинцов сбивал и немецкие самолеты! Количество сбитых им и его экипажами в различных источниках варьируется по разному - от 12 до 14! И это не истребитель сбивал!
А вот данные, приведенные самим Михаилом Петровичем в журнале "Авиация и космонавтика" № 5 за 1993 год в статье "Помнить уроки войны" -
"... В годы войны я провёл на бомбардировщике Су-2 и штурмовике Ил-2 до сотни воздушных оборонительных боёв. Лично сбил 4 самолёта, ещё 1 - на счету штурмана, 8 - воздушного стрелка Дмитрия Никонова. Причём 7 из них - истребители.
Я был ранен только один раз на Су-2. Трижды приводил на аэродром частично повреждённый штурмовик ..."
После войны Михаил Петрович Одинцов учился, окончил две военные Академии - Военно-политическую и Генерального штаба.
Его военная карьера шла в рост - поочередно командовал полком, дивизией, был заместителем командующего воздушной армией, командующим ВВС ряда военных округов
Пришла эра космонавтики, Одинцов стал первым начальником Центра подготовки космонавтов.
Затем в его карьере была должность советника ВВС Войска Польского, далее - штаб Объединенных Вооруженных сил государств - участников Варшавского Договора. И в завершении - в Группе генеральных инспекторов ВВС Вооруженных Сил СССР.
Продолжал и после войны долго и много летать, освоил разные самолеты - от Пе-2 до Ил-28 (последний у него с личным налетом 620 часов), Ту-16, Су-24. Летал и на реактивных истребителях - от Миг-15 до Миг-23.
Ил-28 - один из первых серийных советских самолетов с реактивным двигателем, фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. https://dzen.ru/a/X0Int3vXG2oilFM2
Помимо самолетов, освоил и технику пилотирования вертолетом. Михаил Петрович летал на вертолетах от Ми-2 до Ми-24.
Летал, повторю, постоянно. А ведь, было время - его списывали с летной работы.
Случались и ЧП. В одном из полетов в 1974 году самолет генерал-лейтенанта Одинцова попал в плоский штопор, из которого вывести самолет летчику, несмотря на все прилагаемые усилия, так и не удалось. Назвать его неумелым летчиком нельзя совершенно, опыт пилотирования был огромный, но даже ему не удалось выправить ситуацию!
На высоте 600 метров Михаил Петрович принял решение катапультироваться, самолет разбился. После этого была проведена кропотливая работа при непосредственном участии Одинцова. В итоге в конструкцию самолета после этого были внесены изменения.
28 октября 1976 года Михаилу Петровичу было присвоено звание генерал-полковника авиации.
Он написал несколько книг воспоминаний о войне - "Тогда, в 1942-м…", "Испытание огнем", "Записки летчика" и "Преодоление". Писал статьи для журналов и газет.
В 1987 году Михаил Петрович Одинцов завершил свою многолетнюю и героическую военную службу - вышел в отставку.
Возвращаясь к теме Парада Победы. Как написано выше, Михаил Петрович участвовал в Параде Победы 1945 года. А спустя 50 лет также принял участие и в Параде Победы 1995 года.
Но тут стоит сказать отдельно. В тот день было два Парада Победы. Один - Исторический, на Красной плащади.
А второй - официальный, который пресловутый Ельцин устроил для своих "западных друзей" на Поклонной горе.
Во время Исторического парада у Мавзолея стояли президент США Билл Клинтон со своей Хиллари, премьер Великобритании Джон Мейджор, премьер-министр Канады Жан Кретьен, председатель КНР Цзян Цзэминь и другие руководители.
Билл Клинтон и Джон Мейджер у Мавзолея.
На Исторической части Парада нести Знамя Победы и было доверено генерал-полковнику авиации Михаилу Петровичу Одинцову -
М.П.Одинцов незадолго до смерти, 2011 год. Источник - https://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?photo_id=5098
Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов скончался 12 декабря 2011 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.