РС-24 " Ярс "

Ракетный комплекс “ Ярс “ ( РС-24 )

     

Все сведения взяты из опубликованной и обнародованной информации в СМИ. Данные сведения сведены в один обзор и не претендуют на роль первоисточника, а являются информацией к ознакомлению.

Предположительно, РС-24 появилась в результате работ по ракете 15Ж65 для комплекса «Тополь-М» со специальной платформой размещения боеголовок нового образца. 15Ж65 – совместная разработка КБ «Южное» и МИТ. Начало разработок – решение ВПК от 9 сентября 1989 года №323. Тема разработок – НИР «универсал». Ракету в исполнении разведения боеголовок с реактивным двигателем на твердом топливе без комплексных средств для преодоления противоракетной обороны, создавал МИТ. Комплекс разрабатывался как мобильное решение.
Такую же платформу, но с однотопливным жидкостным двигателем и системой преодоления ПРО, создавало КБ «Южное».


Первую ступень общей платформы проектировало КБ «Южное», вторую и третью степени проектировал МИТ.
Образец «1Л» созданный КБ «Южное» был готов пройти испытания на Плесецком полигоне в конце 1991 года. Однако, тогда главком РВСН отменяет испытания. В 92 году была попытка создания совместного Российско-Украинского предприятия для продолжения работ по созданию ракеты. Но никакого решения по данному вопросу принято не было. К середине 92 года КБ «Южное» полностью прекращает участие в проекте создания МБР. Всю проектную документацию передают в Российский МИТ, испытательный образец «1Л» также передан России в начале 1995 года.

Информация о службе РК «Ярс»
Первое появление в вооруженных силах – декабрь 2009 года, опытно-боевое дежурство «Ярс» в составе 1-го дивизиона, состоялось в Тейковской дивизии.
Конец ноября 2010 года, глава РВСН заявляет о постепенном перевооружении - «Тополь-М» заменят комплексами «Ярс».
Декабрь 2010 года, 2-й дивизион в составе трех СПУ входит в состав в Тейковской дивизии.
Март 2011 года, официально объявляют о заступление первого полка имеющим на вооружении ракету РС-24 «Ярс», из состава Тейковской дивизии, на боевое дежурство.
Август 2011 года, 3-й дивизион «Ярсов» входит в состав Тейковской дивизии. Формируется полноценный 3-х дивизионный ракетный полк с новейшим вооружением – МБР «Ярс».
Сентябрь 2011 года, военное ведомство России сообщает о формировании и заступление на боевое дежурство 2-го полка с ракетами «Ярс» до конца 2011 года.
Начало декабря 2011 года, в Тейковской дивизии заступает на дежурство (опытно-боевое) 2-й обещанный полк «Ярсов». Состав полка – подвижный КП полка и 1-й дивизион с тремя СПУ.
Середина декабря 2011 года, официально объявляют о перевооружении одного полка Глуховской дивизии в 2012 году комплексами «Ярс».
Конец декабря 2011 года, второй полк Тейковской дивизии с ракетами «Ярс», официально заступает на боевое дежурство.

Ракеты РC-24 – 15Ж67 и шахтная 15Ж55М:
Конструктивно РC-24 похожа на «Тополь-М», и имеет три ступени. Отличается от РС-12М2 новой платформой разведения блоков с боеголовками и переоснащением некоторой части управляющей системы. Увеличена полезная нагрузка. На вооружение ракета поступает в заводском транспортно-пусковом контейнере, в котором и проводит всю свою службу. Корпус ракетного изделия покрыт спецсоставами для уменьшения воздействий ядерного взрыва. Вероятно, дополнительно нанесен состав по технологии «стелс».

Система наведения и управления
Из доступных сведений – автономная управляющая система инерциального исполнения с БЦВМ, вероятно используется астрокоррекция. Предположительный разработчик управляющей системы Московский НПЦ приборостроения и автоматики.
Использование активного участка траектории сократили. Для улучшения скоростных характеристик в конце отработки третей ступени, возможно, используют разворот с направлением нулевого приращения расстояния до полной отработки запаса топлива последней ступени. Отсек приборного оборудования полностью герметичен. Ракета способна преодолеть на старте облако ядерного взрыва и совершить программный маневр.
Для проведения испытаний ракету, скорее всего, оборудуют телеметрической системой – приемоиндикатор Т-737 «Триада».
Для противодействия средствам ПРО, ракета оборудуется комплексом противодействия.
С ноября 2005года по декабрь 2010 года были произведены испытания комплексов противодействия ПРО с использованием ракет «Тополь» и К65М-Р.

Первый пуск РС-24, Плесецк, 29 мая 2007 г.

Ступени МБР «Ярс»
Ступени являются ракетными двигателями на твердом топливе.
Топливо для ступеней «Ярса» разработки ФГУП "Союз" город Дзержинск.
Первая ступень – двигатель разработки Пермского НПО «Искра», предположительно используемое топливо Т-9БК-8Э.
Вторая ступень – вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65.
Третья ступень - вероятно, использует раздвижные насадки на сопло двигателя ступени, предположительный разработчик – МИТ. Используемое топливо – АП-65.
Возможно, 2 и 3 ступени используют технологию раздвижения насадков на сопла двигателей ступеней разработанную еще в 80-е годы Днепропетровским КБ «Южное» - раздвижение происходит продуктами отработки двигателей 2 и 3 ступеней.
Платформа разведения блоков с боеголовками, вероятно, использует специализированный двигатель с регулируемой тягой. Топливо платформы - разработка ФГУП "Союз" город Дзержинск.
Существует вероятность использования двигателя для платформы разработок Днепропетровского КБ «Южное» прототип, которого использовался еще на первом образце - «1Л».
Двигатель работал на топливе «Пронит», регулируемая тяга – большая 300 килограмм в безвоздушном пространстве и малая соответственно 3-6 килограмм.

Состав:
Предположительно именно 15Ж67 установлена на мобильную АПУ 15У175М. Шасси – многоосное МЗКТ-79221.
АПУ соответствует используемой АПУ «Тополь-М». Вероятно, шасси будем модифицировано со временем. Топопривязка производится в любом месте пребывания АПУ, для чего используют ИНС со спутниковой поправкой. Имеются данные об отличиях топопривязочной системы «Ярса» от «Тополь-М».
АПУ:
- навигационная система с комплексом пересчета заданий;
- комплексное оборудование связи, для обеспечения качественного приема сигнала от ВЗУ и передачи информации о состоянии установки;
- аппаратура управления боевого запуска;
- автономная система подачи энергии;
- стрела размещения контейнера с ракетой;
- система гидравлики для управления горизонтированием АПУ;
- система контроля за температурно-влажностным режимом в контейнере и наземной аппаратуре;
- наземная система управления;
- комплекс прицеливания.
Основные характеристики:
- холодный старт с ПАД;
- формула колес 16 на 16;
- двигатель ЯМЗ-847.10 дизельного исполнения в 800 л.с;
- длина 22.65 метра;
- ширина 3.35 метра;
- высота 3.27 метра;
- поворотный радиус 18 метров;
- преодоление брода до 110 сантиметров;
- шины ВИ-178А / АУ регулируемого давления;
- вес 44 тонны;
- заправка топлива 0.82 тонны;
- скорость хода 45 километров в час;
- дальность хода полтысячи километров.
15Ж55М используется в шахтном исполнении по типу отдельный старт. Вероятно, ракета будет установлена в шахты от ракет РС-20, РТ-2ПМ2 и РС-18.
Характеристики ракеты:
- длина 22 метра;
- длина ступени 8 метров;
- диаметр 2 и 3 ступеней 158 сантиметров;
- вес боеголовок 1.2 тонны;
- дальность применения до 12 тысяч километров;
- время АУТ не более 200 секунд;
- отклонение до 150 метров (КВО);
- гарантированный срок эксплуатации более 10 лет;
Возможные варианты БЧ:
- до четырех РГЧ ИН до 300 килотонн;
- шесть РГЧ ИН в 150 килотонн;
Ведутся активные разработки новых маневрирующих управляемых боевых блоков, вероятно, используются наработки НИР «Альбатрос».
КСП ПРО предположительно создан на основе КПС ПРО "Сура".
Структура:
Один дивизион «Ярс» состоит из трех самоходных ПУ и одного КП на шасси МКЗТ.

Даты:
- декабрь 91 года – готов к испытаниям первый экземпляр-прототип «1Л»;
-май 2007 года – 1-й пуск МБР «Ярс»;
- декабрь 2007 года – 2-й пуск МБР «Ярс»;
- ноябрь 2008 года – 3-й пуск МБР «Ярс».