Кто остановит танки

                                Кто остановит танки?

 
Первая мировая война стала и первой «войной моторов», ярко продемонстрировавшей значение техники на поле боя. С тех пор начали бурно развиваться различные средства борьбы с боевой техникой противника, важнейшее место среди которых заняли противотанковые мины. Правда, они «воюют» не только с танками, но и с различными бронемашинами, и самоходными орудиями.

Главное, что случилось с противотанковыми (ПТ) минами за минувшие полстолетия, — это, во-первых, увеличилось их поражающее действие, во-вторых, повысилась взрыво-и тралоустойчивость, а также увеличилась быстрота установки (средствами механизации, а затем и системами дистанционного минирования) и появилась возможность дистанционного управления.

Для «обнаружения» танка мина (а точнее, ее взрыватель) может «использовать» его свойства — большой вес, большую массу металла, движение, характерные сейсмические или акустические колебания. Для поражения же используются наиболее уязвимые места — ходовая часть, днище, борт, крыша. По тому, с какой стороны ПТ мины наносят удар, их обычно и классифицируют.

Остановить машину

Противогусеничные фугасные мины — самый старый и распространенный тип этого оружия. Задача такой мины — лишить боевую машину одного из главных ее преимуществ, подвижности, превратив ее таким образом в мишень. Перебить трак гусеницы может и небольшой заряд, но нужно разрушить три-четыре трака и хотя бы один опорный каток — иначе экипаж быстро отремонтирует машину тут же, на поле боя. Поэтому мины, устанавливаемые в грунт, несут обычно заряд взрывчатки 5—10 килограммов (ведь нужно еще пробить слой грунта), а устанавливаемые открыто, внаброс — 1—2 килограмма (если рассматривать тротил или смесевое ВВ).

 

  
Противогусеничная мина TS/6, Италия. Корпус пластмассовый, масса мины — 9,8 кг, заряда ВВ — 6,0 кг, взрыватель пневмомеханический, усилие срабатывания — 180—500 кгс. Установка вручную

 

Противогусеничные фугасные мины срабатывают при непосредственном наезде на них техники и часто имеют взрыватель нажимного действия. Усилие срабатывания рассчитано так, чтобы мина взрывалась при наезде машины, но не «реагировала» на человека или животное. Поэтому не стоит верить легендам, как «гнали пехоту на минные поля», чтобы та «подрываясь, проложила дорогу танкам» — пехотинец просто не создаст необходимого усилия. А вот прокладка танками проходов в противопехотных минных полях применялась часто.

Традиционно ПТ мина имеет металлический корпус: он хорошо защищает при транспортировке и установке, сохраняет в грунте, герметичность допускает установку мины даже в воду — для прикрытия бродов, например. Но со времен Второй мировой войны широко применялись ПТ мины в неметаллических корпусах — деревянных, стеклянных, фаянсовых, тканевых, и даже бескорпусные. В последней трети XX века особенно широкое применение нашли пластмассовые корпуса. Широко распространились, например, различные пластмассовые мины итальянских моделей — так, в 1980-е годы мины TS/2.5 и TS/6 доставили много проблем советским войскам в Афганистане, SB-81 и VS-1.6 — британским на Фолклендских островах. Хотя дело было не только в корпусе. Пневмомеханические взрыватели итальянских мин срабатывают только при полном нажатии на крышку и достаточном времени воздействия — нажимная крышка должна вытеснить через калиброванные отверстия воздух из верхней камеры, чтобы он надавил на диафрагму, которая и приведет взрыватель в действие. Сочетание «накрытия» гусеницей достаточной площади и задержки срабатывания делает мину устойчивой к воздействию катковым или бойковым тралом и «заставляет» взрываться под вторым-третьим катком бронированной машины. Правда, в Афганистане боевые машины старались проходить опасные участки на максимальной скорости — тогда подобная мина взрывалась уже позади машины. Но это применимо для одиночной машины, не в составе колонны, да и «лишнее замедление» взрывателей тех же итальянских мин, как сообщалось, вызывалось, скорее, не самой конструкцией, а браком производства.

 

  
Противогусеничная мина SB-81, Италия. Корпус пластмассовый, масса мины — 3,2 кг, заряда ВВ — 2,0 кг. Установка вручную, минным заградителем или вертолетной системой минирования

  

В пластмассовых корпусах выполнены также американская мина М19, бельгийская М3, пакистанские P3 Mk1 и Mk2 (их также применяли душманы в Афганистане), чешская PT Mi-Ba-2, румынская МАТ-62В, болгарская РТМ-80Р, югославская ТМА-5, китайская Тип 69. Больший выбор вариантов предоставили саперам конструкторы советского семейства ПТ мин ТМ-62. Мины могут иметь металлический (ТМ-62М), пластмассовый (ТМ-62П), полиэтиленовый (ТМ-62ПЗ), тканевый (ТМ-62Т), деревянный (ТМ-62Д) корпус либо быть бескорпусными (ТМ-62Б). К ним был создан целый набор взрывателей, различающихся материалом, наличием или отсутствием механизма дальнего взведения, механизма перевода в безопасное положение, возможностью подрыва или перевода в безопасное положение с пульта. Все это дает возможность ставить мины вручную, механизированной или вертолетной системой минирования, в различные грунты. Скажем, взрыватель со штыревым датчиком цели делает мину устойчивой к ударной волне (чем затрудняет противнику «взрывное» траление минного поля) и позволяет ставить ее в глубокий снег.

 В минных полях ПТ мины часто устанавливаются вместе с противопехотными, но иногда их совмещают конструктивно, дабы противопехотная мина играла роль взрывателя и детонатора. Такой прием использовали еще в советских деревянных ПТ минах времен Великой Отечественной войны. А в пакистанской P3 Mk1 противопехотная фугасная мина Р2 Мк3 расположена над основным зарядом под пластмассовой крышкой, которая обламывается под весом боевой машины.

Противопехотная мина или мина-сюрприз может служить при противотанковой и устройством неизвлекаемости — равно как и ручная граната без чеки. Но ряд ПТ мин имеет боковые дополнительные взрыватели (соединяемые, скажем, со скрытым колышком) или специальные механизмы с «маятником» или шариком в состоянии неустойчивого равновесия, замыкающими цепь взрывателя при сдвиге или наклоне мины.

Как и другие типы мин, ПТ могут быть неуправляемыми (то есть действующими только автоматически) и управляемыми. Значение дистанционного управления ПТ минным полем можно понять, вспомнив хотя бы опасный труд в годы Великой Отечественной советских саперов-«проходчиков», контролировавших проходы в своих минных полях: порой за несколько часов боя они по нескольку раз снимали мины для пропуска своих войск и ставили их снова перед вражескими танками. Советский комплект УМП-2 предназначен для устройства управляемого по проводам (с расстояния около 800 метров) минного поля из мин ТМ-57 или ТМ-62. Мины, установленные вручную или минным заградителем и снабженные электромеханическими взрывателями УМП нажимного действия, можно за несколько секунд перевести в боевое положение или в безопасное — для прохода через минное поле своих танков.

Удар в подбрюшье

Еще накануне Второй мировой войны выдающийся военный инженер Д.М. Карбышев указывал, что, дополнив нажимной взрыватель ПТ мин штыревым или магнитным, можно заставить их срабатывать не только под собственно гусеницей, но и под танком, как таковым (под «проекцией» танка), и уменьшить расход мин. Расход противоднищевых мин на 1 погонный километр минного поля в 3—4 раза меньше, чем противогусеничных. К тому же они непосредственно поражают внутреннее оборудование, экипаж, боекомплект боевой машины.

 

  
Противоднищевая мина АТ-2 (DM1233), Германия. Корпус металлический, масса мины — 2,3 кг, заряда ВВ — 0,8 кг. Установка минным заградителем, НУР систем залпового огня

  

Привычный датчик цели противоднищевой мины — тонкий вертикальный штырь. Взрыватель срабатывает при его отклонении движущимся танком на определенный угол. Скажем, американская мина М15 (весьма тяжелая, кстати, — 14,3 килограмма при массе фугасного заряда 10 килограммов) с взрывателем нажимного действия используется как противогусеничная, со штыревым — как противоднищевая. Британская удлиненная мина L9A1 может иметь гидромеханический или штыревой контактные, электронный неконтактный и электронный необезвреживаемый взрыватель. У австрийской РМ83 — целый набор взрывателей: четыре пьезоэлектрических нажимных по углам прямоугольного корпуса (для подрыва требуется срабатывание нескольких), любой из которых можно заменить штырем, есть гнездо для электродетонатора (для дистанционного управления) и устройство обезвреживания.

 Уменьшению размеров мины способствует заряд направленного действия — кумулятивного или типа «ударное кумулятивное ядро». Расстояние, на котором действует кумулятивный заряд, соответствует клиренсу боевой машины. Кумулятивный заряд имеет, например, американская мина М21, интересная также эволюцией своих взрывателей. Вслед за штыревым она получила вначале пневмомеханический (два пневматических шланга укладывались поперек вероятного пути движения танков, взрыватель срабатывал при наезде гусениц на оба шланга), а затем — неконтактный магнитный.

Для дистанционного минирования

Противоднищевые и противогусеничные мины стали популярны в системах дистанционного минирования, наложивших свои требования на их конструкцию, форму и размеры. Скажем, германская АТ-2, разработанная для установки из кассет неуправляемыми ракетами (НУР) или минным заградителем MSM, после отстрела стабилизируется парашютом, а после падения приводится в вертикальное положение пружинными лапками. Она имеет заряд направленного действия, контактный электронный взрыватель со штыревым датчиком цели, устройства неизвлекаемости и самоликвидации (срок самоликвидации можно задать от 3 до 96 часов). Против гусениц АТ-2 не действует.

В американских минах BLU-91/В, М70, М73, М75, М78, входящих в семейство FASCAM для артиллерийских, авиационных и самоходных наземных систем дистанционного минирования, во французской AC DIS мод. F.1 (система минирования GIAT) и германской DM1239 MIFF (система MW-1) проблема ориентации заряда решена проще. Мина имеет форму низкого цилиндра, электронный неконтактный взрыватель и две кумулятивные воронки, направленные к торцам — после падения одна из них сможет поразить гусеницу или днище танка. Правда, масса и эффективность каждого заряда оказываются меньше.

Советская универсальная ПТМ-3 имеет форму четырехгранной призмы с кумулятивными выемками, магнитный взрыватель, пиротехнический механизм дальнего взведения, устройства самоликвидации и самодеактивации (по уменьшению заряда батареи). При большей массе эффективность кумулятивного действия ПТМ-3 не выше, чем у BLU-91/В. Но главную свою задачу — сковать движение техники противника — такие мины, примененные внезапно и массированно, выполняют. Характерно, что кассеты для ПТ мин унифицируют с противопехотными — ведь их и устанавливают часто совместно.

«Ядреные» боеприпасы

Принцип «ударного ядра», все более широко используемый в инженерных боеприпасах, стал развитием кумулятивного эффекта. Поверхность кумулятивной воронки покрывается облицовкой из меди или стали. При взрыве заряда ВВ из облицовки формируется компактный сгусток металла, находящегося в квазижидком состоянии, — ударное ядро, обладающее высокой температурой и скоростью. То есть снаряд формируется в процессе выстрела. Масса его много больше, чем у кумулятивной струи, что компенсирует его меньшую скорость. «Ядром» поражают технику, например, французская противоднищевая мина HPD мод. F.1 и шведская FFV-028, рассчитанные на установку вручную или заградителем.

Российская мина ТМ-89 имеет заряд кумулятивно-фугасного действия, металлический корпус и оригинальный магнитный (электромагнитный) взрыватель. Возмущение магнитного поля, вызванное движущейся металлической массой, возбуждает электрический ток, вырабатывается электросигнал, электровоспламенители поджигают вышибной пороховой заряд, и взрыватель вместе с маскировочным слоем грунта отбрасывается. Тем временем подрывается промежуточный детонатор, от него — основной заряд, который формирует кумулятивную струю в уже освободившемся пространстве и пробивает днище машины. Если же танк наехал на мину гусеницей, взрыватель и слой грунта отбросить нельзя, основной заряд действует как обычный фугасный и разрушает гусеницу и каток ходовой части. Вдобавок магнитный взрыватель срабатывает на индукционный миноискатель, что затрудняет противнику разминирование.

ТМ-89 устанавливается вручную, минным заградителем и вертолетной системой минирования, при этом снабжается либо дистанционным, либо пусковым механизмом — и тот и другой обеспечивают дальнее взведение взрывателя мины.

«Мухи» и «панцерфаусты»

Давно известно, что стрелять по танку в борт выгоднее, чем «в лоб». Поэтому появление противобортовых мин было естественным. Они замаскированно ставятся на обочинах дорог, у съездов к переправам, у проходов в заграждениях, а в населенных пунктах — в окнах и на крышах домов. Находясь в стороне от пути движения, они могут не бояться тралов, их установка не требует нарушения покрытия дороги. Идея противобортовой мины была высказана Д.М. Карбышевым еще в 1940 году, в 1942 году советские войска применяли «летающую» мину ЛМГ, а к концу Великой Отечественной войны для создания импровизированных мин использовали трофейные германские «Панцерфауст». Штатные одноразовые ручные противотанковые гранатометы (РПГ) в роли боевой части мин используют и поныне. Британская LAWMINE, например, представляет собой РПГ LAW-80, установленный на треноге вместе с неконтактными датчиками цели (дальность обнаружения цели — до 100 метров) и взрывателем. В другой британской мине АJАХ используется шведский РПГ АТ-4, в американской М66 — РПГ М28, в советской ТМ-73 — РПГ-18 («Муха»). Мины могут срабатывать автоматически либо по сигналу с пульта оператора.

 

  
Противобортовая мина ТМ-83, СССР. Корпус металлический, масса мины — 20,4 кг, заряда ВВ — 9,6 кг («ударное кумулятивное ядро»), взрыватель — электронный неконтактный, датчики цели — сейсмический (предварительный) и инфракрасный (основной). Установка вручную

  

Куда более интересными оказались мины с зарядом типа «ударное кумулятивное ядро». Первым зарубежным образцом такой противобортовой мины считается французская MAH мод. F.1 — ее «ядро» на дальности 50 метров пробивает броню толщиной до 70 миллиметров, образуя отверстие диаметром 100—120 миллиметров.

 Подробнее рассмотрим советскую ТМ-83. Ее корпус, напоминающий прожектор, закреплен во вращающейся скобе, допускающей поворот в двух плоскостях. На корпусе сверху расположены взрыватель с датчиками и прицельные приспособления. Для предохранительно-исполнительного механизма взрывателя основным служит инфракрасный датчик цели — своего рода «спуск». «Избирательность» по целям мине придает сейсмический (гравитационный) датчик. «Распознав» колебания почвы, характерные для движения тяжелой машины, сейсмический датчик «подключает» цепь (своего рода «предохранитель»), а когда цель пересекает поток ИК лучей, происходит замыкание цепи взрывателя и подрыв. В управляемом варианте подрыв производится по электросигналу, переданному по проводу с пульта. Установив мину, ее нацеливают и маскируют. «Ядро» на дальности 50 метров пробивает броню толщиной 100 миллиметров, диаметр отверстия — 80—120 миллиметров. Заброневое действие обеспечивается оставшейся энергией «ядра» и потоком осколков брони. Противокумулятивные экраны против «ядра» значительно менее эффективны, чем против обычной кумулятивной гранаты.

Чешская противобортовая мина PT Mi-РК представляет собой батарею из пяти установленных в ряд зарядов типа «ударное кумулятивное ядро», выстреливающую по сигналу от обрывного или натяжного датчика.

Бьем сверху

Еще эффективнее можно поразить танк или бронемашину сверху — площадь цели еще больше, защита слабее. Мина, установленная в районе возможного движения целей, при приближении цели выстреливает боевой элемент, который поразит цель сверху. Правда, сложнее «навести» мину на цель, так что противокрышевые мины — самое молодое, можно сказать, только формирующееся поколение «интеллектуальных» мин.

Боевым элементом такой мины может быть самоприцеливающийся боеприпас с зарядом типа «ударное кумулятивное ядро», аналогичный используемым в артиллерийских кассетных боеприпасах — вроде российского «Мотив-3М» или германского SMArt.

Пока, насколько известно, наиболее близким к практическому применению оказалось американское семейство инженерных противокрышевых боеприпасов мин М93 «Хорнет». Оно включает модификации, рассчитанные на установку вручную (с возможностью снятия или без таковой) или системами дистанционного минирования, а также на поражение небронированной техники и живой силы. Система управления, обрабатывая сигналы от сейсмических и акустических датчиков, которыми снабжен каждый боеприпас, производит обнаружение и идентификацию цели, определяет направление и дальность, поворотом и наклоном платформы наводит боевую часть. При подходе цели ближе 100 метров происходит отстрел боевого элемента. Последний, описав баллистическую траекторию, уточняет наводку с помощью инфракрасного датчика, а оказавшись прямо над целью, выстреливает «ударное ядро». Время боевой работы мин — от 4 часов до 30 суток, имеется устройство самоликвидации. Мины планируется применять группами, причем предусмотрен режим, когда они передают данные о целях на пульт оператора, и решение о применении боеприпасов остается за ним.

Транспорт? Ликвидировать!

Борьба с транспортными колоннами, патрулями на легкой технике стала важной частью современной «минной войны». Чаще всего применяют мощные фугасы, устанавливаемые на перевалах, выходах из ущелий, развилках дорог, перекрестках, серпантинах, крутых подъемах, въездах в населенные пункты, иногда — огнефугасы с применением зажигательных веществ. Но существует целый класс мин, предназначенных для борьбы с транспортными машинами. Вторая половина XX века, богатая локальными войнами с «партизанскими» действиями, породила немало таких мин. От противотанковых они отличаются тем, что рассчитаны на поражение менее защищенных целей. В них используются и фугасные заряды, и направленные потоки тяжелых осколков.

 

  
Противотанковый противокрышевый боеприпас М93 «Хорнет», США. Масса мины — 15,9 кг, заряд боевого элемента — «ударное кумулятивное ядро», бронепробиваемость — до 90 мм, радиус обнаружения цели — 100 м. Взрыватель электронный неконтактный, датчики цели мины — сейсмический (предварительный) и акустический (основной), датчик боевого элемента — инфракрасный

  

К противотранспортным можно отнести и легкую — около 1 килограмма — американскую многоцелевую мину М4 SLAM с зарядом типа «ударное кумулятивное ядро» с бронепробиваемостью до 40 миллиметров неброневой стали. Причем конструкция мины и взрыватель, имеющий два датчика цели, допускают ее применение как противоднищевой и противобортовой. В первом случае мина кладется горизонтально и работает от магнитного датчика, во втором — ставится вертикально и работает от пассивного инфракрасного датчика, реагирующего на тепловой контраст цели. Наличие таймера и взрывателя ударного действия позволяет использовать мину как диверсионную, объектовую или как подрывной заряд. С другой стороны, к противотранспортным можно отнести мины, созданные для диверсий на железных и автомобильных дорогах.

 Кустарные и полукустарные противотранспортные мины бывают сделаны с большой изобретательностью. Например, противотранспортный «фугас» можно получить сочетанием противотанковой мины и установленной сверху фугасной противопехотной, срабатывающей под небольшим весом. А ПТ противоднищевая мина, поставленная вертикально, скажем, в крутом откосе у дороги с удлиненным штырем взрывателя, становится противотранспортной противобортовой. Американцы в Ираке столкнулись с таким типом. Подобие гранатомета или «самопала» приводится в действие нажимным взрывателем или радиовзрывателем, изготовленным на основе такого пульта дистанционного управления гаражными воротами. Еще вариант — переброшенный через дорогу шланг, наполненный водой, с пластиковой бутылкой на конце, в дно бутылки вставлены контакты взрывателя. Машина наезжает на шланг, вода вытесняется в бутылку, замыкает контакты, и в машину летит снаряд.

Огонь по «летающим танкам»

Боевые и многоцелевые вертолеты давно играют в боевых действиях не меньшую роль, чем бронетехника. При этом действуют они часто на сверхмалых высотах, пользуясь складками местности, прикрываясь деревьями, холмами, что затрудняет борьбу с ними. Соответственно возникла мысль лишить вертолеты этого преимущества, «перекрыв» сверхмалые высоты… наземными минами.

 

  
Противобортовая мина с одноразовым РПГ в качестве «боевой части» и австрийским электронным взрывателем «Дрэгон», включающим акустический и инфракрасный датчики. Дальность поражения цели — от 3 до 80 м, скорость движения цели — до 60 км/ч

  

«Противовертолетной» может стать мощная осколочная мина направленного действия — группа развернутых вверх советских мин МОН-200 или шведских FFV модели «13» вполне может накрыть кусок пространства над землей на высоту до 100 метров плотным потоком картечи. Дело — за соответствующими датчиками целей и системой управления минами. И можно закрыть ими «вертолетоопасную» лощину, подходы к объекту, возможную площадку высадки тактического десанта, блокировать аэродром противника.

 Созданы уже и специальные комплексы противовертолетных мин. Так, российская опытная мина, известная как ПВМ, поражает воздушную цель ударным кумулятивным ядром и оснащена несколькими датчиками цели — акустические обнаруживают характерные шумы двигателей, система селекции выделяет их в шумах наземных машин, взрывов, стрельбы, по сигналам инфракрасных датчиков производится наводка боевого элемента на цель. Мина имеет устройство самоликвидации, дистанционно включаемое устройство неизвлекаемости, время боевой работы до 9 месяцев. При соединении кабелем группы мин система управления производит разделение целей между ними. Есть варианты мин для установки вручную и системами дистанционного минирования.

В литературе можно встретить описание такого «камнеметного фугаса», применявшегося афганскими душманами. Фугас готовится в ямке на удобной для посадки вертолета площадке, снабжается электродетонатором, провода которого идут, скажем, к пустой консервной банке у края площадки. Под напором потока воздуха от несущего винта крышка банки начинает колебаться все с большей амплитудой, пока не замыкает контакты. И направленный поток камней и обрезков железа летит в сторону вертолета при посадке, когда машина наиболее уязвима.

 

Семен Федосеев