Беспоповцы

                           Беспоповцы - что это за народ

Многие ошибаются, когда утверждают, что свое название старообрядцы-беспоповцы получили из отрицания любого духовенства. Это не совсем так.

Старообрядцы-беспоповцы.                                                               Старообрядцы-беспоповцы.

Беспоповцы не отрицают духовенство, как таковое. Они просто считают, что такового не осталось после церковного раскола, произошедшего в 17 веке в результате довольно резких реформ патриарха Никона.

       

От священников, последовавших Никону, нельзя принимать не только священства, но и крещения.

Предыстория

Патриарх Никон, который кстати не пользовался авторитетом у священников, по наущению царя Алексея Михайловича, провел в 1653-1655 годах ряд реформ, направленных на серьёзные изменения в церковной жизни.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола 1654 года.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола 1654 года.

Изменения заключались в следующем:

- крестное знамение предписали совершать тремя пальцами, а не двумя:

- земные поклоны (до земли) на великопостной молитве св. Ефрема Сирина были заменены на поясные (до пояса);

- устоявшиеся русские традиции церковной жизни изменили на близкие к греческой церкви;

- внесли изменения в тексты молитв (без изменения их смысла);

- изменили правила проведения крестного хода. Если раньше они проводились по движению солнца, то теперь проводятся против движения солнца;

- двукратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» заменили на трехкратное;

- имя «Исус» следовала писать как «Иисус»;

- одежды духовенства сделали нового покроя, приблизившись к одеяниям греческих священников.

Беспоповцы.  Енисейская губерния. Начало 20 века.                                                Беспоповцы. Енисейская губерния. Начало 20 века.

Но все бы ничего и никакого раскола может быть и не случилось, если бы среди верующих велась разъяснительная работа. Но народ, как это бывает зачастую, поставили перед свершившимся фактом.

В это время, как назло, в России случилась чума.

Города опустели, а многие деревни и вовсе полностью повымирали. Дошло до того, что умерших хоронить было некому. Трупы так и лежали неубранными, распространяя вокруг свое зловоние.

Поля оставались незасеянными. А те, что засеяли, были повреждены поздними заморозками или побиты градом. Начался страшный голод.

Все это вместе спровоцировало в стране панику. Люди верили, что это начало Страшного суда Божия. А так как перед началом этого суда на землю должен явиться антихрист, вот большинство верующих и показало на Никона, как на антихриста.

Медные литые иконы беспоповцев.                                                              Медные литые иконы беспоповцев.

Люди отказывались принимать реформы Никона и придерживались старых обрядов богослужения. На христиан-старообрядцев начались гонения. Они были вынуждены скрываться и проводить свои обряды тайно, или же уходить в леса и уже там среди лишений и бедствий жить, придерживаясь старой веры.

Без попа в голове

В начале 18 века в рядах старообрядцев не осталось в живых ни одного священника дореформенного рукоположения. Последним епископом, который поддерживал старообрядцев, был Павел Коломенский.  

Он  умер, а по некоторым сведениям сожжен на костре, в 1656 году. Преемников он не оставил после себя.

Одна часть староверов начала охотно прибегать к помощи священников, отвернувшихся от реформ Никона. Эту часть стали называть «поповцами».

Старообрядцев же, утверждающих, что истинные священники умерли, а оставшиеся окончательно стали слугами антихриста, стали называть «беспоповцами».

Беспоповцы.                                                                                              Беспоповцы.

Беспоповцы считают, что официальные священники, то есть те, кто принял реформы Никона, лишены божественной благодати. Если это так, то в этих служителях Бога нет никакой необходимости.

Скрываясь от преследования властей, беспоповцы стали селиться в труднодоступных местах, преимущественно в Поморье — севере Архангельской губернии, где возникла Выговская пустынь.  

Однако и там им не всегда удавалось скрыться от своих гонителей. Они уходили еще дальше, благо обширные территории Российской империи позволяли затеряться им вдали от цивилизации.

Священником может быть каждый

Христианин, добавим мы. Да, да. Если они не принимают институт духовенства, то кто же у них духовные руководители? Беспоповцы стали избирать своих духовников из мирян.

Они могут называться по разному. В какой-то общине беспоповцев их зовут наставниками, а где-то стариками. И это не обязательно должен быть мужчина. Священнослужением у беспоповцев может быть и женщина. Так что они на столетие-другое обставили европейских протестантов.

Наставники и старики возглавляют богослужение в молельных домах, крестят, исповедуют и исполняют требы.

Беспоповские общины существовали и продолжают существовать до сих пор, хотя их численность значительно сократилась со временем. 

Тем не менее, несмотря на уменьшение численности, беспоповское направление продолжает оставаться важной частью культурного наследия старообрядчества и российской истории.

Российские старообрядцы и их традиции могут удивить даже россиян, а не только иностранцев

Старообрядцы — те, кто в Царской России слыли отличными промышленниками и купцами. Но не это главное, а главное то, что их вера и религиозные ритуалы существенно отличаются от православия.

Как религиозное течение старообрядчество существует с 17 века. После религиозной реформы именно старообрядцы не приняли новые религиозные догмы. И предпочли жить обособленно от всех неверующих или верующих “не так”. Уклад жизни современных старообрядцев может удивить кого угодно. Сделал для вас подборку информации о староверах и их традициях.

Поповцы и беспоповцы

У староверов-беспоповцев службы проводят в молельном доме без участия священника. И именно это ответвление сильнее других отличается от классической церкви. У беспоповцев в службе участвуют все прихожане. У них нет централизованного управления даже на уровне духовном, а не только на физическом.

Если старообрядцу что-то в молельном доме не понравилось, он с чем-то несогласен, то он может молиться у себя дома, и никто его за это не осудит. Он сам волен принимать такие решения.

-2

Старообрядцы очень свободолюбивые. Если их кто-то притесняет или диктует, как им жить, то они собирают иконы, семью и домашнюю утварь, а потом просто переезжают в новую общину, где им помогают обустраиваться на новом месте всем селом.

Староверы-поповцы по своим разумениям и укладу жизни ближе к классической церкви, чем беспоповцы, хоть и также крестятся двумя перстами, как их “собратья” по догматам.

Воспитание детей

Несмотря на то, что многие дети старообрядцев учатся в мирских школах, а парни из общины, окончив школу, идут служить в армию, своих детей староверы воспитывают в собственных традициях довольно обособленно. С малых лет детей приучают к вере, труду и старообрядческому укладу жизни. В институтах молодых староверов не учат, но дают базовые знания во многих прикладных профессиях прямо в общине.

В таких общинах считается, что именно труд, а не игра, помогают детям вырасти достойными людьми. Маленьких детей помощью по дому стараются не нагружать. Всем выдаются задания в соответствии с возрастом и по силам. Так старообрядцы приучаются трудиться на благо своей семьи. И многие из них, занимаясь натуральным хозяйством, не только обеспечивают себя всем необходимым, но и живут по нашим меркам довольно богато: строят просторные дома, покупают хорошие машины.

Особенности быта

-3

Одежду старообрядцы стараются шить для себя сами. Питаются в основном тем, что выращивают в своих хозяйствах. И на столе у них часто бывают такие разносолы, которые у нас появляются только по праздникам.

Для пришлых людей, которые к старообрядцам наведываются редко, у них есть отдельная посуда. Вино и иной алкоголь старообрядцы не употребляют, других вредных привычек не имеют. Посуду староверы моют с молитвой, с молитвой же выполняют разные дела по хозяйству. Трудятся от зари до заката. Лекарствами почти не пользуются. Слывут крепкими людьми и лечатся при необходимости народными средствами (травами и медом). К вещам староверы относятся бережно. За модой никогда не гонятся и носят вещи годами, часто передавая добротные сапоги или рубахи по наследству.

Телевизор старообрядцы не смотрят, интернетом не пользуются. И вообще стараются как можно реже контактировать с современной цивилизацией. Новости они узнают, продавая что-то в городе. Еще старообрядцы не любят, когда их пытаются снять с помощью видеокамеры или фотоаппарата.

Один брак на всю жизнь

-4

Старообрядцы женятся один раз и на всю оставшуюся жизнь в довольно молодом возрасте. Пару стараются себе искать в других общинах или даже за границей, чтобы в одном поселке не было браков между родственниками.

Староверы утверждают, что выбирают мужа или жену сердцем. Чувствуют, какой человек им подходит. В семью девушки жених приходит свататься по всем правилам. Если девушка отвечает согласием, то долго молодые не встречаются, а стараются поскорее пожениться. Разводы как решение внутрисемейных проблем старообрядцы никогда не рассматривают. Считают, что жена дана свыше и нужно работать над отношениями.

В старообрядческих семьях как правило 8-10 детей. Если в семье 5-6 детей, то по меркам староверов такая семья считается малодетной. Родственники из общины, как и соседи, всегда стараются помогать друг другу. Староверческие общины из-за гонений в прошлом есть не только в России, но и за рубежом, например, в Штатах и Канаде, поэтому помощь в случае чего может прийти даже из-за границы.

Отличия в вере

-5

При крестном ходе староверы идут по движению солнца. Иконы пишут сами в старом стиле. Крест у них восьмиконечный. На кресте старовера не бывает изображения распятого Иисуса.

Крещение у старообрядцев проходит троекратным погружением под воду с головой. Обливание водой из купели как в православной церкви они не признают.

Согласно своей вере староверы не употребляют нецензурные слова. Они не садятся на чужие лавки и стулья, не едят из чужой посуды внутри одной семьи и в гостях. Они никогда не пойдут мыться в баню, где мылись представители иной веры. В домах этих людей есть красные углы с иконами, где они молятся не менее пяти раз в сутки.

Кстати, знаменитая Агафья Лыкова происходит из семьи старообрядцев-беспоповцев.

По причине своей веры Агафья и доживает свой век в одиночестве в избушке, которая удалена от людей.

Старообрядцы полагают, что после реформы Никона многие священные для них книги были переписаны с ошибками. Поэтому изучают собственную веру по самым старым книгам, которые только могут найти и выкупить.

После нескольких веков гонений на староверов запрет старых обрядов был снят синодом в 1929 году. В наши дни отношения староверов и православных можно назвать особыми. Не так давно церковь перестала ставить старообрядцев в один ряд с так называемыми инославными. Но и полного взаимопонимания пока достичь не удалось. Вот так и живут староверы своими общинами. Поделитесь, что вам известно о староверах и их жизни.