ВМС ФРГ

                                     Военно-морские  Силы  ФРГ

Капитан 2 ранга Ю.КРАВЧЕНКО

Создание ВМС Федеративной Республики Германии (бундесмарине), как и вооруженных сил страны в целом, было обусловлено агрессивной политикой международного империализма во главе с США. Уже в январе 1951 года состоялись первые переговоры между канцлером Аденауэром и американским генералом Эйзенхауэром по вопросу о восстановлении западногерманских военно-морских сил.

 

Парижские соглашения 1954 года и вступление страны в НАТО (9 мая 1955 г.) открыли прямой путь для возрождения в ФРГ ВМС, которые в конце 1960 года насчитывали 23,8 тыс. человек. Соглашения позволяли Западной Германии строить подводные лодки водоизмещением не более 350 т, а надводные корабли до 3 тыс. т. В 1961 году совет Западноевропейского союза повысил допустимое водоизмещение надводных кораблей до 6 тыс. т, а в октябре 1963-го был поднят тоннаж подводных лодок до 1 тыс. т. В 1980 году по просьбе правительства ФРГ были сняты последние ограничения в строительстве военных кораблей, в том числе и с ядерными энергетическими установками. Большая помощь вновь созданным ВМС была оказана странами НАТО: передавались корабли, военно-морские базы и пункты базирования, ремонтные предприятия. С самого начала западногерманский флот нацеливался на тесное сотрудничество со своими партнерами по агрессивному Североатлантическому союзу.

Военно-политическое руководство блока при планировании операции будущей войны учитывает важное стратегическое положение ФРГ.

 

 Зарубежные военные специалисты считают, что Балтийские проливы и прилегающие к ним районы являются ключевой позицией в Северо-Западной Европе. С началом войны Северное море и подходы к Балтике станут местом, где будет организовываться встреча конвоев с войсками усиления, оружием, боевой техникой и предметами материально-технического снабжения, прибывающими на Европейский континент из США и Великобритании. Кроме того, эти воды связывают кратчайшим путем ФРГ, Норвегию, Данию, Нидерланды и Бельгию, и нарушение этих коммуникаций может отрицательно сказаться на состоянии экономики стран НАТО, затруднить маневр силами и средствами между Центрально- и Северо-Европейским театрами военных действий.

Данные обстоятельства легли в основу концепции применения западногерманских" ВМС в будущей войне, согласно которой основным их предназначением явится поддержание во взаимодействии с другими флотами государств блока благоприятного оперативного режима в этом важном для НАТО районе.

В соответствии с основным предназначением на бундесмарине возложено решение следующих основных задач: в южной части Балтийского моря и проливной зоне - блокада Балтийского пролива, борьба с силами флота противника, нарушение его морских перевозок, содействие приморскому флангу сухопутных войск, участие в морских десантных операциях, противоминная и противодесантная оборона побережья ФРГ (земля Шлезвиг-Гольштейн), Дании, Южной Норвегии; в Северном и Норвежском морях - защита морских коммуникаций, борьба с силами флота противника, нарушение его транзитных перевозок, питающих группировку объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе, оборона от атак с моря побережья стран блока.

По взглядам командования ВМС ФРГ, страна должна иметь сбалансированные по качественному и количественному составу флот и морскую авиацию, способные гибко решать поставленные задачи в районах с различной оперативной обстановкой. В центральной и восточной Балтике в условиях сильного противодействия противника предполагается использование в основном подводных лодок и истребительно-бомбардировочной авиации. Основу сил в проливной зоне и на подходах к ней составят ударные группы ракетных катеров во взаимодействии с авиацией, а также тральщики и минные заградители, а в Северном и Норвежском морях - эскадренные миноносцы, фрегаты, подводные лодки, минно-тральные корабли, истребители-бомбардировщики и базовая патрульная авиация.

                                                                                            Рис. 1

В соответствии с основными задачами, боевым составом и районами оперативного предназначения и осуществляются строительство, оперативная и боевая подготовка военно-морских сил ФРГ. В мирное время они находятся в национальном подчинении, а с началом войны или на период учений передаются в распоряжение объединенных ВМС НАТО в зоне Балтийских проливов.

Организация и боевой состав.Организационная структура западногерманских военно-морских сил предусматривает создание однородных соединений и частей по классам кораблей и родам сил, обеспечивает их базирование, повседневную деятельность, боевую подготовку, комплектование личным составом, МТО и ремонт. Ее основу составляют флотилии боевых кораблей и судов (эскадренных миноносцев, подводных лодок, ракетных катеров, минно-тральных сил и судов снабжения), а также дивизия авиации ВМС.

В военное время и на период учений, проводимых как в национальных рамках, так и в составе объединенных ВМС НАТО, предполагается формирование оперативных соединений и групп для действий в Балтийском и Северном морях.

 Состав ВМС

Все суда в составе ВМС Германии собственного производства.

По состоянию на 09 октября 2012 года в состав ВМС Германии входят следующие суда:

 Подводные лодки проекта 212А

 Фрегаты типа «Бремен»

 

 Фрегаты типа «Бранденбург»

 Фрегаты типа «Брауншвейг »

 

Фрегаты типа «Саксония»

 

 Ракетные катера типа «Гепард»

 Минные тральщики типа «Франкенталь»

 

 

 Вспомогательные корабли типа «Осте»

 

 Танкеры типа «Рён»

 Танкеры типа «Берлин»

 

 Вспомогательные корабли типа «Эльба»

                                                               Списочный состав  ВМС  ФРГ

Тип

Бортовой номер

Наименование

В составе флота

Состояние

Примечания

Подводные лодки

Подводные лодки проекта 212А

U31

S 181

2002 -

в строю

 

Подводные лодки проекта 212А

U32

S 182

2003 -

в строю

 

Подводные лодки проекта 212А

U33

S 183

2004 -

в строю

 

Подводные лодки проекта 212А

U34

S184

2005 -

в строю

 

Подводные лодки проекта 212А

U35

S185

2011 -

на испытаниях

 

Подводные лодки проекта 212А

U36

S186

2011 -

на испытаниях

 

Фрегаты

Фрегаты типа «Бремен»

F207

Bremen

1979 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бремен»

F210

Emden

1979 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бремен»

F209

Rheinland-Pfalz

1979 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бремен»

F208

Niedersachsen

1979 -

встрою

 

Фрегаты типа «Бремен»

F211

Köln

1980 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бремен»

F212

Karlsruhe

1981 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бремен»

F213

Augsburg

1987 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бремен»

F214

Lübeck

1987 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бранденбург»

F215

Brandenburg

1992 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бранденбург»

F216

Schleswig-Holstein

1993 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бранденбург»

F217

Bayern

1993 -

в строю

 

Фрегаты типа «Бранденбург»

F218

Mecklenburg-Vorpommern

1993 -

в строю

 

Фрегаты типа «Саксония»

F219

Sachsen

2001 -

в строю

 

Фрегаты типа «Саксония»

F220

Hamburg

2002 -

в строю

 

Фрегаты типа «Саксония»

F221

Hessen

2003 -

в строю

 

Фрегаты типа «Брауншвейг»

F260

Braunschweig

2006 -

в строю

 

Фрегаты типа «Брауншвейг»

F261

Magdeburg

2006 -

в строю

 

Фрегаты типа «Брауншвейг»

F262

Erfurt

2007 -

в строю

 

Фрегаты типа «Брауншвейг»

F263

Oldenburg

2007 -

в строю

 

Фрегаты типа «Брауншвейг»

F264

Ludwigshafen

2007 -

в строю

 

Ракетные катера

Ракетные катера типа «Гепард»

P6121

Gepard

1982 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6122

Puma

1983 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6123

Hermelin

1983 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6124

Nerz

1983 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6125

Zobel

1983 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6126

Frettchen

1983 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6127

Dachs

1984 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6128

Ozelot

1984 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6129

Wiesel

1984 -

в строю

 

Ракетные катера типа «Гепард»

P6130

Hyäne

1984 -

в строю

 

Минные тральщики

Минные тральщики типа «Энсдорф»

M1094

Ensdorf

1990 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Энсдорф»

M1093

Auerbach/Oberpfalz

1991 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Энсдорф»

M1092

Hameln

1989 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Энсдорф»

M1090

Pegnitz

1990 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Энсдорф»

M1098

Siegburg

1990 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Кульмбах»

M1091

Kulmbach

1990 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Кульмбах»

M1095

Überherrn

1989 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Кульмбах»

M1096

Passau

1990 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Кульмбах»

M1097

Laboe

1989 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Кульмбах»

M1099

Herten

1991 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1063

Bad Bevensen

1993 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1067

Bad Rappenau

1994 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1064

Grömitz

1994 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1068

Datteln

1994 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1065

Dillingen

1995 -

встрою

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1069

Hömburg

1995 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1062

Sulzbach-Rosenberg

1996 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1058

Fulda

1998 -

в строю

 

Минные тральщики типа «Франкенталь»

M1059

Weilheim

1998 -

в строю

 

Вспомогательные корабли

Десантные корабли типа «Barbe»

L765

Schlei

1966 -

в строю

 

Десантные корабли типа «Barbe»

L762

Lachs

1966 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Вестервальд»

A1435

Westerwald

1967 -

встрою

 

Танкеры типа «Рён»

A1443

Rhön

1977 -

в строю

 

Танкеры типа «Рён»

A1442

Spessart

1977 -

встрою

 

Вспомогательные корабли типа «Эльба»

A511

Elbe

1993 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Эльба»

A512

Mosel

1993 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Эльба»

A513

Rhein

1993 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Эльба»

A514

Werra

1993 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Эльба»

A515

Main

1994 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Эльба»

A516

Donau

1994 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Осте»

A50

Alster

1989 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Осте»

A52

Oste

1988 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Осте»

A53

Oker

1988 -

в строю

 

Танкеры типа «Берлин»

A1411

Berlin

2001 -

встрою

 

Танкеры типа «Берлин»

A1412

Frankfurt am Main

2002 -

в строю

 

Танкеры типа «Берлин»

A1413

Köln

2009 -

в строю

 

Танкеры типа «Вальхен»

A1425

Ammersee

1967 -

встрою

 

Танкеры типа «Вальхен»

A1426

Tegernsee

1967 -

встрою

 

Вспомогательные корабли типа «Фехман»

A1458

Tegernsee

1967 -

встрою

 

Вспомогательные корабли типа «Вангероге»

A1451

Wangerooge

1968 -

встрою

 

Вспомогательные корабли типа «Вангероге»

A1452

Spiekeroog

1968 -

встрою

 

Вспомогательные корабли типа «Bottsand»

Y1643

Bottsand

1984 -

в строю

 

Вспомогательные корабли типа «Bottsand»

Y1644

Eversand

1988 -

встрою

 

Научно-исследовательское судно типа «Планета»

A511

Elbe

1993 -

в строю

 

Научно-исследовательское судно типа «Альянс»

A611

Alliance

2005 -

встрою

 

Учебные корабли

Учебно-тренировочный барк «Горх Фок II»

 

Gorch Fock II

1958 -

в строю

 

Морская авиация

 Противолодочный вертолёт NHI NH90

 

  • 3-я морская авиационная эскадра «Граф Цеппелин» (нем. Marinefliegergeschwader 3 «Graf Zeppelin»)
  • 5-я морская авиационная эскадра (нем. Marinefliegergeschwader 5)

Тип

Производство

Назначение

Количество

Примечания

Lockheed P-3C «Orion»

 США

Патрульный самолёт

8

 

Breguet Br.1150 «Atlantique»

Франция

Разведывательный самолёт

2

 

Dornier Do 228LM

Германия

Наблюдательный самолёт

2

 

Westland «Sea Lynx» Mk.88A

Великобритания

Противолодочный вертолёт

22

 

Westland «Sea King» Mk.41

Великобритания

Поисково-спасательный, транспортный вертолёт

21

 

NHI NH90

Евросоюз

Многоцелевой вертолёт

25

 

 

Военно-морские силы, состоящие из флота и авиации, возглавляет инспектор (командующий) ВМС, который руководит ими через главный штаб в г. Бонн. Организационно бундесмарине включает командования флота и поддержки ВМС, а также центральное военно-морское управление (рис. 1).

Командование флота (штаб в г. Глюксбург, земля Шлезвиг-Гольштейн) объединяет разнородные силы флота (боевые корабли и вспомогательные суда), авиацию ВМС, подразделения связи, научно-исследовательскую группу, различные береговые службы. Командующий флотом отвечает за боевую готовность, оперативную и боевую подготовку вверенных ему соединений и частей, организует их повседневную деятельность. Ему непосредственно подчиняется командующий ВМС на Северном море (ВМБ Вильгельмсхафек), который не имеет в своем распоряжении постоянного состава сил и средств (они выделяются на период проведения учений).

В состав командования флота, как сообщает зарубежная печать, входят пять флотилий (подводных лодок, эскадренных миноносцев, ракетных катеров, минно-тральных сил и снабжения), амфибийно-транспортная группа, дивизия авиации ВМС, а также командование связи и радиоэлектронных средств и учебная тактическая группа.

Флотилия подводных лодок (ВМБ Киль) состоит из двух эскадр и учебного отряда подводного плавания (г. Нейштадт).

 В 1-й эскадре (Киль) шесть лодок проекта 205, столько же проекта 206, а также плавбаза А55 <Лан>,

в 3-й (Эккерн-ферде) - 12 ПЛ проекта 206 и плавбаза А56 <Лех>. По оценке иностранных военных специалистов, подводные лодки этих проектов обладают .малой шумностыо, вследствие чего затруднено их обнаружение противолодочными силами, и имеют на вооружении достаточно .современное торпедное и минное оружие. Плавбазы <Лан> и <Лех> однотипные; их полное водоизмещение 2890 т, длина 98,4 м, наибольшая скорость хода 20 уз, дальность плавания 1625 миль (при скорости 15 уз); вооружение - одна 100-мм и две спаренные 40-мм артиллерийские установки.

Флотилия эскадренных миноносцев (штаб в ВМБ Киль) включает пять эскадр:

1-ю и 2-ю эскадренных миноносцев, состоят соответственно из трех эсминцев УРО типа <Лютьенс> американской постройки и четырех-<Гамбург> ,

2-ю противолодочных кораблей (три фрегата типа <Кёльн>),

 4-ю фрегатов УРО (шесть кораблей типа <Бремен>,  а также эскадру корветов (пять типа <Гетис> и три вспомогательных судна, используемых как корабли разведки). 1-я эскадра эскадренных миноносцев базируется на ВМБ Киль, эскадра корветов - на Фленсбург, а остальные приписаны к Вильгельмсхафен. Командование ВМС ФРГ, как отмечается в зарубежной печати, считает, что боевой состав флотилии должен поддерживаться на существующем уровне - 16 кораблей классов фрегат - эскадренный миноносец.

Флотилия ракетных катеров (ВМБ Фленсбург)объединяет четыре эскадры. Ее корабельный состав включает десять новейших катеров типа <Гепард> (проект 143А, 7-я эскадра, Киль), 20 - типа <Тигр> (проект 148, 3-я и 5-я эскадры, Фленсбург и Ольпениц соответственно) и десять типа <Альбатрос> (проект 143, 2-я эскадра, Ольпениц). Все катера вооружены противокорабельными ракетными комплексами <Экзосет> (четыре пусковых контейнера в корме), а последние, кроме того, имеют 533-мм однотрубные торпедные аппараты для стрельбы управляемыми по проводам торпедами

Флотилия минно-тральных сил (Вильгельмсхафен)состоит из шести эскадр: 4-я и 6-я базовых тральщиков дислоцируются на побережье Северного моря (Вильгельмсхафен), а 1, 3, 5 и 7-я рейдовых - в проливной зоне (Фленсбург, Киль, Оль-пениц и Нейштадт соответственно). Всего в ВМС ФРГ насчитывается: 59 минно-тральных кораблей (в том числе 12 тральщиков - искателей мин типа <Линдау> и шесть кораблей управления системы <Тройка>3, которые входят в 4-ю'и 6-ю эскадры); 39 рейдовых (21 типа <Шютце>, 1-я и 5-я эскадры, десять - <Фрауенлоб>, 7-я эскадра и восемь - <Ариадне>, 3-я эскадра); два минных заградителя А1437 <Заксеивальд> и А1438 <Штайгервальд>.

 Кроме того, во флотилию входит рота обезвреживания мин - около 100 водолазов-минеров, которая предназначена для разоружения (уничтожения) обнаруженных мин и других взрывоопасных предметов в прибрежных районах моря и на побережье.

Флотилия снабжения (штаб в Куксхафен)включает 1-ю и 2-ю эскадры вспомогательных судов, базирующихся соответственно на Киль и Вильгельмсхафен. Она решает задачи снабжения кораблей флота в море и в пунктах их рассредоточенного базирования необходимыми предметами МТО, проводит буксирные, ледокольные и спасательные работы, обеспечивает безопасность в районах боевой подготовки. В состав флотилии входят 24 судна (восемь универсальных судов снабжения, девять танкеров, два транспорта боеприпасов и пять океанских буксиров, в том числе два спасательных).

Амфибийно-транспортная группа (Киль)предназначена для переброски морем сил десанта, оружия, боевой техники, предметов МТО; высадки морских десантов и различных разведывательно-диверсионных групп. Она состоит из эскадры десантных кораблей (19 малых десантных кораблей проекта 520) и двух амфибийно-транспортных батальонов.

Авиация ВМС ФРГ, по взглядам западногерманского командования, призвана сыграть важную роль в войне на море. В военное время она будет решать следующие основные задачи: нанесение ракетно-бомбовых ударов по кораблям в море, военно-морским базам и другим береговым объектам противника; поиск и уничтожение подводных лодок самостоятельно и во взаимодействии с другими родами ВМС; противолодочная оборона соединений боевых кораблей, десантных отрядов и конвоев на переходе морем, прикрытие их с воздуха; авиационная поддержка морских десантов и сухопутных войск на приморских направлениях; проведение поисково-спасательных и транспортных операций.

Организационно части и подразделения авиации ВМС сведены в дивизию, которая включает четыре эскадры:

1-ю истребительно-бомбардировочную (аэродром Шлезвиг/Ягель, 48 самолетов <Торнадо>);

2-ю смешанную (аэродром Эггебек, 41 F-104G и 26 RF-104G <Старфайтер>); 3-ю патрульную <Граф Цеппелин> (аэродром Кордхольц, 19 базовых патрульных самолетов <Атлантик>, из которых пять используются для ведения радио- и радиотехнической разведки, и 12 противолодочных вертолетов <Си Линкс>);

  

 5-ю вспомогательную (Киль/Хольтенау, 20 легких транспортных самолетов Do-28D и 22 поисково-спасательных вертолета <Си Кинг-Мк41>).

 Наиболее современными боевыми самолетами авиации ВМС считаются истребители-бомбардировщики <Торнадо> (совместная разработка Великобритании, ФРГ и Италии). Они имеют максимальную скорость полета около 2200 км/ч на высоте 11000 м, боевой радиус действия до 1200 км, практический потолок 15000 м; вооружение (в зависимости от решаемых задач) - две встроенные 27-мм пушки, управляемые ракеты (УР) <Сайдвиндер>, <Скайфлэш>, <Мартель>, <Корморан>, неуправляемые авиационные ракеты (НАР), бомбы (максимальный вес боевой нагрузки 7250 кг). Истребители-бомбардировщики F-104G <Старфайтер> постепенно заменяются <Торнадо>. Их основные тактико-технические характеристики следующие: максимальная скорость 2300 км/ч (на высоте 11000 м), радиус действия в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета 1100-1300 км, практический потолок 17700 м; вооружение - одна 20-мм пушка, УР <Сайдвиндер>, НАР, бомбы (максимальный вес боевой нагрузки 1800 кг). Разведчики RF-104G имеют в основном те же характеристики и также будут заменены самолетами <Торнадо>.

В командование связи и радиоэлектронных средств (Киль) входят штаб и два округа связи, а учебная тактическая группа ВМС занимается сбором и обработкой геофизических данных по Балтийскому морю.

Командование поддержки ВМС (Вильгельмсхафен) ведает планированием и организацией всего комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению военно-морских сил (закупка, учет, хранение и распределение материальных средств, определение норм снабжения ими частей и подразделений, проверка состояния боевой техники, регламентные работы и ремонт кораблей, контроль за соблюдением правил эксплуатации вооружения, разработка инструкций и наставлений). Оно включает командования районов базирования ВМС на Балтийском и Северном морях. Командованию районов подчинены ВМБ, склады боеприпасов и материально-технических средств, два транспортных батальона. Командование ВМС ФРГ считает, что от правильного решения вопросов тылового обеспечения сил и средств флота и морской авиации в значительной степени зависит их боевая готовность.

Центральное военно-морское управление (Вильгельмсхафен) несет ответственность за укомплектованность, обучение и боевую подготовку личного состава ВМС, медико-саритарное обеспечение, испытание новой техники, разработку перспективных программ по военно-специальным и общим вопросам. Оно включает отделы личного состава и испытаний техники, институт морской медицины, школы по подготовке личного состава, учебные центры, корабли и суда.

 

 Комплектование и подготовка личного состава. Военно-морские силы страны (численность 38 500 человек, включая морскую авиацию) комплектуются на основе закона о всеобщей воинской повинности (действительная срочная служба 15 месяцев), а также за счет добровольцев, подписавших контракт на срок от двух до 12 лет. Флот в основном укомплектован добровольцами; военнослужащие срочной службы составляют только около 26 %., что значительно меньше, чем в других видах вооруженных сил (в среднем по бундесверу 45 % ).

Командование западногерманских ВМС, согласно данным в зарубежной печати, намерено сократить число призывников до 22 %. Это объясняется тем, что на вооружение флота и морской авиации поступают все более сложные системы оружия и боевой техники, овладение которыми в совершенстве требует значительного времени. Сообщается, что в настоящее время экипажи подводных лодок уже полностью укомплектованы добровольцами, а на новых фрегатах УРО типа <Бремен> только 18,5 % должностей рядового и унтер-офицерского состава занимают военнослужащие, призванные на службу по закону о всеобщей воинской повинности.

Офицерский состав бундесмарине сначала готовится в военно-морском училище в г. Мюрвик (около двух лет), а затем все кадровые офицеры, а также офицеры, подписавшие контракт на службу в течение 12 лет, заканчивают обязательный трехгодичный курс обучения в высших учебных заведениях бундесвера. Курсанты наряду с изучением теоретических дисциплин проходят практику на парусном судне <Горх Фок> и учебном корабле А59 <Дойчланд>.

                                             учебный барк " Горх Фок "

 Унтер-офицерский и рядовой состав проходит обучение на различных курсах, где приобретается необходимая квалификация по специальности. Всего в ВМС ФРГ насчитывается десять школ и четыре учебные группы.

Западногерманские военные специалисты считают, что в недалеком будущем возникнет нехватка призывного контингента для ВМС ФРГ. Решить эту проблему, по их мнению, можно путем увеличения срока действительной срочной службы до 18 месяцев, набора женщин для работы в различных береговых службах и узлах связи, а также более широкого внедрения средств автоматизации и механизации.

Наряду с обучением в национальных учебных заведениях широко практикуется направление отдельных групп военнослужащих на флоты других стран - членов агрессивного блока НАТО для дальнейшего совершенствования по специальности и изучения новой техники иностранных образцов.

Базирование. ВМС ФРГ обладают развитой системой базирования сил флота и морской авиации (рис. 3). Согласно справочнику <Джейн>, основными военно-морскими базами флота являются: на Балтийском море - Киль (главная), Ольпешщ, Фленсбург и Эккернферде; на Северном - Вильгельмсхафен (главная) и Боркум. Кроме того, более 20 крупных портов страны могут использоваться для базирования, докования и ремонта боевых кораблей и вспомогательных судов ВМС. Большое значение для маневра силами и средствами флота имеет Кильскнй канал.

Морская авиация ФРГ базируется в основном на четыре аэродрома: Шлезвиг/Ягель, Эггебек, Киль/Хольтенау и Нордхольц. Аэродромы имеют взлетно-посадочные полосы длиной около 2500 м с твердым покрытием (асфальт или бетон), рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки.

 Перспективы развития. Судя по материалам зарубежной прессы, командование бундесвера придает большое значение развитию военно-морских сил, повышению их боевых возможностей.

В планах строительства ВМС намечается дальнейшее качественное совершенствование подводных сил. Состоящие на вооружении с конца 60-х годов шесть подводных лодок проекта 205 будут выведены из боевого состава флота к началу будущего десятилетия; модернизация их не представляется целесообразной. Они будут заменены новыми лодками проекта 211 (водоизмещением 1450 т), спроектированными, как сообщает журнал <Нэйви Интернэшнл>, специально для действий в мелководных районах Северного моря. Всего планируется построить 12 таких ПЛ. Подводные лодки проекта 206 в результате модернизации (1985-1990) повысят свои боевые возможности. Они получат на вооружение управляемые по проводам торпеды, и, кроме того, на некоторых из них будут устанавливаться на верхней палубе два контейнера из стеклопластика вместимостью по 12 мин. В дальнейшем часть этих ПЛ будет также заменена лодками проекта 211.

Эскадренные миноносцы УРО типа <Гамбург>, как и устаревшие фрегаты типа <Кёльн>, останутся в строю до середины следующего десятилетия, после чего их заменят два фрегата типа <Бремен> и пять фрегатов УРО нового проекта 124, поступление которых на флот ожидается в начале 90-х годов. Как отмечается в иностранной печати, новые фрегаты УРО будут предназначены в основном для прикрытия от атак воздушного противника коммуникаций союзников в Северном море. В 1986 году завершится модернизация последнего из эскадренных миноносцев УРО типа <Лютьенс>. Корабли получили на вооружение противокорабельный ракетный комплекс <Гарпун>

 

 , ЗРК ближнего действия RAM ( В последнее время в печати не подтверждаются сведения об установке ЗРК RAM на кораблях типа <Лютьенс>. хотя планом модернизации они были предусмотрены.), а также боевую информационную управляющую систему NTDS и аппаратуру цифровой связи <Линк-11>.

Командование ВМС считает, что для повышения боевой устойчивости ракетных катеров (РКА) от атак авиации их необходимо вооружить эффективными ракетными комплексами ближнего действия. С этой целью планируется оснастить ракетные катера проектов 143 и 143А (всего 12 единиц) ЗРК RAM с дальностью стрельбы до 9 км, пусковая установка которого имеет 24 направляющие. Она будет установлена в кормовой части катеров (на РКА проекта 143 вместо 76-мм артустановки).

Предполагается в значительной степени обновить корабельный состав минно-тральных сил. В скором времени начнется строительство серии из десяти единиц новых тральщиков - искателей мин проекта 343 с корпусом из немагнитной стали, которые заменят тральщики типа <Шютце>. Головной корабль, как сообщает западная печать, будет передан флоту в конце 1988 года. Тральщики- искатели мин этого типа предназначены для решения задач поиска, траления (в том числе и в качестве корабля управления системы <Тройка>) и уничтожения мин, постановки минных заграждений. Их водоизмещение около 400 т, длина 51 м, ширина 8,8 м, осадка 2,5 м; вооружение: две 40-мм артустановки. Планируется также начать строительство еще одной серии тральщиков - искателей мин (20 единиц, проект 332) с корпусами однотипными корпусам кораблей проекта 343. Они будут заменять корабли типа <Линдау>.

В соответствии с программой перевооружения и модернизации морской авиации устаревшие истребители-бомбардировщики F-104G <Старфайтер> и разведчики RF-104G заменяются самолетами <Торнадо>. Всего для ВМС страны заказано 112 машин. Перевооружение 2-й смешанной эскадры намечается завершить в 1986- 1987 годах. К преимуществам <Торнадо> зарубежные военные специалисты относят его высокую боевую нагрузку, которая почти в 4 раза больше, чем у F-104G, и более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование.

Рассматривается вопрос о замене в середине 90-х годов базовых патрульных самолетов <Атлантик>, недавно прошедших модернизацию, в ходе которой на них были установлены новая РЛС, более современные системы (радио- и радиотехнической разведки, радиогидроакустических буев, инерциальная навигационная). Сообщается, что самолетами, которые заменят <Атлантик>, будут <Атлантик-2> либо американский Р-ЗС <Орион>.

 

 С целью повышения боевых возможностей авиации ВМС планируется оснащение противокорабельными ракетами (ПКР) средней дальности 22 вертолетов поиска и спасения <Си Кинг-Мк41>. С завершением модернизации вертолеты смогут дополнительно решать следующие боевые задачи: загоризонтное целеуказание для наведения управляемых ракет класса <корабль - корабль> и борьба с надводными силами противника самостоятельно и во взаимодействии с ракетными катерами.

 В качестве возможных ракет рассматривались английские <Си Скьюа> (дальность стрельбы 22 км), итальянские <Си Киллер-Мк2> (25 км), французские AS-15TT (15 км) и норвежские <Пингвин-Мк2> (30 км). Однако последние сообщения иностранной прессы свидетельствуют о том, что выбор, возможно, будет сделан в пользу ракет <Си Скьюа>. В этом случае вертолет будет вооружен четырьмя ПКР, на нем будет установлена РЛС <Си Спрей>, аппаратура цифровой связи <Линк-11> и современные средства радио- и радиотехнической разведки.

Намечены меры по обновлению вспомогательного флота. В частности, будут заменены новыми судами два танкера-заправщика А1429 <Эйдель> и А1428 <Гарц>, а также построены другие суда и буксиры.

Выполнение программ развития военно-морских сил ФРГ, по мнению зарубежных военных специалистов, увеличит их боевые возможности, что приведет к дальнейшему повышению роли бундесмарине в осуществлении агрессивных планов блока НАТО. Этим целям подчинена оперативная и боевая подготовка западногерманских ВМС, которая проводится как по национальным планам, так и в рамках командования объединенных вооруженных сил НАТО в зоне Балтийских проливов.

  ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЕЙ И КАТЕРОВ ВМС ФРГ

Тип корабля / количество в строю (бортовой номер и наименование), год ввода в боевой состав - Водоизмещение, т: стандартное /полное Главные размере-ния. м: длина ширина осадка Мощность энергетической установки, л. с./ Наибольшая -скорость хода, уз Дальность плавания, мили/ при скорости, уз. Экипаж, человек (из них офицеров) Вооружение'

Подводные лодки Проект 206- 18 (S170 - 179, 192 - 199). 1973 - 1975 498 2 /550 48.6 4,6 4,3 1500/10 18003 /17 4500/5 2003/4 22 (4) 533-мм ТА - 8, (торпеды, мины)

Проект 205- 6 (S180, 181, 188 - 191). 1966 - 1969 370/450 43.9 4.6 4,1 1200/10 1500/17 4200/5 200/4 22 (4) 533-мм ТА - 8, (торпеды, мины)

Эскадренные миноносцы УРО <Лютьенс>- 3 (D185 <Лютьенс>, D186 <Мельдерс>, D187 <Роммель>), 1969 - 1970 3370/4500 133,2 14.3 6.1 7000 / 30 4500/20 337 (19) ПКРК <Гарпун> - 2x4, ЗРК <Тартар> (40 ЗУР) - -1x1, ЗРК RAM - 1x24, ПЛРК АСРОК - 1x8: 127-мм АУ - 2X1; 324-мм ТА - 2x3, бомбомет - 1 <Гамбург> - 4 (D181 <Гамбург>, D182 <Шлезвиг-Гольштейн>, D183 <Байерн>, D184 <Гессен>), 1964 - 1968 3340/4680 133.7 13,4 6.2 68000 / 34 6000/13 268 (19) ПКРК <Экзосет> -- 4x1; 100-мм АУ - 3x1; 40-мм АУ - 4x2: 533-мм ТА - 4x1. 375-мм РВУ <Бофорс> - 2x4. бомбометы - 2. может брать мины Фрегаты УРО <Бремен> - 6 (F207 <Бремен>. F208 <Нижняя Саксония>, F209 <Рейнланд-Пфальц>. F210 <Эмден>, F211 <Кёльн>. F212 <Карлсруэ>), 1982 - 1984 2900/3500 130,5 14,4 6 51600 / 30 4000/18 204 (.) ПКРК <Гарпун> - 2x4, ЗРК <Си Спарроу> - 1x8, ЗРК RAM - 1x24: 76-мм АУ - 1x1; 324-мм ТА - 2X2, вертолеты - 2

Фрегаты <Кёльн>- 3 (F222 <Аугсбург>, F224 <Любек>. F225 <Брауншвейг>), 1962 - 1964 2100/2700 110 11 5,1 36000 / 28 2900/22 210 (17) 100-мм АУ - 2x1 40 мм АУ -2х2 и 2x1: 533-мм ТА - 4x1, 375-мм РВУ <Бофорс> - 2x4. бомбометы - 2. может брать 80 мин

Корветы(малые противолодочные корабли) <Тетис> - 5 (Р6052 <Тетис>. Р6053 <Гермес>. Pens'! <Наяда>. Р6055 <Тритон>, Р6056 <Тезе- УС>), 1961 - 1963 564/732 70 8,5 4.4 6800/ 20 3000/12 64 (4) 40-мм АУ - 1X2: 375-мм РВУ <Бофорс> - 1x4, 533-мм ТА - 4X1 А1449 <Ганс Берк-нер>. 1963 (.)/1000 81 9,4 2.8 13600/20 50 (.) 375-мм РВУ <Бофорс> - 1x4, 533-мм ТА - 2X1, бомбосбрасыватели

Ракетные катера <Гепард>(проект 143А) - 10 (Р6121 - 0130). 1982 - 1984 (.)/391 57,7 7,6 2,5 18000/36 2600/16 34 (4) ПКРК <Экзосет> - 4X1. ЗРК RAM - 1x24': 76-мм АУ - 1x1. может брать мины <Альбатрос> (проект 143) - 10 (PG111 - 3120), 1976 - 1977 (.)/391 57.7 7.6 2,5 18000/36 40 (.) ПКРК <Экзосет> - 4x1. ЗРК RAM - 1x24 ': 76-мм АУ- 2X1; 533-мм ТА -2Х1 <Тигр> (проект 148) - 20 (Р6141 - 6160), 1972 - 1975 (.)/265 47 7 2,1 12000/38 600/30 30 (4) ПКРК <Экзосет> - 4x1, 76-мм АУ 1x1, 40 мм АУ 1х1

 Малые десантные корабли Проект 520 - 22 L760-769, 788-799) 1965 - 1966 200/400 40 8,8 2,2 1020/12 3500/8 17 20 мм АУ 1х2 Десантовмести-мость 160 т груза или 3 танка

Десантные катераПроект 521 - 28 в (LCM1 - 28), 1964 - 1967 (.)/168 23,6 6,4 1,5 685/10 7 (-) Десантовмести-мость 60 т груза и 50 пехотинцев

Тральщики - искатели мин<Линдау> - 12 М1070 - 1072, 1074, 1075. 1077. 1078, 1080, 1084 - 1087), 1958 - 1960 370/463 47,1 8,3 3 4000/16 850/16 43 (5) 40 мм АУ 1х1, гидролокационная станция 193М. дистанционно управляемые по кабелю подводные аппараты РАР-104 - 2

Корабли управления системы траления <Тройка><Линдау> - 6 (Ml 073, 1076, 1079, 1081 - 1083), 1958 - 1959 370/463 47,1 8,3 2,8 4000/16 850/16 44 (4) 40 мм АУ 1х1, радиоуправляемые катера-тралы - 3

Рейдовые тральщики<Шютце> - 21 (М1051, 1054 - 1060, 1062 - 1065, 1067. 1069. 1090 - 1097), 1959 - 1963 230/305 47,4 7 2,2 4500/15 2000/13 36 (4) 40-мм АУ -1х1 тралы различных видов, <Фрауенлоб> - 10 (М6958 - 2667). 1966 - 1969 204/246 38 8.2 2 2000/15 25 (2) 40-мм АУ -1х1 тралы различных видов, может брать мины <Ариадне> - 8 М2650 - 2657), 1961 - 1963 200/252 38 7,7 2,2 2000/14 740/14 25 (2) 40-мм АУ -1х1 тралы различных видов, может брать мины

Минные заградители<Заксенвальд> - 2, (А1437 <Заксенвальд>, "А1438 <Штайгервальд). 1969 (.)/ 3380 110,9 13.9 3,8 6200/17 3500/(.) 62 (.) 40-мм АУ - 2х2 может брать до 800 мин 1 Количество ракетных и артиллерийских установок, число направляющих (контейнеров) и стволов в них, а также число торпедных аппаратов и труб обозначаются через знак умножения. 2 Для подводных лодок в числителе показано надводное водоизмещение, а в знаменателе - подводное. 3 Без скобок даются значения мощности, дальности плавания и скорости хода в над водном положении, а в скобках - в подводном. 4 Планируется установить. 5 Из них два в резерве и один учебный. В иностранной печати именуются десантными катерами, по западногерманской классификации - малые десантные корабли 6 Находятся в резерве.