Советские авиагиганты

 Picture background

                                    Советские авиагиганты.

Пять самых больших в истории летательных аппаратов родом из СССР

Рад приветствовать вас на моем канале. Советская авиапромышленность выпускала самые различные летательные аппараты: от миниатюрных спортивных машин до огромных реактивных бомбардировщиков, военно-транспортных и пассажирских самолетов. Не стоит забывать и про рекордные вертолеты.

В этой статье я решил собрать пять самых больших в своих категориях летательных аппаратов, созданных в СССР.

Самый большой в истории самолет: Ан-225 «Мрия»

Начнем с наиболее очевидного. Самым большим в истории самолетом является Ан-225 «Мрия», построенный в СССР на базе другого гиганта — Ан-124 «Руслан». Самолет предназначался для транспортировки многоразового космического корабля «Буран». Всего заложили две «Мрии», но до распада СССР построили только одну, для второй успели только изготовить фюзеляж.

«Мрия» и «Буран»

«Мрия» и «Буран»

Внешне «Мрию» легко отличить от «Руслана» по более длинному крылу, шести двигателям вместо четырех и двухкилевому хвостовому оперению. Его сделали таким из-за спутной струи, возникающей при транспортировке наверху фюзеляжа крупногабаритного груза.

К сожалению, по своему основному предназначению самолет проработал совсем немного. Первый полет Ан-225 состоялся 21 декабря 1988 года, спустя месяц после единственного запуска «Бурана». После чего «Мрия» отвезла советский космический челнок на Парижский авиасалон в мае 1989 года и выполнила несколько показательных полетов на Байконуре в апреле 1991 года.

Ан-225 на Байконуре в мае 1991 года. Обратите внимание на специальный кран для установки «Бурана» на самолет. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an225.html

Ан-225 на Байконуре в мае 1991 года. Обратите внимание на специальный кран для установки «Бурана» на самолет. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an225.html

Пока Ан-225 строился, в качестве временной меры транспортировкой космического челнока и элементов ракетоносителя «Энергия» занимались мясищевские ВМ-Т «Атлант», переделанные из бомбардировщиков 3М.

ВМ-Т транспортирует «Буран» со снятым килем

ВМ-Т транспортирует «Буран» со снятым килем

Характеристики Ан-225:

  • длина – 84 м;
  • высота – 18,2 м;
  • размах крыла — 88,4 м;
  • максимальная взлетная масса — 640 000 кг;
  • максимальная полезная нагрузка — 250 000 кг;
  • крейсерская скорость — 850 км/ч.

Самый большой вертолет в истории: В-12

В-12

В-12

В 1971 году СССР представил на авиасалоне в Ле-Бурже удивительную винтокрылую машину. У нее был широкий фюзеляж, как у транспортного самолета, необычные крылья с обратным сужением, на законцовках которых расположились два винта. Это был вертолет разработки ОКБ Миля В-12.

В-12 в аэропорту голландского Гронингена по пути на авиасалон в Ле-Бурже, 1971 год

В-12 в аэропорту голландского Гронингена по пути на авиасалон в Ле-Бурже, 1971 год

Работы над ним стартовали еще в начале 1960-х. Главной задачей вертолета была переброска стратегических ракет и оборудования на удаленные стартовые позиции, к которым не вели дороги с твердым покрытием, а также транспортировка другой боевой техники. Ракеты, конечно, планировали доставлять частями.

В-12 в полете

В-12 в полете

В-12 должен был работать в паре с Ан-22. Предполагалось, что самолёт будет транспортировать груз до ближайшего подходящего аэродрома, после чего его уже перехватит вертолет. Для этого грузовую кабину В-12 сделали схожей по габаритам с Ан-22. А чтобы упростить разработку, винтомоторные группы позаимствовали у серийного Ми-6.

В-12 в Монино в 2016 году

В-12 в Монино в 2016 году

Всего было построено два экземпляра. Несмотря на высокие характеристики и надёжность, продемонстрированную во время длительного перелёта во Францию в сложных условиях, в том числе над морем, В-12 не стал серийным. Дело в том, что от идеи доставки ракет вертолётом отказались, а для прочих задач лучше подходили уже имевшийся Ми-6 и перспективный Ми-26. Он чуть меньше, уступает в грузоподъёмности на пять тонн (20 у Ми-26 и 25 у В-12), но зато проще в изготовлении, дешевле и создан по отработанной хорошо изученной классической схеме.

Оба построенных В-12 сохранились, их можно увидеть в Центральном музее ВВС в Монино и на территории КБ Миля в подмосковных Панках.

Характеристики В-12:

  • длина – 37 м;
  • высота – 12,5 м;
  • диаметр несущего винта — 35 м;
  • максимальная взлетная масса — 105 000 кг;
  • максимальная полезная нагрузка — 25 000 кг;
  • крейсерская скорость — 240 км/ч.

Самая большая в истории реактивная летающая лодка: А-40

А-40 в начале 1990-х

А-40 в начале 1990-х

В конце 1980-х ОКБ Бериева представило новую летающую лодку на замену устаревшим Бе-12 — А-40 «Альбатрос». На самолёт возлагались задачи по обнаружению и уничтожению вражеских подводных лодок в любой точке Мирового океана, для чего машина обладало дальностью полета в 4000 км и системой дозаправки в воздухе. Боевая нагрузка составляла до 6500 кг различных бомб и торпед.

А-40 в начале 1990-х

А-40 в начале 1990-х

Помимо противолодочной версии, также прорабатывались поисково-спасательная, пожарная и пассажирская.

Несмотря на масштабную подготовку к серийному производству, оно так и не началось, поскольку после 1991 года финансирование прекратилось. Периодически появляется информация о возможном возобновлении программы А-40, но дальше разговоров дело не идёт.

А-40 в Геленджике в 2004 году. Фото Евгения Пашинина

А-40 в Геленджике в 2004 году. Фото Евгения Пашинина

Ограниченной серией выпускается созданный на основе «Альбатроса» Бе-200, но он меньше по размерам и скромнее по возможностям.

Характеристики А-40:

  • длина – 45,7 м;
  • высота – 11,07 м;
  • размах крыла — 42,5 м,
  • максимальная взлетная масса — 90 000 кг;
  • максимальная полезная нагрузка — 10 000 кг;
  • крейсерская скорость — 720 км/ч.

Самый большой в истории серийный перехватчик: Ту-128

Ту-128

Ту-128

Ту-128, безусловно, был уникальной машиной, поскольку являлся единственным в своем роде барражирующим перехватчиком, созданным на основе бомбардировщика. В его задачи входил перехват стратегических бомбардировщиков и разведчиков противника на подходах к бескрайним границам СССР.

Ту-128 в полете

Ту-128 в полете

Ту-128 в некоторых источниках называют также самым большим в мире истребителем. Но я с этим не соглашусь, поскольку когда мы говорим об истребителе, то подразумеваем самолёт, способный вести маневренный бой, а Ту-128, который по габаритам был чуть меньше дальнего бомбардировщика Ту-16, на это был неспособен. Да и в задачи это не входило.

Пара Ту-128 на аэродроме. Фото Снисаренко С.И.

Пара Ту-128 на аэродроме. Фото Снисаренко С.И.

Подробнее почитать об этом очень интересном самолёте вы можете в моей большой статье по ссылке.

ОБНОВЛЕНО: Небольшое дополнение. Ту-128 до сих пор является самым большим серийным перехватчиком по габаритам. Его сменщик, МиГ-31, несколько больше по максимальной взлетной массе, а опытный американский YF-12 (родственник SR-71) имел сопоставимую длину и на 20 тонн большую максимальную взлетную массу, но в серию не пошел.

Характеристики Ту-128:

  • длина – 30,06 м;
  • высота – 7,15 м;
  • размах крыла — 17,53 м;
  • максимальная взлетная масса — 43 700 кг;
  • вооружение — две ракеты Р-4Р и две Р-4Т, всего 4 точки подвески;
  • крейсерская скорость — 720 км/ч.

Самый большой в истории экраноплан: КМ

КМ на воде

КМ на воде

Советские экранопланы разработки КБ Ростислава Алексеева уже не первое десятилетие вызывают яростные споры среди любителей военной техники и диванных экспертов. Эти машины, летавшие у самой поверхности воды благодаря экранному эффекту, были чем-то средним между самолётом и кораблём. Одни считают их бесполезной тратой денег, другие — гениальным изобретением, опередившим время. Ни к одному из лагерей примыкать не буду, а лишь скажу пару слов о КМ.

КМ в движении

КМ в движении

Во-первых, никакой он не «Каспийский монстр», а «Корабль-макет». Во-вторых, с момента своего первого полета в 1966-м и вплоть до первого полета «Мрии» в 1988-м КМ являлся самым тяжёлым летательным аппаратом в мире с максимальной взлетной массой в 544 тонны (а ещё он на 8 метров длиннее «Мрии»). Тянули махину целых десять двигателей ВД-7.

Вид спереди

Вид спереди

Испытания КМ проходили на Каспии вплоть до 1980 года, когда единственный образец потерпел крушение из-за ошибки пилотирования. Никто не пострадал, но сама машина затонула. КМ являлся экспериментальной машиной и не имел вооружения, а вот уже на его основе позднее создан экраноплан «Лунь» с противокорабельными ракетами. Он уже был немного меньше, поэтому КМ остаётся рекордсменом.

Характеристики КМ:

  • длина – 92,00 м;
  • высота – 21,8 м;
  • размах крыла — 37,6 м;
  • максимальная взлетная масса —544 000 кг;
  • крейсерская скорость — 430 км/ч;
  • высота полета на экране: 4-14 м.

Самый большой серийный военно-транспортный самолет: Ан-124 «Руслан»

Работы над Ан-124 стартовали в начале 1970-х во многом в качестве ответа на появление у США C-5 Galaxy, который по всем параметрам опережал советский Ан-22 «Антей».

Первый опытный Ан-124. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an124.html

Первый опытный Ан-124. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an124.html

Изначально Антонов предлагал обойтись малой кровью: не строить новый транспортник с нуля, а модернизировать Ан-22 путем установки нового стреловидного крыла, реактивных двигателей, изменения габаритов кабины. Однако идею не одобрили, поскольку даже в лучшем случае предлагаемый Ан-122 уступал бы C-5 и не демонстрировал значительных преимуществ по сравнению с «Антеем». В итоге решено было строить самолет с нуля. В создании и дальнейшем производстве гиганта принимали участие более ста предприятий со всего СССР.

Ан-124 и C-5 на одном аэродроме

Ан-124 и C-5 на одном аэродроме

«Руслан» вобрал в себя множество инновационных решений для своего времени. На него установили электродистанционную систему управления, навигационный комплекс на базе самой современной БЦВМ и другое современное оборудование. Также специально для Ан-124 спроектировали новый двигатель Д-18Т.

Носовую часть самолета сделали откидывающейся вверх, благодаря чему погрузка-разгрузка возможна с обеих сторон. Чтобы ее упростить, на Ан-124 внедрили систему измерения клиренса шасси: самолет будто приседает, чтобы уменьшить угол въезда на грузовую рампу.

Загрузка автотехники в Ан-124 через носовую рампу. Для удобства погрузки самолет «присел»

Загрузка автотехники в Ан-124 через носовую рампу. Для удобства погрузки самолет «присел»

Первый полет «Руслан» совершил 24 декабря 1982 года. Серийное производство стартовало на заводах в Киеве и Ульяновске в 1984-1985 годах и продолжалось десять лет, после чего еще в течение десяти лет достраивались отдельные машины из существующих заделов. Всего было выпущено 56 самолетов, включая один для статических испытаний.

Характеристики Ан-124

  • длина – 69,1 м;
  • высота – 20,78 м;
  • размах крыла — 73.3 м;
  • максимальная взлетная масса — 405 000 кг;
  • максимальная полезная нагрузка — 150 000 кг;
  • крейсерская скорость — 800 км/ч.

Самый большой в мире противолодочный самолет: Ту-142

Ту-142 в полете

Ту-142 в полете

Противолодочные самолёты, как правило, строятся на базе пассажирских лайнеров, которые могут долгое время находится в полете и обладают большим ресурсом. Все это нужно для длительных патрулирований в поисках подводных лодок и надводных кораблей. Например, самый известный противолодочный самолет НАТО Lockheed P-3 Orion создан на основе пассажирского самолета L-188 Electra.

Советский Ил-38 также построен на основе гражданского лайнера Ил-18. Но был еще один охотник за подводными лодками — Ту-142, совершивший первый полет в 1968 году. Его создали на базе Ту-95РЦ — модификации стратегического бомбардировщика Ту-95, предназначенной для поиска кораблей и целеуказания.

Ту-142 над ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Источник фото: https://airwar.ru/enc/sea/tu142.html

Ту-142 над ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Источник фото: https://airwar.ru/enc/sea/tu142.html

Может возникнуть вопрос: почему только СССР строил такие большие противолодочные самолеты, а те же американцы вполне довольствовались «Орионом»? Дело в том, что главными целями советского ВМФ с 1960-х годов были американские атомные подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами. Их районы боевого патрулирования находились вдалеке от советских берегов, поэтому требовался самолет с большой дальностью полета. У США проблем с размещением своих бортов поближе к берегам СССР, в свою очередь, не было.

Ту-142 и его вооружение: кассеты с радиогидроакустическими буями и противолодочные бомбы ПЛАБ-250-120. Источник фото: https://airwar.ru/enc/sea/tu142.html

Ту-142 и его вооружение: кассеты с радиогидроакустическими буями и противолодочные бомбы ПЛАБ-250-120. Источник фото: https://airwar.ru/enc/sea/tu142.html

По сравнению с Ту-95РЦ, Ту-142 получил новое крыло и оперение, модернизированную кабину, новые баки в крыльях и, конечно, оборудование для обнаружения и уничтожения подводных лодок.

Впоследствии именно на основе Ту-142 будет создан всем хорошо известный стратегический ракетоносец Ту-95МС. Порядка 20 Ту-142 до сих пор состоят на вооружении морской авиации ВМФ России. Самолеты, имеющие достаточный ресурс, проходят модернизацию.

Ту-142 с собственным именем «Великий устюг» на авиабазе Кипелово в 2019 году. Фото Минобороны России

Ту-142 с собственным именем «Великий устюг» на авиабазе Кипелово в 2019 году. Фото Минобороны России

Характеристики Ту-142

  • длина — 51,55 м;
  • высота — 14,7 м;
  • размах крыла — 50,2 м;
  • максимальная взлетная масса — 187 000 кг;
  • максимальная бомбовая нагрузка — 11340 кг;
  • крейсерская скорость — 700 км/ч.

Самый большой в мире сверхзвуковой самолет: Ту-160

Ту-160 во время полетов в 2021 году. Фото Минобороны России

Ту-160 во время полетов в 2021 году. Фото Минобороны России

Удивительно, но Ту-160 довольно редко упоминается на моем канале. Что-то новое и малоизвестное о нем рассказать трудно, а лезть в полную разных версий и споров историю создания не хочется. Но в контексте сегодняшней темы пройти мимо этого гиганта невозможно.

Описание фото от Минобороны: «Разворот «белого лебедя» Ту-160 в лучах солнца». Не скрою, очень красиво

Описание фото от Минобороны: «Разворот «белого лебедя» Ту-160 в лучах солнца». Не скрою, очень красиво

Его максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг. Это на 50 тонн больше, чем у занимающего второе место среди самых больших сверхзвуковых самолетов американского стратегического бомбардировщика Rockwell B-1B Lancer.

У также совсем не маленьких гражданских Ту-144 и «Конкорда» не превышала 200 тонн: 195 000 кг — у советского лайнера, 187 700 кг — у британо-французского.

Взлет Ту-160 с аэродрома в Энгельсе во время плановых полетов в 2021 году. Фото Минобороны России

Взлет Ту-160 с аэродрома в Энгельсе во время плановых полетов в 2021 году. Фото Минобороны России

При этом Ту-160 является не только самым большим сверхзвуковым самолетом, но и наиболее тяжелым из боевых. Да, есть транспортники с более высокой максимальной взлетной массой, а вот среди носителей оружия конкурентов нет.

Кстати, первый полет прототип Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года, то есть уже 40 с лишним лет назад. Летит же время.

Первый прототип Ту-160. Источник фото: https://airwar.ru/enc/bomber/tu160.html

Первый прототип Ту-160. Источник фото: https://airwar.ru/enc/bomber/tu160.html

Характеристики Ту-160

  • длина — 54,10;
  • высота — 13,2 м;
  • размах крыла — 35,60—54,10 м;
  • максимальная взлетная масса — 275 000 кг;
  • максимальная полезная нагрузка — 40 000 кг;
  • крейсерская скорость — 850 км/ч;
  • максимальная скорость — 2000 км/ч (в некоторых источниках и все 2200).

Самый большой в мире серийный вертолет: Ми-26

Про самый большой вертолет в истории мы говорили в первой части статьи, а теперь вспомним самый большой вертолет, добравшийся до серии.

Конечно, речь о Ми-26. Изначально КБ планировало просто модернизировать Ми-6. Однако в итоге получилась абсолютно новая машина, совершившая первый полет 14 декабря 1977 года.

Первый опытный Ми-26 во время летных испытаний. Источник фото: https://airwar.ru/enc/ch/mi26.html

Первый опытный Ми-26 во время летных испытаний. Источник фото: https://airwar.ru/enc/ch/mi26.html

По сравнению с огромным В-12, который стал самым большим вертолетом в истории, но не строился серийно, Ми-26 обладал почти вдвое меньшей максимальной взлетной массой (56 000 кг против 105 000 кг). При этом по максимальной полезной нагрузке машины отличаются не так сильно: до 20 000 кг у Ми-26 и до 26 000 кг у В-12 (40 тонн были в планах, но достичь этого показателя не удалось). Смотря на эти цифры, все вопросы о том, почему от гиганта с двумя винтами отказались в пользу менее крупной, но зато более эффективной машины.

Ми-26 ВКС России в 2021 году. Фото Минобороны России

Ми-26 ВКС России в 2021 году. Фото Минобороны России

В сети полной фото и видео с Ми-26, который тащит на внешней подвеске разные необычные грузы. Например, самолет Ту-134 или такой же Ми-26. Конечно, перед транспортировкой с них сняли все что можно для уменьшения веса, но все равно впечатляет.

Ми-26 с Су-27 на внешней подвеске

Ми-26 с Су-27 на внешней подвеске

Характеристики Ми-26

  • длина — 33,73;
  • высота — 8,15 м;
  • диаметр главного винта — 32 м;
  • максимальная взлетная масса — 56 000 кг;
  • полезная нагрузка — до 20 000 кг в грузовой кабине и до 18500 кг на внешней подвеске;
  • крейсерская скорость — 255 км/ч.

Самый большой самолет с турбовинтовыми двигателями: Ан-22 «Антей»

Работы по созданию Ан-22 стартовали в 1960 году. От конструкторов требовалось построить транспортник, который мог бы брать на борт всю военную и инженерную технику массой до 50 тонн, перевозимую по железной дороге, а также стратегические ракеты к отдаленным позиционным районам. Кстати, эту задачу будущий «Антей» должен был выполнять вместе с вертолетом В-12, о котором я рассказывал в первой части.

Первый опытный Ан-22 рядом с Ан-2. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an22.html

Первый опытный Ан-22 рядом с Ан-2. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an22.html

Первый полет «Антей» совершил в 1965 году. На тот момент и вплоть до первого полета американского C-5 Galaxy в 1968-м он являлся самым грузоподъемным военно-транспортным самолетом. Кроме того, советский гигант стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом. Чтобы понять, насколько Ан-22 был шагом вперед, стоит напомнить, что прошлым рекордсменом среди советских транспортников был Ан-12 с 20 тоннами полезной нагрузки.

Всего до 1975 года было выпущено 67 Ан-22, после чего производство прекратили в пользу более современных самолетов с реактивными двигателями — тогда уже выпускался Ил-76 и шли работы по Ан-124. Ан-22 по своим возможностям (полезная нагрузка до 80 000 кг у Ан-22А) находился между ними.

Ан-22 на аэродроме в немецком Гроссенхайне. Несмотря на еще советскую регистрацию, фото, скорее всего, сделано уже после распада СССР во время вывода ЗГВ

Ан-22 на аэродроме в немецком Гроссенхайне. Несмотря на еще советскую регистрацию, фото, скорее всего, сделано уже после распада СССР во время вывода ЗГВ

В воздух «Антей» поднимают четыре НК-12, которые являются наиболее мощными в мире турбовинтовыми двигателями. Если точнее, то НК-12МА, адаптированные под работу с винтами АО-90, разработанными для Ан-22. Напомню, что моторы из этого семейства, известные высокими характеристиками и запредельным шумом, использовались на разных модификациях Ту-95, Ту-142, Ту-114 и экранопланах «Орленок».

Ан-22 в полете. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an22.html

Ан-22 в полете. Источник фото: https://airwar.ru/enc/craft/an22.html

Последние летные Ан-22А, находящиеся в составе ВКС России, планируют вывести из эксплуатации в этом году (согласно информации из открытых источников, в эксплуатации в последние годы находилось два борта, еще два были на хранении). Рад, что недавно совершенно случайно стал свидетелем полета одного их этих гигантов. Судя по всему, больше возможности уже не будет.

Ан-22А над Рязанью во время учений ВДВ в 2018 году. Фото Минобороны России.

Ан-22А над Рязанью во время учений ВДВ в 2018 году. Фото Минобороны России.

Кстати, по максимальной взлетной массе (227 тонн) Ан-22 является вообще самым большим самолетом с винтами.

Характеристики Ан-22

  • длина — 57,31 м;
  • высота — 12,53 м;
  • размах крыла — 64,6 м;
  • максимальная взлетная масса — 227 000 кг;
  • полезная нагрузка — до 80 000 кг.
  • крейсерская скорость — 560 км/ч.