ТАКР " Адмирал Флота СССР Кузнецов "
“ Адмирал Флота СССР Кузнецов “
В конце 1990 г. в состав нашего ВМФ вошел головной корабль принципиально нового для отечественного флота и судостроения типа - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (пр. 11435),основное вооружение которого составили корабельные самолеты-истребители короткого взлета и посадки (СКВП) типа Су-27К и противокорабельные крылатые ракеты комплекса ударного ракетного оружия (УРО) "Гранит".
Погрузка “ Гранит “ на ТАКР “ Адмирал Флота СССР Кузнецов “
Через три года после смещения Н. С. Хрущева (1964 г.) и прихода к руководству страной Л. И. Брежнева министром обороны был назначен А. А. Гречко. С тех пор С. Г. Горшков начал проявлять инициативу в формировании предлагавшегося еще Н. Г. Кузнецовым океанского флота, сбалансированного по родам сил и классам кораблей, необходимость чего подтвердилась опытом боевой службы кораблей ВМФ в океане.
Идея создания сбалансированного флота была положена в основу начатой в 1968 г. разработки проекта очередного плана военного судостроения (1971- 1980 гг.).
В направлении работ стали выполняемые одновременно с проектированием ПКР с СВВП (пр. 1143) работы Невского ПКБ (как стало называться с 1966 г. ЦКБ-17) по обоснованию и выбору оптимальных путей создания перспективных авианесущих кораблей с самолетами обычной аэродинамической схемы (катапультного взлета и посадки на аэрофинишер), не уступающие по своим боевым возможностям палубным самолетам вероятного противника.
Проведенные при подготовке нового плана комплексные НИР еще раз убедительно доказали необходимость создания кораблей авианосного типа для отечественного флота. Однако решения, принимавшиеся в 70-х гг. политическим и военным руководством страны по направлениям развития авианесущих кораблей, были непоследовательными и противоречивыми.
После рассмотрения на президиуме НТС Минсудпрома и объединенном НТС Минсудпрома, Минавиапрома, ВМФ и ВВС (с участием руководства всех оборонных отраслей промышленности, предприятия которых привлекались к созданию АВ, разработке аванпроектов корабля, самолетов, авиационного и другого вооружения для него) был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант атомного многоцелевого АВ водоизмещением около 80 000 т, обладавшего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с самолетами катапультного взлета (истребителями типа Су-27, противолодочными типа П-42) и вертолетами типа Ка-27 общим количеством корабельных летательных аппаратов (ЛАК) до 70 машин, противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) "Гранит", зенитными огневыми средствами и радиоэлектронным вооружением.
ЗРС " Кинжал "
По настоянию нового министра обороны Д.Ф.Устинова, в 1977-1978 гг. были приняты решения о прекращении начатых работ по техническому пр. 1153 и продолжении строительства ПКР (переклассифицированных затем в тяжелые авианесущие крейсера -ТАКР) типа "Киев". В 1978 г. вместо головного крейсера пр. 1153 был заложен четвертый корабль типа "Киев" (по пр. 1143 М, затем 1143 А,11434), предназначенный для базирования СВВП Як-41. Пятый ТАКР подлежал постройке по новому проекту 11435 с катапультными самолетами (типов МиГ-29К, Су-25К, Су-27К) и СВВП Як-41. Разработка самолета МиГ-23К также прекращалась, а развернутое в обеспечение создания кораблей пр. 1153 строительство наземного комплекса "Нитка" продолжалось в интересах создания нового ТАКР и самолетов для него.
Площадь полетной палубы ТАКР пр. 11435 по данным технического предложения превышала таковую на ТАКР пр. 1143-11434 в 1,6 раза, а ангара - в 1,3 раза. Наличие на авианесущем корабле одной катапульты, в случае ее повреждения в боевых условиях, практически лишало ТАКР возможности использовать основную мощь своего авиавооружения. При общем количестве ЛАК до 42 машин, на корабле предусматривалось базирование 18-28 самолетов (в зависимости от типа) и 14 вертолетов Ка-252. В техническом предложении рассматривалось базирование 18 истребителей Су-27К или 28 - МиГ-29К (Су-25К) или 16 СВВП Як-41 и 12 МиГ-29К (Су-25К).
В ноябре 1979 г. пр. 11435 после рассмотрения и обсуждения у С. Г. Горшкова был одобрен для утверждения ВМФ и МСП. При этом Главком предложил для дальнейшего проектирования проработать варианты состава авиационного вооружения корабля с увеличением общего количества ЛАК до 52 машин без изменения главных размерений ТАКР. Из представленных НПКБ вариантов он одобрил для разработки технического проекта состав авиагруппы ТАКР из 14 самолетов Су-27К, 16 СВВП Як-41 и 22 вертолетов типа Ка-252 (РЛД, ПЛ и ПС). Такое увеличение количества ЛАК потребовало размещения на корабле (за счет запасных мест) дополнительного летного и технического состава, а также запасов авиатоплива, что привело к изменению обводов подводной части корпуса и росту высоты борта. Реализация всех указанных мероприятий вызвала увеличение водоизмещения корабля до 65 000 т.
В сентябре на ЧСЗ заложили головной ТАКР пр. 11435 (которому присвоили наименование столицы Латвийской ССР - "Рига"), установив на стапеле закладные днищевые секции корпуса корабля. Через два месяца новый ТАКР был переименован в "Леонид Брежнев".
Одновременно с началом формирования корпуса корабля на комплексе "Нитка" был смонтирован первый отечественный натурный опытный образец корабельного аэрофинишера (разработанного и изготовленного Пролетарским заводом) для предстоящей отработки и проведения совместных испытаний по прямому назначению. В июне 1983 г. на нем состоялось первое торможение самолета-лаборатории МиГ-23 при его разбеге по взлетно-посадочной полосе аэродрома. До конца года завершили оборудование посадочного блока остальными аэрофинишерами, после их тарировки разгонным устройством началась совместная отработка с самолетами.
В сентябре 1984 г. впервые в нашей стране здесь была успешно осуществлена аэрофинишерная посадка самолетов Су-27. С августа следующего года на "Нитке" начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина принятой для строящегося корабля геометрии. Затем здесь же провели летные испытания самолетов-лабораторий МиГ-27, МиГ-29 и Су-25.
В 1985 г. С. Г. Горшкова (который почти 30 лет был Главкомом ВМФ) освободили от занимаемой должности по возрасту и направили в Группу генеральных инспекторов МО СССР. При нем наш флот стал океанским ракетно-ядерным и вторым в мире после ВМС США, а создание и освоение отечественных авианесущих кораблей - реальностью. Спуск на воду ТАКР "Леонид Брежнев" - уникального в практике отечественного судостроения по спусковой массе (32 000 т) - с наклонного стапеля состоялся 4 декабря того же года уже без его участия.
Летом следующего года ТАКР "Леонид Брежнев" присвоили (уже третье по счету в процессе его строительства) наименование - "Тбилиси". В ноябре 1988 г. на стапельном комплексе ЧСЗ состоялись спуск на воду ТАКР "Рига" и закладка АТАКР "Ульяновск" (головного корабля пр. 11437). Со строительством кораблей пр. 11435 и пр. 11437 НПКБ и ЧСЗ выходили на мировой технический уровень в создании крупных авианесущих кораблей, достигнутый американской фирмой "Ньюпорт Ньюс", которая с 1961 г. является в США монополистом в этой области кораблестроения. Сегодня проектирование и строительство таких кораблей называют уникальной технологией.
Перед началом швартовных испытаний "Тбилиси", весной 1989 г., главным конструктором корабля стал Л. В. Белов (до этого - заместитель главных конструкторов ПКР, ТАКР и главный конструктор пр. 11437). Швартовные испытания провели в период с 8 июня 1989 г. по 25 мая 1990 г. Осенью 1989 г. на "Тбилиси" начались совместные летно-конструкторские испытания его авиационного вооружения.
1 ноября 1989 г. на полетную палубу ТАКР, впервые в истории отечественной авиации и ВМФ, совершили первые посадки, а затем и полеты корабельные истребители Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный самолет Су-25 УТГ. С 28 мая по 31 июля 1990 г. корабль успешно прошел заводские ходовые испытания.
в ангаре ТАКР " Адмирал Флота СССР Кузнецов "
До завершения государственных испытаний ТАКР (25 декабря 1990 г.), которые проводила Правительственная комиссия под руководством вице-адмирала А. М. Устьянцева, с крейсера было выполнено более 300 полетов. Затем испытания самолетов продолжались на Черном море до конца 1991 г., после чего ТАКР совершил переход вокруг Европы к месту своего постоянного базирования на Северном флоте, в состав которого вошел в январе 1992 г.
4 октября 1990 г. ТАКР "Тбилиси" переименовали в "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Такое, хоть и запоздалое, решение отражает выдающуюся роль Н. Г. Кузнецова (наркома ВМФ, Военно-морского министра. Главкома ВМС (ВМФ) в 1939-1955 гг.) в развитии и боевой деятельности ВМФ - основоположника создания океанского ракетно-ядерного сбалансированного флота, в котором АВ должны были занять свое достойное место. 16 лет он упорно и настойчиво добивался создания отечественных АВ, определяющих боевую устойчивость остальных сил флота и способность решения ими своих задач. Через 16 лет после смерти его имя заслуженно присвоили самому крупному боевому кораблю нашего флота, который, к сожалению, оказался единственным в составе ВМФ России.
Изменение политических и экономических условий последних лет значительно осложнило и задержало освоение нашим флотом ТАКР (в ВМФ России - ТАВКР) "Адмирал Кузнецов", укомплектование его авиагруппы серийными истребителями Су-27К (после принятия в 1994 г. на вооружение - Су-33) и подготовку летных экипажей для них. Только в 1993 г. на Северный флот стали прибывать предназначенные для этого корабля самолеты, а в следующем удалось подготовить (на арендованном, находящемся на Украине, комплексе "Нитка") первую группу строевых корабельных летчиков. В сентябре 1994 г. ТАВКР впервые принял участие в учениях флота, в ходе которого началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Начало 1996 г., в котором отмечалось 300-летие Российского флота, ознаменовалось значительным событием в его истории. Несмотря на сложное финансовое положение, в котором оказался наш флот, его командование успешно провело первый длительный поход в Средиземное море отряда ВМФ России в составе двенадцати боевых кораблей и вспомогательных судов трех флотов во главе с ТАВКР "Адмирал Кузнецов" как модели авианосной многоцелевой группы. Авиагруппа ТАВКР состояла из 15 самолетов Су-33, одного Су-25 УТГ и 11 вертолетов Ка-27. Самолетами ТАВКР за три месяца похода было совершено более четырехсот полетов, вертолетами - около семисот. Этот поход в значительной мере повысил международный авторитет России как морской державы, послужил возрождению традиционных дружественных отношений с ВМС стран Средиземноморья. Первая боевая служба ТАВКР "Адмирал Кузнецов" подтвердила, что Россия может и должна вступить в четвертый век своего регулярного флота, оставаясь великой морской державой.
Наименование элементов |
ТАКР "Адмирал Горшков" (12. 1987) |
Сокращенный техпроект (09. 1981) |
Эскизный проект (12. 1979) |
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" (12.1990) |
|
ВООРУЖЕНИЕ Авиационное: |
|
|
|
|
|
количество ЛАК |
36 |
40 |
52 |
50 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
истребители КВП |
- |
- |
Су-27К |
Су-27К |
|
истребители К/ВВП |
- |
Як-41 |
Як-41 |
- |
|
штурмовики К/ВВП |
Як-38 |
- |
- |
- |
|
вертолеты |
Ка-27 |
Ка-27, |
Ка-27, |
Ка-27, |
|
Площадь полетной палубы, м2 |
6000 |
10800 |
14300 |
14800 |
|
Количество ВПП |
7 |
10 |
7 |
10 |
|
Количество катапульт |
- |
- |
2 |
- |
|
Количество стартовых |
- |
2 |
2 |
3 |
|
Ракетное; |
6х2 ПУ |
6х2 ПУ |
12х1 ПУ |
12х1 ПУ |
|
зенитное |
4х3 ПУ |
4х3 ПУ |
4х3 ПУ |
4х3 ПУ |
|
|
ЗРС "Кинжал" |
ЗРС "Кинжал" |
ЗРС "Кинжал" |
ЗРС "Кинжал" |
|
рaкетно- |
- |
4х2 ПУ |
4х2 ПУ |
4х2 ПУ |
|
|
|
ЗКБР "Кортик" |
ЗКБР "Кортик" |
ЗКБР "Кортик" |
|
|
Артиллерийское |
2х1 - 100-мм |
- |
- |
- |
|
АК-100 |
8х6 - 30-мм |
6х6 - 30-мм |
АК-230 |
|
Противоторпедное |
2х12 ПУ |
2х12 ПУ |
- |
2х12 ПУ |
|
|
"Удав-1" |
"Удав-1" |
"Удав-1" |
|
|
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ |
ЭЛЕМЕНТЫ |
|
|
|
|
Водоизмещение полное, т |
Ок. 44 500 |
45400 |
65000 |
Более 55 000 |
|
Скорость полная, уз |
Ок.30 |
30 |
28 |
Ок.29 |
|
Дальность плавания, миль (уз) |
Ок. 7000 (18) |
7000(18) |
7000(18) |
' Более 8000 (18) |
|
количество ЛАК |
36 |
40 |
52 |
50 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
истребители КВП |
- |
- |
Су-27К |
Су-27К |
|
истребители К/ВВП |
- |
Як-41 |
Як-41 |
- |
|
штурмовики К/ВВП |
Як-38 |
- |
- |
- |
|
вертолеты |
Ка-27 |
Ка-27, |
Ка-27, |
Ка-27, |
|
Площадь полетной палубы, м2 |
6000 |
10800 |
14300 |
14800 |
|
Количество ВПП |
7 |
10 |
7 |
10 |
|
Количество катапульт |
- |
- |
2 |
- |
|
Количество стартовых |
- |
2 |
2 |
3 |
|
Ракетное;ударное |
6х2 ПУ |
6х2 ПУ |
12х1 ПУ |
12х1 ПУ |
|
зенитное |
4х3 ПУ |
4х3 ПУ |
4х3 ПУ |
4х3 ПУ |
|
|
ЗРС "Кинжал" |
ЗРС "Кинжал" |
ЗРС "Кинжал" |
ЗРС "Кинжал" |
|
рaкетно- |
- |
4х2 ПУ |
4х2 ПУ |
4х2 ПУ |
|
|
ЗКБР "Кортик" |
ЗКБР "Кортик" |
ЗКБР "Кортик" |
|
|
Артиллерийское |
2х1 - 100-мм |
- |
- |
- |
|
|
АК-100 |
8х6 - 30-мм |
6х6 - 30-мм |
АК-230 |
|
Противоторпедное |
2х12 ПУ |
2х12 ПУ |
- |
2х12 ПУ |
|
|
"Удав-1" |
"Удав-1" |
"Удав-1" |
|
|
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ |
ЭЛЕМЕНТЫ |
|
|
|
|
Водоизмещение полное, т |
Ок. 44 500 |
45400 |
65000 |
Более 55 000 |
|
Скорость полная, уз |
Ок.30 |
30 |
28 |
Ок.29 |
|
Дальность плавания, миль (уз) |
Ок. 7000 (18) |
7000(18) |
7000(18) |
' Более 8000 (18) |
|