2С3 " Акация "

                                          Самоходная гаубица 2С3 Акация (Россия)

 

 
152-мм самоходная гаубица 2С3 "Акация" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. В 1947-1953 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С. Хрущев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков и своей властью прекратил работы по развитию тяжелых танков и артиллерии. Высвободившиеся средства он направил на разработки ракетного вооружения. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах. Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно.
 

Примеров таких конфликтов десятки 50-е годы — артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е годы — бои за остров Даманский между СССР и КНР. 70-е годы — первая социалистическая война между Вьетнамом и КНР: в 1967—1972 годах — артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем наконец, в 90-х — война в Боснии и Чечне. Везде артиллерия, в том числе и самоходная, подтвердила, что она была, есть и будет богом войны.

Работы над САУ возобновились только после ухода Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ "Акация", "Гвоздика", "Фиалка" и 240-мм самоходному миномету "Тюльпан".

Проектирование и изготовление первыx опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 "Акация" проходило в Свердловске, В ОКБ-9 завода им М.И. Калинина, а шасси — на заводе "Уралтрансмаш".

Артиллерийская часть САУ 2С3 Акация разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК 2К11 "Круг", которое в свою очередь создали на базе опытной САУ СУ-100П, и получило индекс "обьект 303".

Два первых опытных образца 2С3 "Акация" были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. В конце концов, с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 "Акация" была принята на вооружение.

Серийное производство самоходок 2С3 "Акация" развернули в 1970 году на головном предприятии — УЗТМ. Первые три машины были собраны в конце года. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть — в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

САУ 2С3 "Акация" разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.

Основное вооружение 2С3 "Акация" — 152-мм гаубица Д-22, Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвоpa с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510—710 мм, а предельная — 7'10 мм Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4" до +60° Ручной подьемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели, на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная таким образом самоходка получила индекс 2С3М, а гаубица — 2А33М. Кроме того была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни. на крышу башни перенесена антенна радиосвязи.

В боекомплект 2С3 "Акация" вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43.56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг), ОФ-540ЖС с металлокерамическим ведущим пояском и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6.88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цепи, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной цепью (крышей дота, дома. танка и т п.) резко возрастает эффективность действия снаряда И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17053 м до 6751 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 18500 м. при стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 24000 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 "Акация" входит кумулятивный снаряд БП-540 - бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг. начальная скорость снаряда 676 м/с., прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60°— 220 мм, под углом 30 - 120 мм.

В штатный боекомплект 2С3 "Акация" обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных БП-540. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60" - 100-мм. Б-540 — 115-мм и 95-мм броню соответственно. В 1970 году для САУ 2С3М "Акация" была начата разработка специального выстрела 3БВ3 с дальностью стрельбы 17400 м.

Самоходная гаубица 2С3 "Акация" может стрелять и другими снарядами, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд, химическим ЗX3 - всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, корректируемыми 162-мм снарядами "Краснополь" (ОФ-38), а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1, в том числе бетонобойными Г-545. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2С3М "Акация" был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ.

В качестве силовой установки на машине установлен 12-цилиндровый четырехтактный дизепь жидкостного охлаждения В-59. Двигатель развивает мощность 382 кВт. что позволяет самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем взаимодействует механическая двухпоточная трансмиссия. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальньми катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с резино-металлическим шарниром равна 490 мм.

2С3М "Акация" обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,059 Мпа, что соответствует давлению на грунт ноги взрослого человека. САУ может преодолевать подьёмы и спуски крутизной до 30°, рвы ширинои до 3 м и вертикальные стенки высотой до 0,7 м., а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины не более 25°.

Самоходная гау6ица 2С3М "Акация" оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом ипи силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность 2С3М "Акация" поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.

В 1987 году 2С3М "Акация" оснастили аппаратурой приема командной информации, аппаратурой связи 1В116 и новым прицелом 1П5, и эта модификация самоходной гаубицы получила обозначение 2С3М1 "Акация".

Последняя глубокая модернизация 2С3М "Акация" получила обозначение 2С3М2. Изменения коснулись артиллерийской чати самоходной гаубицы. Гаубица 2А33/2А33М заменена на более мощную 152,4-мм гаубицу М-385 (в экспортном варианте предусмотрена замена на гаубицу калибра 155-мм), что дало увеличенную дальность стрельбы по сравнению с предыдущими вариантами. Кроме того, добавлена автоматизированная система управления наведением и огнем АСУНО. Улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес.

Самоходная гаубица 2С3 "Акация" авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

САУ 2С3 "Акация" - достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Производство самоходки 2С3 "Акация" прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.

Боевая масса, т 27..27,5
Компоновочная схема Классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6970
Длина с пушкой вперёд, мм 7765
Ширина корпуса, мм 3250
Высота, мм 2165..3050
Клиренс, мм 450
Бронирование
Лоб башни, мм/град. 30
Лоб рубки, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А33
Тип пушки 152-мм гаубица 2А33
Длина ствола, калибров 27
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. -4..+60
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 20,5
Прицелы ПГ-4, ОП5-38
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя четырёх тактный, V-образный, 12 цилиндровый дизель В-59-4, жикостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 63
Запас хода по шоссе, км 500
Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,6
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 3
Преодолеваемый брод, м 1