Броненосные и линейные корабли. ч.II

                                Броненосный и линейные корабли.  Часть II

Выпуск 6: "МАДЖЕСТИК"  Моделист-Конструктор" №2-1972

«Ну что ж, я ухожу. Желаю всем вам всего наилучшего». Гробовое молчание было ответом на эти слова, произнесенные высоким седоволосым человеком. Ни одна голова не повернулась в его сторону, ни одна рука не протянулась для прощального рукопожатия. Помедлив мгновение, он повернулся, в полном одиночестве спустился по широкой лестнице. И через несколько минут двери Бюро военного кораблестроения навсегда захлопнулись за его спиной. Так 31 января 1902 года оставил пост главного кораблестроителя британского флота сэр Вильям Уайт — конструктор, «придавший английскому броненосцу гордый, чарующий, симметричный профиль, несравнимый с профилями броненосцев других стран», конструктор, который «после двух десятилетий нелепых и злосчастных неудач открыл эру кораблей волнующей красоты и мощи». Когда в 1885 году Уайт сменил Барнаби на посту главного кораблестроителя, ничто не предвещало того нелепого, драматического краха, который спустя 17 лет завершил его блистательно начавшуюся карьеру. Он начал с модернизации «Трафальгара», и эта работа привела его к убеждению, что будущий броненосец должен быть мореходным, скоростным кораблем, способным вести огонь в свежую погоду. Такая постановка задачи сразу определила характерные особенности уайтовских кораблей — большое водоизмещение, высокий борт и кажущийся на первый взгляд непонятным возврат к барбетным установкам. Решение, однако, было совершенно логичным: механизмы вращения башен были в то время ненадежны и несовершенны. Памятуя о недостатках подобных установок броненосцев типа «Адмирал», Уайт осознал, что основание барбета должно быть забронировано до самой палубы. Эти идеи облеклись в плоть в 1889 году, когда английское правительство приняло знаменитый акт о военно-морской обороне, по которому надлежало в несколько лет построить 10 броненосцев первого класса, 42 крейсера и 18 миноносцев. Из этих десяти семь принадлежали к одному типу «Ройал Соверен» (35).

 

36. "Маджестик" Англия 1898г.

35. «РОЙЯЛ СОВЕРЕН» (АНГЛИЯ, 1892г.)
37. «КАНОПУС» (АНГЛИЯ, 1899г.)
38. «КИНГ ЭДУАРД VII» (АНГЛИЯ, 1903г.)
39. «ЛОРД НЕЛЬСОН» (АНГЛИЯ, 1906г.)

 

Превосходя броненосцы тех лет по длине—108 м, по ширине—23 м и по водоизмещению—14150 т, «Ройал Соверен» стал первым английским высокобортным броненосцем, несущим 4 343-мм орудия в барбетах на верхней палубе, и первым броненосцем с противоминной артиллерией в казематах. Десять 152-мм скорострельных орудий, 16 6-фунтовых, 12 3-фунтовых дополняли орудия главного калибра. 456-мм пояс из брони-компаунд по ватерлинии, 434-мм барбеты и 127-мм броневой пояс между барбетами составляли бронирование этого корабля. Проектируя свои корабли, Уайт считал, что все английские броненосцы должны быть броненосцами первого класса. Моряки считали иначе и потребовали от него создания броненосцев меньшего водоизмещения с большой дальностью плавания. Так появились «Центурион» и «Барфлер» водоизмещением 10500 т. Они в принципе отличались от «Ройал Соверен» лишь менее мощными 254-мм орудиями и облегченным бронированием. На «Центурионе» Уайт устранил основной недостаток «Ройал Соверена» — Открытый сверху барбет, оставлявший прислугу без защиты. С тех пор на всех английских броненосцах орудийная прислуга защищалась броневым колпаком, надеваемым поверх барбета. В 1893—1894 годах, напуганное стремительным ростом французского и русского флотов, английское правительство принимает решение построить к 1898 году новую серию броненосцев. По новой программе была заложена самая крупная в истории серия из девяти броненосцев типа «Маджестик» (36). Хотя в конструкцию нового броненосца было внесено немало важных усовершенствований, в основе своей это был все тот же «Ройал Соверен» с увеличенным до 14900 т водоизмещением. Главное отличие его — применение более прочной 229-мм гарвеевской брони вместо 456-мм брони-компаунд. Выигрыш в весе позволил увеличить площадь бронирования, защитить барбетные установки колпаками и увеличить толщину броневой палубы. Особенность артиллерии «Маджестика» — возврат к 305-мм усовершенствованным орудиям, по своим характеристикам превосходившим старые 343-мм. На броненосце этого класса «Марс» впервые применили жидкое топливо.

Следующая серия Уайта — шесть броненосцев класса «Канопус» (37). Будучи меньше (12950 т) «Ройал Соверенов» и «Маджестиков», они могли проходить через Суэцкий канал, несли более прочную и легкую гарвейникелевую броню, став первыми английскими броненосцами с водотрубными котлами. За «Канопусами» в 1899—1902 годах последовали пять броненосцев типа «Лондон» (15000 т). И как раз в разгар этой напряженной работы над Уайтом разразилась катастрофа...

3 июля 1900 года в доке перевернулась королевская яхта, спроектированная Уайтом. И хотя причиной катастрофы оказалась неправильная загрузка яхты, произведенная вопреки его инструкциям (кстати, эта яхта без всяких аварий прослужила сорок лет), на его репутацию была брошена тень, и Адмиралтейство уволило его в отставку. В апреле 1901 года он успел выдвинуть основные идеи броненосцев класса «Кинг Эдуард VII» (38), но подписывать рабочие чертежи ему уже не пришлось. Наступательная сила этих 16 350-тонных броненосцев была увеличена четырьмя 234-мм орудиями, размещенными в четырех башнях из 172-мм брони. К отличительным особенностям этих броненосцев относится появление 234-мм орудий, покраска в серый цвет.

В 1903 году инспектор английского флота Мэй предпринял исследования, чтобы выяснить соотношение между мощностью орудий и броневой защитой различных классов кораблей. Он установил, что необходима большая площадь бронирования, чем было принято тогда думать, и что вспомогательная артиллерия не нужна, ибо она уничтожается главным калибром противника до того, как сможет открыть огонь. Мэй предложил строить броненосцы, вооруженные только тяжелыми бронебойными орудиями и противоминной скорострельной артиллерией. По этому предложению конструктор Бюро военного кораблестроения Дж. Нарбет спроектировал броненосец, вооруженный 12 306-мм орудиями. Такое радикальное новшество Адмиралтейство не решилось утвердить, и однотипные «Лорд Нельсон» (39) и «Агамемнон» были вооружены 4 306-мм и 10 234-мм пушками. Спущенные в 1906 году, эти броненосцы были затменены творением Филиппа Уаттса — знаменитым «Дредноутом»—и остались в истории британского флота как первые броненосцы без 152-мм орудий и как последние с поршневыми паровыми машинами.

«Эра Уайта» — так английские морские историки называют 17-летнее пребывание Уайта на посту главного кораблестроителя — была полной противоположностью эре Барнаби. Вместо пестрого ассортимента разнотипных кораблей Уайт разработал тип барбетного броненосца, послуживший основой для крупных серий английских линейных кораблей.

Выпуск 7: "ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТЕЙН"   Моделист-Конструктор" №3-1972

«Развивая скорость в двенадцать узлов, «Верт» вернулся к 6 часам на Вильгельмсгафенский рейд — он был последним уцелевшим кораблем в эскадре, выступившей утром из Вильгельмсгафена. Остальные три броненосца типа «Бранденбург» потонули во время битвы... Большая часть тех десяти линейных кораблей типа «Виттельсбах» и «Кайзер», которые вели атаку из устья Эльбы, также потонула... «Веттин» погиб оттого, что неприятельский снаряд пробил его дно и повредил мазутные цистерны... Корабль воспламенился, а вскоре после этого произошел взрыв, разорвавший его буквально на куски».

Оговоримся сразу: описанных выше событий в действительности не было. Они плод фантазии некоего германского высокопоставленного лица, «интимно знакомого с дипломатическими вопросами и военно-морским делом» и пожелавшего укрыться за псевдонимом Зеештерн. Его книга, вышедшая в 1906 году, произвела в Германии сенсацию, выдержала 19 изданий и разошлась в 100 тыс. экземпляров.

Прямолинейно, без всяких ухищрений раскрывает Зеештерн главную цель, которую преследует его книга: «В Гельголанде состязались лучшие артиллеристы и лучшие командиры во всеоружии лучшего корабельного материала. И оттого здесь имели решающее значение численность и размеры кораблей. Что германские линейные корабли слишком малы и своей вместимостью от 11 до 13 тыс. т не соответствуют английским в 15 — 16 тыс. т, что их 24-см орудия не могут стрелять на таких расстояниях, как английские 30,5-см, — на это давно указывалось сотни раз. Гельголанду пришлось доказать это на деле». Судя по этим словам, Зеештерн неплохо знал исторически сложившиеся особенности германского флота и доказывает необходимость увеличения германского флота, строительства новейших кораблей.

 

44. "Шлезвиг-Гольштейн" Германия 1906г.

40. «БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892г.)
41. «КАЙЗЕР ФРИДРИХ III» (ГЕРМАНИЯ, 1896г.)
42. «ВИТТЕЛЬСБАХ» (ГЕРМАНИЯ, 1900г.)
43. «БРАУНШВЕЙГ» (ГЕРМАНИЯ, 1902г.)

 Во-первых, в Германии дольше, чем в других странах, строились броненосцы с размещением орудий главного калибра в казематах. Во-вторых, с самого начала немцы стремились строить серии однотипных броненосцев. В-третьих, наконец, они предпочитали в качестве главной артиллерии устанавливать орудия меньшего калибра — 254-мм, но зато в большем количестве (шесть штук), чем было принято в других странах.

Это стремление поддержать на высоком уровне скорострельность, даже в ущерб мощи отдельного выстрела, остается характерным для германских броненосцев второго периода. Хотя на следующей после «Захсена» (16) серии германских броненосцев типа «Бранденбург» (40) калибр главной артиллерии увеличен до 280-мм, число орудий по-прежнему шесть, что позволяло при медленности заряжания тогдашних пушек вести сравнительно частый огонь. Орудия главного калибра на «Бранденбурге» размещались попарно в трех барбетных установках, причем длина носовых и кормовых орудий — 40 калибров, а средних — 35. Средняя артиллерия — десять 105-мм пушек — устанавливалась на верхней палубе в двух батареях, защищенных 76-мм броней. Вся ватерлиния от носа до кормы защищена 305 — 340-мм броней; компаунд, барбеты и боевая рубка — 305-мм броня. Колпаки башен — 203-мм. Поверх броневого пояса — броневая палуба в 63 мм.

 

40. «БРАНДЕНБУРГ» (ГЕРМАНИЯ, 1892).

41. «КАЙЗЕР ФРИДРИХ III» (ГЕРМАНИЯ, 1896).

 

 

42. «ВИТТЕЛЬСБАХ» (ГЕРМАНИЯ, 1900).

43. «БРАУНШВЕЙГ» (ГЕРМАНИЯ, 1902).

 Этот тип в германском флоте развития не получил, и прототипом для броненосцев второго периода суждено было стать «Кайзеру Фридриху III» (41). В то время когда проектировался этот корабль, появилось мнение, что главной силой броненосца должна быть скорострельная средняя артиллерия. Разместить, как раньше, шесть орудий главного калибра на «Кайзере Фридрихе III» не удалось. И немцы предпочитают пойти на снижение калибра четырех орудий до 240 мм, лишь бы сохранить такую же скорострельность, которую давали шесть 280-мм пушек. За счет такого облегчения главной артиллерии количество орудий средней артиллерии доведено до восемнадцати 150-мм, размещенных в башнях и казематах. При этом артиллерия расположена на броненосцах этого типа так, чтобы можно было развить сильнейший огонь прямо по носу и по корме. В каждом из этих направлений, кроме двух орудий главного калибра, могли стрелять восемь 150-мм пушек.

Бронирование кораблей типа «Кайзер» состояло из пояса по ватерлинии, доходящего только до кормовой башни. Максимальная толщина брони 300 мм, минимальная 100 мм. Башни крупных орудий защищены 250-мм, а других 110-мм броней.

Дальнейшим развитием типа «Кайзер Фридрих III» стали пять броненосцев типа «Виттельсбах» (42), на которых число и калибр орудий такие же, как на «Кайзерах». Но поскольку требование максимально сильного носового и кормового огня отпало, большая часть 150-мм орудий сосредоточилась в броневом каземате. Еще одна особенность броненосцев этого класса — броневой пояс в средней части корабля от башни до башни, расположенный над поясом по ватерлинии.

Следующая серия — пять броненосцев типа «Брауншвейг» (43) — характеризуется переходом на 280-мм орудия главного калибра и 170-мм орудия среднего калибра.

Тип «Шлезвиг-Гольштейн» (44) — повторение предыдущего с той лишь разницей, что от размещения 170-мм орудий в башнях отказались и установили их в казематах, несколько увеличили толщину брони и броневой пояс цитадели протянули от башни до башни.

В течение всего периода Германия придерживалась меньшего, чем Англия и Франция, водоизмещения своих броненосцев. В то время как со стапелей этих стран сходили броненосцы в 15-16 тыс. т, Германия продолжала строить корабли не свыше 13 тыс. т. И эта приверженность к средним водоизмещениям не случайна. Размер германских кораблей должен был быть таким, чтобы они могли проходить через Кильский канал. Дальнейший рост водоизмещения германских линкоров требовал выполнения огромного объема строительных работ, связанных с расширением канала и перестройкой шлюзов. Необходимость этих затрат сдерживала пыл адмиралов, и должны были произойти эпохальные для кораблестроения события 1905-1906 годов, чтобы после двухгодового мешкания Германия решилась приступить к постройке кораблей большего водоизмещения и к модернизации Кильского канала...

Выпуск 8: "КИРСАРДЖ"    Моделист-Конструктор" №4-1972

...Три четверти часа длился бой. На всех итальянских броненосцах зияли широкие пробоины, а темные борта были испещрены следами английских снарядов. Кое-где уцелела труба у броненосца или остатки палубы. Итальянские корабли представляли собой жалкую бесформенную кучу изогнутых стальных балок, изрешеченных железных стен и покоробленных, как бумага, частей бортов — так описывает скрывающийся под псевдонимом Зеештерна морской историк сражение, в котором якобы встретились англичане и итальянцы.

Хорошо осведомленный о флотах своего времени, Зеештерн оговаривается, что так плачевно выглядели бы после боя итальянские корабли, построенные до 1894 года, — типа “Дуилио” (1876), “Италия” (1880), “Руджиеро ди Лаура” (1884), “Ре Умберто” (1888). Броневой пояс по ватерлинии на некоторых из этих кораблей отсутствовал вообще, на некоторых не превышал половины длины корпуса. Если же протяженность бортовой брони превышала половину длины, как это сделано на трех кораблях типа “Ре Умберто”, то толщина ее оказывалась чрезвычайно малой — всего 100 мм. Все это наряду с высокими для тех лет скоростями (до 21 узла) и большими, чем у линкоров других стран, дальностями плавания, давало морским специалистам основания считать эти корабли даже не броненосцами, а скорее крейсерами.

Первыми броненосцами, знаменующими собой отход от старых канонов, стали броненосцы типа “Эммануэле Филиберто”. Впервые, после увлечения 340—450-мм орудиями-монстрами, на них появляются в качестве орудий главного калибра четыре 254-мм пушки в барбетных установках. Средняя артиллерия представлена восемью 152-мм и 120-мм скорострельными орудиями. Пояс по ватерлинии — сплошной, из гарвеевской брони толщиной 100—250 мм. Барбеты и башни главной артиллерии покрыты броней в 150—240 мм. Бронирование средней артиллерии — 150-мм броня, толщина броневой палубы — 40—80 мм.

На броненосцах следующей серии — “Бенедетто Брин” и “Регина Маргарита” — за счет увеличения водоизмещения и облегчения бронирования калибры средней артиллерии увеличиваются — четыре 203-мм орудия и двенадцать 152-мм.

Наконец, на броненосцах типа “Витторио Эммануэле” количество 305-мм орудий доведено всего до двух, зато средняя артиллерия усиливается десятью 203-мм орудиями в пяти двухорудийных башнях.

Развитие американского военного флота на протяжении второго периода — прямая противоположность развитию флота итальянского. В одном из своих рассказов, написанных в 1887 году, английский писатель Оскар Уайльд вложил в уста привидения, живущего в старинном замке и беседующего с молодой американкой, такие слова: “Вряд ли мне понравится ваша Америка”. — “Наверное, потому, что там нет никаких развалин?” — иронически осведомилась девица. “Никаких развалин? — изумилось привидение. — А ваш флот?”

Действительно, трудно представить себе положение более жалкое, чем то, в котором прозябал американский флот в 1890 году: ни одного эскадренного броненосца; мониторы, некогда строившиеся за несколько месяцев, теперь сооружались в рекордно долгие сроки — до 20 лет и более. Отсутствие заводов, готовых поставлять дешевую броню, недостаток людей, желающих служить на флоте, и еще целый ряд причин мешали этой крупной стране поставить свой флот в один ряд с флотами ведущих держав.

Конечно, все это не случайно. Находясь в исключительных условиях, благодаря отдаленности от Европы, США долго не нуждались в военных кораблях. После лихорадочного строительства 179 военных кораблей в годы гражданской войны 1861—1864 годов мысль о необходимости увеличения флота снова отходит на второй план. Но к 1890 годам империалистические поползновения американского капитализма побудили некоторых политиков обеспокоиться строительством флота. Их деятельность решительно поддержал с приходом к власти Теодор Рузвельт. Заняв президентский пост, он немедленно обращается с посланием к конгрессу. “Дело увеличения флота должно идти вперед неустанно” — вот основной лейтмотив этого послания. Настойчивость Рузвельта восторжествовала. В 1893 году спускаются на воду три первых американских эскадренных броненосца типа “Индиана”. Спустя три года со стапелей сходит “Айова”. Эти броненосцы характеризуются тем, что их главная, а отчасти средняя артиллерия устанавливается в барбетах. Затем следует вторая группа броненосцев — три типа “Алабама” (1898) и три типа “Мэн” (1901). Крупная артиллерия этих кораблей — в башнях, средняя — в батареях и казематах. Параллельно закладываются два броненосца типа “Кирсардж” и пять типа “Вирджиния” с двухъярусными башнями. Наконец, в 1904—1906 годах сходят на воду шесть броненосцев типа “Коннектикут”, крупная и средняя артиллерия которых размещается в башнях.

 

47. «Кирсардж» (США, 1898г.)

45. «ЭММАНУЭЛЕ ФИЛИБЕРТО» (ИТАЛИЯ, 1897г.)
46. «БЕНЕДЕТТО БРИН» (ИТАЛИЯ, 1901г.)
48. «ВИТТОРИО ЭММАНУЭЛЕ» (ИТАЛИЯ, 1904г.)
49. «КОННЕКТИКУТ» (США, 1904г.)

 В американском флоте в полной мере был использован опыт европейских флотов. Количество орудий главного калибра на всех без исключения кораблях принималось равным четырем, калибр — 305—330 мм. Башни главного калибра устанавливались в диаметральной плоскости. Поклонники крупных калибров в средней артиллерии, американцы наряду с общепринятыми 152-мм и 120-мм пушками ставят зачастую пушки 203-мм. Вообще, орудий среднего калибра на американских броненосцах больше, чем на соответствующих кораблях других флотов, и с годами увеличивается с 12 до 20.

С 1895 года на всех американских кораблях ставится гарвей-никелевая броня, потом крупповская. Броневой пояс по ватерлинии, сначала несплошной, постепенно удлиняется, начиная с “Алабамы”, и закрывает корпус от носа до кормы.

Любопытная особенность, характерная только для ряда американских броненосцев и не встречающаяся ни в каком другом флоте мира, — установка 330-мм орудий главного калибра и 203-мм орудий среднего калибра в двухъярусных башнях, скрепленных между собой наглухо. В обоснование этого решения приводилось немало доводов и соображений. Утверждали, например, что такое размещение устранит два комплекта приводных механизмов, броневые брустверы для защиты основания двух башен, даст экономию в 460 т металла, что улучшится обстрел, что для наводки четырех орудий в горизонтальной плоскости понадобится всего один человек, что двухъярусные башни — меньшая цель для противника и т. д. Но, несмотря на все эти достоинства, подобная схема размещения артиллерии не привилась в дальнейшем, хотя и сослужила броненосному флоту неплохую службу. Быть может, именно двухъярусные башни “Кирсарджа” привели кораблестроителей к схеме размещения орудий главного калибра, которая стала классической десять лет спустя...

Выпуск 9: "АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ"делист-Конструктор" №5-1972

Не менее решительно, чем с немецким и итальянским флотом, Зеештерн в своей книге расправляется с флотом французским. По его словам, в мировой войне 1906 года вторая морская мировая держава быстро утрачивает былое могущество. После двухчасовой артиллерийской дуэли с германскими береговыми батареями в устье Эльбы из строя выходят французские броненосцы «Шарлемань» и «Голуа». От разрыва снаряда в машинном отделении теряет управляемость и выбрасывается на мель превращенный в жалкие обломки броненосец «Буве». В Средиземном море от торпед итальянского миноносца в 20 минут тонет «Бреннус». Протараненный итальянским броненосцем, идет на дно «Генрих IV». Подорвавшись на минах, гибнут «Гош» и «Нептун», захвачен итальянцами броненосец «Массена», превращены артиллерийским огнем в развалины «Сюфрен» и «Иена».

Такое сокрушительное действие снарядов, торпед и мин на французские броненосцы Зеештерн считает далеко не случайным: «Достаточно посмотреть на эти настоящие плавучие крепости, построенные в виде этажей, нагроможденных друг на друга до самой предельной высоты, допускаемой остойчивостью... Между тем как низкие английские линейные корабли затрудняли неприятелю нахождение цели, французы с их пристрастием к причудливым формам корабельной конструкции поплатились крупными потерями в командах и страшными повреждениями корпусов». Действительно, рассматривая фотографии французских броненосцев, построенных в течение последнего двадцатилетия прошлого века, не перестаешь удивляться причудливости и громоздкости их архитектурных форм: заваленный внутрь надводный борт; нос с сильно выдающимся вперед тараном; боевой рангоут, оснащенный марсами со скорострельной артиллерией, прожекторами и постами управления,—все эти особенности создавали неповторимый облик французских броненосцев. Но главкой слабостью французского флота была не столько причудливость архитектурных форм броненосцев, сколько их потрясающая разнотипность. В том же 1892 году на 64 броненосных корабля разных классов приходилось 34 типа!

Первым броненосцем второго периода стал «Шарль Мартель» (50), опущенный в 1893 году. По размещению главной артиллерии этот корабль знаменует собой возврат к традиционной для французского флота первого периода так называемой ромбической расстановке орудий — по одному на носу, корме и по каждому борту. Новинкой было лишь то, что калибр бортовых орудий — 274 мм, в носового и кормового — не обычный для Франции 340-мм, а стандартный для большинства стран 305-мм. Точно такая же главная артиллерия была установлена на «Жюригюберри» (1893), «Карно» (1894), «Массена» (1895) и «Буве» (1896). Не считая тяжелые орудия центром тяжести вооружения корабля, французские кораблестроители всегда уделяли большое внимание средней артиллерии. На «Шарле Мартеле», «Карно», «Массене» и «Буве» восемь 140-мм орудий средней артиллерии размещались в однопушечных башнях: по две в носу, в корме и по каждому борту. На «Жюригюберри» эти стволы размещены в четырех 2-пушечных башнях.

В первой серии однотипных броненосцев — «Шарлемань» (51), «Сен-Луи» и «Голуа» — Франция принимает, наконец, классический калибр: 305-мм и классическое размещение главной артиллерии: две 2-орудийные башни на носу и на корме. Зато в размещении средней артиллерии произошел полный отказ от принятых было башенных установок, и 10 140-мм орудий размещаются в казематах. Наконец, на броненосце «Сюфрен» (1899) окончательно устанавливается смешанная казематно-башенная система. В 1901 году закладываются два броненосца типа «Републик» (52), внешние очертания которого стали характерными для французских броненосцев второго периода. Выполненный по классической схеме: четыре 305-мм орудия в концевых башнях, 12 165-мм орудий в шести бортовых башнях и 6 165-мм орудий в отдельных бортовых казематах — этот тип получил дальнейшее развитие в броненосцах «Демократия», «Юстис», «Верите». Они отличались от «Републик» лишь заменой 18 165-мм орудий, 10 194-мм, из которых шесть размещались в 2-орудийных башнях, а четыре — в казематах. На шести броненосцах типа «Дантон» (53) принято такое же расположение артиллерии, как на «Републик», с той разницей, что средняя артиллерия 240-мм калибра размещена в шести 2-орудийных башнях, казематы же отведены под 16 75-мм противоминных пушек. Броненосцам типа «Дантон» суждено было стать первыми французскими турбинными линкорами.

 

54. "Андрей Первозванный" (Россия, 1906г.)

50. «ШАРЛЬ МАРТЕЛЬ» (Франция, 1893г.)
51. «ШАРЛЕМАНЬ» (Франция. 1895г.)
52. «РЕПУБЛИК» (Франция, 1902г.)
53. «ДАНТОН» (Франция, 1909г.)

 Для всех французских броненосцев этого периода характерна система бронирования, предложенная главным кораблестроителем флота Бертеном. Бортовой пояс идет по всей длине корабля, поверх его ставится одна броневая палуба, снизу — вторая, отражательная палуба. Таким образом, все жизненно важные центры по всей длине корабля отделены забронированным пространством, разделенным на множество водонепроницаемых отсеков. Скорость хода французских броненосцев второго периода составляет в среднем около 18 узлов. На «Републик» она увеличивается до 19,4, на «Дантоне» — до 20,У узла. Запасы топлива и дальность плавания невелики. Самобытный тип французского броненосца оказал некоторое влияние на русское кораблестроение. В 1899 году, в период огромной загруженности русских верфей срочными работами, во Франции был заказан броненосец «Цесаревич», послуживший прототипом для наших броненосцев типа «Бородино» (34). Русско-японская война застала на стапелях два новых эскадренных броненосца — «Андрей Первозванный» (54) и «Император Павел I», представлявших собой дальнейшее развитие типа «Бородино». По первоначальному проекту на них предполагалось установить вместо 152-мм пушек — 203-мм, а вместо 75-мм — 120-мм. Опыт русско-японской войны побудил кораблестроителей приступить к усовершенствованию этих кораблей еще на стапеле: увеличить площадь бортового пояса, поднять каземат 120-мм орудий на верхнюю палубу и т. д. В результате получился корабль с четырьмя 305-мм орудиями, четырнадцатью 203-мм, двенадцатью 120-мм пушками, который по бронированию и артиллерии превосходил английские типа «Кинг Эдуард VII» (38). Но кораблем, в конструкции которого был полностью учтен опыт русско-японской войны, суждено было стать знаменитому «Дредноуту», появление которого открыло так называемую «дредноутскую эпоху» в развитии броненосного флота.

Предвестниками этой эпохи в Англии стал «Лорд Нельсон» (39), во Франции— «Републик» (52), в Германии — «Шлезвиг-Гольштейн» (44), в США—«Коннектикут» (49), в Италии — «Витторио Эммануэле» (47). В России таким кораблем был «Андрей Первозванный».

Выпуск 10: "КУИН ЭЛИЗАБЕТ"   Моделист-Конструктор" №6-1972

В полдень 25 марта 1915 года, когда Гранд Флит (так англичане именовали свой мощный флот) возвращался на базу, наблюдатель с «Мальборо» сообщил, что видит подводную лодку. Когда за кормой «Нептуна» явственно обозначился пенный след торпеды, ближайший к вражеской субмарине английский корабль отвернул с курса и резко увеличил ход. Через несколько секунд его нос сокрушил хрупкий корпус лодки. В волнах мелькнула ее рубка и по номеру «U-29» английские моряки узнали своего давнего противника — подводный корабль германского капитан-лейтенанта Веддигена, который 22 сентября 1914 года один за другим отправил на дно три английских крейсера — «Абукир», «Кресси» и «Хог».

Корабль, отомстивший за гибель крейсеров, назывался «Дредноут». По странной иронии судьбы этот первый английский линейный корабль без подводного шпирона, корабль, который по замыслу его создателей должен был поражать противника исключительно мощным артиллерийским огнем, потопил вражескую лодку именно таранным ударом.

Появление этого корабля в 1906 году вызвало сенсацию, сравнимую лишь с той, которую вызвал «Уорриор» в эпоху деревянных кораблей. История повторилась: государства, затратившие огромные средства на строительство флотов, вдруг оказались почти безоружными, так как с появлением «Дредноута» все прежние эскадренные броненосцы разом устарели. Столь ошеломляющий эффект появления «Дредноута» тем более удивителен, что это нельзя было назвать неожиданностью. Еще в 1903 году главный строитель итальянского флота полковник Куниберти опубликовал в Лондоне статью под названием «Идеальный броненосец для британского флота», в которой доказывал, что Англия должна строить линейные корабли водоизмещением 17 тысяч тонн, с двенадцатью 305-мм орудиями, 305-мм броней и скоростью хода 24 узла.

Эта статья Куниберти была опубликована в Англии потому, что итальянский флот весьма сдержанно отнесся к затеям своего главного строителя, его предложений не принял, но разрешил опубликовать соответствующую статью в английской печати. «Если мы хотим с одного залпа уничтожить корабль противника, — доказывал Куниберти, — мы должны принимать в расчет только 305-мм орудия, способные пробить главный броневой пояс. Но поскольку такие орудия заряжаются довольно медленно, установить их следует как можно больше. И тогда вам удастся нанести роковой удар противнику раньше, чем это удастся сделать ему со своими четырьмя 305-мм пушками». Еще в 1899 году, командуя средиземноморской эскадрой, он убедился, что из корабельных орудий можно вести прицельный огонь не только на дистанциях 12—15 кабельтовых, как считалось тогда, но и на 30—40 кабельтовых. Правда, это удавалось лишь тогда, когда стрельба корректировалась по всплескам от снарядов. Если же. огонь ведется одновременно из орудий нескольких калибров, то такая корректировка становится невозможной. Это рассуждение привело Фишера к выводу: от средней артиллерии на кораблях нужно отказаться вообще и устанавливать на них как можно больше орудий одного самого крупного калибра, Фишер разработал даже новую схему линейного корабля с двенадцатью 305-мм пушками в шести башнях, расположенных группами по три в носу и в корме. При таком размещении артиллерии корабль мог вести носовой и кормовой огонь из 6 орудий, а бортовой — из 8. Впоследствии опыт русско-японской войны подтвердил и дополнил эти соображения, показав, что средние дистанции боя увеличились с 30—40 до 80—90 кабельтовых, что необходимо управлять артиллерийским огнем отдельных групп кораблей, что нужны бронебойные снаряды с более мощным разрывным зарядом, что бронирование и конструкция корпуса должны дать кораблю способность возможно дольше сохранять остойчивость и плавучесть под артиллерийским огнем и при торпедно-минных атаках, что малокалиберная (до 75 мм) противоминная артиллерия бесполезна, что скорость корабля должна быть увеличена. Переведенный на язык тактико-технических требований, этот опыт воплотился в новом типе боевого корабля.

 

59. "Куин Элизабет" (Англия) 1913г.

55. «ДРЕДНОУТ» (АНГЛИЯ, 1906г.)
56. «НЕПТУН» (АНГЛИЯ, 1909г.)
57. «ОРИОН» (АНГЛИЯ, 1910г.)
58. «КИНГ ДЖОРДЖ V» (АНГЛИЯ, 1911г.)

 Наиболее важным техническим достижением этого периода считается создание новых видов брони. Здесь первый шаг сделал американский инженер Гарвей, начавший производить поверхностную цементацию плит из никелевой стали. Спустя четыре года Крупп усовершенствовал процесс добавкой в сталь хрома и изменением термообработки. В 1900 году крупповская броня, эквивалентная железной броне, в 2,3—2,8 раза более толстой, принимается на вооружение всеми флотами мира. Не менее важные изменения произошли и в артиллерии. Здесь на смену дымным порохам приходят медленно горящие бездымные, изменившие облик самих орудий. Вместо толстых коротких пушек появляются тонкие и длинные. Средняя длина ствола в 1890-х годах — 30 калибров, в 1905-м — 45—50 калибров. Благодаря такому удлинению начальная скорость снаряда возросла с 300 м/сек до 900 м/сек. Сами снаряды начинают изготовляться из легированной термообработанной стали. В 1890-х годах появляется знаменитый «макаровский наконечник» из мягкой стали, увеличивающий бронепробиваемость при малых и умеренных углах встречи снаряда с броней. На флотах широко распространяются оптические прицелы и дальномеры. Важнейшей новинкой в торпедном вооружении стал созданный в 1898 году гироскопический прибор, удерживающий торпеду на заданном курсе. К 1905 году дальность торпедной стрельбы по сравнению с 1890-м увеличилась с 700 м до 1800 м.

Паровые машины тройного расширения, появившиеся в конце первого периода, во втором достигают максимального совершенства (расход угля — 800 г/час, число оборотов — 125, удельный вес — 36—40 кг/л. с., мощность установки на тонну веса — 11 л. с./т). Водотрубные котлы повсеместно приходят на смену огнетрубным, и в течение второго периода постепенно осваивается их перевод на смешанное угольно-нефтяное отопление. Франция и Германия в качестве типовой установки избрали трехвинтовую, остальные страны — двухвинтовую. Электричество широко применяется на кораблях второго периода — для поворота орудийных башен, подачи боеприпасов, привода лебедок, кранов, шпилей, вентиляторов, для питания прожекторов. В конце периода на кораблях появляются первые установки беспроволочного телеграфа.

Но самым важным техническим достижением второго периода по праву считается паровая турбина. В 1897 году «Турбиния» — первое судно с такой установкой, созданное англичанином Парсонсом, показало феноменальную скорость — 34,5 узла. Отработанная на эсминцах турбина прошла серьезные сравнительные испытания на легком английском крейсере «Аметист». И к концу второго периода британская промышленность была готова дать флоту компактный, легкий, мощный и экономичный двигатель. В конечном итоге подготовленность именно промышленности позволила англичанам опередить другие нации в создании линкора нового типа. Английские кораблестроители наверстывали время, упущенное адмиралами и государственными деятелями...

В начале 1905 года в Лондоне стало известно, что конгресс США утвердил постройку двух линкоров типа «Мичиган» с восемью 305-мм орудиями, способными вести огонь одновременно на один борт. Появились сообщения и о закладке в Японии двух линкоров «Ака» и «Сатзума», в основных своих чертах воплощающих замыслы полковника Куниберти. Этим объясняется та рекордная быстрота, с которой сооружался «Дредноут» (55), спроектированный конструктором Нарбетом. Заложенный 2 октября 1905 года, этот корабль ровно через 1 год и 1 день вышел на мерную милю, а через 3 месяца уже отправился в свой первый поход: Англия — Средиземное море — Тринидад — Англия, поход, не ознаменовавшийся ни единой аварией или какой-либо неисправностью. Три двухорудийные башни с 305-мм пушками нового корабля размещались в диаметральной плоскости, и еще две — по бортам в середине корпуса. Благодаря этому в нос и в корму могли стрелять 6 орудий, а по борту — 8. Противоминная артиллерия — 27 двенадцатифунтовых пушек на носу, на корме, на крышах башен и на центральной надстройке; пять подводных торпедных аппаратов, 13 прожекторов. Турбины Парсонса мощностью 23 тыс. л. с., приводившие в действие четыре винта, работали так тихо и точно, что, даже находясь в машинном отделении, можно было узнать, работают они или нет, только по приборам. 18 водотрубных котлов смешанного отопления позволяли кораблю развить скорость 21 узел. Дальность плавания «Дредноута» — 4700 миль. В средней части толщина броневого пояса достигала 280 мм, в носу — 152 мм, в корме — 102 мм. Толщина брони барбета и носовой боевой рубки — 280 мм, башен и кормовой боевой рубки — 203 мм, «Дредноут» оказался устойчивой орудийной платформой, но не очень хорошо всходил на волну, что причиняло некоторые неудобства для экипажа в свежую погоду. Серьезным недостатком оказалось размещение мачты сразу за первой трубой, в результате чего пост управления артиллерийской стрельбой нередко бывал окутан дымом.

Этот и некоторые другие мелкие недостатки были устранены на следующих кораблях такого же типа — «Беллерофон», «Темерер», «Саперб», отличавшихся от «Дредноута» более сильной противоминной артиллерией и двумя мачтами. Затем последовали «Сент-Винцент», «Колингвуд» и «Вэнгард» — слегка увеличенные «беллерофоны» с установкой в 24500 л. с. и с 305-мм орудиями длиной в 50 калибров. ... Первым линкором, существенно отличавшимся от «Дредноута», стал «Нептун» (56). Это первый английский линкор с башнями, возвышающимися одна над другой, и броневой палубой против авиабомб. Размещение башен позволяло всем 10 орудиям вести огонь на один борт. Более тяжелые и лучше забронированные «Коллосус» и «Геркулес» в принципе не отличались от «Нептуна». 50-капиберные орудия, установленные на линкорах типа «Сент-Винцент», исчерпали возможности 305-мм калибра. Несмотря на меньшую начальную скорость, 570-кг снаряды новых 343-мм орудий по разрушительной мощи превосходили 385-кг снаряды 305-мм пушек. К тому времени, когда начал создаваться «Орион» (57), предназначенный для новых орудий, название «Дредноут» стало во всем мире нарицательным словом, обозначающим все вообще линкоры нового типа. Чтобы подчеркнуть мощь новых линкоров, вес залпа которых почти вдвое превосходил вес залпа «Дредноута», их стали называть «сверхдредноутами». «Орион» («Тандерер», «Монарх», «Конкверор») нес десять 343-мм орудий в 5 башнях, расположенных в диаметральной плоскости. В нос и в корму могли вести огонь 4 орудия, бортовой огонь — 10 орудий. Шестнадцать 102-мм противоминных пушек размещались на верхней палубе и в надстройке. Броневой пояс закрывал 60% длины ватерлинии. Толщина брони в середине — 305 мм, у носа и кормы — 203 мм. Корабли следующего класса — «Кинг Джордж V» (58), «Центурион», «Аякс», «Аудейшиос», в сущности, увеличенные и усовершенствованные «орионы». Основное новшество — снаряды 343-мм орудий, вес которых увеличен до 635 кг. Дальнейшим развитием этого типа линкоров стали «Айрон Дюк», «Мальборо», «Бенбоу», «Эмперор оф Индиа», отличающиеся от «Кинг Джордж V» лишь противоминной артиллерией — двенадцать 152-мм орудий, размещенных в казематах под носовой надстройкой.

Эру Уаттса — главного строителя британского флота с 1902 по 1912 год,— открытую «Дредноутом», венчает «Куин Элизабет» (59) — последнее творение замечательного кораблестроителя. Пять кораблей этого типа — «Куин Элизабет», «Уорспайт», «Вэлиент», «Бархэм», «Малайя» — начали строиться до того, как были изготовлены и испытаны предназначенные для них 381-мм. пушки. Риск Уаттса оказался оправданным; Англия получила в начале первой мировой войны самые мощные по вооружению и бронированию и самые быстроходные линкоры того времени. 97-тонные орудия этих линкоров посыпали снаряды весом почти в тонну на 20 миль. Превосходя снаряды 343-мм орудий по разрушительной мощи почти в 1,5 раза, снаряды новых пушек пробивали и любую броню тех лет. Снарядам противника на «Куин Элизабет» противопоставлялась броня толщиной 330—152 мм. Схема размещения восьми орудий классическая — две башни одна над другой в носу и две в корме, примененная впервые на американском дредноуте «Мичиган». Противоминная артиллерия — 16 152-мм орудий, 12 — в бортовых казематах близ надстройки и 4 — в кормовых казематах.

Небывало высокая скорость хода — 25 узлов — потребовала огромного увеличения мощности турбин. Если на всех предшествующих линкорах, начиная с «Дредноута», мощности установок составляли 23—30 тыс. л. с., то на «Куин Элизабет» она разом была более, чем удвоена — 75 тыс. л. с. И, вероятно, именно поэтому конструкторы решительно отказались от угля; «Куин Элизабет» — первый британский линкор, работающий исключительно на жидком топливе. Блестящие качества линкоров типа «Куин Элизабет» как-то отодвинули в тень линкоры следующей серии — «Ройал Соверен», «Ройал Оук», «Резолюшн», «Раммилис», «Ревендж». И оно понятно: спроектированные как угольные варианты «Куин Элизабет», эти корабли были короче и развивали меньшую скорость — 21—22 узла. Решение отказаться от угольного отопления было принято уже во время постройки серии. Перевод кораблей на жидкое топливо позволил уменьшить число котлов с 24 до 18 и обойтись одной трубой. От «Куин Элизабет» линкоры типа «Ройал Соверен» отличают противоминные були вдоль бортов и более удачное размещение 152-мм орудий.

Адмирал Фишер сказал как-то молодому Черчиллю: «Я совсем не могу поддерживать вас, если речь идет о более чем двухлетней программе. Искусство состоит в том, чтобы отложить до последнего часа постройку корабля». Благодаря этому мудрому правилу первого морского лорда, понявшего, что самый современный флот должен состоять из множества одинаковых очень быстро построенных кораблей, на долю Филиппа Уаттса выпала уникальная карьера. По его проектам, разработанным всего за 10 лет пребывания на посту главного строителя флота, было построено 27 первоклассных линкоров, составивших основную силу британского флота во время первой мировой войны.

   Смотрите на сайте : Для продвинутых – Флотоводцы – Броненосные и линейные корабли. Ч. III