Бронепоезда КА в ВОВ
«К Победе по рельсам»:
бронепоезда Красной Армии в годы ВОВ
Бронепоезда — это самые настоящие мобильные крепости. Они могли быть и огневыми укреплениями, и передвижными казармами, и прекрасной базой для десантных операций — универсальные махины! Но есть один важный нюанс — была бы железная дорога…
МБВ Кировского завода № 2, состояние на 1.1940 с Л-11
... В истории СССР бронепоезда стали настоящим символом молодой страны, так как сыграли свою роль в самых разных конфликтах — от локальных столкновений на Дальнем Востоке до масштабных сражений Великой Отечественной Войны. Поэтому история советских бронепоездов — это целая эпоха в военном деле.
Межвоенный период: становление и развитие
После окончания Гражданской войны в 1922 году в составе РККА числилось около 120 бронепоездов. Это были машины, созданные в условиях острого дефицита ресурсов, но уже тогда демонстрировавшие потенциал для дальнейшего развития. Уже к 1924 году началась первая серьёзная реорганизация: бронепоезда сводились в дивизионы по три единицы — один тяжёлый и два лёгких. Таким образом формировалась структура, которая позволяла эффективнее использовать силы на поле боя.
Мотоброневагон Кировского завода действовавший на Ленинградском фронте
Важным шагом стало принятие нового устава в 1925 году. Он определял тактику использования бронепоездов, их взаимодействие между собой и с другими родами войск. В документе чётко прописывалось, что дивизион — это основное тактическое соединение, а группа бронепоездов может временно объединять до шести машин для решения конкретной задачи. Такой подход позволил сделать управление более гибким и адаптированным к меняющимся условиям.
Бронирование паровоза на заводе Январского восстания в Одессе, 8-9.1941
Однако, как это часто бывает в межвоенные годы, число бронепоездов постепенно сокращалось. Если в 1924 году их было больше сотни, то к 1928 году количество упало до 34. Тем не менее, развитие не прекращалось. Шло обновление парка: модернизировались старые площадки, разрабатывались новые типы броневагонов.
Бронепоезд Железняков («Зелёный призрак») в Севастополе 1942 год
К 1930-м годам в частях и на складах находилось уже 42 бронепаровоза и почти 100 бронеплощадок (соответственно, можно было сконфигурировать 42 бронепоезда разной длины). Всё это указывает на то, что руководство Красной Армии продолжало видеть в бронепоездах важный элемент своей боевой мощи.
Бронепоезда НКВД: особый путь
Интересно, что не только армия использовала бронепоезда. В 1928 году первый такой поезд был передан НКВД под названием «Феликс Дзержинский». Со временем формирование специализированных подразделений НКВД по охране железных дорог привело к появлению целых дивизий, каждая из которых имела свои бронепоезда. Особенно активно эта система развивалась к концу 1930-х годов.
Бронирование вагона в Московском депо, октябрь 1941
Например, в Советско-финской войне 1939–1940 годов участвовали сразу несколько бронепоездов НКВД. На Карельском перешейке действовали роты мотоброневагонов, оснащённых современными на тот момент системами вооружения. А после похода в Польшу в 1939 году к советским силам добавились трофейные бронепоезда, ранее принадлежавшие полякам. Однако часть из них вскоре снова сменила хозяина — в 1941 году некоторые попали в руки немцев.
Типы и модели: от гражданской войны до начала Великой Отечественной
К 1941 году на вооружении РККА состояли различные типы бронепоездов. Среди них можно выделить две категории.
Зенитчики бронепоезда ведут огонь по самолётам противника из строенного 7,62-мм авиационного пулемёта ПВ-1, Западный фронт, ноябрь 1941
Первая – это модернизированные бронепоезда времён Гражданской войны (всего семь единиц). Эти машины получили вторую жизнь благодаря капитальной реконструкции в 1929–1933 годах.
Вторая — бронепоезда серии БП-35, оснащённые лёгкими и тяжёлыми бронеплощадками. Лёгкие платформы имели 76-мм пушки образца 1902 или 1902/30 годов, а тяжёлые — 107-мм орудия. Всего таких площадок насчитывалось более 90.
Двухосная ПЛ № 911—045, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Варшавский вокзал (Санкт-Петербург)
Эти поезда стали основой советского бронепоездного парка к началу Войны. Они отличались относительно простой конструкцией, что позволяло ремонтировать и эксплуатировать их даже в условиях ограниченной инфраструктуры.
Бронепоезда в Великой Отечественной Войне: героизм и жертвы
На момент нападения Германии 22 июня 1941 года в распоряжении Красной Армии находилось 53 бронепоезда, включая 53 бронепаровоза и 106 артиллерийских площадок. Также были задействованы бронедрезины, моторные броневагоны и даже бронеавтомобили, приспособленные для движения по рельсам. Но небывалая Война очень быстро потребовала новых решений.
Бронеплатформа двухосная №911-045 Тара 22 т. Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г.
Один из самых известных примеров — бронепоезд №1 «За Сталина!», построенный Коломенским заводом. Его особенностью стало использование двух башен от танков Т-34, что делало его одним из самых мощных на тот момент. Однако он погиб в своём первом же бою, столкнувшись с противником под Гжатском 11 октября 1941 года.
Не менее легендарным стал бронепоезд «Железняков», защищавший Севастополь. Вооружённый пятью 76-мм корабельными установками, миномётами и пулемётами, он совершил более 140 боевых выходов. Его заслуженно прозвали «Зелёный призрак», так как он был неуловим. Но и этот гигант пал смертью храбрых в самом конце обороны города — его засыпало при обвале тоннеля в 1942 году.
Макет бронепоезда «Тульский рабочий» на станции Тула-1-Курская
Всего за Войну было (построено и) потеряно 89 бронепоездов. Только в 1941 году — 42, в 1942 — ещё 45, а в 1943 — всего два. Зато к концу Войны в составе РККА числилось уже 140 бронепоездов, что говорит о масштабах восстановления и производства.
Инновации и изменения в конструкции
В ходе Войны появились новые модели бронеплощадок. Например, ОБ-3 — двухосная платформа с одной башней, своим конструктивом ориентированная на полукустарное производство. Она была проще в изготовлении и дешевле, чем предыдущие варианты. В 1943 году появилась модель БП-43 — ещё более компактная и лучше забронированная.
В ходе Войны появились новые модели бронеплощадок.
Отдельно стоит отметить развитие бронепоездов ПВО. Их задачей стало прикрытие станций и железнодорожных коммуникаций от авиационных атак. Для этого использовались зенитные пушки и пулемёты. Всего таких платформ было построено около 100, и именно они к концу Войны стали основным направлением применения бронепоездов.
Славные имена: награждённые дивизионы
Некоторые дивизионы бронепоездов были удостоены высоких наград. Например, 31-й Горьковско-Варшавский дивизион получил орден Александра Невского. Он также известен тем, что входящие в него поезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» были оснащены реактивными установками «Катюша», что было полным «ноу-хау» по меркам времени. Да, экспериментальная идея не получила массового распространения, но в рамках одного дивизиона показала свою эффективность.
Реплика бронепаровоза БП «Козьма Минин» в Нижнем Новгороде
Другие дивизионы тоже отметились. 8-й Ясловский, 36-й Ардонский, 44-й Клайпедский и другие получили почётные наименования за боевые заслуги. Отдельно стоит отметить 1-й Отдельный Краснознамённый дивизион — он был награждён орденом Красного Знамени, что говорило о его исключительной роли в решающих операциях.
Заключение: наследие и значение
История советских бронепоездов — это история технологических экспериментов, героических подвигов и стратегического мышления. Эти машины помогали оборонять ключевые объекты, поддерживать тыл, прикрывать отход и обеспечивать мобильность огневой поддержки. Хотя к концу Войны их роль стала меняться, они остались важным элементом военного арсенала вплоть до победного мая.
История советских бронепоездов — это история технологических экспериментов, героических подвигов и стратегического мышления.
Даже после Победы бронепоезда не канули в лету. В послевоенные годы они использовались внутренними войсками НКВД для борьбы с повстанцами. Таким образом, они продолжали выполнять функцию охраны порядка и безопасности, хотя уже в (почти) мирных условиях.
Реплика бронепоезда типа БП-43 в музее техники УГМК
Если подвести итог, можно сказать одно: бронепоезда Красной Армии — это не просто техника, а наглядная история, в которой каждый болт и каждый выстрел рассказывают о людях, которые защищали свою Родину как могли, где могли и чем могли.
Если подвести итог, можно сказать одно: бронепоезда Красной Армии — это не просто техника, а наглядная история, в которой каждый болт и каждый выстрел рассказывают о людях, которые защищали свою Родину как могли, где могли и чем могли.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.
Бронепоезд в действии.