Ракетный крейсер " Слава "
Ракетные крейсера типа “ Слава “ ( проект 1164 )
В 1969 году руководство ВМФ выдало задание Северному ПКБ (под руководством В.Д. Рубцова) на проработку вариантов БПК проекта 1134Б, который к тому времени начал строиться. Идея проработок была такова - использовать базовый вариант в качестве платформ, на которых создать систему из взаимоподдерживающих кораблей: противолодочных, ударных (с противокорабельными ракетами) и кораблей коллективной ПВО (с зенитными ракетами). Корпус и энергоустановка сохранялись по проекту, изменения касались только кормовой части корабля, надстройки и вооружение на ударном варианте заменялись 12 пусковыми установками для комплекса «Базальт», которые смотрели в корму. На варианте ПВО должны были устанавливаться зенитные ракеты вертикального пуска «Квант» (впоследствии «Форт»). Прорабатывались варианты с вертолетом и без.
Проработки были утверждены и началась разработка технического проекта - предполагалось, что начиная со строительного номера С-2007 уже пойдет ракетный вариант. Из-за этого закладка БПК «Таллин» задерживалась, экипаж несколько раз формировали, затем расформировывали, на флоте его уже начали называть «летучим голландцем» в итоге корабль был заложен и достроен по первоначальному проекту, в противолодочном варианте.
Начавшиеся вдруг колебания и задержки были связаны в основном с тем, что параллельно создавался ракетный корабль охранения проекта 1165 «Фугас», вооруженный крылатыми ракетами и новым зенитным комплексом «Форт» С-300Ф усиленной комплектации для высокоэффективной коллективной обороны и защиты от низколетящих крылатых ракет. Предпочтение отдавалось ему, но в августе 1971 года работы по «Фугасу» прекратили из-за дороговизны (крейсер предполагался атомным).
Поэтому, решили вернуться к проработкам Северного ПКБ, на базе которых было решено создавать более простой и менее дорогостоящий ракетный крейсер третьего поколения на базе технических решений 1134Б. В октябре 1972 года Северному ПКБ было выдано тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 (шифр «Атлант»), главным конструктором назначили А.К. Перькова, главным наблюдающим от ВМФ - капитана 2 ранга А.Н. Блинова. При полном водоизмещении 10000 тонн вооружение корабля должно было состоять из противокорабельного ракетного комплекса «Базальт» (12 пусковых установок для двух 6 ракетных залпов), зенитных ракетных комплексов «Форт» (8х8 ПУ вертикального старта) и «Оса» (2 спаренных установки), двух 100-мм пушек АК-100, автоматов самообороны АК-630, бомбометов РБУ-6000, двух 5 трубных торпедных аппаратов, вертолета корабельного базирования. Был вариант (впоследствии отклоненный) с утопленными в корпус ПУ для главного ракетного комплекса, с двумя 130-мм одноствольными орудиями, что вызывало удлинение корабля почти до 200 метров и неприемлемый рост водоизмещения. Нужно было учитывать возможности завода строителя, поэтому размерения «ужали», часть помещений и ракеты были как бы «выдавлены» наверх.
В декабре 1972 года состоялось рассмотрение материалов эскизного проекта, по результатам которого лично Главком дал указание добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две артустановки АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Все было исполнено. Усиление ударной мощи обернулось ростом водоизмещения, снижением скорости хода (с 34 до 32,5 узлов), ограничением углов обстрела носового орудия.
Конструктивная бронированная защита на крейсере отсутствовала, так как для ее осуществления потребовалось бы увеличение водоизмещения минимум на 1000 тонн. Это был минус, на который заказчик закрыл глаза. Считалось, что корабль должен был обладать лишь способностью противостоять «небоевым» эксплуатационным аварийным повреждениям, пожарам и затоплениям, а потому и живучесть его должна оцениваться без учета воздействия оружия. По требованию наблюдающего минимальные толщины обшивки крейсера были приняты не менее 8 мм, что повышало сроки службы корабля и увеличивало его общую прочность.
Противолодочные возможности крейсера выглядели, особенно на фоне проектируемых ГАК дальнего действия, достаточно скромно, но проработка варианта установки новейшего автоматизированного гидроакустического комплекса «Полином» показала, что рост водоизмещения составит до полутора тысяч тонн, почему и решили ограничиться новым ГАК «Платина», который уже проходил испытания. Дальность обнаружения при нормальных гидрологических условиях составляла минимум 15 км, при неблагоприятных не менее 1 км. Таким образом, идея о создании как бы лидера для противолодочных групп начала умирать не стыкуясь по комплексам вооружения и оснащения, не имея возможности выполнения функций полноценного флагманского корабля такого соединения, крейсер начинал становиться кораблем, который «гуляет сам по себе». Но таким его сделали порой противоречивые требования заказчика.
СССР тогда впервые ощутил на себе влияние мирового энергетического кризиса, поэтому перед конструкторами была поставлена задача добиться экономии топлива за счет повышения экономичности установки, что было осуществлено внедрением теплоутилизационного контура.
Технический проект 1164 был утвержден 21 августа 1974 года. До 1979 года главным конструктором был А.К. Перьков, затем его сменил В.И. Мутихин.
Головной крейсер проекта «Слава» был зачислен в списки ВМФ 20 мая 1973 года корабль, 6 ноября 1976 г. заложен на заводе имени 61 Коммунара в Николаеве (строительный № 2008), 27 июля 1979 г. спущен на воду, с 10 декабря 1981 г. началось заселение экипажа, в сентябре 1982 г. - заводские ходовые испытания, 3 ноября 1982 г. первый выход в море, 30 декабря 1982 г. подписан приемный акт, 30 января 1983 г. поднят флаг и 7 февраля 1983 г. крейсер вошел в состав Черноморского флота (150 бригада ракетных кораблей 30 дивизии). 16 мая 1995 г. получил новое имя - «Москва».
Второй крейсер серии - «Адмирал флота Лобов». 17 сентября 1977 г. зачислен в списки ВМФ, 5 октября 1979 г. заложен на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве (строительный № 2009), 25 февраля 1982 г. спущен на воду, с мая 1985 г. начинается заселение экипажа, с 11 апреля по 12 августа 1986 заводские и госиспытания, 15 сентября 1986 г. подписан приемный акт, 21 сентября 1986 г. поднят флаг и 5 ноября 1986 г. крейсер вошел в состав Северного флота (120 бригада ракетных кораблей 43 дивизии). 5 ноября 1986 г. был переименован в «Маршала Устинова».
Третий крейсер проекта - «Червона Украина». 31 июля 1979 г. заложен на з-де им. 61 Коммунара в Николаеве (стр. № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, 26 июля 1983 г. спущен на воду. Экипаж сформирован 1 декабря 1986 г. С 15 августа по 1 декабря 1989 г. заводские ходовые испытания, 25 декабря 1989 г. подписан приемный акт. 7 января 1990 г. поднят флаг. 10 августа 1990 г. крейсер введен в состав сил постоянной боевой готовности. С 21 декабря 1995 г. - «Варяг».
Ракетные крейсеры проекта 1164 предназначены для нанесения ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных поисково-ударных групп, для решения задач коллективной противовоздушной обороны соединений и конвоев в удаленных районах морей и океанов. Вспомогательными задачами считается борьба с подводными лодками, огневая поддержка десантов, обстрел побережья, занятого противником.
По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трехостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для улучшения остойчивости и мореходности шпангоуты корпуса имеют сильный развал, а форштевень сильный наклон. В первом отсеке, по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке, ниже ватерлинии выгородка гидроакустической станции «Платина», выше - цепной ящик, шпилевая и кладовые. Третий отсек практически полностью занимает подбашенное отделение и погреба 130-мм орудия, вентиляторные и боевые посты. Четвертый отсек отведен под кубрики и каюты, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилья, расположен погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В седьмом отсеке расположены вспомогательные механизмы, в том числе и приводы носовой пары крыльевых устройств успокоителей качки. Восьмой отсек носовое машинное отделение с маршевыми турбинами, редукторами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме, девятый отсек вспомогательных механизмов и второй пары успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. Одиннадцатый отсек - вспомогательные механизмы, в следующем - подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2 (побортно), грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300-310 шпангоутов погреба и ПУ зенитных ракет «Оса». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля имеется двойное дно (где располагаются топливные цистерны), разработана система платформ. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены переборками и снабжены системами орошения и затопления. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трех отсеков, кроме машинных отделений.
В конструкции легких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени стальные, верхние конструкции для облегчения изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для того, чтобы она не включалась в общую прочность корпуса и не трескалась из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. Сразу за дымовыми трубами установлен кран грузоподъемностью 8,5 тонн.
В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолетный ангар, который венчает 30 тонная антенна «Форта», далее в корме вертолетная площадка с системами обеспечения взлета и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.
Время экстренного приготовления корабля к бою и походу - 12 минут, автономность корабля 30 суток, мореходность неограниченная. Применение главных комплексов оружия возможно при бортовом крене до 15 градусов, килевой качке до 5 градусов, ветре до 20 м/сек. Диаметр циркуляции составляет - 655 метров. Система успокоения качки типа УК 134-6, имеет четыре автоматизированных крыла площадью по 6 кв. метров, с повышенной скоростью перекладки.
Основные технические характеристики головного крейсера проекта 1164 следующие: водоизмещение стандартное 9380 т, полное 11490 т, наибольшее 11720 тонн. Главные размерения корпуса: длина 186,4 м, ширина 20,8 м, осадка по миделю при полном водоизмещении 6,28 м, осадка по носовому бульбу 8,4 метров. Размерения по конструктивной ватерлинии: 170х19,5 метров.
Вооружение
Основное вооружение крейсера - комплекс ударного ракетного оружия «Базальт» с системой управления «Аргон-1164» (антенный пост расположен на носовой стороне фок-мачты). Комплекс предназначен для поражения важных одиночных и групповых надводных целей противника. Может вести одиночную и залповую стрельбу. Восемь сдвоенных ненаводящихся пусковых установок СМ-248 расположены побортно (угол наклона - 30 градусов). Боезапас - 16 ПКР. Выдача целеуказания для стрельбы обеспечивается аппаратурой приема спутниковой информации «Корвет-5», а также аппаратурой приема информации, как от самолётов Ту-95РЦ, так и от собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания. Максимальная дальность стрельбы - 550 км. Боевая часть - фугасно-кумулятивная или ядерная.
На третьем крейсере проекта 1164 «Червона Украина» вместо базальта был установлен комплекс «Вулкан» с максимальной дальностью стрельбы 700 км.
Перезарядка ракет «Базальт» и «Вулкан» производится только в базе, при помощи ракетозагрузочных устройств
Основное зенитное вооружение - многоканальный ракетный комплекс коллективной обороны «Форт». «Форт» предназначен для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всем диапазоне высот, до сверхмалых, а также морских целей средних размеров. В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК. Старт ракеты - подпалубный, вертикальный из транспортно-пускового контейнера с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты, что обеспечивает пожаровзрывобезопасность погреба. Пуск ракеты производится из контейнера под пусковым люком. После схода ракеты ракеты барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Общий боезапас 64 - ракеты. В состав пусковой установки Б-204 входят также загрузочные устройства, устанавливающие транспортно-пусковые контейнеры с ракетами с палубы корабля в погреб на направляющие барабанов.
Дальность стрельбы - 5-75 км. Время реакции комплекса в режиме дежурства от 16 до 19 секунд, вращающаяся антенна РЛС обеспечивает одновременное сопровождение 6 целей и наведение на них по две ракеты в пространственном секторе 90х90 градусов.
ЗРК ближнего действия представлены двумя одноканальными комплексами 4К33 «Оса-М» (позже - 4К33А "Оса-МА"), которые предназначен для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов, а также для поражения надводных целей на дальности от 1 до 10, а по высоте до 5 км. ЗРК «Оса-М» установлены побортно: каждый комплекс имеет двухбалочную наводящуюся в обеих плоскостях пусковую установку ЗИФ-122, погреб на 20 ракет и собственную систему управления и обнаружения. Общий боезапас - 40 ракет.
Артиллерийское вооружение представлено двухорудийной 130-мм автоматической артустановкой АК-130 с радиолокационной системой управления МР-184 «Лев». Система управления многодиапазонная, с радиолокационным и телевизионным каналами визирования целей. Максимальная скорострельность - 85 выстрелов в минуту. В пределах досягаемости боеприпаса комплекс обеспечивает обстрел участков побережья, портовых и других береговых сооружений, укрепленных пунктов при десантно-высадочных операциях сил флота против берега; может вести артиллерийский морской бой с надводными кораблями и обстреливать морские цели средних и крупных размеров; поражать различные типы воздушных целей, в том числе и низколетящие ракеты. Темп стрельбы регулируется от одиночных выстрелов или залпов, до очередей. Дальность стрельбы 24,1 км, живучесть ствола свыше 1500 выстрелов, боезапас 360 снарядов на ствол.
Для поражения низколетящих воздушных целей на рубеже дострела, борьбы с малоразмерными надводными целями, легкобронированными береговыми объектами, уничтожение плавающих мин имеются скорострельные автоматы АК-630М- три батареи в составе двух артустановок и одной СУ. Управление стрельбой от РЛС МР-123 «Вымпел» или от визирной колонки. Темп стрельбы 5000 выстрелов в минуту, дальность поражения по высоте 5 км, максимальная дальность до 8 км. Общий боезапас - 48000 выстрелов.
Противолодочное вооружение крейсера включает ГАК «Платина» (МГ-335). Дальность обнаружения подводных лодок при благоприятных гидрологических условиях составляет 15 км, при включении буксируемой антенны переменной глубины появляется возможность «прослушивать» горизонты ниже слоя температурного скачка. Помимо обнаружения, сопровождения, классификации и определения координат обнаруженных целей, «Платина» может выдавать данные в корабельную боевую информационную систему, или прямо на приборы стрельбы противолодочного оружия, обеспечивает двухстороннюю связь с подводными лодками, опознавание, а также тренировки операторов гидроакустиков на встроенном тренажере. Антенны могут работать в активном и пассивном режимах, на ближнем и дальнем поиске.
Основное противолодочное вооружение - два пятитрубных поворотных торпедных аппарата ПТА-53-1134 калибром 533 мм. Стрельба производится через бортовые лацпорты. Противолодочные торпеды типа СЭТ-65 имеют скорость до 40 узлов, дальность хода до 16 км. Вес БЧ - 205 кг. Боекомплект - 10 торпед.
Может быть применен комплекс самоходных гидроакустических имитаторов, которые также запускаются из торпедного аппарата. Имеется возможность стрельбы противолодочным ракето-торпедами комплекса «Водопад-НК».
Универсальная реактивная бомбометная система «Смерч-2» служит для поражения идущих на корабль торпед, для борьбы с подводными диверсантами, в крайнем случае с подводными лодками (на дистанциях обнаружения менее 6 км) и для стрельбы по береговым целям. В систему входят две 12 ствольных установки РБУ-6000 с силовым приводом и устройством заряжания; реактивные глубинные бомбы РГБ-60; приборы управления стрельбой «Буря». Бомбы из погреба подаются специальными подъемниками, после заряжания последнего ствола установка автоматически переходит в режим наведения. После выстреливания она автоматически возвращается в режим заряжания. Предусмотрен резервный ручной привод установки.
Дальность стрельбы до 6 км, глубина поражения объекта до 500 метров, взрыватель или ударного действия, или дистанционный (для определенной глубины). Все эти данные вводятся при помощи приборов управления стрельбой, непосредственно перед выстрелом. Общий боезапас 144 бомбы (на 6 залпов для каждой РБУ) вместо РГБ-60 можно применять более совершенные снаряды 90-Р (РПК-8).
Радиоэлектронное вооружение представлено трехкоординатным РЛК МР-800 «Флаг» (станции МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход» с системой обработки данных «Байкал-Ф» (позже - «Пойма») и антенной опознавания), способным обнаруживать в сантиметровом и дециметровом диапазонах воздушные цели на расстоянии до 480 км, а надводные до 40 км (без вертолета). С третьего корабля РЛС «Фрегат» заменена на более современную «Фрегат-МА». Она имеет две антенных решетки в виде плоских полотен «спина к спине», для коротковолнового диапазона (размер 3,4х3,3 м) и длинноволнового диапазона частот (размер 3,54х2,42 м), с единой системой обработки информации. «Мертвая зона» - 2 км, допустимые условия волнения 20 градусов при бортовом крене и 10 градусов при килевой качке. Освещение дальней надводной обстановки и целеуказание (через спутники) осуществляется станциями «Корвет». Навигационный комплекс «Салгир-У» включает три РЛС типа МР-212 «Вайгач». Средства связи объединены в комплекс «Тайфун-2», имеются комплексы космической связи «Цунами-БМ» и «Кристалл». Управление подсистемами осуществляется БИУС «Лесоруб-1164».
На крейсере имеется 12х10 ПУ помех системы ПК-10 и 2х2 ПУ (ЗИФ-121) помех ПК-2, а также полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию, подавлению трактов наведения ракет и другого противодействия (МРП-3, МП-150, МП-152 «Гурзуф» и т.д.).
На крейсере может базироваться один вертолет типа Ка-27.
Энергетическая установка
В качестве главных двигателей использованы два объединенных автоматизированных агрегата М-21 третьего поколения, которые включают в себя две маршевых экономичных реверсивных турбины М-70 по 10000 л.с., четыре форсажных ускоряющих турбины (также реверсивные) типа М-8КФ по 22500 л.с. и две постоянно действующие паровые турбины ТУК по 1500 л.с. (при включении всех источников горячего отработанного газа их мощность повышается до 2500 л.с.). Таким образом, максимальная длительная мощность ГЭУ крейсера составляет 113000 л.с. (115000 л.с.).
Полная скорость хода корабля - 32,5 узлов. Максимальная дальность плавания экономичным ходом составляет более 8000 миль.
Маршевые турбины, расположенные в носовом машинном отделении, имеют двухкаскадную амортизацию и работают на валы через двухскоростные редукторы. Форсажные турбины (в кормовом машинном отделении) установлены на однокаскадную амортизацию и соединены с валом звукоизолирующими муфтами, через спаривающие односкоростные редукторы, которые дают 300 оборотов на винты. Управление энергоустановкой осуществляется из центрального поста посредством тросиковой системы.
На крейсере применен теплоутилизационный контур, в котором использованные в турбинах газы температурой до 400 градусов уходят в паровой котел специальной конструкции. Вода в нем превращается в пар, который в свою очередь перегревается и идет как на бытовые нужды, так и в турбины, которые «помогают» вращать винты, повышая таким образом общий КПД энергоустановки на 20%, на 18 узловом ходу на 12%, а заодно и снижают температуру выхлопных газов.
Для выработки электроэнергии служат три электростанции общей мощностью 8250 кВт, в которых располагается по два газотурбогенератора, мощностью по 1500 и 1250 кВт, вырабатывающие трехфазный переменный ток 380 вольт (50 герц). Имеется один аварийный осветительный дизель генератор.
Численность экипажа от 485 человек (в том числе 66 офицеров, 64 мичмана и 355 матросов на «Славе») до 476 человек (62 офицера) на последующих). Жилой блок помещений для офицеров имеет прекрасную отделку и достаточно простора. Кают-компании отделаны деревянными панелями с инкрустацией, картинами и ковровыми покрытиями. Моряков, привыкших к штатным корабельным саунам, поражают здесь и комфортабельный бассейн с водопадом морской воды, лечебные души, обширная парилка, резной предбанник - на крейсерах простая сауна выполняет роль оздоровительного центра в дальних походах. Неплохо оснащена амбулатория. Микроклимат в помещениях корабля создается при помощи четырех холодильных установок БМ-600.
Водоизмещение, т: |
|
стандартное |
9380 |
полное |
11490 |
наибольшее |
11720 |
Главные размерения, м: |
|
длина (по КВЛ) |
186,4 (170) |
ширина (по КВЛ) |
20,8 (19,5) |
осадка по миделю при полном водоизмещении |
6,28 |
осадка по носовому бульбу |
8,4 |
Суммарная мощность ГЭУ, л.с. |
115000 |
Суммарная мощность электроэнергетической системы, кВт |
8250 |
Максимальная скорость хода, узл |
32,5 |
Дальность хода экономичным ходом, миль |
более 8000 |
Вооружение |
|
Ударное |
ПКРК «Базальт» («Вулкан») |
Боезапас ПКР П-500 (П-1000) |
16 |
Зенитное: |
|
средней дальности (боезапас ЗУР) |
С-300Ф (64) |
малой дальности (боезапас ЗУР) |
4К33 «Оса-М» (4К33А «Оса-МА») (40) |
Артиллерийское |
1хАК-130, 6хАК-630М |
Противолодочное |
2хПТА-53-1134 |
Противоторпедное |
«Смерч-2» |