ВВС ФРГ
Военно-воздушные силы ФРГ
Федеративная республика Германии имеет наиболее мощные военно-воздушные силы, которые являются Военно-воздушные силы ФРГ («Люфтваффе») - самостоятельный вид вооруженных сил (ВС). В мирное время из их состава выделяются силы и средства, которые несут боевое дежурство в объединенной системе ПВО НАТО в Европе. Они призваны также осуществлять контроль и предупреждать нарушение национального воздушного пространства, а при необходимости принимать меры по пресечению вторжения с воздуха летательных аппаратов и других воздушных объектов.
В военное время или в условиях кризиса ВВС действуют по национальным планам либо участвуют в составе группировки ОВВС на «Север» в воздушной наступательной (оборонительной) операции, взаимодействия с формированиями других видов вооруженных сил на ТВД (при этом не. исключено применения наряду с обычным ядерного оружия). Они предназначены для решения следующих задач: завоевания и удержания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и поля боя, оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил, осуществления транспортных воздушных перевозок войск и военных грузов.
Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящего противника. В их состав входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в составе ВВС имеется вспомогательная авиация.
Органы управления.Руководство военно-воздушными силами возложено на инспектора ВВС (командующего), который подчиняется генеральному инспектору бундесвера. Он руководит строительством и боевой деятельностью всех соединений, частей и учреждений военно-воздушных сил через главный штаб.
Организационно военно-воздушные силы ФРГ состоят из главного штаба, оперативного командования ВВС, командования поддержки ВВС и центрального управления ВВС.
Главный штаб ВВС является органом оперативного управления. Он осуществляет разработку планов строительства, боевой подготовки и оперативного использования ВВС, определяет дислокацию соединений, частей и подразделений ВВС. В составе штаба имеются оперативное командование, командование поддержки ВВС и центральное управление ВВС.
Оперативное командование ВВС (г. Кёльн-Ван), сформированное в 1994 году на базе тактического авиационного командования, является высшим оперативным объединением военно-воздушных сил. Оно предназначено для управления силами и средствами ВВС как в мирное, так и в военное время. В его состав входят два региональных командования ВВС - «Север» и «Юг», транспортное авиационное командование и командование служб управления ВВС.
Командования ВВС «Север» (г. Калькар) и «Юг» (г. Месштеттен) включают все соединения и части боевой авиации, сил и средств ПВО. В транспортном авиационном командовании (г. Мюнстер) сосредоточена вся вспомогательная авиация, предназначенная для переброски войск и грузов по воздуху. Командование служб управления ВВС (г. Кёльн-Ван) отвечает за функционирование и развитие систем связи и управления военно-воздушных сил, а также занимается расследованием аварий, катастроф и анализом причин летных происшествий, разработкой требований, рекомендаций и планов по снижению аварийности не только в ВВС, но и в авиации бундесвера в целом.
Командование поддержки ВВС отвечает за закупку новой техники и оборудования, их текущий ремонт, а также за снабжение частей и подразделений ВВС горюче-смазочными материалами (ГСМ), боеприпасами и запасными частями, осуществляет планирование потребностей авиационных частей в материально-технических средствах. В его составе насчитывается шесть полков тылового обеспечения, каждый из которых имеет определенную зону ответственности и является основной тыловой частью. В распоряжении этих полков находятся около 20 складов МТО, боеприпасов, ГСМ, 15 ремонтных мастерских и 10 автотранспортных подразделений. По основным видам тылового обеспечения в ВВС созданы запасы, позволяющие вести боевые действия с максимальным напряжением в течение 30 суток и более.
Центральное управление ВВС отвечает за организацию комплектования и подготовку кадров для военно-воздушных сил в военных учебных заведениях, а также за медицинское и геофизическое обеспечение, осуществляет планирование и контроль хода учебно-боевой подготовки частей ВВС.
Численность, боевой состав и вооружение.Численность личного состава ВВС 73,3 тыс. человек. В составе военно-воздушных сил насчитывается 20 эскадрилий (559 боевых самолета), из них в боевом составе находятся 457 (из них носителей ядерного оружия - 108, включая 165 истребительно-бомбардировочных, 36 «Торнадо» IDS, 35 «Торнадо» ECR, 144 истребительные ПВО, 125 F-4F, 94 учебно-боевых «Альфа Джет», а также 102 в резерве.
15 зенитных ракетных групп включают 534 ПУ ЗУР, из них 240 - «Пэтриот», 204 -«Усовершенствованный Хок» и 90 «Роланд», а также 264 орудия зенитной артиллерии.
В девяти эскадрильях вспомогательной авиации насчитывается более 160 самолетов, из них 157 транспортных, 7 РЭБ. В пяти эскадрильях вертолетов вспомогательной авиации находятся около 100 машин.
Ударная авиация, все силы и средства ПВО сведены в четыре авиационные дивизии (1,2,3 и 4-ю), которые распределены между региональными командованиями ВВС «Юг» и «Север» (два в каждом).
Командование ВВС «Север» включает 3-ю и 4-ю авиационные дивизии, в боевом составе которых насчитывается 117 тактических истребителей «Торнадо», 89 истребителей ПВО F-4F и 23 МиГ-29, 108 ПУ ЗУР «Пэтриот», 96 - «Усовершенствованный Хок» и 30 - «Роланд». Эти силы и средства сведены в две (31 и 38-ю) истребительно-бомбардировочные авиационные эскадры, три (71, 72 и 73-ю) истребительные, одну (51-ю) разведывательную, три (1,2 и 3-ю)-ЗУР и полк (1-й) радиолокационного контроля воздушного пространства.
Командование ВВС «Юг» включает 1 -ю и 2-ю авиационные дивизии, в боевом составе которых насчитывается 119 тактических истребителей «Торнадо», 36 истребителей ПВО F-4F, 132 ПУ ЗУР «Пэтриот», 108 - «Усовершенствованный Хок» и 60 «Роланд».
Эти силы и средства сведены в три (32,33 и 34-ю) истребительно-бомбардировочные эскадры.
Транспортное авиационное командование располагает 84 тактическими транспортными самолетами С. 160 «Трансалл», семью CL-601, двумя Боинг 707, семью А-310 и 99 транспортно-десантными вертолетами UH-1D.
Авиационная дивизия является высшим оперативно-тактическим соединением ВВС. Она включает две-три авиационные и одну-две зенитных ракетные эскадры.
Авиационная эскадра- основная тактическая часть. В мирное время в ее составе насчитывается две-три эскадрильи (20 самолетов) и до 2 000 военнослужащих. При мобилизационном развертывании численность эскадры возрастает до 4 000 - 4 500 человек за счет пополнения резервистами. Эскадра транспортной авиации включает одну-две авиационные и до трех вертолетных эскадрилий.
Эскадра ЗУР является тактической частью и решает задачи объектовой ПВО. Организационно в трех эскадрах (1, 2 и 5-й) предусматривается иметь две зенитные ракетные группы (по одной группе ЗУР «Пэтриот» и «Усовершенствованный Хок»). В состав трех других (3, 4 и 6-й) эскадр ЗУР дополнительно входит по одной группе ЗУР «Роланд».
Части и подразделения ВВС полностью укомплектованы материальной частью. Ежедневно в постоянной технической готовности поддерживается не менее 80 проц. самолетов штатного состава эскадрилий боевой авиации. Укомплектованность летным составом от 1,2 до 1,5 экипажа на каждый штатный самолет, а техническим составом - не менее 90 проц. штатного расписания мирного времени.
В соответствии с переходом на новую, трехкомпонентную структуру (силы реагирования, главные оборонительные силы и силы усиления) объединенных и национальных ВС командование бундесвера планирует выделить в состав авиационного компонента сил реагирования НАТО 19 боевых эскадрилий (четыре авиационные и 15 зенитных ракетных).
В силы немедленного реагирования (СНР) блока выделяются одна эскадрилья истребителей ПВО (18 F-4F), одна - самолетов радиоэлектронной разведки и РЭБ (18 «Торнадо» ECR) и шесть зенитных ракетных (три - «Пэтриот», две - «Усовершенствованный Хок» и одна «Роланд», всего 41 ПУ ЗУР). Они содержатся в 72-часовой готовности к перебазированию на оперативные аэродромы и фактически представляют собой авиацию передового эшелона сил реагирования НАТО. Время, необходимое на подготовку авиации СНР к началу боевых действий после завершения перебазирования, должно составлять не более 72 ч.
В силы быстрого развертывания (СБР) НАТО блока выделяются две истребительно-бомбардировочные авиационные (36 самолетов «Торнадо»), одна разведывательная (18 «Торнадо» RECCE), одна - истребителей ПВО (18 F-4F) и пять зенитных ракетных (три - «Пэтриот» и две - «Усовершенствованный Хок», всего 36 ПУ ЗУР) эскадрилий. Их предполагается вводить в действие в случае, если масштабы кризиса будут превосходить возможности авиации СНР, а также при необходимости наращивания усилий этих сил в районах резкого обострения обстановки на европейских ТВД или за пределами зоны ответственности блока. Определены сроки готовности авиации СБР: 7 сут на перебазирование и до 7 сут на завершение создания оперативной группировки.
Кроме того, в состав сил реагирования могут передаваться подразделения самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации.
Особенностью функционирования авиационного компонента сил реагирования НАТО является то, что в повседневных условиях подразделения ВВС и ПВО, выделенные в их состав, находятся в национальном подчинении и занимаются плановой боевой подготовкой в местах постоянной дислокации. Их переподчинение коалиционному командованию осуществляется только после принятия решения руководством альянса о применении сил реагирования или на период учений. Вместе с тем эти силы могут использоваться также в национальных интересах и по планам ЗЕС.
В обычных условиях координация взаимодействия между подразделениями воздушного компонента сил реагирования ОВВС НАТО осуществляется через специальный штаб, развернутый при ЦУВО в г. Калькар. Начальником штаба является командующий региональным авиационным командованием «Север».
В главные оборонительные силы будут включены силы и средства ВВС, не входящие в СНР и СБР. Их планируется задействовать в том случае, если создается угроза возникновения крупномасштабного военного конфликта.
При мобилизационном развертывании численность личного состава ВВС планируется увеличить с 78 тыс. до 225 тыс. человек, а количество эскадр боевой авиации с 20 до 23 (500 самолетов).
Аэродромная сеть. В Германии создана сильно развитая аэродромная инфраструктура, включающая более 600 аэродромов различных классов, вертолетных площадок, а также аэродромных участков дорог. Свыше 130 аэродромов считаются хорошо подготовленными и пригодными для базирования всех типов боевой и военно-транспортной авиации.
Аэродромная сеть на территории страны размещена неравномерно, однако, по оценке зарубежных специалистов, она позволит командованию НАТО сосредоточить здесь мощную группировку тактической авиации, а также транспортной и транспортно-заправочной авиации.
Оперативная и боевая подготовкаштабов и боевая подготовка частей и подразделений ВВС планируются и проводятся с учетом возможного характера военных действий в Европе и требований современных концепций боевого применения авиации. Как отмечают зарубежные эксперты, руководство учитывает недостатки боевого применения национальных военно-воздушных сил в ходе операции «Решительная сила». Главное внимание уделяется совершенствованию планов мобилизационного и оперативного развертывания соединений и частей, приемов и способов борьбы с воздушным противником, действий в составе ударных многонациональных групп, организации взаимодействия с другими видами ВС, повышению эффективности системы управления.
Ежегодно планируется участие штабов, соединений, частей и подразделений ВВС не менее чем в 50 учениях, учениях-соревнованиях, тренировках и проверках боевой готовности. Большая часть мероприятий оперативной и боевой подготовки проводится в масштабе ОВВС НАТО. Из тех учений, в которых участвуют ВВС ФРГ, наиболее крупными являются «Сентрал энтерпрайз», «Коулд фаз», «Джойнт мэритайм кос» и «Тэктикал эр мит», в ходе которых отрабатываются следующие планы: оперативного развертывания и ведения первых воздушных наступательных и оборонительных операций начального периода войны в Европе с применением обычных средств поражения, отражения агрессии противника с приморских направлений, организации взаимодействия органов управления ОВВС НАТО.
Планами боевой подготовки предусматривается отработка разнообразных задач в различных метеоусловиях днем и ночью, с последующей проверкой достигнутых результатов на учениях. На территории ФРГ боевая подготовка проводится с учетом запрета федеральными властями полетов на малых и предельно малых высотах и сверхзвуковых скоростях, а также ограничений в использовании авиационных полигонов. В связи с этим данные виды полетов и практическое применение авиационного вооружения отрабатываются на полигонах США, Канады, Италии, Греции и других стран НАТО в ходе учений и плановой боевой подготовки. Ежегодный средний налет на один летный экипаж составляет около 150 ч для боевой и 240 ч для вспомогательной авиации. Вместе с тем зарубежные специалисты отмечают, что в последние годы наметилась тенденция некомплекта личного состава боевой и вспомогательной авиации. Это обусловлено двумя основными факторами: переход опытных пилотов в гражданскую авиацию по материальной заинтересованности, а также снижением уровня медицинского состояния претендентов на поступление в училище. В 2000 году из более чем 2 000 претендентов только 143 смогли пройти медицинскую комиссию и профессиональный отбор для дальнейшего обучения летным профессиям.
Перспективы развития ВВС.Одновременно с совершенствованием планов оперативного применения ВВС командованием бундесвера разработана и последовательно выполняется программа развития этого вида вооруженных сил «Структура-4». Ее основными целями являются: оптимизация организационно-штатной структуры и системы управления национальными ВВС; усиление боевой мощи этого вида ВС за счет модернизации имеющейся техники; и переход на современные типы авиационной техники, оснащение высокоточным оружием с большой дальностью поражения, создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных войск и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД или районе вооруженного конфликта. Численность личного состава ВВС к 2000 году намечено сократить до 77 тыс. человек.
Модернизация истребителей ПВО F-4F проводится с целью увеличения дальности рубежей перехвата воздушных целей. На самолеты устанавливаются многофункциональные радиолокационные станции AN/APG-65 с фазированной антенной решеткой, обладающие возможностью обнаружения воздушных целей на удалении до 150 км. В качестве средств поражения намечается использовать управляемую ракету AIM-120 класса «воздух - воздух» с активной головкой самонаведения и дальностью стрельбы до 75 км. Увеличение боевого радиуса действия этих самолетов планируется достичь путем установки на них системы дозаправки в воздухе. В качестве заправщиков предполагается использовать четыре транспортных самолета Боинг 707, на которых проводятся соответствующие работы по переоборудованию.
Программа модернизации тактических истребителей «Торнадо» предусматривает совершенствование центральной бортовой вычислительной машины, а также возможность оснащения их управляемыми авиабомбами GBU-24, противорадиолокационными ракетами HARM, УР AMRAAM и ASRAAM класса «воздух - воздух», подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием, УР «Апаш» класса «воздух - земля» (со сменной боевой частью и дальностью стрельбы до 150 км), позволяющей экипажу поражать наземные цели за пределами рубежа открытия огня наземных средств ПВО противника. Повысить точность выхода самолета в район цели и применения бортового оружия предполагается путем коррекции инерциальной навигационной системы по данным КРНС NAVSTAR и оснащения самолетов «Торнадо» подвесной прицельно-навигационной системой, в состав которой входит лазерный дальномер-целеуказатель.
Согласно планам после 2002 года начнет поступать на вооружение ВВС новый тактический истребитель EF-2000 «Тайфун», который должен заменить в первую очередь устаревшие истребители ПВО F-4F. Всего намечено закупить 140 самолетов в варианте истребителя ПВО и 40 в варианте тактического истребителя.
С целью обновления парка основных военно-транспортных самолетов С. 160 возможна закупка 74 новых транспортных самолетов FLA, разрабатываемых европейским консорциумом «Еврофлаг». Начало их серийного производства намечено на 2003 год.
Многоцелевой вертолёт NH-90
До начала поступления в войска (после 2003 года) 114 современных многоцелевых вертолетов NH-90, совместно разработанных компаниями Германии, Франции, Италии и Нидерландов, планируется провести модернизацию находящихся на вооружении транспортно-десантных вертолетов UH-1D. В частности, предусматривается замена электрооборудования, усиление элементов конструкции фюзеляжа, установка нового пилотажно-навигационного оборудования. Срок эксплуатации вертолетов UH-1D решено продлить до 2010 года.
В соответствии с требованиями новой коалиционной военной стратегии НАТО и принятой на ее основе «Временной концепции совместной ПВО Центрально-Европейского ТВД» командование бундесвера продолжает осуществлять мероприятия по реорганизации системы ПВО территории страны.
Целью реорганизации является переход к единому централизованному управлению силами и средствами ПВО и ВВС в ходе ведения воздушных наступательных и оборонительных операций. Предусматривается, например, расширение национальной системы управления и предупреждения за счет развертывания новых средств ПВО на территории восточных земель ФРГ, оптимизация структуры органов управления и оповещения ВВС и ПВО, достижение оперативной совместимости систем связи и средств автоматизации для дальнейшей интеграции в автоматизированную систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS (Air Command and Control System).
ЗРК “Роланд-3 “
В структуре развертываемой единой автоматизированной системы управления ВВС и ПВО НАТО в Европе на территории ФРГ созданы два центра управления воздушными операциями - ЦУВО (Combined Air Operation Centre). Они возглавляются региональными командующими национальными ВВС ФРГ «Север» (2 ЦУВО - г. Калькар) и «Юг» (4 ЦУВО - г. Месштеттен) и непосредственно подчиняются командующему ОВВС на ЦЕ ТВД. Организационно ЦУВО состоит из трех групп: управления наступательными операциями, управления оборонительными операциями, а также координации поддержки и обеспечения. Этот орган управления представляет собой объединение штабных структур, занимающихся разработкой и постановкой наступательных и оборонительных задач (бывшие ЦУТА и ОЦС ПВО или их эквиваленты органов управления 2 и 4 ОТАК). ЦУВО будут осуществлять руководство частями и подразделениями авиационного компонента оперативной группировки войск, а также силами и средствами, дополнительно выделенными командующим ОВВС на ТВД для выполнения определенных задач.
Информация о воздушной обстановке поступает на ЦУВО с самолетов ДРЛО и управления авиацией AWACS - НАТО и из центров управления и оповещения (ЦУО), имеющих свои средства обнаружения и использующих данные постов управления и оповещения (ПУО) и радиолокационных постов (РЛП).
В интересах повышения возможностей системы ПВО особое внимание уделяется развертыванию на пяти радиолокационных постах (РЛП н. п. Деберн, Альтенбург, Путгартен, Эльменхорст и Кельпин), которые осуществляют контроль воздушного пространства над восточными землями ФРГ, современных трехкоординатных радиолокационных станций (РЛС) с фазированной антенной решеткой AN/FPS-117. Эти станции отличаются высокими тактико-техническими характеристиками по дальности обнаружения и количеству одновременно сопровождаемых целей, требуют минимального обслуживания и способны работать в автономном режиме. Кроме того, в распоряжение бундесвера командованием ВВС США в Европе передана расположенная в н.п. Темпельхоф близ г. Берлин) РЛС AN/FPS-117, которая активно используется для контроля воздушного пространства над восточными землями Германии.
Продолжаются мероприятия по оптимизации структуры органов управления ВВС и ПВО на территории западных земель ФРГ. При этом с ряда ЦУО снимаются функции управления, а руководство силами и средствами ПВО возлагается на ЦУВО. В частности, четыре ЦУО (в городах Фиссельхеведе, Мариенбаум, Ауэнхаузен и Эрбескопф) переоборудуются в РЛП ПВО и оснащаются РЛС AN/FPS-117.
Всего в национальной системе управления и предупреждения командование бундесвера предполагает иметь восемь ЦУО (в н. п. Брокцетель, Брекендорф, Месштеттен, Лауда, Фрейзинг, Прагсдорф, Шеневальде и Эрндтебрюк) и 12 дистанционно управляемых РЛП (н. п. Ауэнхаузен, Альтенбург, Гроссер Арбер, Деберн, Дебраберг, Мариенбаум, Путгартен, Темпельхоф, Кельпин, Фиссельхеведе, Эльменхорст и Эрбескопф). По мнению западных экспертов, новая структура органов управления и оповещения ВВС и ПВО в условиях снижения финансовых ассигнований и сокращения личного состава позволит повысить эффективность и надежность системы ПВО за счет автоматизации процесса обнаружения и сопровождения целей, централизации управления и более тесного взаимодействия всех средств ПВО.
Кроме перечисленных мероприятий, продолжаются работы по интеграции АСУ ПВО ФРГ «Гейдж» и АСУ ВВС «Эйфель» в единую систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS. Так, органы управления национальной системы управления и предупреждения оснащаются современными средствами автоматизации и связи, базами данных и программным обеспечением. В целом все это позволит обеспечить более надежные и эффективные противовоздушную оборону территории Германии, координацию и взаимодействие в управлении национальными и коалиционными силами и средствами тактической авиации, что, в конечном счете, существенно повысит возможности объединенных ВВС НАТО в Европе.
В рамках этого плана предусматривается оснастить органы управления каждого уровня (от командующего ВВС ФРГ до командира эскадрильи включительно) современными средствами автоматизации и связи, базами данных и гибким программным обеспечением. Это, по мнению командования военно-воздушных сил, в 3 - 4 раза сократит время цикла управления авиацией и ПВО, обеспечит всестороннюю автоматизированную связь, в кризисной ситуации и в военное время за счет приведения организационно-штатной структуры ВВС ФРГ в соответствие с требованиями НАТО, существенно повысить гибкость и мобильность, а также способность ВВС к наращиванию сил и средств в нужный момент на требуемых направлениях, усилит централизацию управления.
Полковник В. ФЕДОСЕЕВ