Броненосные и линейные корабли. ч I

                              Броненосные и линейные кораблиЧасть I.


Приступая к публикации "морской коллекции", редакция ставит перед собой цель не только привести в систему разбросанные в разных, порой трудодоступных, изданиях сведения и изображения военных кораблей, не только дать наиболее полное изложение истории их развития, но и воздать должное работе русских кораблестроителей. В книгах и журналах, издаваемых за рубежом, нередко появляется стремление приписать успехи русского флота и достижения русского кораблестроения иностранцам. Чтобы читатели могли оценить успехи отечественного судостроения, особый упор в статьях "морской коллекции" будет сделан на русские броненосцы и условия их постройки. И если читатели журнала правильно оценят особенности и достижения отечественного кораблестроения, поймут причины, по которым сошли со сцены некогда грозные линкоры, увидят, что ракетно-ядерное оружие и атомные подводные лодки не зачеркнули линкоры, а явились логическим продолжением усиления боевой мощи советских военных кораблей, авторы будут считать свою цель достигнутой.

Цветные вкладки "морской коллекции" выполняет художник Владимир Иванов, тексты готовит морской инженер и журналист Герман Смирнов.

Выпуск 1: "ПЕРВЕНЕЦ"№9-1971

Понятие об атаке появилось раньше, чем понятие об обороне. Именно поэтому перевороты в боевой тактике, способах ведения войны, как правило, производят новые средства нападения. Максимальным успехом они пользуются в тот короткий промежуток времени, пока противник не разработал соответствующих средств защиты. История броненосного флота видимым образом противоречит такому естественному ходу дел. Здесь не новое средство нападения - пушка, - а новое средство защиты - броня, - произвело переворот, разом обесценив мощь огромных флотов, состоящих из многопушечиых деревянных линейных кораблей.

«Державы, считавшие себя могущественными на море, вдруг увидели, что они почти совсем беззащитны, если не примут решительных мер к созданию броненосных флотов...» - писал один из современников этого великого переворота.

Секрет такого кажущегося парадокса прост. Чем ближе цель, тем разрушительнее действие снаряда. А поскольку боевой корабль - гармоническое сочетание подвижной платформы и огневой мощи, защиты и нападения, то оказывается, что броня, позволяя броненосцу безнаказанно приближать свои орудия к борту противника, как бы увеличивает поражающую силу снаряда. Эффективность нападения здесь теснейшим образом связана с эффективностью защиты. Именно поэтому появление броненосцев произвело такое ошеломляющее действие на умы военно-морских специалистов.

Однако кораблестроители, которые сто с лишним лет назад решили закрыть железом деревянные борта, едва ли понимали такую зависимость. Они вряд ли догадывались, что осуществление такой идеи в скором времени произведет переворот в военно-морском деле. Для них железная броня была одним из многих изобретений, испытывавшихся тогда на боевых кораблях, не более важным, чем паровая машина, гребной винт и железный корпус. Но именно применение брони открыло тот период в развитии военного паровою флота, который даже можно назвать романтическим.

Период, лежащий между первыми экспериментами и широким признанием, период пересмотра старых канонов и рождения новых конструкций и правил, период бесконечного разнообразия типов кораблей. Короче говоря, период поисков прототипа. Для броненосного флота этот период укладывается в три десятилетия - I860-1890 годы.

Наиболее дальновидные специалисты удивительно правильно предугадывали характер грядущих изменений, ясно видели основные контуры боевых кораблей недалекого будущего. В 1841 году американцы братья Стивенс спроектировали железный корабль водоизмещением в 6000 т со скоростью хода 17 узлов, с пушками на поворотных платформах, с двумя винтами и балансирным рулем, с высокооборотной многоцилиндровой машиной и высоким по тогдашним представлениям давлением пара - 3,5 атм.

Спустя четыре года известный французский кораблестроитель де Лом изложил свои соображения о корабле будущего, который должен был быть железным, высокобортным, несущим несколько тяжелых орудий вместо множества легких. Основной двигатель - паровая машина, вспомогательный - паруса. Примерно в это же время в голове знаменитого американского изобретателя Эриксона сложилось представление о низкосидящем корабле с тяжелыми орудиями, размещенными в поворотной башне. Авторы всех трех проектов главный упор делают на броню. Но прежде чем эта идея претворилась в жизнь, должно было произойти знаменитое Синопское сражение...

18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала П.С.Нахимова вошла в Синопскую бухту, где укрылся турецкий флот. «Это сражение было коротким и решительным, - пишет английский историк Вильсон, - турецкий флот, ие располагавший бомбическими орудиями, просто-напросто исчез... Три турецких фрегата сгорели в несколько минут, два транспорта сразу пошли на дно».

Так получила боевое крещение идея французского артиллериста Пексана. «Необходимы короткие пушки большого калибра, - писал он в 1822 году, - стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом». Успех пушек Пексана положил начало неуклонному росту калибра морских орудий, который почти не увеличивался на протяжении предшествовавших 300 лет. Дело в том, что мощность гранаты (бомбы) сильно зависит от количества содержащегося в ней разрывного заряда. При стрельбе же сплошным ядром увеличение калибра со 152 мм до 203 мм увеличивает разрушительное действие снаряда сравнительно мало, а вес ядра и орудия становится чрезмерным.

Лихорадочно ища защиту от губительного огня русских батарей, Наполеон III в сентябре 1854 года отдал приказ о постройке 5 плавучих батарей с железной броней. Именно в пылу войны родился броненосец береговой обороны - тип корабля, которого не знал парусный флот. Но для выполнения главных целей флота, которыми тогдашние адмиралы считали господство на море и блокаду вражеских портов, новые корабли не представляли никакой ценности. Капитан, руководивший бомбардировкой Кинбурна, в сердцах сравнивал плавучие батареи с черепахами. При встречном ветре их тащило назад, и тогда приходилось отстаиваться на якорях либо прибегать к буксировке. Для настоящей морской службы требовался мореходный броненосец, который бы не уступал парусным кораблям того времени.

 

Броненосная батарея "Первенец", Россия, 1864 г.

 Де Лом, взявшийся построить такой броненосец, решил воспользоваться старым опытом. Его знаменитый «Ла-Глуар» (1), спущенный на воду в 1859 году, по праву считался мощнейшим кораблем тех лет. 30 орудий 162-мм калибра, броня в 120 мм, закрывавшая весь надводный и часть подводного борта, машина в 2500 л.с. и скорость 12-13 узлов давали все основания для такой репутации. Но с точки зрения новых идей этот «лев в стаде овец», как гордо называл его сам строитель, не представлял ничего оригинального. Де Лом обшил борта деревянного корабля железными плитами. С конструктивной точки зрения «Ла Глуар» - обычный деревянный линейный корабль, у которою срезана одна палуба и уменьшено количество пушек для компенсации веса брони. Такие корабли стали называть панцирными, чтобы отличать их от истинных броненосцев, начало которым положил «Уорриор» (2), спущенный в Англии в 1861 году. Он был крупнее и быстроходнее, чем «Ла Глуар», и нес больше орудий. Правда, броня не закрывала весь его надводный борт, а образовывала в средней части корпуса прямоугольную коробку, в которой размещались батареи. Недостатком такой схемы бронирования была уязвимость рулевой машины. Но зато строители «Уорриора» - знаменитые Скотт-Рассел и И.Уатт усовершенствовали конструкцию, применив водонепроницаемые отсеки и цельножелезный корпус. Чтобы оценить важность этого решения, стоит вспомнить, что Британское адмиралтейство отказывалось строить железные корабли с 1834 года из-за сильной коррозии и обрастания подводной части.

При всем различии первых броненосцев обращает на себя внимание одна деталь: толщина брони остается примерно постоянной - 100-120 мм. Артиллеристы приняли вызов. В 1865 году нарезные 228-мм пушки Вулвичского арсенала с дистанции около 1000 м пробивали броню голщиной 254 мм. Стало очевидно, что многочисленные малые орудия необходимо стянуть в мощный кулак из небольшого числа крупных пушек и защищать его толстой броней. Воплощая эту идею в конструкцию, главный строитель английского флота Эдвард Рид предложил так называемые казематные броненосцы. Для них характерны высокий борт, полное парусное вооружение в дополнение к паровой машине, броневой пояс по ватерлинии, увенчанный в средней части броневым коробом - казематом. В нем размещается несколько тяжелых орудий. Нa верхней палубе без прикрытия иногда устанавливалась дополнительная батарея легких орудий.

Чтобы погонные и отступные пушки могли вести огонь вдоль диаметральной плоскости, каземат должен был выступать за пределы борта. Тогда тяжелые орудия могли стрелять в нос и в корму через порты, прорезанные в углах каземата.

Первый казематный броненосец английского флота «Беллерофон» (1865 год) (4) превосходил «Уорриор» толщиной брони, мощностью орудий, маневренностью.

В 1865 году газета «Тайме» писала, что «из всей своры отечественных броненосцев он будет походить на гончую собаку, способную ворваться в неприятельскую гавань, разбить флот, если он на якоре, или выгнать его в море».

Спустя десять лет появился первый броненосец с двухдечным казематам - «Александра» (6). Чтобы отличать такие корабли от обычных однодечных, их стали называть казематированными. Последним таким броненосцем в мировой практике кораблестроении стал французский «Девастасьон» (7), спущенный в 1879 году.

...«Едва успели мы похоронить наш парусный флот и только что успели соорудить достойный для России паровой флот, как непредвиденные военно-морские события... заставили морское министерство сосредоточить все свои умственные и материальные средства на создании броненосного флота», - писал официальный историограф русского флота К.Манн. Принимая решение о строительстве броненосцев, морское ведомство должно было решить три проблемы:

1. Какие корабли нужны флоту?

2. Строить ли их самим или заказывать за границей?

3. Какую систему взять за основу: французскую или английскую?

К 1860-м годам стало ясно, что броня, в мгновение ока уничтожившая строгую, выработанную столетиями классификацию парусных кораблей, привела к появлению броненосцев, для которых требуется своя, новая классификация. Русское морское ведомство решило для плавания в океанах и линейного боя оставить бортовые броненосцы с полным парусным вооружением и с броней умеренной толщины, а для атаки и обороны портов и гаваней строить броненосцы береговой обороны, способные нести самые тяжелые орудия и самую толстую броню. Поскольку первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.

Постройка в 1861 году небольшой броненосной лодки «Опыт» показала, что заводы царской России не в состоянии были выполнить требования морского ведомства. Поэтому первый наш броненосец - плавучая батарея «Первенец» (3) - сооружался в Англии. Ее строительство было использовано для обучения русских инженеров и мастеров, командированных с этой целью в Англию. Следующая броненосная батарея «Не тронь меня» строилась уже в Петербурге, на Галерном островке, английским заводчиком Митчеллом, но силами русских рабочих под наблюдением инженера Соболева. Третью батарею - «Кремль», несколько увеличенного водоизмещения - построили на русском частном заводе Семянникова и Полетики частью из английского, частью из русского железа.

Из двух систем постройки - французской, при которой деревянный корпус обшивали коваными железными плитами, и английской, при которой корпус строился из железа, предпочтение отдавалось английской, хотя она была дороже и требовала больше времени. На русских верфях было построено всего два панцирных броненосца (переделанные фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск»). Все остальные строились из железа, ибо морское ведомство считало: «Железное судостроение должно прочно водвориться в России, суда должны строиться русскими и из русских материалов, чтобы нам не быть в этом важном деле в зависимости от иноземной промышленности и иностранных техников».

В результате этой дальновидной политики уже в 1864 году отечественное судостроение смогло приступить к постройке нашего первого мореходного броненосца - казематного фрегата «Князь Пожарский» (5). Он строился на Галерном островке целиком из русского железа, а на изготовление каземата пошла первая броня Ижорского завода. Пробные плавания в Балтийском море в 1869, 1870 и 1871 годах дали малоудовлетворительные результаты, и это обстоятельство позволило знаменитому нашему кораблестроителю адмиралу А.Попову лишний раз блеснуть своим талантом. Проведя испытания, он убедился, что недостатки фрегата кроются не в конструкции его, а в неправильном размещении грузов и рангоута. Произведенные по указаниям А.Попова переделки дали прекрасные результаты, и летом 1873 года «Князь Пожарский», успешно перенеся ряд штормов, отправился нести службу в Средиземное море. Он стал нашим первым броненосцем, вышедшим из Кронштадта за пределы Балтийского моря.

 

1. «Ла Глуар», Франция, 1859 г.
Водоизмещение 5600 т, длина 77 м, ширина 16,1 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 2500 н.л.с. Скорость 12,8 узл. Толщина брони 120 мм. Вооружение - 30 162-мм орудий.

2. «Уорриор», Англия, 1861 г.
Водоизмещение 8950 т, длина 116 м, ширина 17,8 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 5470 н.л.с. Скорость 14,4 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 48 203-мм орудий.

3. «Первенец», Россия, 1864 г.
Водоизмещение 3277 т, длина 68 м, ширина 16,1 м, осадка 4,4 м. Мощность силовой установки 1067 н.л.с. Скорость 8 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 24 196-мм орудий.

4. «Беллерофон», Англия, 1865 г.
Водоизмещение 7550 т, длина 92 м, ширина 17,2 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 6520 н.л.с. Скорость 14,17 узл. Толщина брони 152 мм. Вооружение - 10 229-мм орудий, 5 175-мм орудий.

5. «Князь Пожарский», Россия, 1867 г.
Водоизмещение 4505 т, длина 83 м, ширина 15,6 м, осадка 6,1 м. Мощность силовой установки 2835 н.л.с. Скорость 11,7 узл. Толщина брони 114 мм. Вооружение - 8 203-мм орудий, 2 152-мм орудий.

6. «Девастасьон», Франция, 1879 г.
Водоизмещение 9600 т, длина 94,9 м, ширина 21,3 м, осадка 7 м. Мощность силовой установки 8000 н.л.с. Скорость 15 узл. Толщина брони 380 мм. Вооружение - 4 320-мм орудий, 3 270-мм орудия.

7. «Александра», Англия, 1875 г.
Водоизмещение 9490 т, длина 99 м, ширина 19,4 м, осадка 8 м. Мощность силовой установки 8610 н.л.с. Скорость 15 узл. Толщина брони 305 мм. Вооружение - 2 280-мм орудия, 10 254-мм орудий.

 

Выпуск 2: "ПЁТР ВЕЛИКИЙ"  Моделистелист-Конструктор" №10-1971

«Нападение, делаемое на крепости и сильные береговые батареи только одним флотом, следует всегда считать не только отважным, но отчаянным пpeдприятием», - писал в начале прошлого века знаток артиллерии англичанин Говард Дуглас. И если гражданская война в Северной Америке изобиловала именно такими отважными до отчаянности нападениями на крепости и береговые батареи, то это стало возможным лишь благодаря изобретению мониторов. Прообразом их, давшим название всему классу, стал знаменитый «Монитор» (8), построенный Джоном Эриксоном в рекордно короткий срок к в марте 1862 года спасший от окончательного уничтожения «Мерримаком» корабли северян, укрывшиеся на Хемптонском рейде.

Характерным для этого класса кораблей была малая осадка; очень низкий борт - всего 60-90 см; размещение немногих, но самых тяжелых орудий во вращающихся башнях, позволяющих вести едва ли не круговой обстрел; полное отсутствие парусного вооружения; мощное бронирование всей надводной части - борта, палубы и башен. Все это дало основание Ч. Бойнтону - официальному историографу американского флота - утверждать: «Монитором обозначается новая эра в истории государств».

Европейские инженеры, однако, были в меньшем восторге от мониторов, чем американские. «Каждый корабль, долженствующий нести службу в открытом море, должен возвышаться над поверхностью воды, быть хорошо освещенным и вентилируемым и нести эффективное парусное вооружение, то есть фактически быть, насколько это возможно, прямой противоположностью «Монитору», - писал главный строитель английского флота Э. Рид в 1863 году.

Сопоставляя эти высказывания, нетрудно убедиться: в споре были правы обе стороны. Американцев, заинтересованных тогда в защите прибрежной зоны, мало волнуют мореходность и дальность плавании кораблей, им важнее мощность орудия, толщина брони, надежность машины. Англичане же, заинтересованные в кораблях для океанских плаваний, в первую очередь заботятся как раз о мореходности и дальности плавания.

Весьма способный английский морской офицер Кольз, который изобрел наиболее удачную конструкцию орудийной башни, еще в 1863 году предложил проект мореходного броненосца, совмещающего башни и низкий борт монитора с полным парусным вооружением фрегата. Чтобы башенные орудия могли вести огонь, не повреждая собственного рангоута, Кольз разработал трехногие мачты, освободившие артиллерийскую палубу от вант. В 1870 году печально знаменитый башенный рангоутный броненосец «Кептен» (9) вышел в очередной поход. Внезапно налетевший шквал в мгновение ока погубил это сооружение вместе с самим изобретателем и почти всей командой. Гибель «Кептена» дала основание Риду провести классические исследования по остойчивости судов, которые положили конец попыткам строить низкобортные броненосцы с парусным вооружением.

В 1865 году на заседании Русского технического общества адмирал А. Попов предложил идею брустверного монитора. У этих кораблей, как и у американских мониторов, был относительно низкий борт, но башни, люки, дымовые и вентиляционные трубы ограждались со всех сторон бронированным бруствером, который возвышался на несколько футов над поверхностью воды, избавляя пушечные порты, люки и трубы от неприятного и опасного соседства с морскими волнами.

В 1867 году проект А. Попова был одобрен, а в 1869 году приступили к постройке брустверного монитора, получившего впоследствии название «Петр Великий» (12). Но начать строительство такого корабля стало возможным лишь в результате осуществления чрезвычайно напряженной кораблестроительной программы 1860-х годов.

1863 год ознаменовался угрозой разрыва с западными державами, возымевшими намерение вмешаться в польский вопрос. Для защиты Кронштадта в дополнение к плавучим батареям «Первенец», «Не тронь меня» и «Кремль» были заложены 10 мониторов типа «Ураган» (10) и двухбашенная лодка «Смерч». Разбег, взятый в 1863 году, отразился и на программе 1864 года: две двухбашенные лодки «Чародейка» и «Русалка», два двухбашениых фрегата «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» и два трехбашенных фрегата «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев» (11).

 

"Пётр Великий", Россия, 1876 г.

 В 1877 году отправился в Средиземное море броненосец «Петр Великий» (12), построенный на Галерном острове под руководством вице-адмирала А. Попова и корабельных инженеров Окунева и Леонтьева. За год до того английские специалисты, занимавшиеся определением боевых элементов наиболее сильных из существовавших тогда броненосцев, поставили «Петра Великого» на первое место, предпочтя его однотипным английским брустверным мониторам «Девастэйшн», «Тандерер» и «Дредноут», которые Рид спроектировал почти одновременно с Поповым. «Петр Великий» хорошо послужил русскому флоту. В 1904-1906 годах после капитального ремонта он был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, а в 1917 году исключенный из списков флота, он использовался как блокшив до сдачи на слом в 1959 году.

В 1871 году на заседании комитета, расследовавшего причины гибели «Кептена», известные оружейники Армстронг и Витворт заявили, что готовы принять заказы на орудия, способные пробивать железную броню в 500-600 мм, и предлагали в связи с этим вообще отказаться от брони. Комитет не принял этой точки зрения и выдвинул требование: создать корабль с броней в 600 мм. Именно это требование и породило цитадельный броненосец «Инфлексибл» (13). «Представьте себе бронированную плавучую цитадель в 110 футов длиной и 75 шириной, возвышающуюся на 10 футов над водой и увенчанную двумя круглыми двухорудийными башнями, размещенными в углах цитадели по диагонали, - писал преемник Рида Барнаби, - уясните себе, что все эти орудия могут стрелять разом в нос, в корму и на оба борта, а попарно - в любую точку горизонта. Добавьте к нижней подводной части цитадели корпус корабля, оканчивающийся тараном в носу и двумя винтами и рулем в корме, - и вы получите боевую схему этого корабля».

Ушедший в отставку Рид подверг «Инфлексибл» резкой критике, что не помешало ему, однако, претендовать на авторство идеи цитадельного броненосца, когда он узнал, что итальянцы опередили англичан в разработке этого типа броненосцев, заложив «Дуилио» (14) и «Дандоло». О «Дуилио» говорили, что его наступательные качества превышают оборонительные. И действительно, неся броню в 355 мм, этот корабль был вооружен самыми мощными пушками того времени - четырьмя 450-мм нарезными орудиями Армстронга. Установив на «Дуилио» торпедные аппараты и ангар для быстроходного минного катера, который ночью мог тайно устремляться навстречу противнику, итальянцы, можно сказать, на лету перехватили у «Инфлексибла» славу самого мощного броненосца.

 

8. «Монитор», США, 1862 г.
9. «Кептен», Англия, 1869 г.
10. «Ураган», Россия, 1864 г.
11. «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.
12. «Петр Великий», Россия, 1876 г.
13. «Инфлексибл», Англия, 1876 г.
14. «Дуилио», Италия, 1876 г.

 

Выпуск 3: "СИНОП"  Моделист-Конструктор" №11-1971

На стрельбах 2 января 1879 года осколки 38-тонного орудия, разорвавшегося в башне английского броненосца «Тандерер», уложили на месте двух офицеров и восьмерых матросов. Забыв, что пушка уже заряжена, артиллеристы этого броненосца зарядили ее вторично и загубили свои жизни. Заряжайся их орудие с казны - такая трагедия была бы невозможна в принципе. В 1880-х годах англичане, вынужденные воспользоваться французским опытом, приступили к постройке броненосцев класса «Адмирал» с орудиями в барбетных башнях.

Этот тип артиллерийской установки французские кораблестроители начали отрабатывать еще в начале 1870-х годов. Барбет представляет собой открытый сверху броневой бруствер высотой около двух метров, внутри которого вращается платформа с установленным на ней орудием, причем его ствол возвышается над верхней гранью барбета. В таких башнях устанавливались лишь казнозарядные пушки, которым можно было придавать углы возвышения гораздо большие, чем в закрытых башнях тех лет. Но установить всю артиллерию главного калибра в барбетах французы не решались довольно долго. Раньше всех сделал этот шаг русский кораблестроитель адмирал А. Попов на своих знаменитых «поповках» круглых броненосцах береговой обороны.

Об этих кораблях, как до постройки, так и после нее было высказано немало критических замечаний. Но если учесть те жесткие требования, которые были поставлены перед Поповым, то нужно признать, что он справился с задачей успешно.

В июне 1873 года был спущен первый русский броненосец на Черном море - «поповка» «Новгород» (15). Два 280-мм нарезных орудия в барбетной башне, 263-мм бортовая броня, броневая палуба делали этот корабль грозным противником для любого иностранного броненосца тех лет. Вторая «поповка», спущенная в 1875 году, - «Вице-адмирал Попов» - была больше по водоизмещению, несла два броневых пояса толщиной 229 мм и 178 мм и два 305-мм нарезных орудия.

До 1879 года ни одна страна не решилась повторить опыт Попова в деле постройки чисто барбетных броненосцев. Корабли, строящиеся в этот период на французских, английских и германских верфях, можно было бы назвать казематно-барбетными, так как на них часть орудий главного калибра размещалась в каземате, а часть в барбетной башне. Таковы французские «Оцеан», «Маренго», «Фридланд», «Ришелье» и английский «Темерер». К этому типу принадлежал «Захсен» (16) - первый германский броненосец, построенный на немецкой верфи в 1877 году. Из его 254-мм орудий два размещены в носовом барбете, а четыре - в среднем каземате с продольным обстрелом.

В преддверии всех этих новых веяний и строился первый французский барбетный броненосец «Адмираль Дюпре» (17), спущенный на воду в 1879 году. На нем впервые применяются все средства противоминной защиты: число отсеков более 200, дно и борт до броневой палубы двойные, над броневой палубой в носовой части - пояс отсеков, заполненных целлюлозой. Высокий борт бронировался лишь узкой полосой 550-мм брони по всей ватерлинии. Четыре 340-мм орудия главного калибра размещались в четырех броневых барбетах с толщиной стенок 300 мм. От них в боевые погреба вели колодцы для подачи снарядов, защищенные 100-мм броней. Броневая 60-мм палуба, настланная по верхней кромке броневого пояса, защищала сверху две машины, 12 котлов и другие жизненные центры корабля. «Адмираль Дюпре» послужил прототипом для ряда французских броненосцев: «Адмираль Бодэн», «Формидабль», «Марсо», «Нептун», «Маджента».

Приступив к проектированию своих барбетных броненосцев, англичане тоже воспользовались французской схемой. Правда, в противоположность французам, всегда стремившимся защитить броней всю ватерлинию, англичане следовали своей традиции защищать орудийную прислугу. Четыре 305-мм казнозарядных орудия «Коллингвуда» - головного корабля класса «Адмирал», - установленные попарно в двух барбетных башнях в носу и в корме, были надежно прикрыты броней сверху и снабжены гидравлическим подъемным механизмом. Зато 456-мм броня «компаунд» закрывала лишь центральную часть корпуса, оставляя незащищенными носовую и кормовую части корабля. Последний броненосец класса «Адмирал» - «Бенбоу» (18) нес лишь два 413-мм орудия.

Но, несмотря на все усовершенствования, англнчанам не удалось устранить недостатки французской схемы бронирования: орудийная прислуга на этих кораблях была, по сути дела, беззащитной против снарядов, разорвавшихся в межпалубном пространстве под барбетной башней.

В то время как англичане и французы разрабатывали противоположные схемы бронирования, итальянский кораблестроитель Б. Брин придумал третью систему. Он отказался вообще от бортовой брони, ограничившись 76-мм броневой палубой, идущей ниже ватерлинии от носа до кормы по всей длине корпуса. Над ней - множество водонепроницаемых отсеков. Бронированный колодец для подачи снарядов выходит в эллипсовидный барбет, расположенный по диагонали в средней части корабля. Рубка и комингсы вокруг машинных люков и оснований труб - вот и вся броневая защита корабля по схеме Брина. В течение нескольких лет броненосцы «Италия» (19) «Лепанто», построенные по проекту Брина, считались самыми крупными (14-15 тыс. т) и самыми быстроходными (18 узлов) боевыми кораблями, вооруженными самыми тяжелыми орудиями (четыре 430-мм казнозарядных орудия). Но поскольку эти эпитеты достались ценой отказа от серьезной броневой защиты, эскадренных броненосцев по схеме «Италия» не строил никто, кроме самого Брина.

Россия усвоила уроки русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. В 1882 году, приступая к строительству нового Черноморского флота, «русское морское ведомство, - по словам английского морского историка Кларка, - выказало как оригинальность, так и инициативу. В барбетах грушевидной формы на трех броненосцах типа «Синоп» размещались 6 тяжелых орудий, соединенных попарно, - схема, характерная только для русского флота. В эти годы в России не было построено ни одного корабля крупнее 13 тыс. тонн, а временное повальное увлечение сверхтяжелыми орудиями - монстрами, пошедшее в Европе из Италии, не достигло России. Здесь самым крупным калибром по-прежнему оставался калибр 305 мм».

В 1886 и 1887 годах со стапелей севастопольской верфи РОПИТ сошли два броненосца новой серии «Чесма» и «Синоп» (20), а в Николаеве спустили на воду однотипный с ними броненосец «Екатерина II». Построенные под руководством корабельных инженеров Арцеулова, Корнилова, Мордвинова и Торопова, эти двухвинтовые броненосцы водоизмещением около 11 тыс. т со скоростью хода 15-16 узлов, несущие 6 305-мм орудий и 8 152-мм, были свободны от недостатков французских барбетных броненосцев. Став основой Черноморского флота, эти корабли несли службу в течение нескольких десятилетий.

А на Балтийском море в это время строились корабли другого типа...

 

15. «Новгород», Россия, 1873 г.
16. «Захсен», Германия, 1877 г.
17. «Адмираль Дюпре», Франция, 1879 г.
18. «Бенбой», Англия, 1885 г.
19. «Италия», Италия, 1880 г.
20. «Синоп», Россия, 1887 г.

 

Выпуск 4: "НАВАРИН"  Моделист-Конструктор" №12-1971

22 июня 1893 в результате неудачного маневра английской средиземноморской эскадры броненосец «Кемпердаун» врезался в носовую часть новейшего броненосца «Виктория» (21), на котором держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал Тройон. Удар оказался роковым: сильнейший корабль британского флота начал медленно оседать на нос и вдруг при сравнительно малом еще крене внезапно перевернулся и пошел ко дну. Это случилось при мертвом штиле, на виду всей эскадры. Корабль затонул вместе с самим адмиралом и почти всем экипажем. Так по странной иронии судьбы от случайного таранного удара корабля своей же эскадры погибла «Виктория», ведущая свое происхождение от знаменитых броненосных таранов береговой обороны, которые строились в 1860-х годах специально для того, чтобы таранить стальными шпиронами вражеские суда...

Совершенствование пушек отчасти утихомирило таранный ажиотаж, но время от времени быстрота, с которой шли на дно случайно протараненные в мирное время корабли, становилась причиной вспыхивающего интереса к таранным кораблям. Одна из таких очередных вспышек и породила таранный броненосец «Конкверор», спущенный на воду в 1881 году. Вся кормовая часть «Конкверора», начиная от орудийной башни, представляла собой одну гигантскую надстройку, сливавшуюся с корпусом, — особенность, ставшая характерной для ряда кораблей тех лет. У «Конкверора» максимальная сила удара должна была быть направлена вперед, поэтому его 305-мм орудия главного калибра стрелять назад не могли. Вот почему именно о «Конквероре» вспомнили английские моряки, задавшись целью создать «идеальный броненосец», способный более или менее безнаказанно нанести смертельный удар любому вражескому кораблю. На мысль о таком броненосце их навел «Бенбоу» — последний броненосец класса «Адмирал» с его чудовищными 111-тонными 418-мм орудиями. Решив, что для того времени, «идеальный броненосец» должен не уступать «Бенбоу» по мощи артиллерии и превосходить его в бронировании, англичане пришли к выводу: увеличенный «Конкверор» с орудиями главного калибра, такими же, как на «Бенбоу», и значительно увеличенным числом 152-мм орудий в кормовой батарее окажется близок к желаемому идеалу. Именно такими увеличенными «Конкверорами» и были броненосцы «Виктория» и «Санспарейль». Эти корабли не только не стали «идеальными броненосцами», но даже не положили начала крупной серия броненосцев. Уже через несколько лет после их закладки среди специалистов распространилось мнение, что скорострельные орудия в начиненные мощной взрывчаткой снаряды смогут легко вывести из строя броненосцы класса «Адмирал» и «Виктория», разрушая их не защищенные броней носовую и кормовую оконечности. «Броня, броня и броня» — это требование моряков побудило кораблестроителей обратить пристальное внимание на брустверные броненосцы 1870-х годов. Результатом новых веяний в Англии стали броненосцы «Трафальгар» (22) и «Нил», ознаменовавшие собой возврат к идеям А. Попова и Э. Рида, заложенным в их броненосцы «Петр Великий» и «Девастейшн». Поясная броня толщиной 400—500 мм защищала ватерлинию «Трафальгара» почти на протяжении семи десятых длины корабля, нижний каземат из 450-мм брони защищал основание башен главного калибра, в верхнем 100-м каземате располагались шесть 120-мм противоминных скорострельных пушек.

 «Этими-кораблями, — пишет советский историк флота профессор А. Шершов,— был установлен тип башенных броненосцев. Последующие броненосцы вплоть до появления дредноутов являлись тем или другим изменением или усовершенствованием этого основного типа как в английском, так и во флотах других стран, в том числе и в русском». Роль, которую в английском кораблестроении довелось сыграть «Трафальгару», в нашем флоте выпала на долю броненосца «Наварин»...

Пятнадцатилетний перерыв в строительстве мореходных броненосцев на Балтике, установившийся после спуска «Петра Великого», кончился в 1887 году, когда со стапелей Нового Адмиралтейства в Петербурге сошел на воду барбетный броненосец «Император Александр II», Поскольку считалось, что для Балтийского моря нужны броненосцы меньшего водоизмещения, чем для Черного, новый боевой корабль, будучи на две тысячи тонн легче «Чесмы», нес всего два 305-мм орудия в носовом барбете, четыре — 229-мм и восемь 152-мм — в угловых казематах. Спущенный через два года «Император Николай I» (23) отличался от предшественника тем, что его орудия размещались не в барбетной установке, а в башенной. В 1890 году по типу этих броненосцев был построен броненосец «Гангут» (24). Будучи на две тысячи тонн легче своих предшественников, этот корабль нес всего одно 305-мн орудие в носовой башне, четыре 229-мм и четыре 152-мм в угловых казематах. На Черном море первым башенным броненосцем стал спущенный в 1891 году в Николаеве корабль «Двенадцать апостолов» (25). При водоизмещении 8076 тонн он нес четыре 305-мм орудия в носовой и кормовой башнях, четыре — 152-мм в верхнем каземате и 18 125-мм скорострельных пушек. Главная ватерлиния защищалась 350-мм поясной броней, а нижний каземат, защищающий основания орудийных башен, состоял из 300-мм броневых листов.

Колебания в выборе типа броненосца в русском флоте прекратились с постройкой «Наварина» (26). Спущенный в Петербурге в 1891 году «Наварин» стал прототипом для русских броненосцев вплоть до русско-японской войны. Четкое разделение артиллерии, размещение ее, тип бронирования — все эти важнейшие элементы впервые были твердо установлены именно на «Наварине». Как раз в то время, когда в Петербурге строился этот корабль, на правительственной верфи в Лорьяне полным ходом шла постройка первого французского чисто башенного броненосца «Бреннус» (27).

Интересная особенность «Бреннуса» — размещение артиллерии. В его носовой башне размещено два 340-мм орудия, в кормовой — одно. Над 400-мм броневым поясом, защищающим всю ватерлинию, сразу за носовой башней возвышается каземат из 120-мм брони. В нем разделенные противоосколочными переборками размещаются шесть 160-мм скорострельных орудий. Еще четыре таких же орудия установлены во вращающихся башнях, возвышающихся над казематом по две с каждого борта. В результате из десяти орудий среднего калибра пять могут вести огонь на любой борт и четыре — в нос или в корму.

В начале 1890-х годов завершается первый период развития броненосного флота, период проб и ошибок, период поиска. С этого времени ведущие морские державы мира принимают за основу один прототип — башенный броненосец.

 


21. «ВИКТОРИЯ» (АНГЛИЯ, 1887г.)
22. «ТРАФАЛЬГАР» (АНГЛИЯ, 1887)
23. «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I» (РОССИЯ, 1889г.)
24. «ГАНГУТ» (РОССИЯ, 1890г.)
25. «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ» (РОССИЯ, 1891г.)
26. «НАВАРИН» (РОССИЯ, 1891г.)
27. «БРЕННУС» (ФРАНЦИЯ, 1891г.)

 

Выпуск 5: "ПЕТРОПАВЛОВСК"  Моделист-Конструктор" №1-1972

Первое тридцатилетие существования броненосного флота не ознаменовалось сколь-нибудь крупными морскими сражениями. Поэтому ранняя эволюция броненосца определяется не столько боевым опытом, сколько техническим прогрессом в металлургии, химии взрывчатых веществ и машиностроении.

Только низкосидящие брустверные броненосцы 1870—1875 годов, надводная часть которых была целиком защищена железной броней, заслуживали названия — “истинные броненосцы”. Высокобортные мореходные корабли последующих лет не могли нести броню, закрывающую всю надводную часть, и кораблестроители оказались вынужденными защищать только жизненно важные центры. Начав с железной 115-мм брони, они за пятнадцать лет довели толщину до 610 мм! Но, увы, с появлением бризантных взрывчатых веществ артиллерия противника, будучи не в состоянии пробить 610-мм броню “Инфлексибла”, могла легко отправить на дно этот броненосец фугасными снарядами, стреляя по его незащищенным оконечностям. Именно это обстоятельство привело к созданию комбинированной защиты из тонкой и толстой брони после того, как появилась более прочная стальная броня и броня-компаунд.

Вначале средства нападения развивались быстрее, чем средства защиты. Неуязвимость первых американских мониторов, выдерживавших до 200 прямых попаданий вражеских ядер, дала необычайно сильный толчок изобретательности артиллеристов. И если за 50 лет, с 1806 по 1856 год, морское орудие изменилось очень мало, то за кдкие-нибудь 15—20 последующих лет оно стало неузнаваемым. На смену 203-мм гладкоствольной пушке 1850-х годов весом в 3—4 т в 1870 году пришло 305-мм дульнозарядное орудие весом в 35 т. Эти махины, которые не могли уже управляться вручную, породили гидравлические механизмы, поднимающие и опускающие ствол, поворачивающие башню и досылающие в дуло заряд и снаряд. Гидропривод развязал руки артиллеристам, и на смену 35-тонным орудиям приходят 80 и 100-тонные чудовища Армстронга. Появление медленно горящих порохов положило конец этой лихорадке, и к 1880-м годам вырабатывается устойчивый тип орудия главного калибра: 305—330-мм казнозарядные нарезные пушки.

Самодвижущаяся мина, появившаяся в 1866 году, заставила кораблестроителей разработать средства защиты корпуса от подводных взрывов: разделение на мелкие отсеки, двойное и тройное дно, применение отсеков, заполненных пробкой или углем. А артиллеристы создали скорострельные противоминные пушки калибром 100—150 мм.

Скорость броненосцев за тридцатилетие возросла на первый взгляд незначительно: с 11— 13 узлов до 16—17. Но если учесть, что это увеличение потребовало 4—5-кратного увеличения мощности главных машин, нетрудно понять, какие серьезные изобретения были сделаны в судовом машиностроении.

На кораблях 1860-х годов применялись струйные конденсаторы пара. В них пар, отработавший в машине, конденсировался смешением с холодной забортной водой. В котлах, питаемых забортной водой, интенсивное отложение солей препятствовало повышению давления сверх 1,4—1,5 атм. Поверхностный конденсатор, закрывший забортной воде доступ в котел, позволил к 1875 году довести давление пара до 4,2 атм. Испарители, опресняющие воду для питания котлов, дали возможность к 1890-м годам довести давление пара до 11 атм,. при этом на смену железным коробчатым котлам пришли цилиндрические и овальные огнетрубные котлы. Дальнейшее повышение давления потребовало применения водотрубных котлов, впервые появившихся на французском “Бреннусе”. Для интенсификации горения угля на английских броненосцах класса “Адмирал” были применены вентиляторы, нагнетающие воздух в топку котла, а на броненосце “Магнефишент” — дымососы, отсасывающие дымовые газы из топки.

Первым броненосцем, на котором впервые была установлена более экономичная компаунд-машина, стал казематный английский броненосец “Александра”. А на злосчастной “Виктории” стояла первая на флоте паровая машина тройного расширения. Эти новинки позволили за 30 лет снизить расход угля с 2 кг/л.с. в час до 1 кг/л.с. в час и увеличить мощность установки на тонну веса с 5,7 л. с. до 7,4 л. с.

Нововведения затронули, конечно, не только главные, но и вспомогательные механизмы. В 1866 году на боевых кораблях появились паровые рулевые машины и шпили, в 1875-м — пародинамо, в 1890-м — электропривод для наведения орудий.

К 1890 году период поисков прототипа во флотах великих держав завершается. В сущности, все страны принимают один тип эскадренного броненосца — башенный броненосец, который в каждой стране отрабатывается на свой лад. Завершение поисков прототипа застало русский флот в разгаре осуществления 20-летней программы, принятой в 1881 году. По этой программе главная задача, поставленная флоту, — господство на Черном море. Именно здесь со стапеля Николаевского адмиралтейства в 1893 году сошел на воду самый крупный русский броненосец тех лет “Три святителя”, построенный по типу “Наварина”. При водоизмещении 13318 т и скорости хода 17 узлов этот сильнейший корабль русского флота нес четыре 305-мм орудия в двух башнях, восемь 152-мм пушек в верхнем каземате, четыре 120-мм орудия в небронированной надстройке, десять 47-мм и сорок 37-мм скорострельных пушек. “Три святителя” стал основой для проектирования знаменитого революционного корабля “Князь Потемкин-Таврический”, спущенного на воду в Николаеве под руководством корабельного инженера Шотта в 1900 году. Замена брони-компаунд крупповской цементированной хромоникелевой броней дала выигрыш в весе и позволила удвоить количество 152-мм орудий. В свою очередь, “Князь Потемкин-Таврический”, переименованный после подавления восстания в “Пантелеймона”, послужил прототипом для броненосцев “Евстафий” и “Иоанн Златоуст”. От “Потемкина” эти корабли отличает лишь то, что по углам верхнего каземата четыре 152-мм орудия заменены 203-мм.

На Черном море в 1896 году был спущен на воду малый (8700 т) броненосец “Ростислав”, вошедший в историю как первый русский броненосец, на 'котором применялось жидкое топливо. Этот корабль строился по слегка видоизмененным чертежам балтийского броненосца “Сисой Великий”. Спущенный в 1894 году в Новом адмиралтействе в Петербурге под руководством корабельного инженера Мустафина, “Сисой Великий” отличался от “Наварина” лишь некоторым изменением в бронировании и уменьшенным с 8 до 6 числом 152-мм орудий. Сняв с “Сисоя Великого” верхний каземат и установив на верхней полубе 4 бортовые башни с восемью 152-мм орудиями, русские кораблестроители получили чертежи “Ростислава”. Правда, чтобы не перегрузить корабль, им пришлось в концевых башнях поставить вместо 305-мм 254-мм орудия.

На Балтийский флот по 20-летней программе возлагались две задачи: он должен был превосходить германский и быть резервом для Дальнего Востока. Сравнительно низкобортные “Наварин” и “Сисой Великий” считались недостаточно мореходными для плавания в Тихом океане, поэтому в 1894—1895 годах на Балтике была построена первая в России серия однотипных мореходных броненосцев — “Петропавловск”, “Полтава” и “Севастополь”. В сущности, эти корабли отличались от “Ростислава” лишь большим водоизмещением, позволившим сохранить в концевых башнях стандартные для тех лет 305-мм орудия главного калибра и установить открыто на средней палубе еще четыре 152-мм пушки.

 

32. "Петропавловск", Россия, 1894 г.

28. «ТРИ СВЯТИТЕЛЯ» (РОССИЯ, 1893г.)
29. «ЕВСТАФИЙ» (РОССИЯ, 1906г.)
30. «РОСТИСЛАВ» (РОССИЯ, 1896г.)
31. «СИСОЙ ВЕЛИКИЙ» (РОССИЯ, 1894г.)
33. «ПЕРЕСВЕТ» (РОССИЯ, 1898г.)
34. «БОРОДИНО» (РОССИЯ, 1901г.)

Готовясь к крейсерским операциям на Тихом океане, морское ведомство подчинило этой идее и постройку следующей серии броненосцев — “Пересвет”, “Ослябя” и “Победа”. Высокобортные, несущие огромный запас топлива — 2500 т, эти корабли могли совершать дальние плаваний, по четыре месяца не заходя в порты. Расплачиваться за автономность пришлось облегчением брони: толщина поясной гарвеевской брони из цементированной никелевой стали — 178—229 мм, и снижением мощности вооружения: орудия главного калибра 254 мм вместо 305 мм. Эти “полуброненосцы”, или “броненосцы-крейсеры”, оказались малоудачными кораблями: слабость орудий и брони делала их плохими броненосцами, а сравнительно малый ход — 18 узлов — плохими крейсерами.

В 1898 году в связи с растущей напряженностью на Дальнем Востоке были выделены чрезвычайные ассигнования в 90 млн. рублей на дополнительную программу строительства флота. По этой программе следовало построить пять новых броненосцев. Поскольку русские заводы и верфи были перегружены работой, заказ на постройку броненосца “Ретвизан” был размещен в Америке, а на строительство броненосца “Цесаревич” — во Франции. “Цесаревич” и послужил прототипом для следующей крупной серии русских броненосцев — “Бородино”, “Император Александр III”, “Орел”, “Князь Суворов” и “Слава”. Превосходя по водоизмещению “Трех святителей”, эти броненосцы, кроме обычных четырех 305-мм орудий, несли в шести бортовых башнях двенадцать 152-мм пушек, двадцать 75-мм и двадцать 47-мм орудий. Конструктивной особенностью корпуса была толстая противоминная броневая продольная переборка.

Успехи русского кораблестроения вызвали большую тревогу у англичан, ревниво следящих за лихорадочной работой наших верфей. В 1898 году знаток русского флота историк Кларк писал с тревогой и восхищением: “Россия как морская держава занимает сейчас третье место, и хотя во времена Екатерины II она занимала второе место, создание современного флота этой державы следует считать достижением, беспрецедентным в ее истории. Все мореходные русские корабли были построены в России, а иностранная помощь становится все менее необходимой... Обуховский завод поставляет орудия всех размеров, и последние 12-дюймовые пушки в 56 т не уступают однотипным орудиям любой другой страны мира. Учитывая общую промышленную отсталость России 25 лет назад, быстрый рост ее современного флота может служить самым ярким свидетельством национального прогресса. Россия справилась с задачей, которая могла бы показаться неразрешимой”.

А спустя семь лет Россия познала Цусиму. Бездарная, авантюристическая политика царского правительства в мгновение ока свела на нет “беспрецедентные достижения” предшествующего двадцатилетия.

“Значение этого краха, как краха всей политической системы царизма, — писал о Цусиме В. И. Ленин,— становится все яснее и для Европы и для всего русского народа...” Красный флаг, взвившийся на “Потемкине”, был отголоском Цусимы. Но он был и предвестником героического подвига “Славы”, огнем своих орудий преградившей путь кораблям императора Вильгельма, и предвестником исторического выстрела 152-мм носового орудия крейсера “Аврора” 25 октября 1917 года...

 

  Смотрите на сайте : Для продвинутых - Флотоводцы - Броненосные и линейные корабли. ч. II