Броненосные и линейные корабли. ч. III
Броненосные и линейные корабли. Часть III
Выпуск 11: "СЕВАСТОПОЛЬ" Моделист-Конструктор" №7-1972
В первых числах августа 1914 года на телеграфных станциях мира, связанных единой системой электрических кабелей, засверкала маленькая зеленая искорка бедствия. Непрерывно звякали электрические звонки, стучали аппараты Морзе, разнося зловещую весть: война объявлена. И лишь в результате драматического разворота событий британский флот пополнился линкорами, которые с самого начала не удовлетворяли требованиям адмиралтейства. Это были корабли, строившиеся частными фирмами Англии для других стран и конфискованные правительством в связи с объявлением войны. Бразильское правительство первым решилось заказать в Англии два дредноута — «Минас Жераэс» (1908 г.) и «Сан-Паоло», спроектированные конструктором завода Элзвик Перретом в соответствии с требованиями бразильских моряков. Эти корабли несли 12 305-мм орудий в 6 двухорудийных башнях, из которых две размещались одна над другой в носу, две — в корме, и по одной — на каждом борту. Таким образом, вперед и назад могли вести огонь 8 орудий, а по каждому борту — 10. Война расстроила и сделку на постройку линкора «Рио де Жанейро», в результате чего британский флот пополнился линейным кораблем «Эджинкорт» (60) — самым длинным из всех английских дредноутов первой мировой войны. Уступая другим кораблям этого класса в бронировании и дальности плавания, «Эджинкорт» с его 14 305-мм пушками в семи двухорудийных башнях заслужил одобрение артиллерийских офицеров мощью своего залпа.
Одновременно с «Эджинкортом» был конфискован дредноут «Альмиранте Латторе», построенный по заказу другой латиноамериканской республики — Чили. Переименованный в «Канаду» (61), этот линкор уступал по скорости лишь линкорам типа «Куин Элизабет». С быстроходностью сочеталась достаточно мощная артиллерия — десять 356-мм орудий в пяти башнях, расположенных в диаметральной плоскости. По мнению англичан, дредноуты, строившиеся по заказам латиноамериканских стран, отличались от британских тем, что у них способность к нападению преобладала над возможностями защиты. Не уступая, а то и превосходя английские по мощи артиллерии, они, как правило, отставали от них в бронировании; максимальная толщина брони — 229 мм.
Сообщения о постройке Англии «Дредноута» нигде не были восприняты с таким вниманием и интересом, как в России, потрясенной Цусимской катастрофой. Опыт русско-японской войны, ускорившей создание нового типа кораблей, тщательнее всего изучался именно русскими моряками и кораблестроителями, В начале 1906 года ученый отдел Главного морского штаба произвел опрос участников русско-японской войны. Собранные вместе опросные листы содержали в себе бесценный материал, ибо опрашиваемые не только критиковали, но и высказывали соображения о том, какими должны быть линейные корабли возрождаемого русского флота. Определились их основные элементы: десять 305-мм орудий длиной 52 калибра и 18 100-мм противоминных пушек; 4 бортовых и 1 кормовой подводный торпедный аппарат; максимальная толщина броневого пояса — 305 мм, башни — 254 мм, боевой рубки — 305 мм; дальность плавания на экономическом ходу — 5000 миль; скорость хода — 21 узел. Уточненные и одобренные адмиралтейством, эти данные легли в основу технических условий, окончательно установленных к 17 декабря 1907 года.
62. «СЕВАСТОПОЛЬ» (РОССИЯ, 1911 г.) |
|
60. «ЭДЖИНКОРТ» (АНГЛИЯ, 1913 г.) |
Сжатое описание всех этих событий дает прекрасное представление о той огромной, кропотливой, сложной и длительной работе, которая предшествовала закладке «Севастополя» (62) и «Петропавловска» на Балтийском и «Полтавы» и «Гангута» — на Адмиралтейском заводах. Начало боевых действий застало все наши корабли у достроечных причалов. Раньше других — в ноябре 1914 года — в строй вступил «Севастополь», остальные три — в течение декабря и января 1914— 1915 годов.
В документации 1908 года, относящейся к созданию русских дредноутов, сохранился любопытный документ — письмо Куниберти контр-адмиралу Эбергардту. Обрушивая громы и молнии на голову своего сотрудника, который, прибыв в Петербург, не смог дать никаких членораздельных объяснений по проекту, Куниберти многословно доказывает осуществимость и ценность своих разработок, ссылаясь на некий, сооружаемый им в Италии броненосец. Этим броненосцем был «Данте Алигьери» (63).
С опозданием на пять лет итальянская военно-морская администрация оценила идеи главного строителя флота. В сущности, «Данте» с водоизмещением 19 тыс. т, скоростью 23 узла, с 12 305-мм и 12 120-мм орудиями, с полным бронированием надводного борта был осуществлением замысла, о котором Куниберти писал в 1903 году. Единственной новинкой стало лишь размещение 305-мм пушек в трехорудийных башнях. Дальнейшим развитием идей, Куниберти стали линкоры типа «Андреа Дориа» и «Леонардо да Винчи».
Извечный сосед и противник итальянского флота — флот Австро-Венгрии — на своих четырех дредноутах типа «Вирибус Унитис» (64) также поспешил установить четыре трехорудийные башни, из которых средние возвышались над концевыми.
Боевые действия в Адриатике, начавшиеся 23 мая 1915 года, не дали возможности итальянским и австрийским дредноутам помериться силами в линейном бою. По странной иронии судьбы самый чувствительный удар австрийскому флоту нанесли крохотные итальянские торпедные катера, потопившие дредноуты «Вирибус Унитис» и «Сент-Иштван». Итальянскому же флоту самый большой урон нанесла беспечность личного состава, не уберегшего от внутренних взрывов дредноут «Леонардо да Винчи» и линкор второго класса «Бенедетто Брин».
Выпуск 12: "БАЙЕРН" Моделист-Конструктор" №8-1972
Слухи о «Дредноуте» привели в действие гигантскую машину, созданную в Германии усилиями гросс-адмирала Тирпица. В течение многих лет он сперва как начальник морского штаба верховного командования, а потом, с 1897 года, как морской министр готовил страну к строительству большого флота. По его инициативе к популяризации флота были привлечены издатели, художники и литераторы. Начал выходить военно-морской журнал; школьникам за сочинение на морские темы выдались награды; устраивались экскурсии на военные корабли; премировались художники и писатели, посвятившие свое творчество военно-морскому делу. А пока шла эта лихорадочная обработка общественного мнения, казенные верфи из «простых жестяных мастерских» превращались в отлично оборудованные крупные предприятия, обучались рабочие, велись исследования по непотопляемости и бронированию кораблей, по совершенствованию морской артиллерии. В результате этой подготовки не успели еще отчаянно торопившиеся англичане достроить «Дредноут», как в июле 1906 года на имперской верфи в Вильгельмсгафене был заложен «Нассау» (65) — головной корабль из первой серии германских дредноутов.
Первые сведения о них вызвали вздох облегчения в Англии: по сравнению с новыми британскими линкорами германские выглядели менее внушительно. Хотя на «Нассау» было 12 орудий против 10 на «Дредноуте», они были размещены так неудачно, что в бортовом залпе могли принять участие лишь 8, то есть столько же, сколько на «Дредноуте». А если учесть, что калибр германских орудий был 280 мм, а английских — 305 мм, то сравнение складывалось не в пользу немцев. Не решившись отказаться от промежуточной 150-мм артиллерии и 6 подводных торпедных аппаратов, Тирпиц был вынужден пойти на ухудшение условий «обитаемости». И, наконец, поскольку в Германии лишь один завод мог изготавливать паровые турбины нужной мощности, гросс-адмиралу пришлось довольствоваться поршневыми паровыми машинами, развивавшими скорость лишь до 20 узлов. Компенсацией за все эти недостатки была превосходная защита. «Пока корабль еще сохраняет плавучесть, он представляет некоторую боевую ценность, — писал Тирпиц, — высшим качеством корабля следует считать его способность сохранять плавучесть в вертикальной плоскости и продолжать бой». Спроектированный и построенный в соответствии с этим принципом, «Нассау» нес 300-мм главный броневой пояс, доходивший до верхней палубы, противоосколочную броню для защиты казематных орудий и сильное бронирование оконечностей и шахт боевой рубки. Превосходная подводная защита и оборудование для борьбы за живучесть сочетались с высокой остойчивостью.
Но было бы неверно считать «Нассау» перезащищенным, но недовооруженным кораблем. Неприятным сюрпризом для англичан оказалось то, что 280-мм снаряды германских пушек лучше пробивали броню, чем 305-мм снаряды английских. Кроме того, на кораблях этого класса впервые были применены металлические гильзы для зарядов орудий главного калибра (вероятно, поэтому за всю войну произошло всего лишь самовозгорание пороха на одном устаревшем немецком корабле), мощные прожекторы и усовершенствованные приборы для ночной стрельбы. За четырьмя линкорами класса «Нассау» («Позен», «Рейнланд», «Вестфален») в 1908 году последовали четыре линкора класса «Гельголанд» (66) — «Ост-фрисланд», «Тюринген», «Ольденбург». Будучи сходными с «Нассау» по расположению башен, они отличались тем, что несли более тяжелые 305-мм орудия и были на 4 тыс. т тяжелее.
69. «БАЙЕРН» (ГЕРМАНИЯ, 1915 г.) |
|
65. «НАССАУ» (ГЕРМАНИЯ, 1908 г.) |
Сравнивая английские и германские линкоры третьего периода, нетрудно убедиться, что британские корабли уже и длиннее немецких, их скорость выше, а остойчивость меньше. Германские броненосцы были одинаково хорошо защищены в подводной и в надводной частях, у английских подводная защита была менее совершенна. Английские корабли работали исключительно на жидком топливе, немецкие — на угле. Артиллерийское снабжение — заряды и снаряды — германских кораблей было лучше, чем английских. В 1916 году в знаменитом Ютландском бою — последнем и самом крупном в истории эскадренном сражении, хорошо забронированные германские линкоры, несмотря на меньшую скорость хода и меньший калибр артиллерии, пострадали не так жестоко, как быстроходные, вооруженные тяжелой артиллерией, но несущие более легкую броню английские линкоры.
После объявления перемирия в ноябре 1918 года большая часть германского флота была сосредоточена в базе английского флота в Скапа-Флоу. Здесь немецкие корабли и их экипажи ожидали решения своей судьбы. 21 июня 1919 года по тайному сговору экипажей весь германский флот был затоплен. Из линкоров один лишь «Баден» удалось быстро поднять в удовлетворительном состоянии. Часть кораблей подняли через несколько лет только для того, чтобы пустить на слом. Все остальные — в том числе и четыре линкора класса «Кёниг» — лежат на дне Скапа-Флоу и по сей день.
Выпуск 13: "СВОБОДНАЯ РОССИЯ" Моделист-Конструктор" №9-1972
20 октября 1916 года с черноморским линкором «Императрица Мария» стряслась беда. Вскоре после побудки в 6 часов 15 минут, когда этот линейный корабль стоял на Севастопольском рейде, в носовом погребе 305-мм полузарядов вспыхнул пожар. Спустя 5 минут страшный взрыв вскрыл верхнюю палубу от носа до второй башни и сдвинул с мест носовую башню и боевую рубку. В течение следующего получаса взрывы почти ежеминутно сотрясали могучий корпус корабля, а в 7 часов 05 минут после сильного взрыва с правого борта корабль начал быстро крениться, перевернулся вверх килем и пошел на дно. Так после одного года и трех месяцев напряженной боевой службы погиб один из трех черноморских дредноутов, спешно построенных Россией в предвидении грядущей войны. В 1909 году, когда по малой программе судостроения на Балтике начали строиться «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут», полагали, что на Черном море можно ограничиться постройкой миноносцев и подводных лодок. Но как только стало известно, что Турция собирается приобрести в Англии, Бразилии и Чили несколько новейших дредноутов, в Николаеве 12 ноября 1911 года были заложены три новых линкора: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина II» (позднее переименованная в «Императрицу Екатерину Великую») и «Император Александр III».
Спроектированные по той же принципиальной схеме, что и русские балтийские дредноуты, черноморские линейные корабли предназначались для иного театра войны, и это повлекло за собой существенные различия. Примерно при одинаковом водоизмещении черноморские линкоры превосходили балтийские по дальности плавания, вооружению и бронированию. На последних за счет большого запаса топлива и почти вдвое большей мощности турбин была ослаблена броневая защита. Неся такую же артиллерию, что и «Севастополь» (двенадцать 305-мм орудий и четыре 47-мм), «Императрица Мария» была вооружена двадцатью 130-мм пушками против шестнадцати на «Севастополе» и сверх того восемью 75-мм орудиями и четырьмя пулеметами. Наконец, на черноморских дредноутах толщина главного броневого пояса была 102—262 мм против 100—225 мм на балтийских, а толщина башенной брони — 305 мм против 125—200мм.
Конечно, такие преимущества дались не даром. Платой за все эти достоинства явилось уменьшение скорости черноморских линейных кораблей — 21 узел вместо 23. События войны подтвердили правильность решения о постройке линкоров на Черном море. В конце июля 1914 года сквозь англо-французские кордоны в Средиземном море прорвались к Босфору два германских корабля — линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Прорыв этих кораблей, формально купленных Турцией и плававших под турецким флагом, но фактически находившихся под командованием немецкого адмирала Сушена, разом аннулировал значительное превосходство русского Черноморского флота над турецким. «Гебен» с его десятью 208-мм и двенадцатью 150-мм орудиями был сильнее «Евстафия» — лучшего русского броненосца на Черном море (четыре 305-мм, четыре 203-мм и двенадцать 150-мм орудий), а по скорости хода превосходил его больше чем в полтора раза (27 узлов против 16).
70. «СВОБОДНАЯ РОССИЯ» (РОССИЯ, 1913 г.) |
|
71. «ЖАН БАР» (ФРАНЦИЯ, 1911 г.) |
Революция, интервенция .и гражданская война сыграли решающую роль в судьбе оставшихся черноморских дредноутов. В апреле 1917 года «Императрица Екатерина Великая» была переименована и стала называться «Свободною Россиею» (70) и «Император Александр III» — «Волей». Год спустя, чтобы не попасть в руки немцев, Черноморский флот прорывается из Севастополя в Новороссийск. Здесь 18 июня 1918 года революционные моряки по приказу В. И. Ленина затопили линкор «Свободная Россия» и часть флота. Другие корабли ушли в Севастополь и, попав в руки белогвардейцев, в 1920 году были уведены в Бизерту, Вместе с этими кораблями ушел в Средиземное море и «Император Александр III», вторично переименованный в «Генерала Алексеева». По стечению обстоятельств этому последнему дредноуту русской постройки довелось совершить свой последний переход в одной эскадре с «Жаном Баром» (71) — первым французским дредноутом. Франция приступила к постройке линейных кораблей дредноутского типа позже других держав. Тем не менее в конструкции первых французских дредноутов — «Жан Бар», «Курбэ», «Пари» и «Франс» — нет сколько-нибудь существенных новинок. Линкоры следующей серии — типа «Бретань» (72) — те же «Жан Бары», изменена лишь артиллерия главного калибра; 10 340-мм вместо 12 305-мм.
Первыми броненосцами японской постройки стали броненосцы «Аки» и «Сатзума», заложенные в 1903 году на верфях в Куре и в Иокосуке. Когда разразилась русско-японская война, эти корабли не были еще даже спущены на воду, и Япония одержала свои победы с помощью кораблей, построенных на английских верфях. Опыт русско-японской войны задержал достройку первых японских броненосцев. Подвергнутые существенным переделкам, они попали в разряд броненосцев додредноутского периода. Имея много общего с английским «Лордом Нельсоном», русским «Андреем Первозванным», французским «Републик», германским «Шлезвиг-Гольштейном», японские «Аки» и «Сатзума» отличались необыкновенно большим калибром средней артиллерии — 254 мм. «Аки» был первым японским линкором с турбинной установкой.
Первыми японскими дредноутами стали однотипные «Кавачи» (73) и «Сеттсу», вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями в шести двухорудийных башнях, десятью 152-мм и восемью 120-мм пушками. Следующий тип японских линкоров — сверхдредноутов — «Фузо» (74) и «Ямаширо». На этих линкорах японцы переходят на американскую систему линейно-возвышенного расположения шести двухорудийных башен, так что в нос и в корму могли расположить по 4 орудия, а на каждый борт — 12.
При рекордно большом водоизмещении — 30600 т — последние японские линкоры, заложенные накануне первой мировой войны, превосходили линкоры воюющих держав и мощностью артиллерийского вооружения, ибо «Фузо» и «Ямаширо» стали первыми в мире линкорами, вооруженными 356-мм пушками главного калибра.
Выпуск 14: "МЕРИЛЕНД" Моделист-Конструктор" №10-1972
«...Все произошло так быстро, что на кораблях не успели даже понять, в чем дело. На линкоре «Невада», например, оркестр продолжал играть, когда пулеметная очередь проносившегося над палубой самолета начала косить матросов, стоявших в строю перед подъемом флага. Но главные удары наносили: торпедоносцы и бомбардировщики. Первые крупный взрыв раздался на линкоре «Аризона»; через открытый люк бомба попала там в артиллерийский погреб. Корабль взорвался, оставив после себя только пятно горящего мазута. В течение десяти минут взрывы различной силы раздавались на линкорах «Оклахома», «Калифорния» и «Вест Виргиния», В последний попало несколько торпед. Вспыхнуло огромное пламя, и линкор быстро затонул». Так адмирал Н. Кузнецов описывает в своей книге «На флотах боевая тревога» сокрушительный удар, нанесенный японским флотом по Пирл-Харбору — главной базе американского тихоокеанского флота.
Превосходства над США в линейных кораблях Япония достигла 7 декабря 1941 года в результате 100-минутного налета на Пирл-Харбор. 353 самолета, которые поднялись С японских авианосцев, скрытно приблизившихся к Гавайским островам, оказались грозным противником для восьми американских линкоров, стоявших в гавани: четыре из них пошли на дно, а четыре получили тяжкие повреждения. Так неудачно началась вторая мировая война для американских дредноутов, построенных в 1910—1920 годах...
Слухи о постройке «Дредноута», взбудоражившие военно-морские круги всех великих держав, в США произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Сравнивая качества «Мичигана» и «Саут Каролайны» — новейших броненосцев, заложенных на американских верфях, — с качествами только что вступившего в строй «Дредноута», обескураженные американцы снова и снова убеждались, что скрытные, коварные англичане увели у них, можно сказать, из-под носа славу постройки первого линейного корабля нового типа. За девять месяцев до закладки «Дредноута» конгресс США принял акт о постройке двух броненосцев типа «Мичиган». Но оперативность в строительстве американского флота была такова, что 17 декабря 1906 года, когда наконец заложили «Мичиган», «Дредноут» уже вступил в строй британского флота! На линкорах типе «Мичиган» впервые в мировой практике было применено линейно-возвышенное расположение башен главного калибра, ставшее впоследствии классическим. Как ни парадоксально, решающую роль в этом важном нововведении сыграли не конструкторы, а конгрессмены. Дав разрешение на постройку двух кораблей, водоизмещением не 18—20 тыс. т каждый, как требовали кораблестроители, а всего лишь 16 тыс. т, конгрессмены вынудили моряков и судостроителей уменьшить скорость полного хода до 18,5 узла и снизить число 305-мм орудий главного калибра до восьми. Недостаток в количестве пушек кораблестроители удачно компенсировали линейным расположением, а недостаток скорости — увеличением носового и кормового обстрела, для чего расположили башню над башней. Тем не менее спущенные в 1908 году и вступившие в строй в 1910-м «Мичиган» (75) и «Саут Каролайна» с их восемью 305-мм и двенадцатью 76-мм орудиями оказались кораблями с неоправданно заниженными боевыми характеристиками. По сравнению с предшествующими американскими броненосцами на них было ослаблено бронирование: толщина главного пояса — 229—280 мм, башен — 203—305 мм, боевой рубки — 305 мм. Две паровые машины позволяли развить лишь умеренную по сравнению с «Дредноутом» скорость — 18,5 узла против 21. Внутренние помещения были тесны и душны, а в целом корабль являл собой недостаточно устойчивую орудийную платформу.
79. «МЕРИЛЕНД» (США, 1920 г.) |
|
75. «МИЧИГАН» (США, 1908 г.) |
Увеличив водоизмещение «Оклахомы» с 27 500 до 31 400 т, конструкторы разработали проект линкоров «Пенсильвания» (78) и «Аризона», вооруженных 12 356-мм орудиями в четырех линейно-возвышенных трехорудийных башнях. За ними в течение 1917 года были спущены линкоры примерно такого же типа с разными силовыми установками: «Нью-Мексико» с турбоэлектрической установкой, «Айдахо» — турбозубчатой системы Парсонса и «Миссисипи» турбозубчатой системы Кертиса. Далее в 1919 году последовали примерно такие же «Калифорния» и «Теннесси» с турбоэлектрическими силовыми установками.
К моменту окончания первой мировой войны на стапелях США находилось 10 линкоров типа «Мериленд» (70). В основе своей сходные с «Калифорниен», корабли этой серии впервые в мировой практнье несли в четырех линейно-возвышенных двухоруднйных башнях 8 406-мм орудии. Для американских дредноутов первая мировая война началась почти на три года позднее, чем для остальных участников, — 6 апреля 1917 года. «Нью-Йорк», «Техас», «Вайоминг», «Флорида», «Делавэр» воевали бок о бок с английскими линкорами в составе Гранд Флнта. «Оклахома», «Невада» и «Юта» базировались на Ирландию. Остальные несли службу у берегов США. Перемирие, подписанное в ноябре 1918 года, положило конец осуществлению обширной программы строительства линкоров. Часть их не была достроена, часть пошла на слон, и в 1921 году развитие этого класса кораблей в США останавливается на 18 лет.
Выпуск 15: "ВЭНГАРД" Моделист-Конструктор" №11-1972
В течение «дредноутского периода» (1905—1922) не появилось новинок столь радикальных, как в период отработки прототипа (1890—1905). Наиболее важным техническим усовершенствованием было введение различных типов передач — механизмов, призванных увязать «коня и трепетную лань»: малооборотный экономичный гребной винт и высокооборотную экономичную паровую турбину. Лучшие результаты показала разработанная английским изобретателем Парсонсом зубчатая передача. В этот же период появляются такие важные механизмы, как главные упорные подшипники Матчелла и Кингсбури, дизель-генераторы, электропривод вспомогательных механизмов, отрабатываются новые конденсаторы, принудительная (мазка, перегрев пара и пр.
Другая важная новинка — появление трехорудийных башен, применявшихся на русских, итальянских, американских и австрийских линкорах. Французы разрабатывали первую четырехорудийную башню. Качество толстой брони улучшилось мало, основное достижение — получение легкой незакаленной брони и брони для изготовления литых колпаков башен и рубок. К 1914 году была принята на вооружение 533-мм торпеда с дальностью действия 6—7 тыс. м. В связи с развитием авиации с 1912 года на линкорах начинают устанавливать зенитные орудия — от двух до восьми 75—100-мм пушек с углом возвышения 85—90°. Обычно они ставились без броневой защиты на спардеке или на башнях главного калибра. В 1922 году после подписания Вашингтонского договора суммарное водоизмещение линейных кораблей Англии ограничивалось 525 тыс. т. Такое же водоизмещение разрешалось США, Японии — 315 тыс. т, Италии и Франции — по 175 тыс. т. Причем водоизмещение линкора не должно было превосходить 35 тыс. т, а калибр главных орудий — 406 мм. Пока дипломаты вели переговоры на международных конференциях, морские специалисты подытожили боевой опыт первой мировой войны. Для линейных кораблей он свелся в основном к следующим положениям; совершенствование мин и торпед требует разработки систем подводной защиты; противоминные сети, неплохо защищая корабли на стоянке, в походе сильно снижают скорость, обрываются и наматываются на винты; увеличение дистанций артиллерийского боя требует увеличения углов возвышения орудий и утолщения палубной брони; во избежание заливания в свежую погоду, орудия среднего калибра необходимо устанавливать ,не ниже главной палубы; появление авиации требует установки специальных зенитных орудий и катапульт; торпедное оружие на линкорах устанавливать нецелесообразно; на линейных кораблях необходимы приспособления для буксировки. По странной иронии судьбы причиной самых важных усовершенствований в конструкции линкоров стали ограничения Вашингтонского договора, относящиеся к крейсерам. Положив, что водоизмещение этих кораблей не должно превышать 10 тыс. т, составители соглашения заставили кораблестроителей начать «поход за экономию веса». Новинки же, отработанные на крейсерах, тут же принимались на вооружение проектировщиками новых линкоров.
Конечно, все новинки не могли еще быть применены на английских «Нельсоне» (80) и «Роднее» — первых линкорах послевоенной постройки. Заложенные в декабре 1922 года, эти корабли строились в соответствии с Вашингтонским договором, поэтому их водоизмещение не должно было превышать 35 тыс. т. С вступлением их в строй четыре линкора типа «Кинг Джордж V» (81) должны были пойти на слом.
82. «ВЭНГАРД» (АНГЛИЯ, 1944 г.) |
|
80. «НЕЛЬСОН» (АНГЛИЯ, 1925 г.) |
Самым несчастливым из пяти линкоров этого класса оказался «Принц Уэлльский», который, несмотря на новую систему противовоздушной защиты, был потоплен японской авиацией 27 декабря 1941 года. «Кинг Джордж V» и «Хоув» воевали в Северной Атлантике, на Средиземном море и на Дальнем Востоке. «Герцог Йоркский» участвовал в потоплении немецкого линкора «Шарнхорст» и совместно с «Энсоном» — в операциях против другого немецкого линкора — «Тирпиц». Все эти линкоры пошли на слом в 1958 году. А спустя два года пошел на слом и «Вэнгард» (82)—сто пятьдесят третий линкор Британии. Заложенный в 1941 году, линкор был достроен лишь в 1946 году и вошел в историю как крупнейший линейный корабль английского флота — 44 500 т — и как последний в мире корабль этого класса. Восемь 381-мм пушек размещалось в четырех двухорудийных линейно-возвышенных башнях так же, как на «Куин Элизабет» (59). Шестнадцать 133-мм пушек — в двухорудийных башнях. Зенитная артиллерия — пятьдесят восемь 40-мм «бофорсов». Толщина главного броневого пояса — 356 мм. Четыре турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 130 тыс. л. с. сообщали линкору скорость 29,5 узла. По свидетельству специалистов, аварийная система — лучшая из всех английских кораблей. Еще одна новинка — система кондиционирования воздуха, позволяющая экипажу с одинаковым успехом действовать и в Арктике, и в тропиках. Короче говоря, «Вэнгард» — единственный в мире линкор, при постройке которого был учтен боевой опыт второй мировой войны. Но, увы, опыт этой же войны убедительно показал: время линкоров истекло.
Смотрите на сайте : Для продвинутых – Флотоводцы – Броненосные и линейные корабли. Ч.IV