Морская коллекция. ч. II

                                            Морская  коллекция.   Часть II

Выпуск 4: БРОНЕНОСЦЫ ВХОДЯТ В МОДУ

Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №4-1991

Моряки почти всех европейских государств стали свидетелями необычного сражения, разгоревшегося 10 октября 1873 года вблизи главной морской базы Испании — Картахены. Огонь друг по другу вели однотипные корабли, принадлежащие к новому тогда классу броненосцев.

В руки восставших против королевской власти провинций юга Испании вместе с главной базой попала и большая часть испанского флота. Некоторые из кораблей, включая самый сильный броненосец “Витория”, были отняты у повстанцев английским и немецкими десантами и возвращены в королевскую эскадру, которая заблокировала Картахену. И вот противники в гражданской войне решили помериться силами в открытом бою.

Впрочем, совсем “открытым” это сражение назвать нельзя. Обе стороны избрали уникальную тактику: дав очередной залп, почти каждый испанский корабль буквальным образом прятался за борт какого-нибудь из наблюдавших за битвой английского, французского или немецкого судна. Такая, с позволения сказать, “тактика” не принесла заметных успехов в течение целых двух часов боя ни одной из сторон. Лишь один из снарядов попал в орудийный порт однотипного с “Виторией” броненосца “Нумансия”, убив семерых и ранив 18 восставших, после чего республиканский отряд вернулся в Картахену.

Уже сразу после гражданской войны в США, вслед за которой заокеанская республика стала резко наращивать свой экономический потенциал, стало ясно, что рано или поздно Испании, владевшей колониями, лежащими у границ Соединенных Штатов, придется иметь дело с новым грозным противником. Без флота защитить заморские владения невозможно, и испанская монархия бросила последние силы и средства на постройку новомодных кораблей. В короткий срок, между 1863 и 1870 годами, было построено 7 броненосцев — частично в Испании, частично по заказам за рубежом.

Противники в бою у Картахены — “Витория” и “Нумансия”, — хотя и были практически однотипными кораблями (наиболее существенное различие заключалось разве что в числе труб), но строились на верфях двух главных участников морского соперничества — Англии и Франции. Они имели вполне солидное бронирование; однако состоявшее из 68-фунтовых устаревших пушек вооружение не отличалось эффективностью, и к 1890 году оба корабля были полностью перевооружены. “Нумансия” получила два 254-мм, семь 203-мм нарезных дульнозарядных английских орудий и одно 200-мм казнозарядное орудие с завода Гонториа — новой фирмы, созданной в Испании специально для производства собственной артиллерии. На “Витории” появились восемь 229-мм, две 203-мм британские пушки и один 200-мм испанский “первенец”. Модернизация оказалась своеобразной: к моменту установки всей этой артиллерии на испанских броненосцах сами англичане уже полностью избавились от дульнозарядных пушек! Поэтому уже через несколько лет была предпринята более существенная попытка вернуть хоть какую-нибудь ценность этим двум боевым единицам. Они подверглись полной перестройке на французских верфях; были заменены машины, котлы и все оборудование, сняты тяжелые мачты и парусное вооружение. В результате на испытаниях “Нумансия” показала скорость 13 узлов — на четверть больше, чем в дни своей молодости. Вместо британских дульнозарядных “монстров” броненосцы получили совершенно новые скорострельные орудия, хотя их калибр соответствовал скорее крейсеру (“Витория” — шесть 164-мм и восемь 138-мм скорострелок, а ее бывший противник — четыре 164-мм, восемь 138-мм и три 120-мм). Боевое значение их сильно не увеличилось, и вскоре после несчастливой для Испании войны с США они были переведены в ранг учебных кораблей.

Остальных представителей броненосного флота Испании ждала еще более незавидная судьба. Все они были построены их дерева, что и определило их недолгий век, укороченный еще более гражданской войной и недобросовестностью строителей. “Тетуан” был взорван все в той же Картахене через два месяца после сражения с королевской эскадрой, в последний день 1873 года, когда восстание уже было обречено. У деревянного броненосца “Арапилес” корпус оказался настолько слабым, что он также не пережил рокового 1873 года и был разобран “на дрова”. Несколько дольше просуществовал заложенный в Испании в качестве 100-пущечного трехдечного парусного линейного корабля “Сагунто”. Он в 1885 году успел получить на вооружение полную коллекцию английских 229-мм и 203-мм дульнозарядных орудий, но к тому времени его корпус был уже совершенно ветхим. На 15 лет больше находился в строю “Сарагоса”, также перевооруженный в 1885 году четырьмя 229-мм английскими пушками, тремя 180-миллиметровками Гонториа и шестью 164-мм французскими орудиями. Но на рубеже XX века настал и его черед: в 1899 году последний деревянный броненосец был исключен из списков испанского флота.

Увы, материал корпуса и низкие боевые качества испанских броненосцев предопределили их короткий век. В итоге королевство на Пиренеях не только не смогло развить свой изначальный кораблестроительный успех, но и осталось к концу века вообще без главной силы флота, окончательно выйдя из числа великих морских держав.

Прямо противоположной оказалась линия другой европейской державы — Германии, “стартовавшей” практически одновременно с Испанией. Соперничество на суше двух самых сильных армий Западной Европы 70-х годов прошлого века — французской и германской — не имело продолжения на море. Флот Франции был настолько сильнее немецкого, что в ходе войны 1870-1871 годов накрепко заблокировал все побережье Германии, без малейших попыток немцев выйти в море. Но Пруссия предприняла кое-какие шаги для ликвидации столь унизительного положения еще до начала конфликта. Как и неудачники-испанцы, руководители германского флота заказали два почти одинаковых корабля — “Фридрих Карл” и “Кронпринц” — у жестоких конкурентов — англичан и французов. Будущие противники успели построить всего за три года до войны отличный корабль: “Карл” стал самым мореходным из первой генерации броненосцев немецкого флота. Не ударили в грязь лицом и англичане — проект “Кронпринца” составил главный морской конструктор Британии Эдуард Рид. Оба “иностранца” просуществовали в составе боевого флота до начала XX века, а после этого “Кронпринц” служил в качестве плавучей казармы еще два десятка лет.

Однако самым большим и сильным кораблем, поднявшим в 70-е годы флаг с черным немецким орлом, стал купленный буквально по случаю “Кёниг Вильгельм”. Спроектированный в Англии по заказу турецкого правительства, броненосец с центральной батареей “Фатих” был в стадии постройки, когда стало ясно, что финансовые возможности заказчика не позволят выкупить свое “имущество”. В результате бывшего “турка” приобрела Пруссия. Имевший хорошую скорость и мощное вооружение, этот корабль в течение многих лет был флагманом флота объединившейся Германии. Как и большинство броненосцев первого поколения, он подвергся неоднократным переоборудованиям. В 1890 году на “Вильгельме” появилось новомодное оружие — скорострельные орудия средних калибров (семь 150-мм пушек Круппа) и даже пять торпедных аппаратов, а в 1895-1896 годах бывший броненосец неожиданно стал... броненосным крейсером. В 1907 году потерявший боевое значение бывший флагман перевели в учебный корабль Морской академии, а вскоре после окончания первой мировой войны сдали на слом.

Первым спроектированным и построенным в Германии броненосцем стал небольшой “Ганза” водоизмещением всего в 4335 т. “Первый блин” немецкого производства вполне оправдал известную поговорку. Установленная на нем 114-мм железная броня начала ржаветь еще до того, как “Ганза” вошла в строй, а строилась она долго: с 1868-го по 1875 год. Удачным можно назвать, пожалуй, лишь расположение артиллерии. Восемь орудий калибром 210 мм помечались в двух казематах один над другим, причем 4 нижние пушки могли вести огонь по бортам, а 4 верхние — по носу и корме. Эта схема отражала стремление обеспечить круговой обстрел и была опробована почти всеми странами.

После небольшой и одиночной “Ганзы”, которую трудно отнести к рангу линкоров, в строй флота Германии вступило сразу 5 больших броненосцев. Три “Гроссер Курфюрста” были заложены еще как корабли с центральной батареей, но уже в ходе строительства на них решили установить две расположенные в центре башни. В результате перепланировки выиграл находившийся в наименьшей готовности “Пройссен”. Он вошел в строй первым, а головной корабль серии —“Гроссер Курфюрст” — оказался одним из самых несчастливых кораблей. После 10 лет постройки он наконец поднял боевой флаг в начале мая 1878 года, но проплавал всего 26 дней. В последний день того же месяца из-за ошибки рулевого флагман германского флота “Кёниг Вильгельм” вогнал в борт “Курфюрста” свой мощный таран. Новый броненосец отправился на дно, унося с собой несколько сотен моряков.

Два других корабля —“Кайзер” и “Дойчланд”— стали последними германскими броненосцами, построенными за границей. Их спроектировал в 1869 году все тот же главный конструктор британского флота Э. Рид. Судьба их оказалась сродни “Кёнигу Вильгельму”: с середины 80-х годов в составе вооружения появились семь 150-мм орудий, а в 90-е последовало переоборудование в броненосные крейсера с вооружением из восьми 260мм и такого же количества 105-мм и 88-мм пушек. Интересно, что постройка этой серии заняла всего три года. Английские верфи в 70-х годах прошлого века прекрасно справлялись с заказами; строить там корабли было и быстрее, и выгоднее. Казалось совершенно невероятным, что медлительные и пока что неумелые немцы всего через 40 лет станут главными конкурентами Британии, попытавшимися пошатнуть ее морскую мощь.

В. Кофман

 

25. Броненосец с центральной батареей “Кёниг Вильгельм”, Германия, 1869 г.,
Заложен в 1865, спущен на воду в 1868 г.
Водоизмещение — 10591 т, длина — 112,2 м, ширина — 18,3 м, углубление — 8,6 м. Мощность машины — 8440 л. с., скорость хода — 14,5 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 305-152 мм, батарея — 203-152 мм, броневая палуба — 51 мм
Вооружение: восемнадцать 240-мм и пять 210-мм орудий.

 

 

26. Броненосец с центральной батареей “Фридрих Карл”, Германия, 1867 г.
Построен в Тулоне (Франция). Заложен в 1866, спущен на воду в 1867 г.
Водоизмещение — 6822т, длина — 94,1 м, ширина — 16,6 м, углубление — 8,1 м. Мощность машины — 3550 л. с., скорость хода — 13,5 узла.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 127-114 мм, батарея — 114 мм.
Первоначальное вооружение: двадцать восемь 72-фунтовых орудий.
Аналогичный броненосец “Кронпринц” (1867 г.), построен в Англии, имел водоизмещение 6200 т, скорость хода — 14,5 узла, 2 трубы вместо одной и сразу был вооружен шестнадцатью 210-мм орудиями.

 

 

27. Броненосец с центральной батареей “Гроссер Курфюрст”, Германия, 1878 г.
Заложен в 1868, спущен на воду в 1875 г.
Водоизмещение — 7600 т, длина — 96,6 м, ширина — 16,3 м, углубление — 7,2 м.
Мощность машины — 5000 л. с., скорость хода — 14 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 229-102 мм, башни — 203 мм.
Вооружение: четыре 260-мм и два 170-мм орудия.
Построено 3 единицы: “Гроссер Курфюрст” (1878 г.), “Фридрих дер Гроссе” (1877 г.) и “Пройссен” (1876 г.).

 

 

28. Казематный броненосец “Кайзер”, Германия, 1875 г.
Заложен в 1872, спущен на воду в 1874 г.
Водоизмещение — 8800т, длина — 89,3 м, ширина — 19,1 м, углубление — 7,9 м. Мощность машины — 5700 л. с., скорость хода — 14,5 узла.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 254-127 мм, каземат—203-178 мм, палуба 51 мм.
Вооружение: восемь 260-мм и одно 210-мм орудие.
Построено 2 единицы: “Кайзер” и “Дойчланд” (оба в строю с 1875 г.).

 

 

29. Батарейный броненосец “Нумансия”, Испания, 1865 г.
Спущен на воду в 1863 г.
Водоизмещение — 7190 т, длина — 96,1 м, ширина — 17,4 м, углубление — 8,2 м. Мощность машины — 3700 л. с., скорость хода — 10 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 140 мм, батарея — 127 мм.
Первоначальное вооружение: сорок 68-фунтовых пушек.
Практически однотипный броненосец “Витория”, спущенный на воду в 1865 г. в Англии, имел водоизмещение 7135 т и скорость хода 12 узлов.

 

 

30. Батарейный броненосец “Тетуан”, Испания, 1866 г.
Спущен на воду в 1864 г.
Водоизмещение — 6200 т, длина — 85,0 м, мощность машины — 5000 л. с., скорость хода — 10 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии и батарея — 127 мм.
Вооружение: сорок 68-фунтовых пушек.

 

 

31. Деревянный батарейный броненосец “Арапилес”, Испания, 1866 г.
Спущен на воду в 1864 г.
Водоизмещение 5700 т, длина — 85,4 м, ширина — 16,5 м, углубление—8,1 м, скорость хода — 12 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии — 120-110 мм.
Вооружение (на 1870 г.): два 254-мм, пять 203-мм и десять 200-мм дульнозарядных нарезных орудий.

 

 

32. Деревянный батарейный броненосец “Сарагоса”, Испания, 1870 г.
Спущен на воду в 1867 г.
Водоизмещение — 5530 т, длина — 85,3 м, ширина — 16,6 м, углубление — 8,1 м. Мощность машины — 1900 л. с., скорость хода — 8 узлов.
Бронирование (железо): пояс по ватерлинии и батарея — 110 мм.
Первоначальное вооружение: двадцать одно 68-фунтовое орудие.
Довольно близкий по типу броненосец “Сагуто” (1872 г.) имел 2 дымовые трубы, водоизмещение — 7350 т и скорость — 11 узлов при мощности машины в 3400 л. с.

 

 

Выпуск 5: НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ПОВЕЛИТЕЛИ МОРЕЙ Статья " №6-1991

Ранним утром 20 июля 1866 года с итальянской эскадры, стоявшей на траверзе бухты Св. Георгия у острова Лисса, увидели приближающийся одинокий корабль. “Видимо, разведчик австрийцев”,— подумал командующий эскадрой вице-адмирал Персано и приказал сыграть боевую тревогу. Но, взглянув в подзорную трубу, поспешил отменить приказ. Необычный безрангоутный двухмачтовый корабль с сильно выступавшим вперед тараном, столь непохожий на броненосцы того времени, он опознал сразу. Это был “Аффондаторе”, на мощь которого Персано возлагал большие надежды. Насколько его прибытие оказалось своевременным, стало ясно уже через несколько часов, когда с севера строем клина на итальянцев ринулись броненосцы Тегетгофа.

 

33. Башенный броненосец-таран "АФФОНДАТОРЕ", Италия, 1866 г.
Строился в Англии. Заложен в 1863 г., спущен на воду в 1865 г.
Водоизмещение 4307 т, длина максимальная ,93,8 м, ширина 12,2 м, углубление 6,35 м. Мощность одновинтовой установки 2717 л, с„ скорость 12 уз.
Бронирование: борт и башни 127 мм (железо).
Вооружение (первоначальное): два 229-мм орудия Армстронга.
После боя у Лиссы затонул в Анконе, поднят и вновь введен в строй в 1870 г. Позже неоднократно перестраивался. В конце своей карьеры был вооружен двумя 254-мм, шестью 120-мм, тринадцатью мелкими пушками и двумя торпедными аппаратами. Исключен из списков флота в 1907 г.

 Увы, присоединение “Аффондаторе” к и без того многочисленной эскадре не спасло Персано от явного поражения. Из-за слабой подготовки экипажей и отсутствия четкого плана действий итальянцы, несмотря на значительный перевес (а они имели 645 относительно современных орудий против 532 устаревших австрийских), потеряли два своих броненосца (см. первый и второй), не причинив противнику серьезного вреда. Достаточно сказать, что из 658 моряков, погибших в этом бою, 620 были итальянцами! Так лишний раз подтвердилась справедливость крылатого выражения адмирала Нельсона: “Сражаются не корабли, а люди”. К тому же общий неблагоприятный для Персано итог усугубился еще и потерей “Аффондаторе”, который по прибытии в Анкону затонул на рейде во время шторма. В результате итальянский адмирал оказался на скамье подсудимых...

Италия, подобно своему основному противнику — Австро-Венгрии, также очень рано оценила значение броненосцев для будущих морских баталий. Первые два таких корабля — “Террибиле” и “Формидабиле” — были заказаны во Франции королевством Сардиния-Пьемонт еще в 1860 году. Через год первый из них вступил в строй. Хотя эти весьма заурядные боевые единицы, числившиеся броненосными корветами, трудно отнести к классу линкоров, все же благодаря им Италия стала третьей страной в Европе, принявшей на вооружение корабли нового класса.

 

34. Батарейный броненосец "ФОРМИДАБИЛЕ", Италия, 1862 г.
Строился во Франции. Заложен в 1860 г., спущен на воду в 1861 г.
Водоизмещение 2618 т, длина наибольшая 65,8 м, ширина 14,4 м, углубление 5,5 м. Мощность одновинтовой установки 1080 л. с., скорость 10 уз.
Бронирование (железо): пояс 110 мм.
Вооружение: шестнадцать 164-мм и четыре 203-мм пушки.
Построено 2 единицы: “Террибиле” (1861) и “Формидабиле”. Позже неоднократно перевооружались. Исключены из списков флота в 1903-1904 гг.

 Следующая пара броненосцев строилась в США. Большие по размерам, но тихоходные и слабо защищенные, эти корабли прослужили недолго: “Ре д’Италия” пошла ко дну во время боя у Лиссы, а “Ре ди Портогало” был исключен из состава флота в 1875 году из-за плохого состояния его деревянного корпуса.

 

35. Батарейный броненосец "РЕ Д’ИТАЛИЯ", Италия, 1864 г.
Строился в США. Заложен в 1861 г., спущен на воду в 1863 г.
Водоизмещение 5869 т, длина наибольшая 99,6 м, ширина 16,8 м, углубление 6,2 м. Мощность одновинтовой установки 1820 л. с., скорость 10,8 уз.
Броня (железо): пояс 120 мм (макс.).
Вооружение: тридцать два 164-мм и шесть 203-мм орудий.
Всего построено 2 единицы: “Ре д'Италия” и “Ре ди Портогало”. Первый погиб в 1866 г., второй исключен из списков флота в 1875 г.

 Более удачными оказались четыре корабля типа “Регина Мария Пиа”, спроектированные и построенные во Франции. Они стали первыми итальянскими броненосцами с корпусами из железа, неоднократно перестраивались и закончили свою службу только в 1903-1910 годах. Еще два очень похожих “француза”, но вдвое меньшего водоизмещения — “Палестро” и “Варезе” — официально числились в ранге кораблей береговой обороны. Первый погиб у Лиссы от взрыва боезапаса, второй служил в боевом строю до 1886 года, после чего был переоборудован в плавучий госпиталь.

 

36. Батарейный броненосец “РЕГИНА МАРИЯ ПИА”, Италия, 1864 г.
Строился во Франции.
Водоизмещение 4527 т, длина наибольшая 81,2 м, ширина 15,24 м,. углубление 6,35 м. Мощность одновинтовой установки 2924 л. с., скорость 12,9 уз.
Бронирование (железо): пояс 120 мм, батарея 110 мм.
Вооружение: двадцать два 164-мм и четыре 203-мм орудия.
Построено 4 единицы: “Регина Мария Пиа”, “Сан Мартино”, “Кастельфидардо” (все — 1864) и “Анкона” (1866). Неоднократно перестраивались и перевооружались, исключены из списков флота в 1903-1910 гг.

 Все эти корабли, весьма скромные по своим данным, в итальянском флоте считались лучшими, поскольку продукция собственных верфей вообще не выдерживала критики. Всего в 1861-1865 годах в Италии было заложено 7 деревянных рангоутных броненосцев, спроектированных главным кораблестроителем Джузеппе де Лука. Строились они долго, порой по 9-10 лет, и вступали в строй окончательно устаревшими. Единственным из них, поспевшим к войне с Австрией, стал “Принчипе ди Кариньяно”, но он оказался сооруженным настолько некачественно, что был исключен из списков флота уже в 1875 году. Примечательно, что его систершип “Конте Верде” вообще трудно назвать броненосцем, ибо он имел железные плиты только в носовой и кормовой части, а основная “броня” борта была... деревянной!

 

37. Батарейный броненосец “ПРИНЧИПЕ ДИ КАРИНЬЯНО”, Италия, 1865 г.
Заложен в 1861 г., спущен на воду в 1863 г.
Водоизмещение 3912 т, длина между перпендикулярами 73 м, ширина 15,1 м, углубление 7,2 м. Мощность одновальной установки 1968 л. с., скорость 10,2 уз.
Бронирование (железо): борт 120 мм (макс.).
Вооружение: двенадцать 164-мм и десять 203-мм орудий.
Построено 3 несколько различающихся корабля: “Принчипе ди Кариньяно”, “Мессина” (1867) и “Конте Вер-де” (1871). Все исключены из списков флота в 1875-1880 гг.

 Из этой отнюдь не великолепной, семерки заслуживают внимания только последние два корабля — “Принчипе Амедео” и “Палестро” (II). В ходе строительства их корпуса фактически стали композитными: часть толщины тяжелой дубовой обшивки замещалась металлом, что позволило за счет сэкономленного веса увеличить толщину брони. Первый из них имел один центральный каземат, а второй — целых три, разнесенных по длине корпуса. В носовом размещалось тяжелое 11-дюймовое погонное и два 10-дюймовых бортовых орудия; в центральном и кормовом казематах устанавливались соответственно 4 и 2 десятидюймовки. Столь оригинальная схема обеспечивала неплохие сектора обстрела, однако оказалась перетяжеленной и больше не повторялась ни в одном из флотов мира.

 

38. Казематный броненосец “ПАЛЕСТРО”, Италия, 1875 г.
Заложен в 1865 г., спущен на воду в 1871 г.
Водоизмещение 6318 т, длина между перпендикулярами 78,8 м, ширина 17,3 м, углубление 7,9 м. Мощность одновальной установки 6117 л. с., скорость 12,9 уз.
Бронирование (железо): пояс 220 мм, батарея 140 мм, рубка 60 мм.
Вооружение: одно 280-мм и восемь 254-мм орудий.
Всего построено 4 несколько различающихся корабля: “Рома” (1869), “Венеция” (1873), “Принчипе Амедео” (1874) и “Палестро”. Первые два имели броневой пояс в 150 мм и были вооружены орудиями калибром не более 254 мм. Все исключены из списков флота в 1895-1900 гг.

 Единственным своеобразным и достаточно мощным броненосцем итальянского флота 60-70-х годов прошлого века стал “Аффондаторе”. По проекту, разработанному командором Симоном ди Сан-Боной, этот корабль должен был иметь в качестве единственного оружия лишь внушительный железный таранный форштевень, выступавший вперед на 7,5 м! Правда, в ходе его строительства (а заказ ввиду слабости собственных верфей разместили в Англии) инженер Харрисон усовершенствовал конструкцию броненосца и довооружил его двумя 300-фунтовыми пушками Армстронга в одиночных башнях. Незадолго до разрыва с Веной итальянское правительство, настороженное проавстрийскими симпатиями англичан, приказало капитану Фредерико Мартини, назначенному командиром еще не законченного “Аффондаторе”, срочно покинуть британские воды и привести корабль в Шербур, где окончательно оснастить его. Мартини успешно выполнил задание, и броненосец присоединился к итальянскому флоту перед самым боем с эскадрой Тегетгофа. Кстати, адмирал Персано тут же перенес свой флаг с “Ре д'Италия” на “Аффондаторе”.

После Лиссы Италии пришлось надолго отказаться от претензий на морское господство. Резко упали расходы на военный флот: если в 1862 году они составляли 78,2 млн. лир, то в 1867-м — 45,6 млн., а еще через три года — всего 25,1 млн. В итоге к середине 70-х годов прошлого века итальянская “марина” оказалась в совершенно запущенном состоянии...

В очень похожем на итальянский положении оказался флот еще одной “полуевропейской” страны — Турции. Некогда могучая морская держава, Османская империя “послесинопского” периода стала сугубо сухопутной. Восстановить былой статус взялся энергичный султан Абдул Азиз, занявший престол в 1861 году. Воспользовавшись тем, что многочисленные деревянные флоты мгновенно потеряли значение, он принял внушительную программу строительства броненосцев, рассчитанную на промышленную базу Англии и Франции.

В 1865-1866 годах вступили в строй корабли типа “Османие”. Это были сравнительно большие железные батарейные броненосцы, близкие по своим данным к английским типа “Дифенс”. Все 4 корабля прослужили до 1911 года, неоднократно перестраивались, так что под конец карьеры узнать их было просто невозможно.

 

39. Батарейный броненосец “ОСМАНИЕ”, Турция, 1865 г.
Строился в Англии. Заложен в 1863 г., спущен на воду в 1864 г.
Водоизмещение 6400 т, длина между перпендикулярами 89,3 м, ширина 17 м, углубление 7,8 м. Мощность одновальной установки 3735 л. с., скорость 12 уз.
Бронирование (железо): пояс 140-76 мм, батарея 127-102 мм.
Вооружение: одна 229-мм, четырнадцать 203-мм и десять 36-фунтовых пушек.
Построено 4 единицы: “Османие”, “Махмудие”, “Абдул Азиз” (с 1870 г.— “Азизие”) и “Оркание”. Позже превращены в казематные корабли. Многократно перевооружались.

 Не меньшим долгожителем оказался и еще один любопытный батарейно-барбетный броненосец “Ассари-Тевфик”, представлявший собой уменьшенный вариант французского “Тридэн”. Для своего водоизмещения он был неплохо вооружен, имел железный корпус с двойным дном и полный броневой пояс по ватерлинии. Правда, два расположенных на верхней палубе барбета с 8-дюймовыми пушками сильно увеличивали “верхний” вес, поэтому в ходе одной из его модернизаций барбеты сняли, и корабль превратился в чисто батарейный. (Примечательно, что незадолго до этого его предшественники — броненосцы типа “Османие” были переоборудованы в обратном направлении — в барбетно-батарейные!) В конце концов “Ассари-Тевфик” представлял собой одномачтовый корабль с новыми машинами, котлами Никлосса, броневой палубой и вооружением из трех 150-мм и семи 120-мм пушек. В феврале 1913 года, во время второй Балканской войны, броненосец сел на камни и был добит болгарской полевой артиллерией.

 

40. Барбетно-батарейный броненосец "АССАРИ-ТЕВФИК", Турция, 1870 г.
Строился во Франции. Спущен на воду в 1868 г.
Водоизмещение 4687 т, длина между перпендикулярами 83 м, ширина 16 м, углубление 6,5 м. Мощность одновальной установки “компаунд” 3560 л.с., скорость 13 уз.
Бронирование (железо): пояс 203—75 мм, батарея 150 мм, барбеты 127 мм.
Вооружение: восемь 229-мм орудий.

 Несмотря на резко взятый старт, создание броненосного флота вскоре затормозилось по простой причине — бремя военных расходов оказалось непосильным для дряхлеющей империи. Так, Турция не смогла выкупить заказанный в Англии броненосец “Фатих”, и тот в конечном счете стал прусским “Кёнигом Вильгельмом”. Из заложенных в 1872 году двух кораблей типа “Мессудие” в состав флота султана вошел только головной, а второй стал британским “Сьюперб”. (Последний, правда, был реквизирован Англией не столько по финансовым, сколько по политическим мотивам.)

Тем не менее к началу разразившейся в 1877 году войны с Россией флот Турции многократно превосходил морские силы своего противника. Помимо шести линкоров, он имел в составе еще четыре пары броненосцев береговой обороны, построенных во Франции (типов “Ассари-Шевкет” и “Люфти-Джелиль”), Англии (типов “Авни-Иллах” и “Фетхи-Буленд”), а также одинокого “австрийца” “Иджалие”. Разные по типам, они обладали довольно близкими данными: водоизмещение 2000-2700 т, скорость хода 12-13 узлов, вооружение из 4-5 орудий калибром от 7 до 9 дюймов.

Увы, столь грозная эскадра, которой на Черном море противостояли лишь две броненосные плавбатареи-“поповки”, оказалась не в силах обеспечить господство на коммуникациях. Решительность русских моряков, храбро атаковавших турок минными катерами, а то и просто наспех вооруженными торговыми пароходами, сковала инициативу османского флота. Редкие попытки активных действий оканчивались для них весьма плачевно. Так, 29 апреля 1877 года на Дунае от меткого выстрела русской полевой мортиры взорвался и затонул броненосец “Люфти-Джелиль”. Легкость, с которой он отправился на дно, продемонстрировала беззащитность кораблей того времени против навесного огня и позволила сделать вывод о необходимости внедрения горизонтальной защиты — броневой палубы. (Кстати, через 4 месяца после гибели “Люфти-Джелиля” вступил в строй первый в мире бронепалубный корабль — английский “Шеннон”.)

Поражение в русско-турецкой войне имело для османского флота те же последствия, что и для итальянского после Лиссы. Резкое сокращение военно-морского бюджета поставило крест на дальнейшем развитии броненосного флота. За последующие три десятилетия был построен лишь один линкор — “Гамидие”, заложенный на верфи в Стамбуле в 1874 году и вступивший в строй только через 18 лет! Но все рекорды долгостроя побил “Абдул Кадир”, начатый на той же верфи в 1892 году и ставший последним в мире казематным броненосцем. Ему так и не довелось увидеть моря: в 1911 году корпус корабля, все еще находившийся на стапеле, разобрали на металл.

 

41. Казематный броненосец "ГАМИДИЕ", Турция, 1892 г.
Заложен в 1874 г., спущен на воду в 1884 г.
Водоизмещение 6594 т, длина между перпендикулярами 89 м, ширина 17 м, углубление 7,6 м. Мощность одновальной установки 6800 л. с., скорость 13уз.
Броня (железо): Пояс 229-127 мм, батарея 177 мм, рубка 177 мм.
Вооружение: четыре 229-мм, десять 150-мм и шесть 37-мм пушек, 2 торпедных аппарата.
Отличительные особенности корабля — крайне некачественная броня и старые машины, первоначально предназначавшиеся для фрегата “Селимие”. Исключен из списков флота в 1911 г.

 70-е годы прошлого века стали периодом значительного перераспределения сил в мировой политике и экономике. На фоне бурного роста промышленности молодых капиталистических стран претензии Италии и Турции на морское господство потерпели фиаско. Но если у первой уже в следующем десятилетии появились корабли, поразившие весь мир, то Османская империя оказалась вычеркнутой из числа “повелителей морей” навсегда.

С. Балакин

Выпуск 6: "ДОСТОПОЧТЕННЫЕ КОМОДЫ..." Статья "Моделист-Конструктор" №8-1991

Один из апрельских дней 1875 года ознаменовался необычной и чрезвычайно пышной церемонией, происходившей в устье реки Мидуэй, на расположенной там государственной верфи в Чатэме. Казалось бы, событие хотя и не рядовое, но весьма частое: на воду спускался очередной броненосец. Но на торжество собралась уж очень представительная компания: наследница британского престола принцесса Уэльская Александра, совет Адмиралтейства, почти все правительство, более 100 членов парламента, герцоги, виконты, бароны... Впервые со времен реформации глава английской церкви, епископ Кентер-берийский провел специальную службу, посвященную кораблю. Также впервые в Англии, стране традиций, рождалась еще одна - спуск броненосца был произведен членом королевской фамилии, будущей королевой Александрой. Такое событие не могло не затронуть чувствительных душ руководства, и новый корабль, названный при закладке "Сьюперб", получил имя своей символической крестной матери.

Свежеиспеченная "Александра" стала одним из самых известных кораблей Британии и бессменным флагманом Средиземноморского флота. И тому было немало причин. Едва ли когда до или после нее боевые корабли несли так много полировки и красного дерева и располагали столь шикарными помещениями, уместными скорее в каком-нибудь родовом замке. Еще бы, офицерские столовые и кают-компании при высоте потолка почти 4 метра имели площадь 250 квадратных метров! Не уступали им по размерам и качеству отделки и адмиральские каюты. Неудивительно, что такой корабль стал излюбленным местом пребывания флагманов. После завершения активной службы "Александра" стала флагманским кораблем резервного флота, и в последний раз ее орудия дали залп более чем четверть века спустя чатэмской церемонии во время коронации 1902 года.

Не только благодаря своей роскоши и отделке этот похожий на солидный предмет мебели викторианской эпохи корабль стал приметной вехой в истории кораблестроения. Более полумиллиона фунтов стерлингов было вбухано в, по сути дела, морально устаревший проект: "Александра" стала последним представителем казематных кораблей в Англии.

В предшествующих статьях было рассказано об одной из причин появления казематных кораблей - необходимости установки более мощных орудий, способных пробивать броню противника (что повлекло за собой уменьшение их количества и сосредоточение артиллерии в центральной части корабля). Другой причиной стал удачный таранный удар австрийского броненосца "Фердинанд Макс" в бою при Лиссе, отправивший на дно итальянца "Ре д'Италия", в последующие годы большое значение стало уделяться таранной тактике и соответственно продольному огню по носу и корме. Обеспечить такой огонь на загроможденных парусным вооружением палубах кораблей того времени было непросто. Решение предложил главный конструктор австрийского флота Ромако в проекте "Кустоцы". Естественное сужение корпуса от середины к оконечностям было подчеркнуто срезами бортов, которые позволяли стрелять расположенным в центральном каземате орудиям прямо в нос и корму.

Такое расположение артиллерии вызвало полную благосклонность командования основных флотов мира, и вслед за Австрией начали вступать в строй британские и французские броненосцы - мрачноватые, высокие и угловатые, внешний вид которых у современников вызывал ассоциацию с комодом.

Англичане пошли испытанным путем, беря уже готовый проект корабля-прототипа и постепенно увеличивая водоизмещение, толщину брони, количество и калибр орудий. Так появились "Свифтшур" и "Трайэмф", очень похожие на броненосцы типа "Вэнгард", но тяжелее их на 600 т; и одинокий "Султан"- явный потомок "Геркулеса", но имевший уже все признаки казематного корабля. Его восемь 10-дюймовых дульнозарядных орудий помещались в центральном каземате на нижнем "этаже" две девятидюймовки, которые могли стрелять в корму или по борту,- в верхней части того же каземата: а еще 2 таких же орудия - на верхней палубе в носовой части, защищенные только поперечной броневой переборкой. "Султан" оказался не первым и далеко не последним из английских кораблей, перегруженных артиллерией и поэтому недостаточно остойчивых. По вступлении броненосца в строй пришлось добавить более 600 т балласта, и его водоизмещение приблизилось к 10 тысячам тонн.

 

42. Броненосец с центральной батареей "Редутабль"
Франция, 1878 г.

Проект инженера de Bussy. Стальной корпус с железной наружной обшивкой. Полное парусное вооружение, впоследствии парусное вооружение баркентины. Заложен в Лориане. В 1894 г. прошел реконструкцию. Замена 2-х винтов на 1, машин - на новые вертикальные тройного расширения, старых котлов - на 8 цилиндрических. Парусная оснастка и бушприт убраны, установлены две боевые мачты. 1898 г. прошел ремонт и перевооружение: 4x274-мм батарейных орудия заменены на 4x240-мм, добавлено 6x100-мм, 2x47-мм и 2x355-мм ТА. После этого в 1900 г. отправлен на Дальний Восток, стал блокшивом в Сайгоне. В 1910 г. списан и разобран.

 Следующий казематный броненосец англичане заложили после почти пятилетнего перерыва, за который в мировом кораблестроении уже появились новые веяния. Им и оказалась знаменитая "Александра". Если отбросить схему расположения артиллерии, то на ней было задумано и применено немало технических новшеств. В верхнем каземате располагались два 280-мм орудия, которые могли стрелять вперед от траверза (в том числе и прямо на нос) на дальность до 50 кабельтовых, давая с хорошо тренированной прислугой 2 выстрела в три минуты, а ее десятидюймовки могли вести огонь еще быстрее. Конечно, в бою эти орудия едва ли могли попадать даже на половине максимальной дистанции и вряд ли были способны поддерживать такую скорость стрельбы, но все же их данные для начала 70-х годов впечатляют. Весьма прогрессивной была энергетика корабля. На "Александре" впервые в британском военно-морском флоте появилась двухвинтовая установка машин системы "компаунд", а 12 цилиндрических котлов, так же впервые установленных на броненосце, позволяли развивать давление пара свыше 4 атмосфер - вдвое больше, чем ранее применявшиеся коробчатые котлы. Наряду с совершенными главными механизмами имелся и своеобразный корабельный "атавизм"; специальная 600-сильная паровая машина, которая медленно проворачивала внушительные винты диаметром 9 м при ходе под парусами, чтобы они не создавали дополнительного сопротивления. В сущности, парусное вооружение на "Александре" уже окончательно потеряло свой смысл - двухвальная машина гарантировала от неприятностей, связанных с поломками в механизмах, а запас угля в 680 т позволял ей пересечь Атлантику под парами. Новый линейный корабль развил на испытаниях более 15 узлов и 10 лет держал первенство по скорости среди всех броненосцев мира.

Но столь большие достоинства броненосца во многом сводились на нет казематным расположением артиллерии. Мало того, что срезанные спереди и сзади от каземата борта оставляли очень узкую и загроможденную верхнюю палубу; эти срезы, имевшие грубые прямоугольные очертания, при ходе против ветра и волны принимали массу воды, делая плавание на "Александре", по словам ее командира, "сплошным мучением". И все эти жертвы оказались напрасными - стрельба прямо по носу была практически невозможна сразу по двум причинам: из-за набегавших в амбразуры волн, а также повреждений, которые получал корпус от орудийных газов. Неприятности этим не ограничивались: расположенный в центре корабля каземат исключал размещение пороховых и снарядных погребов непосредственно под орудиями, потому что там находились машины. В результате из-за разнесенных в оконечности корабля порохового и снарядного погребов во время боя пришлось бы не только подавать боеприпасы почти на треть длины корабля, но и держать открытыми водонепроницаемые двери в главных переборках. Все это поставило крест на применении центральных казематов на "кораблях ее величества".

Французы продержались на этой порочной схеме много дольше, сделав ничуть не меньше кораблестроительных ошибок. Если вошедшую в строй в 1877 году "Александру" уже можно было считать устаревшим кораблем, то что же говорить о ее французских современниках? Заложенные в 1869-1870 годах "Ришелье" и 2 броненосца типа "Кольбер" во многом напоминали своих предшественников - корабли типа "Маренго". Их деревянные корпуса также были обшиты толстыми листами железа; носовую оконечность венчали мощные тараны длиной около 3 м, обшитые толстенными бронзовыми пластинами весом более 20 т. На них также от 2 до 4 орудий располагалось в небронированных барбетах - кольцевых загородках, внутри которых вращалось орудие на своей платформе. (Пожалуй, только это отличие было в пользу французских кораблей по сравнению с английскими.) Необходимо было срочно менять политику в кораблестроении, иначе отставание от "владычицы морей" стало бы полностью необратимым.

Поэтому следующий французский броненосец, "Редутабль", сильно отличался от своих предшественников. В конструкции корпуса впервые использовалась в больших количествах сталь, а броня хотя по-прежнему была железной, но достигала толщины 14 дюймов. Поверх поясной брони в оконечностях корабля имелась 60-мм броневая палуба. Артиллерия располагалась по типичной схеме с центральным казематом: за счет сомнительной возможности вести продольный огонь из четырех 274-мм казематных орудий в большинстве направлений могло стрелять только одно. Частично скрашивали столь грустную картину остальные четыре пушки того же калибра, расположенные в полубарбетах на верхней палубе, но зато они вовсе не имели броневой защиты. Общие недостатки казематных броненосцев дополнялись специфическим для французского кораблестроения тех лет полным пренебрежением к живучести: "Редутабль" вообще не имел водонепроницаемых переборок, а его паровая машина для управления рулем располагалась над ватерлинией и легко могла быть выведена из строя. Впрочем, броненосец долго находился в списках действующего флота и неоднократно перевооружался все более и более новыми орудиями, хотя и несколько меньшего калибра. В 1894 году на нем установили современные машины и котлы, а также 2 боевые мачты с марсами, которые вместе с широкой трубой и массивным корпусом придавали броненосцу очень внушительный вид.

Вскоре после торжественной церемонии по спуску "Александры" в Чатэме на французских верфях в Тулоне и Лориане были заложены два самых больших броненосца с центральным казематом -"Курбэ" и "Девастасьон". Строились они мучительно долго, в особенности "Курбэ", который вступил в строй лишь через 11 лет! Неудивительно, что к этому времени новые линкоры оказались более чем старомодными, но в момент закладки они наверняка вызывали дрожь у лордов Адмиралтейства по ту сторону Ла-Манша. Впечатление производило все: и 340-мм орудия, и очень сильное бронирование. Пояс по ватерлинии шириной 2,3 м имел толщину 381 мм в средней части, уменьшавшуюся в оконечностях до 305-260 мм. Батарея была забронирована 240-мм железными плитами, а амбразуры чудовищных орудий усилены 305-мм сталью. Огромные пушки вращались посредством специального гидропривода; пространство внутри каземата из-за кранов для подачи снарядов напоминало небольшой механический завод. Впрочем, внушительность не всегда бывает эквивалентом боевой мощи: могучие 340-мм пушки стреляли слишком редко, а огромные амбразуры делали их легкоуязвимыми. Поэтому началось обычное перевооружение, не заканчивавшееся до завершения активной службы броненосцев. 274-мм орудия уступили место 240-мм, а на "Девастасьон" пострадал и главный калибр, уступивший место 320-мм орудиям модели 1881 г., взятым с фортов береговой обороны. 138-мм пушки были заменены на скорострельные стомиллиметровки; мостики украсились 47-мм и 37-мм противоминными орудиями. Все это вряд ли прибавляло боевой мощи очень солидным по виду, но отнюдь не самым боеспособным броненосцам французского флота, и к концу XIX века они полностью потеряли свое значение.

Большим казематным броненосцам так и не удалось побывать в бою с реальным противником, но их младшие собратья дважды продемонстрировали в немногочисленных морских сражениях второй половины XIX века главный недостаток этой артиллерийской схемы: крайнюю нерациональность расположения орудий. В русско-турецкую войну османский броненосец "Фетхи-Буленд" (2760 т, скорость 13 уз., спущен на воду в 1870 г., броня пояса и каземата 229-152 мм), вооруженный четырьмя 229-мм пушками Армстронга, помещенными в центральном каземате, встретился с русским переоборудованным пароходом "Веста". Эта встреча не сулила "Весте" ничего, кроме быстрой гибели: "турок" имел большую скорость, был бронирован и намного сильнее вооружен. Однако сказалось роковое расположение артиллерии в каземате. "Фетхи-Буленд" мог стрелять из малокалиберного погонного орудия, расположенного на верхней палубе, и лишь изредка, когда волны не заливали амбразуру,- из одного казематного. В результате после нескольких часов погони, не достигнув ни единого попадания, турецкий броненосец прекратил бессмысленное занятие, оставив "Весту" моральным победителем в этой стычке.

Второй бой с участием казематных кораблей произошел в другом конце земного шара. В войне между Чили и Перу в 1879 году двум новым (спущенным на воду в Англии в 1874-1875 гг.) чилийским броненосцам с центральным казематом, "Блан-ко Энкалада" и "Альмиранте Кочра-не", имевшим водоизмещение по 2370 т, скорость 12,5 узла и очень напоминавшим по расположению своих шести 229-мм орудий "Александру", противостоял единственный перуанский монитор "Уаскар" (2030 т, 12 уз.,), вооруженный двумя 254-мм орудиями в башне. Огромное преимущество чилийцев "на бумаге" дополнялось полным неумением перуанских артиллеристов и механиков. Но в реальном бою два казематных броненосца выписывали немыслимые петли вокруг едва передвигавшегося "Уаскара", пытаясь привести в действие свои орудия, хотя бы поочередно. После долгих мучений монитор, получивший несколько попаданий, сдался, но что было бы при встрече с более боеспособным противником? Стало очевидно: схема расположения орудий по углам центрального каземата, рассчитанная на "таранную" тактику, себя изжила. Время неуклюжих "комодов" кончилось; наступали новые времена башенных и барбетных броненосцев.

В. Кофман

 

Начало смотрите на сайте : Для продвинутых - Морская коллекция