Бронепоезда КА в ВОВ

                                   «К Победе по рельсам»:

                  бронепоезда Красной Армии в годы ВОВ

Бронепоезда — это самые настоящие мобильные крепости. Они могли быть и огневыми укреплениями, и передвижными казармами, и прекрасной базой для десантных операций — универсальные махины! Но есть один важный нюанс — была бы железная дорога…

МБВ Кировского завода № 2, состояние на 1.1940 с Л-11                                               МБВ Кировского завода № 2, состояние на 1.1940 с Л-11

... В истории СССР бронепоезда стали настоящим символом молодой страны, так как сыграли свою роль в самых разных конфликтах — от локальных столкновений на Дальнем Востоке до масштабных сражений Великой Отечественной Войны. Поэтому история советских бронепоездов — это целая эпоха в военном деле.

Межвоенный период: становление и развитие

После окончания Гражданской войны в 1922 году в составе РККА числилось около 120 бронепоездов. Это были машины, созданные в условиях острого дефицита ресурсов, но уже тогда демонстрировавшие потенциал для дальнейшего развития. Уже к 1924 году началась первая серьёзная реорганизация: бронепоезда сводились в дивизионы по три единицы — один тяжёлый и два лёгких. Таким образом формировалась структура, которая позволяла эффективнее использовать силы на поле боя.

Мотоброневагон Кировского завода действовавший на Ленинградском фронте                                 Мотоброневагон Кировского завода действовавший на Ленинградском фронте

Важным шагом стало принятие нового устава в 1925 году. Он определял тактику использования бронепоездов, их взаимодействие между собой и с другими родами войск. В документе чётко прописывалось, что дивизион — это основное тактическое соединение, а группа бронепоездов может временно объединять до шести машин для решения конкретной задачи. Такой подход позволил сделать управление более гибким и адаптированным к меняющимся условиям.

Бронирование паровоза на заводе Январского восстания в Одессе, 8-9.1941

Бронирование паровоза на заводе Январского восстания в Одессе, 8-9.1941

Однако, как это часто бывает в межвоенные годы, число бронепоездов постепенно сокращалось. Если в 1924 году их было больше сотни, то к 1928 году количество упало до 34. Тем не менее, развитие не прекращалось. Шло обновление парка: модернизировались старые площадки, разрабатывались новые типы броневагонов.

Бронепоезд Железняков («Зелёный призрак») в Севастополе 1942 год

Бронепоезд Железняков («Зелёный призрак») в Севастополе 1942 год

К 1930-м годам в частях и на складах находилось уже 42 бронепаровоза и почти 100 бронеплощадок (соответственно, можно было сконфигурировать 42 бронепоезда разной длины). Всё это указывает на то, что руководство Красной Армии продолжало видеть в бронепоездах важный элемент своей боевой мощи.

Бронепоезда НКВД: особый путь

Интересно, что не только армия использовала бронепоезда. В 1928 году первый такой поезд был передан НКВД под названием «Феликс Дзержинский». Со временем формирование специализированных подразделений НКВД по охране железных дорог привело к появлению целых дивизий, каждая из которых имела свои бронепоезда. Особенно активно эта система развивалась к концу 1930-х годов.

Бронирование вагона в Московском депо, октябрь 1941

Бронирование вагона в Московском депо, октябрь 1941

Например, в Советско-финской войне 1939–1940 годов участвовали сразу несколько бронепоездов НКВД. На Карельском перешейке действовали роты мотоброневагонов, оснащённых современными на тот момент системами вооружения. А после похода в Польшу в 1939 году к советским силам добавились трофейные бронепоезда, ранее принадлежавшие полякам. Однако часть из них вскоре снова сменила хозяина — в 1941 году некоторые попали в руки немцев.

Типы и модели: от гражданской войны до начала Великой Отечественной

К 1941 году на вооружении РККА состояли различные типы бронепоездов. Среди них можно выделить две категории.

Зенитчики бронепоезда ведут огонь по самолётам противника из строенного 7,62-мм авиационного пулемёта ПВ-1, Западный фронт, ноябрь 1941

Зенитчики бронепоезда ведут огонь по самолётам противника из строенного 7,62-мм авиационного пулемёта ПВ-1, Западный фронт, ноябрь 1941

Первая – это модернизированные бронепоезда времён Гражданской войны (всего семь единиц). Эти машины получили вторую жизнь благодаря капитальной реконструкции в 1929–1933 годах.

Вторая — бронепоезда серии БП-35, оснащённые лёгкими и тяжёлыми бронеплощадками. Лёгкие платформы имели 76-мм пушки образца 1902 или 1902/30 годов, а тяжёлые — 107-мм орудия. Всего таких площадок насчитывалось более 90.

Двухосная ПЛ № 911—045, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Варшавский вокзал (Санкт-Петербург)

Двухосная ПЛ № 911—045, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Варшавский вокзал (Санкт-Петербург)

Эти поезда стали основой советского бронепоездного парка к началу Войны. Они отличались относительно простой конструкцией, что позволяло ремонтировать и эксплуатировать их даже в условиях ограниченной инфраструктуры.

Бронепоезда в Великой Отечественной Войне: героизм и жертвы

На момент нападения Германии 22 июня 1941 года в распоряжении Красной Армии находилось 53 бронепоезда, включая 53 бронепаровоза и 106 артиллерийских площадок. Также были задействованы бронедрезины, моторные броневагоны и даже бронеавтомобили, приспособленные для движения по рельсам. Но небывалая Война очень быстро потребовала новых решений.

Бронеплатформа двухосная №911-045 Тара 22 т. Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г.

Бронеплатформа двухосная №911-045 Тара 22 т. Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г.

Один из самых известных примеров — бронепоезд №1 «За Сталина!», построенный Коломенским заводом. Его особенностью стало использование двух башен от танков Т-34, что делало его одним из самых мощных на тот момент. Однако он погиб в своём первом же бою, столкнувшись с противником под Гжатском 11 октября 1941 года.

Не менее легендарным стал бронепоезд «Железняков», защищавший Севастополь. Вооружённый пятью 76-мм корабельными установками, миномётами и пулемётами, он совершил более 140 боевых выходов. Его заслуженно прозвали «Зелёный призрак», так как он был неуловим. Но и этот гигант пал смертью храбрых в самом конце обороны города — его засыпало при обвале тоннеля в 1942 году.

Макет бронепоезда «Тульский рабочий» на станции Тула-1-Курская

Макет бронепоезда «Тульский рабочий» на станции Тула-1-Курская

Всего за Войну было (построено и) потеряно 89 бронепоездов. Только в 1941 году — 42, в 1942 — ещё 45, а в 1943 — всего два. Зато к концу Войны в составе РККА числилось уже 140 бронепоездов, что говорит о масштабах восстановления и производства.

Инновации и изменения в конструкции

В ходе Войны появились новые модели бронеплощадок. Например, ОБ-3 — двухосная платформа с одной башней, своим конструктивом ориентированная на полукустарное производство. Она была проще в изготовлении и дешевле, чем предыдущие варианты. В 1943 году появилась модель БП-43 — ещё более компактная и лучше забронированная.

В ходе Войны появились новые модели бронеплощадок.

В ходе Войны появились новые модели бронеплощадок.

Отдельно стоит отметить развитие бронепоездов ПВО. Их задачей стало прикрытие станций и железнодорожных коммуникаций от авиационных атак. Для этого использовались зенитные пушки и пулемёты. Всего таких платформ было построено около 100, и именно они к концу Войны стали основным направлением применения бронепоездов.

Славные имена: награждённые дивизионы

Некоторые дивизионы бронепоездов были удостоены высоких наград. Например, 31-й Горьковско-Варшавский дивизион получил орден Александра Невского. Он также известен тем, что входящие в него поезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» были оснащены реактивными установками «Катюша», что было полным «ноу-хау» по меркам времени. Да, экспериментальная идея не получила массового распространения, но в рамках одного дивизиона показала свою эффективность.

Реплика бронепаровоза БП «Козьма Минин» в Нижнем Новгороде

Реплика бронепаровоза БП «Козьма Минин» в Нижнем Новгороде

Другие дивизионы тоже отметились. 8-й Ясловский, 36-й Ардонский, 44-й Клайпедский и другие получили почётные наименования за боевые заслуги. Отдельно стоит отметить 1-й Отдельный Краснознамённый дивизион — он был награждён орденом Красного Знамени, что говорило о его исключительной роли в решающих операциях.

Заключение: наследие и значение

История советских бронепоездов — это история технологических экспериментов, героических подвигов и стратегического мышления. Эти машины помогали оборонять ключевые объекты, поддерживать тыл, прикрывать отход и обеспечивать мобильность огневой поддержки. Хотя к концу Войны их роль стала меняться, они остались важным элементом военного арсенала вплоть до победного мая.

История советских бронепоездов — это история технологических экспериментов, героических подвигов и стратегического мышления.

История советских бронепоездов — это история технологических экспериментов, героических подвигов и стратегического мышления.

Даже после Победы бронепоезда не канули в лету. В послевоенные годы они использовались внутренними войсками НКВД для борьбы с повстанцами. Таким образом, они продолжали выполнять функцию охраны порядка и безопасности, хотя уже в (почти) мирных условиях.

Реплика бронепоезда типа БП-43 в музее техники УГМК

Реплика бронепоезда типа БП-43 в музее техники УГМК

Если подвести итог, можно сказать одно: бронепоезда Красной Армии — это не просто техника, а наглядная история, в которой каждый болт и каждый выстрел рассказывают о людях, которые защищали свою Родину как могли, где могли и чем могли.

Если подвести итог, можно сказать одно: бронепоезда Красной Армии — это не просто техника, а наглядная история, в которой каждый болт и каждый выстрел рассказывают о людях, которые защищали свою Родину как могли, где могли и чем могли.

Если подвести итог, можно сказать одно: бронепоезда Красной Армии — это не просто техника, а наглядная история, в которой каждый болт и каждый выстрел рассказывают о людях, которые защищали свою Родину как могли, где могли и чем могли.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.

Бронепоезд в действии.

                                                                        Бронепоезд в действии.