БМП-1

            Боевая машина пехоты БМП-1 (Россия)

Корпус БМП-1 сварен из стальных катаных броневых листов. Её особенностью является очень большой наклон лобовых плит, — верхняя броневая плита расположена почти горизонтально. Такой большой угол наклона увеличивает вероятность рикошета, что крайне важно при незначительной толщине брони (около 30 мм). Дополнительным элементом защиты служит волноотражательный щиток, лежащий на верхней лобовой плите. В корпусе имеется ряд отверстий, спереди - это люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, посередине — погон башни, сзади — люки (в крыше), лючки для монтажа стрелковых гнезд (по бортам), проём для большой двухстворчатой двери. Большинство из них закрывается крышками, часть которых выполнена из легких сплавов. Такое решение до некоторой степени ослабляет броневую защиту, но только в тех местах, поражение которых снарядом относительно маловероятно. К преёмуществам такого решения следует отнести уменьшение массы бронирования, что имеет большое значение для сохранения плавучести, и простоту обслуживания машины — все панели может снять один человек.

Стрелковые гнёзда в бортах БМП-1 прикрыты снаружи дополнительными крьшками каплеобразной формы, которые открываются изнутри с помощью ручек. Почти всю кормовую стенку занимают двери, подвешенные на петлях у боковых стенок корпуса и открывающиеся наружу. Таким образом обеспечивается частичная защита от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину солдат десанта. Кроме того, двери выполняют функцию топливных баков. На время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их от топливной системы и заполнить песком, чтобы обеспечить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопасность.

Наружи к боковым стенкам корпуса крепятся экраны из легких сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. При плавании они создают так называемый гидродинамический туннель, который играет важную роль в формировании движущей силы на воде.

В средней части корпуса установлена башня кругового вращения. Она изготавливается методом литья, после чего к ней приваривается крыша из катаной броневой стали. В крыше имеется люк, крышка которого открывается вперед и тем самым обеспечивает защиту находящемуся за ней члену экипажа.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя. Перед ним располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что сильно облегчает работу механика-водителя. Для наблюдения за местностью механик-водитель располагает тремя перископами, расположенными по окружности его люка, крышка которого поворачивается вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

Командир машины попадает на своё место, расположенное за креслом механика-водителя, через люк в корпусе. Крышка этого люка лежит на подшипниках и вращается на 360". Вместе с ней вращается универсальный прибор наблюдения ТКН-3 спаренный с инфракрасным прожектором, и два перископа. В распоряжении командира БМП-1 имеется развитая система средств связи.

В башне кругового вращения установлена гладкоствольная 73-мм пушка 2А28, спаренная с пулемётом калибра 7,62 мм. Пушка не стабилизирована, но оснащена электрическими приводами наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В вертикальной плоскости ствол пушки перемещается в пределах от -4' до +33°. Незначительный угоп снижения пушки обусловлен низкой башней и конструкцией передней части корпуса, что же касается угла возвышения, то он сравним с аналогичной характеристикой других боевых машин, имеющих подобное назначение или вооружение.

Боекомплект состоит из 40 реактивных снарядов. Когда снаряд покидает ствол пушки, включается реактивный двигатель, разгоняющий его до скорости 700 м/с. Пушка заряжается автоматически с помощью автомата заряжания. Магазин с боекомплектом размещается по окружности погона башни (снаряды стоят в вертикальном положении). Такое решение позволило наводить пушку на цель и вести огонь одному человеку — наводчику, который располагается слева от пушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве дополнительного вооружения на БМП-1 смонтирована пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14 "Малютка". Направляющая расположена перед башней (над пушкой) и механически связана с ней. Через специальный люк наводчик изнутри башни вручную устанавливает ПТУРС на пусковом рельсе. Подготовка пусковой установки к выстрелу занимает около 50 секунд. В полёте снаряд управляется по тянущемуся за ним проводу, который соединен с пультом управления. Наводчик корректирует полет ПТУРСа при помощи ручки напоминающей компьютерный джойстик. Обычно пульт управления ПТУРСами хранится под креслом наводчика. По причине отсутствия соответствующих приборов наблюдения и прицеливания, стрельба ПТУРСами возможна только в светлое время суток.

Помимо очевидных плюсов (нечувствительность к помехам, простота блоков связи) проводной способ наведения противотанковых реактивных снарядов на цель имеет не менее весомые минусы: ограничение дальности и скорости полета снаряда, задержка реакции снаряда на управляющий сигнал, невозможность установки на пусковую направляющую нового ПТУРСа до тех пор, пока первый не долетит до цели. Если не считать перечисленных недостатков, то противотанковые реактивные управляемые снаряды БМП-1 еще тогда имели внушительную эффективную дальность стрельбы — 3000 м. В состав возимого боекомплекта БМП-1 входят пять ПТУРС 9М14 "Малютка", один на пусковой направляющей. два в башне и два в корпусе. Для прицеливания и наблюдения за местностью впереди машины, наводчик имеет в своём распоряжении универсальный прибор с дневным и ночным каналами ТПН-22М1. Его дополняют четыре перископа. В ночное время прибор обеспечивает ведение наблюдения на расстоянии до 900 м. Измерение дальности осуществляется при помощи оптического дальномера, действие которого основано на оценке высоты наблюдаемой цели.

В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное для перевозки пехотного отделения в составе из восьми солдат с полной выкладкой. По продольной оси машины тут установлен основной топливный бак, который одновременно служит спинкой для сидящих спиной к спине солдат.

Шесть десантников, занимающих места со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через предусмотренные для этой цели стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также располагает стрелковым гнездом и своим огнём может прикрывать машину с кормы. Последний десантник сидит у правой створки двери и имеет в своем распоряжении только перископ для наблюдения за местностью. Он является старшим десанта и поддерживает связь с командиром БМП.

На БМП-1 установлен многотопливный шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 221 кВт при 2600 об/мин. При боевой массе машины около 13 тонн он даёт удельную мощность порядка 17,0 кВт/т и обеспечивает высокую подвижность БМП-1. Оригинально решён способ принудительного воздушного охлаждения силового отделения и радиатора. Фактором, обеспечивающим циркуляцию воздуха, является эжектор, входящий в состав выхлопной системы. Выхлопные газы, смешанные с воздухом, прошедшим через силовое отделение, выбрасываются наружу через решетку, которая находится на крыше корпуса с правой стороны, перед башней. Такое решение позволило также снизить температуру выхлопных газов.

Двигатель составляет один блок с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену. Механическая двухвальная пятискоростная коробка передач отделена от двигателя многодисковым главным фрикционом. Картер коробки передач помимо своей основной функции играет роль маслобака системы смазки и управления. На верхней поверхности коробки смонтирован ряд механизмов системы управления, в том числе приводы переключения скоростей. В случае повреждения гидравлической системы, многие её функции дублируются аварийной пневматической системой.

Выполнение поворотов, равномерное прямолинейное движение и торможение обеспечиваются двумя планетарными механизмами поворота. Эти устройства выполнены на основе планетарной передачи и группы муфт и тормозов, управляющих их работой. Такой агрегат позволяет выполнять повороты с двумя установленными радиусами (первый — около 9 м, второй равен расстоянию между осями гусениц БМП-1), Для торможения и надежной остановки машины (например на склоне) применяются механические ленточные тормоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав ходовой части машины входят двенадцать независимо подвешенных опорных катков. Упругими эпементами подвески являются торсионные валы. Опорные катки с резиновыми бандажами крепятся на балансирах. С балансирами первых и последних подвесок взаимодействуют телескопические гидравлические амортизаторы. В конструкции подвески заметно явное стремление создателей ВМП уменьшить массу машины и в то же время увеличить выталкивающую силу при движении по воде. Балансиры почти по всей своей длине имеют внутреннюю полость. В то же время полости некоторых балансиров заглушены деревянными пробками с цепью образовании герметических воздушных камер. Интересна также конструкция опорного катка. Он сваривается из двух тонкостенных штампованных профилей ступицы и кольца с резиновым бандажом. Таким образом, внутри катка получается герметическая воздушная камера довольно большого обьема. Наличие такого количества пустот значительно повышает выталкивающую сипу на воде и в то же время обеспечивает требуемую жесткость диска катка при движении по суше. Направляющие колеса и механизмы натяжения гусениц расположены в задней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится механически изнутри десянтного отделения.

На БМП-1 применяются стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы которых у соседствующих траков соединяются замками. Этот способ широко распространён и применяется в конструкциях современных танков и других гусеничных боевых машин. К концам каждого трака приварены направляющие гребни. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта экраном и опирается на три поддерживающих ролика.

БМП-1 преодолевает водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается путем перематывания гусениц. Верхние ветви гусениц закрыты экранами которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес, заставляя таким образом, машину двигаться. В то же время грунтозацепы нижних ветвей гусениц играют роль лопаток. На воде БМП-1 развивает скорость около 7 км/ч. Повороты выпопняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц, радиус поворота при этом достаточно
велик. Перед входом машины в воду, с помощью пневмоприводов поднимаются волноотражающий щиток, расположенный в передней части корпуса, и воздухозаборная тpy6a для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обеспечения механику-водителю хорошей видимости (волноотражающий щиток закрывает обзор перед машиной), устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Чтобы обеспечить требуемую герметичность корпуса, солдаты десанта приводят в действие механизм доводки, который вжимает кормовые двери в их гнёзда.

БМП-1 оснащена автоматической системой пожаротушения, фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отделении машин пехоты.

Весьма перспективный вариант совершенствования вооружения БМП-1 предложен тульским конструкторским бюро. В соответствии с этим предложением предусматривается оборудовать БМП-1 одноместным боевым модулем "Кливер" с ракетно-пушечным комплектом вооружения и автоматизированной системой управления огнём. Данный комплекс включает в себя 30-мм автоматическую пушку, ПТРК нового поколения "Корнет" - с лазерно-лучевой системой управления, дальностью стрельбы до 5500 м, высокой помехоустойчивостью и бронепробиваемостью 11000—1200 мм, 7,62-мм пулемёт и автоматизированную систему управления огнём. "Кливер" обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, включая современные и перспективные танки, оснащённые динамической защитой, инженepныe сооружения типа ДОТ. ДЗОТ и другие, на дальностях до 5500 м, а 30-мм автоматической пушкой — легкобронированной техники на дальностях до 2000 м и живой силы на дальностях до 4000 м. Модернизированная таким образом БМП-1 стала называться БМП-1М и по своей боевой эффективности в 5—7 раз превосходит предшественницу.

Исключительно удачная конструкция машины способствовала появлению большого числа модификаций и модернизации базовой модели. Можно сказать, что БМП-1 стала прародителем целого семейства боевых машин.

Тактико-технические характеристики БМП-1
Боевая масса, т 13
Экипаж, чел 3+8
Габаритные размеры, мм.
длина с пушкой вперед 6735
ширина 2940
высота до крыши башни 1924
клиренс 370
Бронирование противопульное
Вооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, 7.62-мм пулемёт ПКТ, ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка»
Боекомплект, 40 выстрелов, 2000 патронов. 4 ПТУРС
Двигатель УТД-20, многотоливный 6-цилиндровый У-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя. кВт/т 17,0
Удельное давление на грунт, Мпа 0.061
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 600
Запас топлива, л 460
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,7
ширина рва. м 2,7
глубина брода, м плавает