Взятие Казани

Picture background

                              Историки о взятии Казани

Казанские походы 1549-1552 завершились взятием Казани 2 октября 1552. В честь этого на Красной площади в Москве заложили Покровский собор с 8 главами - символом 8 дней «казанского взятия», народ присвоил царю прозвище Грозный и сложил песню «Взятие Казани».

«Взятие Казани». Худ. П.М. Шамшин.

«Взятие Казани». Худ. П.М. Шамшин.

Избавление от угрозы

Борьба с Казанским ханством, начавшаяся при Василии Темном, продолжалась с успехом его сыном Иваном III, затем с переменным успехом Василием III, отцом Ивана Грозного.

Picture background

Вопрос о покорении последнего оплота татарской угрозы на Востоке занимал ум молодого Ивана IV в первые годы его самостоятельного правления. Предпринятые им походы 1548 и 1550 годов не привели к поражению враждебного государства, и только третий поход, осенью 1552 года, завершил историческое дело московских государей. Покорение Казани не только в самом Русском государстве, но и в зарубежных странах было воспринято как событие огромного исторического значения. Взятие Казани было большой исторической заслугой Ивана Грозного - «человека с сильной волей и характером».

Моисеева Г. Автор «Казанской истории»

Штурм Казани. Худ. М.В. Петров-Маслаков

Штурм Казани. Худ. М.В. Петров-Маслаков

«Казанская история»

Когда же вырос великий князь Иван и пришел в великий разум, принял он после смерти отца своего всю власть великого Русского царства Московского, и воцарился, и был поставлен на царство великим поставлением царским в год 7055 (1547), января в 16 день. И был он помазан святым миром и венчан святыми бармами и Мономаховым венцом по древнему царскому обычаю, как и римские, и греческие, и прочие православные цари поставлялись. И нарекся он царем всей великой России.

И показал он себя великим самодержцем, и держал в страхе все языческие страны, и был весьма мудр, и храбр, и усерден, и очень силен телом, и легок ногами, словно гепард, и был он во всем подобен деду своему, великому князю Ивану. До него ведь никого из его прадедов не называли в России царем, и не смел никто из них венчаться на царство и зваться тем именем, остерегаясь зависти и нападения на них поганых и неверных царей.

Удивились, услышав об этом, все враги его: поганые цари и нечестивые короли, и похвалили его, и прославили, и прислали к нему своих послов с дарами, и назвали великим царем и самодержцем, не презирая его за это, не злословя о нем, не понося его, не завидуя. Лучше же всех написал ему об этом похвальные слова турецкий султан: «Поистине ты, самодержец, - мудрый и правоверный царь, истинный Божий слуга! Ведь удивляет нас и ужасает великая твоя слава: огненные твои хоругви отгоняют и сжигают поднимающихся на тебя, и отныне боятся тебя все орды наши и к твоим границам подступать не смеют».

Казанская история. Перевод Т. Волковой, И. Лобаковой

Чудеса под Казанью в 1552 году

Иван Грозный, гравюра Ханса Вейгеля, 1563 год.

Иван Грозный, гравюра Ханса Вейгеля, 1563 год.

При изучении рассказов о чудесах, которые сопутствовали важнейшим событиям XVI в., наше внимание привлекло Чудо о свечении под Казанью 1552 г. Описание рассматриваемого Чуда помещено в Житии Даниила Переяславского, а также в 24 тит. 10 гл. 17 ст. Степенной книги. Важно отметить, что, как было установлено в историографии, и Житие Даниила, написанное между 1556 и 1562 г., и Степенная книга, составленная по поручению митрополита Макария на рубеже 50–60-х годов XVI в., создавались одним лицом - духовником Ивана IV благовещенским протопопом Андреем (впоследствии митрополит Афанасий).

        Picture background

И откры оконце храмины, еще нощи глубоце сущи, и видит явьствено, а не во сне, над градом Казанию светъ необычен; и разливашеся свет по всему граду, и во свете мнози столпи пресветлии, яко огнени блещахуся, и яко свещи к небеси воспалахуся. Возбуди же ту некоего велможу, спяща, уязвлена стрелою на брани, иже ближнии у благочестиваго царя, яко да и той видит таковый чюдный свет над градом и во граде… Възвещено же бысть и сие видение христолюбивому царю.

Усачев А. С. Об исторической ценности древнерусских сообщений о чудесах (на материале чуда  свечении под Казанью 1552 г.)

Судьба казанской царевны Сумбеки

Сумбека после убийства Джан-Алия оставалась, видимо, в Казани, ибо возвратившийся на казанский престол Сафа-Гирей застал ее там. О том, что произошло после возвращения Сафа-Гирея, можно узнать из писем братьев Сумбеки к Ивану Грозному и писем Грозного к Юсуфу. «А Сафа-Гирей царь времени для ныне к нам таков. А из начала в братстве есмя с государи свои, с Темир-Кутлуевыми царевыми детми. Да ещо брата нашего Яналия царя убил, да сестру нашу в полон за себя взял. Таков он сам недруг», - писал Ивану Грозному брат Сумбеки Юнус. В письме к отцу Сумбеки - Юсуфу - Иван IV обнаруживает прекрасную осведомленность в оценке отношения к ней нового казанского хана Сафа-Гирея: «Сафакирей, крымский царевич, пришед крымских людей изменою, Яналея царя убил, а дочерь твою взял и многую ей соромоту учинил, как писати не пригоже».

Моисеева Г. Казанская царица Сююн-бике и Сумбека «Казанской истории»

Иван Грозный и казанский хан.

Иван Грозный и казанский хан.

Участие татарской знати в военных походах Москвы

В состав знати московского государства входит большое число выходцев из присоединяемых земель, в частности татарской знати. Эта знать участвовала в походах русских войск на Казань. В 1548 г. на Казань вместе идут Бельский и Шиголей, а уже в 1551 г. шли туда в русском войске «казанские князи и мырзы», разрядная книга особо упоминает, что «царь с тем прислал дворецкого своего Шабаса князя Шамова».

После взятия города «Шиголей становится наместником в завоеванной Казани и объединяет вокруг себя татарскую знать». Среди покоренных татарских мурз Иван Грозный также проводит чистку, после чего они включаются в состав московской знати. Летопись пишет, что после завоевания Казани Иван Грозный велел «побить» «неугодных» ему татар. Грозный раздает вотчины самому Шиголею и его союзным мурзам.

Ткачук В. Изменение состава элиты Московского царства в XVI в.

Л. Бескровный. Атлас карт и схем по русской военной истории

Л. Бескровный. Атлас карт и схем по русской военной истории

Сирота казанская

Казанская (казанский) сирота - человек, который, желая разжалобить кого-либо, прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным…   Picture background

Первоначально: о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского царства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь.

Picture background

Храм Василия Блаженного, или, как его ещё называют, собор Покрова на Рву — символ российской столицы. 

Он был построен при Иване Грозном в честь покорения Казанского ханства – грозного восточного соседа Руси.