Броненосные и линейные корабли. ч. IV

                                       Броненосные и линейные корабли Часть IV

 

Выпуск 16: "ДЮНКЕРК"-1973

22 июня 1940 года капитулировала перед Германией союзница Англии Франция, и «владычица морей» оказалась в критическом положении. Опасаясь, что французский флот — пятый флот мира — попадет в руки немцев и итальянцев, британское адмиралтейство лихорадочно разрабатывало операцию «Катапульта», направленную против кораблей недавнего союзника. 3 июля эскадра вице-адмирала Соммервилла подошла к Орану, и адмиралу Жансулю, командующему французской эскадрой, базировавшейся на этот североафриканский порт, было предложено выбрать любое из трех решений: продолжать сражаться против Германии и Италии; перевести корабли в английские порты; перевести корабли в нейтральные порты и разоружиться. Жансуль отверг ультиматум, и англичане открыли огонь по своим бывшим союзникам.

Через десять минут все было кончено. Сел на грунт флагманский корабль Жансуля «Дюнкерк». Взорвался дредноут «Бретань», другой — «Прованс» — выбросился на мель. Один лишь «Страсбург» с пятью эсминцами и несколькими подводными лодками с боем прорвался в Тулон. Через несколько дней в Дакаре был выведен из строя новейший французский линкор «Ришелье», а в Касабланке поврежден недостроенный «Жан Бар». Британское адмиралтейство могло быть довольно: все новейшие линкоры Франции были выведены из строя.

В отличие от большинства морских держав, которые затратили немало средств и сил на перестройку дредноутов эпохи первой мировой войны, Франция не занималась модернизацией старых кораблей и в начале 30-х годов сразу начала проектировать совершенно новые линкоры типа «Дюнкерк» (83). Большая скорость — 29,5 узла — и сравнительно легкое бортовое бронирование — 175 мм — давали некоторым специалистам основания относить этот корабль к классу линейных крейсеров, но в действительности это был один из сильнейших линкоров своего времени. При полном водоизмещении 32 260 т он, кроме орудий главного калибра, нес 16 130-мм пушек в трех четырехорудийных и двух двухорудийных башнях, восемь 37-мм зенитных пушек и четыре самолета. Ватерлинию защищал броневой пояс толщиной 280 мм, толщина брони на башнях и боевой рубке — 356 мм. Создаваемые как противовес немецким «Шарнхорсту» и «Гнейзенау», «Дюнкерк» и «Страсбург» отдаленно напоминали английские линкоры «Нельсон» и «Родней». Так же как на этих кораблях, все орудия главного калибра на «Дюнкерках» были сконструированы в носовой части. Но если 406-мм пушки «Нельсона» размещались в трех трехорудийных башнях, то на французском линкоре 330-мм орудия впервые в мировой практике были установлены в двух четырехорудийных башнях.

 

83. «ДЮНКЕРК» (ФРАНЦИЯ, 1935 г.)

84. «ДНДРЕА ДОРИД» (ИТАЛИЯ, 1915—1937 гг.)
85. «ВИТТОРИЯ ВЕНЕТО» (ИТАЛИЯ, 1937 г.)

 Завершенный постройкой в апреле 1937 года, «Дюнкерк» представлял Францию на коронационных торжествах в бухте Спитхед. Спустя 20 месяцев — в декабре 1938 года — был готов «Страсбург», и во вторую мировую войну Франция вступила, имея в строю только два новых линкора. Три более крупных линейных корабля такого же типа начали строиться. Из них в ходе войны был достроен лишь один — «Ришелье». Другой — «Клемансо» — был уничтожен на стапеле, третий — «Жан Бар» — достроен после войны.

К концу 1940 года французы ухитрились прибуксировать поврежденный «Дюнкерк» в Тулон и приступить к ремонту. Но как будто злой рок висел над французскими линкорами; 27 ноября 1942 года, после того как немцы полностью оккупировали Францию, французские моряки затопили свои корабли, чтобы они не достались врагу.

По любопытному стечению обстоятельств с судьбой французских линкоров оказалось немало общего у линкоров итальянских: они тоже больше пострадали от бывших союзников, чем от противников. После того как 8 сентября 1943 года Италия капитулировала и вышла из войны, часть итальянского флота под командованием адмирала Бергамини полным ходом шла сдаваться в плен на остров Мальта. Когда в полдень 9 сентября на горизонте появились самолеты, итальянские моряки, считая, по-видимому, что для них война уже кончилась, не сыграли на своих кораблях боевую тревогу. И немецкие самолеты получили прекрасную возможность испытать новое оружие — планирующие бомбы, управляемые по радио, — на кораблях своих недавних союзников. Испытание прошло успешно: одна из планирующих бомб угодила в пороховой погреб флагманского корабля адмирала Бергамини, мгновенно уничтожив новейший линкор «Рома».

Если французы, вообще отказываясь модернизировать старые дредноуты, являли собой одну крайность, то итальянцы ударились в другую. В 1937 — 1940 годах они произвели самую кардинальную модернизацию, какой когда-либо подвергались корабли. Модернизированные дредноуты «Андреа Дориа» (84), «Кай Дуилио», «Конте ди Кавур» и «Кай Юлий Цезарь» ничего общего не имели с тем, что они собой представляли до переделки. Их водоизмещение при полной нагрузке увеличилось с 25 200 до 29 000 т, мощность машин с 32 000 до 85 000 л. с., скорость возросла с 21,5 до 27 узлов. Полностью было заменено вооружение: вместо тринадцати 305-мм, шестнадцати 152-мм и восемнадцати 76-мм пушек на модернизированных итальянских линкорах установили десять 320-мм, двенадцать 132-мм и десять 88-мм орудий. Существенно были переделаны корпус, трубы и надстройки. Последними самыми крупными итальянскими линкорами стали линкоры «Витторио Венето» (85), «Литторио», «Рома» и «Имперо». Последний был спущен на воду, но так и не вошел в строй. Этим линкорам были свойственны особенности, всегда отличавшие итальянскую кораблестроительную школу: высокая скорость хода за счет ослабления бронирования. При полной нагрузке водоизмещение «Витторио Венето» составляло 45 752 т. Турбинная установка в 140000 л. с. позволяла развивать скорость в 30 узлов. Артиллерийское вооружение — девять 380-мм орудий в башнях, двенадцать 152-мм в четырех башнях, двенадцать 88-мм, четыре 120-мм, двадцать 37-мм и от двадцати восьми до тридцати двух 20-мм. Хотя новым итальянским линкорам повезло больше, чем французским (они уцелели и пошли на слом после войны), англичанам практически всегда удавалось исключить их из игры. 12 ноября 1940 года во время налета английской авиации на Торонто «Литторио», получив три торпеды в борт, сел на грунт. 28 марта 1941 года английская авиационная торпеда, угодившая в «Витторио Венето», вывела из строя оба левых винта. В середине декабря 1941 года, только выйдя после ремонта, «Витторио Венето» получил торпеду, выпущенную подлодкой, и снова вышел на полгода из строя. Лишь в июне 1942 года оба линкора смогли вместе выйти в море. А 5 июня 1943 года во время налета на Специю английская авиация снова поражает «Витторио Венето», и его приходится отправить на ремонт в Геную.

Какова же судьба семи итальянских линкоров? «Рома» погиб от немецкой планирующей бомбы. «Литторио» (переименованный в «Италию»), «Витторио Венето», «Андреа Дорив» и «Кай Дуилио» 11 сентября 1943 года пришли на Мальту и сдались союзникам. Позднее из Венеции ускользнул от немцев и сдался «Кай Юлий Цезарь». Лишь «Конте ди Кавур» достался немцам и был уничтожен авиацией союзников в начале 1945 года.

Выпуск 17: "ТИРПИЦ"-1973

Утром 21 мая 1941 года командующий английским флотом адмирал Товей получил шифрованное сообщение: два крупных фашистских корабля идут через пролив Каттегат, держа курс на север. После полудня сообщение подтвердилось. Один из самолетов-разведчиков ухитрился сфотографировать эти корабли, отстаивающиеся в Гримстадфиорде в ожидании темноты. Расшифровка фотографий не оставляла сомнений: в районе Бергена приготовились к прыжку на английские коммуникации линкор «Бисмарк» , крупнейший и мощнейший корабль в истории германского флота, вступивший в строй в августе 1940 года, и тяжелый крейсер «Принц Евгений». И когда два дня спустя немецкие корабли достигли северного входа в Датский пролив — широкое морское пространство, разделяющее Исландию и Гренландию, — они обнаружили в сумеречной мгле очертания тяжелого английского крейсера «Суффолк». Через час появился еще один крейсер, «Норфолк». Оба английских корабля шли параллельными курсами с немецкой эскадрой, оставаясь вне досягаемости ее орудий.

На рассвете 24 мая впервые заговорили 381-мм орудия «Бисмарка», обрушившего огонь на линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский», которые раньше всех подоспели к месту боя. Через одиннадцать минут на «Худе» раздается страшный взрыв: раскалывая корабль пополам, в воздух взлетает содержимое пороховых погребов, и в несколько минут перестает существовать чуть ли не крупнейший военный корабль мира. Сильно дымя, отворачивает от германских кораблей «Принц Уэльский», пораженный несколькими снарядами. Невредимые «Принц Евгений» и «Бисмарк», за которым тянется след жидкого топлива, вытекающего из поврежденных в бою цистерн, упорно продолжают идти на юг. Вечером 26 мая торпедоносец с авианосца «Арк Ройал» выводит из строя рулевое управление фашистского линкора. А в 10 часов утра «Бисмарк» делает последний выстрел. Наконец в 10 часов 47 минут, получив два последних торпедных попадания с крейсера «Дорсетшир», «Бисмарк» идет на дно вместе со всем экипажем, командиром и адмиралом Лютьенсом.

Лишь после этого англичане смогли подсчитать, во что им обошлось потопление немецкого линкора. Оказалось: в районе сражения им пришлось сосредоточить 48 боевых кораблей (от линкоров до подводных лодок) и больше 100 самолетов...

Составляя условия Версальского мира, союзники решили лишить немцев права строить корабли более сильные, чем тяжелые крейсера, вооружаемые обычно 203-мм орудиями. Поэтому одна из статей договора запрещала Германии строить корабли водоизмещением свыше 10 тыс. т. Но получилась удивительная вещь.

Проигравшая войну Германия не участвовала, естественно, в подписании Вашингтонского договора, по которому максимальный калибр крейсерных орудий не должен был превышать 203 мм. И эта юридическая лазейка позволила немцам создать так называемые «карманные линкоры» — корабли, которые при водоизмещении 10 тыс. т несли шесть 280-мм орудий.

 

88. «ТИРПИЦ» (ГЕРМАНИЯ, 1940 г.)

86. «ДОЙЧЛАНД» (ГЕРМАНИЯ, 1931 г.)
87. «ГНЕЙЗЕНАУ» (ГЕРМАНИЯ, 1936 г.)

 Проектируя «Дойчланд» (86), немцы стремились создать необычный корабль. По мощи артиллерии он должен был превосходить те вражеские корабли, которые могли его догнать. А скорость хода у него должна была быть достаточной, чтобы удрать от противника, превосходящего его мощью орудий. Три «карманных линкора» — «Дойчланд» (впоследствии переименованный в «Лютцов»), «Адмирал граф Шпее» и «Адмирал Шеер» — стали первыми и единственными в истории линкорами, на которых в качестве главных двигателей были установлены восемь двухтактных дизелей двойного действия, по 7100л.с. каждый. На один вал работали четыре дизеля, соединенные с редуктором через гидравлические муфты. На полном ходу — 26 узлов — мощность установки достигала 54 тыс. л. с.

Борясь за экономию в весе, широко применяя электросварку, заменяя сталь алюминиевыми сплавами всюду, где только возможно, немцы создали корабли, которые при мощном вооружении — шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и многочисленные зенитные установки — несли бронирование, лишь чуть-чуть превосходящее защиту тогдашних крейсеров такого же водоизмещения. Это дало право некоторым специалистам относить такие корабли к классу тяжелых крейсеров. Сами немцы придумали для них особое название, странно звучавшее в 30-х годах — броненосец. В широкой же публике за кораблями этого типа сохранилось название «карманные линкоры». Спустя три года после постройки «Дойчланда» фашистская Германия демонстративно отказалась выполнять Версальский договор. В дискуссии, развернувшейся вокруг вопроса о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника, верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. И в 1936 году на воду сходят новые немецкие линкоры — «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (87).

Апогеем доктрины адмирала Редера стали два последних и самых крупных в истории немецкого флота надводных корабля — линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц» (88). Эти гигантские корабли водоизмещением около 50 тыс. т. были вооружены восемью 381-мм, двенадцатью 150-мм, шестнадцатью 104-мм орудиями и множеством 20-мм зенитных пушек, Толщина главного броневого пояса — 320 мм. Боевая рубка защищена 355-мм броней, толщина броневой палубы — 146 мм. Толщина брони на башнях главного калибра — переменная: лобовая—356 мм, крыша—125 мм. Три турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 163 тыс. л. с. приводили а действие три винта, сообщавшие этим линкорам скорость до 30,9 узла. Дальность плавания этих кораблей, предназначенных специально для рейдерства, — 10 тыс. миль.

Внушительный вид новых линкоров настолько поразил воображение бесноватого фюрера, вообще склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линейного корабля водоизмещением около 140 тыс. т. Но ход войны перечеркнул планы адмирала Редера, а заодно положил конец и честолюбивым мечтаниям самого фюрера.

В 1939 году в устье Ла-Платы команда затопила «Адмирала графа Шпее», застигнутого английскими крейсерами, Спустя два года уничтожен «Бисмарк». В декабре 1943 года западнее норвежского побережья пошел на дно «Шарнхорст». Непрерывно выводимые из строя авиацией и подводными лодками, всю войну ремонтируются и бездействуют «Гнейзенау» и «Тирпиц». Весной 1945 года пущен на дно «Дойчланд»— «Лютцов», потоплен авиацией в Киле «Адмирал Шеер». Таков бесславный итог доктрины Редера с его ставкой на «карманные линкоры».

Выпуск 18: "АЛАБАМА"-1973

«Американские линейные корабли открыли огонь одновременно: шесть залпов, всего 108 снарядов весом более тонны каждый, смешались с частым огнем японцев. Наблюдатели на возвышенности острова затаили дыхание при виде этой самой страшной в морской истории картины, когда на мощном японском корабле неожиданно взметнулся огромный столб пламени в самой его середине. Корабль перевернулся так быстро, что последние снаряды дробили уже его днище и взорвались между палуб в тот момент, когда он исчез с поверхности»,—так описывает очевидец уничтожение японского линкора «Киришима», который 15 ноября 1942 года у острова Гвадалканар столкнулся носом к носу с двумя новейшими американскими линкорами, «Вашингтон» и «Саут Дакота»...

Надолго выведя из строя американские линкоры в Пирл-Харборе, японцы стали хозяевами положения на Тихом океане, так как на этом театре у американцев в течение почти целого года не было ни одного линкора. Вот когда морякам пришлось расплачиваться за колебания, сомнения и споры, которые велись в 1920—1930 годах. В ту пору сторонники авиации, возглавляемые напористым полковником Билли Митчеллом, доказывали, что с появлением авиации линейные корабли утратили свое значение. В обоснование этого мнения они приводили стремительную гибель от авиабомб германского дредноута «Ост-фрисланд», использовавшегося после первой мировой войны в качестве корабля-мишени, Осторожные сторонники линкоров не без оснований указывали Митчеллу, что быстрое потопление «Остфрисланда» мало что доказывает: до бомбардировки с воздуха он был основательно поврежден артиллерийским огнем американских линкоров, тренировавшихся в стрельбе по нему; он неподвижно стоял на якоре, он не стрелял по атакующим его самолетам, наконец, на нем не было команды, которая бы вела борьбу за живучесть.

Конечно, все эти возражения не умаляли значения авианосцев, но они способствовали ожесточению полемики, противопоставлению кораблей этих классов, категорической постановке вопроса: или линкоры, или авианосцы. И вот теперь кровавый опыт войны снова и снова показывал морякам, что линкоры и авианосцы не противоположности, а дополнения; что авианосец — грозный, когда его самолеты в воздухе, беззащитен, когда они на палубе; что он нуждается в поддержке кораблей других классов. Лишенные такой поддержки, авианосцы не раз становились жертвами артиллерийского огня и торпедных атак. Быстроходные современные линкоры с мощной противовоздушной артиллерией были нужны на Тихом океане как воздух, но, увы, накануне войны таких линкоров в американском флоте было всего два — «Вашингтон» (89) и «Норт Каролайна».

 

90. «АЛАБАМА» (США, 1942 г.)

89. «ВАШИНГТОН» (США, 1940 г.)
91. «МИССУРИ» (США, 1944 г.)

 Вашингтонский договор должен был истечь в 1936 году. По мере того как приближался этот срок, державы — участницы договора приступили к разработке соответствующих орудий. Англичане для своих линкоров типа «Кинг Джордж V» (81) спроектировали 356-мм пушки. Японцы для «Ямато» — 456-мм. Спустя год после окончания Вашингтонского договора на американских верфях были заложены однотипные «Вашингтон» и «Норт Каролайна», первые американские линкоры за 18 послевоенных лет. Водоизмещение 46 800 т, девять 406-мм орудий в трех трехорудийных башнях, ход 27 узлов — таковы основные характеристики этих линкоров, ставших прототипом для линкоров следующих серий. Законченные постройкой в 1940—1941 годах, эти линкоры служили сначала в Атлантике. В частности, «Вашингтон» участвовал в проводке знаменитых мурманских конвоев.

Когда 7 декабря 1941 года в Пирл-Харборе разразилась катастрофа, на американских верфях лихорадочно строились четыре серийных линкора— «Саут Дакота», «Индиана», «Массачусетс» и «Алабама»(90). Неся такое же вооружение, что и «Вашингтон», «Саут Дакота» была меньше по водоизмещению, короче и лучше забронирована. Особенностью архитектурного облика этих кораблей было то, что дымовая труба представляла у них одно целое с надстройкой. Направленная в конце 1942 года в Тихий океан, «Саут Дакота» 15 ноября совместно с «Вашингтоном» уничтожила «Киришиму», а за месяц до этого дала одно из самых блестящих опровержений доказательствам Билли Митчелла. Из 33 японских самолетов, рискнувших атаковать «Саут Дакоту», были уничтожены ее артиллерийским огнем 32! В то самое время, как «Саут Дакота» блистала на Тихом океане, однотипный с ней «Массачусетс» огнем своих орудий поддерживал высадку союзных войск в Северной Африке. В течение 1943 года начали возвращаться в строй поврежденные японцами в Пирл-Харборе «Миссисипи», «Мериленд», «Калифорния», «Пенсильвания», «Тенесси» и «Вест-Виргиния». Лишь «Аризона» и «Оклахома» оказались поврежденными столь сильно, что их восстановление было признано нецелесообразным. Постепенно господство на Тихом океане переходило в руки американцев. В 1944 году начали вступать в строй линкоры последней серии, предназначенные специально для Тихого океана. Неся такое же вооружение, что и линкоры предшествующих типов, «Миссури» (91), «Айова», «Висконсин» и «Нью-Джерси» были самыми крупными линкорами в истории американского флота — 58000 т, самыми быстроходными — 35 узлов, самыми защищенными — максимальная толщина брони 457 мм. Этим линкорам, вступившим в строй уже тогда, когда война близилась к завершению, выпала завидная судьба: предводительствуемые «Миссури», на которой нес флаг адмирал Хэлси, они 27 августа 1945 года вошли в Токийский залив. А спустя 5 дней на борту «Миссури» была подписана капитуляция Японии.

В силу географического и экономического положения США в отличие от всех других воюющих держав смогли строить линкоры в ходе боевых действий. Начав войну с 17 линкорами, они завершили ее с 23. Это позволяло американцам в полной мере учитывать при постройке линейных кораблей самый свежий боевой опыт. А он свидетельствует о том, что современные линкоры оказались крепким орешком для авиации. Уничтожить линкоры с могущественной зенитной артиллерией удавалось только в тех случаях, когда в атаку со всех направлений устремлялись десятки бомбардировщиков и торпедоносцев.

После войны все американские линкоры, кроме «Миссури», пошли на слом или были законсервированы. В настоящее время четыре штата: Алабама, Техас, Норт Каролайна и Массачусетс — сохраняют линкоры, названные в их честь, в качестве музеев. А на консервации остались лишь самые последние американские линкоры — корабли типа «Миссури».

Выпуск 19: "ЯМАТО"4-1973

«На свете есть три совершенно ненужные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато» — в этом саркастическом утверждении офицеров японской армии проявилось глубокое разочарование нации в своих суперсверхдредноутах, постройка которых была окутана тайной и о небывалой мощи которых ходили волнующие слухи.

Проходил один месяц великой войны на Тихом океане за другим; сражались и гибли авианосцы, крейсеры, подводные лодки и другие типы боевых кораблей; теснимая американскими штурмовыми частями, японская армия сдавала один остров за другим, а гигантские 460-мм орудия крупнейшего в мире линейного корабля все еще не сделали ни одного выстрела по противнику!

Лишь тогда, когда американцы приступили к операции по захвату Филиппин, японское командование решилось, наконец, бросить в бой эту тщательно оберегаемую в течение трех лет силу, 23 октября 1944 года в составе эскадры адмирала Куриты, идущей к острову Лейте, двигались и крупнейшие в мире линкоры — однотипные «Мусаси» и «Ямато». В этот же день эскадра была обнаружена американскими подводными лодками. На следующее утро ее атаковали американские самолеты, поднятые с авианосцев.

Шесть раз устремлялись торпедоносцы и бомбардировщики на японские корабли. Десять торпед и 16 бомб настигли «Мусаси». После четырехчасовой агонии он опрокинулся и пошел на дно. «Ямато», хотя и пораженный бомбами, сохранил ход в 26 узлов. Наутро впервые за всю войну заговорили его орудия, круша американские эскортные авианосцы и эсминцы. Канонада длилась два с половиной часа. Потом Курита прекратил преследование и повел свою эскадру назад. Через полгода, 6 апреля 1945 года, «Ямато» вышел в свой последний, самоубийственный поход. За элегантным названием операции «Парящие хризантемы» крылся чудовищный, бесчеловечный замысел японской военщины: нанести сокрушительный удар американскому флоту у острова Окинава при помощи эскадры, состоящей из кораблей-смертников: «Ямато», легкого крейсера и восьми эсминцев. С них сняли все ценное оборудование и заправили топливом, которого должно было хватить только на переход до Окинавы. Но американская авиация не дала эскадре даже приблизиться к цели. 7 апреля небо над японскими кораблями потемнело от бомбардировщиков, кружившихся в воздухе в ожидании своей очереди на бомбометание. «Ямато» и пять других кораблей эскадры пошли на дно, так и не выполнив задачи. Японский флот, который на протяжении десятилетий создавался с таким упорством, с такой последовательностью и с жертвами, перестал существовать.

Единственная из великих держав, не принимавшая участия в морских сражениях первой мировой войны, Япония лихорадочно строила дредноуты и сверхдредноуты, пытаясь создать могучий флот. Не удивительно, что именно японским инженерам довелось построить самые крупные и самые грозные линкоры периода первой мировой войны. Вслед за линкорами «Фузо» (74) и «Ямаширо» японский флот получил два усовершенствованных корабля такого же типа: «Исе» и «Хиуга» (36 тыс. т., 25,25 узл., 12—356-мм орудий, максимальная толщина брони—306 мм). За ними сошли со стапелей два самых мощных линкора своего времени, «Нагато» и «Мутсу», при проектировании которых был учтен опыт мировой войны. Эти линкоры водоизмещением 39 тыс. т и скоростью хода 25 узл, вошли в историю как первые в мире линейные корабли, вооруженные 406-мм орудиями, по два в четырех башнях.

 

94. «ЯМАТО» (ЯПОНИЯ, 1940 г.)

92. «ИСЕ» (ЯПОНИЯ, 1916 г.)
93. «НАГАТО» (ЯПОНИЯ, 1919 г.)

 В 1922 году Япония, подписав Вашингтонское соглашение, обрекла на уничтожение и переделку около полутора десятков строящихся линейных кораблей. В 1934—1936 годах модернизация полностью изменила внешний облик линкоров «Нагато» (93) и «Мутсу». На них были установлены новые машины, добавлены бортовые були, тройное дно, снята одна труба, установлена характерная пагодообразная надстройка, увеличен угол возвышения орудия главного калибра. Были переделаны и линкоры «Исе» и «Хиуга».

Лишь в 1934 году, отбросив все ограничения Вашингтонского и Лондонского соглашений, японцы приступили к проектированию новых линкоров, которые по автономности и мощности вооружения должны были превзойти все когда-либо существовавшие корабли. Пройдя 23 стадии, проектирование завершилось в 1937 году принятием окончательного варианта, и в 1940 году со стапелей сошел первый линкор серии «Ямато» (94), Полное водоизмещение — 72 тыс. т, длина—240 м, ширина—39м, скорость—27,5 узл., толщина брони— 406—650 мм, 9—460-мм орудий. В конструкции этих кораблей было несколько особенностей, новых для японского кораблестроения, — бульбовый нос для снижения волнового сопротивления и вспомогательный руль, установленный перед главным рулем для улучшения управляемости. Пока закладывались корпуса пяти линкоров этой серии, строители разрабатывали новый проект — усовершенствованный «Ямато» с шестью 504-мм пушками! Война не только помешала осуществлению честолюбивых замыслов самураев, но и продемонстрировала несбыточность их преувеличенных надежд на неотразимую мощь линкоров. Уже в ходе боевых действий японцам пришлось спешно устанавливать дополнительные зенитные орудия, число которых на «Ямато» было доведено до 137 (24—127-мм и 113 — 25-мм, а на «Мусаси» до 142 (12 — 127-мм и 130 — 25-мм). Но время линкоров уже безвозвратно миновало. Японский флот испытывал острейшую нужду в авианосцах. Это заставило срочно переделать «Шинано» — третий линкор типа «Ямато» — в авианосец, пустить на слом корпус четвертого, уже заложенного линкора этого типа и приступить к последней, самой фантастической модернизации «Исе» и «Хиуга». Сняв две кормовые башни, подняв борта и установив сверху широкую платформу, конструкторы получили ангар для 22 гидросамолетов-бомбардировщиков. Они должны были запускаться в течение 20 мин. двумя катапультами, садиться на воду и подниматься на борт с помощью кранов. Для отражения воздушных атак средняя 140-мм казематная артиллерия была снята, и вместо нее установлено 16—127-мм и 108—25-мм зенитных пушек. В дополнение к ним на крыше ангара поставили 180 127-мм зенитных ракет, наводящихся по проводам. Но ни один самолет с этих авианосцев не поднялся в воздух по самой простой причине — в Японии к концу войны не хватало летчиков, и командованию пришлось использовать эти искалеченные корабли только как линкоры.

Символично: новейшие «Ямато» и «Мусаси», как и устаревшие, переделанные «Исе» и «Хиуга», были уничтожены в результате атак только с воздуха — грозное свидетельство того, что к концу второй мировой войны роль основной силы флота перешла к кораблям нового класса — к авианосцам.

Выпуск 20: "МАРАТ"-1973

В годы Великой Отечественной войны на одном из участков Ленинградского фронта фашистские укрепления особенно сильно страдали от необычайно мощных снарядов советской артиллерии. Немцы долго пытались понять, что за орудия и откуда ведут огонь по их пунктам обороны, но это так и осталось для них загадкой...

«Все было очень просто, — вспоминает маршал артиллерии Г. Одинцов. — Будучи начальником артиллерии Ленинградского фронта, я как-то раз приехал на один из полигонов под Ленинградом и обнаружил там поистине уникальные пушки. Это- была опытная трехорудийная башня для наших новых линкоров, доставленная на полигонные испытания еще до начала войны. 406-мм орудия огромной мощности оказались для нас настоящей находкой и внесли свой вклад в дело обороны осажденного города». Таким неожиданным путем врагу довелось испытать на себе сокрушительный огонь главной артиллерии даже тех советских линкоров, которым никогда не пришлось вступить в строй. Заложенные в 1938—1940 годах три новых линкора типа «Советский Союз» были прекрасными представителями этого класса боевых кораблей. К сожалению, достроить их не удалось: началась война. Первым линкором советского флота стал «Марат» (95), бывший «Петропавловск». Спустя шесть лет — в 1924 году — вступил в строй «Парижская коммуна» («Севастополь»). А еще через четыре года — в 1928 году — «Октябрьская революция» («Гангут»). Четвертый балтийский дредноут — «Михаил Фрунзе» («Полтава») так пострадал от пожара в 1923 году, что было принято решение пустить его на слом.

Восстановленные линкоры стали отличной школой для воспитания кадров молодого советского флота. Уже в 1925 году Балтийский флот совершил большой учебный поход от Луженой губы до Кильской бухты. В этом походе нарком по военным и военно-морским делам М. Фрунзе держал свой флаг на линкоре «Марат». В походе 1927 года на «Марате» плавали К. Ворошилов и С. Киров. Зимой 1929/30 года из Кронштадта в Севастополь совершили трудный переход линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн». В 1934—1935 годах все три советских линкора прошли модернизацию. На них были установлены новые паровые котлы, работающие на жидком топливе; переделаны и увеличены по высоте носовые надстройки; передним трубам придан характерный скос назад; изменены и сделаны более совершенными носовые оконечности; на носовой и кормовой башнях открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.

 

95. «МАРАТ» (СССР, 1935 г.)

96. «КУИН ЭЛИЗАБЕТ» (Англия, 1941 г.)
97. «АНДРЕА ДОРИА» (Италия, 1940 г.)

 Готовя нападение на СССР, гитлеровские генералы и адмиралы особенно тщательно разрабатывали планы уничтожения советских линкоров с помощью авиации. «Едва корабли успевали отбить одну волну вражеских бомбардировщиков, — вспоминает адмирал Н. Кузнецов, — как за ней следовала другая. «Марат» получил первое попадание крупной бомбы 16 сентября... Но самые массированные налеты на этот линкор имели место 21—23 сентября. Тогда он стоял уже в Петровской гавани Кронштадта. От попадания бомбы в погребе произошел настолько сильный взрыв, что мостик и вся система бронированных постов весом в несколько тонн были подняты в воздух и сброшены в воду... Вся носовая часть, первая башня и мостик были разрушены. «Марат» сел на грунт, но оставшиеся в строю три башни через два месяца снова продолжали стрелять. Больше «Марат» уже никогда не выходил в море, но, даже воюя всю блокаду на одном месте, он нанес врагу немалый урон». «Октябрьская революция» хотя и пострадала от бомб, но тем не менее поддерживала своим огнем наступление войск Ленинградского фронта и 22 июня 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, «Парижская коммуна», в 1942 году вновь переименованная в «Севастополь», также отличилась в боевых действиях Черноморского флота, и стала Краснознаменной.

В силу различных причин страны — участницы второй мировой войны —по-разному относились к модернизации дредноутов времен империалистической войны. Германии, лишенной после ее поражения всех своих линкоров, было нечего модернизировать и оставалось только строить новые корабли, США, приученные своим географическим положением к тому, что у них всегда есть резерв времени для строительства современного флота, также не занимались модернизацией старых линкоров. Такой же политики придерживалась Франция, которая, правда, первой начала строить современные линейные корабли.

Япония, с методической настойчивостью «копившая» свой флот, не могла себе позволить такое расточительство и поэтому перестроила большую часть старых кораблей. Не решилась отказаться от многочисленных линейных кораблей первой мировой войны и Англия. С 1936 года наряду со строительством новых линкоров типа «Кинг Джордж V» (81) англичане лихорадочно модернизируют старые линкоры. Но больше всего уделили внимания модернизации итальянцы. В 1937— 1940 годах они произвели кардинальную перестройку своих линкоров, создав практически новые корабли. Но столь радикальные изменения ненамного продлили срок службы модернизированных линкоров: последние из них пошли на слом в 1948 году. В этом смысле советские линейные корабли оказались своего рода рекордсменами. Прослужив в строю более сорока лет, они были списаны после войны.

После войны ни одна страна не стала строить линкоры. Но в течение почти целого столетия этот тип кораблей играл такую огромную роль в мировой истории, их совершенствование дало такой мощный толчок развитию металлургии, машиностроения, электротехники и оптики, что интерес к ним сохранился до нашего времени. Будучи самыми крупными кораблями флота, эти плавучие крепости были вооружены самыми мощными пушками, защищены самой крепкой броней и могли совершать самые дальние походы. И в годы второй мировой войны, выдерживая чудовищные удары вражеских снарядов, бомб, мин и торпед, они оставались на плаву и продолжали с огромной точностью поражать противника на дистанциях, достигающих 40 км! И хотя авианосцы, способные уничтожать цели, удаленные от них на 500—550 км, положили конец господству бронированных чудовищ, многие считают, что техническое совершенство последних линкоров позволяет рассматривать их как одно из самых поразительных созданий инженерного искусства.

В 1892 году русский генерал Ф. Пестич, крупный специалист в морской артиллерии, писал: «Если мы обратимся к тому периоду времени, когда существовала еще кавалерия, закованная в железо, то увидим, что состояние, в котором находилась эта конница, весьма близко подходит к состоянию современных броненосных флотов. И современный флот, и прежняя кавалерия, преследуя одну лишь идею самозащиты, развивали один только этот элемент в ущерб другим. Наконец, с появлением огнестрельного оружия кавалерия бросила свои латы...».

С появлением ракетно-ядерного оружия «бросил» свои броненосные корабли и современный флот.

Г. Смирнов