Цусимская трагедия

                                                               Цусимская  трагедия

 ( Продолжение.  Начало читайте на сайте : Для продвинутых – Флотоводцы – Поход 2-й Тихоокеанской эскадры )

  

                                  Силы сторон

Сравнение

Исход сражения, в основном, был решён в ходе артиллерийского боя 14 мая между эскадренными броненосцами. После этого боя в составе русской эскадры оставались только слабые или устаревшие броненосцы (новый эскадренный броненосец «Орёл» к этому времени исчерпал свои боевые возможности), поэтому даже без ночных атак японских миноносцев на следующий день она была бы неминуемо разгромлена. Лёгкие крейсерские силы обеими сторонами по ряду причин использовались неэффективно. Таким образом, в первую очередь имеет смысл сравнивать вышеназванные корабли, и это сравнение, в целом, оказывается несколько в пользу России.

В русской эскадре для линейного эскадренного боя имелось 12 броненосных кораблей (разделённых на 3 броненосных отряда по 4 корабля): 7 эскадренных броненосцев (из них 4 новейших) с 12" артиллерией ГК, 3 броненосца береговой обороны с 10" орудиями, 1 броненосец-крейсер «Ослябя» с 10" артиллерией и, с большой натяжкой, 1 старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» с 8" орудиями.

Броненосные крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» (18821883 постройки), несмотря на достаточно радикальную (вся устаревшая артиллерия была заменена на современную, снято парусное вооружение, приведены в порядок машины) модернизацию, были всё-таки морально устаревшими (принципиально по скорости и бронированию); главное, не несли орудий свыше 6" и поэтому в расчёт приниматься не могут.

Японский флот мог выставить также 12 кораблей (разделённых на 2 боевых отряда по 6 кораблей): 4 линейных корабля 1 класса с 12" орудиями и 8 броненосных крейсеров с 8" орудиями. 2 линейных корабля 2 класса и броненосный крейсер «Чиода» тоже были крайне устаревшими и в строй основных боевых отрядов не ставились. Все названные 12 японских кораблей были относительно новыми (18981903 постройки) и вооружены современной, хотя и не совсем однотипной (что несколько осложняло пристреливание) 12", 8" и 6" артиллерией (кроме «Касуги» с 1 башенным 10" орудием).

Из названных русских кораблей 3 — «Наварин», «Император Николай I» и «Адмирал Нахимов» — были старыми кораблями (18851891 постройки), вооружёнными устаревшими (малой дальнобойностью и катастрофически низкой скорострельностью) 12", 9" и 8" орудиями. Броненосцы береговой обороны были вооружены 10" пушками (по 4 на каждом) и 120-мм артиллерией среднего калибра в противоположность скорострельным 6" пушкам остальных кораблей, «Ослябя» был кораблём промежуточного типа, и только «Сисой Великий» по составу артиллерии мог быть поставлен в ряд с 4 броненосцами типа «Бородино», да и то с оговорками. В целом, 2-я Тихоокеанская эскадра превосходила Соединённый флот в количестве орудий крупного калибра (254—305 мм) более чем вдвое (17:41), уступая 30:12 в промежуточном (203—229 мм) и это при том, что бортовой залп русской эскадры в этой категории был ещё меньше 8" (6х8" «Нахимова» и 2Х9" «Николая I», в разы уступавших 8" орудиям по скорострельности, а также более чем существенно по дальнобойности и массе снарядов), 162:92 в среднем (120—152 мм) калибрах.

При этом русские заметно проигрывали японцам в качестве снарядов: японские снаряды больше весили, обладали намного большим фугасным эффектом. Зато, несмотря на некоторые мифы, связанные с шимозой, использование этого взрывчатого вещества принесло японцам больше неприятностей, чем русским — использование пироксилина.

Бронёй японцы были защищены несколько лучше. Решающим фактором в пользу русских были 4 новых броненосца типа «Бородино» с 17-18-узловой скоростью и башенным расположением артиллерии среднего калибра, строившиеся в 19011904 как раз в расчёте на предполагаемых противников — японских броненосцев типа «Фудзи» и «Сикисима». И в этом смысле все японские корабли, кроме «Микасы», считались русскими их «законными жертвами». Правильное использование в бою этих кораблей являлось решающим моментом для возможности успеха. Будь 1-й броненосный отряд вполне сплававшимся соединением с хорошо натренированными для эскадренной стрельбы комендорами и действуй он на поле боя относительно самостоятельно, маневрируя на полной скорости, он мог и должен (по расчётам) был переломить ход сражения в пользу русской эскадры. Однако на деле эти корабли были поставлены в совершенно ненормальные условия, которые парализовали их основные боевые качества.

В лёгких крейсерских силах японский флот имел заметное превосходство. Днём 14 мая в крейсерском бою с русской стороны участвовали крейсерский и разведывательный отряды, состоящие из 3 новых бронепалубных крейсеров, 2 устаревших броненосных (но с новыми скорострельными орудиями Канэ) и 2 безбронных крейсеров.

Им противостояли 3-й, 4-й, 5-й и 6-й японские боевые отряды, насчитывающие 14 бронепалубных крейсеров (из них 7 относительно новых, построенных после японо-китайской войны 1894—1895), 1 устаревший броненосный крейсер — «Чиода», 1 старый броненосец — «Чин-Иен» и 1 безбронное авизо — «Яэяма» со 120-мм пушками. По артиллерии это получается 4 — 8", 44 — 6", 103 — 120-мм с японской стороны (не считая старых 4 — 12" и 3 — 320-мм у 5-го боевого отряда, из которых можно было попасть только при большом везении или при стрельбе в упор) и 37 — 6", 12 — 120-мм — с русской стороны. На «Алмазе» стояли только 4 — 75-мм орудия.

В этот счёт не входят «Жемчуг» и «Изумруд», которые были приписаны к броненосным отрядам в качестве посыльных судов, 7-й японский боевой отряд, который в сражении не участвовал, и японские вспомогательные крейсера, которые 14 мая использовались для вспомогательных же целей. Таким образом, по 6" имеется почти паритет, но 8" орудия и огромный перевес в 120-мм — в пользу японцев.

6 новых японских крейсеров находились среди 8 крейсеров 3-го и 4-го отрядов (кроме «Нанивы» и «Ниитаки»), которые, таким образом, представляли серьёзную боевую силу. 6-й отряд старых крейсеров мог с успехом действовать только против русского разведочного отряда, а 5-й отряд, включавший старые тихоходные корабли с крупнокалиберными пушками, годился, в основном, для придания боевой устойчивости 3 остальным.

С русской стороны имелся «Олег», который в бою «один-на-один» был сильнее любого из японских бронепалубных крейсеров и благодаря хорошей защите мог не без шанса на успех сразиться даже со старым броненосным крейсером. Кроме того, оба старых русских крейсера благодаря броневому поясу обладали известной боевой устойчивостью, но были очень тихоходны (15,5 узлов). Упрощённо говоря, у японцев против «Олега» и «Авроры» были 3-й и 4-й отряды, против «Мономаха» и «Донского» — 5-й отряд и против крейсеров Шеина — 6-й отряд.

Во всех случаях — с явным превосходством. Реализации боевых возможностей русских крейсеров мешало их маневрирование вокруг охраняемых транспортов — именно такой приказ они получили непосредственно перед боем. При таком соотношении сил русским крейсерам грозила участь полного истребления. Спасла их, во-первых, тактическая ошибка японских лёгких крейсеров, увлёкшихся расстрелом транспортов, а во-вторых, случайное появление на месте боя крейсеров колонны русских броненосцев в самый критический момент.

Миноносные силы сторон несопоставимы — 9 русских 350-тонных миноносцев против 21 эсминца и 44 миноносца. Тем не менее, соединения миноносцев в бои между собой не вступали, что объяснялось распространённым в то время представлением о назначении миноносцев — ночные торпедные атаки на крупные корабли. Ни по своим тактико-техническим элементам, ни по характеристикам своего главного оружия — торпед, миноносцы того времени не могли считаться кораблями для эскадренного боя. Русские миноносцы вообще не использовались по прямому назначению — их определили состоять при броненосных кораблях в качестве посыльных судов и на них, в основном, принимали экипажи с тонущих кораблей.

Японцы использовали 17 эсминцев и 24 миноносца для ночных торпедных атак на остатки русской эскадры и добились определённого успеха: 1 корабль был потоплен («Наварин)», а 3 — сильно повреждены. В бою «один-на-один» японский эсминец мог противопоставить два 76-мм орудия одному 75-мм орудию русского миноносца и более мощные торпеды — 457-мм против 381-мм. Скорость хода у японцев также была на 1-5 узлов выше — 29-31 против 26-28. 

2-я эскадра флота Тихого океана

Порядок перечисления кораблей соответствует их месту в строю на момент начала активной фазы боя 14 мая (кроме миноносцев).

1-й броненосный отряд

2-й броненосный отряд

  • эскадренный броненосец «Ослябя»(капитан 1-го ранга В. И. Бэр 1-й, погиб) — флаг скончавшегося 10 мая младшего флагмана контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, потоплен первым.
  • эскадренный броненосец «Сисой Великий»(капитан 1-го ранга М. В. Озеров, взят в плен после гибели корабля) — затонул от полученных повреждений.
  • эскадренный броненосец «Наварин»(капитан 1-го ранга барон Б. А. Фитингоф, погиб), потоплен.
  • крейсер I ранга (броненосный) «Адмирал Нахимов»(капитан 1-го ранга А. А. Родионов, взят в плен) — получил повреждения от торпедных атак, утром затоплен экипажем при появлении вражеских кораблей.
  • крейсер II ранга (бронепалубный) «Изумруд»(капитан 2-го ранга барон В. Н. Ферзен) — выскочил на камни в заливе Владимира, был взорван командой и затоплен.

3-й броненосный отряд

Крейсерский отряд

Разведочный отряд

  • крейсер I ранга (бронепалубный) «Светлана», брейд-вымпел капитана 1-го ранга С. П. Шеина(начальник отряда и командир корабля, погиб) — затоплен экипажем.
  • крейсер II ранга (безбронный) «Алмаз»(флигель-адъютант, капитан 2-го ранга И. И. Чагин) — ушёл во Владивосток.
  • вспомогательный крейсер (безбронный) «Урал» (капитан 2-го ранга М. К. Истомин, попал в плен) — оставлен экипажем после незначительных повреждений, потоплен.

1-й отряд миноносцев

2-й отряд миноносцев

Суда, состоящие при эскадре

  • транспорт (мастерская и снабжения) «Анадырь» (капитан 2-го ранга В. Ф. Пономарёв) — ушёл на Мадагаскар, а затем на Балтику.
  • транспорт (угольный, вооружения и снабжения) «Иртыш» (капитан 2-го ранга К. Л. Егормышев) — затонул от повреждений.
  • транспорт (мастерская) «Камчатка» (капитан 2-го ранга А. И. Степанов 2-й, погиб) — потоплен.
  • пароход Русского Восточно-Азиатского пароходства (угольный транспорт) «Корея» (капитан Баканов) — интернирован в Шанхае.
  • буксирный пароход Северного пароходного общества «Русь» (вольнонаемная гражданская команда, капитан 1-го разряда В. В. Перниц) — протаранен во время боя транспортом «Анадырь», затонул.
  • буксирный пароход Добровольного флота «Свирь»(прапорщик по морской части Г. А. Розенфельд) — интернирован в Шанхае.
  • госпитальное судноРоссийского общества Красного Креста«Орёл»(капитан 2-го ранга Я. К. Лахматов) — захвачено вспомогательным крейсером «Манжу-Мару» как военный приз, поскольку на борту судна находились задержанные члены команды английского парохода «Ольдгамия».
  • военно-госпитальное судно «Кострома»(полковник КФШН. В. Смельский) — захвачено вспомогательным крейсером «Садо-Мару», через полмесяца отпущено в соответствии с правилами Красного Креста.

Японский соединенный флот

Порядок перечисления кораблей соответствует месту в строю на время начала активной фазы боя 14 мая.

1-я эскадра

1-й боевой отряд

  • эскадренный броненосец 1 класса «Микаса» (капитан 1-го ранга Х. Идзити), флаг адмирала Х. Того — 30-40 попаданий, 18 убитых, 105 раненых
  • эскадренный броненосец 1 класса «Сикисима» (капитан 1-го ранга Тэрагаки) — 11 попаданий, 13 убитых, 24 раненых
  • эскадренный броненосец 1 класса «Фудзи» (капитан 1-го ранга Мацумото) — 12 попаданий, 8 убитых, 22 раненых
  • эскадренный броненосец 1 класса «Асахи» (капитан 1-го ранга Номото) — 10 попаданий, 8 убитых, 23 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Касуга» (капитан 1-го ранга Като) — 3 попадания) 7 убитых, 20 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Ниссин» (капитан 1-го ранга Такэноути), флаг контр-адмирала С. Мису — 8-16 попаданий, 6 убитых, 90 раненых
  • авизо (минный крейсер, безбронный) «Тацута» (капитан 2-го ранга Ямагата)

3-й боевой отряд

  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Кассаги»(капитан 1-го ранга Ямая), флаг вице-адмирала С. Дева — 1 убитый, 9 раненых, вышел из строя
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Читосе»(капитан 1-го ранга Такаги) — 2 убитых, 4 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Отова»(капитан 1-го ранга Арима) — 6 убитых, 19 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Ниитака»(капитан 1-го ранга Сёодзи) — 1 убитый, 3 раненых

1-й отряд эсминцев

  • «Харусаме» (старший лейтенант Сёоно), брейд-вымпел капитана 1-го ранга Х. Фудзимото
  • «Фубуки» (старший лейтенант Хигасисима) — 1 раненый
  • «Ариаке» (капитан-лейтенант Куцуми)
  • «Араре» (старший лейтенант Ватанабэ) — 1 раненый
  • «Акацуки II» (бывший русский «Решительный») (старший лейтенант Харада)

2-й отряд эсминцев

  • «Оборо» (старший лейтенант Фудзивара), брейд-вымпел капитана 1-го ранга Д. Ядзима — 1 убитый, 6 раненых
  • «Инадзума» (капитан-лейтенант Сума)
  • «Икадзучи» (капитан-лейтенант Сайто) — 1 убитый, 12 раненых
  • «Акебоно» (старший лейтенант Яманоути) — 4 раненых

3-й отряд эсминцев

  • «Синономе» (капитан-лейтенант Ёсида), брейд-вымпел капитана 2-го ранга Ёсидзима
  • «Усугумо» (капитан-лейтенант Масуда) — 1 раненый
  • «Касуми» (капитан-лейтенант Сираиси)
  • «Сазанами» (капитан-лейтенант Айба) — 1 раненый

14-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Чидори» (капитан 2-го ранга Сэки, брейд-вымпел)
  • «Хаябуса» (старший лейтенант Эбихара)
  • «Манадзуру» (старший лейтенант Тамаока)
  • «Касасаги» (старший лейтенант Миямото)

2-я эскадра

2-й боевой отряд

  • крейсер 1 класса (броненосный) «Идзумо» (капитан 1-го ранга Идзити), флаг вице-адмирала Х. Камимуры — 5-9 попаданий, 3 убитых, 29 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Адзума» (капитан 1-го ранга Мураками) — до 18 попаданий, 11 убитых, 29 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Токива» (капитан 1-го ранга Ёсимацу) — 7-8 попаданий, 1 убитый, 14 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Якумо» (капитан 1-го ранга Мацумото) — ок. 7 попаданий, 3 убитых, 9 раненых
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Асама» (капитан 1-го ранга Ясиро) — 12-14 попаданий, 3 убитых, 12 раненых, временно выходил из строя
  • крейсер 1 класса (броненосный) «Ивате» (капитан 1-го ранга Кавасима), флаг контр-адмирала Х. Симамуры — 17 попаданий
  • авизо(минный крейсер, безбронный) «Чихая» (капитан 2-го ранга Эгути) — 4 раненых, вышел из строя

4-й боевой отряд

  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Нанива»(капитан 1-го ранга Вада), флаг контр-адмирала С. Уриу — 1 убитый, 15 раненых, временно выходил из строя
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Такачихо» (капитан 1-го ранга Мори) — 4 раненых, временно выходил из строя
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Акаси» (капитан 1-го ранга Усики) — 3 убитых, 7 раненых
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Цусима» (капитан 1-го ранга Сэнтоо) — 4 убитых, 17 раненых

4-й отряд эсминцев

  • «Асагири» (старший лейтенант Иида), брейд-вымпел капитана 2-го ранга Судзуки
  • «Мурасаме» (капитан-лейтенант Кобояси) — временно выходил из строя
  • «Асасиво» (капитан-лейтенант Наири) — 1 раненый
  • «Сиракумо» (капитан-лейтенант Камада)

5-й отряд эсминцев

  • «Сирануи» (капитан-лейтенант Кувасима), брейд-вымпел капитана 2-го ранга К. Хиросэ — 4 убитых, 11 раненых
  • «Муракумо» (капитан-лейтенант Симаноути)
  • «Югуре» (капитан-лейтенант Тасиро)
  • «Кагеро» (старший лейтенант Ёсикава)

9-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Аотака» (капитан 2-го ранга Кавасе, брейд-вымпел)
  • «Кари» (старший лейтенант Кавая)
  • «Цубаме» (старший лейтенант Тадзири) — 1 раненый
  • «Хато» (старший лейтенант Игути)

19-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Одори» (старший лейтенант Оотани), брейд-вымпел капитана 2-го ранга С. Мацуока
  • «Камоне» (старший лейтенант Секи)

3-я эскадра

5-й боевой отряд

  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Ицукусима»(капитан 1-го ранга Цутия), флаг вице-адмирала С. Катаока
  • линейный корабль 2 класса (устаревший) «Чин-Иен» (капитан 1-го ранга Имаи)
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Мацусима»(капитан 1-го ранга Окунамия) — 1 раненый
  • крейсер 2 класса (бронепалубный) «Хасидатэ»(капитан 1-го ранга Фукуи), флаг контр-адмирала Токэтома — 7 раненых
  • авизо (минный крейсер, безбронный) «Яэяма» (капитан 2-го ранга Нисияма)

6-й боевой отряд

  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Сума» (капитан 1-го ранга Тотинай), флаг контр-адмирала М. Того — 3 раненых
  • крейсер 3 класса (броненосный, устаревший) «Чиода» (капитан 1-го ранга принц Хигаси) — 2 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Акицусима»(капитан 1-го ранга Хиросэ) — 2 раненых
  • крейсер 3 класса (бронепалубный) «Идзуми»(капитан 2-го ранга Исида) — 3 убитых, 7 раненых

7-й боевой отряд

  • линейный корабль 2 класса (устаревший) «Фусо» (капитан 1-го ранга Нагаи), флаг контр-адмирала Х. Ямада
  • крейсер 3 класса (безбронный) «Такао» (капитан 2-го ранга Ясиро)
  • канонерская лодка «Цукуба» (капитан 2-го ранга Цутияма)
  • канонерская лодка «Чокай» (капитан 2-го ранга Усида)
  • канонерская лодка «Мая» (капитан 2-го ранга Фудзита)
  • канонерская лодка «Удзи» (капитан-лейтенант Канэко)

1-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 69 (капитан-лейтенант Фукуда, брейд-вымпел) — 2 погибших, 6 раненых, затонул после столкновения с «Акацуки»
  • № 70 (старший лейтенант Нангоо)
  • № 68 (старший лейтенант Тэраока) — 4 убитых, 6 раненых
  • № 67 (старший лейтенант Накамудо)

5-й отряд миноносцев

  • миноносец 1 класса «Фукуриу» (капитан-лейтенант Огава, брейд-вымпел)
  • миноносец 2 класса № 25 (старший лейтенант Камио)
  • миноносец 3 класса № 26 (старший лейтенант Танака)
  • миноносец 3 класса № 27 (старший лейтенант Накаяма)

10-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 43 (капитан-лейтенант Оотаки, брейд-вымпел) — 1 раненый
  • № 40 (старший лейтенант Накахара)
  • № 41 (старший лейтенант Мидоноуно)
  • № 39

11-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 73 (капитан-лейтенант Х. Фудзимото, брейд-вымпел)
  • № 72 (старший лейтенант Сасао) — 1 раненый
  • № 74 (старший лейтенант Оота) — 1 раненый
  • № 75 (старший лейтенант Каваи)

15-й отряд миноносцев

Миноносцы 1 класса

  • «Хибари» (капитан 2-го ранга Ц. Кондо, брейд-вымпел)
  • «Удзура» (старший лейтенант Ёкоо)
  • «Хаситака» (старший лейтенант Мори)
  • «Саги» (старший лейтенант Судзуки)

16-й отряд миноносцев

  • миноносец 1 класса «Сиротака» (капитан-лейтенант К. Вакабаяси, брейд-вымпел)
  • миноносец 2 класса № 66 (старший лейтенант Цунода)

17-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 34 (капитан-лейтенант Аояма, брейд-вымпел) — 7 убитых, 12 раненых, потоплен арт. огнем
  • № 31 (старший лейтенант Ямагути)
  • № 32 (старший лейтенант Хитоми) — 1 убитый, 7 раненых
  • № 33 (старший лейтенант Кавакита)

18-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 36 (капитан-лейтенант Кавада, брейд-вымпел) — 4 раненых
  • № 35 (старший лейтенант Кисика) — 2 убитых, 9 раненых, потоплен арт. огнем
  • № 60 (старший лейтенант Миямура)
  • № 61 (старший лейтенант Соэдзима)

20-й отряд миноносцев

Миноносцы 2 класса

  • № 65 (капитан-лейтенант Кубо, брейд-вымпел)
  • № 62 (старший лейтенант Тона)
  • № 63 (старший лейтенант Томинага)
  • № 64 (старший лейтенант Эгути)

Отряд судов особого назначения

  • вспомогательный крейсер«Америка-Мару» (капитан 1-го ранга Исибаси)
  • вспомогательный крейсер «Садо-Мару» (капитан 1-го ранга Камая)
  • вспомогательный крейсер «Синано-Мару» (капитан 1-го ранга Нарикава)
  • вспомогательный крейсер «Манжу-Мару» (бывший русский пароход Общества КВЖД «Манчжурия») (капитан 2-го ранга Насияма)
  • вспомогательный крейсер «Явата-Мару» (капитан 2-го ранга Каваи)
  • вспомогательный крейсер «Тайнань-Мару» (капитан 2-го ранга Такахаси)
  • вспомогательный крейсер «Кумано-Мару» (капитан 1-го ранга Асаи)
  • вспомогательный крейсер «Никко-Мару» (капитан 1-го ранга Кимура)
  • вспомогательный крейсер «Тайчу-Мару» (капитан 1-го ранга Мацумура), флаг контр-адмирала Огура
  • вспомогательный крейсер «Касуга-Мару» (капитан 1-го ранга Обана)
  • вспомогательный крейсер «Дайнин-Мару» (капитан 2-го ранга Аракава)
  • вспомогательный крейсер «Хейчжо-Мару» (капитан 2-го ранга Тяяма)
  • вспомогательный крейсер «Кейджо-Мару» (капитан 2-го ранга Ханабуса)
  • вспомогательный крейсер «Ехиме-Мару» (лейтенант Ёнэмура)
  • вспомогательный крейсер «Кориу-Мару» (лейтенант Карасима)
  • вспомогательный крейсер «Такасака-Мару» (лейтенант Кавамура)
  • вспомогательный крейсер «Мукогава-Мару» (лейтенант Тотикава)
  • вспомогательный крейсер «№ 5 Увадзима-Мару» (лейтенант Ёнэхара)
  • вспомогательный крейсер «Кайджо-Мару» (лейтенант Исимару)
  • вспомогательный крейсер «Фусоо-Мару» (лейтенант Накамура)
  • вспомогательный крейсер «Каанто-Мару» (капитан-лейтенант Сата)
  • вспомогательный крейсер «Мийке-Мару» (капитан-лейтенант Куний)
  • госпитальное судно «Кобе-Мару» (медицинский инспектор Исикава)
  • госпитальное судно «Сейкио-Мару» (медицинский инспектор Оота)

 Когда 2-я эскадра .вступила в Корейский пролив, японский флот находился в своей базе в Мозампо. Командующий флотом адмирал Того был на броненосце “Микаса”.  

                                                     Адмирал  Хейхатиро Того

                    

                                    Того на борту  " Микаса " в Цусимском сражении

                   Флагман японской эскадры  ЭБР  " Микаса "

 Флаг начальника 2-й эскадры вице-адмирала Камимура был на броненосном крейсере “Идзумо”.      

                                          Японская эскадра

 

 Японский соединенный флот

Порядок перечисления кораблейсоответствует месту в строю на время начала активной фазы боя 14 мая.

 1-я эскадра

1-й боевой отряд

  • эскадренный броненосец 1 класса «Микаса» (капитан 1-го ранга Х. Идзити), флаг адмирала Х. Того — 30-40 попаданий, 18 убитых, 105 раненых
  • эскадренный броненосец 1 класса «Сикисима» (капитан 1-го ранга Тэрагаки) — 11 попаданий, 13 убитых, 24 раненых

 

 

 

 

 

                                                                ЭБР  “ Асахи “

 

 

 

                            Хиконоджо  Камимура

  

 

                                                        крейсер “ Адзума “       

 

4-й боевой отряд

                    Сотокито  Уриу

 

                                              Бронепалубный крейсер “ Нанива “

 

  Линия наблюдения была развернута между о. Квельпарт и группой островов Гото.

Около 2 час. 25 мин. вспомогательный крейсер “Синано-Мару”, левофланговый корабль дозорной цепи, обнаружил огни госпитального судна “Орел”, а затем опознал всю эскадру. В 4 час. 25 мин. была дана радиограмма о появлении русской эскадры. Японский флот немедленно начал готовиться к развертыванию. Крейсера-разведчики стали стягиваться к месту обнаружения русской эскадры. К рассвету они заняли места вокруг нее. В 5 час. все боевые корабли вышли к назначенным согласно развертыванию местам у о. Окиносима.

Русская эскадра по интенсивной работе японских телеграфных станций заключила, что она обнаружена, тем не менее адмирал Рожественский не сделал никаких попыток помешать переговорам японских кораблей.

С рассветом были обнаружены японские крейсера, шедшие параллельным русской эскадре курсом. Однако адмирал Рожественский не предпринял никаких мер, чтобы отогнать японских разведчиков. Считая, ; что расстояние до японских крейсеров слишком велико, чтобы вести успешную стрельбу, он решил не высылать своих крейсеров из опасения, что они могут встретиться в тумане с превосходящими силами японцев.
 

  Дневной бой 14 мая

 

Утром 14 мая погода была мглистая, видимость 5-7 миль, ветер 3-1 балла. В 7 час. адмирал Рожественский приказал крейсерам разведывательного отряда занять места сзади и прикрывать транспорты. Таким образом, он не только не помешал разведке японцев, но и сам добровольно отказался от таковой и шел вперед, не зная, где находится противник. В 9 час. броненосные отряды перестроились в одну кильватерную колонну, имея впереди 4 новых броненосца. Транспорты и прикрывающие их крейсера шли справа сзади. Японские разведчики все время держались на виду у эскадры. В 12 час. эскадра легла на курс 23°. Затем адмирал Рожественский сделал попытку развернуть эскадру в строй фронта.

Не сомневаясь, что наблюдающие за эскадрой японские крейсера сообщают Того все данные о ее движении, на основании чего японский командующий также готовится к соответственному развертыванию перед боем, Рожественский решил, пользуясь находящими полосами тумана, сбить расчеты противника. Для этого он думал изменить строй в тот момент, когда найдет туман и японские крейсера потеряют его из вида. Но лишь только было начато перестроение, как туман рассеялся, и выполнить замысел не удалось. Не закончив начатого перестроения, Рожественский поднял отменительный сигнал. Эскадра оказалась в двух кильватерных колоннах: в правой — четыре новых броненосца, в левой — все остальные.

Так как движение русской эскадры по прежнему происходило на глазах у японских разведчиков, то адмирал Того имел все данные о составе русской эскадры, ее курсе и перестроениях. Взвесив все, он решил нанести удар по левой колонне, состоявшей из более слабых судов. План адмирала Того сводился к атаке броненосными кораблями головы русской колонны, и с этой целью, пользуясь преимуществом в скорости, он вышел на пересечение ее курса. Одновременно легкие крейсера должны были атаковать транспорты и прикрывающие их крейсера.

Главные силы японского флота были разделены на два отряда: 1-й отряд (4 броненосца и 2 броненосных крейсера) под флагом адмирала Того и 2-й отряд (6 броненосных крейсеров) под флагом адмирала Камимура.

                                                  Японская эскадра

 

В 13 час. 30 мин. с русской эскадры, справа по носу, был обнаружен японский флот, шедший на пересечение курса. Адмирал Рожественский немедленно начал выстраивать свои корабли в одну кильватерную колонну. Это перестроение не было еще закончено, когда японцы, перейдя на левый борт русской эскадры, начали делать последовательный поворот влево с целью выйти на пересечение ее курса. Этот поворот ставил японские корабли в рискованное положение. Ворочая последовательно на 24 румба, они описывали петлю почти на одном месте, сами не имея возможности стрелять.

В момент поворота расстояние между головными кораблями русской эскадры и флагманским кораблем Того — “Микаса” было не более 38 кабельтовых.

                                          “ Микаса “ в Цусимском бою

 

 В этот момент, в 13 час. 49 мин., флагманский броненосец русской эскадры “Суворов” открыл огонь. Таким образом командующий русской эскадрой имел возможность в самом начале боя нанести противнику удар по его головным кораблям. Однако адмирал Рожественский не сумел использовать неблагоприятное положение японцев во время поворота. Оставаясь в одной кильватерной колонне, он лишил свои новые быстроходные броненосцы возможности сблизиться с противником на выгодную для них дистанцию. Кроме того, в середине русской эскадры некоторые корабли мешали друг другу стрелять, а концевые отстали. Поэтому огонь русских кораблей не причинил японцам особых повреждений.

                                                    Японская эскадра

 

 

                                       Эскадренный броненосец  “ Суворов “ в бою

Через три минуты японские корабли открыли ответный огонь. Дистанция к этому моменту уменьшилась до 35 кабельтовых. Четыре головных японских корабля сосредоточили огонь по “Суворову”, шесть — по “Ослябе” и два — по “Николаю I”. Обладая преимуществом в ходе, японцы начали обгонять русскую эскадру, выходя ей в голову.

Японская артиллерия производила большие разрушения на русских кораблях; особенно страдали два флагманских. В 14 час. 25 мин. броненосец “Ослябя”, имея большой крен, вышел из строя и через 25 минут перевернулся и затонул.

                                                         Гибель Ослябя

 

 В 14 час. 30 мин. из-за повреждения руля вышел из строя вправо броненосец “Суворов”. Мачты и реи его были сбиты, все фалы сожжены, так что никаких сигналов поднять было невозможно. Адмирал Рожественский был ранен. Головным стал броненосец “Александр III”, который, не зная, почему “Суворов” вышел из строя, сначала пошел за ним, но затем повернул влево, намереваясь пройти к северу под кормой японских броненосцев, находившихся справа от русских. 

                                                    ЭБР “ Александр III “ в бою            

Это был решающий момент боя. После выхода из строя флагманского броненосца русская эскадра, не имевшая плана боя и теперь вдобавок лишенная руководства, была обречена на поражение. Доблестно сражаясь с японцами, она пыталась так или иначе пробиться к Владивостоку.

Заметив поворот русской эскадры, японские броненосцы повернули “все вдруг” на обратный курс, чтобы снова выйти в голову русской эскадре. В момент поворота они были прикрыты своими броненосными крейсерами, которые усилили огонь по русским кораблям, оставаясь на том же курсе, а затем повернули за броненосцами. Ввиду того, что мгла сгустилась и видимость уменьшилась, бой временно прекратился. Все попытки русской эскадры прорваться на север не удались. Японцы каждый раз выходили на пересечение курса, поражая главным образом головные корабли.

В 16 час. 20 мин. туман опять настолько сгустился, что бой прекратился. Русская эскадра, имея теперь головным “Бородино”, повернула на юг. Японцы временно потеряли русских. В поисках русской эскадры японские броненосцы повернули на север, а броненосные крейсера пошли в южном направлении. Русские броненосцы, следуя на юг, подошли к своим транспортам и крейсерам, которые отбивались от японских крейсеров. Своим огнем они отогнали японские крейсера, причем одному из них причинили столь сильное повреждение, что он должен был уйти в ближайший порт. Подошедшие к месту боя японские броненосные крейсера открыли огонь по русским. “Бородино”, а за ним и вся эскадра постепенно повернули на север.

В 18 час. 06 мин. приблизились японские броненосцы и, идя почти параллельным курсом, сосредоточили с дистанции 32 каб. огонь по “Бородино” и “Александру III”. Русские корабли уклонились влево. В это время к эскадре приближался миноносец “Буйный”, на котором находился адмирал Рожественский, снятый вместе со своим штабом окало 17 час. с “Суворова”. На миноносце был поднят сигнал о передаче командования адмиралу Небогатову. Хотя этот сигнал был отрепетован некоторыми кораблями, но не был замечен на “Николае I”, а потому около 19 час. к нему подошел миноносец “Безупречный”, с которого голосом было передано приказание Рожественского вести эскадру во Владивосток.

Тем временем эскадра продолжала идти на север. Около 19 часов она потеряла еще два броненосца: в 18 час. 50 мин. перевернулся и погиб “Александр III”,

 

 

в 19 час. 10 мин. погиб таким же образом “Бородино”.

 В 19 час. 10 мин. японские миноносцы атаковали разбитого “Суворова” и потопили его.

 

                                                            Гибель “ Суворова “

 
Момент гибели этих кораблей совпал с окончанием дневного боя. Солнце зашло, наступали сумерки, и адмирал Того повел свои броненосные корабли на север, к о. Дажелет, лежащему на пути от Цусимы к Владивостоку, рассчитывая, что русские корабли пойдут этим путем. Для ночных атак против русских кораблей он направил миноносцы.

Во время дневного боя русские крейсера, выполняя приказ адмирала Рожественского, держались вблизи транспортов, охраняя их, и разведки не производили. Поэтому на русской эскадре совершенно не было известно, куда отошел японский флот.

В наступающей темноте с русской эскадры были видны приближавшиеся с севера, востока и юга японские миноносцы, и только на юго-западе было чисто.

Вступивший в это время в командование эскадрой адмирал Небогатов вышел в голову эскадры и повернул на юго-запад с целью уклониться от атаки. Крейсера также повернули и шли впереди броненосной эскадры, строй которой был нарушен, и корабли только приблизительно удерживали свои места.

На этом дневной бой закончился. В этот день русская эскадра потеряла три новых броненосца и один старый. Многие корабли получили тяжелые повреждения.

 

Из японских кораблей наиболее тяжелые повреждения получил крейсер “Касаги”, который вышел из строя. Из других кораблей сильнее всех был поврежден флагманский броненосец адмирала Того “Микаса”, в который попало более тридцати снарядов. На нем была повреждена внутренность передней боевой рубки, передний и задний мостики, убита и ранена вся прислуга одного орудия, разбито несколько казематов, пробиты палубы. В “Сикисима” попало более десяти русских снарядов.

                                                         Броненосец  Сикисима

 

 В “Ниссин” было несколько попаданий в башни орудий, причем было разбито три крупных орудия и снесена часть мостика. Убитых и раненых на этом корабле насчитывалось 95 матросов и офицеров, был ранен державший на “Ниссине” флаг вице-адмирал Мису.

                 Повреждения имели также броненосцы “Фудзи”,

  

 броненосные крейсера “Асама”, “Якумо”, “Ивате”, “Кассуга”. Этот день боя изобиловал множеством примеров выдержки и отваги русских моряков, показавших знание своего дела и до конца выполнивших свой долг. Так, артиллерийский кондуктор Калашников с “Сисоя Великого” удачным попаданием снаряда вызвал большой пожар на японском крейсере “Ивате”. Артиллерийский квартирмейстер с того же корабля Долинин и матрос 1 статьи Молоков, когда на корабле был затоплен погреб с боезапасом, по очереди ныряли в воду и доставали снаряды. Рулевой крейсера “Олег” Белоусов и сигнальщики Чернов и Искрич своевременно заметили торпеду, выпущенную японским миноносцем. Крейсер успел отвернуть, . и торпеда прошла мимо. Шедшая в кильватер “Аврора” также “была предупреждена сигнальщиками с “Олега” и успела уклониться от торпед. Один из офицеров крейсера “Аврора” писал о поведении матросов в бою: “Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они — “Успеется, после, теперь некогда!” Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном”. То, что писал о матросах офицер с “Авроры”, было характерно не только для этого крейсера, но и для всех кораблей русской эскадры.
 

Бой в ночь с 14 на 15 мая

С наступлением темноты японцы предприняли ряд атак, использовав для этого все свои миноносные силы — около 40 больших и малых миноносцев. Атака началась около 21 часа и продолжалась до 23 час., когда японские миноносцы потеряли русскую эскадру из виду. Четыре русских корабля получили попадания, и один из них погиб. Отбивая атаки и уклоняясь от японских миноносцев, русские корабли теряли друг друга и в дальнейшем действовали самостоятельно.

                                            Ночная атака японских миноносцев 

 

Соединенно держался лишь отряд адмирала Небогатова, вместе с которым шли единственный уцелевший новый броненосец "Орел" и крейсер "Изумруд". Отойдя на юго-запад, адмирал Небогатов около 21 часа повернул на север, чтобы идти во Владивосток. Учтя опыт Порт-Артура, адмирал Небогатов не открывал ночью прожекторов и уклонялся от атак миноносцев; ни один из кораблей не был поврежден. Однако утром 15 мая, около 10 часов, отряд оказался окруженным всем японским флотом. Не оказав никакого сопротивления, Небогатов сдал корабли (4 броненосца). И только крейсер "Изумруд", разобрав сигнал о сдаче, дал самый полный ход и, прорвавшись через кольцо японских кораблей, направился к Владивостоку. По пути туда он зашел в бухту Владимир, где наскочил на камни и, по приказанию своего командира, был взорван. Команда сухим путем пришла во Владивосток.

Крейсерский отряд во главе с крейсером "Олег", уклоняясь от японских миноносцев, шел на юг. Часть крейсеров отстала и, потеряв своего флагмана, повернула на север, чтобы идти к Владивостоку. 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединенно держались только крейсера “Олег”, “Аврора” и “Жемчуг”. Они шли всю ночь на юг и утром оказались южнее Корейского пролива. Командующий крейсерами контр-адмирал Энквист, предполагая самостоятельно прорваться во Владивосток, предварительно решил зайти в нейтральный порт, чтобы произвести некоторые исправления. Считая, что Шанхай расположен слишком близко от Японии, Энквист пошел на Филиппинские острова, куда и пришел 21 мая. Здесь в порту Манила крейсера были интернированы.

Остальные русские корабли шли одиночным порядком. Корабли эскадры адмирала Рожественского, отражая атаки миноносцев, демаскировали себя тем, что включали прожекторы, и в результате получили торпедные попадания.

Первым около 21 часа был торпедирован крейсер “Адмирал Нахимов”, затем броненосцы “Сисой Великий”, “Наварин” и крейсер “Владимир Мономах”. Однако ночью погиб от торпеды только один броненосец “Наварин”, остальные продержались на воде до утра и затем были уничтожены своими командами. 

 

15 мая, около 16 час., миноносец “Бедовый”, на который был передан раненый адмирал Рожественский со штабом, был настигнут японскими миноносцами и, не сделав никакой попытки к бою или уходу, сдался. Таким образом, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вместе со всем своим штабом попал в плен.

Миноносец “Грозный”, следовавший совместно с “Бедовым”, увидев, что последний поднял сигнал о сдаче, дал самый полный ход и пошел во Владивосток, преследуемый более сильным японским миноносцем. Вступив с ним в бой, “Грозный” причинил ему столь сильные повреждения, что японский миноносец вынужден был прекратить преследование. Без компаса, с серьезными повреждениями, “Грозный” все же пришел во Владивосток.

Приблизительно в то же время, когда “Грозный” вел бой, доблестно погиб броненосец “Адмирал Ушаков”. Этот старый корабль из-за полученных в дневном бою повреждений отстал и шел один на север. В 17 час. 30 мин. к нему приблизились два броненосных крейсера японцев и предложили сдаться. Командир броненосца капитан 1 ранга Миклуха-Маклай в ответ на японское предложение открыл огонь. В 18 час. 10 мин., когда весь боевой запас был израсходован, по приказанию командира броненосец был уничтожен своей командой.

 

Несколько позже, около 19 час., крейсер “Дмитрий Донской”, приближавшийся к о. Дажелет, был настигнут шестью японскими легкими крейсерами. Несмотря на такое неравенство сил, командир “Дмитрия Донского” капитан 1ранга Лебедев вступил в бой, ведя огонь на оба борта. С наступлением темноты крейсер, имея ряд серьезных повреждений, укрылся под берегом о. Дажелет. Японские корабли его потеряли и отошли в море. Хотя этот героический корабль отбился от превосходящего его по силам противника, но повреждения, полученные им в этом бою, были столь значительны, что идти дальше “Дмитрий Донской” не мог и был затоплен на большой глубине, а команда свезена на берег.

 

Во Владивосток, кроме миноносца “Грозный”, пришли крейсер 2-го ранга “Алмаз” и миноносец “Бравый”. Последние, разлучившись с эскадрой, уклонились к берегам Японии и таким образом избежали встречи с японскими кораблями. Это было все, что осталось от 2-й Тихоокеанской эскадры.
 

          Итоги сражения

 

В Цусимском сражении, завершившем русско-японскую войну, в полной мере вскрылась гнилость самодержавия и гибельность его политики. Цусима вошла в историю как зловещий памятник царизму. В то же время Цусима служит символом мужества и величия русских моряков. Они, несмотря на громадные трудности, провели первый в истории флотов 220-дневный поход целой эскадры из Балтики через Северное море, Атлантический, Индийский и Тихий океаны, пройдя 18000 миль.

Несмотря на то, что в подавляющем большинстве корабли эскадры были устаревшие, снаряды плохие, а бездарные царские адмиралы по существу оказались не способными управлять боем, русские матросы в борьбе с сильным и коварным врагом проявили прекрасные боевые качества. Они геройски и самоотверженно вели бой с японцами.

В этом сражении полностью выявилась несостоятельность высшего командования эскадры.

1) Командующий русской эскадрой вице-адмирал Рожественский, игнорировавший весь опыт боев у Порт-Артура, не подготовил своих кораблей к бою, который он сам считал неизбежным.

2) План боя отсутствовал. Поэтому единственным стремлением эскадры было пройти так или иначе во Владивосток.

3) Отсутствовала разведка, поэтому появление главных сил японского флота застигло русскую эскадру не закончившей своего боевого построения.

4) Не были организованы руководство боем и передача командования.

5) Русская эскадра вступила в бой в невыгодном положении, могли стрелять только головные корабли.

6) Соединение в одной кильватерной колонне новых и старых кораблей было нецелесообразным, так как лишало возможности использовать в полной мере наиболее сильные корабли.

7) Маневрирование в одной кильватерной колонне, к которому только и была способна эскадра, позволило японцам осуществить охват головы.

8) Неправильное использование прожекторов на кораблях эскадры адмирала Рожественского помогло японским миноносцам успешно атаковать русских.

9) Личный состав русской эскадры вступил в бой в чрезвычайно тяжелых условиях, совершив семимесячный переход.

В отношении японского флота необходимо отметить:

1) Японская эскадра была более однотипной, современно технически оснащенной и более быстроходной и лучше подготовленной. Это обеспечивало более гибкое маневрирование.

2) Личный состав японского флота имел одиннадцатимесячный боевой опыт.

Однако, несмотря на эти преимущества, японцы допустили ряд крупных ошибок в бою.

1) Разведка во время боя не была должным образом организована, японские крейсера не следили за главными силами русских увлекшись боем с транспортами. В силу этого русские броненосцы несколько раз отрывались от японского флота, и японцы только случайно вновь находили русские броненосцы.

2) Развертывание японских миноносцев было выполнено неполно. Маневр адмирала Небогатова сбил их расчеты, и они временно потеряли русскую колонну. Четыре отряда так ее и не нашли.

Результаты атак показывают недостаточную подготовку миноносцев: из всех выпущенных торпед попало только шесть, причем, три в один и тот же корабль.
 

Выводы

1) Бой при Цусиме был решен артиллерийским оружием, рост которого за время войны выразился: а) в переходе к новым методам стрельбы, позволившим вести сосредоточенный огонь с нескольких кораблей по одной цели; б) в применении новых фугасных снарядов значительной силы, производивших громадные разрушения в небронированных частях корабля и вызывавших большие пожары.
2) В бою при Цусиме была сделана попытка использования торпед в дневном бою. Хотя серьезных результатов она не имела, но повела в дальнейшем к разработке этого вопроса. Разрушительное действие торпед оказалось недостаточным. От торпед погиб только один корабль.
3) Бой при Цусиме подтвердил выявившуюся уже ранее необходимость для успешности атаки наведения миноносцев на противника. Вместе с тем подтвердилась необходимость. отказа от использования прожекторов при отражении атаки миноносцев.
4) Бой при Цусиме показал необходимость усиления бронирования надводного борта, чтобы обеспечить кораблям нужную боевую остойчивость.

Исход сражения при Цусиме имел громадное влияние на дальнейший ход всей войны. Окончательно рушились всякие надежды на ее , благоприятный исход.

Правительство Николая II поспешило с заключением мира, который и был подписан в Портсмуте 23 августа 1905 года.