Брак и семья
Брак и семья
Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдная, а обязательства — взаимны.
Л. Анспахер
Святое семейство
Семья в сегодняшнем ее виде существовала не всегда". Она прошла множество этапов, прежде чем приняла современную форму.
В период окончательного формирования социальной системы люди-обезьяны были объединены в первобытные кровнородственные орды, в нечто среднее между стадом животных и человеческим обществом. В этих ордах существовала беспорядочная половая жизнь. Сексуальные взаимоотношения складывались между кровными родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами. Со временем беспорядочные и особенно родственные половые связи исчезли, так как было замечено, что кровосмешение приводит к дефектам в потомстве.
Постепенно формируется групповая семья, где мужчины определенной группы являются коллективными супругами другой группы женщин. Для создания подобной семьи объединялись две чужие некровнородственные орды, женщины одной из которой являлись общими женами мужчин другой орды. Вступление в половые отношения лиц, принадлежащих к различным ордам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало на иих никаких обязанностей по отношению друг к другу. В те времена самым важным занятием было «мотыговое земледелие», в котором главную роль играла женщина. Отсюда идет ее господствующее положение на этом этапе развития общества, получившее название матриархата.
Третья форма исторического развития семьи— парная семья. Она характеризуется тем, что муж имеет одну главную жену среди многих других, а жена — одного главного мужа среди остальных мужчин. С точки зрения истории — это качественный скачок вперед. Начинает возникать первая на земле супружеская пара, которая еще очень неустойчива, легко расторжима и не исключает возможности связи на стороне. Ее появление и становление связаны с падением матриархата и установлением патриархата, вызванными тем, что в условиях развивающегося скотоводства и земледелия мужчина становится главной фигурой в производстве материальных благ.
Семья одного мужчины с одной определенной женщиной (так называемый моногамный брак) является продуктом исторического распада первобытного общества, отражением экономического переворота, заключающегося в том, что мужчина становится отдельным, самостоятельным собственником средств производства.
Пётр и Феврония – православные покровители семьи и брака
Моногамная семья означала торжество сильного и порабощение прекрасного пола. На женщину мужчина стал смотреть как на вещь, которую можно купить и продать. В Древней Греции красивая девушка стоила несколько голов крупного рогатого скота.
Мужчина в классовом обществе пользовался значительной половой свободой. За ним признавалось право на добрачные и внебрачные связи. Соблюдение верности считалось обязательным только для жены. Как правило, господствовало единобрачие. Именно такое обстоятельство дало основание именовать базирующийся па собственности брак классового общества моногамией. В классовом обществе, особенно на ранних стадиях его развития, встречаются браки одного мужчины одновременно с несколькими женщинами, то есть полигамия. Но такая яолигамия по сути ничем не отличается от моногамии: ;экономическая зависимость жены от мужа проявляется » еще более отчетливой форме. От каждой из жен не в меньшей степени, чем при единобрачии, требуется соблюдение супружеской верности.
В рабовладельческом обществе начинает формироваться другой вариант сексуальных отношений, который называется половой любовью. Многим покажется кощунственным рассматривать любовь как объект исследования, анализировать это святое чувство. Но надо же знать: как появилась любовь, что было до нее, чем она отличается от других чувств!
Итак, половая любовь.
Жизненное начало любви развивается в древнем Вавилоне, в Египте, Индии. Первооткрывателем ее нужно признать мужчину, так как женщина отвечала привязанностью без права па выбор. Первая половая любовь была обусловлена совершенствованием эстетической и нравственной культуры, усилением взаимопонимания между людьми. С этого времени начинается совершенствование и облагораживание половой жизни, истинное слияние и взаимное проникновение плоти и духа человека. Человеческое общество продолжало свое развитие, одновременно претерпевали изменения и отношения между мужчиной и женщиной.
Основными чертами европейского феодализма стали крупное и мелкое землевладение, господство христианства. Церковь окружала позором сексуальную жизнь, считала страшной виной, смертным грехом нежные симпатии к женщине. Семейно-брачпые отношения крепостных крестьян в течение сотен лет находились под полном властью феодалов, которые лично определяли будущих супругов, не спрашивая их согласия. Царило животное. унизительное право первой ночи...
С разложением феодального общества и переходом к капитализму, как никогда ранее, половая жизнь становится зависимой от денег. Буржуазное общество постепенно старается придать женщине отдельные качества» которые характерны для обычного товара. Мужчина оценивает свою будущую супругу по ее чековой книжке. Симпатичная барышня выходит замуж не за любимого юношу, а за текстильную фабрику или за акции нефтяного концерна, которые гарантируют прибыль. Эта тенденция подавляет и убивает человеческую сущность — мечты, стремления, чувства, любовь.
Неравный брак
Сто лет тому назад французский писатель В. Гюго указывал, что брак: все более получает характер сделки;
В связи о этим наступает моральная деградация семьи. Однако в капиталистическом обществе перед женщинами открылась новая возможность — непосредственно включиться в систему социально-экономических отношений. Это привело к изменению их положения в семье. Жена, занятая в общественном производстве, не является иждивенкой мужа. Самостоятельный заработок сделал женщину равной в экономическом отношении с мужчиной.
В нашей стране после Октябрьской революции впервые в истории было провозглашено полное равенство мужчины и женщины. Экономические отношения в семье между супругами заключаются в том, что они соединяют вместе полученные ими от общества доли общественного продукта с целью содержания своих детей и совместного ведения домашнего хозяйства.
Вступление в брак накладывает на обе стороны определенные, в том числе экономические обязанности, как по отношению друг к другу, так и к детям. Они закрепляются официально юридическим оформлением брака. Государство не может обязать людей пи вступить в брак, ни воздержаться от его расторжения. Единственное, к чему официальные органы принуждают людей — это участие в содержании детей, родившихся в браке. Развод от этой обязанности ни одного из родителей не освобождает. Таким образом, право не является подлинным регулятором отношений между полами. Эта функция может принадлежать лишь морали.
В современном мире существует несколько форм брачно-половых отношений: моногамная, полигамная и полиандрическая семья. В большинстве стран сейчас законом признается только моногамная семья — совместное проживание и ведение хозяйства одного мужчины и одной женщины. Полигампые браки — нахождение в брачно-половых отношениях одного мужчины с несколькими женщинами — были распространены в странах Африки и Азии. Основная причина полигамии — диспропорция полов, при которой число женщин превосходит мужчин ввиду их смерти, в основном в результате войн. Наконец, полиандрия — сожительство нескольких мужчин с одной женщиной — встречается как пережиток у некоторых племен и в местностях, где мало женщин.
В бывшем СССР по статье 235 УК РСФСР двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается лишением свободы на срок до 1 года или исправительными работами на тот же срок.
Термин «брак» имеет двойственное значение (содержание), т. е. предусматривает определенные общественные отношения и юридический акт, который официально регистрирует эти отношения. Брак — добровольный союз двух свободных и равноправных людей. Добровольное согласие брака — это гарантия того, что семья будет создана на основе любви, полного равноправия жениха и невесты, без каких-либо выгод. Регистрация брака — юридическое действие, ведущее к созданию семьи. С момента вступления в брак возникает сложный комплекс личностных и имущественных взаимоотношений.
Никто не принуждает к заключению брака, однако, иступив в него, супруги обязаны подчиняться его моральным требованиям, его законам.
Правильно выбрать спутника жизни — значит заложить основу брачной гармонии. Но зачастую человек принимает верное решение, совершив до этого ряд ошибок. Такой способ поиска истины получил название метода проб и ошибок. Естественно, он не пригоден для выбора супруга (супруги). Это решение оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, и ошибки здесь обходятся очень дорого. Лучше воспользоваться опытом предшествующих поколений и быть подготовленным к важнейшему жизненному шагу.
Чаще всего семья создается на основе любви. Отношения между мужчиной и женщиной в добрачный период находятся на стадии дружбы. В это время происходит узнавание друг друга, поиск общих взглядов, возникает потребность друг в друге, чувственное влечение.
Бывает, отношения начинаются с влюбленности и скоропалительно заканчиваются браком. Эта влюбленность может длиться долгое время, но если не было дружбы, то не было и глубокого познания друг друга. Любовь и влюбленность — это высшие стадии психологической близости. Любовь отличается от влюбленности отношением к другому как к самому себе. При любви устанавливается равновесие своего и чужого «я» на основе знаний себя и другого. Любовь характеризуется силой и глубиной. Сила любви зависит от того, кого любят: его красоты внутренней и внешней, глубина — от его верности долгу, благородства, честности, ума.
Брак по любви предполагает взаимность: любовь оплачивается лишь любовью. Здесь нельзя подойти со спасительным «но»: «я его не люблю, но он перспективен, я с ним проживу всю жизнь безбедно». Иногда человек идет на брак расчетливо, зная, что другой его любит, но вряд ли такой брак будет счастливым. Даже брак ради материального благополучия, заключенный с обоюдного согласия, может быть прочным, но счастливым — сомнительно.
Хорошо сказано: «Душа нам дана, чтобы верить, сердце дано, чтоб любить, ум дан, чтобы знать, во что верить, и чтобы знать, кого любить». Бывает, что глубокое и сильное чувство можно испытать и к тому, с кем мы не можем ужиться. Зачастую реальный человек и идеализированный образ имеет одну-две общие черты, ж то второстепенные. Порой девушка выбирает себе спутника жизни на основании его внешних данных: высокий рост, физически развитое тело, броская внешность. Пределом мечтаний юноши о жене являются: осиная талия, правильные черты лица, нежный голос. Молодежь часто выбирает себе спутника по внешним данным, а для семейной жизни оказываются главными внутренние качества: честность, справедливость, ум, доброжелательность, покладистый характер, нежность, заботливость, уступчивость, а также умение и желание активно участвовать в ведении домашнего хозяйства.
У мужчин и женщин, вступающих в брак, желательны: близкие культурный уровень, образование и материальные запросы, что способствует полному взаимопониманию, единству интересов. Не могут вместе ужиться два лидера, то есть два человека, у которых ярко выражены черты руководителя. Не уживутся вместе правдивый и лживый, щедрый и скупой, трудолюбивый и ленивый. Не поладят люди с ориентацией на разные нравственные и духовные ценности.
Для выбора супруга необходимо учиться говорить и учиться слушать. Когда мы овладеваем этим умением, то проблема выбора спутника жизни облегчается намного. К сожалению, нередко мы не умеем общаться, не. умеем разговаривать друг с другом. Чаще всего слушаем только себя, думаем о том, чтобы только высказать свое,. совершенно не заботясь, понимает ли нас собеседник.. Когда говорит другой, мы лишь вежливо ожидаем паузу, чтобы начать говорить самим. Умение слушать, выслушивать - одно из ценнейших качеств человека; помогающей ему разобраться в людях.
Сексопатологи Г. С. Васильчёико и Ю. А. Решетник для оценки и прогнозирования брачного союза предлагают концепцию о пяти основных: брачных факторах, которые позволяют диагностировать устойчивость брака.
В структуру общего брачного потенциала входят физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический факторы.
Физический фактор (ФФ) имеет сугубо интуитивный характер вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глубоко личностная реакция определяется всем физическим обликом (особое значение имеет лицо), тембром голоса, манерой поведения, речью, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, наконец, запахом, свойственным данному человеку. Определяясь при первых встречах, ФФ отличается исключительной устойчивостью и, как правило, сохраняет свою положительную или отрицательную окраску в ходе длительного общения, подвергаясь лишь незначительной модификации. У всех людей, независимо от возраста, он тесно спаян с сексуальным фактором; однако у молодых людей это влияние выражено ярче, а с возрастом в случаях возрастания роли культурного фактора проявляет некоторую тенденцию подчиняться последнему.
Материальный фактор (МФ) определяется соотнесением вклада партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера. Соответствие может быть максимальным как при высоких требованиях и их удовлетворении, так и при незначительном вкладе и небольших требованиях. Таким образом, роль МФ зависит от его места в ряду ценностных ориентации личности.
Культурный фактор (КФ) определяется соотнесением интеллектуально-культурных запросов супругов и весьма изменчив на протяжении жизни даже у одной пары.
Сексуальный фактор (СФ) определяется соответствием реальной программы интимной близости каждого из партнеров их сексуальным ожиданиям. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе возраста и состояния здоровья, с которыми он и должен прежде всего соотноситься. Модели мужской и женской сексуальности не тождественны как в качественном (например, различия эрогенных зон), так и в возрастном плане. СФ может оказывать мощное модулирующее влияние на ФФ, чаще в виде обострения предшествовавших неосознанных или подавлявшихся психологических установок (у Каренина всегда были некрасивые, оттопыренные уши, и Анна не могла этого не видеть, но четко осознала это только после того, как полностью определились ее отношения с Вронским).
Психологический фактор (ПФ) — это коллектор, на котором фокусируются все другие, именно он определяет единство и целостность человеческого поведения. ПФ подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характеров и ролевых притязаний.
Взаимодействуя, названные факторы составляют брачный потенциал. Если большинство факторов имеет положительную (центростремительную) направленность и способствуют укреплению (уплотнению) союза, то брачный потенциал характеризуется положительным индексом: если преобладают факторы отрицательные (центробежные), направленные на разрыхление и распад союза, то брачный потенциал имеет отрицательный индекс.
Формирование оптимального супружества происходит постепенно — от очарования первой влюбленности через цепь преодоленных разочарований (создаваемых мелочами повседневного быта) к принятию реального партнера со всеми его достоинствами и недостатками.
Любовь стала массовым явлением, по это не значит, что женятся по любви все без исключения. По данным С. Голод, по любви вступают в брак 39,1 процента мужчин и 49,6 процента женщин. Все-таки любовь — это ценность личности, а не ценность брака. Если у супругов мотив вступления в брак — общность взглядов, интересов, то степень их удовлетворенности семейной жизнью нередко гораздо выше, чем в семьях, образованных только по любви, без учета других факторов. Любовь в браке может пройти быстро. Еще Сеченов считал, что любовь в браке проходит через 3—4 месяца, в лучшем случае через 2—3 года, если люди уж очень хорошо подходят друг другу психофизиологически. На смену любви-страсти должна прийти любовь по привычке или дружба.
При вступлении в брак мы почему-то обещаем друг другу счастье. А ведь брак — это прежде всего очень большая ответственность. Французский философ Тэн очень хорошо сказал на Этот счет: три недели изучают друг друга, три месяца любят, три года спорят, тридцать три года терпят друга друга, а дети начинают все сначала. Хотя, конечно, и тут есть счастливые исключения, когда взаимная любовь бывает настолько сильна и прекрасна, что помогает преодолеть все трудности совместного пути.
Прежде чем перешагнуть порог загса, молодым надо спросить себя: что я, не кривя душой, хочу получить, вступая в брак — только быть счастливым самому (самой) или дать счастье своему избраннику (избраннице). Надо непременно знать, испытываете ли вы уважение и полное доверие друг к Другу. Есть ли у вас единство взглядов на главные жизненные ценности, на семейную жизнь, на воспитание детей? И наконец, есть ли у вас материальная база для создания семьи? На какие средства вы рассчитываете жить и где?
Одна из особенностей современного брака по сравнению с 50-ми годами — он сильно помолодел. Теперь никто не удивляется юноше, который спешит жениться еще до службы в армии, а девушки торопливо меняют выпускное платье на платье невесты. В том, что к 18—20 годам психический склад ещё не выявляется полностью, есть и своя положительная сторона, так как пластичность психики юных облегчает выработку совместимости. И если есть готовность идти навстречу друг другу, то совместимость достигается быстрее и легче, чем в зрелыегоды. В пользу ранних браков говорит более легкая взаимная приспособляемость молодых, так как их пристрастия и индивидуальные привычки еще не закрепились. У молодых родителей, еще не обремененных хроническими болезнями и вредными привычками, рождаются крепкие, здоровые дети.
Ранний брак — это нелегкая задача для родителей: свекра и свекрови, тещи и тестя, — ведь очень многое в судьбе юной пары будет зависеть от помощи и поддержки старшего поколения.
С другой стороны, неопытность молодых — плохой советчик при выборе супруга (супруги). Здесь чаще бывают ошибки при решении важных семейных проблем, поспешность, неосмотрительность.
«В настоящее время во вcex странах мира установлен свой возраст для вступления в брак, причем диапазон весьма широк: от 12 лет(Греция, Испания и некоторые другие страны) до 18 лет. В Азербайджане, Армении и на Украине девушкам разрешается вступать в брак с 16 лет. В отдельных: случаях. Советы народных депутатов могут разрешить зарегистрировать брак в более молодом возрасте (но не ранее чем в 16 лет).
Брачный возраст по законодательству многих стран не совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия,: до достижения которого для вступления в брак необходимо согласие родителей. Например, во Франции брачный возраст для женщин установлен в 15 лет, а для мужчин — 18 лет, но до достижения гражданского совершеннолетия, 21 года, вступать в брак без согласия родителей они не вправе, В Уругвае мужчины не могут, самостоятельно решить вопрос о вступлении в брак до 25 лет.
Философы древности предлагали возрастную разницу между мужчиной и женщиной. Аристотель утверждал, что мужчина должен быть старше женщины примерно на 20 лет. По мнению Платона, женщина достигает расцвета в 20 лет, мужчина же — в 30. Разница должна составлять 10—15 лет.
Проблему возраста в качестве критерия выбора следует рассматривать не только в связи с физиологией, но и с психологией любви. Интимная жизнь — это сложная гамма физических и духовных переживаний. Человек солидного возраста биологически уступает молодому. Но, как говорят, у медали есть и оборотная сторона. Более старший возраст.«побеждает» молодость широтой культурных запросов, богатством духовных переживаний, опытом прожитых лет и мудрой зрелостью.
Какое значение имеет то, что любимый человек быстрее состарится, потому что он раньше родился, что календарные сроки любви будут не столь долгими, если она дарит человеку глубочайшие, неповторимые переживания? Разница в возрасте не омрачает чувства, если человек молод душой. В этом смысле возрастной критерий отпадает, и любовь выходит за рамки физиологической власти времени.
На основании опроса студентов университета Торицу (Япония) было выявлено, что основная масса юношей и девушек среди индивидуальных качеств своих будущих невест и женихов ценила превыше всего: во-первых, «сексуальную привлекательность», во-вторых, «силу их. влюбленности», и в-третьих, «здоровье». Гораздо меньшее значение придается тому, сохранила или нет невеста девственность ко времени знакомства с юношей. К восстановлению престижа девственности прибегают теперь главным образом женщины, принадлежащие к высшим слоям японского общества, склонные к бракам по сговору, при заключении которого девственность издавна считалась одним из важных достоинств невесты. Следует отметить, что японские женщины хотят иметь мужей с более высоким уровнем образования, чем их собственный, Или по крайней мере с тем же уровнем, что и у них самих.
От трети до половины всех браков в Японии на сегодня составляют браки по сговору. Брак по сговору означает, что его участники были вполне откровенно сведены друг с другом с целью бракосочетания по инициативе либо родителей, либо друга семьи, либо посредника. По мнению японских студентов, «идеальный брак — это брак по любви, заключенный после смотрин и родительского сговора».
В последние годы в Японии широко практикуется сватовство с помощью видеомагнитофонной записи, фиксирующей на телевизионном экране мимику, речь, манеру держаться будущей невесты.
Американский писатель О Генри еще в конце XIX века писал о брачных объявлениях в воскресных газетах. В России первый номер московской «Брачной газеты» вышел в 1904 году. В настоящее время вновь становятся популярными брачные объявления в газетах и журналах.
Юридический порядок и условия заключения брака в РФ определяются гражданским кодексом. Приведем ряд его статей.
Ст. 13. Заключение брака. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личностных и имущественных прав и интересов супругов и их детей.
Ст. 14. Порядок заключения брака. Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в брак заявления в государственный орган записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен.
Ст. 15. Условия заключения брака. Для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
Ст. 16. Препятствия к заключению брака. Не допускается заключение брака: между лицами, из которых одно состоит в другом браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными, между лицами, из которых одно призвано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Ст. 17. Возникновение прав и обязанностей супругов. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Ст. 18. Право выбора супругами фамилии при заключении брака. При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию.
Ст. 43. Основания признания брака недействительным. Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных статьями 15 и 16 кодекса, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак).
День подачи заявления о вступлении в брак во Дворец бракосочетания считается днем помолвки. Помолвка — предварительный договор о заключении семейного союза, который сложился как народный обычай еще в глубокую старину.
Помолвка
Помолвка — молва! Об этом событии, как правило, узнает большое количество людей. О ней можно известить письменно родственников и ближайших друзей. В качестве почетных гостей приглашаются свидетели, которые назначаются будущими невестой и женихом. Чаще всего помолвка устраивается в доме девушки. Жених и невеста могут обменяться кольцами. После этого принимаются поздравления родителей, гостей, ведутся деловые разговоры, связанные с рождением новой семьи, организуется чаепитие. Невеста готовится к этому дню, угощает гостей своим «фирменным» блюдом. А затем — танцы, игры, развлечения, в которых принимают участие и родители, и дети.
Сама по себе подача заявления во Дворец бракосочетания никаких правовых отношений между лицами, подписавшими заявление, не устанавливает. Отказ от вступления в брак лиц, подавших заявление, правовых последствий за собой не влечет.
Установленный срок с момента подачи заявления до дня регистрации брака дает возможность невесте и жениху проверить свои чувства, подумать о серьезности принятого решения, всесторонне подготовиться ко дню свадьбы или решить вопрос о расторжении помолвки.
Если же решение верно, то за неделю до регистрации брака молодые люди должны зайти во Дворец бракосочетания и подтвердить свое решение о заключении; брака.
Семья — это первичная ячейка общества, основное звено, связывающее личность с обществом. В семье складываются идейные взгляды и мировоззрение молодого поколения, усваиваются нравственно-этические нормы поведения.
Одним из основных моральных принципов семьи является сознание ответственности перед обществом за воспитание своих детей достойными его гражданами.
Центр субъективной значимости семьи переместился; сегодня е экономических факторов (материальное благополучие, достаток и др.) на личностно-психологические, нравственно-эмоциональные факторы. В семье люди видят прежде всего залог духовного взаимопонимания и единства близких, источник психологической защищенности и позитивных эмоций интимного характера, необходимую составляющую смысла человеческой жизни.
Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак и в первые годы семейной жизни. Ведь намерение вступить в брак вызвано прежде всего стремлением молодых быть постоянно вместе с объектом своей влюбленности, их мечтой о длительной физической интимности, потребностью иметь детей, быть матерью, отцом.
Семья в современной социальной ситуации — это ценность, потеря которой дорого обходится обществу и отдельным индивидам, как мужчинам, так и женщинам, деформирует их жизнь и судьбу.
Между браком и семьей вое же существуют различия. Брак является правовым договорным отношением между двумя лицами противоположного пола. Семья охватывает больший или меньший круг лиц, связанных кровнородственными отношениями как биологическим фактором. В то время как брачные отношения во времени нестабильны, ибо могут быть прекращены в связи с разводом, семейные отношения, однажды возникнув, остаются неизменными. Если брачные отношения между женой и мужем прекращаются, то между их совместными детьми и каждым из них в отдельности они остаются. Брачная связь, пока она длится, только внешне принимает вид семьи.
Помимо биологических функций семья служит удовлетворению экономических, культурных и других потребностей людей. В семье содержится и воспитывается потомство. Ей общество доверяет организацию питания, развлечения, отдыха, местожительства и удовлетворение еще бесчисленного количества крупных и мелких потребностей отдельных лиц. В конце концов, семья переживает брак.
Хозяйственно-экономическая функция семьи включает в себя следующие компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета.
Участвуя в общественном производстве, взрослые члены семьи таким образом обеспечивают семье материальную основу существования.
Об интересных денежных взаимоотношениях мужей и жен в Японии сообщает И. А. Латышев. В Японии в канун Нового года продаются десятки миллионов «домовых бюджетных книг», в которой ведется доскональный учет .доходов и расходов и сэкономленных средств. Такая бухгалтерия ведется изо дня в день и служит для супругов, прежде всего для хозяйки дома, исходной основой и ориентиром в планировании и решении своих денежных дел.
Учитывая склонность японских супругов к соблюдению в своих денежных взаимоотношениях правил «большой бухгалтерии», крупные фирмы страны, а также государственные учреждения имеют обыкновение вручать .заработную плату своим работникам в заклеенных конвертах, скрепленных печатью учреждения. Делается это аз расчете на тех жен, которые хотят, чтобы мужья открывали конверты с зарплатой лишь дома в их присутствии, лишая мужей возможности утаивать часть заработка. Статья карманных расходов служащего одной из фирм.
Еда (включая 25 обедов и 8 ужинов в дни задержек на работе)...
Кофе или чай.
Выпивка с приятелем и игра в маджан (4 раза)...
Сигареты..... .
Книги, газеты, еженедельные журналы...
Парикмахерская...
Подарки детям...
Подарки сослуживцам (по случаю свадеб, похорон и т.д.)...
Прочие расходы...
Одной из важнейших является воспитательная функция семьи, так как в семье воспитываются и взрослые и дети, в ней происходит передача детям накопленного социального опыта.
Семья, как правило, определяет характер использования свободного времени.
Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач,; чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, совместное проведение отпуска, экскурсии, прогулки на природу, занятия спортом и т. д.
Никуда не уйти и от того факта, что половые отношения, являющиеся потенциальным источником рождаемости, вышли за границы брака; это обусловило появление внебрачной семьи. Внебрачные связи возникают фактически при вступлении женщины и мужчины в половые отношения, которые могут сопровождаться различными интересами и намерениями. В нашей стране существует процедура признания и установления отцовства при рождении детей вне брака. Тем самым закон признает семью, состоящую из родителей и детей и в том случае, когда не было официально оформленного брака. Государство оказывает поддержку всякой семье, в том числе и внебрачной. Подчеркнем, что признание и поддержка внебрачной семьи никак не связаны с оправданием свободной любви.
Область интимных отношений жизни человека не регламентируется правом. И пока внебрачный союз мужчины и женщины не привел к появлению детей, он не имеет правового значения.
Причины появления внебрачной семьи: 1) войны и эпидемии, 2) диспропорция полов, Э) эмиграция в основном мужчин в поисках работы в страны Европы, Азии, 3) наличие осужденных.
Длительный внебрачный союз мужчины и женщины, не Намеревающихся формально закрепить брак, называют конкубинатом. Конкубинат является той формой внебрачного союза, на которой и без вмешательства права может строиться стабильная семья, исполняющая все три ее социальные функции: биологическую, культурную и экономическую.
В последние годы в США отмечается возврат к «целомудренной семье», в чем, конечно, сыграл свою роль страх заболевания СПИДом. СПИД считается своеобразной расплатой за отход от традиционной семьи. Итак, сегодня мир повернулся к целомудренной семье. В Швеции, например, в 1987 году 65 процентов девушек до 20 лет не имели половых контактов, 61 процент шведов считают, что секс возможен с постоянным партнером. К сожалению, наша страна отстает и в стабилизации семейных отношений, и в утверждении целомудрия.
Американские ученые по вопросам семьи Н. Стинней и Д. Дефрейн на основании опроса, в котором участвовало более 3000 американских семей, признали, что для создания крепкой семьи необходимо знать 6 «секретов».
1. Забота друг о друге. Это решающий момент успеха любой семьи, требующий затраты времени, сил, сердца. Члены семьи делают все возможное, чтобы обеспечить благополучие и счастье близких.
2. Проводить время вместе. Когда у 1500 детей спросили, что, по их мнению, делает семью крепкой, в их список не вошли деньги, машины и хорошие дома. Они просто ответили: «Делать все вместе». Не так важно, что вы делаете, важно, что вы делаете это вместе. Ведь всегда найдется что-нибудь, что можно делать всей семьей. Для достижения взаимопонимания в семье не следует жалеть времени па совместные дела.
3. Уважение. Чувствовать, что тебя уважают и ценят другие — одна из основных человеческих потребностей. Необходимо, по мнению многих, концентрировать внимание на положительном.
4. Общение. Психологи считают, что общение помогает сплотить семью и облегчает разочарование и преодоление кризисов. В крепких семьях считают, что настоящее общение не приходит сразу, оно должно войти в привычку постепенно.
5. Духовное здоровье. Члены крепких семей излучают душевное тепло в повседневной жизни. Существуют определенные ценности: честность, ответственность и терпение.
6. Преодоление кризисов. И в крепких семьях существуют проблемы, но они способны их преодолевать. Для этого необходимы концентрация внимания на положительном, искусство общения, духовные ресурсы. Важным является сознание, что ты необходим другим.