Самовар

Picture background

Откуда появился русский самовар? Почему не чайник или котелок.

Представьте морозный вечер, скрип снега за ставнями, а в горнице – особый уют, рождаемый теплом и ароматом свежего чая, струящегося из блестящего, начищенного до зеркального блеска сосуда, занимающего почётное место на столе. Это самовар.

Хотя сегодня самовар неразрывно связан с Россией, его истоки уходят корнями в глубокую древность и далёкие земли. Принцип нагрева жидкости внутри сосуда с помощью внутреннего источника тепла – раскаленных углей или щепы – был известен ещё античным цивилизациям. Археологи находят свидетельства существования подобных устройств в Древнем Риме. И на Востоке идея получила свое развитие: в Китае использовали «хо-го» – сосуды с трубой для приготовления пищи и супов, в Иране был известен «соган», а в Японии – «хибати», служивший и для обогрева, и для кипячения воды.

В XVII-XVIII веках волна увлечения восточной экзотикой и чайной культурой захлестнула Европу. В Англии и Голландии появились дорогие и изысканные «чайные урны» или «чайные вазы», работавшие чаще на спиртовых горелках и бывшие атрибутом аристократических салонов. Именно через эти европейские веяния, а также через непосредственные контакты с Востоком, идея подобного нагревательного прибора проникла в Россию.

-2

Однако подлинное рождение русского самовара произошло в суровых условиях Урала. Ключевую роль здесь сыграли промышленники Демидовы. В 1740 году на их Суксунском заводе был изготовлен первый документально зафиксированный в России прибор, очень похожий на будущий самовар – медный «казан с трубой». Эти ранние, ещё примитивные устройства, часто называемые «сбитенниками» (по имени горячего напитка сбитня, который в них готовили), использовались в основном в походных условиях горнозаводскими рабочими и солдатами. Но настоящий расцвет, превративший практичную идею в культурный феномен, ждал самовар в Туле, городе, славящемся своими оружейниками и мастерами по металлу.

-3

Тула стала колыбелью самоварного искусства. Город обладал всем необходимым: многовековыми традициями обработки металлов, высочайшей квалификацией ремесленников (особенно оружейников, чьи точные руки искали мирного применения в постпетровскую эпоху), доступом к меди и латуни, а также развитым купеческим сословием, чувствовавшим коммерческий потенциал нового бытового предмета.

В 1778 году в небольшой частной мастерской братья Иван и Назар Фёдорович Лисицыны изготовили первый прибор, который уже можно было с полным правом назвать самоваром в его классическом, узнаваемом виде.

        Picture background

Гениальность тульских мастеров заключалась не в изобретении принципа, а в его доведении до совершенства, создании невероятно эффективной, практичной и эстетически привлекательной конструкции, идеально приспособленной к русскому быту.

-4

Русский самовар поражал своей продуманностью. Его сердцем была жаровая труба («кувшин»), проходящая вертикально через весь корпус и заполняемая горящими углями, сосновыми шишками или щепой. Эта конструкция обеспечивала быстрый нагрев большого объема воды за счёт огромной площади соприкосновения с огнем и отличной тяги. Краник с ключом позволял легко наливать кипяток, не двигая тяжелый сосуд. Наверху располагалась конфорка – небольшая площадка для установки заварочного чайника, который таким образом постоянно подогревался паром от кипящей воды. Духовое поддувало внизу и крышка на трубе сверху позволяли регулировать интенсивность горения.

Изготавливался самовар чаще всего из меди, латуни или томпака (сплава меди и цинка), а для красоты и защиты от окисления его нередко никелировали или даже серебрили. Туляки превратили утилитарный предмет в произведение искусства: корпуса гравировали, чеканили, украшали литыми деталями, расписывали, создавая самовары в стилях барокко, ампир, модерн.

-5

Уже к началу XIX века Тула стала настоящей «самоварной столицей». Возникли десятки знаменитых фабрик – Баташевых, Шемариных, Воронцовых, Тейле и других. Они выпускали невероятное разнообразие моделей: от простых, дешевых «банок» и «рюмок» для трактиров и бедных домов до роскошных, уникальных «этажерок», «ваз» и «шаров», украшавших столы знати и купечества. Самовар стремительно завоевывал Россию, проникая и в деревенскую избу, и в городскую гостиную. Изначально топившийся углями или древесным топливом, он эволюционировал: появились удобные для путешествий дорожные самовары, затем керосиновые (знаменитые «керосинки»), а на рубеже XIX-XX веков – и электрические. Но именно угольный, с его неповторимым шипением и ароматом горящих углей, оставался самым любимым и «настоящим».

-6

Самовар очень быстро перерос свою первоначальную функцию кипятильника воды. Он стал ключевым символом русского быта и духа. Его ставили в центр стола, и вокруг этого теплого, блестящего солнца собиралась вся семья, принимались гости. Процесс растопки, ожидание, пока вода «запоет», затем шипение и, наконец, бурное кипение – всё это создавало особый ритуал, атмосферу уюта, неторопливого общения и душевности. Самовар олицетворял домашний очаг, хлебосольство и щедрость русского гостеприимства. Он стал неотъемлемой частью семейных традиций, передаваясь по наследству.

Его образ пронизывает русскую литературу (вспомните сцены у Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина) и живопись (полотна Кустодиева, Перова, Маковского). Это был символ национального мастерства и художественного вкуса, предмет гордости тульских умельцев, чьи творения вывозились на всемирные выставки и дарились коронованным особам.

-7

Таким образом, самовар – это ярчайший пример культурного синтеза. Вобрав в себя древние идеи Античности и Востока, переработав европейские влияния, русские мастера, и прежде всего туляки, создали нечто абсолютно уникальное, практичное, красивое и наполненное глубоким смыслом. Из простого нагревательного сосуда он превратился в «золотое сердце» русского дома, символ тепла человеческого общения, неторопливой беседы за чашкой ароматного чая и незримой связи поколений. Даже сегодня, мерцая полированной медью или латунью, он хранит в себе жар истории и дух ушедшей эпохи, продолжая согревать не столько тела, сколько души.