Истребитель БИ-1

 Picture background

        Би-1. Каким был первый ракетный истребитель СССР

Современные истребители называют реактивными, что вполне корректно, так как основная тяга создаётся выбросом газов из двигателя. Однако часть энергии расходуется на работу компрессора и турбины, которые поддерживают функционирование двигателя.

Между тем, на заре развития авиации первые попытки использования реактивной тяги были предприняты в 1940-х годах.

Именно эти самолёты были на 100% реактивными, а точнее — ракетными, так как в качестве силовой установки использовали жидкостный ракетный двигатель. Неудивительно, что самыми быстрыми самолётами Второй мировой войны стали немецкий Messerschmitt Me.163 Komet (960 км/ч на высоте 3000 метров) и советский Би-1 (>800 км/ч).

Работы по созданию советского реактивного перехватчика начались в 1940 году под руководством двух выдающихся конструкторов — Александра Яковлевича Березняка и Алексея Михайловича Исаева.

       Picture background

Знакомые фамилии? Конечно, но вернёмся к ним позже.

Во второй половине 1940 года у А.Я. Березняка появилась идея создать ракетный перехватчик, основное преимущество которого заключалось бы в высокой скорости, достаточной для перехвата любой воздушной цели.

     Picture background

Тогда же к проекту присоединился Исаев, который с энтузиазмом включился в работу.

1940-й и начало 1941 года прошли в создании прототипа планера и разработке концепции применения самолёта.

Изначально планировалось оснастить самолёт достаточно совершенным двигателем Д-1-А-1100 с тягой 1100 кг конструкции Леонида Степановича  Душкина.

                            Picture background

Однако обеспечить работу турбонасосного агрегата (ТНА) в агрессивной среде азотной кислоты не удалось. Поэтому конструкторы вернулись к классической вытеснительной схеме, что вполне логично, учитывая требования к такому истребителю.

Понятные юридические консультации

Несмотря на агрессивную среду азотной кислоты и относительно низкий удельный импульс её топливной пары с керосином, этот выбор можно считать оправданным, так как он позволял обойтись без криогенных компонентов, таких как кислород.

-2

-2-2

С началом Великой Отечественной войны развитие проекта было одобрено лично Сталиным, так как немецкая авиация рвалась к Москве, а остановить её было практически нечем. Поршневые МиГ-3 не успевали взлетать на перехват немецких бомбардировщиков, а тяжёлых истребителей, способных патрулировать над Москвой, попросту не существовало.

Работы ускорили. На создание прототипа самолёта дали 35 дней, и трудиться пришлось практически в мобилизационных условиях.

Согласно расчётам, Би-1 мог развивать скорость до 900 км/ч, что в 1,5 раза быстрее, чем самые быстрые самолёты своего времени. Однако за такие характеристики приходилось платить временем активного полёта, которое составляло считанные минуты.

Концепция применения была предельно проста. Получив сообщение о появлении противника, Би-1 запускал двигатель и стартовал с аэродрома на реактивной тяге. После этого у самолёта было 5–7 минут, чтобы найти бомбардировщик и уничтожить его с помощью двух 20-мм пушек ШВАК. После завершения миссии самолёт с выключенным двигателем планировал на аэродром.

Камера сгорания в хвосте самолета

-3-2

                                                       Камера сгорания в хвосте самолета

Примерно по такой же схеме действовала и немецкая "Комета", добившись в 1945 году определённых успехов при ограниченном применении.

Первый полёт был намечен на февраль 1942 года, но, когда лётчик Георгий Яковлевич Бахчиванджи сел в кабину и запустил двигатель, произошёл взрыв.

        

Камера сгорания двигателя пробила бронеспинку сиденья, а самолёт разлетелся на куски. Лишь чудом лётчик остался жив и отделался минимальными ожогами. Выяснилось, что инцидент произошёл из-за выработки ресурса камеры сгорания. Иными словами, двигатель не выдержал испытаний.

Уже 15 мая состоялся первый полёт, который продлился чуть больше минуты. Бахчиванджи стартовал и скрылся в облаках. Однако при заходе на посадку из-за превышения скорости у Би-1 надломилась стойка шасси. Тем не менее начало было положено.

Испытатель отметил, что поведение самолета в полете является предсказуемым, приборы расположены удобно, однако самолет требует куда более быстрой реакции от летчика нежели традиционный поршневой истребитель.

-4

-4-2

Испытания продолжались весь 1943 год. Во время седьмого полёта Бахчиванджи должен был протестировать максимальную скорость. С точки зрения наблюдателей всё шло штатно, но, достигнув скорости 800–1000 км/ч, самолёт внезапно вошёл в крутое пике, из которого уже не вышел.

Эта катастрофа, а также появление новых реактивных самолётов с газотурбинными двигателями привели к закрытию проекта самолётов "Би".

На первый взгляд может показаться, что проекты вроде "Би" были пустой тратой ресурсов. Однако это далеко не так. Березняк и Исаев стали основателями двух значимых предприятий, работающих до сих пор: АО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка» и Конструкторского бюро химического машиностроения имени А. М. Исаева.

А Би-1 стал настоящей легендой, положившей начало русской ракетной технике и высокоскоростным летательным аппаратам.

                                                                  Александр Травников24 дек 2024

Для сравнения...

Картинка комментария