Организация ВС США

Вооружённые силы США: организация, строительство, и применение

 

Полковник В. Сатаров,
кандидат военных наук,
профессор Академии военных наук

 

Вооруженные силы США оснащены всеми современными средствами ведения военных действий и имеют высокий уровень боевой готовности. В их боевом составе находится более 2 млн человек, 250 тыс. единиц автомобильной и бронетанковой техники, 200 космических и 13 тыс. летательных аппаратов, 500 океанских кораблей и судов*. Ядерный арсенал с учетом нестратегического ЯO включает более 10 тыс. боеприпасов.

Соединенные Штаты, как наиболее мощное в экономическом и военном отношении государство мира, продолжают наращивать свой военный потенциал, рассматривая вооруженные силы как наиболее действенный инструмент достижения внешнеполитических целей и обеспечения национальной безопасности.

По американской конституции главнокомандующим ВС США является президент. Он имеет право вводить в стране чрезвычайное положение, объявлять частичную мобилизацию, отдавать приказ вооруженным силам на ведение боевых действий. Руководство ими президент осуществляет через министерство обороны с помощью совета национальной безопасности.

Согласно американскому законодательству глава государства обязан ежегодно представлять конгрессу доклад о стратегии национальной безопасности США. Документ под таким названием, подписанный президентом, периодически публикуется в открытой печати. В нем раскрываются основные геополитические аспекты американской военной доктрины.

 

 Структура аппарата Совета Национальной Безопасности администрации

 

Президент США  Барак Абама 

 

Эмблема ОКНШ

 

 

Глава ОКНШ  ВС  США  Мартин Демпси

 Ежегодно в апреле - августе президент утверждает «Указания по разработке бюджета» на очередной финансовый год (начинается с 1 октября) и направляет этот документ министру обороны и в виды вооруженных сил, а не позднее первого понедельника февраля он представляет
Схема 1. Организация управления вооруженными силами США на утверждение в конгресс проект федерального бюджета страны, в том числе военного как составной его части. Президент утверждает также «План объединенных командований», в котором определяется состав ОК (высшее оперативно-стратегическое объединение разнородных сил), их задачи и зоны ответственности.

 

 Совет национальной безопасности (СНБ) разрабатывает и представляет президенту рекомендации по вопросам внешней и оборонной политики, а также координирует и направляет деятельность всех государственных учреждений в области военных мероприятий. Постоянными членами СНБ являются президент (председатель), вице-президент, государственный секретарь и министр обороны. Аппарат совета национальной безопасности возглавляет помощник президента по национальной безопасности.

Министерство обороны- это орган исполнительной власти, на который возложена ответственность за решение следующих основных задач:
- поддержка конституционного строя США и защита страны от внешних и внутренних врагов;
- обеспечение безопасности Соединенных Штатов, их владений и важных для интересов страны районов путем проведения своевременных и эффективных военных акций;
- защита и продвижение политики и интересов Соединенных Штатов.

МО включает министерства армии, ВМС и ВВС, аппарат министра обороны, а также управления и службы. Министр обороны назначается президентом из гражданских лиц и утверждается сенатом конгресса. Являясь постоянным членом совета национальной безопасности и главным советником президента по вопросам военной политики, он отвечает за ее разработку и реализацию, а также за все вопросы, имеющие прямое отношение к сфере деятельности МО. Под непосредственным руководством президента глава Пентагона осуществляет управление вооруженными силами и контроль за их деятельностью. 

                             Министр обороны США  Леон Панетта 

 

 Министр обороны имеет полномочия изменять по мере необходимости структуру военного ведомства (см. схему 2), численность личного состава его органов управления, не выходя за пределы, установленные конгрессом.

Глава МО утверждает «Стратегию национальной обороны США» - документ, где излагаются военно-политические аспекты американской военной доктрины. В соответствии с законодательством он обязан раз в четыре года представлять конгрессу доклад «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития вооруженных сил США», в котором дается оценка возможностей ВС и раскрываются ключевые направления их строительства. К основным документам, регулярно издаваемым министром обороны, относятся также «Указания по планированию действий в чрезвычайных ситуациях», «Указания по взаимодействию в области безопасности», «Указания по стратегическому планированию», «Указания по объединенному программированию», «Меморандумы о целях программы строительства ВС», «Меморандумы об утверждении программы строительства ВС» и «Проект бюджетной заявки».

Основным штатным органом по разработке политики, планированию, использованию ресурсов, решению финансовых вопросов и оценке военных программ является аппарат министра обороны. В его состав входят должностные лица и органы, непосредственно обеспечивающие деятельность главы военного ведомства, его первого заместителя, других заместителей, помощников и специальных помощников министра обороны, генерального юрисконсульта, а также некоторых начальников управлений. Состав аппарата определяет министр обороны. Максимальная численность этой структуры, установленная законодательством, 3 767 человек.

Министр обороны через свой аппарат организует работу управлений, учреждений и служб МО, в которых занято более 10 тыс. военных и 100 тыс. гражданских сотрудников.

Для системы управления вооруженным и силами США характерно строгое разграничение административных и оперативных функции (cm. схему I). Административное управление (подготовкой войск и сил к ведению военных действий) осуществляется по линии министерств видов ВС, а оперативное управление (военными действиями) возлагается на объединенные командования ВС, организованные по территориальному или функциональному принципу. При этом председателю КНШ отводится роль координатора деятельности всех органов военного управления, а также главного военного советника министра обороны и президента.

Комитет начальников штабов является основным консультативным органом президента, СНБ и министра обороны по оперативному управлению вооруженными силами. Он включает председателя КНШ, начальников штабов сухопутных войск, ВМС и ВВС и коменданта морской пехоты. Деятельность КНШ обеспечивает объединенный штаб, численность которого составляет около 1 000 военнослужащих и 200 человек гражданского персонала. Члены КНШ имеют статус военных советников, а председатель - главного военного советника президента, председателя СНБ и министра обороны.

Председатель комитета начальников штабов (ПКНШ) оказывает помощь президенту и министру обороны в вопросах стратегического руководства вооруженными силами и отвечает за разработку глобальных планов задействования ВС, планов их материально-технического обеспечения и перебросок, а также готовит обобщенную оценку возможностей ВС США и их союзников с учетом военного потенциала вероятных противников. Он координирует разработку единых оперативно-стратегических концепций вооруженных сил, а также определяет принципы организации оперативной и боевой подготовки. В качестве советника высшего военно-политического руководства Соединенных Штатов по вопросам деятельности объединенных командований ПКНШ регулярно анализирует задачи, возлагаемые на них, боевой состав ОК и вырабатывает соответствующие рекомендации по своевременному внесению необходимых изменений. Он также обеспечивает реализацию объединенным командованиям ВС США указаний министра обороны по заблаговременному планированию действий в чрезвычайных ситуациях, докладывает главе Пентагона о состоянии вооруженных сил и приоритетности финансирования военных программ.

Уставы, наставления и инструкции, издаваемые председателем КНШ, являются нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все вооруженные силы.

Выполнение ПКНШ возложенных на него обязанностей обеспечивает так называемая объединенная система стратегического планирования (ОССП). Она является ключевым +инструментом, при помощи которого председатель КНШ во взаимодействии с другими его членами и командующими ОК разрабатывает основополагающие документы в области военной стратегии и рекомендации по вопросам совершенствования возможностей ВС, представляемые военно-политическому руководству страны.

В рамках ОССП ежегодно разрабатываются: «Объединенный анализ стратегии», «Оценка рисков председателем КНШ», «Объединенный план стратегических возможностей», «Рекомендации председателя КНШ по программе строительства ВС», «Оценка председателем КНШ программы строительства ВС».

Важнейшим документом, издаваемым ПКНШ, является «Национальная военная стратегия США». В этом документе, исходя из положений «Стратегии национальной безопасности» и «Стратегии национальной обороны», определяются цели вооруженных сил и пути их достижения, требования к возможностям ВС, а также проводится анализ возникающих и вероятных угроз и дается оценка военно-политической обстановки в целом.

По административной организации ВС США делятся на три вида: сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы (включая морскую пехоту), которые находятся соответственно в составе министерств армии, ВВС и ВМС. В мирное время береговая охрана организационно входит в состав министерства внутренней безопасности (МВБ) США и обеспечивает под его руководством безопасность морских границ; с объявлением в стране чрезвычайного положения она может быть передана в состав ВМС.

Министерства видов вооруженных сил несут ответственность за подготовку и оснащение вооружением и военной техникой войск (сил), выделяемых в состав объединенных командований. Министерство каждого вида возглавляет министр (гражданское лицо). Непосредственное руководство строительством сухопутных войск и их подготовкой осуществляет начальник штаба армии, военно-воздушных сил - НШ ВВС, флота - НШ ВМС, морской пехоты - комендант МП, береговой охраны - комендант БОХР.

Сухопутные войска составляют основу так называемой наземной мощи государства, ВВС - воздушной и космической, ВМС - морской. Особенностью американских ВМС является наличие в их составе большого количества бронетехники (морская пехота), самолетов и вертолетов (морская авиация).

Каждый вид вооруженных сил США включает личный состав регулярных ВС (Active Duty Military Personnel) и резервные компоненты (РК - Selected Reserve).

К личному составу регулярных ВС США относятся военнослужащие, проходящие действительную военную службу на постоянной основе, за исключением военнослужащих национальной гвардии (НГ), которая в мирное время рассматривается как внутренние войска штатов.

Организованный резерв (ОР) составляют военнослужащие НГ, а также резервисты, которые проходят регулярную боевую подготовку и приписаны к соединениям, частям и подразделениям видов вооруженных сил. ОР является базой для подготовки в мирное время военно-обученных контингентов личного состава, мобилизационного развертывания и усиления передовых группировок регулярных войск в начальный период войны и восполнения потерь в ходе ее ведения, а также важнейшим элементом обеспечения внутренней безопасности государства (охрана границ, подавление гражданских беспорядков, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.).

Командование ВС США уделяет большое внимание комплектованию и боевой подготовке организованного резерва. Он комплектуется только личным составом, прошедшим соответствующее обучение, а организация соединений, частей и подразделений строится по тому же принципу, что и в регулярных силах. Формирования организованного резерва оснащены современными вооружением и военной техникой и могут быть отмобилизованы в короткие сроки.

Формирования НГ в мирное время подчинены губернаторам тех штатов, на территории которых они дислоцируются, и используются для обеспечения общественного порядка, нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий стихийных бедствий и решения других задач. Руководство частями национальной гвардии (планирование боевой подготовки, набор добровольцев, продвижение по службе и другие административные вопросы) возложено на генерал-адъютантов штатов, являющихся фактически начальниками штабов при губернаторах.

Мобилизационная, оперативная и боевая подготовка НГ организуется и осуществляется под руководством командующих объединениями видов ВС. Координацией вопросов строительства, организации боевой подготовки, материально-технического обеспечения национальной гвардии, а также обеспечением связи между федеральными ведомствами и властями штатов занимается бюро НГ, являющееся единым органом для сухопутных войск и ВВС.

По решению президента формирования национальной гвардии могут переподчиняться министерствам армии и ВВС и задействоваться по планам объединенных командований ВС США.

Содержание формирований НГ на 90 проц. финансируется из федерального бюджета и на 10 проц. - за счет средств штатов.

Резервы видов ВС (сухопутных войск, ВВС, флота, морской пехоты и береговой охраны) содержатся за счет федерального бюджета. С личным составом этих структур ежегодно в обязательном порядке проводятся занятия по боевой подготовке (как минимум 12 учебных дней по выходным и 15-дневные лагерные сборы). За планирование боевой подготовки, комплектование и оснащение резервов видов ВС отвечают командования (управления) соответствующих резервных компонентов. Руководство мобилизационной, оперативной и боевой подготовкой формирований резерва возложено на командование объединений, в состав которых они входят.

    

 Мобилизационные людские ресурсы ВС США подразделяются на резервы 1,2 и 3-й очереди.

Резерв 1-й очереди (Ready Reserve) включает организованный резерв (Selected Reserve) и индивидуальный боеготовый резерв (Individual Ready Reserve). Резервисты, относящиеся ко второму компоненту, освобождены от регулярной боевой подготовки и лишь иногда привлекаются к летним лагерным сборам.

 

Резерв 2-й очереди (Standby Reserve) составляют граждане, отслужившие в ВС не менее шести лет и принявшие решение остаться в этом виде резерва. Они могут быть призваны на действительную службу только при объявлении войны или введении конгрессом чрезвычайного положения в стране.

Резерв 3-й очереди (Retired Reserve) составляют вышедшие на пенсию военнослужащие, не достигшие 60-летнего возраста.

В соответствии с американским законодательством граждане США не призываются на срочную военную службу. На добровольную службу в регулярные ВС и их резервные компоненты принимаются граждане страны - мужчины и одинокие женщины в возрасте с 17 (женщины с 18) до 34 лет.

Американскими законами предусматривается призыв на военную службу по мобилизации. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 26 лет обязаны встать на воинский учет в службе воинской повинности. Эта служба является федеральным органом, предназначенным для регистрации и учета военнообязанных, а также для организации доставки призывников на пункты сбора.

Без введения чрезвычайного положения президент имеет право призвать на срок до 270 суток до 200 тыс. человек из состава резервных компонентов. В настоящее время в рамках так называемого президентского набора призвано 92 тыс. человек, в том числе 74 тыс. в сухопутные войска, более 6 тыс. в ВВС, 5 тыс. на флот, 6 тыс. в МП и 350 человек в БОХР

При введении чрезвычайного положения в стране президент может призвать на действительную военную службу личный состав резерва 1-й очереди на срок, не превышающий 24 месяца, при этом общая численность этого контингента не должна превышать 1 млн человек (частичная мобилизация). Призыв резерва 2-й и 3-й очереди может осуществляться только при объявлении конгрессом чрезвычайного положения и полной мобилизации. В условиях угрозы или начала глобальной войны конгресс может объявить всеобщую мобилизацию.

Как административное, так и оперативное управление вооруженными силами осуществляется посредством глобальной информационно-управленческой сети (ГИУС) (GIG - Global Information Grid). В нее объединены практически все средства сбора, передачи, хранения и автоматизированной обработки данных, находящиеся в ведении министерства обороны, а также значительные информационные ресурсы других ведомств. Элементы ГИУС развертываются на земле, в воздухе, космосе и на море. Подсистемами GIG являются автоматизированные системы управления, построенные на базе глобальных и локальных информационных сетей аппарата министра обороны, КНШ, разведывательного сообщества США, объединенных командований, видов вооруженных сил и других структурных подразделений МО. ГИУС имеет открытую архитектуру, единый комплекс стандартов представления данных и обмена ими, унифицированное программное обеспечение и аппаратные средства, что позволяет осуществлять ее дальнейшее наращивание и обеспечивает общий доступ к базам данных различной принадлежности.

Важнейшими компонентами GIG являются: перспективная система космической связи, глобальная система оптоволоконных линий связи и сеть наземных ретрансляторов (телепортов), объединяющих обе системы. В глобальной информационно-управленческой сети используются унифицированные средства радиосвязи, действует единая система обеспечения информационной безопасности.

Оперативное управление вооруженными силами осуществляется по линии объединенных командований, которые создаются по решению президента и являются высшими оперативно-стратегическими объединениями ВС США. Оно предусматривает принятие решений командующим по всем вопросам ведения военных действий и организации совместной боевой подготовки в интересах выполнения возложенных задач. Командующие ОК осуществляют оперативное управление через командующих подчиненными структурами, которыми являются командования оперативно-стратегических объединений, входящих в состав ОК ВС США (Subordinate Unified Command), объединенные оперативные формирования (Joint Task Force), а также оперативные формирования видов вооруженных сил (Single Service Component) и оперативный резерв командующего OK (Specific Operational Forces).

ОК ВС США и подчиненные им структуры по административной принадлежности подразделяются на компоненты видов вооруженных сил (Service Component), а по оперативному предназначению - на функциональные компоненты (Functional Components).

В настоящее время ВС США сведены в девять объединенных командований. Пять из них (в зоне Тихого океана, Северной Америки, Центральной и Южной Америки, Европейской зоне и объединенное центральное командование) организованы в соответствии с территориальным принципом и выполняют поставленные задачи в определенных им географических районах.

Четыре объединенных командования (объединенное стратегическое командование, ОК единых сил, стратегических перебросок и специальных операций) зон ответственности не имеют и решают задачи как в глобальном масштабе, так и в интересах ОК ВС США в передовых зонах. Объединенное стратегическое командование (ОСК) несет основную ответственность за планирование операций стратегических наступательных сил США и поддержание их в постоянной готовности к боевому применению. ОК единых сил организует совместную оперативную и боевую подготовку видов ВС США, проводит экспериментальные учения, разрабатывает единые оперативно-стратегические концепции вооруженных сил, координирует разработку концепций боевого применения ОВС НАТО. ОК стратегических перебросок осуществляет управление воздушными перебросками, морскими и железнодорожными перевозками, проводимыми в интересах американских вооруженных сил. ОК специальных операций отвечает за их планирование и проведение, а также за разработку концепций, определяющих применение сил специальных операций, их подготовку и оснащение.

Силы и средства, выделенные в состав объединенных командований, напрямую подчиняются командующим, за исключением случаев, когда распоряжения об их применении отдает лично министр обороны. Командующие ОК, руководствуясь указаниями президента и министра обороны, определяют порядок использования этих сил в повседневной и боевой обстановке.

Командующие ОК ВС США осуществляют стратегическое руководство войсками, разрабатывают оперативно-стратегические планы военных кампаний в зоне своей ответственности, организуют инженерное оборудование театра войны или ТВД и определяют порядок подчиненности. Командующие подчиненными командованиями и объединенными оперативными формированиями участвуют в планировании и проведении военных кампаний на ТВД, вспомогательных операций и сражений.

Подчиненность в ОК предусматривает директивное руководство организацией тылового обеспечения в зоне ответственности. Обычно эти полномочия реализуются через командования видов вооруженных сил объединенных командований.

Командующие ОК в соответствии с установками ВПР, поставленными задачами и с учетом возможного развития военно-политической обстановки в своих зонах ответственности ежегодно разрабатывают оперативные планы и направляют их председателю комитета начальников штабов ВС США. ПКНШ изучает и корректирует эти документы и включает их в так называемые глобальные оперативные планы. На основании этих планов, а также плана объединенных командований руководитель военного ведомства издает меморандум «Силы для объединенных командований» (Forces for Unified Commands), в котором уточняет состав ОК и порядок их взаимодействия с видами ВС. Меморандум является руководящим документом для министров видов вооруженных сил и командующих объединенными командованиями.

Командующие ОК разрабатывают «Единые перечни приоритетов» (Integrated Priority Lists), в которых на основе имеющихся оперативных планов оценивают потребности своих командований в личном составе и технике. Эти документы служат основой для выработки программы строительства ВС.

В целом в США к настоящему времени сложился действенный механизм реализации стратегических установок национального военного руководства в строительстве и применении вооруженных сил, в котором задействованы все основные органы министерства обороны, а также президент и Совет национальной безопасности.

С учетом изменения характера войн и конфликтов в Соединенных Штатах проводится масштабное целенаправленное реформирование ВС. Основным его содержанием является трансформация совокупности разнородных сил и средств, унаследованных от индустриальной эпохи, в единые ВС информационного века - более гибкие и мобильные, способные с использованием современных систем связи и информации, усовершенствованных средств разведки и высокоточного оружия в сжатые сроки и при минимальных потерях одержать победу над любым противником. При этом планируется обеспечить адаптацию военного потенциала к новым вызовам с целью убедить потенциальных противников в нереализуемости планов нанесения ущерба национальным интересам США.

В требованиях к реформированию вооруженных сил американское военно-политическое руководство делает упор главным образом на улучшение их качественных параметров: оптимизацию структуры управления, совершенствование оснащения и подготовки, повышение мобильности и способности к нанесению ударов на большие дальности, а также на внедрение новых подходов к планированию, ведению и обеспечению военных действий. При этом особое внимание уделяется созданию условий для тесного взаимодействия видов ВС на всех уровнях при решении задач в интересах достижения целей, поставленных ВПР США.