Происхождение славян

                                                              Происхождение Славян 

                            Государство Само (первое славянское государство)

Первым государственным образованием на землях славян было государство Само, называемое так по имени его основателя. Сведения о его создании и истории носят, в основном, легендарный характер. Серьезные научные труды мало что смогли добавить к данным Фредегера и других летописцев. 

Известно, что к шестому веку от Рождества Христова на обширных землях от Балтийского моря до Дуная и даже Пелопоннеса, от Альп и до Днепра расселились славянские племена. Занимались они скотоводством и земледелием, торговлей и разбоем. Последний вид деятельности отмечался современниками, как основной, причем славяне грабили не только купцов, которых немало двигалось по Дунаю, а также по Янтарному пути, но и соседей. Однако никаких крупных образований славяне к этому времени создать не успели. Родоплеменной строй в чистом виде на радость историкам! Со всеми его характерными чертами. 

В начале VI века на славянские земли с востока вторглись авары, которые двигались большим количеством не слишком многочисленных отрядов. Так двигаются охотники, загоняя зверей. Там, где славяне объединялись, чтобы дать отпор захватчикам, объединялись и конные отряды аваров, чтобы покарать сопротивляющихся. Авары жгли славянские поселения, урожай на полях и окружающий лес. Захваченных в плен мужчин, женщин и детей они обращали в рабство и заставляли служить себе. Рассказывают, что на службе у аваров пленники терпели жуткие мучения. Может быть! Авары сгинули, и защищать их уже некому. А современники описывали авар, как очень крупных и очень сильных людей, их конное войско сравнивали с тучей, а быстроту его передвижения с ветром. Ну, да у страха, как говорится, глаза велики. 

Авары передвигались ордами или таборами, но только в теплое время года. На зиму они в удобных местах расставляли свои шатры и палатки. Обычный аварский конный воин поверх одежды носил плащ из выделанных шкур. Вооружение воина состояло из длинного копья, сабли и боевого топора. Были у них и луки, но они не являлись главным боевым оружием. Я уже писал, что порабощенные и угнетенные славяне описывали авар, как очень крупных и очень сильных людей. Но лошади-то у них были самыми обычными, и будь авары такими большими, как их описывали, их конница не смогла бы так быстро передвигаться, что поражала современников. Это, скорее всего, легенда для самооправдания.

  

Далеко не все славянские племена были подчинены власти аварского кагана силой. Многие племена добровольно подчинились аварам, причем некоторые чисто номинально, так что живого аварского воина они в жизни и не встречали. Но легенды местами нагнетают картину, а местами... На территории диоцеза Дакия, например, в то время тоже жили славяне. Их предводитель (князь) Добрента отказался платить аварам дань, десятину от скота, собрал свое войско и сам стал нападать на аварские отряды и вежи. Аварский каган Боян очень обиделся на Добренту и решил его наказать. Но аварская конница в лесах Дакии оказалась мало эффективной. Партизанские наскоки и ловушки в лесах оказались настолько успешными в борьбе с конницей, что Боян приказал своим войскам отступать, после того как сам чудом спасся после одного боя. 

Каган Боян решил сохранить свое лицо и отправил к Добренте двух послов с отрядом сопровождения. Прибыв в ставку Добренты, послы не спешились, как того требовал обычай, а прямо с коней стали требовать, чтобы Добрента выплатил требуемый скот, а за неповиновение отправил кагану столько рабов, сколько копыт у стада. Такое высокомерное поведение послов и их наглые требования возмутили Добренту и его дружину. Они стали кричать и улюлюкать, аварские кони перепугались и стали носиться по двору. Во время этой суматохи один аварский жеребец убил человека Добренты. Добрента был, наверно, не слабым человеком, так как он схватил этого коня за узду и повалил его вместе с всадником на землю. Коню он при этом разорвал рот, а всадника собственноручно убил. Тут уже возмутился аварский посол и закричал: "Вся земля - стан кагана! Все мы его рабы. Ты же станешь рабом последнего из моих рабов, у которого нет ни зубов, ни стати мужской". 
Ага, Добрента так и испугался! Нет. Он убил наглого посла и приказал убить второго посла и истребить весь аварский отряд. Узнав о гибели своего посольства, каган был взбешен: каков пример для других племен! Он очень тщательно готовился к походу в Дакию, все остальные дела были отложены, но...

Ни этот поход, ни следующий не принесли аварам ничего, кроме горечи поражений. Славяне в Дакии оказались непокоренными. Видя такое дело, и другие славянские племена стали отпадать от каганата. Боян со своим войском носился из одного края своей распадающейся державы в другой для наведения порядка железной рукой, но все было тщетно. Ненависть славян к захватчикам поднимала их на все новые выступления против аваров. А когда в 603 году умер каган Боян (правда, точная дата его смерти неизвестна, и некоторые относят ее аж к 630 году) стало ясно, что господству аваров на многих землях пришел конец. 

Дело освобождения облегчалось и усобицами в самом каганате после смерти Бояна. Теперь уже на аваров охотились как на диких зверей, толпами захватывали их в плен и продавали в рабство. Таким образом, славянские племена на территории Чехии, Моравии, Сербии и Болгарии получили независимость от каганата, центр которого стал находиться в Паннонии. А интересующие нас территории (Моравское поле и окружающие его земли) находились под властью аварского каганата около пятидесяти лет. Это, так сказать, была необходимая предыстория государства Само.

Само был франкским купцом из королевства Австразия. Где-то около 620 года он снарядил караван и отправился на восток. Достиг он места, где Восточнй торговый путь пересекался с Янтарной тропой (значит, он достиг Моравского поля около того места, где Морава впадает в Дунай) и остановился здесь лагерем. Планы его изменились, и он решил направиться в Италию, а для того, чтобы путешествие стало более выгодным, он решил прикупить еще аварских рабов, которые очень ценились в Ломбардии. Стал Само, значит, укрепленным лагерем и стал торговать у проезжих купцов аварских рабов. Со временем рядом с ним стали останавливаться более мелкие группы купцов, и так образовался довольно внушительный лагерь. Само не владел славянским языком, так как в этом пока не было особой нужды, а общался со славянами через толмачей. 

Но вот однажды к этому месту приблизился отряд аварской конницы, о котором стало известно заранее из-за производимого ею характерного шума. Чтобы напасть на купеческий лагерь, аварам надо было переправиться через реку, а брод был далековато. Времени на этом авары потеряли изрядно, так что Само успел договориться со славянами о совместной обороне и последующем разделе добычи. Славянский отряд был поставлен в засаду, в лесной чаще на пути следования аваров Само поставил отряды лучников, так что когда авары вырвались из леса и столкнулись с отрядом Само, они уже были изрядно потрепаны. А когда по ним с тыла ударили славяне, то все было быстро закончено.

Само разделил со своими боевыми друзьями богатую добычу, а слава о его подвигах и военной удаче разнеслась по окружающим землям. К нему потянулись люди, и его армия стала расти. Само перестал торопиться в Италию. Он стал охранять переправы через реки и торговые пути, а купцы за это платили ему. Место и дело Само очень понравились. Укреплялось его финансовое и военное благополучие, когда через год он еще раз сумел победить аварское войско в бою, слава о Само разнеслась по всей Европе. Само стал князем в славянских землях, контролируемая им территория постоянно расширялась, а военная удача не покидала его. От оборонительной тактики в борьбе с аварами он перешел к наступательной, и сам стал нападать на аварские отряды и поселения. Одно его имя стало наводить на авар ужас. 

Примерно в то же время авары были разбиты и под Константинополем, причем их поражение было ужасным, и слава о великом восточном правителе, истреблявшем аваров, разнеслась по всем славянским землям. Часть этой славы византийского оружия упала и на Само, так как он был чужеземцем в этих краях, но славянский язык он уже выучил. После таких поражений из-под власти аваров освободились хорватские славяне, приальпийские славяне, а правитель дакийских славян Куврат окончательно изгнал их из своих земель.

Король Австразии Дагоберт I внимательно следил за развитием событий на востоке. Он решил, что земли, опустошаемые такими жестокими войнами, не окажут слишком сильного сопротивления его войску. Общей границы у Австразии со славянскими землями не было, но между ними лежали обширные ничейные земли. Авары пока еще не нападали на западные королевства, но Дагоберт опасался их и хотел нанести упреждающий удар. А тут и удачный повод представился. На Моравском поле был разграблен какой-то франкский караван. Купцу удалось спастись, и он отправился с жалобой к Дагоберту. Король обещал ему свою помощь и отправил к Само посла по имени Сихарий, который владел славянским языком. 

Сихарий прибыл к Само и потребовал встречи с князем, но так как он знал, кто такой Само, то и говорил он по-франкски, и был одет в одежды франков. Узнав об этом, Само не принял посла. Тогда Сихарий нарядился по-славянски и пришел к князю. На этот раз Само принял Сихария, который отнесся к Само безо всякого почтения и стал требовать компенсации убытков за разграбленный караван. Само согласился со справедливостью его требований и согласился компенсировать весь причиненный ущерб, если Дагоберт компенсирует все потери купцов на территории Австразии. Сихарий не имел таких полномочий и стал отвечать уклончиво, Само едко высмеивал его ответы, и дело дошло до ссоры между ними, во время которой Сихарий позволил себе оскорбительные выражения в адрес Само. Князь позвал своих слуг и велел выбросить посла Сихария за валы лагеря, что и было ими с удовольствием исполнено.

Узнав о неудаче посольства, Дагоберт решил разобраться с непокорным и дерзким князем. Около 630 года он собрал войско и по весне тремя колоннами двинулся на государство Само. Первую колонну, состоявшую из алеманнов, вел их герцог Хродоберг, вторая колонна состояла из баваров, а третью колонну, состоявшую из различных франков и нанятых лангобардов, вел сам король Дагоберт. Надо отметить, что подданные Дагоберта из Австразии не пожелали участвовать в этом походе. 

В нескольких мелких стычках в пограничных землях алеманны и лангобарды одержали победы. Но вот на пути их войска встала пограничная крепость Вогастисбург, в которой засел князь Само со своей дружиной. Дагоберт решил осадить эту крепость, но однажды Само со своими людьми вышли за валы и навязали франкам бой. По легенде бой длился трое суток, после чего франки бежали, бросив свой лагерь, припасы и добычу.
А Само не ограничился этой победой и стал совершать набеги на западные земли, доходя до Тюрингии. Слава и могущество Само настолько возросли, что сербский князь Древан вышел из вассального подчинения Дагоберту и признал власть Само. Дагоберт не оставил планов мщения Само, но его отвлекали различные дела, так что он не мог организовать крупный поход. А славяне сами нападали на земли франков и часто одерживали победы, правда, все эти сражения были мелкими. В этих обстоятельствах, саксы, которые жили недалеко от государства Само и через земли которых славяне проникали на запад, предложили свои услуги Дагоберту. За снижение дани они обязались охранять границы Австразии от набегов славян, да и других врагов. Дагоберт принял их предложение, но немного от того выиграл. Славяне по-прежнему проникали в его земли и грабили их. Врагов у Дагоберта было много, и он уступил Зигиберту часть своих земель на востоке державы. Он надеялся, что Зигиберту больше повезет там, где саксы потерпели неудачу. Но и Зигиберт не смог предотвратить новые набеги славян. Тогда в дело вступил герцог Тюрингии Радульф, которого тоже достали набеги воинов Само. Он сумел разбить славян и изгнал их отряды со всех франкских земель. Но долго пользоваться плодами этой победы ему не пришлось. Радульф рассорился с советниками Зигиберта, после чего он объявил себя суверенным государем своего герцогства. Ему стали нужны союзники, а кто кроме Само мог быть лучшим союзником в борьбе против Зигиберта и Дагоберта. Так славянское государство стало союзником и опорой герцогства Тюрингия. 

В последние годы правления Само его государство уже не вело крупных войн, так как враги боялись его войска и его воинской удачи. Умер Само примерно в 660 году. Его подданные горячо оплакали смерть своего повелителя, но достойного преемника у Само не оказалось, хотя к моменту смерти от двенадцати жен у него было двадцать два сына и пятнадцать дочерей. Со смертью Само распалось его государство, но слава о нем жила в памяти многих поколений и дошла и до наших дней.

 

Уже около двух тысяч лет назад греками римлянам было известно, что на востоке Европы, между Карпатами и Балтикой, живут многочисленные племена венедов. Это и были предки современных славян. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению некоторых археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространятся лишь полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках. В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали предками современных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого.

  

Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия. Предками современных южнославянских народов - болгар и народов Югославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

  В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали , что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост.

 


     Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения. Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей. В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. 

 Спустя несколько столетий оно смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной. Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом.

   Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом. Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах. Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильное государство в низовьях рек Волги и Дона.

                                                       хазары

 

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном.

 

 Так произошли названия. Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные. Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство.

    Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли Русь страной городов. Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка создавала свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришли классовое общество и государство, защищавшее интересы богатых. Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья. В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями.

Вся совокупность летописных и исследовательских данных указывает на то, что в позднем средневековье происходил процесс славянской колонизации обширной восточно-европейской равнины. Известная еще как Русская равнина, в то время она была заселена отнюдь не древнеславянскими и вовсе не славяноязычными племенами: финская, балтская, возможно, иранская и древнетюркская речь звучала на этих пространствах. Антропология со своей стороны подтверждает это тем, что и сегодня в современном русском населении отчетливо улавливаются черты так называемых субстратных физических типов дославянского происхождения (в основном финно-угорского пласта). Говорить о некой исконной чистоте русского антропологического типа и исходной однородности русского генофонда, как, впрочем, и генофонда любого другого народа в нашей или любой другой стране, не приходится.

Даже в бесспорно славянских курганных могильниках, исследованных археологами на тех территориях, где летописи помещают средневековые племена вятичей (верхнее и среднее течение реки Оки), кривичей (псковские, полоцкие, смоленские и тверские земли), радимичей, северян, новгородских словен (озеро Ильмень) и других летописных славян, антропологическими методами выявляются лишь дославянские субстратные черты древнего населения. Этот разлад между археологией и антропологией русского народа получил даже некоторое объяснение, что племенное деление восточного славянства, детально изученные археологами, не нашло какого-либо соответствия в антропологической дифференциации славянского населения эпохи раннего средневековья. Племенное деление восточного славянства сложилось только во второй половине I тысячелетия новой эры и было результатом широкого расселения славян и отчасти их взаимодействия с местным населением. В отличие от материальной культуры антропологическое строение не подвержено быстрым изменениям. Истоки антропологического членения восточного славянства относятся к более древней поре и во многом зависят от антропологии субстратного населения, вошедшего в состав славянства. Поэтому палеоантропология славян не может быть прямо связана с основными проблемами исследований.

На протяжении целого столетия детальнейшим образом антропология изучала русское население по всему историческому ареалу русских. И на протяжении всего этого времени проводили детальнейшее картографирование различных антропологических признаков населения. Таких, как размер головы, тела, цвета волос, глаз и др. Ведь археологи, проводя раскопки славянских могильников, не могут утверждать, что погребенные в них славяне имеют своих потомков в современном русском населении, Археологическими и палеоантропологическими методами на самом деле регистрируется лишь факт прекращения существования какой-либо группы населения прошлого.

Речь идет именно о природе возникновения географического направления исторического процесса, а не его содержании, который не обязательно имел характер войн. Не имела такого характера и славянская колонизация Русской равнины. Это был процесс постепенного продвижения на северо-восток нескольких восточнославянских племен, к тому же, судя по летописям и археологическим данным, не очень многочисленных. Они были носителями не только иных для коренного населения культуры и языка, но и иных генетических особенностей. Этих генетических различий оказалось достаточно, чтобы на восточной окраине ареалов племен летописных славян, где происходило наиболее интенсивное взаимодействие с коренным неславянским населением, началось формирование нового генофонда и нового антропологического типа. Именно этот тип мы сегодня называем собственно русским.

Своеобразие русской культуры, ее древность, ее гармония и красота отражены в языке. Родная речь – это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение. Русские – народ древней земледельческой культуры – изначально жили оседло. Этот исконный, завещанный прадедами уклад жизни они принесли с собой и на дальний север, и в засушливые степи юга, и в дремучую сибирскую тайгу.