М.П. Лазарев

                                  Михаил  Петрович  Лазарев 

           

 Михаил Петрович Лазарев – родился 3 (14 ) ноября 1788 года в г. Владимир, умер 11 (23 ) апреля 1851 года в г. Вена, захоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополь.

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерит, в 1800 году сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила и Алексея – в Морской кадетский корпус. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарин, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведён в первый офицерский чин – мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса был отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. 5 лет провёл в непрерывных плаваниях в Атлантическом, Тихом океанах и Средиземном море. В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте, участвовал  в русско-шведской войне 1808-1809 годов. Во время Отечественной войны 1812 года, когда войска Наполеона Iугрожали г. Риге, Лазарев на бриге  “ Феникс “ участвовал в демонстративной высадке морского десанта в районе Данцига с целью оттянуть от Риги силы французов; цель была достигнута.

В 1813 году лейтенант М.П. Лазарев получил новое назначение – командовать шлюпом  “ Суворов “, отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Шлюп  “ Суворов “ принадлежал Российско- Американской торговой компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIIIвека. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Санкт-Петербургом и Русской Америкой. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и 9 октября шлюп  “ Суворов “ ( длиной 100 футов ) отошёл от Кронштадтского рейда.

                плавание М.П. Лазарева на шлюпе “ Суворов “ 1813-1815 годах 

                                                            шлюп  “ Суворов “

19 октября “ Суворов “ пришёл в Карлсхруну ( Швеция ), откуда вместе с другими коммерческими судами под охраной военных судов вышел 24 октября. Зайдя по пути в шведские порты Мальмё и Гётеборг, “ Суворов ) уже в одиночестве 27 ноября пришёл в Портсмут. Здесь “ Суворов ) принял дополнительные грузы для Русской Америки и 26 февраля 1814 года, вместе с другими торговыми кораблями, направлявшимися под прикрытием трёх военных судов и двух бригов в Вест-Индию, покинул Портсмут. Дойдя с этими судами до о. Порто-Санто ( близ о. Мадейра ), Лазарев направился в Рио-де-Жанейро, куда прибыл 22 апреля. Закончив здесь компанейские дела, Лазарев 25 мая вышел в море, обогнул мыс Доброй Надежды  и Южный мыс Тасмании, и 13 августа пришёл в Порт-Джексон ( Сидней ), откуда вышел 3 сентября. 28 сентября на 13* южной широты и 163* западной долготы была обнаружена, посещена и положена на карту группа из пяти необитаемых коралловых островов, соединённых друг с другом коралловыми банками. Эта группа в честь корабля была названа островами Суворова. 18 ноября 1814 года “ Суворов “ пришёл Ново-Архангельск. В следующем, 1815 году корабль ходил за пушниной к островам Святой Павел и Святой Георгий ( из группы островов Прибылова ), в мае вернулся в Ново-Архангельск и 23 июля вышел оттуда с грузом пушнины и товаров, предназначенных для продажи в Лиме ( Перу ). Во время стоянки в Сан-Франциско были пополнены запасы воды и провизии. На пути от Сан-Франциско в Кальяо ( порт Лимы ) Лазарев останавливался у о. Сокорро, где провёл геодезические измерения. 25 нрября “ Суворов “ пришёл в Кальяо и простоял здесь, проводя разные торговые операции до 14 февраля 1816года. В Кальяо Лазарев взял на борт подаренные русскому царю местными властями собрания перуанских древностей. В дальнейшем “ Суворов “ обогнул мыс Горн, зашёл на о. Фернандо-Норонья, Портсмут, в Хельсингёр и 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. Лазарев привёз из Кальяо в Россию много диковинных предметов, а также ещё невиданных тогда в Европе лам, альпаку и вигонь, которые благополучно перенесли длительное путешествие.

3 (15 ) июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил первую русскую экспедицию для исследования Южных полярных областей.                  

Основными задачами экспедиции были : совершить переход в Антарктиду, пересечь южную полярную зону в возможно более высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли, и, если возможно – пройти к Южному полюсу. Перед отплытием была получена инструкция морского министерства, согласно которой суда должны были производить астрономические измерения, наблюдения над приливами и отливами, над длиной секундного маятника, над склонением магнитной стрелки, над состоянием атмосферы, морскими течениями, температурой и солёностью моря на различных глубинах, над льдами, над полярным сиянием и т. д. В случае открытия новых земель следовало их наносить на карту и обследовать. Честь исследования антарктических морей выпала выбранным из добровольцев экипажам двух трёхмачтовых шлюпов – “ Восток “ и  “ Мирный “.

 Шлюп  “ Восток “ ( построен в 1818 году в Санкт-Петербурге, водоизмещение – 985 тонн, длина – 39,62 м, ширина – 10,36 м, осадка – 4,8 м, скорость – 10 узлов, вооружение – 28 орудий, экипаж – 117 человек ) под командованием опытного офицера русского военного флота капитана 2-го ранга Фаддей Фаддеевича Беллинсгаузена.

 

 

Шлюп  “ Мирный “ ( бывший транспорт  “ Ладога “, построенный в 1818 году в Англии, водоизмещением – 884,5 тонны, длина – 36,6 м , ширина – 9,15 м, осадка – 4,6 м, скорость – до 10 узлов,  вооружение – 20 орудий, экипаж – 120 человек ) под командованием лейтенанта Михаила Петровича Лазарева.

 

Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту. Зайдя в Копенгаген, Портсмут, Санта-Круз на острове Тенериф и Рио-де-Жанейро корабли направились в нижние южные широты.

                                                       шлюпы “ Восток “ и “ Мирный “ в южных широтах 

 

Войдя в антарктические воды корабли провели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карте появились мысы и заливы, названные именами участников экспедиции офицеров Парядина, Демидова, Куприянова, Новосильского. В последующем экспедицией были открыты и нанесены на карту острова Анненкова, Лескова, Торсона и Завадского . Вся гряда островов была названа именем морского министра России де-Траверсе. Упорно пробиваясь во льдах и уклоняясь от айсбергов, отважные русские исследователи 16 (28 ) января 1820 года в точке 69 градусов 21 минута южной широты и 2 градуса 14 минут западной долготы   ( ныне это берег Принцессы Марты ) подошли наконец к шестому континенту -  “ Терра Аустралис инкогнито “ – неведомая Южная земля – Антарктида.

Продолжая находиться в этом районе до середины февраля, два небольших парусных судна с деревянными корпусами, несмотря на тяжёлые льды и штормовую погоду, ещё дважды подходили к ледовым берегам, а затем в связи с приближением антарктической осени направились в Сидней на кратковременный отдых. 

                                                                                                          во льдах Антарктиды

8 мая 1820 года, проводя ремонт и пополнив запасы, “ Восток “  “ Мирный “ вышли в тропическую часть Тихого океана, где в Архипелаге  Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателе : Кутузова, Ермолова, Раевского, Грейга, Барклая-де- Толли, Волконского, Лазарева, Чичагова и других. В группе островов  Д. Кука был открыт остров Восток ( названный в честь корабля ), а в районе островов Фиджи – острова Михайлова и Симонова.

31 октября шлюпы после тщательной подготовки снова вышли из Сиднея в воды Антарктиды. Ни льды, ни ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы 13 декабря пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт остров, получивший имя основателя российского флота  Петра Великого, а через неделю – гористый берег Александра I. Отсюда курс экспедиции лежал к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага. Часть островов была названа в честь побед русской армии над Наполеоном I  в Отечественной войне 1812 года при Бородине, Малоярославце,  Смоленске, Полоцке, Лейпциге, Ватерлоо и на Березине, другие – именами русских адмиралов и офицеров. Михайлова, Мордвинова, Рожнова и Шишкова.

30 января из-за плохого состояния корпуса шлюпа  “ Восток “ отряд покинул Антарктиду. Через четыре дня русские мореплаватели, проходя мимо берегов Южной Георгии, впервые в истории завершили плавание вокруг Антарктиды. 27 февраля шлюпы прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24 июля, успешно завершив историческое плавание, отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде.

Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева прошли около 50000 миль и провели в плавании 751 день, в том числе 100 суток плавание проходило айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и уч1ные открыли29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Уникальность экспедиции характеризует тот факт, что в районах, где пролегали курсы  “ Востока “ и “ Мирного “, люди побывали снова лишь через сто с лишним лет. Русские моряки опровергли мнение знаменитого английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка. Чтя память выдающихся соотечественников, советские полярники свои первые научные станции в Антарктиде назвали в честь шлюпов  “ Восток “ и  “ Мирный “.

По возвращении в Россию М.П. Лазарев был переведён через чин сразу в капитаны 2-го ранга и принял под командование фрегат  “ Крейсер “. На “ Крейсере “ Лазарев совершил своё третье кругосветное плавание 1822-1825 годы. Вахтенным офицером на фрегате проходил службу и любимый его ученик Павел Степанович Нахимов ( будущий адмирал и герой Севастопольской обороны 1853 –1856 годов ).

       

                                                                          фрегат  “ Крейсер “ и шлюп  “ Ладога “     

36-пушечный фрегат  “ Крейсер “ под командованием капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп  “ Ладога “, которым командовал его родной брат  капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарева, посылались на Дальний Восток для доставки грузов в Петропавловск-Камчатский и Ново-Архангельск в Северной Америке, “ Крейсер “, кроме того, для охраны поселений и промыслов Российско-американской компании.

Суда вышли из Кронштадта 17 августа 1822 года и, простояв для разных закупок в Копенгагене, в Скагерраке разлучились.” Крейсер “ пришёл в Портсмут 4 октября, а “ Ладога “, получившая во время шторма повреждение фок-мачты, только 6 октября. Закупки в Лондоне инструментов, исправление рангоута и штормовые ветры задержали суда в Портсмуте до 29 ноября. Зайдя на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, корабли повернули на юго-восток. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании и 18 мая встали на якорь в порту Хобарт ( Тасмания ). 9 июня  “ Крейсер “ и “ Ладога “ вышли из Хобарта. На следующий день во время шторма, нанесшего “ Ладоге “ повреждения, корабли разлучились и пришли в бухту Матаваи ( остров Таити ) – “ Крейсер “ 8 июля, а “ Ладога “ 15 июля. 20 июля суда вышли в море и 24 июля достигнув 13* 36^ южной широты и 148* 58^ западной долготы, согласно инструкции, начали раздельное плавание.

 “ Крейсер “ пошёл прямо в Ново-Архангельск, куда прибыл 3 сентября. Зимой он ходил для пополнения запасов в Сан-Франциско, где простоял 1 декабря 1823 года по 17 февраля 1824 года. Вернувшись в Ново-Архангельск, “ Крейсер “оставался в распоряжении главного правителя Русской Америки до половины октября, когда был сменён прибывшим из России шлюпом “ Предприятие “ под командованием капитан-лейтенанта Коцебу. Фрегат “ Крейсер “, сдав охрану Русской Америки шлюпу “ Предприятие “, 16 октября 1824 года отправился в Сан-Франциско, куда пришёл 21 ноября. В Сан-Франциско, готовясь к плаванию вокруг мыса Горн, М.П. Лазарев простоял до 21 декабря. Обогнув мыс Горн и зайдя по пути в Рио-де-Жанейро, Портсмут и Копенгаген,  “ Крейсер “ 5 августа 1825 года вернулся в Кронштадт. М.П. Лазарев , таким образом , стал единственным из офицеров русского парусного флота, совершившим три кругосветных плавания в качестве командира судна.

В 1826 году М.П. Лазарев был произведён в капитаны 1-го ранга. В том же году его назначили командиром нового линейного корабля  “ Азов “ ( длина 54,65 м, ширина 14,63 м, осадка 6,55 м, вооружение 74 орудия ), строившегося под его руководством в Архангельске. Лазарев привёл его в Кронштадт, где “ Азов “вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь М.П. Лазареву довелось некоторое время служить пол начальством знаменитого русского адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который очень уважал и ценил его.

В 1827 командир “ Азова “ Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена ( 4 линейных корабля, 4 фрегата, 1 корвет и 2 брига ). Кораблям российского флота предстояло совершить переход в Средиземное море для оказания помощи восставшему против турецкого ига греческому народу. После того как Турция отказалась выполнить требования Лондонской конвенции 1827 года, подписанной Англией, Россией и Францией, о предоставлении Греции автономии, соединённая эскадра России ( 4 линейных корабля, 4 фрегата), Англии ( 3 линейных корабля, 4 фрегата, 5 корветов и бригов) и Франции ( 3 линейных корабля, 2 фрегата, 2 корвета ) всего 1276 орудий под командованием старшего в чине английского вице-адмирала Э. Кодрингтона  подошла к Наваринской бухте ( юго-западное побережье полуострова Пелопонес ), где находился турецко-египетский флот ( 3 линейных корабля, 23 фрегата и около 40 корветов и бригов, всего 2200 орудий ) под командованием Мухаррем-бея. Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрахим-паша. Турецкий флот находился под защитой береговых батарей – 165 орудий и 6 брандеров.

   

                                                                                                         Наваринское сражение

                                       М.П. Лазарев на борту   “ Азова “ в Наваринском сражении

Сражение началось после того, как турки убили второго парламентёра, посланного на флагманский корабль Мухаррем-бея. Оно продолжалось 4 часа и закончилось полным уничтожением турецко-египетского флота. Их потери составили более 60 кораблей и до 7000 личного состава. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери убитыми и ранеными составили около 800 человек.

Русская эскадра входила в гавань под ураганным артиллерийским обстрелом. Начавшееся около 14 часов сражение продолжалось до вечера. Отличной боевой выучкой, мужеством и отвагой русские моряки ещё раз продемонстрировали силу российского флота. Находясь под перекрёстным обстрелом неприятельских кораблей и крепостной артиллерии, “ Азов “ в этом сражении вёл бой одновремённо с пятью вражескими судами. Метким огнём он в первые же минуты боя нанёс серьёзные повреждения турецкому 80-пушечному линейному кораблю, вынужденному спешно сняться с якоря и выброситься на мель, чтобы не пойти ко дну. Последующими залпами азовцы уничтожили ещё три фрегата и корвет, после чего поспешили на помощь английской эскадре, совместно с которой потопили флагманский корабль Мухаррем-бея и повредили ещё несколько судов. После этого сражения Турция была вынуждена прекратить боевые действия против греческого народа.

                                          линейный корабль  “ Азов “ в Наваринском сражении

В ознаменование подвига экипажа в этом сражении  “ Азов “ первым в российском флоте был удостоен высшей наградой для кораблей – кормового Георгиевского флага и вымпела. Командир корабля М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы. На этом корабле умело и бесстрашно действовали лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин – будущие герои Синопского морского сражения и героической обороны Севастополя.                                                     

Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов М.П. Лазарев, будучи начальником штаба русской эскадры, участвовал в блокаде Дарданелл, а после заключения Адрианопольского мирного договора командовал эскадрой из 10 кораблей, которая совершив переход вокруг Европы, вернулась в Кронштадт весной 1830 года. В 1832 году М.П. Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. В 1833 году, командуя эскадрой Черноморского флота, блестяще провёл экспедицию в Босфор, в результате которой был заключён Ункиар-Искелесский договор. В том же году Лазарев был произведён  вице-адмиралы и назначен главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева. В течение 18 лет Лазарев, находясь во главе Черноморского флота, заново создал корабельный состав : на русских верфях были построены 16 линейных кораблей и свыше 150 других кораблей и судов; впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты ; часть кораблей была вооружена бомбическими пушками.                                                    

                                                                        колёсный пароходофрегат  “ Владимир “

Пароходофрегат “ Владимир “ был спущен на воду в марте 1848 года, водоизмещение 1713 т, длина 61 м, ширина 11 м, мощность паровой машины 400 л.с. , скорость до 12 узлов, вооружение 7 орудий.

  бой пароходофрегата  “ Владимир “ с турецким пароходофрегатом “ Перваз-Бахри “

В Севастополе под руководством М.П. Лазарева были сооружены док и мастерские, береговые батареи, учреждено адмиралтейство. Отлично понимая возросшее значение для флота паровой машины и железного кораблестроения , Лазарев стремился создать сильный паровой флот, однако из-за технико-экономической отсталости, косности и рутины, царивших в крепостнической России, он не смог выполнить эту задачу.

Утверждение России на Кавказе особенно враждебно воспринимала Англия, которая пыталась превратить Кавказ в свою колонию, для чего использовала реакционное движение имама Шамиля, оказывая ему вместе с Турцией систематическую военную помощь. В этой обстановке Черноморский флот под командованием Лазарева охранял Кавказские берега и в конце 30-х – начале 40-х годов XIXвека высадил на побережье Чёрного моря ряд десантов, содействуя сухопутным войскам в разгроме и пленении Шамиля. Таким образом Черноморский флот под командованием М.П. Лазарева помешал англичанам и туркам оказать помощь Шамилю и сорвал их захватнические планы на Кавказе.

Продолжая лучшие традиции Петра I, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, М.П. Лазарев и его последователи подготовили целую плеяду замечательных русских моряков, воспитывали у личного состава флота патриотизм, любовь к морскому делу, прививали на флоте тактику наступательного боя.

Совершённые М.П. Лазаревым вместе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном географические открытия, особенно Антарктиды, имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской и мировой науки. М.П. Лазарев состоял почётным членом Русского Географического общества и членом других русских и иностранных научных обществ.

     могила адмирала М.П. Лазарева в склепе Владимирского собора г. Севастополя 

                                                                                 

     памятник М.П. Лазареву в п. Лазаревская 

                                                        памятник М.П. Лазареву в г. Нвороссийск