Аэросани НКЛ-26

Picture background

                   Грозные суровые боевые советские

                аэросани НКЛ-26 - уникальная техника

На первый взгляд, идея боевых аэросаней кажется абсурдной — деревянный корпус, открытый двигатель и пулемёт на крыше. Однако именно такие машины стали довольно значимым и оригинальным элементом советской зимней тактики в условиях Великой Отечественной Войны.

НКЛ-26 (справа) и РФ-8 в Музейном комплексе УГМК                                                             НКЛ-26 (справа) и РФ-8 в Музейном комплексе УГМК

Среди множества моделей особое место занимает НКЛ-26 — мобильная, вооружённая и удивительно простая в производстве боевая единица, созданная для передвижения по заснеженным пространствам. Её появление стало ответом на насущные задачи обеспечения логистики, разведки и мобильного огневого прикрытия в суровых климатических условиях наших широт.

Исторический фон создания

Идея использования снегоходов с авиационным двигателем появилась ещё в 1919 году, но лишь к середине 1930-х годов технологии достигли уровня, позволяющего говорить о практическом применении таких машин. Развитию способствовали как опыт Первой Мировой, так и Гражданская война, где отсутствие развитой дорожной сети вынудило конструкторов искать нестандартные решения.

Финский вариант аэросаней.                                                                                Финский вариант аэросаней.

В августе 1941 года было принято постановление ГКО № 516 сс, положившее начало массовому производству аэросаней. Под руководством Николая Михайловича Андреева и Михаила Васильевича Веселовского Московский глиссерный завод начал выпуск НКЛ-26, которые вскоре оказались на льду Ладоги и совершили несколько глубоких рейдов по тылам противника.

Технические характеристики: дерево, сталь и авиационный двигатель

НКЛ-26 весила менее полутора тонн и могла развивать скорость до 70 км/ч по ровному покрытию. Двигатель М-11Г — пятицилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения мощностью 110 лошадиных сил — обеспечивал необходимую тягу для движения по снегу.

Аэросани НКЛ-26 44-го отдельного аэросанного батальона перед выходом на боевое задание южнее Новгорода в январе 1944 года.

Аэросани НКЛ-26 44-го отдельного аэросанного батальона перед выходом на боевое задание южнее Новгорода в январе 1944 года.

Винт диаметром 240 см, выполненный из дерева с металлической оковкой, толкал машину вперёд, позволяя ей уверенно преодолевать снежные заносы и небольшие препятствия. Ходовая часть состояла из четырёх управляемых лыж, что делало аппарат исключительно манёвренным даже на сложной местности.

Бронирование представляло собой комбинацию 10–15 мм фанеры и стального листа, достаточную для защиты от пуль малокалиберного оружия. Вооружение включало пулемёт ДТ калибра 7,62 мм на поворотной турели, а также десять гранат РГД-33 для ближнего боя. Picture background

Каркас НКЛ-26 собирался из шпангоутов и стрингеров, затем обшивался водостойкой фанерой.

Каркас НКЛ-26 собирался из шпангоутов и стрингеров, затем обшивался водостойкой фанерой. Передняя часть защищалась установленным под углом броневым щитом, через который водитель наблюдал за дорогой через узкую прорезь.

Турель пулемёта имела угол горизонтального обстрела до 300°, что позволяло эффективно вести огонь почти в любом направлении. Управление осуществлялось через систему тросов и рычагов, связанных с полуосями всех четырёх лыж, что давало возможность резко менять направление движения.

Компьютерная модель.                                                                                   Компьютерная модель.

Масса, т 1,284
Экипаж, чел. 2
Габаритные размеры, мм
Длина 5500
Ширина 2600
Общая высота 3190
Дорожный просвет 320
Колея 1680
Защита аэросаней
Тип брони фанера, сталь
Бронирование, мм 10-15
Вооружение
Пулемёт(ы) Пулемёт ДТ 7,62 на турели
Боекомплект пулемёта(ов) 10 магазинов
Другое вооружение 10 гранат РГД 33
Двигатель
Тип двигателя 5-цилиндровый звездообразный
Модель двигателя М-11Г
Мощность двигателял.с. (кВт) 110 (81)
Число оборотов в мин 1500-1550
Сорт топлива Б-70, КБ-70, высший авиационный, «Калоша»
Ёмкость топливного бака, л 140
Ёмкость маслобаков, л 20
Тип охлаждения воздушный
Ходовая часть
Тип винта деревянный
Диаметр винта, мм 2400
Количество лыж 4
Управляемых лыж 4
Ходовые качества
Радиус поворота, м 8-9
Скорость по шоссе, км/ч 70
Скорость на пересечённой местности, км/ч 25-35
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,04-0,05

 

Интересной деталью стало использование подогревателя воздуха на входе в карбюратор, позволявшего запускать двигатель при температуре ниже -20°C без предварительного прогрева. Капот двигателя был съёмным, а основной топливный бак находился в задней части корпуса.

Боевое применение: от Ладоги до Печоры

Первые боевые действия с участием НКЛ-26 начались в январе 1942 года на льду Ладожского озера. Машины использовались для доставки грузов в блокированный Ленинград и обеспечения безопасности «Дороги жизни».

В моделировании.

В моделировании.

В дальнейшем аэросани стали основой отдельных аэросанных батальонов, действующих совместно с лыжными частями. Экипаж из двух человек — командир и водитель-механик — выполнял функции разведки, связи и быстрого реагирования.

Примечательно, что в январе 1944 года аэросани участвовали в операциях южнее Новгорода, где их манёвренность сыграла решающую роль в обходе противника.

После Войны многие экземпляры были переданы в гражданские службы связи.

После Войны многие экземпляры были переданы в гражданские службы связи.

После Войны многие экземпляры были переданы в гражданские службы связи. В частности для обслуживания почтовых маршрутов на реках Амур, Обь, Печора и в других труднодоступных регионах.

Преимущества и ограничения

Основным преимуществом НКЛ-26 была проходимость машины — она могла перемещаться там, где обычный автотранспорт просто застревал. Низкое удельное давление на грунт (0,04–0,05 кг/см²) позволяло саням скользить по снежному покрову, практически не проваливаясь. Высокая скорость и относительная простота в изготовлении делали сани удобными для массового выпуска.

Основным преимуществом НКЛ-26 была проходимость машины — она могла перемещаться там, где обычный автотранспорт просто застревал.

Основным преимуществом НКЛ-26 была проходимость машины — она могла перемещаться там, где обычный автотранспорт просто застревал.

Однако у модели были и недостатки. Защита была минимальной — крупнокалиберный пулемёт или миномётный огонь могли легко вывести аэросани из строя. Запас хода составлял около 300 километров, после чего требовалась дозаправка. Также возникали проблемы с эксплуатацией в условиях сильных метелей и глубокого снежного покрова. А в полевых условиях ремонт довольно сложного двигателя или ходовой части был крайне затруднён.

Производство НКЛ-26 началось в конце 1941 года на Московском глиссерном заводе. Первые образцы отличались от более поздних версий некоторыми особенностями сборки, например, расположением дополнительного оборудования и конструкцией капота.

Со временем конструкция была упрощена, чтобы ускорить выпуск и снизить себестоимость. Модификаций было немного, поскольку модель изначально создавалась как базовая платформа для перевооружения и адаптации.

Только в 1959 году выпуск был прекращён, так как появились более совершенные аналоги

Только в 1959 году выпуск был прекращён, так как появились более совершенные аналоги

Только в 1959 году выпуск был прекращён, так как появились более совершенные аналоги, способные работать круглый год и в более широком спектре условий.

Сегодня сохранившиеся экземпляры НКЛ-26 можно увидеть в нескольких музеях. Один из них находится в Музейном комплексе УГМК в Екатеринбурге, другой — в деревне Падиково Московской области. Эти артефакты представляют собой ценность не только как исторические объекты, но и как образцы советской инженерной мысли.

В моделировании

В моделировании

В процессе реставрации специалисты сталкиваются с проблемой восстановления оригинальных материалов — фанеры, деревянного винта и некоторых компонентов двигателя. Тем не менее, усилия продолжаются, поскольку каждая деталь рассказывает свою историю о сложнейшем времени, когда и сани стали оружием.

                                                                                  С уважением, Иван Вологдин