Ф.В. Чиж
Лётчик-истребитель Чиж Фёдор Васильевич
Родился 22 сентября 1922 года в селе Минчикура (Веселовский район Запорожской области Украины). С 28 июля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Мелитопольским РВК (Запорожская область), окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в 22-м ЗИАП (ВВС Московского военного округа). Затем воевал в 68-м Гвардейском ИАП (5-я Гвардейская ИАД), воздушных побед не имел. Участник Советско-Японской войны 1945 года в составе 116-й РОИАЭ (ВВС Забайкальского фронта).
Участник войны в Корее с ноября 1950 по апрель 1951 гг. в составе 72-го Гвардейского ИАП (151-я ГИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника типа Ф-51 «Мустанг» (01.11.1950).
Затем продолжал служить в ВВС. С 7 января 1960 года гвардии капитан Ф.В. Чиж – в запасе.
Награждён орденами: Красного Знамени (15.12.1950), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (04,06,1955, 30.12.1956); медалями, в том числе «За боевые заслуги» (13.06.1952).
Аэродром Аньдун. Китай.
1 ноября 1950 года на боевое дежурство заступили несколько звеньев МиГ-15 в составе 72-го ГИАП (аэродром "Северный" г. Мукден) и 28-го ГИАП (аэродром г. Аньшань). И с раннего утра, подвесив ПТБ (подвесные топливные баки), по команде с командного пункта дивизии в патрульные полёты вдоль границы с КНДР вылетело несколько звеньев «МиГов». В этот день советским лётчикам впервые было разрешено пересекать границу с КНДР (река Ялуцзян) и вести свободный поиск и уничтожение самолётов США.
Первая встреча с противником состоялась у лётчиков 28-го ГИАП: в районе Намсидонга шестёрка МиГ-15 обнаружила и атаковала четвёрку Ф-51, но те резким маневром вышли из-под удара и на бреющем полёте ушли за линию фронта. По сути, боя не было, так как противник от него уклонился.
Первый бой лётчиков 72-го ГИАП состоялся после обеда в 12 часов 50 минут – пятёрка МиГ-15 под командованием командира 1-й эскадрильи Героя Советского Союза майора Н.В. Стройкова вылетели в район Аньдуня, и вскоре ведущий пары капитан И.А. Гуц обнаружил тройку Ф-51 и сверху атаковал и обстрелял её. После атаки один «Мустанг» вышел из строя и со снижением стал уходить за линию фронта, видимо, был подбит.
Технические характеристики
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 9,83 м
- Размах крыла: 11,27 м
- Высота: 4,16 м
- Площадь крыла: 21,83 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 5,86
- Масса пустого: 3466 кг
- Нормальная взлётная масса: 4585 кг
- Максимальная взлётная масса: 5493 кг
- Объём топливных баков: 1000 л
- Силовая установка: 1 × 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Packard V-1650-7
- Мощность двигателей: 1 × 1450 л. с. (1 × 1066 кВт (взлётная))
- Воздушный винт: четырёхлопастной «Hamilton Std.»
- Диаметр винта: 3,4 м
- Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0163
- Эквивалентная площадь сопротивления: 0,35 м²
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на уровне моря 600 км/ч
- на высоте: 704 км/ч
- Крейсерская скорость: 580 км/ч[29]
- Скорость сваливания: 160 км/ч
- Практическая дальность: 1520 км (на 550 м)
- Перегоночная дальность: 3700 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 12 741 м
- Скороподъёмность: 17,7 м/с
- Нагрузка на крыло: 212 кг/м²
- Тяговооружённость: 238 Вт/кг
- Длина разбега: 396 м
- Аэродинамическое качество: 14,6
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 6 × 12,7 мм пулемётов M2 в крыле, ближние к фюзеляжу по 400 патр., остальные по 270 патр.
- Неуправляемые ракеты:
- 6 × ракет M8 в трубчатых направляющих M10 или M14 или M15
- 10 × 127 мм ракет HVAR (вместе с ПТБ — 6 ракет)
- Бомбы: 2 × до 454 кг под крылом
- Оставшаяся пара «Мустангов» перешла в левый вираж, но на выходе из него их атаковала другая пара «МиГов», и в этой атаке лейтенанту Фёдору Чижу удалось с короткой дистанции сбить один Ф-51. Так советские лётчики открыли боевой счёт в этой войне, сбив первый самолёт ВВС США в небе Северной Кореи. Сбит был Ф-51 из состава 39-й АЭ 35-й ИБАГ – его пилот погиб.
(Из книги И. Сейдова – «Красные дьяволы» в небе Кореи»).
В запас Фёдор Васильевич ушёл в 37 лет, наверное, в связи с массовым сокращением армии и флота в 1960 г. Численность ВС сокращалась на треть. В Пучеже Фёдор Васильевич работал начальником аэропорта, проживал ул. П. Зарубина, д.8. В детстве мне приходилось слышать, что будущий космонавт Титов Г.С. служил лётчиком в его эскадрильи.
Информацию предоставили Мужиков В.В. и Самышин А.А.

