Т-72
Основной боевой танк Т-72 (Россия)
Основной боевой танк Т-72 - наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного объекта 167. Разрабатывался в КБ УВЗ (завод № 183) с 1967 по 1972 год в рамках программы создания так называемого мобилизационного варианта танка Т-64А. К началу лета 1971 года была выпушена установочная партия из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания невиданных ранее масштабов. Был сформирован батальон трехротного состава, в котором каждая рота была укомплектована танками одного типа. Завершиться испытания должны были на полигоне в 60 км от Ашхабада. В ходе марша на нескольких полигонах проводились боевые стрельбы, взводные и ротные учения с боевой стрельбой и вождением танков на танкодроме.
По результатам испытаний постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». В том же году была выпушена установочная партия из 30 машин. В 1974 году военпреды приняли на Урал-вагонзаводе первые 220 серийных танков. Танк Т-72 производился серийно на УВЗ с 1974 по 1992 год. С 1978 по 1990 год танки Т-72 выпускались на ЧТЗ (изготовлено 1874 единицы). Западные источники оценивают обшее количество изготовленных в СССР танков Т-72 в 20 тыс. единиц.
С 1981 года выпуск танков Т-72, а затем Т-72М и Т-72М1 осуществлялся в Чехословакии (изготовлено около 2 тыс. единиц), а с 1982 года — в Польше (изготовлено 1610 единиц). В начале 1980-х годов лицензия на производство Т-72 была приобретена Югославией.
Компоновка танка Т-72 — классическая, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Внешне танк очень напоминает Т-64. Отделение управления расположено в носовой части корпуса по оси танка. Оно ограничено справа
правым топливным баком и баком-стеллажом, слева — левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади — вращающимся транспортером автомата заряжания.
В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днише корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления, подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТН ПО-168В с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него — две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днише корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода.
Размешенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днише. Место командира находится справа от пушки, а наводчика — слева.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно.
Корпус танка Т-72 — сварной, собирается из броневых листов различной толщины и конфигурации. Верхняя лобовая деталь корпуса наклонена под углом 63" к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь — текстолит — сталь). Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. По некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толшиной 500-600 мм.
Башня — литая, сложной конфигурации, имеет относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляет собой многослойную комбинированную конструкцию, обладающую высокой снарядостойкостью.
На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М2). В боекомплект танка Т-72 входят выстрелы раздельного заряжания с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Все выстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки производится автоматом заряжания, конструкция которого отличается от соответствующего механизма танка Т-64А. На Т-72 использован автомат электромеханического типа, установленный в нижней части боевого отделения. 22 артвыстрела боекомплекта размешены горизонтально в кассетах вращающейся боеукладки. Остальные 17 артвыстрелов размешены в специальных укладках корпуса и башни. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывается через лючок в кормовой части башни. Установка на танк автомата заряжания повысила боевую скорострельность пушки до 8 выстр./мин. Возможно заряжание пушки и вручную, при этом скорострельность составляет 1-2 выстр./мин.
Бронебойно-подкалиберный снаряд 3БМ9 имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляет 2430 м. Для наведения пушки на цель используется стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного пулемета ПКТ и 12.7-мм зенитного пулемета НСВТ. Танк оснашен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», позволявшем вести прицельный огонь и во время движения.
На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46 мошностью 780 л.с. при 2000 м/с. Двигатель форсирован за счет применения центробежного нагнетателя с приводом от коленчатого вала. Трансмиссия Т-72 подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передается через гитару и обший ведуший вал на две семискоростные планетарные коробки передач.
В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м. 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки обрезинены, а поддерживающие катки имеют внутреннюю амортизацию. Направляюшие колеса литые, стальные. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами также выполнены из стали.
На танке установлена радиостанция Р-123М, система ПАЗ, автоматическая система ППО, термическая дымовая аппаратура, оборудование подводного вождения. оборудование для самоокапывания. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-б.
Модификации
Т-72 Урал (объект 172М) - первый серийный вариант. Серийное производство осуществлялось с 1974 по 1975 год.
Т-72 Урал-1 (объект 172М1) - модернизированный вариант танка Т-72 (объект 172М) с улучшенной бронезашитой корпуса и башни. Изменено размещение ИК-осветителя ночного прицела Л-2АГ, теплозашитныи кожух ствола пушки. С 1977 г. — литая башня с комбинированной броневой зашитой с наполнителем из песчаных стержней. Серийное производство с 1975 по 1979 год.
Т-72К Урал-К. (1973 г.) — командирский вариант. Дополнительная радиостанция Р-130М с 10-метровой антенной для работы с места, навигационная аппаратура ТНА-3, зарядное устройство АБ-1. Боекомплект пушки уменьшен до 31 выстрела,
Т-72 (экспортный. 1975 г.) — отличается конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
Т-72А (объект 172А) — лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-3-49 с ИК-осветителем Л-4, СУО 1А40, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46, увеличенный боекомплект, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», система зашиты от напалма «Сода», система дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, увеличенный динамический ход опорных катков, двигатель В-46-6. Башня — литая, с комбинированной броневой зашитой с наполнителем из новых неметаллических материалов. С 1980 г. — усиленное бронирование лобовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста и перераспределения толщины комбинированной брони; с 1981 г. — пушка 2А46М, имевшая быстроразъемное соединение ствола с казенником; с 1984 г. — стабилизатор вооружения 2Э42-2, двигатель В-84. Серийное производство с 1979 по 1985 год.
Т-72АК — командирский вариант. Отличался от линейной машины наличием дополнительных средств связи, танковой навигационной аппаратуры, устройств, обеспечивавших их работу и уменьшенным до 36 выстрелов боекомплектом.
Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной зашиты.
Т-72М1 (1982 г.) - модернизированный вариант танка Т-72М. Дополнительный 16-мм броневой лист на верхней лобовой детали корпуса.
Т-72АВ (1985 г.) - Т-72А с навесной динамической зашитой, состоящей из 227 контейнеров (61 — на корпусе. 70 — на башне и 96 — на бортовых экранах),
Т-72Б (объект 184. 1985 г.) — комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» и СУО 1840-1 (лазерный прицел-дальномер Т11Д-К1, баллистический вычислитель, прицел-прибор наведения 1К13-49, стабилизатор 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения и другие элементы), пушка 2А46М. Навесная динамическая зашита «Контакт» из 227 контейнеров, расположенных несколько иначе, чем на Т-72АВ. Верхняя лобовая деталь корпуса усилена 20-мм бронелистом. Антирадиационные подбой и надбой, система пуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода» и быстродействующее ППО 3 ЭЦ13 «Иней». Двигатель В-84-1 мощностью 840 л,с. Комплекс средств связи «Абзац» (УКВ-радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель). Боевая масса 42,5 т. Серийное производство с 1985 года.
Т-72Б1 (объект 184-1. 1985 г.) - Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
Т-72БК — командирский вариант. Радиостанция Р-130М, навигационная аппаратура ТНА-4, агрегат автономного питания АБ-1.
Т-72БМ (1988 г.) - Т-72Б с встроенной динамической зашитой.
Т-72С (1987г.) - экспортный вариант танка Т-72Б. Бронирование корпуса и башни на уровне Т-72М1. 155 контейнеров динамической зашиты, другая комплектация боеприпасов к пушке.
Т-72БА (объект 184А, 2000 г.) - модернизированный вариант танка Т-72Б. СУО 1А40-1М, КУВ «Свирь», перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49, прибор наблюдения командира ТКН-3МК, ПИВ механика-водителя ТБН-5, инфракрасный лазерный прожектор ПЛ-1, стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», пушка 2А46М-5, встроенная динамическая зашита "Контакт-В2", двигатель В-84МС (с 2003 г. — В-92С2 мощностью 1000 л.с.). усиленные бортовые коробки передач, модернизированная ходовая часть, унифицированная с ходовой частью Т-90. С 2005 г. — СУО 1А40-М2. Модернизация осуществлялась на УВЗ в ходе капитального ремонта танков. С 2000 по 2009 год модернизировано более 100 единиц.
Производство танков Т-72 завершено. Танк состоит на вооружении в Российской Армии (в эксплуатации около 2000 боевых машин, в резерве — около 7 тыс.). Т-72 — самый массовый в мире танк второго поколения. По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-72 различных модификаций состоят на вооружении в Азербайджане, Алжире, Анголе, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Грузии, и др.
Боевая масса, т 41,0 (44,5)
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6860
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина корпуса, мм 3460
Высота, мм 2190
База, мм 4270
Клиренс, мм 470
Бронирование
Тип брони катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 205 / 68°, комбинированная
Лоб корпуса (низ), мм/град. 85 / 60°
Борт корпуса, мм/град. 70—80 / 0°
Лоб башни, мм/град. 280[источник?]—410 / 0°
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46
Тип пушки гладкоствольная пушка
Длина ствола, калибров 48(50,6)
Боекомплект пушки 39
Дальность стрельбы, км до 10
Прицелы прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49
Пулемёты 1 ? 12,7 НСВТ, 1 ? 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя В-46-6, дизельный с наддувом, объём: 38 880 см3
Максимальная мощность: 700 л.с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент: 3089 Н·м, при 1400 об/мин
Мощность двигателя, л. с. 780 (840)
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 500 (700 с внешними баками)
Удельная мощность, л. с./т 18,8
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)