Танковый музей ч. II

 

                                      Танковый  музей  ч. II

Чехословацкий танк KH-50. Боевая масса - 6,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 37-мм пушка, 1 пулемет.

Итак, танк зарекомендовал себя на поле боя. Его вооружение, броня, проходимость на первых порах удовлетворили запросы того времени. Лишь с оперативной подвижностью - с возможностью быстрой переброски машин на значительные расстояния - дело обстояло крайне плохо. И "виновата" тут была не только малая скорость - главное заключалось в том, что гусеницы танков времен первой мировой войны и последующих лет "летели" через 80-100 км хода по шоссе. А подумать только, на что становилось похожим дорожное покрытие, когда по нему проходило десятка два бронированных мастодонтов! Добавить к этому грохот, тряску и некоторые другие "особенности" машин, и станет ясно: есть еще нерешенные проблемы, есть!

В целях экономии горючего и сохранения матчасти танки подвозили прямо к полю боя на прицепах либо в кузове грузовиков (легкие танки). Но это требовало дополнительной техники и людей, А если сам танк снабдить автомобильными колесами? Пусть по шоссе он движется со скоростью авто, а в бой идет на гусеницах. Реализацией идеи сочетания скорости и экономичности колесной машины и проходимости гусеничной в течение, по крайней мере, двадцати лет были заняты конструкторы многих стран, имевших собственное танкостроение. Как ни странно, созданием столь сложных машин занялись и в относительно слабо развитых странах - Польше, Венгрии и Австрии.

В этой статье мы рассмотрим только машины, одновременно снабженные самостоятельными колесным и гусеничным движителями.

Поэтому уместно припомнить, что один из первых вполне осуществимых в то время проектов танков был именно проект колесно-гусеничной машины. В 1911 году его предложил поручик железнодорожных войск Австро-Венгрии Гюнтер Бурштын. Правильно считая, что гусеничные ленты непригодны для движения по шоссе, он снабдил свою машину четырьмя подъемными колесами: передняя пара - управляемая, задняя - ведущая. Но военное министерство страны отвергло проект, упустив тем самым реальную возможность первой вооружить свою армию танками.

Пионерами в создании машины "двойной проходимости" стали французы. Они построили серию малых танков, или танкеток, фирмы "Сен-Шамон" образцов 1921, 1924, 1926 и 1928 годов. Конструкторам пришлось решать новые проблемы: как опускать и поднимать колеса (или гусеницы), силовой передачи на ведущие колеса и как управлять передними. На машинах "Сен-Шамон" М21 и М24 передняя и задняя их пары поворачивались на кронштейне вокруг осей почти на 180° и фиксировались в положении "над гусеницами". 10 минут требовалось, чтобы силой мотора заменить колесо на гусеницы, причем экипаж оставался в машине. Для обратной перемены движителей танк наезжал гусеницами на специальные деревянные подставки, приподнимая сначала носовую часть. Опуская передние колеса, танк продвигался на подставках, пока, в свою очередь, его кормовая часть не приподнималась, позволяя опустить теперь и задние колеса. На "сен-шамонах" они "вывешивались" спереди и сзади корпуса, что не влияло на общую ширину машины, но зато сильно ограничивало обзор местности и угол обстрела.

Танк "Сен-Шамон" М21 весил 3,5 т и управлялся экипажем из 2 человек. На колесном ходу он развивал скорость 28, а на гусеницах всего 6 км/ч. М28 весил уже на 5,1 т больше, но скоростные данные его остались такими же.

На чехословацком танке KH-50 (1924 г.) поднятые колеса размещались по бокам корпуса. Таким образом, казалось, была решена проблема обзора. Машина оказалась довольно надежной и простой по конструкции, что, впрочем, было достигнуто ценой отказа от силового привода для перемены хода. Делалось это вручную, причем для KH-50 (так же как и для танка "Сен-Шамон") необходим был наезд на специальные подставки, которые в походных условиях крепились к бортам танка. Опытные танкисты справлялись с этой операцией за 10-15 мин. Но у KH-50 двигатель оказался маломощным, а гусеничный движитель ненадежным. У модели KH-60 поставили 60-сильный двигатель и несколько увеличили толщину брони. В 1930 году испытывался образец KH-70 с двигателем в 70 л. с.

Англичане в 1926 году поставили колеса на свой стандартный средний МkI (его не следует путать с МkI 1916 г.). В нем использовался тот же принцип перехода с гусениц на колеса, что и у "сен-шамонов". А вот у танка "Виккерс-Вулсли" (иногда его считают бронеавтомобилем), изготовленного в 1927 году, силою мотора поднимался весь гусеничный движитель. На своих местах, оставались лишь ленивец и ведущее колесо гусеничного хода. Колеса же у этой машины, жестко связанные с корпусом, находились спереди и сзади гусениц. Длина "виккерсов" оказалась велика, и они испытывали сильную продольную тряску при движении по дорогам.

Другая машина этой фирмы, созданная годом раньше, также обладала поднимающимся гусеничным движителем. Это осуществлялось с помощью двух червячных передач на борт, приводимых в движение двигателем. По вертикальному червяку при его вращении двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя, и поднимали его. При перемене направления вращения передачи гусеничный движитель опускался. Экипаж оставался внутри машины, а вся операция длилась не более минуты.

Наконец, в следующем детище Виккерса (также 1927 года) поднимались гусеницы, но одновременно опускались колеса.

Наиболее удачной машиной этого типа был легкий танк шведской фирмы "Ландсверк" La-30 (1931 г.). У него уже подъем и опускание колес (силой мотора) осуществлялись всего за 20 с и не только на месте, но и в движении. Поднятые по бортам колеса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Тактико-технические характеристики этого легкого танка весьма высоки. Благодаря дублированному приводу и двум местам для водителей он с равным успехом мог двигаться как вперед, так и назад.

В 1933 году был выпущен облегченный вариант La-80 (боевая масса - 7,5 т) с еще большими скоростями.

Неудачная попытка создать колесно-гусеничный танк была предпринята в 1926-1927 годах польскими военными специалистами. Машина, получившая обозначение WB10, снабжалась колесами, поднимавшимися силой двигателя по обе стороны гусениц.

И наконец в 1940 году, когда в ходе второй мировой войны английское правительство обратилось к доминионам с просьбой помочь в выпуске вооружения, в Новой Зеландии был построен колесно-гусеничный танк Скофилда.

Мы описали ряд машин, созданных в разных странах на протяжении почти 20 лет. Все это были лишь единичные экспериментальные образцы. Попытки создать колесно-гусеничный танк не привели к положительным результатам, и прежде всего ввиду сложности и уязвимости движителя и системы перемены хода. Усложнялись также эксплуатация и ремонт машин. Несмотря на явные достоинства этих машин (увеличение скорости движения и запаса хода по дорогам, срока службы танка в целом и сохранности дорог), опыты с ними так и остались опытами. Тем временем появились гусеницы, выдерживавшие тысячекилометровый пробег. Скорости машин с гусеничной тягой превысили 50 км/ч, то есть танк обрел сносную оперативную подвижность.

Рис. 24. Английский колесно-гусеничный танк "Виккерс" 1926 г. Боевая масса - 7,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 2 пулемета. Толщина брони - 8-12 мм. Двигатель - "Медоус", 135 л. с. Скорость по шоссе - 72 км/ч на колесах и 24 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе не установлен.

 

Рис. 25. Шведский колесно-гусеничный танк La-30. Боевая масса - 11,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - 1 37-мм пушка, 2 пулемета. Толщина брони -6-14 км. Двигатель - "Майбах", 150 л. с. Скорость по шоссе 65 км/ч на колесах и 40 км/ч на гусеницах. Запас хода по шоссе - 300 км.

Французский легкий танк Рено AMR VT обр. 1933 г. Боевая масса - 5,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 пулемет калибра 7,5 мм. Бронирование - 5-13 мм. Двигатель - "Рено", 84 л. с. Скорость по шоссе - 54 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Разведка, разведчики... В нашем воображении возникают подобные призракам фигуры, которые неожиданно появляются и тихо, бесследно исчезают. Скрытность - основное условие успеха. Ну а как себе представить танк в разведке? Каковы его тактико-технические характеристики? Прежде всего размеры машины и масса ее должны быть невелики. Это облегчит маскировку и даст возможность пройти и по мягкому грунту, и через легкий мостик. К таким танкам предъявлялось и еще требование - высокая скорость при низком уровне шума.

И вот на рубеже 20-30-х годов родился легкий разведывательный танк, переняв эту "эстафетную палочку" у танкетки. Вначале он был, по сути дела, развитием этой линии танков. Причем во вновь созданных машинах можно было использовать уже освоенные промышленностью автомобильные агрегаты: двигатели, коробки передач и дифференциал в качестве механизма поворота.

Английские легкие танки Виккерс-Карден-Лойд MkVII (1929 г.) и MkVIII (1930 г.) послужили как бы прикидкой перед строительством на протяжении всех 30-х годов большой серии разведывательных машин. Первым среди них был легкий танк MkI. На нескольких выпущенных образцах отрабатывались различные системы ходовой части, подвески и вооружения. Одни машины имели листовые полуэллиптические рессоры в качестве упругого элемента подвески при сблокированных попарно опорных катках, другие - (модификация MkIA) - спиральные рессоры. В качестве вооружения использовались пулеметы Виккерса, калибра 7,71 мм (с водяным охлаждением ствола), либо крупнокалиберные - 12,7 мм, а на MkI A4 E10 устанавливались оба сразу - один над другим. Броневые листы крепились на болтах к каркасу из уголков, причем лобовые детали располагались с большим углом наклона. Модификации MkII и MkIII несколько отличались формой корпуса и башни. На них была установлена радиостанция, что для разведчика, естественно, крайне важно. Дальнейшим вариантом был разведчик MkIV (1932 г.). У него уже корпус служил конструктивным элементом (к нему крепился движитель и агрегаты моторно-трансмиссионной группы). Ленивец отсутствовал. Эти изменения позволили снизить вес машины на 0,2 т (по сравнению с MkIII - 4,5 т). Оба образца были вооружены одним крупнокалиберным (12,7-мм) и одним 7,71-мм пулеметами. Скорость машин серии MkIV благодаря установке более мощного (88 л. с.) двигателя достигла 59 км/ч. Запас хода равнялся 210 км.

В 1931 году во Франции была принята программа моторизации армии, в которой важное место уделялось созданию семейства легких разведывательных машин, как гусеничных, так и колесных. Один из результатов программы - разработанный фирмой Рено легкий танк AMR VT образца 1933 года. Машина имела оригинальную подвеску с использованием гидравлических (масляных) амортизаторов. Двигатель располагался справа от боевого отделения. В 1934-1935 годах было выпущено 123 машины этого типа, которые, войдя в состав кавалерийских полков и специальных разведчастей, приняли участие в боях 1939-1940 годов. Они отличались высокой скоростью и неплохой проходимостью, но были слабо вооружены и ненадежны в эксплуатации. Поэтому специалисты решили улучшить этот образец, для чего установили новый двигатель, упростили подвеску (гидравлические амортизаторы были заменены каучуковыми блоками), усилили вооружение (в трех вариантах: пушка 23-мм или пулемет 13,2-мм, спаренные с 7,5-мм пулеметом, или два 7,5-мм пулемета). Скорость же машины (получившей обозначение AMRZT образца 1935 г.) и проходимость остались прежними. Однако условия работы экипажа улучшились: агрегаты машины стало обслуживать куда легче. Были усовершенствованы и приборы наблюдения. Масса танка достигла 6,5 т. AMRZT (выпущено 200 шт.) состояли на вооружении французской армии в начале второй мировой войны.

В 1934 году шведская фирма Ландсверк создала, используя автомобильные агрегаты (двигатель, коробка передач), разведывательный танк La-100. Его разработкой руководил немецкий инженер с заводов Круппа О. Меркер. Машина обладала множеством новшеств: индивидуальной торсионной подвеской опорных катков, наклонным расположением носовых и бортовых броневых листов, конической башней и перископическими прицелами. Очень высокая удельная мощность - 29 л. с./т - позволила развить большую скорость. Это был типичный, очень неплохой разведывательный танк. Однако шведы решили, используя конструктивные решения "разведчика", создать более тяжелый "универсальный" танк, поэтому La-100 и не пошел а серию.

Японцы тоже не отставали в создании малых разведывательных танков, хотя сплошь и рядом, пользуясь отсутствием у противника (китайцев) противотанковой артиллерии, применяли их для сопровождения пехоты. Первым японским легким танком (собственно танкеткой) был малый танк "2592". Вооружение его - 1 пулемет - было слишком слабым даже для такой машины. В 1937 году он был заменен новым малым танком обр. "97" ТК (из обозначения видно, что его продолжали считать танкеткой). "97" сохранил ходовую часть своего предшественника, специально разработанную японскими конструкторами и послужившую основой для последующих машин (катки спарены на "коромыслах" с горизонтально расположенной спиральной пружиной в качестве упругого элемента, спрятанной в бронированную трубу). ТК внешне был схож с танкеткой "2592", но внутренняя компоновка изменилась: двигатель поместили в кормовой части (у "92" справа по борту), и теперь это был дизель почти вдвое большей мощности. Танк получил и пушечное вооружение. Следует отметить большой угол наклона лобового броневого листа - достоинство, слегка испорченное выступающей будкой водителя. Использовали ТК часто не по назначению - опять же для сопровождения пехоты. На его базе создали грузовой транспортер, разведывательную машину с открытой рубкой без вооружения и танк для наведения управляемых по радио машин.

Рис. 26. Английский легкий танк MkI A4 E10. Боевая масса - 4,43 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один 12,6-мм пулемет, один 7.71-мм пулемет. Бронирование - лоб корпуса - 18 мм, борт - 12 мм. Двигатель - "Медоус 6ЕРС", 56 л. с. Скорость по шоссе - 52 км/ч. Запас хода по шоссе - 260 км.

Рис. 27. Шведский легкий танк La-100. Боевая масса - 4,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - пушка калибра 20 мм или два пулемета. Бронирование - 9 мм. Двигатель "Бюсинг", 130 л. с. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 185 км.

Рис. 28. Японский легкий танк обр. "2597" ТК. Боевая масса - 4,75 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одно 37-мм орудие, 1 пулемет. Бронирование - лоб корпуса - 12 мм, борт - 16 мм, башня - 12 мм. Двигатель - 4-цилиндровый дизель 65 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.

Советский легкий танк Т-40. Боевая масса - 5,5 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение 1 пулемет ДШК - 12,7-мм, 1 - 7,62-мм пулемет. Бронирование - лоб и борт корпуса - 13 мм, башня - 10 мм. Двигатель ГАЗ-11, 85 л. с. Скорость по шоссе - 44 км/ч, (на плаву 5 км/ч.). Запас хода по шоссе - 220 км.

Главный штаб французской армии не был удовлетворен разведчиком AMR (см. "ТМ" № 11 за 1979 год) из-за слабости его вооружения. Считалось, что кавалерийским соединениям нужны легкие танки, которые, помимо разведки, могли бы поддержать всадников в бою (особенно в рейдах по тылам противника). Поэтому конструкторам было дано задание разработать на базе AMR новую машину с усиленным вооружением и бронированием. И здесь опять-таки всех обогнал Рено. Созданный им танк AMC-35 в 1935 году был принят на вооружение во французской армии. Это была машина, имевшая массу 14,5 т, вооруженная 25-мм или 47-мм пушками и пулеметом. Толщина брони достигала 40 мм, управлял же танком экипаж из 3 человек. Однако увеличение массы даже при установке более мощного двигателя (180 л. с.) не могло не сказаться на скорости - она не превышала 40 км/ч. Этих машин было выпущено 150 штук. Они участвовали в боевых действиях 1939-1940 годов и состояли на вооружении еще и в бельгийской армии.

Англичане, продолжая модернизировать свой легкий разведывательный танк, улучшали в первую очередь его ходовые качества. В 1934 году появилась модификация MkV (боевая масса 4,83 т, вооружение - 1 - 12,7-мм и 1 - 7,71-мм пулеметы, экипаж - 3 человека), а в 1935 году - MkVI. Башни машин были оборудованы командирской башенкой и имели вращающийся полик. Танки MkVI выпускались вплоть до 1940 года (всего построено около 1200 штук), четыре их варианта незначительно отличались конструкцией башни и ходовой части. Несколько сотен этих легких машин в ходе боев в Северной Франции в мае 1940 года погибли или достались немцам. Британская армия использовала их массово и в Северной Африке в 1940-1941 годах.

Обладая только пулеметным вооружением, танки оказались очень уязвимыми от огня даже стрелкового оружия. Вот почему английские танкисты в 1941 году с большой радостью пересели на легкие американские машины М3. До начала 70-х годов англичане больше не строили легких разведывательных танков.

В пустынях Северной Африки "тонкокожие" британские разведчики встретились, по существу, с таким же, как и сами, "анахронизмом", только лучше вооруженным, - это был итальянский разведчик L6/40.

В 1935-1936 годах фирма "Фиат - Ансальдо" занялась разработкой танка, лучше вооруженного и бронированного, чем танкетка CV-3/35. В результате работ было создано несколько моделей 5-тонной машины, вооруженной 37-мм пушкой. Она была предшественницей разведывательного танка L6/40 (легкий, 6-тонный, обр. 1940 года). Его ходовая часть состояла из сблокированных попарно обрезиненных катков в тележке с выгнутым балансиром. Подвеска тележек была торсионной, а направляющее колесо (для увеличения опорной поверхности) опущено на землю.

Танк L6/40 выпускался в 1940-1942 годах (всего построено, считая и самоходные установки на его базе, 283 штуки) и состоял на вооружении итальянской армии до момента капитуляции страны в сентябре 1943 года, а затем использовался немцами. Это была довольно неплохая и надежная машина, однако слабо вооруженная и бронированная. И тем не менее ее длинноствольная пушка оказалась эффективным оружием для борьбы на африканском фронте с плохо вооруженными английскими бронетранспортерами и легкими танками.

В составе итальянской армии L6/40 воевали и на территории СССР в 1942 году. Тогда они были ее самыми мощными танками. Ясно, что сравнивать их с советскими боевыми машинами того времени бесполезно, счет будет не в пользу "итальянцев".

Созданная на базе L6/40 самоходная противотанковая установка (СУ) вооружалась 47-мм полуавтоматической пушкой с клиновым затвором. Ее бронебойный снаряд весил 1,65 кг и имел начальную скорость 775 м/с. Корпус самоходной установки был полностью бронирован 15-мм листами; экипаж, как и у танка, состоял из 2 человек. Эти машины еще могли сражаться с легкими танками англичан, но для борьбы со средними и тяжелыми машинами не годились. Таким образом, и танк L6/40 и СУ на его базе устарели уже в момент своего рождения.

В начале 1940 года, когда в Европе шла война, на вооружение Красной Армии поступил разведывательный плавающий танк Т-40. Он был создан конструкторским коллективом во главе с Н. А. Астровым. Корпус машины, изготовленный из катаных листов, соединенных сварными швами или клепкой, в верхней своей части (для обеспечения плавучести и устойчивости на воде) был уширен. В корме, в специальной нише, устанавливались винт и руль. Двигатель размещался в средней части корпуса справа. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Радиостанции имелись только на командирских машинах.

Такие танки, в конструкции которых использовались автомобильные агрегаты, были просты в изготовлении, их могли строить автомобильные заводы. Это было большим преимуществом. Танки Т-40 выпускались в 1940 и в первой половине 1941 года. Они отличались хорошей проходимостью и маневренностью на воде, но были слабо вооружены и бронированы.

Рис. 29. Английский легкий танк MkVIA. Боевая масса - 5,3 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - 1 - 12,7-мм и 1 - 7,71-мм пулеметы. Бронирование - лоб и борт корпуса - 12 мм, башня - 15 мм. Двигатель - "Медоус", 88 л. с. Скорость по шоссе - 56 км/ч. Запас хода по шоссе - 210 км.

Рис. 30. Итальянский легкий танк L6/40. Боевая масса - 6,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - 1 - 20-мм пушка, 1 - 8-мм пулемет. Бронирование - лоб корпуса - 15-30 мм, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель SPA, 68 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Советский тяжелый танк Т-35 1939 года. Боевая масса - 50 т. Экипаж - 11 человек. Вооружение - одно 76-мм орудие, две 45-мм пушки, 6 пулеметов. Бронирование: лоб корпуса - 50 мм, борт - 20 мм, башня - 20 мм. Двигатель - М17, 500 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Построив сначала тяжелый танк, англичане к концу первой мировой войны почувствовали, что нужны более легкие машины, и они появились. Это были MkA, MkB, MkC, и англичане вплоть до 1940 года (за одним лишь исключением, о чем пойдет речь ниже) не производили тяжелых танков, французы же, наоборот, выпускали всю войну легкие машины и, казалось бы, вполне ими удовлетворенные, ударились в другую крайность - в конце войны приступили к конструированию тяжелых и сверхтяжелых "броненосцев". Дело в том, что французское командование, переоценив мощность укреплений немецкой оборонительной линии Гинденбурга (которую предстояло преодолеть), пришло к выводу о необходимости усилить свои "Рено" тяжелыми танками прорыва. Ярый сторонник легких машин Ж. Этьенн теперь поддерживал и эту новую идею. Решено было строить машину с гусеницами, охватывающими корпус как у английских танков, но вооружение разместить во вращающейся башне. Первый проект (1917 г.), по сути дела, был сильно увеличенным танком "Рено FT". Два прототипа, обозначенные как тяжелые танки 1А и 1В, были созданы до конца войны. Серия основных машин, названных 2С, готовилась к выпуску в 1919 году в количестве 300 штук. Но война закончилась, и заказ был резко уменьшен: до 1923 года построено всего десять машин. Они были малоподвижны, но зато бронирование имели основательное (чтобы противостоять снарядам немецкой полевой 77-мм пушки) и достаточно сильное вооружение, размещенное в двух башнях и в бортах корпуса. Недостатком же этих танков, оснащенных и радиостанцией, и стробоспонами для наблюдения из каждой башни, являлась невозможность вести огонь из пушки назад. Как и машины "Сен-Шамон", 2С имели электротрансмиссию. Однако большой вес затруднял их перевозку по железным дорогам. В 20-х годах танки были модернизированы: установлены новые двигатели, усилены элементы подвески, улучшены средства связи и управления. На некоторых машинах 75-мм орудие было заменено короткоствольным 105-мм и даже 155-мм. Вес увеличился до 81 т. Конец этих танков был бесславен: в мае 1940 года восемь оставшихся во французской армии 2С уничтожила немецкая авиация во время перевозки их по железной дороге.

Тяжелый танк пытались создать и английские конструкторы. Это было в 1922 году. Тогда военное министерство предложило заняться этим фирме "Виккерс". Дж. Бакем, которому поручили вести проект, представил два варианта машины: первый (в соответствии с заданием заказчика) имел вооружение в носовом отсеке и боковых спонсонах, второй - в башнях. Военные остановились на втором варианте, и год спустя началось строительство машины. Основным стремлением было вооружить танк прорыва возможно большим числом пушек и пулеметов, чтобы он действовал более самостоятельно, независимо от других машин и пехоты (отсюда и появилось его название А1Е1 "Индепендент", что в переводе - "независимый"). Создатели А1Е1 установили на нем пять башен - одну пушечную и четыре пулеметные. Это дало возможность сосредоточить огонь в любом секторе обстрела.

Машина была готова в 1926 году и затем в течение еще шести лет улучшалась: были установлены планетарный механизм поворота, сервоприводы управления и т. д. Но тем не менее танк не попал в серию и на вооружение принят не был. Однако как пример для подражания он был "популярен" во многих странах. Пытались создать многобашенный танк в Японии (типы 92 и 95 с тремя башнями в диаметральной плоскости). В 1933-1934 годах в Германии фирмы "Рейнметалл" и "Крупп" создали пять опытных образцов машин с одной пушечной и двумя пулеметными башнями, расположенными в диагональной плоскости. Хотя танки и считались тяжелыми, их масса составляла всего 23 т. Скорость достигала 35 км/ч. В центральной башне устанавливались 75- и 37-мм орудия, в башенках - спарка пулеметов. Эти неуклюжие машины использовались в пропагандистских целях (некоторые из них даже не были бронированы). В апреле 1940 года три танка NbFz были отправлены в Норвегию для устрашения населения завоеванной страны. Год спустя они пошли на слом. Но по некоторым данным, найденным в архивах немцев, известно, что одна-две машины летом 1941 года были на Восточном фронте, где и нашли свой конец. В самой Англии в 1928 году были построены три опытных экземпляра среднего многобашенного танка А6 (или средний MKIII, называвшийся также "Виккерс" - 16-тонный). Они имели боевую массу 18 т, экипаж 7 человек, вооружение - одно 47-мм орудие и три пулемета, расположенные в трех башнях.

Единственным серийным тяжелым многобашенным танком был советский Т-35, выпускавшийся, впрочем, в весьма ограниченных количествах в 1933-1939 годах. Его назначение - качественное усиление легких танков при прорыве укрепленных полос. Машины разных годов выпуска несколько отличались по типу и способу установки 76-мм орудия. Серия 1939 года имела конические башни и несколько усиленное бронирование (см. "ТМ", № 10, 1970). В нашей стране (с 1933 по 1940 год) выпускался и другой многобашенный танк Т-28 (см. "ТМ", №7, 1970). Он относится к типу средних и предназначался для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос.

Его вооружение размещалось в трех башнях - центральной с 76-мм орудием и пулеметом и двух расположенных перед нею, с пулеметами. По годам машины отличались образцами 76-мм орудия (с 1938 года устанавливалось более мощное, с длиною ствола 26 калибров вместо 16 на ранних машинах). Последние образцы так же, как и Т-35, имели конические башни. Опыт боевых действий на Карельском перешейке зимой 1939/40 года заставил усилить бронирование танка до 50 мм методом экранировки (наложением дополнительных броневых листов на основную броню). Оба - Т-28 и Т-35 - приняли участие в боевых действиях в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Наконец, в 1936 году в Англии выпускался средний крейсерский танк А9 с вооружением (одно 47-мм орудие и три пулемета), размещенным в трех башнях, как и на Т-28. Его боевая масса 12,7 т, экипаж 6 человек, скорость 37 км/ч. В том же 1936 году он был заменен в производстве крейсерным А10, у которого была лишь одна башня.

Рис. 31. Английский тяжелый танк А1Е1 "Индепендент". Боевая масса - 31,5 т. Экипаж - 8 человек. Вооружение - одна 47-мм пушка, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса - 28 мм, борт - 13 мм, башни - 28 мм. Двигатель - "Армстронг - Сиддли" 398 л. с. Скорость по шоссе - 32 км/ч. Запас хода по шоссе - 320 км.

Рис. 32. Французский тяжелый танк 2С. боевая масса - 68 т. Экипаж - 13 человек. Вооружение - одно 75-мм орудие, четыре пулемета. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт - 22 мм, башня - 37 мм. Два двигателя "Майбах" по 250 л. с. Скорость по шоссе - 13 км/ч. Запас хода по шоссе - 100 км.

Американский плавающий танк LVT (А) (2). Боевая масса - 14,5 т. Экипаж - 6 чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение - одна 37-мм пушка, один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус - 12,7 мм, башня - 25,4 мм. Двигатель - карбюраторный "Континентл 670 9А", 250 л. с. Скорость на суше - 30 км/ч, по воде - 11 км/ч. Запас хода - 240 и 100 км соответственно.

Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.

Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.

Существуют три возможности "научить" танк плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в берег Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки MkIX, снабженные цилиндрическими понтонами, в... Темзе. Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.

В нашей стране в 1919-1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом "Теплоход АМ".

А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим "счастливчиком" оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922-1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали "Рено FT" поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.

Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой "Виккерс-Армстронг" по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов A4E11 и A4E12. Плавал "Виккерс" за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой части. Поэтому машина скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.

В Советском Союзе в 1932 году был построен легкий разведывательный танк Т-37 (см. "ТМ" № 9, 1979 г,), а четыре года спустя появилась следующая модель - Т-38. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Да и проходимость танка за счет уменьшения давления на грунт стала выше. Вместо дифференциала на Т-38 в качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Этим облегчалось управление. В 1938 году в танке установили двигатель и КП легкового автомобиля, в результате чего увеличилась скорость и одновременно удешевилось производство машины. Т-38, созданный коллективом конструкторов во главе с Н. А. Астровым, был наиболее удачным среди плавающих танков 30-х годов и выпускался нашей промышленностью до 1939 года, а потом его заменил более совершенный Т-40 (см. "ТМ" № 12, 1979 г.). Т-38 участвовал в боевых операциях в самом начале Великой Отечественной войны.

А теперь снова вернемся к моделям Виккерса и Кристи, проданным Японии. Там в середине 30-х годов были созданы на их базе первые опытные образцы SRI, SRII, SRIII. Однако модернизацией закупленных танков в Стране восходящего солнца занялась не армия, а флот. Взяв за основу легкий танк "Ха-го", японцы переделали корпус (увеличив его объем), убрали внутрь детали подвески. Неизменными остались лишь моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть. На новой модели установили два винта и пару рулей, а также башни от опытного танка "Ке-ни" образца 98 и два сбрасываемых понтона - в носу и на корме. Переконструированную машину назвали "Ка-ми" образца 2 1942 года. В ней, снабженной радиостанцией, могло поместиться пять человек экипажа.

В ходе войны, в 1942-1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Некоторые назывались танками, другие - бронетранспортерами, но особой разницы между ними не было. В башнях танков устанавливались 37-мм пушки или 75-мм короткоствольные орудия. Крыша "пловцов" была бронирована, и, кроме экипажа, в них могло уместиться еще 10-12 человек. Таков был, к примеру, танк LVT(A)I, построенный на базе бронетранспортера LVT(2). На машине установили башни от легкого танка М3 с 37-мм пушкой, один зенитный пулемет калибра 12,7 мм и два 7,62-мм пулемета. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы от огня даже легкого оружия. Выпущено их было много - около 18 500 штук. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во второй мировой войне.

Рис. 33. Английский танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд A4E11. Боевая масса - 2,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один 7,7-мм пулемет. Бронирование: лоб корпуса - 9 мм, борт - 7 мм, башня - 9 мм. Двигатель - карбюраторный "Медоус", 56 л. с. Скорость на суше 64 км/ч, по воде - 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе - 260 км.

Рис. 34. Советский легкий плавающий танк Т-38. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один 7,62-мм пулемет. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня - 9 мм. Двигатель - карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч, по воде - 6 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Рис. 35. Японский плавающий танк "Ка-ми" образца 2. Боевая масса - 11 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два пулемета. Бронирование: лоб корпуса - 16 мм, борт - 14 мм, башня - 14 мм. Двигатель - дизель, 110 л. с. Скорость на суше - 37 км/ч, по воде - 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе - 170 км.

Советский средний танк Т-29. Боевая масса - 28,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одно 76-мм орудие, четыре 7,62-мм пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт и башня - 20 мм. Двигатель - бензиновый М17Л, 500 л. с. Скорость по шоссе - 56 км/ч на гусеницах, 80 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе - 220 км.

Мы уже рассказывали о танках, обладавших одновременно двумя раздельными движителями - колесным и гусеничным (см. "ТМ" № 10 за 1979 год). Но эти машины отличались сложностью конструкции, оттого и управлять ими и обслуживать их было трудно. Поэтому в массовое производство они не пошли.

Американский конструктор Уолтер Кристи нашел другое техническое решение, позволявшее увеличить оперативную подвижность танков (иными словами, скорость при движении по дорогам). Кристи увеличил диаметр опорных катков (передние два из них управлялись) до размеров автомобильных колес, а гусеницу сделал съемной. Теперь при движении со снятыми гусеницами тяговое усилие с помощью цепи Галля передавалось с ведущего колеса на заднюю пару катков, которые служили ведущими колесами.

Свою первую колесно-гусеничную машину У. Кристи построил еще в 1919 году. Однако в окончательном виде его идея воплотилась в моделях 1928-го и особенно 1931 годов. Сам конструктор назвал ее "танк 1940 г.". Он имел по четыре опорных катка с каждой стороны. В погоне за скоростью изобретатель оснастил его авиационным мотором, позволившим получить и до сих пор непревзойденные удельные мощности (более 40 л. с./т), и скорость по шоссе на колесах до 113 км/ч. Масса танков равнялась 7-9 т.

Машины этого американского инженера, построенные в 1931 году, испытывались в армии страны, но на вооружение так и не были приняты. Специалисты считали, что при больших скоростях управлять ими очень трудно, да и бронирование танков было недостаточным. Однако идеи Кристи оказали большое влияние на последующее развитие "броненосцев". Многие из его конструктивных решений сохранились и поныне: наклонный лобовой лист, опорные катки большого диаметра с индивидуальной подвеской и размещением упругих элементов внутри корпуса, компактное расположение двигателя в кормовой части машины.

Идея колесно-гусеничного танка с ходовой частью, разработанной Кристи, нашла воплощение в нашей стране. Первая такая модель под обозначением БТ-2 заочно была принята на вооружение 23 мая 1931 года (еще до изготовления опытного образца). Производство их началось три месяца спустя, и в военном параде 7 ноября того же года участвовало три машины.

На БТ-2 вместо цепной передачи при движении на колесах использовалась шестеренчатая ("гитара"). Для того чтобы поменять движитель, экипажу нужно было затратить всего 30 минут.

Новая конструкция страдала множеством "детских болезней": авиационные двигатели плохо заводились и часто перегревались. БТ-2 выпускались до 1933 года (с несколькими вариантами вооружения). Эти машины ввиду своих отличных скоростных данных были хорошо приняты красноармейцами.

Советские конструкторы вели работы по дальнейшему улучшению боевых свойств танка. И в результате в 1933 году появился БТ-5, вооруженный 45-мм пушкой (образца 1932 года) и спаренным пулеметом. На машине установили двигатель отечественного производства, башню улучшенной формы, усиленные детали ходовой части. Командирские БТ-5 имели радиостанции с поручневой антенной. Это, кстати, сослужило плохую службу в боях: противник, видя издалека эти танки, старался вывести их из строя в первую очередь. Впоследствии антенну заменили на штыревую.

В 1935 году в Красную Армию начал поступать танк БТ-7. На нем установили улучшенный двигатель, вновь сконструированный главный фрикцион, ленточные плавающие тормоза, что значительно повысило ходовые качества. Толщину брони и запас хода также увеличили. Через три года с начала выпуска БТ-7 стал производиться с коническими башнями для увеличения пулестойкости. За два года до начала Великой Отечественной войны на модификации БТ-7М установили специально созданный дизель-мотор В-2 вместо устаревшего М-17Т, использовавшегося ранее в авиации и снятого с производства. Скорость танка возросла до 62-86 км/ч, запас хода - до 600/700 км (в числителе - на гусеницах, в знаменателе - на колесах), а масса - до 14,8 т.

Производство БТ-7М прекратили весной 1940 года, вместо него в серию была запущена знаменитая тридцатьчетверка, унаследовавшая от своего предшественника ряд элементов трансмиссии и ходовой части и двигатель.

Машины серии БТ - основные танки самостоятельных механизированных и крупных танковых соединений Красной Армии, - как и все легкие танки 30-х годов, были "одеты" в противопулевую броню, поэтому к началу второй мировой войны они уже устарели. БТ-5 сражались в 1938 году у озера Хасан и в Испании в 1936-1938 годах, БТ-7 - на Халхин-Голе а в 1939-1940 годах - на Карельском перешейке. Пригодились машины и в начале Великой Отечественной войны.

В 1935 году был создан колесно-гусеничный вариант среднего танка Т-28, получивший название Т-29. На экспериментальной машине Т-29 корпус, двигатель и вооружение от Т-28. Ходовая же часть была совершенно новой: восемь опорных катков большого диаметра, причем в отличие от БТ ведущими были три пары. Танк благодаря специальным синхронизаторам мог двигаться с одной гусеницей. Но Т-29 оказался сложным в эксплуатации и в серию не пошел. Однако это был важный этап советского танкостроения.

В том же 1935 году конструкторы попытались создать легкий колесно-гусеничный танк, предназначавшийся для замены нашего основного - Т-26. Он назывался Т-46 и имел восемь опорных катков большого диаметра (две пары ведущие). При массе 15 т он своим вооружением и бронированием не отличался от Т-26 или БТ и из-за сложности в производство не пошел.

Рис. 36. Советский легкий танк БТ-2. Боевая масса - 11 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одно 37-мм орудие, один 7,62-мм пулемет ДТ, Толщина брони - лоб, борт корпуса и башня - 13 мм. Двигатель авиационный "Либерти", 400 л. с. Скорость по шоссе - 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе - 200 и 300 км соответственно.

Рис. 37. Советский легкий танк БТ-5. Боевая масса - 11,5 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони - лоб, борт корпуса и башня - 13 мм. Двигатель - авиационный М-5, 400 л. с. Скорость по шоссе - 52 км/ч на гусеницах, 72 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе - 200 и 300 км соответственно.

Рис. 38. Советский легкий танк БТ-7. Боевая масса - 13,8 т. Экипаж - 3 чел, вооружение - одна 45-мм пушка образца 1932 года, один-два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 20 мм, борт - 13 мм, башня - 15 мм. Двигатель - бензиновый М17Т, 400 л. с. Скорость по шоссе - 52-73 км/ч. Запас хода по шоссе - 350-500 км (с дополнительными баками).

Советский танк МС выпуска 1930 года. Боевая масса - 5,9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одно 37-мм орудие, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 14 мм, башня - 8 мм. Двигатель - М-1, 40 л. с. Скорость по шоссе - 16,5 км/ч. Запас хода по шоссе - 120 км.

Самыми распространенными в большинстве иностранных армий с середины 20-х до середины 30-х годов были легкие танки сопровождения пехоты, которые вели свою родословную от французского "Рено FT". Потомки, конечно, внешне мало походили на своего прародителя. Однако основные конструкторские решения машины - небольшая масса, легкое, часто только пулеметное, вооружение, невысокая скорость передвижения и противопулевая броня при малочисленном (2-3 чел.) экипаже - сохранились.

В нашей стране продолжателем традиций FT явился танк МС (малый сопровождения), или Т-18 (см. "ТМ", 1970, № 2). Он производился с 1928 по 1931 год и стал первым советским массовым танком (всего создано более 900 штук). По мере выпуска МС конструкторы внесли в него немало усовершенствований. К примеру, в ходовой части установили более мощный двигатель; пулеметы системы Федорова заменили на ДТ ("Дегтярев танковый"); в башне появилась кормовая ниша, за счет чего улучшилось размещение боекомплекта. Т-18 недолго находился на вооружении Красной Армии, вскоре его заменили на более совершенный Т-26 (см. "ТМ", 1970, № 4). Это была легкая машина, выпускавшаяся на наших заводах с 1931 по 1940 год. Первоначально танк изготовлялся в двухбашенном варианте (вооруженный либо одними пулеметами, либо 37-мм орудием в правой башне и пулеметами), а спустя два года - в однобашенном. Т-26 имел двигатель воздушного охлаждения советского производства с горизонтальным расположением цилиндров.

Тогда же, на переломе двадцатых-тридцатых годов, английская фирма Виккерс-Армстронг билась над созданием среднего танка Мк-III (иначе его называли "Виккерс шестнадцатитонный"). Он должен был отвечать весьма жестким требованиям, выдвинутым военным министерством, которое в то время претерпевало финансовые затруднения, а потому было согласно лишь на недорогую машину. Зная об этом, фирма на всякий случай параллельно заказанному Мк-III создала в 1929 году и другой танк - легкий и более дешевый. Машину назвали "Виккерс шеститонный". Фирма не ошиблась: ее детище оказало на развитие танков 30-х годов гораздо большее влияние, чем "Рено". Машина выпускалась в двух вариантах: А - пулеметном (вооружение размещалось в двух башнях) и В - пушечном (с 47-мм орудием в башне). Здесь мы становимся свидетелями того, как в строительстве этих модификаций нашла реальное (хотя и запоздалое) воплощение идея, появившаяся еще а первую мировую войну, - пулеметные танки действуют против пехоты, а пушечные их поддерживают.

Машина варианта В имела более толстую (17 вместо 13 мм) броню и большую массу (7,4 вместо 7 т), чем машина варианта А. Она ни в чем, кроме скорости, не уступала средним английским танкам Мк-II и Мк-III (не путать с тяжелыми танками тех же марок 1917 года), но была легче их и гораздо дешевле. "Виккерс шеститонный" отличался плавностью хода и надежностью в эксплуатации. Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км (по тем временам случай прямо-таки беспрецедентный). Но английское командование не приняло танк на вооружение по непонятным до сих пор причинам. Критике, в частности, подверглась конструкция ходовой части. И как бывало не раз в подобных случаях, машина нашла признание не в своем отечестве. Ее закупили Боливия, Китай, Португалия, Таиланд, Финляндия и Эстония. Кроме того, производство "шеститонных" наладили в Италии (под маркой "Ансальдо восьмитонный"), Чехословакии ("Шкода-2а"), в Польше (7 TP). Вот, к примеру, как модернизировался английский образец за Бугом.

В августе 1931 года польское правительство закупило 38 машин "Виккерс шеститонный", а спустя два года конструкторы этой страны изготовили своего первенца. От английского прототипа его отличали дизельный двигатель водяного охлаждения "Заурер", установка которого привела к изменению корпуса над моторным отделением. Серийная постройка 7 ТР началась в 1935 году и длилась вплоть до начала второй мировой войны. Однако выпущено их было сравнительно немного - 135 штук как в пулеметном двухбашенном варианте, так и (с 1937 г.) в пушечном однобашенном. Пушка у этих танков была шведского образца, изготовлялась в Польше по лицензии фирмы "Бофорс". Между прочим, на 7 ТР впервые установили танковые перископы конструкции капитана Гундляха (впоследствии такие приборы под маркой Мк-IV использовались в английских, американских и других танках).

7 ТР по вооружению и бронированию превосходили немецкие Т-I и Т-II, которые состояли на вооружении гитлеровской армии в 1939 году, но уступали последним в скорости. Оки не раз вступали в бой с превосходящими силами противника и наносили ему существенный урон.

А французские специалисты продолжали работать над усовершенствованием серии "Рено". Испытанный в 1928 году танк NC-3 спустя два года под обозначением D-1 был принят на вооружение. До 1935 года промышленность страны поставила армии 160 таких машин. От своих предшественников они отличались усиленным вооружением и бронированием, а значит, и большей массой. Ходовая часть была прикрыта броневым фальшбортом. В то время D-1 считался средним танком и имел массу 12 т (в поздних выпусках 14 т), толщину брони - 14-25 мм, скорость - 18-20 км/ч. Вооружен он был 37-мм или 47-мм орудием и двумя 7,5-мм пулеметами. Экипаж - 3 человека. В 1936 году с конвейера сошел первый образец модифицированной машины, получивший обозначение D-2. До 1938 года их выпустили 100 штук. По массе этот танк уже заслуженно мог считаться средним.

Рис. 39. Советский легкий танк Т-26 выпуска 1931 года. Боевая масса - 8 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - два 7,62-мм пулемета, толщина брони: корпус и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 130 км.

Рис. 40. Польский легкий танк 7ТР выпуска 1937 года. Боевая масса - 9,9 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 17 мм, борт - 13 мм, башня - 15 мм. Двигатель - дизель "Заурер VBLD" 110 л. с. Скорость по шоссе 32 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.

Рис. 41. Французский средний танк D-2. Боевая масса - 20 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони - 20-40 мм. Двигатель "Рено", 150 л. с. Скорость по шоссе - 23 км/ч. Запас хода по шоссе - 155 км.

 

Немецкий легкий танк Т-IIС. Боевая масса - 8,9 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один - 7,93-мм пулемет. Бронирование - лоб, борт корпуса и башня - 14,5 мм. Двигатель - Майбах NL 62TR, 140 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

По Версальскому мирному договору 1919 года Германии запрещалось оснащать свои вооруженные силы танками и вообще вести какие-либо работы в области военной техники. Однако в конце двадцатых годов фирмы "Крупп", "Рейнметалл" и "Даймлер-Бенц" втайне создали на своих предприятиях несколько легких и средних танков.

Когда к власти пришел Гитлер, он открыто перестал соблюдать условия договора. Германская армия спешно модернизировалась. Причем особое место в ней отводилось бронетанковым частям. В связи с этим правительство "третьего рейха" поручило нескольким фирмам разработать проект легкого танка. Лучшей оказалась крупповская машина. С июля 1934 года она под маркой Т-IА пошла в серийное производство. За два года было выпущено 818 танков. Подвеска их ходовой части делалась смешанной: применялся передний каток со спиральной пружиной в качестве упругого элемента, остальные же, сблокированные попарно, снабжались листовыми рессорами. Задний каток, выполняя роль ленивца, лежал на земле.

Отличительная особенность Т-IА - внешняя балка жесткости, соединявшая обе тележки катков. При массе 5,4 т машина развивала скорость 37 км/ч.

В 1935 году начался выпуск более современной модели Т-IВ. Скорость ее благодаря более мощному шестицилиндровому двигателю несколько возросла. Конструкторы добавили в ходовую часть еще по одному катку, а ленивец подняли над землей.

Танки Т-I были брошены против испанских республиканских войск, применялись они и в начале второй мировой войны. Однако, как только Т-I появились на полях сражений, сразу же стало ясно, что их вооружение и броня совсем никуда не годились. Поэтому, несмотря на то, что к 1 июля 1941 года таких машин в гитлеровской армии насчитывалось более 800, в активных боевых действиях они уже не использовались.

В 1939 году на базе танка Т-IВ немцы построили 170 самоходных установок, вооруженных трофейными чешскими 47-мм противотанковыми пушками. Их снаряды с дистанции 500 м пробивали броню до 70 мм толщиной.

В июле 1934 года фирма MAN получила заказ на разработку легкого танка, оснащенного 20-мм пушкой. В следующем году несколько опытных экземпляров, названных Т-II, прошли испытания. На серийных машинах устанавливался более мощный двигатель, была улучшена и ходовая часть. В таком виде танк приняли на вооружение вермахта. До декабря 1942 года на заводах фирмы выпустили около 1600 этих машин в шести модификациях - от A до F, причем ходовая часть Т-IID и Т-IIE напоминала разработанную в свое время Уолтером Кристи: четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов с индивидуальной подвеской на спиральных пружинах. Скорость машин возросла до 55 км/ч.

В начале второй мировой войны легкие машины, разработанные инженерами фирмы MAN, были самыми распространенными в армии гитлеровцев. Но, несмотря на простоту управления, надежность и маневренность, Т-II уступали танкам других стран в вооружении и бронировании: они оказались слабее польских 7ТР, терпели поражение в боях с танками англичан и французов. Окончательный удар нанесла им советская техника в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Легкие танки выпускались и в соседней Чехословакии, которая в то время по уровню промышленного развития обогнала многие страны Европы. В 1935 году фирма "Шкода" разработала легкий танк S-IIа, или LT-35. Он применялся для сопровождения пехоты. Это была надежная и легкоуправляемая машина. В ее конструкции нашли отражение многие достижения техники того времени: благодаря сервоприводам, работавшим на сжатом воздухе, облегчалось управление трансмиссией и тормозами. Устанавливалась 12-скоростная планетарная коробка передач. Запуск мотора также осуществлялся сжатым воздухом. Масса танка распределялась равномерно по всем каткам, поэтому пробег гусениц увеличился до 3 тыс. км. (Тогда как у аналогичных машин эта цифра не превышала и 2 тыс. км.) Однако LT-35 не был лишен и недостатков: броневые листы крепились по-старому, на заклепках, удельная мощность двигателя оказалась слишком малой. К тому же танк был слабо вооружен и бронирован.

За три года "Шкода" поставила армии 424 машины.

А теперь перенесемся за многие тысячи километров от Европы и посмотрим, как развивалось танкостроение в Японии. Там в 1935 году конструкторы создали новый легкий танк "2595", или "Ха-го", с усиленным вооружением и бронированием. Он продолжил линию малых танков. Серийное производство "Ха-го" началось четыре года спустя. В кормовой части машины справа устанавливался дизель-мотор, а слева - топливный бак. Внутренние стенки достаточно просторного боевого отделения для уменьшения пожароопасности (и увеличения теплоизоляции от наружной жары в условиях тропиков) покрывали асбестом. Оборудование танка было довольно примитивным: смотровые приборы, радиосвязь и внутрипереговорное устройство отсутствовали. А плохая видимость из машины и неудачное расположение вооружения (ограниченный угол наводки и значительное "мертвое пространство") делали ее весьма уязвимой в ближнем бою. Тем более, что слабая броня не защищала экипаж от огня противотанкового оружия даже с большого расстояния. Но именно простота "Ха-го" прежде всего и полюбилась танкистам. Поэтому таких машин было выпущено довольно много.

Итак, в середине тридцатых годов в армиях многих стран мире легкие танки стали самыми массовыми боевыми машинами.

Рис. 42. Немецкий легкий танк Т-IВ. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - два 7,92-мм пулемета. Бронирование - лоб, борт корпуса и башня - 13 мм. Двигатель - Майбах NL38TR, 100 л, с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 170 км.

Рис. 43. Чехословацкий легкий танк LТ-35. Боевая масса - 10,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Бронирование - лоб корпуса - 25 мм, борт - 16 мм, башня - 25 мм. Двигатель - Шкода Т11, 120 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч. Запас хода по шоссе - 190 км.

Рис. 44. Японский легкий танк "Ха-го". Боевая масса - 7 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два 6,5-мм пулемета. Бронирование - лоб, борт корпуса и башня - 10-12 мм. Двигатель - Мицубиси NVD6120, 110 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

 

          Смотрите на сайте : Для продвинутых - Танковый музей  Ч. III