Танковый музей ч. I
Танковый музей
Трактор русского изобретателя Ф. Блинова.
С тех пор как в 1916 году танк впервые появился на полях сражений, качалась его эволюция, вызываемая изменением взглядов на роль бронированных машин в боевых действиях. И в этом большая заслуга советских военных специалистов.
Именно в нашей стране впервые оценили оперативные возможности танков. Именно в нашей стране задолго до второй мировой войны создали крупные танковые соединения. Именно в нашей стране разработали теорию глубокой операции, согласно которой танки, взаимодействуя с самолетами и глубоко проникая в расположение противнике, могут решать крупные оперативные задачи. Великая Отечественная война подтвердила справедливость этой теории и показала, что танк может по праву считаться наиболее мощным наземным атакующим средством при выполнении многих боевых задач, стоящих перед сухопутными войсками.
Конечно, все эти боевые успехи советских бронетанковых войск были бы невозможны, если бы в их распоряжении не было мощной и эффективной материальной части. Советские танкостроители, следуя завету В.И. Ленина - в войне "берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины", - в предвоенные годы создали образцы танков, ставших классическими и получивших мировое признание. А это серьезный успех: ведь за 60 с лишним лет в разных странах мира создано более тысячи образцов танков.
Открывая очередную рубрику "Наш танковый музей", редакция ставит своей целью рассказать читателям о становлении танка, о наиболее важных этапах его развития, о самых знаменитых танках, как принятых на вооружение, так и оставшихся в экспериментальных образцах. Наиболее подробно будут, естественно, рассмотрены советские танки, ко должное внимание будет уделено и зарубежным образцам. Это поможет читателям лучше понять и по достоинству оценить всю глубину и важность конструктивных решений, предложенных создателями отечественных танков, самоходных артиллерийских установок и т. д.
* * *
Подобно броненосному кораблю, танк сочетает три боевых качества - огонь, защиту и подвижность, поэтому он не мог появиться сразу, без долгого предварительного периода, в ходе которого были отработаны основные элементы его конструкции - скорострельная артиллерия, двигатель внутреннего сгорания с гусеничным движителем и броня. Вот почему задолго до появления танков на полях сражений разные люди в разных странах и с разными целями разрабатывали устройства, которые, соединившись, слившись воедино, породили одну из самых могучих боевых машин. И в этой предварительной стадии немалую роль сыграли отечественные изобретатели и инженеры. Достаточно упомянуть хотя бы создателя скорострельной пушки В. Барановского и организаторов броневого производства в России Л. Обухова и В. Пятова.
В 1837 году министерство финансов выдало штабс-капитану Д. Загряжскому привилегию на проект "экипажа с подвижными колеями", в котором содержались основные элементы гусеничного движителя: металлические гусеницы, опорные катки, механизм натяжения гусеницы. Экипаж Загряжского не был самоходным, пользу своего проекта изобретатель видел в том, что "лошадь может везти в таковых повозках двойную тяжесть, что они могут быть употребляемы как на шоссе, так и на обыкновенных дорогах, преимущественно же полезны на песчаных и грязных".
Следующий шаг на пути к созданию танка сделал волжский пароходный машинист-самоучка Ф. Блинов, в 1878 году обратившийся в департамент мануфактур и торговли с просьбой выдать ему привилегию на "вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов". Спустя девять лет он построил первый в мире работоспособный трактор с металлическими гусеницами, каждая из которых приводилась в движение отдельной паровой машиной. Такое устройство легко разрешало проблему управления трактором.
После смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его ученик Я. Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого двигателя он создал транспортный образец и в 1910 году впервые установил его на своем "русском тракторе".
Первая мировая война дала мощный толчок военному изобретательству. Первая боевая гусеничная машина была построена в 1915 году по проекту А. Пороховщикова. В августе 1914 года, вскоре после начала боевых действий, он обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением построить быстроходную боевую машину для движения по бездорожью. Проект одобрили, и в начале 1915 года опытный образец "вездехода" был готов.
"Предок" танка представлял собой небольшую машину с экипажем из двух человек, покоящуюся на одной широкой гусенице под днищем корпуса и двух колесах, расположенных по бортам в носовой части. Эти колеса позволяли "вездеходу" поворачиваться. По дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы. Когда на ее пути встречалось препятствие, "вездеход" ложился на гусеницу и "переползал" через него. Достоинством машины Пороховщикова следует считать применение автомобильных агрегатов - двигатель, рулевое управление, планетарная коробка передач.
Первое испытание вездехода проводилось 18 мая 1915 года - на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего "Маленького Вилли". Несмотря на его успешность, дальнейшие опыты были прекращены. Не был осуществлен и улучшенный проект "Вездехода-2", разработанный Пороховщиковым.
Приблизительно в это же время приступил к конструированию своей боевой машины с колесами большого диаметра капитан Н. Лебеденко - начальник опытной лаборатории военного министерства. Лебеденко справедливо полагал: большое колесо легче сможет преодолевать рвы и окопы. Внешне машина Лебеденко напоминала сильно увеличенный пушечный лафет. Каждое из двух колес девятиметрового диаметра приводилось в движение от 200-сильного двигателя "майбах". Эти двигатели были сняты со сбитого немецкого дирижабля. Придававший машине устойчивость хвостовой каток меньшего диаметра был поворотным.
Идея Лебеденко была одобрена, ему незамедлительно отпустили крупную сумму. Над проектом танка работали такие знаменитости, как Н. Жуковский и Б. Стечкин.
Лишь в августе 1917 года он в большой тайне был собран на опушке леса вблизи города Дмитрова. Там же в лесу провели и его испытания, не давшие положительных результатов. Работы остановились, и гигантский каркас еще долгие годы ржавел в лесу, пугая случайных прохожих своими размерами. "Царь-танк", как его иногда называют, был самой большой из когда-либо построенных боевых машин.
Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолесных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение. Танк остался чисто гусеничной машиной, а колесный движитель много лет спустя послужил основой для создания бронетранспортеров.
1. "Вездеход" А. Пороховщикова: Боевая масса 4 т. Экипаж 2 чел. Размеры: длина - 3,6 м, ширина - 2 м, высота без башни - 1,5 м. Вооружение 1 пулемет. Бронирование 8 мм. Двигатель карбюраторный 20 л. с. Скорость по шоссе 25 км/ч.
2. Танк Н. Лебеденко: Боевая масса 40 т. Вооружение пушка и пулеметы. Двигатели два карбюраторных типа "майбах". Мощность 2х200 л. с. Скорость (проектная) 20 км/ч.
Танк В. Д. Менделеева. Боевая масса - 173 т. Экипаж - 8 чел. Вооружение - одна 120-мм пушка, один пулемет. Толщина брони - 150 мм лоб корпуса, 100 мм борт. Мощность двигателя - 250 л. с. Скорость по шоссе - 24 км/ч.
...Утро 15 сентября 1916 года для немецких солдат, расположившихся около деревни Флер-Курслет, что лежит на берегах реки Соммы, казалось, не сулило ничего неожиданного. С конца июля англичане пытались прорвать немецкие позиции, но безуспешно. Это был настоящий ад: на каждый метр фронта обрушивался ливень снарядов! Но, как только густые цепи английской пехоты выходили из своих окопов и устремлялись вперед, немецкие солдаты выбирались из своих блиндажей, устанавливая пулеметы. Идущие в атаку беззащитны, и пулеметные очереди косили их сотнями. Иногда "томми" удавалось продвинуться на несколько сот метров, но почти всегда очень дорогой ценой. Что же помешало многочисленным полкам достичь решающего успеха? Траншеи, проволочные заграждения и главное - пулемет, который тогда безраздельно господствовал на полях сражений. Громадные потери в живой силе заставили солдат буквально закопаться в землю. В результате фронт превратился в сплошную "застывшую" линию окопов - от Ла-Манша до Швейцарии.
Воюющие стороны предпринимали попытки взломать фронт, и в первую очередь с помощью артиллерии. Но уничтожить всех солдат противника не смогли даже грандиозные артподготовки. Такое бессилие средств наступления перед средствами обороны называлось "позиционным тупиком".
Немецкие солдаты знали, что, если выдержать артиллерийский обстрел, дождаться, когда враг пойдет в атаку, пулемет себя покажет.
Так вот, в то утро немцы увидели, как с английских позиций по изрытому полю к ним медленно двигались странные машины в сопровождении пехоты. При первом же столкновении выяснилось, что чудовища неуязвимы для пуль. И тогда немцев охватила паника.
Эти громоздкие и медлительные машины и были первыми танками, опробованными в бою. Они двигались в боевых порядках пехоты, преодолевали окопы и проволочные заграждения, подавляли вражеские пулеметы. Всего в атаке приняли участие 18 машин. И тем не менее за несколько часов на фронте шириной 5 км они продвинулись вглубь на 5 км. Вот он, выход из "позиционного тупика"!
...В октябре 1914 года английский полковник Э. О. Свинтон обратился в военное министерство с проектом такой машины. После долгих проволочек его предложение одобрили. А в сентябре 1915 года была испытана первая английская боевая машина "Маленький Вилли", названная в честь конструктора инженера Вильсона. По существу, она являлась бронированным трактором. 28 сентября испытывался уже другой вариант - "Большой Вилли", послуживший прототипом первого английского боевого танка. Он был опробован 30 января 1916 года. И под маркой МкI принят на вооружение.
В годы первой мировой войны англичане строили в основном тяжелые танки (весом более 20 т) особой, им только присущей формы. Эти машины должны были преодолевать не только широкие рвы, окопы, воронки, но и вертикальные препятствия. Поэтому гусеницы танков имели очень большую опорную поверхность и довольно значительную высоту зацепа, и именно поэтому у английских танков гусеницы охватывали корпус. При такой компоновке корпуса вооружение помещалось только в бортах между верхней и нижней ветвями гусениц. Для того чтобы орудия и пулеметы могли вести огонь вперед или назад, конструкторы отвели им место в боковых рубках (спонсонах).
И хотя первым реальным танком, показавшим себя в бою, был английский, сама идея его создания принадлежит русскому конструктору В. Д. Менделееву (1886-1922 гг.). Его машина весила 170 т, была вооружена 120-мм пушкой и защищена 150-мм броней. Этот проект, предложенный в 1911 году, так и не был принят техническим комитетом царской армии.
Танк МкI был неуклюж. К его корпусу сзади крепилась двухколесная тележка (так называемые хвостовые колеса). При натяжении тросов изнутри танка ока поворачивалась и заставляла поворачиваться машину.
Следующие модификации - МкII и МкIII - уже не имели хвостовых колес, однако их вождение оставалось очень сложным. Недаром танки обслуживали, помимо четырех стрелков, еще четыре человека - водитель, командир, который управлял тормозами гусениц, и два трансмиссионщика (работавшие на бортовых коробках передач).
С апреля 1917 года на вооружение стали поступать танки МкIV, имевшие более мощную броню. Дело в том, что немцы не остались в долгу: у них появились бронебойные пули.
После сражения на реке Сомме англичане еще несколько раз использовали танки, однако в малых количествах, да и местность, где планировались танковые атаки, была не совсем подходяща. Поэтому новые машины не могли себя показать как следует. И не случайно танки приобрели немало противников, которые требовали прекратить дорогостоящие эксперименты. Существование танковых войск ставилось под вопрос. Это отлично понимал и английский бригадный генерал Эллис, который на рассвете 20 ноября 1917 года лично повел своих танкистов в атаку.
Операция разворачивалась у Камбрэ - города на севере Франции. Здесь для прорыва немецкой "линии Гинденбурга" были скрытно сосредоточены шесть пехотных дивизий и три танковые бригады (378 машин). Впервые для машин была выбрана подходящая (танкодоступная) местность, и впервые они использовались массированно. Атака началась внезапно. И вскоре фронт был прорван на 16 км. За несколько часов англичане продвинулись вглубь на 9 км. Это было величайшим успехом. Так танки завоевали признание, помогли англичанам выйти из "позиционного тупика".
До конца войны англичане успели выпустить и танки МкV. На них стояли 4-скоростная планетарная коробка перемены передач (КПП) системы Вильсона и специальный танковый мотор Рикардо. Теперь машиной уже управлял один человек - отпала необходимость в бортовых КПП.
Немцы стали, было, сооружать широкие (до 4 м) противотанковые рвы. В ответ на это британские военные специалисты увеличили длину машин.
Венцом тяжелых танков первой мировой войны был МкVIII. Он имел большую длину корпуса. Однако до конца войны было выпущено всего семь машин. В бою они так и не опробовались.
Танки МкIV и МкV - основные английские танки первой мировой войны. Танки МкV в составе войск белогвардейцев и интервентов воевали на советской земле, несколько их были захвачены Красной Армией и под названием "танки Рикардо" находились у нас на вооружении вплоть до 1930 года.
3. Английский тяжелый танк МкI. Боевая масса - 28,4 т. Экипаж - 8 чел. Вооружение - 5 пулеметов. Толщина брони - 12 мм лоб корпуса, 10 мм борт. Двигатель - "Даймлер" - 105 л. с. Скорость по шоссе - 6 км/ч. Запас хода по шоссе - 37 км.
4. Английский тяжелый танк МкV. Боевая масса - 34 т. Экипаж - 8 чел. Вооружение - две 57-мм пушки, 4 пулемета. Толщина брони - 15 мм лоб корпуса, 10 мм борт. Двигатель - "Рикардо" - 150 л. с. Скорость по шоссе - 7,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 64 км.
5. Англо-американский танк МкVIII. Боевая масса - 39 т. Экипаж - 8 чел. Вооружение - две 57-мм пушки, 5 пулеметов. Толщина брони - 16 мм лоб корпуса и борт. Двигатель - "Либерти" - 338 л. с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 80 км.
Танк Рыбинского завода. Боевая масса - 20 т. Вооружение - одна 107-мм пушка, 1 пулемет. Толщина брони - 10-12 мм. Мощность двигателя - 200 л. с. Скорость по шоссе - 7 км/ч.
24 апреля 1918 года большое германское наступление на западе было в самом разгаре. В районе деревни Виллер-Бретонё отделение английских тяжелых танков МкV (два пулеметных и один пушечный) попыталось контратаковать немецкие позиции. Но когда машины, поддержанные пехотой, приблизились к деревне, навстречу им вышли три вражеских танка. Они выглядели еще более громоздкими и неуклюжими, чем британские.
Командир отделения понял, что на сей раз ему предстоит сразиться с "бронированным" противником. В начале боя англичан преследовали неудачи: снаряды никак не попадали в цель. А тем временем немецкие махины принялись за пулеметные танки противника, которые оказались перед ними совершенно беспомощными. На помощь им бросился пушечный танк. Чтобы повысить меткость стрельбы, командир его рискнул вести огонь с места. Но риск оправдал себя: три выстрела - и немецкий танк вышел из строя. Два же остальных тем временем скрылись. Однако и "англичанину" досталось...
После этого боя большинство танков британской армии было перевооружено. Пулеметный спонсон на них заменили на пушечный.
Итак, боевые машины появились и в немецких войсках. Но Германию опередила Франция. Отцом французских "сухопутных броненосцев" считается полковник Ж. Этьенн. Осенью 1915 года он предложил проект танка и получил поддержку главнокомандующего французской армии генерала Ж. Жоффра. Узнав, что фирма Шнейдер не новичок в этой области, Этьенн добился того, что в январе 1916 года она получила заказ на производство 400 машин. Главный инженер фирмы Э. Брийе еще в декабре 1915 года провел успешные опыты по бронированию американского трактора Холта.
Получив заказ на разработку серийного образца, он отказался от использования тракторной базы, но сохранил в своем танке многие технические решения американцев, в частности, конструкцию ходовой части и подвески и заднее расположение ведущего колеса.
Начальник армейского управления моторизации (обидевшись на полковника Этьенна за то, что он "обошел" его и обратился непосредственно к главкому) поручил другой фирме - Сен-Шамон - построить собственный танк. Случайно, а может быть, и нет, но количество машин в заказе было равно 400. Специалисты фирмы взяли за основу все тот же трактор Холта.
Первый танк фирмы Шнейдер, получивший название СА - штурмовая машина, был готов в сентябре 1916 года. Сен-Шамон отставала на несколько месяцев. Внешне французские "броненосцы" мало походили на английские. Гусеницы их не охватывали корпус, а располагались по бокам или под :ним. Ходовая часть была подрессорена специальными пружинами, что было немалым преимуществом, облегчавшим работу экипажа. Однако из-за того, что передняя часть корпуса сильно нависала над гусеницами, проходимость была крайне низка. Они не могли преодолевать даже ничтожные вертикальные препятствия. Особенно этим страдали танки "сен-шамон", у которых (для преодоления более широких рвов) длину опорной поверхности гусениц увеличили почти вдвое по сравнению с американским трактором. Тихоходы, они обладали ничтожным запасом хода.
Танки "сен-шамон" имели электротрансмиссию: вырабатываемый генератором ток поступал на два электродвигателя, по одному на каждую гусеницу. Из-за этого вес увеличился. Неудачно расположенное вооружение ограничивало углы обстрела: пушка "шнейдера", вынужденно установленная в носу справа (мотор располагался слева), наводилась в горизонтальной плоскости лишь в пределах 20°; пулеметы размещались не в спонсонах, как у англичан, а в шаровых установках по бортам. Это не позволяло вести огонь прямо по курсу. У "сен-шамона" было на два пулемета больше, из-за этого экипаж его увеличился.
Передняя часть корпуса машины фирмы Шнейдер напоминала по форме нос корабля, здесь крепилось приспособление для разрезания проволочных заграждений. Одновременно оно же облегчало и преодоление рвов.
И все же, при всем своем несовершенстве, детища Шнейдера и Сен-Шамона воевали. Первый бой французских "броненосцев" 16 апреля 1917 года оказался не очень удачным: из 132 танков обеих марок 76 было потеряно от огня противника, а 45 сломались. Однако они способствовали успеху французского наступления 18 июля 1918 года между реками Эн и Марна, В этих боях "шнейдеры" и "сен-шамоны" скорее играли роль самоходной артиллерии. После того как пехота занимала первую линию немецких окопов, подошедшие танки открывали огонь по второй и третьей линиям, которые часто оказывались недосягаемыми для полевой артиллерии французов.
А каковы же были немецкие боевые гусеничные машины, вышедшие на поля сражений в конце первой мировой войны? В октябре 1916 года, после боя на реке Сомме, германское военное министерство поручило фирме Бремерваген создать танк. Летом 1917 года были готовы первые 10 А7V (всего построено 20), Они имели более толстую броню и несколько большую скорость, чем английские, а также подрессоренную ходовую часть. Проходимость же их была не лучше, чем у французских. Для обеспечения кругового обстрела машины немцев были вооружены шестью пулеметами. Отсюда и рекордно большой экипаж - 18 человек!
Первый свой бой А7V провели 21 марта 1918 года под городом Сен-Кантеном в Пикардии. И, несмотря на свою малочисленность, добились полного успеха. Англичане, застигнутые врасплох, сдавались в плен раньше, чем немецкие танки открывали огонь. Так создатели "броненосцев" сами попались в собственные сети, не подготовив своих солдат к встрече с подобными машинами противника. Может быть, командование союзников не допускало и мысли о возможности появления новинки у немцев?
В 1915 году и Россия разрабатывала проект боевой машины на базе трактора. Иногда ее называют танком Рыбинского завода. Компоновкой она напоминала французские образцы. Однако проект, представленный в августе 1916 года главному военно-техническому управлению, поддержки так и не получил.
Рис. 6. Французский средний танк "шнейдер" СА1. Боевая масса - 13,3 т. Экипаж - 6-7 человек. Вооружение - одна 75-мм пушка, 2 пулемета. Толщина брони - 12-24 мм лоб корпуса, 12-17 мм борт. Двигатель - "Шнейдер" 60 л. с. Скорость по шоссе - 4-6 км/ч. Запас хода .по шоссе - 75 км.
Рис. 7. Французский средний танк "сен-шамон" М-16. Боевая масса - 23 т. Экипаж - 8-9 человек. Вооружение - одна 75-мм пушка, 4 пулемета. Толщина брони - 11 мм лоб корпуса, 15-17 мм борт. Двигатель - "Панар" 90 л. с. Скорость по шоссе - 8,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 60 км.
Рис. 8. Немецкий тяжелый танк А7V. Боевая масса - 32 т. Экипаж - 18 человек. Вооружение - одна 57-мм пушка, 6 пулеметов. Толщина брони - 30 мм лоб корпуса, 15мм борт. Два двигателя "Даймлер" по 100 л. с. Скорость по шоссе - 12 км/ч. Запас хода по шоссе - 35 км.
Советский легкий танк М. Боевая масса - 7 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, 1 пулемет. Толщина брони - 16 мм лоб и борт корпуса. Двигатель АМО - 34 л. с. Скорость по шоссе - 8,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 60 км.
Неудачная конструкция танков "шнейдер" и "сен-шамон" заставила французов искать новое решение задачи. Полковник Этьенн настаивал на создании легких и дешевых образцов, которые он считал необходимым дополнением к средним и тяжелым. В своем воображении он уже видел тысячи таких машин, атакующих в боевых порядках пехоты. В конце концов благодаря его энтузиазму в 1917 году был построен самый удачный танк первой мировой войны.
Еще в декабре 1915 года Этьенн обратился к Луи Рено, известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, предложив ему взяться за создание легкого танка. Рено сначала было отказался, ссылаясь на отсутствие опыта в производстве бронированных гусеничных машин. Но Этьенну все же удалось его уговорить, и в декабре 1916 года конструктор представил консультативному комитету по артиллерии специального назначения свою модель. Официальные испытания начались 9 апреля 1917 года и завершились полным успехом. Однако время не ждало. Фронт требовал как можно больше легких и дешевых танков.
Этьенн увеличил заказ до 2500 машин, включив в него и третий вариант "броненосца" - так называемый радиотанк в качестве командирского для связи между танковыми частями, пехотой и артиллерией. Главком поддержал это предложение и, в свою очередь, увеличил заказ до 3,5 тыс. Построить столько машин в срок фирма "Рено" в одиночку уже не могла. К производству танков подключили еще несколько фирм: "Берлье", "Шнейдер", "Делонэ Бельвиль". Конструкторы встретили поначалу немало трудностей. Не сразу удалось наладить производство конической башни. Поэтому первые машины выпускались с восьмигранной, клепаной. Много времени ушло и на разработку системы установки пушки.
Новые гусеничные машины (под маркой "Рено FТ" или "Рено М17" и "Рено М18") стали поступать во французскую армию в марте 1918 года. До конца войны было выпущено 3177 штук. Компоновка их (мотор, трансмиссия, ведущее колесо сзади, отделение управления спереди, а между ними боевое отделение с вращающейся башней) стала классической.
Корпус их в отличие от машин "сен-шамон" и "шнейдер" был конструктивным элементом (шасси) и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым крепились броневые листы на заклепках и детали ходовой части.
Направляющее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. На многих машинах (для уменьшения шума и веса) оно было выполнено из дерева. Это единственный случай применения подобного материала в танкостроении. Для повышения проходимости "броненосцев" через рвы служил крепившийся к корме хвост, установленный на оси. Поворачиваясь вокруг нее, он на походе закидывался на крышу моторного отделения.
Танк оказался простой, надежной и дешевой машиной. Низкое удельное давление на грунт - 0,6 кг/см2- обеспечивало хорошую проходимость, он мог преодолевать подъемы до 45° и рвы шириной до 1,8 м. Однако скорость и запас хода были малы. В течение более 10 лет "Рено FТ" служил образцом при конструировании легких танков.
"Рено" выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, сигнальном или командирском ("Рено ТSF") с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа, и наконец с 75-мм орудием ("Рено BS"), установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад.
Боевая служба танков "Рено" была длительной. Первый бой они приняли 31 мая 1918 года у леса Ретц, вблизи города Суассона. В годы гражданской войны в России они использовались в войсках белых и интервентов, а затем (как трофеи) в Красной Армии. В 1925- 1926 годах они воевали в Марокко против восставших риффов, а в 1936-1939 годах - в Испании, в армии республиканцев. Более того, эти гусеничные машины участвовали даже во второй мировой войне. В 20-х годах в Италии строился по типу "Рено" танк "Фиат-3000А" образца 1921 года. Благодаря более мощному мотору скорость достигла 22 км/ч. В 1930 году он был модернизирован ("Фиат-3000В") - на нем установили новый мотор и усилили ходовую часть.
Красная Армия захватила в ходе гражданской войны около 80 танков, в том числе и "Рено". Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать строительство танков по типу "Рено". Выбор его в качестве образца в тогдашних условиях разрухи и развала промышленности был наиболее разумным. Советские рабочие и техники, совершив истинный трудовой подвиг, с честью справились с поставленной задачей - 31 августа 1920 года первый танк советского производства вышел на ходовые испытания. Он получил собственное имя "Борец за свободу тов. Ленин". До конца 1921 года были сданы еще 14 машин этого типа, их тогда называли КС или танк М. От французского прототипа он отличался двигателем, формой башни. Позже на КС установили смешанное пулеметно-пушечное вооружение.
В 20-е годы французы предприняли ряд попыток модернизировать "Рено".
Впрочем, новые машины "Рено М24/25" оказались всего лишь переделкой старых - "Рено FT". Их снабдили резиновой гусеницей-лентой и более .мягкой подвеской. Скорость возросла при этом до 12 км/ч, уменьшился расход топлива и увеличился запас хода.
Дальнейшая модернизация - новые ходовая часть, мотор и трансмиссия и несколько измененная компоновка корпуса - привела к появлению в 1927 году танка "Рено NC1" (или NС27).
Влияние "Рено FТ" прослеживается в конструкциях легких французских танков 30-х годов: R35, Н35, Н40. Теперь оно уже играло отрицательную роль: в башне новых "броненосцев" оставался все тот же "мастер на все руки" - командир-наводчик-заряжающий.
Рис. 9. Французский легкий танк "Рено FТ". Боевая масса - 6,7 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка или 1 пулемет. Толщина брони - 16 мм корпус, 8 мм борт. Двигатель "Рено" - 35 л. с. Скорость по шоссе - 7,8 км/ч. Запас хода по шоссе - 35 км.
Рис. 10. Японский легкий танк "Оцу" (французский "Рено NC1"). Боевая масса - 8,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 57-мм пушка или 1 пулемет. Толщина брони - 30 мм лоб корпуса, 22 мм борт. Двигатель "Мицубиси" - 75 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.
Рис. 11. Итальянский легкий танк "Фиат-3000 В". Боевая масса - 5,6 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка или спарка пулеметов. Толщина брони - 16 мм лоб и борт корпуса. Двигатель "Фиат" - 63 л. с. Скорость по шоссе - 16 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.
Трофейный средний танк МкА, состоявший на вооружении Красной Армии. Боевая масса - 14 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 4 пулемета. Толщина брони - 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель "тейлор" - 45 л. с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 130 км.
В 1918 году не только англичане и французы, но и немцы уже приобрели опыт использования танков. Когда англичане в бою под Камбрэ не смогли использовать успех прорыва, достигнутый тяжелыми ганками, в оперативном масштабе, они поняли, что нуждаются в поддержке более легких, подвижных машин. Во время первой мировой войны французы выпускали в основном легкие гусеничные машины. Правда, они предназначались только для сопровождения пехоты. Французы построили значительно больше танков, чем англичане (3977 против 3027), именно потому, что упор был сделан на производство более дешевых и легких. И это вполне себя оправдало. Тяжелые танки были громоздки, их трудно было доставить на исходные для атаки позиции.
Итак, стремясь создать своего рода "бронированную стратегическую конницу", англичане начали конструировать средний танк. Он получил обозначение "средний МкА", или "уиппет".
Эта машина была незавершенным детищем инженера У. Триттона. Конструктор разработал сравнительно легкий танк с вращающейся башней. Но ввиду трудностей и задержек с налаживанием производства башен от них решили отказаться. И танк Триттона пошел "на конвейер" без такой важной детали. Заказ на 200 машин был выдан еще в июне 1917 года, а их производство началось в декабре.
Первые машины начали поступать с завода фирмы "Фостер" в марте 1918 года.
Танки "уиппет" ("борзая") считались быстроходными: их скорость была вдвое больше, чем у Мк IV-V. Интересной особенностью машины было и наличие двух двигателей со своими коробками передач (КП). Каждый из них приводил в движение одну гусеницу.
Танк оказался сложен в управлении - от водителя требовалось большое умение. Если выходил из строя хотя бы один мотор, машина двигаться не могла. Танки МкА были дороги, сложны в производстве и в обслуживании, но, несмотря на это, оказались значительно надежнее своих старших собратьев МкI-МкV. Танкисты шутили, что "борзые" были в состоянии собственным ходом возвратиться в свою часть после боя. В сражении под Амьеном в 1918 г, участвовало 96 этих машин. Впервые в истории танковых войск они совершили нечто вроде, оперативного прорыва. Оторвавшись от своей пехоты в сопровождении конницы, они провели рейд по тылам немцев.
Захваченные в качестве трофеев танки "уиппет" использовались и в немецкой армии. Они воевали и в войсках интервентов и белогвардейцев во время гражданской войны в России. Затем, тоже как трофейные, попали в Красную Армию, где находились на вооружении до начала 30-х годов. У нас их назвали "тейлор" (по имени конструктора двигателя). Несколько машин были в начале 20-х годов куплены и Японией. В английской же армии "борзые" служили недолго, и после войны заменены средними танками МкВ и МкС.
Штаб английских танковых войск, будучи уверен, что война продлится и в 1919 году, поднял вопрос о массовом строительстве быстроходных, танков. Начальник штаба полковник Дж. Фуллер считал, что в дополнение к тяжелым пехотным надо производить быстроходные, предназначенные для действий против вражеских штабов и коммуникаций. Средний МкА оказался неудачным. Поэтому уже в 1918 году англичане сконструировали две новые модели: средние МкВ и МкС. Однако, следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых машин с гусеницами, охватывавшими корпус. Сохранилась и жесткая подвеска. Было заказано 6 тысяч средних танков, но война закончилась 11 ноября 1918 года. Уже после перемирия было построено 45 МкВ и 36 МкС.
МкВ получился тяжелым для среднего танка. Поскольку мощность мотора была явно недостаточной, скорость его оказалась даже ниже, чем у МкА.
Вооружение на обоих танках размещалось в рубке в шаровых установках с ограниченными углами обстрела. Танк МкВ был оснащен аппаратурой для создания дымовых завес. Впрочем, он никогда не считался хорошей машиной, помещение для экипажа было тесным и неудобным. Несколько танков МкВ в 1919 году во время иностранной военной интервенции в составе английских войск принимали участие в боевых действиях на севере России. Они были захвачены Красной Армией и состояли на ее вооружении.
Последним образцом среднего танка, который англичане сконструировали до конца войны, был МкD. Этот имел вращающуюся башню и низкий корпус и был первым танком, "умевшим" плавать.
Немцы также пытались усовершенствовать свои танки. Начали они с подражания английским тяжелым машинам. Конструкторы модернизировали танк А7V, снабдив его гусеницами, охватывающими корпус, и спонсонами для установки вооружения. При этом вес его возрос до 40 т. По всем параметрам он превосходил английские: скорость его достигала 12 км/ч, толщина брони - 30 мм. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек и четырех пулеметов. Экипаж состоял из 7 человек. Было построено только два опытных экземпляра этой машины, оказавшейся весьма сложной и дорогой.
Весной 1918 года в Германии занялись конструированием нескольких образцов легких танков. Уже в октябре 1918 года Й. Фолльмер представил два своих образца. По условиям перемирия Германия обязана была выдать союзникам все танки, даже опытные. Версальский мирный договор запрещал ей строительство бронетанковой техники. Тем не менее в полнейшей тайне немцы изготовили несколько танков LKII. Только недавно было установлено, что Венгрия (которой Трианонским мирным договором также было запрещено иметь танки) втайне закупила четырнадцать LKII. В разобранном виде их доставили в Венгрию. 5 из них были собраны в 1928 году.
Тем временем Й. Фолльмер перебрался в Швецию и продолжил разработку легких танков на заводе "Ландсверк" (в городе Ландскрона), который, по существу, был филиалом фирмы Круппа. По образцу LKII для шведской армии было построено несколько десятков легких танков М-21, состоявших на ее вооружении до середины 30-х годов. В 1929 году они были модернизированы (получили обозначение М-21/29). В отличие от LKII их вооружение размещалось во вращающейся башне. Все машины были оборудованы радиоприемниками, а командирские (от командиров взводов и выше) - передатчиками.
Рис. 12. Английский средний танк МкВ. Боевая масса - 18 т. Экипаж - 4-5 чел. Вооружение - 6 пулеметов. Толщина брони - 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель "рикардо" - 100 л. с. Скорость по шоссе - 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе - 105 км.
Рис. 13. Немецкий легкий танк LKII. Боевая масса - 8,75 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 1 57-мм пушка или 2 пулемета. Толщина брони - 14мм лоб и борт корпуса. Двигатель "даймлер" - 55 л. с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 64 км.
Рис. 14. Шведский легкий танк М-21/29. Боевая масса - 9,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - 1 37-мм пушка или 2 пулемета. Толщина брони - 14 мм лоб и борт корпуса. Двигатель "скания вабис" - 60 л. с. Скорость по шоссе - 18 км/ч. Запас хода по шоссе - 70 км.
Cоветская танкетка Т23. Боевая масса - 3,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - не установлено. толщина брони - 6–10 мм. Двигатель - 40 л, с. Скорость по шоссе - 35 км/ч.
Окончилась первая мировая война. На полях ее сражений были использованы легкие, средние и тяжелые танки. И все-таки некоторым специалистам казалось, что всего этого разнообразия мало. Полковник Ж. Этьенн и английский майор Дж. Мартель еще в 1915 году мечтали о "роях бронированных застрельщиков". Эту идею после войны возродил известный военный теоретик Дж. Фуллер. Он считал, что нужно иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, рассчитанных на одного-двух человек.
Первый подобный проект разработал в нашей стране в 1919 году инженер Максимов. Конструктор стремился создать простую и дешевую боевую машину. Он назвал ее "Щитоноска". Единственный член экипажа "Щитоноски" размещался в ней... лежа что позволяло получить предельно малую высоту машины. Но, само собой разумеется, в таком крайне неудобном положении водитель танкетки не мог одновременно управлять ею и стрелять из пулемета, он даже не мог наблюдать за полем боя. А чуть позже в британское военное ведомство обратился Мартель со своим проектом сверхлегкого танка для одного человека. Получив отказ, он в 1924 году приступает к строительству его в своем гараже.
Конструированием мини-танка занялись также капитаны В. Лойд и Дж. Карден в мастерской, принадлежавшей Кардену.
Усилия Мартеля увенчались успехом: в 1925 году он демонстрирует представителям военного министерства своего рода гибрид между автомобилем и танком. Машина понравилась, и автомобильные фирмы "Моррис" и "Кроссли" повели дальнейшую разработку идеи Мартеля. Министерство заинтересовалось также работой Кардена и Лойда и поручило заводу "Виккерс-Армстронг" предоставить им свою техническую базу. Так была построена целая серия одноместных и двухместных танкеток - как стали называть эти сверхмалые танки ("танкетка" - французское уменьшительное от английского слова "танк"). В ходе испытаний выяснилось, что один человек не может справиться с функциями водителя, наблюдателя и стрелка. От идеи одноместной танкетки отказались. Последняя модель ее - "Карден-Лойд" Мк-VI (конец 1928 г.) - стала одновременно и одной из самых известных и одной из самых критикуемых машин в мировом танкостроении. Ее приняла на вооружение английская армия, но ввиду слабости броневой защиты танкетка эта применялась ограниченно - в качестве легкого артиллерийского тягача. Кроме того, она послужила базой для опытных самоходных установок 47-мм пушки и 94-мм миномета.
Танкетка Мк-VI была надежной машиной предельно простой конструкции. Двигатель в асбестовой изоляции размещался в середине корпуса, между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину машины, сохраняя достаточно большую ширину, и тем самым повысить ее маневренность. Она имела планетарную коробку передач и автомобильный дифференциал в качестве механизма поворота. Поддерживающих роликов не было - верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу. Пулемет с водяным охлаждением системы Виккерс помещался в съемной установке, мог быть легко снят с машины и установлен для стрельбы на треноге, которую возили на крыше. Ввиду отсутствия башни высота танкетки была невелика.
Низкое расположение центра тяжести предотвращало опрокидывание ее на крутых склонах.
Танкетку Мк-VI ввиду явных тактических недостатков (прежде всего из-за отсутствия башни, что не позволяло достаточно эффективно использовать вооружение) сняли с производства уже через год.
В конце 20-х годов в капиталистическом мире разразился экономический кризис. Английское правительство не могло выделять крупные средства на содержание и вооружение армии. С другой стороны, английская военная промышленность нуждалась в рынках сбыта своей продукции. Танкетке требовалось создать рекламу. Ведь именно эта дешевая и простая в производстве машина в годы финансовых затруднений обещала удовлетворить запросы теоретиков механизированной войны. Для колониальных держав она была просто находкой. Тогда же страницы журналов и газет обошла фотография лошади и танкетки, стоявших рядом. Смотрите, мол, как невелик современный бронированный "конь", дешев, надежен в любых условиях и требует минимального ухода. Возможно, реклама сыграла свою роль: танкетки Мк-VI закупили 16 стран, а Италия, Польша, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензию на ее производство. Для нужд английской армии было построено 325 танкеток и более сотни на экспорт. 5 танкеток купила Боливия и применила их в войне с Парагваем (1932- 1935 гг.). Саудовская Аравия использовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом. Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже для стрелкового оружия. Несостоятельной оказалась концепция использования танкеток как механизированной брони пехоты. Но этим увлечением в 20-х и в начале 30-х годов "переболели" почти все армии мира.
В конце 20-х годов советские конструкторы, уже имевшие некоторый опыт строительства танков, создали несколько экспериментальных образцов танкеток. В то время считали, что Красная Армия нуждается в легкой многоцелевой бронированной машине - для разведки, охранения, осуществления связи и сопровождения танковых частей.
Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста разработало танкетку Т17 ("Лилипут"). В сентябре 1927 года строительство ее поручили заводу в Ленинграде. Танкетка была задумана в двух вариантах: пулеметном и пушечном. Специально для нее сконструировали двигатель воздушного охлаждения, трансмиссию и резино-металлическую гусеницу. Несколько позже по типу танка МС1 разработали двухместную танкетку Т23, представлявшую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было; она могла служить как пулеметовоз или легкий бронетранспортер.
В 1929-1931 годах выпущено несколько машин Т17 и Т23, во в серийное производство они так и не пошли.
Не отставали от других и конструкторы Франции и США. С 1921 по 1928 год уже известная нам фирма "Сен-Шамон" создала четыре экспериментальных образца одно- и двухместных колесно-гусеничных танкеток. Для одного человека предназначалась и американская танкетка Т1 фирмы "Каннингем" (1928 г.). Но все эти разработки так и не. вышли из стадии эксперимента.
Рис. 15. Английская танкетка Мартеля. Боевая масса - 2,2 т. Экипаж - 1-2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 8-10 мм. Двигатель - 16 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч.
Рис. 16. Советская танкетка Т17 ("Лилипут"). Боевая масса - 2,4 т. Экипаж - 1 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 7-14 мм. Двигатель - 18 л. с. Скорость по шоссе - 16 км/ч.
Рис. 17. Английская танкетка "Карден-лойд" Мк-VI. Боевая масса - 1,4 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 9 мм лоб, 6 мм борта корпуса. Двигатель - "Форд"Т 22,5 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.
Cоветская танкетка Т-27. Боевая масса - 2,7 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 10 мм лоб и борт корпуса. Двигатель - ГАЗ-АА 40 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 120 км.
В Англии танкетки не получили широкого распространения, они использовались лишь как пулеметовозы и тягачи. Значительно большее развитие эти машины получили в странах, закупивших лицензии на их производство.
Подводя итог работам советских конструкторов конца 20-х - начала 30-х годов, Главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров в книге "Время и танки" писал: "...конструкторы этих машин - энтузиасты своего дела, заслужившие самых добрых слов, не смогли решить задач, которые стояли перед нашей Родиной по перевооружению Красной Армии в соответствии с требованиями характера будущей войны. Создание танков - проектирование, изготовление опытных образцов, их испытание, доводка, налаживание серийного производства требовало значительного времени... Для того чтобы создать совершенные боевые машины в наиболее короткие сроки, изучались технические достижения как в нашей стране, так и за рубежом".
В 1930 году Советский Союз закупил некоторые образцы зарубежной военной техники, в том числе и танкетку "Карден-Лойд МкVI". Но прежде чем начать серийный выпуск машины, ее пришлось доработать, устранив имевшиеся недостатки. Этим и занялся коллектив конструкторов во главе с Н. Н. Козыревым. Усовершенствованная модель под маркой Т-27 была принята на вооружение приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Однако производство танкеток, начатое в конце того же года, в тридцать третьем было прекращено (выпущено 2600 штук) по причине неудачной конструкции машины, которая не позволяла эффективно использовать вооружение.
Годом раньше ту же танкетку и лицензию на ее производство закупило и правительство Польши. Сразу же начались работы по ее модернизации: подвеску усилили дополнительной листовой рессорой, поставили более мощный двигатель и новую коробку передач. Танкетка "получила" броневую крышу и под маркой ТК-3 в июле 1931 года была принята на вооружение.
В 1931-1933 годах было построено более трехсот ТК. Затем на основе опыта эксплуатации этих машин конструкторы разработали новую модель - ТКS, с более рациональной установкой броневых листов большей толщины. Пулемет поместили в улучшенной шаровой установке. Были усилены также элементы подвески и увеличена ширина гусеницы. На ТКS устанавливался более мощный двигатель, перископический прибор наблюдения системы Гундляха и оптический прицел к пулемету. ТК и ТКS состояли на вооружении отдельных рот в пехотных дивизиях, в кавалерийских бригадах, в отдельных эскадронах разведывательных танков. К началу войны эти машины составляли основу польских бронетанковых сил. В боях с немецкими войсками они не раз поддерживали отчаянные контратаки польских войск, неся при этом тяжелые потери. Всего в 1934-1936 годах было выпущено 300 танкеток марки ТКS.
В 1930 году и итальянское военное министерство купило лицензию на производство танкетки "Карден-Лойд МкVI", поручив ее строительство известной фирме "Фиат-Ансальдо". В ходе работ танкетку усовершенствовали, и в результате в 1931 году на свет появился первый образец, который спустя два года и был принят на вооружение под маркой "малый танк Фиат-Ансальдо CV-3/33". При модернизации была радикально изменена ходовая часть, увеличены толщина брони и размеры машины. Все это привело к увеличению веса и потребовало установки более мощного двигателя.
1935 год. Появилась новая модификация "малого танка" - CV-3/35, отличавшаяся от предыдущей установкой спаренного пулемета. На базе танкетки CV-3/33 была создана огнеметная машина с бронированным баком-прицепом (для огнесмеси). Дальность огнеметания составляла 45-60 м. Танкетки использовались итальянцами в войне против Эфиопии в 1934-1935 годах. Однако во время сражений в Испании (1936-1939 гг.) обнаружилась их полная непригодность к борьбе против танков, к тому же оказалось, что машины CV пробиваются даже крупнокалиберными пулями. Тем не менее они применялись еще и в годы второй мировой войны.
Производство этих машин прекратилось в 1937 году (выпущено их было более 2500, в основном CV-3/35). Немало их было продано и за границу - Австрии, Бразилии, Болгарии, Венгрии и Китаю. В армиях двух последних стран они принимали участие в боевых действиях.
Всемирное "увлечение" танкеткой нашло сторонников и в Чехословакии. Министерство народной обороны поручило фирме ЧКД договориться с английским концерном "Виккерс-Армстронг" о покупке лицензии на производство все той же "Карден-Лойд МкVI". Было решено создать улучшенную модель танкетки. Она была построена, и в 1933 году министерство заказало 70 танкеток, производившихся на заводах ЧКД. Назвали машину "танчиком". Одновременно другая фирма - "Шкода" - начала выпуск танкетки MU-4, рассчитанной на экспорт.
Во Франции Рено в 1930 году создал свою танкетку. Но в ее конструкции прослеживается значительное влияние "карден-лойдов". Основным ее назначением считалось снабжение механизированной пехоты в бою. Машина и называлась "пехотный трактор UE". Выпускалась она серийно в 30-х годах и, как правило, не имела вооружения. Захваченные в 1940 году немцами танкетки оборудовались неподвижной рубкой и оснащались пулеметами.
Таким образом, мы видим, что подобные машины были широко распространены в армиях многих стран. Их назначением была разведка и охрана, а также сопровождение кавалерии. Но и в этих случаях от танкеток требовалось не только обеспечивать защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня, но и по возможности эффективно использовать свое вооружение, помехой чему было отсутствие вращающейся башни.
Вообще же эти машины дали толчок к развитию малых танков, бронетранспортеров и плавающих танков. На базе танкеток строились бронетягачи, командирские машины и т. д.
Рис. 18. Польская танкетка TKS. Боевая масса - 2,65 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 8- 10 мм лоб и борт корпуса. Двигатель - польский "Фиат" 42 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 180 км.
Рис. 19. Итальянская танкетка CV-3/35. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 2 пулемета. Толщина брони - 12 мм лоб корпуса и 8 мм борт. Двигатель - "Фиат" 40 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.
Рис. 20. Французская танкетка "Рено UE". Боевая масса - 2,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 7 мм лоб и борт корпуса. Двигатель - "Рено" 35 л, с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 180 км.
Cоветский малый плавающий танк Т-37А. Боевая масса - 3,2 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони- 9 мм лоб и борт корпуса. Двигатель - ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе - 36, на плаву 6 км/ч.
Итак, у танкетки обнаружился большой недостаток: слабость вооружения. И дело заключалось не только в отсутствии пушки: в определенных ситуациях для действий против живой силы противника оказывался достаточным и пулеметный огонь. Но и пулемет в танкетке был размещен не лучшим образом - в лобовом листе корпуса, и имел весьма ограниченный угол обстрела. Если же цель появлялась сбоку, машину приходилось поворачивать. И все же говорить о закате танкетки было бы преждевременным. Военным конструкторам хотелось сохранить ее привлекательные стороны: простоту конструкции и малые размеры. Это, кстати, облегчало и удешевляло производство и упрощало подготовку экипажей. У танкетки выявились и другие положительные качества - хорошая маневренность, способность действовать в стесненных условиях (в лесу и в горах) и довольно высокая скорость.
Однако она (ввиду малых размеров) не могла преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не позволяла применять ее на поле боя для поддержки атакующей пехоты. Такие попытки дорого обошлись итальянцам в ходе гражданской войны в Испании. Усиление броневой защиты неизбежно влечет за собой и увеличение массы. И как следствие - к утере вышеназванных достоинств танкетки (прежде всего возможности использования маломощных автомобильных агрегатов).
Вывод напрашивался сам собой: машину можно с успехом применять только в целях разведки и охранения. Надо лишь более эффективно использовать ее вооружение и улучшить маневренность (в частности, "научить" плавать).
Чтобы усилить действенность вооружения, конструкторы решили во вращающейся башне установить пулеметы.
По этому пути и пошли англичане и японцы в начале 30-х годов. В 1932 году инженеры фирмы "Виккерс - Армстронг", не мудрствуя лукаво, установили пулеметную башню на корпусе танкетки "Карден-Лойд Мк-VIв". Но машина эта выглядела уродливой: относительно большая башня на довольно легком шасси. Гибрида назвали разведывательным танком "Карден-Лойд" образца 1932 года. Масса новой машины (по сравнению с исходной) выросла всего лишь на 600 кг. К тому же на ней поставили новый двигатель, что позволило увеличить скорость движения.
Примерно в те же годы на основе все той же танкетки "Карден-Лойд" был создан тягач с радикально измененной ходовой частью. В то время среди инженеров фирмы "Виккерс - Армстронг" шел спор: какими должны быть опорные катки легких машин - большого или малого диаметра? Первые уменьшают сопротивление движению и создают меньше шума, вторые обеспечивают большую гибкость подвески и менее уязвимы от огня противника. Для проверки обеих концепций упомянутый тягач оснащался катками большого диаметра, сблокированными попарно, с листовыми рессорами в качестве упругого элемента. На базе этой автомашины и был создан легкий разведывательный танк "Виккерс-Карден-Лойд" образца 1933 года. Масса его заметно увеличилась и достигла 3,8 т. Мощный сильный двигатель обеспечивал скорость 48 км/ч. Экипаж же оставался прежним - два человека. Вооружение составлял пулемет калибра 7,71 мм или 12,7 мм. Броня - 7-9 мм. В английской армии танк не использовался, а производился для экспорта - в Бельгию, Литву, Швецию. Эти машины дали начало целой серии легких разведывательных танков, состоявших в производстве до 1940 года. Так возникла первая линия развития танкетки - легкие разведывательные танки.
Вторая линия (или, лучше сказать, вариант ее) воплотилась в малые плавающие разведывательные танки. Первый вариант такой машины был создан на базе упомянутого выше тягача в 1930 году. Он получил широкую известность во всем мире, хотя в английской армии имел ограниченное применение. Назывался он танк-амфибия "Карден-Лойд" 1931 года и был закуплен Китаем, Таиландом, Японией.
У нас на смену танкетке Т-27 в 1932 году пришел малый плавающий танк Т-37 массой 2,9 т. Однако в производство и на вооружение поступил уже его улучшенный вариант Т-37А, отличавшийся от своего предшественника большей массой, несколько увеличенной длиной и наличием поплавков вдоль корпуса машины. Он обладал существенным новшеством - винтом с поворачивающимися лопастями для обеспечения заднего хода. Это снимало необходимость в механизме реверса вращения вала винта. Т-37 был создан конструкторским коллективом во главе с Н. Н. Козыревым и состоял в производстве с 1933 по 1936 годы, пока его не сменил более совершенный Т-38.
Японцы, закупив лицензию на английскую танкетку "Карден-Лойд", сразу же отказались от развития ее безбашенного варианта. После двух лет работы они создали внешне совсем непохожую на свою прародительницу машину. Это была танкетка, или малый танк, образца 2592 года - так обозначался наш 1932 год по традиционному японскому летосчислению. Ходовую часть японцы разработали заново, она послужила образцом для почти всех последующих танков. Машина получилась простой и надежной и прослужила более десяти лет.
Наш рассказ мы закончим историей о третьей линии танкеток - разведывательных бронетранспортерах. Идея Этьенна о "бронированных застрельщиках" нашла свое воплощение в серии машин, созданных для английской армии и широко применявшихся во второй мировой войне.
В 1935 году английское военное министерство решило купить у фирмы "Виккерс - Армстронг" созданные ею в 1934 году в порядке частной инициативы два варианта машины; пулеметовоз и артиллерийский тягач. В 1937-1938 годах они были модернизированы и получили название от марки установленных на них пулеметов. Это были "Брен-Керриер", "Виккерс-Керриер", а в 1940 году появился "Юниверсал-Керриер" ("Керриер" - значит носитель). Легкие, слабо бронированные, эти машины обслуживались экипажем из 2-3 человек. Часть машин марки "Брен" для борьбы с другими, столь же легко бронированными машинами противника вооружалась противотанковым ружьем системы "Бойс". Их было построено более 40 тыс. штук - цифра говорит сама за себя. Наибольшее применение они нашли в кампаниях в Северной Африке, Индии, Малайе, где неплохо себя зарекомендовали.
После войны англичане продолжали развитие этого типа бронетанковой техники (например, бронетранспортер "Оксфорд" 1947 года). История развития этой линии танкетки протянулась на полстолетие.
Рис. 21. Английский разведывательный танк "Карден-Лойд" об. 1932 г. Боевая масса - 2,0 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 11 мм лоб и 9 мм борт корпуса. Двигатель - "Медоус", 40 л. с. Скорость по шоссе - 48 км/ч.
Рис. 22. Японская танкетка "2592". Боевая масса - 3 т. Экипаж -2 чел. Вооружение - 1 пулемет. Толщина брони - 8-14 мм. Двигатель - карбюраторный, 45 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч.
Рис. 23. Английский бронетранспортер "Юниверсал". Боевая масса - 3,8 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 1 противотанковое ружье "Бойс" калибра 14 мм, 1 пулемет. Толщина брони - 10 мм лоб, 7 мм борт корпуса. Двигатель - "Форд", 73 л. с. Скорость по шоссе - 48 км/ч.
Сморите продолжение на сайте : Для продвинутых - Танковый музей ч. II