У-2 ( ПО-2 )

                                                 Он был настоящим ночным кошмаром для врага.

                       История легендарного самолета У-2

Первый полет советского многоцелевого биплана У-2 состоялся 7 января 1928 года. Он считался лучшей учебной машиной в СССР, и именно на ней проходили подготовку все летчики Красной Армии. Во время Великой Отечественной У-2 использовался в качестве связного, санитарного самолета, а также ночного бомбардировщика. Из сегодняшнего материала вы узнаете, за что У-2 любили советские пилоты и как он проявил себя в сражениях.

Погрузка раненого в санитарный У-2                                                                 Погрузка раненого в санитарный У-2

Знаменитый многоцелевой самолет

История этого самолета неразрывно связана с именем его создателя — талантливого авиаконструктора Николая Поликарпова. Ему удалось создать надежную, послушную в управлении, обладающую прекрасной аэродинамикой машину, получившую название «Учебный второй». Первый полет У-2 состоялся 7 января 1928 года. За свои характеристики самолет получил прозвище «летающая парта».

       Поликарпов Николай Николаевич (1892-1944)                                                                 Поликарпов Николай Николаевич (1892-1944)

Производство У-2 быстро росло, вскоре он появился в каждом аэроклубе и летной школе СССР. Все советские летчики 30-х годов проходили подготовку на этой машине. В 1934 году на базе У-2 была создана модификация самолета с отсеком для больного на носилках. Одним из главных преимуществ самолета стало то, что для взлета и посадки ему было достаточно даже небольшого поля или опушки. В годы Великой Отечественной его активно использовали для связи с партизанами и в качестве артиллерийского корректировщика и самолета связи. Вот что вспоминал летчик Яков Шейнкман о выполнении заданий на У-2 под Прохоровкой:

-4

«Это нельзя описать словами, вокруг все горело: техника, земля, люди... Сплошной огонь. Мы садились на своих У-2 возле КП танковых бригад ведущих бой, рядом с местом сражения, перебежками под разрывами бежали на командный пункт, передавали секретный пакет, и снова взлетали над "морем огня". После каждого вылета механики заделывали десятки дыр в плоскостях. Прохоровка — это самое страшное, что я видел на войне».

               Шейнкман Яков Михайлович                                                                                                   Шейнкман Яков Михайлович

«Ночные ведьмы»

У-2 еще стал настоящим ночным кошмаром для немцев. В начале Великой Отечественной советское командование приняло решение переоборудовать часть связных и учебных машин для ночных бомбардировок. Новая модификация хорошо показала себя в боях. У-2 брал на борт до 350 кг бомб и под прикрытием темноты отправлялся на задание, подходил к цели с установленными на малый газ двигателями на сверхмалой высоте. Благодаря этому самолет оставался незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью. После сброса бомб У-2 набирал максимальную скорость и уходил домой.

-6

Во время Великой Отечественной было создано несколько десятков полков ночных бомбардировщиков. Самый известный из них стал 558-й, состоявший полностью из женщин. Это подразделение прошло путь от Сталинграда до Берлина и нанесло огромный урон противнику. Девушки-летчицы имели рекордное для советских ВВС количество вылетов. Ирина Себрова, Мария Смирнова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко свыше 900 раз отправлялись на опасные задания. Немцы боялись советских летчиц и называли их «ночными ведьмами». Вот что писала в своем дневнике Марина Чечнева:

      Чечнева Марина Павловна (1922-1984)                                                                Чечнева Марина Павловна (1922-1984)

«30 августа 1942 года. Третий боевой вылет в эту ночь. Бомбили северо-восточнее станицы Константиновской. После этого наблюдали чередующиеся взрывы с густым дымом, которые длились в течение трех минут. Предполагалось, что взорвано было горючее».

-8

Герои Советского Союза Руфина Гашева и Наталья Меклин 46-го Гвардейского бомбардировочного полка. Наши летчицы стали ночным кошмаром фашистов. Красавицы! 

Руфина Сергеевна Гашева (1921 — 2012) — штурман, за годы войны совершила 848 боевых вылетов.

Наталья Федоровна Меклин (Кравцова) (1922-2005) — летчик, 980 боевых вылетов.

Во время Великой Отечественной 46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк (бывший 588-й) совершил свыше 23 тысяч боевых вылетов, 23 летчицы были удостоены звания Героев Советского Союза. Самолет У-2 производился на протяжении всей войны. В 1944 году скончался создатель машины Николай Поликарпов. В память о конструкторе самолет переименовали в По-2. Всего было выпущено 33 тысячи этих машин разных модификаций. Самолет стал одним из самых массовых в мире за всю историю авиации.

       Макет По-2 в Музее Г.О.Р.А.                                                                                 Макет По-2 в Музее Г.О.Р.А.

Лётно-технические характеристики

Геометрические и весовые данные:

  • Общая длина самолёта — 8,17 м
  • Макс. высота в линии горизонта — 2,9 м
  • Размах по верхнему крылу — 11,4 м
  • Ширина колеи шасси — 1,65 м
  • Масса пустого учебного самолёта на колёсном шасси — 655,0 кг
  • Масса полезной нагрузки — 287 кг
  • Бензин — 97 кг
  • Масло — 14 кг
  • Вес экипажа с парашютами — 176 кг
  • Полный вес снаряженного самолёта в среднем — 942 кг
  • Нормальный полётный вес — 1050 кг

Лётно-технические характеристики

Скорость:

  • отрыва — 75÷80 км/ч
  • подъёма — 85÷90 км/ч
  • крейсерская — 100÷120 км/ч
  • максимальная — от 130 до 150 км/ч
  • планирования — 85÷90 км/ч

Потолок — 3800 м.

Дальность беспосадочного перелёта (по топливу) — 350—400 км.

Радиус действия — 200÷250 км

Продолжительность полёта — 4÷4,5 часа

Отличия самолёта По-2ВС

[править | править код]

По-2 (У-2)ВС — вооружённый самолёт.

По-2ВС не отличается от конструкции учебного самолёта.

На самолёт установлено следующее дополнительное оборудование: шесть подфюзеляжных держателей, шкворневая установка, коллиматорный прицел со сбрасывателем, аккумуляторная электросеть.

Максимальный вес бомбовой нагрузки — 300 кг.

Геометрические и весовые данные:

  • Общая длина самолёта — 8,17 м
  • Макс. высота в линии горизонта — 2,9 м
  • Размах по верхнему крылу — 11,4 м
  • Ширина колеи шасси — 1,674 м
  • Масса пустого самолёта — 766,0 кг
  • Масса полной нагрузки — 584 кг
  • Масса полезной нагрузки — 484 кг

Лётно-технические характеристики:

Скорость:

  • максимальная горизонтальная у земли— 130 км/ч
  • на высоте 1000 м — 120 км/ч
  • посадочная — 65÷75 км/ч

Практический потолок:

  • с полётным весом 1050 кг — 3400 м
  • с полётным весом 1350 кг — 1550 м

Эксплуатационные ограничения из условий прочности:

  • максимально допустимый полётный вес не должен превышать 1350 кг
  • запрещается высший пилотаж с полётным весом более 1050 кг
  • максимальная скорость планирования (без нагрузки) не должна превышать 170 км/ч
  • максимальная скорость планирования (с нагрузкой) не должна превышать 150 км/ч
  • допустимый крен не более 45°

В Музее Победы вы сможете узнать больше об истории Великой Отечественной. Так, в нашем филиале Музее Г.О.Р.А. представлен макет легкого ночного бомбардировщика У-2ЛНБ (По-2) образца 1944 года. Этот самолет окрашен в камуфляж 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков с бортовым номером 14.