ВВС СС Японии

 

Военно-Воздушные Силы Самообороны Японии
(Japanese Air Self Defence Force - JASDF)

 

                                        

 

ЧАСТЬ 1. Общие сведения

Начальник штаба JASDF подчиняется непосредственно политическому руководству страны, а именно Генеральному Директору Агентства по обороне, являющемуся составной частью Министерства обороны. Численность личного состава ВВС Японии составляет 47,2 тысяч человек.

                                   

                                                                   Начальник штаба JASDF  Тошио Тамогами

На ВВС Японии возложены следующие основные задачи:
- обеспечение противовоздушной обороны (ПВО), оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перевозок и десантирование войск и грузов.

ЧАСТЬ 2.1  Авиационный парк ВВС
Самолетный парк ВВС насчитывает около 800 самолетов и вертолетов основных типов, из которых:

- тактических и многоцелевых истребителей – 364

- легких штурмовиков – около 208

- самолетов ДРЛО – 17

- самолетов радиотехнической разведки  и РЭБ – 7

-стратегических заправщиков - 4

- военно-транспортных самолетов – 44

- прочие – св. 34

ПВО: 120 ПУ ЗУР.  

Основные боевые и

учебно-боевые ЛА

Назначение

Количество

F-15J

Тактический истребитель

160

F-15DJ

Тактический истребитель

42

F-2A/B

Многоцелевой истребитель

71 (39/32)

F-4EJ Kai

Многоцелевой истребитель

91*

T-4

Легкий штурмовик/ учебно – тренировочный

208

Grumman E-2C Hawkeye

Cамолёт ДРЛО и управления

13

Boeing E-767 AWACS

Самолет ДРЛО

4

EC-1

Самолет радиотехнической разведки

1

C-1A

Военно-транспортный самолет

25

YS-11

Среднемагистральный пассажирский самолет

13**

C-130H

Многоцелевой военно-транспортный самолет

16

Boeing KC-767J

Стратегический самолет заправщик

4

UH-60JBlack Hawk

Многоцелевой вертолёт

39

CH-47JChinook

Многоцелевой военно-транспортный вертолет

16

U-125A

-

29***

 *Есть так же 27 разведывательных RF-4EJ-Каi(12 RF-4E и 15 RF-4EJ). Их выводят из боевого состава. Вместо них такое же кол-во F-15j получают специальное оборудование

**YS-11P  - 3 транспортный

YS-11FC  - 1 воздушная инспекция

YS-11NT  - 3 тренировочный (навигация)

YS-11EA  - 2 РЭБ

YS-11EB  - 4 электронной разведки

*** 26 поисково-спасательных, 3 воздушная инспекция

**** В таблице не учтены 13 T-400, 49 Fuji T-7, 1   C-1FTB,

 ЧАСТЬ 2.2 Основные ТТХ

 Следует отметить, что все истребители ВВС регулярно тренируются в полетах над морем и в нанесении ударов по морским целям и наземным целям. Так что называть японскую авиацию авиацией ПВО в нашем понимании, как предназначенную исключительно для перехвата и уничтожения воздушных целей, не следует.

Ниже приведены основные ТТХ японских боевых самолетов. Максимальная скорость в км/ч дана через дефис у земли/на высоте. Дальность полета практическая со стандартным вооружением без ПТБ/с ПТБ. Боевой радиус без ПТБ/с ПТБ. Вооружение в скобках дан боекомплект и  D– дальность стрельбы для ракет

 

F-15J  разработан для японских сил самообороны на основе F-15С. Скорость 1490/ 2655. Дальность 1900/6400; боевой радиус – /2100. Вооружение: - ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM с активной радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке траектории и инерциальным наведением с радиокоррекцией на маршевом участке. Максимальная дальность стрельбы новыми ракетами должна была составлять 50 км. с весны 1991 г. А до этого основу вооружения истребителя составляли модернизированные УР с полуактивной радиолокационной системой самонаведения AIM-7M «Спарроу», способныепоражать воздушные цели на дистанции до 45 км. «Иглам»доводилось выполнять длительные патрулирования продолжительностью по 6-8ч, неоднократно дозаправляясь от танкеров КС-135.

F-15DJ  Eagle - двухместная модификация F-15C (усовершенствованной версии F-15A) - была разработана для  японских Сил самообороны. У этого самолета сохранены все внешние подвески для вооружения и оборудования, а также предусмотрена возможность оснащения дополнительными топливными баками по фюзеляжу. Первый самолет был поставлен в 1981 году(первый полет американского прототипа состоялся в 1973). Скорость 1490/2655 км.ч.; Потолок 18 300 м. Дальность 1930 км / 4600 с тремя ПТБ; боевой радиус - /- ; Вооружение шестиствольная 20- мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), Боевая нагрузка - 7620 кг на 9 узлах подвески: 4 УР AIM-9L/V Сайдуиндер , 4 УР AIM-7F/M Спэрроу или до 8 УР средней дальности AIM-120 AMRAAM, 4 6 УР класса воздух-поверхность AGM-65 Maveric. контейнеры с 30-мм пушками, УАБ AGM-130, ПРЛУР AGM-88 HARM. Бомбы обычные и управляемые, ПУ НУР
 

Многоцелевой истребитель F-2 предназхначен для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, участия в воздушных операциях класса "воздух-корабль" с использованием созданной фирмой Mitsubishi противокорабельной ракеты типа "80" (стартовый вес 610 кг, вес фугасной боевой части 200 кг, дальность стрельбы 45 км), а также для перехвата воздушных целей при использовании самолета в качестве истребителя-перехватчика и оснащении его ракетами класса "воздух-воздух". В качестве прототипа использовался американский истребитель F-16С, доработанный в связи с требованиями японских военных и возможностями японской промышленности. Прототип самолета совершил полет 7 октября 1995 года.  Поступил на вооружение в 1999 г. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета разработано в основном японскими фирмами. Его основу составляют РЛС с активной фразированной антенной решеткой, цифровая ЭВМ управления полетом самолета (по ее командам в том или ином сочетании отклоняются руль направления, горизонтальный стабилизатор, предкрылки, элероны и закрылки, что кроме обычного полета позволяет самолету совершать и нестандартные маневры), комплексная система радиоэлектронной борьбы, система обнаружения воздушных целей и слежения за ними.

Выпускался в модификациях F-2А основная модификация самолета – одноместная и F-2В - двухместная модификация. Скорость М=2/М=1; боевая скорость 555/; Боевой радиус действия 830/ - ; Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan (250 патронов)
 Боевая нагрузка - 8050 кг на 11 узлах подвески, 2 - 6 УР воздух-воздух AIM-7F/M Sparrow,,  2 - 4 УР AIM-9 Sidewinder или AAM-3, 2 - 4 ПКРx ASM-1 или ASM-2 или Type 80 , 12 бомб Mk.82, 12 бомб с ИК наведением GCS-1,  2х 450-кг или 1х 900 кг бомбы
 

F-4EJ KAI Phantom IIявляются результатом глубокой модернизации истребителей F-4EJ, начатой в июне 1984 года, что продлило их службу до 21 века. Модернизированные самолеты получили обозначение F-4EJ Kai. Самолет получил новую бортовую радиоэлектронику: РЛС, ЭВМ, систему «свой-чужой» и т.д. Были установлены многоцелевой контейнер РЭБ и улучшенный ПТБ истребителя F-15. F-4EJ Kai получил возможность использовать УРВВ AIM-7E/F и AIM-9L/P. Так же самолет стал носителем ПКР ASM-1 фирмы Mitsubishi. Первый экземпляр самолета был передан в строевую часть в ноябре1989 года.

Кроме того, 29 самолетов переоборудовали в разведчики получившие обозначение RF-4EJ-Каи.

Скорость максимальная 2390 км/час; дальность 2590/-; Вооружение: AIM-7E/F Sparrow, AIM-9L/P Sidewinder, бомбы Mk 82 и JM 117, ASM-1

Т-4 заменил в японских ВВС устаревшие учебно-тренировочные самолеты Т-1 и Т-33. При его разработке с самого начала предусматривалась возможность использования его в качестве легкого штурмовика для непосредственной поддержки сухопутных войск. Испытания первых опытных образцов самолета были начаты в 1985 году.

Самолет не имеет встроенного вооружения, однако наличие на нем пяти узлов подвески позволяет размещать на нем различное подвесное вооружение и использовать его для обучения применению оружия и для выполнения задач по непосредственной поддержке сухопутных войск. На трех узлах могут быть подвешены дополнительные топливные баки. Скорость 1038/956; Далность 1668/ - ; Боевой радиус действия 1297/ - ; Вооружение: Боевая нагрузка - 2000 кг на 5 узлах подвески,  2 УР воздух-воздух , УР воздух-земля , 1 ПКР, различные бомбы 250..50 кг, ПУ 70-мм НУР, коньейнеры с 20-мм пушкой.
 

KC-767- стратегический самолет-заправщик, создан на базе дальнемагистрального пассажирского самолета Boeing 767-200ER. В январе 2002 года KC-767 был заказан для ВВС Сил Самообороны Японии.

KC-767 может перевозить до 108944 литров топлива, в основных и дополнительных баках. Заправка самолетов может осуществляться со скоростью 2271 литров в минуту. В транспортной конфигурации самолет может перевозить до 19 стандартных военных контейнера 463-L.

           

ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАСПИСАНИЕ (т.е. расписание и дислокация мирного времени)

 Структурно JASDF состоит из пяти Командований:
Koku Sotai - Командование противовоздушной обороны (КПВО)
Koku Shien Shudan - Командование боевого обеспечения (КБО)
Koku Kyoiku Shudan - Учебное командование (УК)
Koku Kaihatsu Jikken Shudan - Испытательное командование (ИК)
Hokyu Honbu - Командование материально-технического обеспечения (КМТО)
 

КОМАНДОВАНИЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ВВС ЯПОНИИ (КПВО) Koku Sotai

Это оперативное объединение ВВС, на которое возложено решение основных задач. Штаб Командования ПВО расположен в г. Футю (близ Токио).

                               

                       

Организационно КПВО включает три авиационных направления (Северное, Центральное и Западное), а также Юго-Западное смешанное авиакрыло и отдельные части и подразделения центрального подчинения.
 

Авиационное направление- это оперативное соединение ВВС, предназначенное для решения задач, возложенных на КПВО, в пределах установленной зоны ответственности. Организационно каждое направление включает два Kokudan - истребительных авиакрыла, до двух Kosha Gun - зенитных ракетных дивизионов (групп) Patriot, а также Shien Hikohan - крыло обнаружения и управления, и отдельные вспомогательные части. Зоны ответственности (включая прилегающие акватории морей)  и состав направлений следующий:

 Hobuku Koku Homentai - Северное направление(штаб аб Мисава) - о. Хоккайдо и северная часть о. Хонсю. В состав частей Направления входят 2-ое и 3-е истребительные авиакрылья (ИАК), 3-й и 6-й зенитно-ракетные дивизионы (ЗРДН) и крыло обнаружения и управления.

Chubu Koku Homentai - Центральное направление(штаб аб Ирума) - центральная часть о. Хонсю и часть о. Сикоку. В состав Направления входят 6-е и 7-е ИАК, 1-й и 4-й ЗРДН, крыло обнаружения и управления, а также Mujinki Unyotai - Эскадрилья беспилотных аппартов, состоящяя из модернизированных истребителей F-104J Starfighter, используемых в качестве беспилотных мишеней.

Seibu Koku Homentai - Западное направление(штаб аб Касуга) - юго-западные части о. Хонсю и Сикоку, о. Кюсю. В состав направления входят 5-е и 8-е ИАК, 2-й ЗРДН и крыло обнаружения и управления.

Nansei Koku Konseidan - Юго-Западное смешанная авиагруппа(штаб аб Наха). В состав группы входят 83-е ИАК, 5-й ЗРДН и крыло обнаружения и управления.
 

Истребительное авиационное крыло- основная тактическая авиационная часть ВВС. Оно включает три группы: истребительную авиационную, инженерно-авиационную и аэродромно-технического обеспечения. В истребительной авиагруппе, как правило, имеются 2 эскадрильи (F-15J Eagle, либо F-4EJ Phantom II, либо F-2A/B), по 18-24 боевых и несколько учебно-тренировочных самолетов в каждой.
 

Крыло обнаружения и управленияосуществляет радиолокационное обнаружение, опознавание воздушных целей и наведение на них истребителей-перехватчиков. Крыло включает от 9 до 11 радиолокационных рот (рлр), на вооружении которых состоят стационарные и мобильные радиолокационные станции. Силами роты разворачивается один радиолокационный пост.
 

К отдельным частям и подразделениям Командования ПВО относятся:
Авиационная группа дальнего радиолокационного обнаружения (аб Мисава)

 
- штаб
- 601 аэ ДРЛО
- подразделения обеспечения
Вооружена 12 самолетами E-2C Hawkeye
Разведывательная авиационная группа (аб Хякури)
- штаб
- 501 разведывательная аэ
- секция обработки фотоматериалов
- секция обслуживания бортового радиоэлектронного оборудования самолетов
Вооружена самолетами 12 RF-4E (закуплены в США) и 15 RF-4EJ (переоборудованы из F-4EJ). В настоящее время эти самолеты выводят из боевого состава и заменяют  F-15J, переоборудованными в разведывательный вариант.
Эскадрилья обозначения противника ("Агрессор")
Предназначена для обозначения действий самолетов противника в ходе боевой подготовки других частей и подразделений ВВС. В нее входят лучшие летчики.
Оснащена самолетами Т-4 и 7 самолетами F-15DJ и 1 самолетом  F-15J
Штабная эскадрилья
Оснащена легкими самолетами связи В-65, несколькими транспортными (YS-11), учебно-тренировочными (Т-33А, Т-4) самолетами и самолетами радиоэлектронной борьбы (EC-1, YS-11E). Кроме того, в ней есть самолеты Т-33, оснащенные специальным оборудованием для постановки активных и пассивных помех. Последние три типа самолетов активно используются при отработке задач подготовки летного состава и расчетов наземных пунктов управления к боевым действиям в условиях применения средств РЭБ.

 

 

                 СОСТАВ КОМАНДОВАНИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ     
СОСТАВ КОМАНДОВАНИЯ ПВО
Части
Подразделения
Техника
Дислокация
Северное авиационное направление
Штаб, шэ
 
Т-4
Мисава
2 иакр
201 иаэ ПВО
F-15J/DJ, T-4
Титосе*
 
203 иаэ ПВО
F-15J/DJ, T-4
Титосе
3 иакр
3 тиаэ
F-2А, F-2B, T-4
Мисава
 
8 тиаэ
F-2А, F-2B, T-4
Мисава
3 зрдн
9,10,11 зрбатр
MIM-104A Patriot
Титосе
6 зрдн
20, 21 зрбатр
MIM-104APatriot
Мисава
1 смзрадн
три батр
ЗРК"тип81", Stinger иЗАУ"Vulcan"
Титосе
Крылообн. иупр. 
рлр- 11
СтационарныеРЛС(9), МобильныеРЛС(2)
Мисава
Центральноеавиационноенаправление
Штаб
 
 
Ирума
6 иакр
303 иаэПВО
F-15J/DJ, T-4    
Комацу
 
306 иаэПВО      
F-15J/DJ, T-4    
Комацу
7 иакр           
302 иаэПВО      
F-4EJ kai, T-4   
Хякури
 
305 иаэПВО      
F-15J/DJ, T-4    
Хякури
1 зрдн           
1,2,3,4 зрбатр   
MIM-104A Patriot
Ирума
4 зрдн           
12,13,14 зрбатр  
MIM-104A Patriot
Гифу
Крылообниупр
рлр- 10
СтационарныеРЛС(8), МобильныеРЛС(2)
Ирума
Западноеавиационноенаправление
Штаб
 
 
Касуга
5 иакр           
301 иаэПВО      
F-4EJ Kai, T-4   
Нютабару
8 иакр
304 иаэ ПВО      
F-15J/DJ, T-4    
Цуйки
 
6 тиаэ
F-2А, F-2B, T-4
Цуйки
2 зрдн
5,6,7,8 зрбатр   
MIM-104A Patriot
Касуга
Крылообниупр
рлр - 9
СтационарныеРЛС(7), МобильныеРЛС(2)
Касуга
Юго-Западное смешанное авиакрыло
Штаб, шэ
 
T-4,T-33A,B-65   
Наха
83 иагр
204 иаэПВО      
F-15J/DJ, T-4    
Наха
5 зрдн
17,18,19 зрбатр   
MIM-104A Patriot
Наха
Крылообниупр
рлр - 5
СтационарныеРЛС(4), МобильныеРЛС(1)
Наха
Части центрального подчинения
аэ «Агрессор»
 
F-15DJ, T-4
Нютабару
оагр ДРЛО
601 аэ ДРЛО
Е-2С Hawkeye
Мисава
орагр
501 раэ
RF-4E, RF-4EJ Kai
Хякури
эупр и РЭБ
 
EC-1, YS-11E, YS-11E Kai
Ирума
Учебная э РЭБ
 
YS-11EL
Ирума
 Принятые сокращения:
иакр - истребительное авиационное крыло
иагр - истребительная авиационная группа
иаэ ПВО - истребительная авиационная эскадрилья противовоздушной обороны
тиаэ - тактическая истребительная авиационная эскадрилья
оагр ДРЛО - отдельная авиагруппа дальнего радиолокационного обнаружения
орагр - отдельная разведывательная авиагруппа
зрдн - зенитно-ракетный дивизион
зрбатр - зенитно-ракетная батарея
смзрадн - самоходный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион
батр - батарея
рлр - радиолокационная рота
РЛС - радиолокационная станция
шэ - щтабная эскадрилья
эупр – эскадрилья управления
эба - эскадрилья беспилотных аппаратов

                                ЗРК тип 81

 

 КОМАНДОВАНИЕ БОЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВС ЯПОНИИ (КБО) Koku Shien Shudan

В состав КБО входят штаб (г. Футю), поисково-спасательное авакрыло (Ирума), три тактические военно-транспортные группы, две военно-транспортные вертолетные эскадрильи, эскадрилья воздушной инспекции наземных радиотехнических средств (ВИНРТС), служба управления воздушным движением, метеорологическая служба и специальная авиатранспортная группа (Титосе). Эти подразделения дислоцируются на 22 авиабазах, личный состав КБО насчитывает около 5 тыс. человек.
Военно-транспортные группы
Предназначены для переброски войск и грузов, а также высадки (выброски) воздушных десантов. В каждой группе имеется штаб, транспортная авиаэскадрилья (401, 402 и 403 соответственно), подразделения инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения. Кроме того, недавно сформированная эскадрилья стратегических заправщиков в 1 группе и учебная эскадрилья в составе 3 группы:
401 транспортная аэ (аб Комаки)
402 транспортная аэ (аб Ирума)
403 транспортная аэ (аб Михо)

404 транспортная топливозаправщиков (аб Комаки)

41 учебная эскадрилья (аб Михо)
Поисково-спасательное авакрыло (псакр)
Осуществляет поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов, а также гражданского населения (во время стихийных бедствий). Включает:
- Штаб
- Поисково-спасательная эскадрилья (аб Ирума); в нее входят одиннадцать спасательных отрядов, которые равномерно распределены по территории Японии. В каждом отряде 2 U-125А и 2-3 вертолета UH-60J.
- Учебная эскадрилья (аб Комаки)
- подразделения инженерно-авиационного обеспечения.
Всего 26 U-125А и 33 вертолета UH-60J.
На вооружении КБО состоят поисково-спасательные вертолеты UH-60J и самолеты  U-125А, транспортные самолеты С-1, С-130Н, YS-11 и вертолеты CH-47J (одна эскадрилья базируется на аб Ирума, вторая - на аб Мисава). Эскадрилья ВИНРТС оснащена самолетами YS-11 (один) и U-125А (три), которые осуществляют инспекцию на малых высотах. Для инспекции на больших высотах используются самолеты из состава ПВО. 

СОСТАВ КОМАНДОВАНИЯ БОЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

Части

Подразделения

Техника

Дислокация

Штаб

 

 

Футю

1-я военно-транспортная                              
группа

401 втэ

C-130H

Комаки

404 втэ

КС-767

Комаки

2-я военно-транспортная                              

группа

402 втэ

C-1, U-4

Комаки

3-я военно-транспортная                              

группа

403 втэ

C-1, YS-11P/-NT  

Михо

41 уэ

Т-400

Михо

Специальная военно-транспортная                              

группа

701 втэ

B-747-47C

Титосе

Эскадрилья ВИНРТС

 

U-125A, YS-11FC, 

Ирума

Поисково – спасательное крыло

 

U-125A, UH-60J, KV-107-IIA-5

Основная база Ирума, а также Акита, Хамамацу, Хякури, Комацу, Мацусима, Наха, Нигата, Нютабару

Вертолетное транспортное крыло

 

CH-47J

Ирума, Касуга, Мисава, Наха

Принятые сокращения:
втэ - военно-транспортная эскадрилья
винртс - воздушная инспекция наземных радиотехнических средств

                             С-1

 УЧЕБНОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВВС ЯПОНИИ  Koku Kyoiku Shudan

Занимается подготовкой летного состава для ВВС, ВМС и армейской авиации.
В состав командования входят:
Эскадрилья теоретической подготовки (аб Хофу-Минами) - 2 года общетеоретической и специальной технической подготовки курсантов перед началом летного обучения.
11-е (аб Шизухама) и 12-е (аб Хофу-Кита) учебное крыло - Первоначальная летная подготовка на поршневых Т-7, продолжительность около 8 месяцев, средний налет 70 часов. 13-е учебное крыло (аб Асия) - Основная летная подготовка на реактивных Т-4, продолжительность около 7 месяцев, налет 84 часа.
1-е учебно-боевое крыло (аб Хамамацу) - Продолжение основной летной подготовки на реактивных Т-4, продолжительность около 7 месяцев, налет 100 часов.
4-е учебно-боевое крыло (аб Мацусима) - Обучение технике пилотирования и боевому применению сверхзвуковых истребителей (повышенная подготовка) на T-4 и реактивных сверхзвуковых F-2B, продолжительность 10 месяцев, налет 140 часов. 11 убэ (Blue Impuise)- показательно-демонстрационная эскадрилья японских ВВС.

 В учебные и учебно-боевые подразделения входит 10 эскадрилий, около 300 самолетов, в их числе легкие штурмовики Т-4 и многоцелевые истребители F-2В. Минимум 4 эскадрильи 1 и 4 убк после непродолжительной подготовки можно вполне рассматривать как полноценные боевые подразделения первой линии.
Также в состав Учебного командования входят Вспомогательная группа (Хамамацу), Группа офицерской подготовки (Нара) и одна техническая школа (1-я в Хамамацу).

СОСТАВ УЧЕБНОГО КОМАНДОВАНИЯ ВВС ЯПОНИИ

Части

Подразделения

Техника

Дислокация

Штаб

 

 

Хамамацу

1 убк

31 убэ

Т-4

Хамамацу

 

32 убэ

Т-4

Хамамацу

4 убк

11 убэ(Blue Impuise)

Т-4

Мацусима

 

21 убэ

F-2B,Т-4

Мацусима

11 учебное крыло

 

Т-7

Шизухама

12 учебное крыло

 

Т-7

Хофу

13 учебное крыло

 

T-4

Асия

1 техническая школа

 

Т-3, Т-4, F-1, T-33A T-34A,

 F-4EJ Kai,F-15J

Хамамацу

Принятые сокращения
убк - учебно-боевое крыло
убэ - учебно-боевая эскадрилья

ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ КОМАНДОВАНИЕ
Koku Kaihatsu Jikken Shudan

Штаб (аб Гифу)
Предназначено для проведения летных испытаний опытных и серийных образцов самолетов, авиационного оружия, радиоэлектронного и специального оборудования, а также занимается выработкой рекомендаций по их эксплуатации, пилотированию и боевому применению. Включает штаб, испытательную авиационную эскадрилью, подразделения инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения, обобщения и анализа данных испытаний. До 25 самолетов разных типов: T-1B, FST-2 Kai, T-3, T-4, T-33A, C-1/FTB, F-4EJ Kai, F-15J/DJ.

КОМАНДОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Hokyu Honbu

Это командование со штабом в Ичигайя занимается материальным обеспечением ВВС. В состав КМТО входят четыре складских комплекса - 1-й в Кисаразу, 2-й в Гифу, 3-й и 4-й в Ирума.

ДРУГИЕ ЧАСТИ

К ним, в первую очередь, относятся военно-медицинские учреждения - госпитали в Мисава, Гифу и Наха.

Итого в боевом составе японских ВВС:
- 9 истребительных авиационных эскадрилий ПВО;
- 3 истребительно-бомбардировочные авиационные эскадрильи;
- 1 разведывательная авиационная эскадрилья;
- 1 авиационная эскадрилья РЭБ;
- 1 авиакрыло поисково-спасательной службы;
- 10 учебно-тренировочных авиационных эскадрилий;
- 1 авиационная эскадрилья связи;
- 6 зенитных ракетных групп (24 батареи ЗРК "Пэтриот").

 

 

Кроме того, не менее  3 легких-штурмовых убэ и 1 ибэ на В-2.
 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Японские авиабазы и аэродромы

Япония располагает развитой инфраструктурой авиационного базирования. Аэродромная сеть страны включает свыше 120 аэродромов с искусственным покрытием взлетно-посадочных полос (ВПП), и позволяет рассредоточено (1 эскадрилья из 20-24 самолетов на аэродром) базировать свыше 1300 самолетов. На территории страны аэродромы распределены сравнительно равномерно (см. рис). Некоторые площадки являются исключительно гражданскими или исключительно военными, некоторые используются как военной, так и гражданской авиацией (например, Комацу, Кумамото, Нагоя (Комаки), Наха, Титосе. Естественно, во время войны все они будут использоваться в соответствии с нуждами ВВС.
Большинство аэродромов с капитальным покрытием построено по типовой схеме: как правило, одна ВПП из бетона либо асфальтобетона, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП, групповые и одиночные стоянки самолетов, склад ГСМ, технические и служебные здания. На всех авиабазах боевой авиации, кроме того, оборудованы полуподземные или наземные склады боеприпасов, а на пяти из них - Титосе, Комацу, Мисава, Нютабару и Наха - железобетонные укрытия для самолетов.
В мирное время для базирования военной авиации используются 22 аэродрома. Наиболее крупные авиабазы: Титосе, Мисава, Хякури, Комацу, Йокота, Нютабару, Кадена, Наха. Американская авиация ВВС и ВМС использует авиабазы Мисава, Йокота, Ацуги, Ивакуни, Кадена и Футема. Японская авиация ВВС, ВМС и сухопутных войск дислоцируется на 19 авиабазах, причем три из них (Мисава, Ацуги и Ивакуни) используются совместно с американской авиацией.
Кроме того, в стадии воплощения находится сеть из 3300 вертолетных аэродромов, по принципу "одна деревня - одна вертолетная площадка". Эти площадки используются не только ВВС, но и гражданскими автокомпаниями.

Наиболее крупные гражданские аэродромы Японии

Аэродром

координаты

Длина хширина ВПП, м

Покрытие

 

с. ш.

в. д.

Нарита

35'46

140'23

4000x60

бетон

Ханеда

35'33

139'46

3150x60

асфальтобетон

Осака

34'47

135'27

3000x60

асфальтобетон

Нагасаки

32'55

120'55

3000x60

асфальтобетон

Кагосима

31'48

130'43

3000x45

асфальтобетон

Кадена

26'21

127'46

3690x90

асфальтобетон

Симодзисима

24'49

125'09

3000x60

бетон

Обихиро

42'44

143'13

2500x45

асфальтобетон

Хакодате

41'46

140'49

2500x45

асфальтобетон

Акита

39'37

140'19

2500x60

асфальтобетон

Фукуока

33'35

130'27

2800x60

бетон

Оита

33'29

131'44

2500x45

асфальтобетон

Футема  (USA)

26'16

127'45

2745x45

асфальтобетон

 

 

                                                                              авиабаза Титаси

 

                                                                       авиабаза Окинава

 

                                                             авиабаза Мацусима        

              

Общая характеристика аэродромов с длиной ВПП свыше 2500м

Аэродром

координаты

Длина хширина ВПП, м

Посадочный курс, град.

Покрытие

 

с. ш.

в. д.

 

 

 

Ирума

ВВС

35'50

139'25

6562x45

170-350

бетон

 

 

 

Нютабару

ВВС

32'05

131'27

8858x45

100-280

бетон

 

 

 

Титосе

ВВС, ГА

42'48

141'40

3000x60

180-360

асфальтобетон

 

 

 

Мисава

ВВС, USA

40'43

141'23

3060x45

100-280

асфальтобетон

 

 

 

Йокота

USA

35'45

139'21

3355x60

180-360

бетон

 

 

 

Нарита

ГА

35'46

140'23

4000x60

160x340

бетон

 

 

 

Ханеда

ГА

35'33

139'46

3150x60

150-330

асфальтобетон

 

 

 

Осака

ГА

34'47

135'27

3000x60

140-320

асфальтобетон

 

 

 

Кумамото

ВВС, ГА

32'50

130'51

3000x45

70-250

асфальтобетон

 

 

 

Нагасаки

ГА

32'55

120'55

3000x60

140-320

асфальтобетон

 

 

 

Кагосима

ГА

31'48

130'43

3000x45

160-340

асфальтобетон

 

 

 

Кадена

USA

26'21

127'46

3690x90

50-320

асфальтобетон

 

 

 

Наха

ВВС, ВМС, ГА

26'12

127'39

3000x45

180-360

асфальтобетон

 

 

 

Симодзисима

ГА

24'49

125'09

3000x60

170-350

бетон

 

 

 

Обихиро

ГА

42'44

143'13

2500x45

170-350

асфальтобетон

 

 

 

Хакодате

ГА

41'46

140'49

2500x45

120-300

асфальтобетон

 

 

 

Акита

ГА

39'37

140'19

2500x60

100-280

асфальтобетон

 

 

 

Мацусима

ВВС

38'24

141'13

2700x45

140-320

бетон

 

 

 

Комацу

ВВС, ГА

36'23

136'25

2700x45

60-240

бетон

 

 

 

Хякури

ВВС

36'11

140'25

2700x45

30-210

бетон

 

 

 

Гифу

ВВС

35'23

136'52

2700x45

100-280

бетон

 

 

 

Комаки

ВВС, ГА

36'15

136'56

2700x45

160-340

асфальтобетон

 

 

 

Хамамацу

ВВС

34'45

137'42

2550x60

90-270

бетон

 

 

 

Фукуока

ГА

33'35

130'27

2800x60

160-340

бетон

 

 

 

Оита

ГА

33'29

131'44

2500x45

10-190

асфальтобетон

 

 

 

Футема

USA

26'16

127'45

2745x45

60-240

асфальтобетон

 

 

 

Иводзима

ВВС, ВМС

24'47

141'19

2655x45

70-250

асфальтобетон

 

 

 

 


Принятые сокрашения:
ВВС - авиабаза ВВС Японии
ВМС - авиабаза авиации флота Японии
ГА - гражданский аэродром
USA - авиабаза американских ВВС в Японии

Основным оперативным объединением ВВС Японии является боевое авиационное командование (БАК), которое предназначено для решения боевых задач возложенных на ВВС. В состав БАК входят штаб, три авиационных направления (Северное, Центральное, Западное), Юго-Западное смешанное авиационное крыло, две отдельные авиационные группы (разведывательная, ДРЛО и управления), центр управления ПВО, группа обслуживания АСУ ПВО, штабная авиаэскадрилья, авиаэскадрилья переучивания личного состава, информационный центр и учебно-тренировочный зенитный ракетный дивизион. Численность БАК составляет около 26 тыс. человек, в том числе около тысячи человек гражданского персонала.
Основное оперативное соединение ВВС   авиационное направление, предназначенное для решения задач в пределах установленной зоны ответственности. Структура авиационного направления включает одно-два истребительных авиакрыла, несколько отдельных зенитных ракетных дивизиона ЗРК «Патриот», крыло обнаружения и управления, авиационную группу поддержки авианаправления и инженерно-строительный отряд.
Тактическим соединением японских ВВС является Юго-Западное смешанное авиационное крыло, которое предназначено для решения задач, аналогичных решаемым авиационными направлениями.
Основная тактическая часть ВВС   истребительное авиационное крыло. Типовая структура авиакрыла, численностью 1200-1600 человек, включает в себя три группы: истребительную авиационную (состоит из двух эскадрилий по 22-24 боевых самолета), инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения, зенитную ракетную артиллерийскую батарею ПВО авиабазы (ЗРК Тип-81, ПЗРК «Стингер» или Тип-91, 20-мм ЗУ «Вулкан»). В мирное время авиакрыло базируется, как  правило на одном аэродроме.