Бронекатера

Picture background

          Бронекатера. «Речные танки Сталина». Проект 1124

Еще в 1925 году советские моряки заинтересовались речными бронированными катерами. Конфликт на КВЖД в 1929 году продемонстрировал огромное значение речных кораблей в защите наших границ. Особенно на Амуре, где СССР граничил с децентрализованным Китаем и постепенно оккупирующей его Японией. Корабли царской постройки уже устаревали и морально и физически.

Советскому речному флоту нужны были новые корабли, благо промышленность с началом индустриализации восстановила промышленные мощности.

12 ноября 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров для Амура. Большой бронекатер предлагалось вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях, а малый бронекатер одной 76-мм пушкой в одной башне. Также на бронекатера планировали установить две башенки с 7,62-мм пулемётами. Большой катер имел два двигателя, малый-один. При этом осадка большого бронекатера должна была быть не более 70 см, а малого не более 45 см. И, разумеется, катера по габаритам должны быть приспособлены для перевозки на железнодорожных платформах.

Бронекатера предназначались для огневой поддержки, борьбы с переправами противника, разведки, конвоирования десанта, патрулирования и боёв с катерами противника.

Техзадание 22 июня 1932 года выдали «Ленречсудопроекту». В качестве основных элементов были определены бензиновые моторы ГАМ-34 и танковые башни с танка Т-28 с орудиями КТ28 . К октябрю был готов «проект 1124» для большого бронекатера и чуть позже «проект 1125» для малого. Главный конструктор обоих проектов-Юлий Юльевич Бенуа (1908-1966), внук и полный тезка известного петербургского архитектора, а после революции – работника Минсельхоза СССР Ю. Ю. Бенуа (1852-1929).

Бенуа Юлий Юльевич (младший) - главный конструктор бронекатеров отечественного военно-морского флота, 1957

Бенуа Юлий Юльевич (младший) - главный конструктор бронекатеров отечественного военно-морского флота, 1957

-3

 

Серия была заказана в 1933-1934 годах Зеленодольскому заводу № 340 им. Горького ( «Красный металлист»). Благодаря активному использованию сварных технологий, серийный выпуск катеров был налажен в короткие сроки.

Катера проекта 1124 имели две танковые башни от Т-28, каждая со штатным орудием и курсовым пулеметом, также один пулемет ДТ размещался в пулеметной башенке ПБ-3 на крыше рубки. Всего три пулемета ДТ с воздушным охлаждением и магазинным питанием. Орудие танковое, на основе полевой 76 мм пушки обр. 1927 года. Экипаж состоял из 16 человек ( командир, старший моторист, два моториста, восемь артиллеристов и пулеметчиков, старший рулевой, два рулевых и один радист). Движение обеспечивали два авиадвигателя ГАМ-34 конструкции Микулина.

 

Первая партия из 28 катеров проекта 1124 была сдана Амурской флотилии в начале апреля 1937 года. Для них начальник Морского отдела Генерального штаба РККА, капитан 1 ранга П.Г. Стасевич (1895–1938) 16 апреля 1937 года приказал ввести следующие тактические номера:

— Хабаровский отряд: 1-й дивизион — № 11, № 12, № 13, № 14, № 15; 2-й дивизион — № 21, № 22, № 23, № 24, № 25;

— Бурейский отряд: 4-й дивизион — № 41, № 42, № 43, № 44, № 45, № 46; 5-й дивизион — № 51, № 52, № 53, № 54, № 55;

— Зейский отряд: 6-й дивизион — № 61, № 62, № 63, № 64, № 65, № 66, № 67.

 

Эксплуатация первой партии выявила недостаток мореходности, на ходу катер сильно заливало, работать на палубе было невозможно. 2-му отделу управления кораблестроения (УК) Народного комиссариата Военно-морского флота (НКВМФ) удалось уменьшить брызгообразование с помощью установки специальных брызгоотражателей ( типа привального бруса).

 

На 1 января 1941 года построили 172 бронекатера проектов 1124, 1125 и С-40 (дизельный вариант 1125). Но к 22 июня 1941 года из-за нехватки танковых башен Т-28 в строй вошёл только 71, в том числе 28 проекта 1124 (все в Амурской флотилии), 42 проекта 1125 ( 16 вошли в Амурскую военную флотилию и пограничные отряды НКВД на Амуре, 22 ушли на Дунай, 4 — в шхерный отряд Балтийского флота), и 1 (проекта С-40) — отправлен на Амударью.

Первые же сражения Великой Отечественной продемонстрировали возможности бронекатеров и ГКО было принято решение от 18 августа 1941 года не только достроить 68 уже заложенных бронекатеров проектов 1124 и 1125, но и заложить ещё 66 бронекатеров на предприятиях Наркомсудпрома и 44 — на заводах Народного комиссариата речного флота.

Стремительное продвижение фашистских войск лишило СССР ряда судостроительных предприятий, прежде всего на юго-западе, в том числе завода № 300 (Ленинская кузница)) в Киеве. Кроме того, в сентябре 1941 года в Наркомат танковой промышленности передали Сталинградский судостроительный завод № 264 (Красноармейскую верфь). Недостроенные катера были переведены в Астрахань, где их и ввели в строй.

Судостроительная база значительно сузилась. Строительство бронекатеров проекта 1124 продолжалось лишь на заводах № 340 в Зеленодольске и № 115 в Астрахани. Опыт производства бронекатеров был лишь у завода №340.

Однако проблемы этим не исчерпывались, заводам не хватало ни сырья, ни оборудования, на судостроение дефицитные материалы выдавались по остаточному принципу. Танковых башен от Т-28 уже не было, от Т-34 все шли на танки, двигатели ГАМ-34 доставались ВВС, броню забирали танкисты и т.д. и т.п.

Приходилось выкручиваться самостоятельно. В 1942 году на Зеленодольском заводе освоили работу с броней, запустили цех по переделке выработавших ресурс авиационных моторов АМ-34РНБ в катерные с реверсивными муфтами. После этого накопившиеся 18 бронекатеров проекта 1124 удалось сдать флоту. В 1943 году завод сдал 22 бронекатера проекта 1124, а в 1944 последние 13. Сам завод к этому времени уже на 80% работал на заказы сухопутных наркоматов, для военного флота предназначалось лишь 20% продукции.

На Ижорском заводе 6 бронекатеров проекта 1124 заложили в 1940 году, спустили на воду весной 1941, а достраивали их уже в Ленинграде на заводе № 194, бронекатера № 97, 98, 99 и № 100 вооружили двумя 76-мм зенитными пушками образца 1915 года (Лендера), а № 101 и № 102 — двумя 76-мм танковыми образца 1927/32 годов в башнях танка Т-28.

Заводами было построено 99 (по другим данным 97) больших бронекатеров проекта 1124, а малых, проекта 1125— 151 штуку, еще 52 катера передали в 1946-1947 годах ( всего 203 единицы).

Малый бронекатер С-40 был создан на базе проекта 1125У, его выпустили малой серией, всего 7 единиц. Отличался в основном силовой установкой- два танковых дизеля В-2. Катера предназначались пограничным войскам НКВД на Амударье. В строй они вступили в 1942 году. Несмотря на подводный выхлоп такие катера отличались большей шумностью.

 

-4

-5

 

-6

-7

-8

-9

 

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

 

-17

-18

Бронекатер Амурской флотилии проекта 1124 (1937 год). Характерный в носу у первых серий «черпак»

Бронекатер Амурской флотилии проекта 1124 (1937 год). Характерный в носу у первых серий «черпак»

 

-20

Прое́кт 1124. Построили 99 единиц. Зеленодольский ССЗ №340, Ижорский завод, Астраханский ССЗ №115, Красноармейский судостроит. завод №264. Годы постройки 1937 - 1946. Годы в строю 1937 - 1960. Годы в эксплуатации 1937 - 1960. Сохранено 3 (1 — Ейск, 1 — Москва, 1 — Приморско-Ахтарск).

 

Водоизмещение 41,7 - 43 - 37,355 - 49,7 тонны. Длина 25,27 м. Ширина 3,74-4,06 м. Осадка 0,72-0,81 м.

Бронирование 4-45 мм

Двигатели 2 бензиновых двигателя, 2 х 720-1200 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода до 21-22 узлов. Дальность плавания до 240 миль при скорости 21 узел. Автономность плавания 10 суток. Экипаж 15-16 человек

Оборудование- шлюпочный, на некоторых и 127-мм компасы, радиостанция «Ёрш»

Вооружение-По одной ПУ 82-мм или 132-мм РС на некоторых бронекатерах; 1-4 7,62-мм пулемета ДТ или 1-3 ДТ и от 1 до 2 (спаренные) 12,7-мм пулемёт/ов ДШК. 2 (на катерах с ПУ РС - 1) пушки КТ-28 или Л-10 или Лендера или Ф-34. Минно-торпедное вооружение до 8 морских мин заграждения

 

Бронекатера проекта 1124 первой серии:

Водоизмещение 41,7 тонн; длину наибольшую 25,3 м; длину по ватерлинии 25 м; ширину по привальным брусьям 3,74 м; ширину по ватерлинии 3,6 м; осадку 0,75 м.

2 мотора ГАМ-34БП , 1440 л.с, скорость 22 узла (при дальности 520 км). Запас спиртово-бензиновой смеси для двигателей 4200 кг (на 12,2 часа хода), запуск на грозненском бензине 1 сорта.

Вооружение: две 76-мм пушки и 2 спаренных 7,62-мм пулемета ДТ в двух башнях от танков Т-28. Кроме этого — 1 ДТ( или Максим) в башенке ПБ-3 на рубке.

Противопульное бронирование — борта 7 мм; палубы 4 мм; рубки и крыши 7 и 4 мм.башни Т28 20 мм, пулеметные башни 7—8 мм

 

Большой 1124 и малый 1125 бронекатера конструктивно очень похожи, основное отличие в количестве, на 1124 две башни ГК и два двигателя, на 1125-обоих по одному. Естественно, по размерам 1124 также несколько больше.

Согласно техзаданию 1932 года на проект 1124 «амурский» бронекатер имел водоизмещение 47,3 тонн; длину 25,3 м; ширину 4,06 м; осадку 0,7 м; высоту борта 1,9 м; дальность экономическим ходом (11 узлов) 500 морских миль. Скорость полного хода 21,6 узлов.

Корпус с полными обводами, плоским днищем, вертикальными бортами и открытыми тоннелями гребных валов обеспечивал минимально возможную осадку. Корпус делился на 10 водонепроницаемых отсеков. Для снижения силуэта палубу под рубкой опустили на полметра, в результате прямо под рубкой оказалась 4-тонная цистерна с бензином. Но проблему решили установкой противопожарной системы инженера Шатеринкова, отработанные газы охлаждали в конденсаторе и подавали в цистерну из нескольких отсеков, после чего они удалялись за борт. За всю войну не произошло ни одного взрыва бензоцистерн.

Маневренность катера-превосходная, на машинах он мог развернуться практически на месте. Винторулевой комплекс находился в полутоннеле для его защиты при посадке на мель.

Условия обитаемости-спартанские. Высота жилых помещений всего 155 см, вентиляция естественная, освещение тоже (иллюминаторы), отопление, правда, водяное. Электроэнергию получали от навесных (по одному на каждом главном двигателе) генераторов.

Бронирование в основном 8 мм, на палубе 4 мм, у орудийных башен 20 мм, у пулеметных 7-8 мм. Позднее в районе бензиновой цистерны толщина брони доведена до 14 мм. Корпус планировался сварным, броня клепалась (в ходе войны и для брони освоили сварку). В центре корпуса формировалась бронированная цитадель, закрывавшая моторное отделение, топливные баки, радиорубку и подбашенные отсеки. Бортовая броня уходила ниже ватерлинии на 200 мм, на уровне бронепалубы.

Для улучшения остойчивости палуба в корме-на полметра ниже. Такой же срез был спроектирован в носовой части, но после первой партии ради мореходности от него отказались.

Оборудования на катерах был минимум- штурвал, машинный телеграф и шлюпочный компас; на катерах для озёр и прибрежных районов морей за рубкой планировали установить 127-мм компас на нактоузе, иногда и сзади рубки — ходовой мостик. Рубка с переговорными трубами и машинным телеграфом.

 

Накопленный объем требуемых изменений в конструкцию привел к утверждению в марте 1938 года доработанного проекта 1124.

Толщина бронирования рубки была увеличена с 7 до 8 мм, а толщина палубы над топливным отделением с 4 до 7 мм, был усилен набор днища. Параллельно пытались уменьшить водоизмещение и осадку за счет применения легких сплавов, повышения доли сварных работ, облегчения корпуса переходом на оцинкованную сталь для набора и обшивки, а для улучшения мореходности увеличить развал носовых шпангоутов и герметизацией дверей и иллюминаторов обеспечить незаливаемость рубки. Была поставлена задача и разработки специальной башни с уменьшением веса.

Изменения должны были дать возможность сделать на катере полный броневой пояс. Но водоизмещение по доработанному проекту выросло до 43,8 тонн, осадка увеличилась до 0,76 м, а скорость упала до 21 узлов (при дальности плавания 250 миль на крейсерской скорости). Не получилось с полным поясом.

 

Опыт эксплуатации амурских бронекатеров в 1939-1940 годах привел к очередной корректировке проекта.

Очередное улучшение проекта на основе опыта боевых действий было утверждено 5 марта 1942 года вице-адмиралом Галлером Л. М. ( тогда заместителем наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению): в том числе были переделаны артпогреба под увеличенный боекоплект, высоту борта в носовой части подняли до верхней палубы за счет фальшборта, был усилен корпус ( иллюминаторы остались только в кубрике и радиокаюте), бронирование бензоцистерны довели до 14 мм ( два склепанных бронелиста), по периметру рубки установили поручневые антенны, поставили телефоны для связи с пушечными башнями, с кормовым румпельным отсеком и с машинным отделением.

Также на крыше рубки смонтировали танковый поворотный перископ и установили танковые перископические смотровые приборы, это позволило улучшить обзор в бою (раньше использовались либо смотровые щели, либо надо было покидать рубку). Значительно был упрощен рулевой механизм, что облегчило его ремонт в полевых условиях. И, наконец, некоторое внимание уделили улучшению быта, Ю. Бенуа предложил установить специально разработанные котлы-плиты ( универсальные-уголь, дрова, жидкое топливо) для отопления и приготовления пищи (вместо пожароопасных плит с примусными горелками).

Окрашивали бронекатера обычно в шаровый, а на реках камуфлировали растительностью.

-21

 

Вооружение было самым нестабильным элементом на бронекатерах. Основные вопросы были с артиллерией. Пушка КТ-28, стоявшая на первых сериях танков Т-28 устарела, а моряков вообще не устраивал малый угол возвышения у танковых башен-всего 25 градусов, не позволявший вести огонь по береговым возвышенностям.

Моряки не оставляли надежды получить «флотские» башни с углом возвышения до 70 градусов с танковой пушкой и с унифицированным армейским боезапасом. В 1938—1939 годах для катеров проектов 1124 и 1125 «шарашкой» ОТБ была создана башня МУ с углом возвышения 76-мм пушки до 70°. В 1939 году на Кировском заводе в башню МУ установили пушку Л-10. Башня прошла полигонные испытания на Артиллерийском научно-исследовательском опытном полигоне; но результаты испытаний были признаны неудовлетворительными.

В 1940 году на одном из бронекатеров Черноморского флота испытывали башню МУ, вооружённую пушкой Л-11 с углом возвышения пушки 70°. Однако серийное производство башни Кировским заводом до войны освоено не было, а с июля началась эвакуация на площади Челябинского тракторного, после чего работы над МУ были свернуты.

Первоначальный проект предусматривал установку на бронекатера проекта 1124 двух «76-мм полуавтоматических танковых пушек» ПС-3 ( еще одна предельно нетехнологичная вундервафля от Тухачевского, серийного производства наладить не удалось) и 7,62-мм пулемёта Максим в башне на рубке. Угол обстрела носового орудия до 300°, кормового — до 330° при возвышении 75 — 85°.

Первые серии бронекатеров проекта 1124 имели 76-мм танковые пушки образца 1927/32 года ( КТ-28 или просто КТ) с длиной ствола 16,5 калибров в башнях Т-28. Основной снаряд- осколочно-фугасный, скорострельность 2-3 выстрела в минуту, дальность 5800-6000 метров, боекомплект 112 унитаров на ствол, бронепробиваемость бронебойного снаряда БР-350 -30 мм с 500 м в тепличных условиях. Но в начале 1938 года изготовление пушек КТ-28 на Кировском заводе прекращено.

В 1937-1938 годах завод серийно производил уже 76-мм танковые пушки Л-10 с длиной ствола 24/26 калибров, а на замену планировали Л-11 со стволом длиной 32 калибра (ее ставили на первые Т-34 и КВ). Эти пушки были установлены на некоторых бронекатерах проектов 1125 и 1124 в тех же башнях.

Достоверно известно только об одном бронекатере проекта 1124 с пушкой Л-10 в башнях от Т-28. Это был № 62 (с 30 апреля 1942 года № 12, с 26 ноября 1943 года № 210, с 8 марта 1944 года «БК-210», воевавший на Онежском озере и Балтике.

В переходный период в 1940 году бронекатера шли с завода с двумя 76-мм пушками в башнях Т-28 из старых запасов, а также двумя 12,7-мм пулеметами в новой башне ДШКМ-2Б. Под новую пулеметную башню рубку удлинили на одну шпацию, при этом водоизмещение увеличилось на полтонны, а осадка на 1 см.

 

Прекращение производства башен Т-28 и срыв разработки башен МУ привели к накоплению на заводе около сотни готовых, но невооруженных катеров.

К этому времени советская промышленность освоила производство более мощной пушки Ф-34 (длина ствола 41,5 калибра) для танка Т-34. Соответственно, руководство ВМФ решило вооружить бронекатера второй серии башнями танка Т-34 с Ф-34. С помощью электропривода эта башня разворачивалась с борта на борт всего за пять секунд. Однако до конца 1941 года почти все башни шли на танки Т-34, для катеров их не могли выделить. Распределение шло буквально поштучно лично в ходе переговоров наркомов, Малышева и Кузнецова.

Реплика орудийной башни БКА

Реплика орудийной башни БКА

Танк Т-28, источник башен для бронекатеров

Танк Т-28, источник башен для бронекатеров

Известно, что 12 башен Т-34 установили на шесть БКА Ижорского завода в 1941 году. Из них катера № 97 и № 98 вступили в строй 18 июля, № 99 и № 100— 14 августа, № 102 — 10 сентября и № 101 — 15 сентября 1941 года.

Решение для остальных катеров было найдено в установке вместо танковых башен 76 мм зенитных пушек Лендера образца 1914/15 годов. Они имелись на складах, а боеприпасы у них были те же, что у танковых пушек КТ-28 и Ф-34. Расчеты показали, что метацентрическая высота не уменьшится, а осадка носом и кормой снизится до 0,68 и 0,72 м. Технически на вырез под башню на болты устанавливался подкрепленный накладной лист, а на него-орудие. Подача снарядов была организована через отверстие в накладном листе.

Ширины катера для полноценного использования старой зенитки не хватало, но данная мера считалась временной. По некоторым данным 30 таких орудий установили на катерах проектов 1124 и 1125 завода № 340. По другим данным в 1941—1942 годах пушками Лендера вооружили от 7 до 9 бронекатеров проекта 1124. Одно время такие катера даже называли катерами ПВО. Уцелевшие в 1943 — 44 годах были перевооружены на пушки Ф-34 в башнях Т-34.

В 1942 году на эвакуированных заводах наладили массовое производство Т-34 и башен для них. Часть из них передали флоту. В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали вооружать пушками Ф-34 в башнях танков Т-34 с углом возвышения 25°. Вновь начались работы над башнями с увеличенным углом возвышения, но до реализации не дошло. Позже стали ставить башни новейших Т-34-85 с 85 мм мощной пушкой. Тогда же сложную дымовую аппаратуру заменили на 12 дымовых шашек.
Вертикальное наведение пушки осуществлялось вручную, горизонтальное на башнях Т-28 - вручную, а на башнях Т-34 - с помощью электродвигателя.

ДТ в установке, музей

ДТ в установке, музей

В танковых башнях оставались штатные спаренные пулеметы ДТ. Их можно было снять и использовать как ручные с сошек. Кроме того, первоначально катера имели также малые пулеметные башни с пулеметами ДТ на рубке и иногда на носу. В ходе постройки пулеметные установки сделали универсальными- для стрельбы по наземным и воздушным целям. Башенки ПБК-5 имели по 2 амбразуры с броневыми заслонками, пулемет вставлялся в гнезда шаровой опоры одной из амбразур.

 

В 1940 году началась замена малых башен на пулеметную башню ДШКМ-2Б конструкции Лещинского (толщина брони 10 мм) со спаркой 12,7 мм ДШК . Башни ДШКМ-2Б делали круглыми ( модификация ДШКМ-2БУ — шестигранная), они наводились на цель через оптический прицел ШБ-1 с кольцевой сеткой и имели боекомплект в 6 магазинов по 30 патронов на пулемет. Башня обычно устанавливалась на рубке.

В зависимости от завода и состояния склада катера могли иметь от трех-четырех стационарных ДТ 7,62-мм пулеметов (1-2 спаренный в танковой башне, 1 на рубке, 1 на капе машинного отделения, реже 1 на носу) до четырех (2 спаренных) 12,7-мм пулеметов ДШК. Иногда ставили ленд-лизовские пулеметы Кольт-Браунинг.

 

Мины на вооружении бронекатеров не планировались. Но с весны 1942 года на корме вновь строящихся бронекатеров монтировали рельсы для крепления мин ( на катерах проекта 1124 по восемь мин, а проекта 1125 — по четыре).

 

В 1943—1945 годах на некоторых бронекатерах вместо кормовой танковой башни устанавливали пусковые установки реактивных снарядов 24-М-8 с 24 82-мм или 16-М-13 с 16 132-мм реактивными снарядами М-8-М и М-13-М1( на основе 82-мм и 132-мм реактивных снарядов РС-82 и РС-132).

-25

 

Первые серии бронекатеров проектов 1124 и 1125 получили 12-цилиндровые V-образные реверсивные бензиновые двигатели ГАМ-34БП или ГАМ-34БС, созданные на базе авиамоторов АМ-34 Микулина. Охлаждались ГАМ-34 по замкнутому циклу, проточной забортной водой. Моторное отделение имело углекислотную систему пожаротушения.

На большом бронекатере проекта 1124 два двигателя, на малом — один. Максимальная мощность ГАМ-34БП — 800 л. с. , ГАМ-34БС — 850 л. с. 

С 1942 года на большей части катеров проекта 1124 и проекта 1125 устанавливали четырёхтактные двигатели, полученные по ленд-лизу: фирмы Hall-Scott ( до 900 л. с.) и фирмы Packard ( до 1200 л. с.) Они были надёжнее отечественных, но требовали квалифицированного обслуживания и высокооктанового бензина Б-87 и Б-100.

Бронекатера с двигателями ГАМ-34 обозначали 1124/I, а с двигателями «Холл-Скотт» и «Паккард» — 1124/II и 1124/III.

На бронекатерах проектов 1124, 1125 и С-40 устанавливали радиостанцию «Ерш» мощностью 50 Вт, работавшую в диапазоне волн 25-200 м (0,5-12 МГц) на передачу и 25—600 м (0,5-12 МГц) на прием, с дальностью действия 80 миль. Радиостанция работала от двух аккумуляторов 10НКН-60М напряжением 12 В, которые заряжались либо на ходу либо на стоянке.

Реплика рубки БКА пр.1125, только немного отличающаяся по размерам от рубки БКА пр.1124

Реплика рубки БКА пр.1125, только немного отличающаяся по размерам от рубки БКА пр.1124

Оригинальный винт БКА

Оригинальный винт БКА

В ходе боевых действий катерам потребовалось действовать в условиях зимы на замерзающих водоёмах, но даже битый лед был опасен для тонких корпусов. Куски льда сдирали краску и повреждали лопасти гребных винтов.

Бенуа нашел простое и дешевое решение- катерам сделали ледовый пояс из дерева. До́сками толщиной 40 — 50 мм обшили днище и борта на 100—150 мм выше ватерлинии. На осадку это почти не повлияло, дерево прекрасно плавает, но скорость просела. С этим частично справились благодаря специальному гребному винту, разработанному инженером Э. Э. Паммелем- с более толстыми кромками лопастей. Так и винты стали прочнее и в скорости катера потеряли всего пол-узла. В результате наши бронекатера на Ладожском и Онежском озёрах кошмарили финнов дополнительные 2-4 недели после конца вражеской навигации.

Надо отметить, что благодаря плоскому днищу и практически вертикальному форштевню катера могли причаливать даже к необорудованному берегу, благодаря чему они использовались в ряде десантных операций.

-28

-29

-30

-31

-32

-33

-34

-35

-36

-37

Быстроходные, мелкосидящие, с хорошей защитой и достаточным вооружением бронекатера оказались незаменимы в боевых операциях на реках и озерах.

Наиболее заметным стало участие в боевых действиях целого дивизиона таких кораблей- в составе Краснознаменной Амурской флотилии. Именно здесь началась эксплуатация 28 катеров первой серии.

На Амуре основным противником нашей флотилии была японская Сунгарийская флотилия (5 канонерских лодок, 12 бронекатеров, 10 сторожевых катеров, ряд вспомогательных кораблей, 3 полка морской пехоты).

В августе 1945 года 1-й отдельный дивизион бронекатеров входил в Зее–Бурейскую (4–ю) бригаду речных кораблей, командовал дивизионом капитан–лейтенант Сергей Николаевич Филимонов. В 1–й отряд бронекатеров входили катера «БК–41», «БК–42», «БК–43» и «БК–44»; во 2–й отряд входили катера «БК–45», «БК–46», «БК–55» и «БК–56».

2-й отдельный дивизион бронекатеров той же бригады включал «БК-61», «БК-62», «БК-63» и «БК-64».

1-й отдельный дивизион бронекатеров действовал в интересах 2–й Краснознаменной армии, участвовал в Сунгарийской наступательной операции 10–14 августа 1945 года. 10 августа был взят город Сахалян. Так как расположение японских батарей разведка заранее установить не смогла, бронекатера в 4-35 ворвались на рейд порта Сахалян и вызвали огонь на себя. Благодаря этому удалось установить позиции японской 4-орудийной батареи. В ходе набега бронекатерам удалось также взорвать хранилище топлива и потопить 2 военных катера и 4 речных судна в порту. Затем под прикрытием дымовой завесы два отряда бронекатеров высадили на набережную сводный отряд 101-го укреплённого района (50 человек), а пограничный речной дивизион высадил 2 взвода пограничников. Японцы, отстреливаясь, покинули свои позиции.

В тот же день дивизион принял в 15-10 на борт стрелковый батальон и спустившись вниз по Амуру высадил десант у города Айхунь, который утром 11 августа был взят.

18 августа дивизион перешел с Амура на реку Сунгари, где и завершил участие в боевых действиях.

За мужество и героизм дивизион был 30 августа 1945 года удостоен звания – гвардейского, 1–й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии.

 

1–й отряд бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии входил в 1–ю бригаду речных кораблей и имел в своем составе бронекатера проекта 1124 № 11,12,14,23. Командир отряда — старший лейтенант С.С. Глушков. Отряд также участвовал в Сунгарийской наступательной операции. 9–10 августа 1945 года вместе со своей бригадой поддерживал наступление 15-й армии и взятие укрепленного города Тунцзян (Лухасусу).

11 августа катера отряда участвовали в овладении городом Фуцзинь. 15 августа на подступах к Цзямусы 1–й отряд бронекатеров после короткого боя захватил вражеский корабль. Отряд первым ворвался на рейд Цзямусы и высадил десант, потом отряд участвовал в овладении укрепленных пунктов Аоцин, Хунхздао, городом Саньсин.

Отряд также 30 августа 1945 года был удостоен звания гвардейский, 1–й гвардейский отряд бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии.

-38

Бронекатер проекта 1124.

Бронекатер проекта 1124.

-40

Бронекатера типов 1124 и С-40 Дунайской флотилии РККФ

Бронекатера типов 1124 и С-40 Дунайской флотилии РККФ

-42

-43

-44

-45

-46

-47

бронекатер проекта 1124 БК-163 «Саратовский патриот», на втором плане — бронекатер проекта 1124 БК-323. в Австрии. Дунайкая флотилия

бронекатер проекта 1124 БК-163 «Саратовский патриот», на втором плане — бронекатер проекта 1124 БК-323. в Австрии. Дунайкая флотилия

-49

Фото 1974 г. БК-302 перед установкой в качестве памятника,

Фото 1974 г. БК-302 перед установкой в качестве памятника,

Бронекатера проекта 1124 воевали на Ладоге, Балтике, Чудском озере, Волге, в составе Азовской и Дунайской флотилий. В боях, по моим подсчетам, было потеряно 11 единиц, из которых один удалось ввернуть в строй. Основные потери были понесены в боях на Азовском море.

Это был один из наиболее массовых типов речных бронекатеров Военно-Морского флота, больше построено только катеров проектов 1125 (203 единицы), 191 и 191М (119 единиц).

К 1955—1958 годам все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, их корабли и катера пошли на слом.

В 1965 году все уцелевшие бронекатера проектов 1124 и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера. Сейчас в виде памятников продолжают службу три бронекатера проекта- в Москве (ЦМВС), Ейске и Приморско-Ахтарске.

 

«Ейский патриот» (БКА-162), памятник в Ейске. Мачта утеряна.

«Ейский патриот» (БКА-162), памятник в Ейске. Мачта утеряна.

ЦМВС. На заднем плане бронекатер проекта 1124

ЦМВС. На заднем плане бронекатер проекта 1124

Бронекатер 124-й Азовской военной флотилии. Бронекатером командовал Герой Советского Союза Михаил Соколов.

Бронекатер 124-й Азовской военной флотилии. Бронекатером командовал Герой Советского Союза Михаил Соколов.

-54