Г.А. Спиридов

                                                  Григорий  Андреевич  Спиридов 

                            

 Григорий Андреевич Спиридов – выдающийся русский флотоводец, адмирал ( 1769 год ), внёс большой вклад в строительство флота и развитие русского военно-морского искуссттва.

Г.А. Спиридов родился в 1713 году в г. Выборг в семье дворянина Андрея Алексеевича Спиридова ( 1680 – 1745 годы ), служившего во времена Петра I комендантом в г. Выборг – умер 8 (19 ) апреля 1790 года в Москве, похоронен в своём имении – селе Нагорье Переславского уезда в склепе Преображенской церкви, ранее построенной на его средства.

В 1723 году Спиридов начал службу на флоте волонтёром, в 15 лет после сдачи экзаменов по навигационным наукам был произведён в гардемарины и направлен на Каспийское море, командовал гекботами  “ Святая Екатерина “,  “ Шах-Дагай “, плавал от Астрахани до Персии, обучаясь у А.И. Нагаева, впоследствии известного адмирала, гидрографа и составителя морских карт. Нагаев был весьма доволен усердием способного моряка. С 1732 года          Г.А. Спиридов служил в Кронштадте, где досрочно получил первый офицерский чин мичмана, постоянно находился в плаваниях по Балтийскому морю.

                                                                                                              Кронштадтский рейд 

 В 1738 году, став адъютантом вице-адмирала П.П. Бредаля, участвовал с ним в Азовской экспедиции Донской военной флотилии, которая совместно с сухопутной армией вела войну с Турцией, в этой войне Спиридов отважно действовал во всех морских боях, получил боевую закалку.

В 1741 году он был командирован в Архангельский порт, откуда на одном из построенных кораблей сделал переход в Кронштадт. В течение десяти лет,  командуя придворными яхтами и линейными кораблями, стал известен на Балтийском флоте и в Санкт-Петербурге. В 1754 году был произведён в капитаны 3-го ранга и послан в Казань для организации доставки лесов в петербургское Адмиралтейство. В 1775 году он стал членом комиссии по рассмотрению регламента для флота, а в следующем году назначен ротным командиром в Морской шляхетский кадетский корпус. Размеренный ход службы был прерван Семилетней войной 1756-1763 годов. Господство русского флота на Балтийском море способствовало успешной борьбе России с Пруссией на сухопутном театре войны. Участвуя в битвах Балтийского флота Г.А. Спиридов командовал кораблями  “ Астрахань “ и “ Святой Николай “, плавал в Данциг и Швецию, к Стральзунду и Копенгагену. В 1761 году он с десантным отрядом в 2000 человек пришёл на помощь генералуи  П. Румянцеву, осаждавшему приморскую крепость Кольберг, и заслужил высокую оценку своими действиями. Румянцев характеризовал его как исключительно “ честного и храброго офицера “.

  В 1762 году Г.А. Спиридов был произведён в чин контр-адмирала. Командуя Ревельской эскадрой, он прикрывал русские коммуникации на Балтике. После войны он был командиром Кронштадтского и Ревельского портов, затем командовал всем Балтийским флотом. В 1764 году он был произведён в вице-адмиралы.

Талант Г.С. Спиридова как флотоводца во всю проявился в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, когда Россия вела борьбу за выход к Чёрному морю. Екатерина II решила подкрепить сухопутную компанию против Турции действиями в Средиземном и Эгейском морях и направила в район Греческого архипелага экспедицию русского флота. Во главе первой эскадры был назначен  Спиридов, только что произведённый в адмиралы.  17 июля 1769 года Екатерина II посетила корабли, готовившиеся к отплытию, наградила Спиридова орденом святого Александра Невского и, благословляя к походу, надела ему на шею образ Иоанна Воина. Она приказала выдать офицерам и матросам четырёхмесячное жалованье “ не в зачёт “ и потребовала немедленного выхода эскадры в плавание. Перед Спиридовым стояла очень трудная задача – проложить путь в восточную часть Средиземного моря, совершив туда первый в истории русского флота переход из Балтийского моря.

                                                                корабли Г.А. Спиридова в походе

Переход был осложнён отсутствием собственных баз на пути следования, тяжёлыми погодными условиями, болезнью Спиридова в начале пути. Вследствие повреждения кораблей и вынужденных остановок для ремонта эскадра двигалась медленно. В феврале 1770 года эскадра Спиридова прибыла к полуострову Морея ( Пелопонес ), вскоре туда подошла и вторая эскадра под командованием Д. Эльфинстона. Под общим руководством графа         А.Г. Орлова эскадры начали боевые действия, осложнившиеся трениями между Орловым и Спиридовым, а также недисциплинированностью Эльфинстона. В феврале – мае эскадры высадили несколько десантов на Морее, овладели базами Наварин и Итилон. Турция вынуждена была перенацелить свой флот с поддержки сухопутных войск на борьбу в море, а заодно отвлечь часть сухопутных войск с Дунайского театра военных действий.

                                                        граф  А.Г. Орлов

                    

После активного поиска противника русская эскадра ( 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 17 вспомогательных судов и транспортов, всего 820 орудий ) под командованием генерал-аншефа графа А.Г. Орлова обнаружила турецкую эскадру ( 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и до 50 малых судов, всего 1430 орудий, под командой капудан-паши Д. Хасан-бея ). Турецкие корабли, построенные в две боевые линии, при этом корабли второй линии стояли в промежутках между кораблями первой линии, стояли на якоре в Хиосском проливе ( Эгейское море ) в 0,5 мили от берега.

                                                                                     cражение в Хиосском проливе     

 Первым обнаружил турок высланный на разведку вместе с двумя мелкими судами линейный корабль  “ Ростислав “, которым командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Лупандин. Поданный им сигнал “ Вижу неприятельские корабли “ после полудня заметили на русской эскадре. Почти двойное превосходство турок в силах не поколебало стойкости и мужества русских военных моряков. Они горели желанием сразиться с сильнейшим противником, считая, что воюют не числом, а умением. По предложению адмирала Г.А. Спиридова генерал-аншеф А.Г. Орлов принял решение атаковать турецкий флот. Был принят такой план боевых действий : сначала ударить по турецкому авангарду и части центра, посылая по одному русскому кораблю против каждого корабля противника, а затем нанести удар по остальным вражеским кораблям. В полдень 24 июня 1770 года русские корабли начали сближение с противником. Раздались залпы турецких пушек. Однако русские офицеры и матросы, проявляя выдержку и хладнокровие, не отвечали на огонь противника и продолжали сближение до  “ мушкетного “ выстрела  ( около 1-го кабельтова ). Неожиданно произошёл неприятный казус. Передний  корабль  “ Европа “ проскочил назначенное ему место в линии боя. Повернув на правый галс и зайдя за корабль  “ Ростислав “, он снова вступил в бой.  

                                                                                       линейный корабль  “ Ростислав “ 

Адмирал Спиридов, рассерженный таким манёвром командира  “ Европы “ капитана 1-го ранга Ф.А. Клокачёва, поравнявшись на “ Евстафии “ с  “ Европой “, получившей повреждения, крикнул : “ Господин Клокачёв ! Поздравляю вас матросом “, тем самым как бы обвинив командира в трусости. Но фактически манёвр Клокачёва был вызван необходимостью и продиктован условиями боя. В последующем ходе боя  Клокачёв и экипаж его корабля продемонстрировали  мужество и подлинный героизм.

                                                                            подвиг линейного корабля  “ Евстафий “

 

 

   Когда огонь трёх неприятельских кораблей обрушился на флагманский линейный корабль  “ Евстафий “, его командир капитан 1-го ранга А.И. Круз приказал не отвечать на выстрелы противника. И только после того, как дистанция заметно сократилась, решительно атаковал турецкий адмиральский корабль  “ Реал-Мустафа “. Достойный пример мужества и бесстрашия показывал и адмирал Г.А. Спиридов. Увлечённый боем, он, пренебрегая опасностью, со шпагой в руке ходил по верхней палубе, отдавая необходимые команды, а музыкантам приказал  “ играть до последнего “. Ядра турецких кораблей повредили паруса и такелаж  “ Евстафия “, который, потеряв управляемость, навалился на охваченный пламенем флагманский турецкий корабль. Прогремело русское “ Ура “, матросы и офицеры взобравшись на палубу  “ Реал-Мустафы “, вступили в рукопашную схватку с турками, в ходе которой русские моряки сорвали и захватили кормовой флаг турецкого флагмана. Как только адмирал Г.А. Спиридов убедился, что спасти  “ Евстафий “ уже невозможно, он приказал перенести свой флаг на корабль  “ Три святителя “. Судьбу обоих кораблей решил непредвиденный случай : обвалилась горящая грот-мачта  “ Реал-Мустафы “ попав на русский корабль искры вызвали взрыв пороха и боеприпасов. Вслед за “ Евстафием “ взлетел на воздух и турецкий флагман. Этот взрыв и успешная атака русских вызвали панику на турецких кораблях. Турецкая эскадра, потерявшая управление,  поспешила  убраться в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, выйти оттуда уже не смогла, так как была заблокирована. 

     

    На военном совете 25 июня у графа Орлова был принят план Спиридова , заключавшийся в уничтожении турецких кораблей в их собственной бухте. Учитывая скученность кораблей противника, исключавшую для них возможность маневра, адмирал Спиридова предложил уничтожить турецкий флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, причём главный удар должна была нанести артиллерия. Для атаки противника 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под командованием младшего флагмана  контр-адмирала С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля “ Гром “

                                                                   контр-адмирал  С.К. Грейг

Замысел атаки, разработанный Спиридовым, сводился к следующему. Корабли, выделенные  для атаки, пользуясь темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к противнику на дистанцию 2-3 кабельтова и, встав на якорь, открыть внезапный огонь : линейные корабли и бомбардирский корабль “ Гром “ – по кораблям, фрегаты – по береговым батареям.

                                                                        “ Три Святителя “ в Чесменском сражении

 

                                                                                        

                                                                бомбардирский корабль  "Гром "

                                                     подвиг лейтенанта Д.С. Ильина                       

                                                                                                 Чесменское сражение 

 В полночь, когда все приготовления к бою были закончены, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию 2-х кабельтовых ( менее 500 м ), русские корабли заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецким кораблям и береговым батареям. “ Гром “ и некоторые линейные корабли вели огнь главным образом брандскугелями ( зажигательными бомбами ). За линейными кораблями и фрегатами в ожидании команды на атаку были развёрнуты 4 брандера под командованием капитан-лейтенантов Р. Дугдаль, Ф. Мекензи, лейтенанта Д. Ильина и мичмана В. Гагарина. В начале 2-го часа на одном из турецких кораблей от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и начал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создало благоприятные условия для атаки брандеров. В 1 час 15 минут все 4 брандера под прикрытием огня линейных кораблей начали движение на противника. Каждому брандеру был назначен определённый турецкий корабль, с которым он должен был сцепиться. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только брандер лейтенанта Д. Ильина выполнил поставленную задачу. Удачно маневрируя, под огнём противника он подошёл к 84-х пушечному линейному кораблю турок, сцепился с ним и поджёг свой брандер. Команда брандера вместе с лейтенантом Д. Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле возник мощный пожар и произошёл взрыв. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота. В это время Чесменская бухта стала похожа на кратер огромного действующего вулкана и ещё долго была освещена багрово-красным заревом. Турецкие корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух.  “ Легче вообразить,- чем описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшее неприятелем : целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду “. В 4 часа русские корабли прекратили огонь. К этому времени почти весь турецкий флот был уничтожен. Из 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 вспомогательных судов уцелели и были захвачены русскими в плен лишь один линейный корабль “ Родос “ и 5 галер. Турки потеряли свыше 10000 матросов и офицеров, потери же на судах отряда Грейга составили всего 11 человек.

Победа в Чесменском морском сражении была достигнута благодаря высокой боевой выучке, стойкости и мужеству русских моряков. Чесменский бой имел огромное военно-стратегическое значение. Турецкое командование, лишившись флота, вынуждено было полностью отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге и сосредоточить свои усилия на обороне пролива Дарданеллы и приморских крепостей.

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой были награждены все участники сражения. Граф А.Г. Орлов был награждён орденом Святого Георгия 1-й степени и получил почётное добавление к своей фамилии Чесменский ( Орлов-Чесменский ), адмирал Г.А. Спиридов получил высший орден Российской империи – Святого Андрея Первозванного, контр-адмирал С.К. Грейг был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени, давший ему прав она потомственное русское дворянство, лейтенант Д.С. Ильин был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и произведён в капитан-лейтенанты. В Царском Селе ( ныне г. Пушкин ) был воздвигнут памятник – Чесменская колонна.

   

                                      схема расположения кораблей в Чесменском сражении 

 После победы под Чесмой  Г.А. Спиридов в течение трёх лет господствовал в Греческом архипелаге. Он не только осуществлял блокаду Дарданелл, но и приступил к систематическому контролированию коммуникаций противника в Эгейском море с целью пресечения подвоза продовольствия и сырья в Стамбул из Греции. В качестве базы русского флота использовался остров Парос, где были сооружены адмиралтейство и верфь, а также магазины, больницы, церковь. Между блокадным отрядом кораблей и главными силами флота постоянно действовало несколько крейсерских отрядов, полностью перекрывавших Эгейское море в наиболее узкой его части. В 1772 году русский адмирал распространил свои действия на всю восточную часть Средиземного моря, начиная с Ионических остовов и до побережья Египта и Сирии. Совместно с экспедиционными сухопутными силами флот Спиридова вёл активные действия против турецких приморских крепостей и портов Эгейского моря.

В июне 1773 года 60-летний адмирал подал прошение об отставке по состоянию здоровья. В феврале 1774 года он получил разрешение оставить свою должность, а также право на пенсию в размере полного адмиральского жалования. Вернувшись в Россию Г.А. Спиридов прожил ещё 16 лет. Умер в своём имении в селе Нагорье. Провожали его в последний путь местные крестьяне и его верный друг - Степан Хметевский, командир “ Трёх иерархов “ в Чесменском сражении.                                     

                                                      Чесменская колонна в Царском Селе ( г. Пушкин )

 

                                                                     памятник Д.С. Ильину