Автомат АН-94 " Абакан "

                                                                  АН-94 Абакан

 

В связи с принятием на вооружение патрона 5,45-39 мм, в 1981 году Министерство обороны СССР назначило конкурс “Абакан”, среди конструкторских коллективов на разработку автомата под этот патрон, с характеристиками превышающие по эффективности стрельбы автомат АК-74, в 1.5 -2 раза. Конкурс выиграл конструктор Геннадий Никонов. 1986 году автомат был доработан, а в 1991 прошел государственные испытания в Таманской дивизии. На Ижевском Машиностроительном Заводе (ИЖМАШ) производится с 1998 года малыми партиями. На вооружение автомат АН-94 поступил в 1997 году и получил имя конкурса “Абакан”.Используется в специальных подразделениях Витязь, в развед-подразделениях ОДОН.

Корпус изготовлен из стали и ударопрочного пластика (стеклонаполненный армированный полиамид). Приклад пулеметного типа складывающийся вправо. На автомат могут устанавливаться как дневные, так и ночные прицелы. Подствольный гранатомёт крепится к направляющей стреляющего агрегата. Крепление штык-ножа расположено не снизу, как в АК, а справа, что позволяет устанавливать гранатомёт, не снимая штык-ножа, кроме того в рукопашном бою горизонтальное положение лезвия штык-ножа позволяет ему легче проникать в грудную клетку, проходя между рёбрами. Основной прицел диоптрический, регулируемый.

Автомат снаряжается штатными магазинами под патроны калибра 5,45 мм от АК-74 (30 патронов), РПК-74 (45 патронов), либо новыми четырёхрядными магазинами на 60 патронов. На конце ствола находится дульный компенсатор, выполненный в виде перевёрнутой «восьмёрки». Такая форма способствует самоочистке ствола при ведении огня. Возможность крепления сошек, ПБС, ЛЦУ.

Основное достоинство модели заключается в использовании принципа смещенного импульса, что приведении стрельбы позволяет стрелку ощутить отдачу, после того как 2 пули вылетели из ствола.

Автоматика работает за счет сочетания принципа свободного отката стреляющего агрегата с приводом от газового двигателя затворной рамы. Под стволом расположен направляющий рычаг, поддерживающий ствол при его откате по принципу артиллерийского орудия.

Внутри ложа по металлическим направляющим движется стреляющий агрегат, состоящий из ствола, соединенного со ствольной коробкой. Внутри ствольной коробки размещаются затворная рама с коротким затвором и курок. Спусковой механизм интегрирован с пистолетной рукояткой и при необходимости легко отсоединяется от общего рабочего механизма. Ударно-спусковой механизм обеспечивает ведение трех режимов огня: одиночный, по два патрона и автоматический огонь.

В режиме короткой очереди по два выстрела автоматического огня дает в высоком темпе 1800 выстрелов в минуту.

Учитывая, что при работе стреляющий агрегат производит откат, то за время отката автомат успевает сделать два цикла в высоком темпе и только после того, как обе пули покинули ствол, достигает своей крайней задней точки, ударяется о буфер и стрелок ощущает суммированный импульс отдачи первых выстрелов. При стрельбе очередями оружие самостоятельно переходит в нормальный темп 600 выстрелов в минуту. Этот цикл повторяется каждый раз при очередном нажатии спуска. Канал ствола при выстреле запирается поворотом скользящего затвора.
При стрельбе затвор не совершает “перебег″ за магазин, как это происходит во всех видах автоматического оружия. Конструкция автомата позволяет делать подачу боеприпаса в два приема – предварительное извлечение из магазина при движении рамы назад и досылание в патронник при ее накате вперед. Длина хода рамы с затвором едва превышает длину применяемого патрона. Внутри кожуха имеются амортизатор и буфер, которые эффективно гасят удар откатывающегося стреляющего агрегата о заднюю стенку коробки и задают дополнительный ускоряющий импульс для его возврата в исходное положение.

Автомат АН-94 на много сложней чем АК-74 и его ремонт в полевых условиях очень трудоемкий, например для освоения полной разборки и ремонта АК-74 войну нужно 10 часов, а для Абакана несколько недель. Дульный компенсатор выполняет свою роль, но чистить его не особенно удобно. Диоптрический целик затрудняет стрельбу при низкой освещённости, кроме того, он легко засоряется.

Разборка-сборка автомата Никонова АН-94 «Абакан»:

Неполная разборка производится для чистки, смазки и осмотра автомата. Для разборки автомата необходимо:

1.     Отделить магазин, нажав большим пальцем руки на защёлку.

2.     Снять оружие с предохранителя, проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего дважды отвести затворную раму назад, осмотреть после второго взведения патронник, отпустить рукоятку затворной рамы, произвести контрольный спуск курка с боевого взвода. Двойное отведение затворной рамы обусловлено особенностью системы досылания патрона из магазина в патронник через промежуточный подаватель. Если патрон дослан в патронник, то следующий патрон находится не в магазине, а лежит на подавателе. После отделения магазина и отведения затворной рамы назад патрон из патронника будет отражён за пределы ствольной коробки, а патрон с подавателя, таким образом, будет дослан в патронник и будет извлечён оттуда только при повторном отведении затворной рамы.

3.     Отделить оптический или ночной прицел при их наличии. Для этого повернуть ручку зажимного рычага в сторону наглазника и снять прицел движением назад.

4.     Извлечь пенал с принадлежностью из гнезда приклада. Снять крышку с пенала и вынуть из него протирку, ёрш, отвёртку и выколотку.

5.     С помощью выколотки извлечь основание шомпола из паза приклада, после чего извлечь шомпол. Приклад автомата при этом должен быть зафиксирован в походном (сложенном) положении. Для складывания приклада необходимо большим пальцем утопить подпружиненный фиксатор и повернуть приклад вокруг оси до его фиксации защёлкой на выступе правой стенки кожуха. Для откидывания приклада необходимо нажать на головку подпружиненной защёлки в верхнем окне затылка приклада и повернуть приклад вокруг оси до фиксации.

6.     Отделить крышку кожуха. Для этого снять защёлку крышки кожуха с фиксатора, повернуть её вниз, обязательно до ограничения, и отделить крышку движением вперёд. Допускается расфиксация защёлки крышки при помощи патрона, выколотки, шомпола или с помощью зацепа, отделённого от автомата дульного тормоза, вводимых в трубчатую полость защёлки крышки (при использовании дульного тормоза необходимо подождать его охлаждения после стрельбы).

7.     Отделить стреляющий агрегат. Установить переводчик огня в положение «АВ» («Автоматический огонь»), а предохранитель – в положение «О», сдвинуть агрегат вперёд до упора и движением вверх-вперёд извлечь стреляющий агрегат. В неразобранном стреляющем агрегате не допускается взведение затворной рамы во избежание саморазборки (резкого отделения) выталкивателя с пружиной.

8.     Отделить буферный механизм и боевую пружину. Для этого, нажав сзади на пластину движением вперёд, а затем вверх, вывести буферный механизм из зацепления со ствольной коробкой. Снять боевую пружину с буферного механизма, а ролик – с цапфы корпуса ролика.

9.     Извлечь курок из ствольной коробки. Переместить затворную раму вместе с курком в крайнее заднее положение и, вернув затворную раму вперёд (обращая при этом внимание на вхождение поршня в газовую камеру), движением вверх извлечь курок.

10.  Извлечь затворную раму с затвором из ствольной коробки, выдвинув перед этим из отверстия с пазом затворной рамы наконечник с тросом, отделить затвор от рамы.

11.  Извлечь выталкиватель с тросом и пружиной из ствольной коробки. Для этого, несколько отжав пальцами левой руки подпружиненное шептало от ствольной коробки, большим пальцем правой руки нажать на задний торец выталкивателя и вывести его из ствольной коробки, снять пружину со стержня выталкивателя.

12.  Отделить дульный тормоз от стреляющего агрегата. Нажав на защёлку дульного тормоза, вращением против часовой стрелки (если смотреть на автомат со стороны дульной части) вывести тормоз из зацепления с колодкой мушки и продольным движением снять тормоз со ствола.

13.  Отделить спусковой механизм от кожуха. Для этого утопить выступ фиксатора приклада и повернуть чеку против часовой стрелки на 90º. Перед отделением приклад должен быть установлен в боевое (откинутое положение).

Допускается изменять порядок неполной разборки, начиная её с отделения спускового механизма от кожуха. При этом переводчик должен быть установлен в положение «АВ», а предохранитель – в положение «О».

Порядок сборки автомата после его неполной разборки:

1.        Присоединить спусковой механизм к кожуху. Для этого корпус спускового механизма передним зацепом вложить в выем перемычки кожуха и, поворачивая корпус в сторону окна кожуха, ввести его в окно до упора. Прижимая одной рукой за рукоятку спусковой механизм к кожуху, повернуть большим пальцем этой руки чеку спускового механизма по часовой стрелке, одновременно утопив большим пальцем другой руки фиксатор приклада. Довернуть чеку над утопленным фиксатором приклада до упора и отпустить фиксатор. При довороте втулка чеки войдёт в радиусный вырез заднего выступа корпуса спускового механизма и застопорит его в кожухе, а вернувшийся в исходное положение фиксатор приклада заблокирует чеку.

2.        Присоединить дульный тормоз к стреляющему агрегату, для чего, удерживая тормоз фиксатором вниз, надвинуть его на дульную часть ствола до упора и повернуть по часовой стрелке (если смотреть на автомат со стороны дульной части) до ограничения. Убедиться в фиксации тормоза защёлкой.

3.        Вставить выталкиватель с тросом и с предварительно одетой на стержень пружиной в ствольную коробку. Для этого расположить ствольную коробку нижней частью вверх, ввести в её отверстие пружину, затем, сжимая её выталкивателем, установленным тросом вверх и, одновременно отжимая от коробки подпружиненное шептало, вложить выталкиватель в паз ствольной коробки и затем отпустить шептало.

4.        Вставить затворную раму с затвором в ствольную коробку. Для этого сдвинуть вперёд до упора затвор в затворной раме и в таком положении вложить затворную раму в вырезы ствольной коробки, расположенные чуть впереди выступающего из коробки боевого выступа шептала. Продвинуть затворную раму вперёд, контролируя вхождение штока рамы в газовую камеру.

5.        Ввести трос с наконечником в отверстие с пазом затворной рамы, обращая внимание на правильность введения. Для этого наконечник троса установить торцем, из которого выходит трос, перед отверстием в раме, а выходящий из торца трос ввести начальным участком в паз. Затем трос с наконечником продвинуть в отверстии с пазом вперёд до упора.

6.        Вставить курок в ствольную коробку. Для этого расположить курок плоской поверхностью к верхней поверхности ствольной коробки, а торцем с полостью к задней стенке ствольной коробки, вложить его в вырезы коробки и, преодолевая сопротивление боевого выступа шептала, продвинуть курок по направляющим до упора в затворную раму.

7.        Присоединить боевую пружину и буферный механизм. Для этого надеть боевую пружину на стержень буферного механизма и ввести её свободный конец в полость курка. Удерживая буферный механизм за пластину и, сжимая боевую пружину, ввести буферный механизм в ствольную коробку и опустить его до ограничения, установив конец стержня буфера против отверстия в задней стенке коробки. Ослабив нажатие на буферный механизм с боевой пружиной, дать возможность концу стержня войти в отверстие ствольной коробки, а пластине – ограничиться о её заднюю стенку.

8.        Установить ролик на корпус ролика. Для этого совместить наружный желоб ролика с тросом и, слегка натягивая роликом трос в сторону цапфы корпуса ролика, установить ролик на цапфу.

9.        Вставить стреляющий агрегат в кожух. Перед этим переводчик должен быть установлен в положение «АВ», а предохранитель – в положение «О», защёлка крышки максимально (до ограничения) повёрнута вниз. Расположить стреляющий агрегат над полостью кожуха и движением назад и вниз ввести стреляющий агрегат в кожух, визуально контролируя при этом вхождение направляющих рёбер ствольной коробки в пазы задней базы кожуха, а паза колодки мушки на переднюю базу кожуха.

10.   Присоединить крышку к кожуху. Для этого положить крышку на кожух таким образом, чтобы передний торец крышки был выдвинут примерно на 10-15 мм относительно переднего торца кожуха. Убедившись в том, что направляющие рёбра передней базы кожуха введены в паз колодки мушки, слегка прижимая крышку к кожуху, энергично сдвинуть её назад до упора. Повернуть защёлку крышки в сторону фиксатора и зафиксировать её своим отверстием на фиксаторе.

Допускается изменять порядок сборки после неполной разборки, заканчивая сборку присоединением спускового механизма к кожуху. При этом переводчик должен быть установлен в положение «АВ», а предохранитель – в положение «О». Проверить правильность сборки после неполной разборки: в полностью собранном автомате при нажатом спусковом крючке, стреляющий агрегат должен без заклинивания отводиться рукой до ограничения в заднюю стенку кожуха и затем, под действием пружины амортизатора, энергично возвращаться в исходное положение.

Калибр 5,45 мм ; Патрон 5,45х39 мм; Длина 943 мм; Длина со сложенным прикладом 728 мм; Длина ствола 405 мм; Масса без магазина 3,85 кг; Начальная скорость пули 950м/с; Темп стрельбы – 600-18000 в/м; Скорострельность 125 в/м; Длина прицельной линии 520 мм; Емкость магазина 30,45,60 патронов; Эффективность дальность стрельбы 650 м; Прицельная дальность 1000 м.

 

Абакан сподствольным гранатомётом ГП-30

Детализация

Детализация

Детализация

Детализация