85 мм зенитка

Picture background

                         85-мм зенитка обр. 1939 года:

               техника, которая останавливала и танки

К концу 1930-х годов окончательно стало ясно: авиация становится ключевым элементом войны. Советское командование понимало — без эффективной противовоздушной обороны невозможно защищать ни города, ни промышленные центры.

85-мм зенитная пушка обр. 1939 года 52-К в Нижегородском Кремле                                                     85-мм зенитная пушка обр. 1939 года 52-К в Нижегородском Кремле

На тот момент уже существовала 76-мм зенитка обр. 1938 г., но её боевых характеристик было недостаточно для отражения новых угроз. Срочно нужна была более мощная система ПВО.

85-мм зенитная пушка в музее-заповеднике «Сталинградская битва»                                                     85-мм зенитная пушка в музее-заповеднике «Сталинградская битва»

Времени на разработку практически не было, и главный конструктор Михаил Логинов вместе с Георгием Дорохиным предложили решение: использовать базу старой 76-мм пушки и установить на неё новый 85-мм ствол.

Конструктивные особенности и эволюция технологии

Пушка получила индекс 52-К и стала первой советской зениткой калибра 85 мм. Она сохранила полуавтоматический затвор и многие элементы управления от предшественницы, но при этом имела более длинный ствол — 55 калибров. Это дало возможность увеличить начальную скорость снаряда и повысить точность стрельбы.

Почта России, 2014 г. Оружие Победы.

                                                    Почта России, 2014 г. Оружие Победы.

Со временем конструкция модернизировалась: в 1943 году внедрили моноблочный ствол, а также усовершенствовали противооткатные устройства. Эти изменения позволили сделать пушку надёжнее и доступнее для массового производства.

Бой без правил: как 52-К стала противотанковой

Хотя изначально пушка предназначалась исключительно для борьбы с авиацией, вскоре выяснилось, что она отлично подходит и для уничтожения танков. Её бронебойный снаряд БР-365 мог пробить до 119 мм стали на дистанции 100 метров, а на расстоянии 2 километра — 85 мм.

85-мм зенитное орудие 52-К 6-й батареи на Пролетарском мосту в Туле, октябрь 1941 года.

                           85-мм зенитное орудие 52-К 6-й батареи на Пролетарском мосту в Туле, октябрь 1941 года.

Для сравнения: большинство немецких танков того времени имели лобовую броню не толще 80 мм. Эта находка кардинально изменила тактику ведения боя: теперь зенитки активно использовались в качестве мобильных противотанковых средств.

Боеприпасы и проблемы с порохом

Система стрельбы опиралась на унитарные патроны, где снаряд и заряд объединены в единое целое. Однако во время Войны возникла проблема с качеством пороха.

Некоторые партии импортного пороха «ОД» (по ленд-лизу) вели себя непредсказуемо: при низких температурах они давали аномальный скачок давления, что вызывало трещины в казённиках и даже повреждение стволов.

Расчёт 85-мм зенитного орудия 52-К 6-й батареи 732-го зенитно-артиллерийского полка на рубежах обороны города Тулы, октябрь 1941 год.

Расчёт 85-мм зенитного орудия 52-К 6-й батареи 732-го зенитно-артиллерийского полка на рубежах обороны города Тулы, октябрь 1941 год.

Инженеры и артиллеристы были вынуждены ограничивать использование таких зарядов — например, запрещалось стрелять ими зимой или без добавки трубчатого пороха. Такие казусы серьёзно влияли на боеготовность частей.

Без использования системы ПУАЗО-3 эффективность стрельбы по воздушным целям снижалась. Прибор позволял рассчитывать траекторию полёта самолёта и автоматически передавал данные на принимающие механизмы пушки.

Оптическая труба ПО-1М1 в ящике (комплектующие отсутствуют).

                                   Оптическая труба ПО-1М1 в ящике (комплектующие отсутствуют).

Но в экстренных случаях, когда связь с ПУАЗО терялась, расчеты вели огонь вручную — через оптическую трубу ПО-1. Эта система обеспечивала достаточную точность для борьбы с штурмовой авиацией и наземными целями. Особенно важно это было на окраинах городов и в условиях ближнего боя.

Производство и масштабы выпуска

Первые образцы 52-К начали выпускать на заводе №8 под Калининградом, затем производство развернули и на свердловском филиале того же завода.

52-К в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Ствол-моноблок.

                                             52-К в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга. Ствол-моноблок.

Общий выпуск составил около 14 400 единиц, что сделало пушку одной из самых массовых систем ПВО времён Войны. Массовое производство стало возможным благодаря упрощению конструкции и изменению технологий изготовления деталей.

В 1944 году начался выпуск модернизированной версии — КС-12.

 Picture background

Расчёт и работа на огневой позиции

Эффективность пушки зависела не только от конструкции, но и от подготовки расчёта. Орудие обслуживалось семью бойцами: командир, наводчик, заряжающий, два установщика взрывателей и два помощника.

Расположение орудийного расчёта по команде «За орудие»

                                            Расположение орудийного расчёта по команде «За орудие»

Каждый член расчёта выполнял чётко определённые функции: кто-то совмещал показания с ПУАЗО, кто-то устанавливал трубки на снарядах, кто-то непосредственно производил выстрел.

Расположение орудийного расчёта для ведения огня                                                Расположение орудийного расчёта для ведения огня

При опытном расчёте пушка могла производить до 20 выстрелов в минуту — высокий показатель для зенитного орудия.

Мобильность пушки обеспечивалась за счёт четырёхколёсной платформы, которую можно было перевозить автомобилем или трактором. Перевод из походного положения в боевое занимал менее двух минут.

52-К. Музей-полигон бронетанковых войск США в Абердине, 2007 год.

                                  52-К. Музей-полигон бронетанковых войск США в Абердине, 2007 год.

Главный минус - в полевых условиях требовалось постоянное техническое обслуживание — особенно важным было состояние противооткатных механизмов и электрической системы. Но общая простота конструкции позволяла проводить ремонт даже в полевой мастерской, что делало пушку крайне практичной в условиях войны.

Технические характеристики
Масса боевой вес: 4500 кг
(9921 фунт)
вес в пути: 4500 кг
(9921 фунт)
Длина 7,05 м (23 фута 2 дюйма)
Длина ствола 4,7 м (15 футов 5 дюймов)
55 калибров
Ширина 2,15 м (7 футов 1 дюйм)
Высота 2,25 м (7 футов 5 дюймов)
Экипаж 7

Оболочка 85×629 ммR
Вес скорлупы 9,2 кг (20 фунтов 5 унций)
Калибр 85 мм (3,34 дюйма)
Казенная часть Вертикальное скольжение-клин
Отдача Гидропневматический
Перевозка 2-осный и 4-колёсный с аутригерами
Высота над уровнем моря От -3° до 82°
Пересечение 360°
Скорострельность 10-12 выстрелов в минуту
Начальная скорость снаряда 792 м/с (2598 футов/с)
Эффективная дальность стрельбы 10 500 м (34 448 футов) (вертикальный диапазон)
Максимальная дальность стрельбы 15,65 км (51 127 футов) (9,72 мили)

Послевоенная жизнь и второе рождение

После Войны пушка оставалась на вооружении до тех пор, пока не появились первые зенитные ракетные комплексы. После этого часть орудий была передана в другие страны, часть — переоборудована в мирных целях, например, в противолавинные установки.

 Т-34-85                                                                                    Т-34-85

Также 52-К послужила основой для создания танковых пушек Д-5 и ЗИС-С-53, установленных на Т-34-85 и других боевых машинах.  Picture background

Основные данные пушки ЗИС-С53

Калибр 85 мм
Наибольшее давление пороховых газов 2585 кг/см²
Полная длина ствола 4645 мм
Длина нарезной части ствола 3495 мм
Число нарезов 24
Крутизна нарезов (постоянная) 25 калибров
Нормальная длина отката 280 - 320 мм
Начальное давление в накатнике 34 - 37 атм
Количество жидкости в накатнике 3,15 л
Количество жидкости в тормозе отката 3,25 л
Вес качающейся части (без бронировки) 1150 кг
Вес откатных частей 900 кг[10]

Таким образом, зенитка обр. 1939 года оставила след не только в истории ПВО, но и в развитии бронетанковых сил.

                                                                                                 С уважением, Иван Вологдин