Танковый музей ч.III

 

                                                                Танковый  музей   ч. III
 

Французские легкие танки Н-35 и R-35. Боевая масса - 11,4 и 9,8 т соответственно. Экипажи - по 2 чел. Вооружение - одна 37-м м пушка, один 7,5-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 34 и 32 мм, борт - 34 и 40 мм, башня - 45 мм. Двигатель - "Гочкис", 75 л. с. и "Рено", 82 л. с. По шоссе скорость - 28 и 19 км/ч, запас хода - 129 и 138 км.

Вторая половина 30-х. Последние мирные годы в Европе. В Испании уже идет гражданская война, и на полях сражений малокалиберные противотанковые пушки эффективно выводят из строя атакующие пехоту легкие танки. Казалось бы, это обстоятельство должно было насторожить военных специалистов. Однако и перед началом второй мировой войны мало что изменилось: такие машины все еще преобладали в армиях многих стран. Конструкторы упорно разрабатывали все новые их образцы, а теоретики и практики боя отводили им в ближайшем будущем роль основного танка. Вот как развивалось в эти годы танкостроение в некоторых европейских странах.

В 1935 году фирма "Рено" выпустила легкий танк сопровождения пехоты R-35. На нем устанавливались цельнолитые башни и скрепленные болтами детали корпуса. Эта техническая новинка ускоряла производство машин, позволяя дифференцировать толщину и наклон брони при наиболее компактной форме корпуса. В качестве упругих элементов подвески применялись спиральные пружины, заключенные в резиновые амортизаторы. R-35 выпускался вплоть до 1940 года. Всего же за пять лет построено более 1500 танков, причем в последней серии танки выпускались, оснащенные пушками с улучшенными баллистическими данными и удлиненным стволом.

Конкурент "Рено" фирма "Гочкис" в 1935 году запустила в производство свой собственный танк H-35, весьма похожий на R-35 (построено 1200 штук). Однако машина имела иной двигатель и лишний каток в ходовой части. Желая облегчить полевой ремонт, разработчики Н-35 сделали литые броневые детали корпуса разъемными. Через четыре года танк усовершенствовали, оснастив его 120-сильным мотором и 47-мм пушкой, и назвали Н-39/40. Он развивал скорость до 35 км/ч и имел 150-километровый запас хода. По боевым качествам машина Гочкиса несколько превосходила ту, что строили на заводах "Рено". Однако и у Н-35 и у R-35 недостатки были одинаковые: теснота внутреннего помещения, малая скорость и немногочисленный экипаж.

Примерно в те же годы другая французская фирма, FCM, блеснула оригинальностью, создав модель FCM-36. Это был первый легкий танк со сварным корпусом и башней. Вот некоторые его технические данные: боевая масса - 12,8 т; экипаж - 2 чел.; вооружение - одна 37-мм пушка, один пулемет; толщина брони - 20-40 мм; двигатель - дизель; скорость - 23 км/ч. Важно отметить, что в конструкции башни и корпуса FCM-36 не было ни одной вертикальной детали. И конечно же, не случайно проектировщики выбрали рациональные углы наклона броневых листов, увеличив тем самым снарядостойкость корпуса. И все-таки из-за высокой стоимости заводы выпустили всего 100 таких танков.

В 30-е годы и чехословацкие специалисты создали 10 образцов легких танков. Наиболее известна серия TNH, которую выпускала фирма ЧКД (иногда эту модель называют "Прага"). Еще в 1934 году эта фирма наладила производство АН-IV специально предназначенных для иранской армии. Ходовая часть машины напоминала систему, предложенную У. Кристи: опорные катки большого диаметра, сблокированные попарно на листовых рессорах. Фирма разработала несколько модификаций такого танка, которые поступали в основном за границу: в Афганистан, Литву, Перу, Швейцарию, Швецию и Югославию. Одним образцом - TNHP - заинтересовалось и военное министерство самой Чехословакии. В 1938 году этот танк под маркой LT-38 был принят на вооружение армии.

После аннексии Чехословакии производство TNHP продолжалось, правда, уже под другим, "онемеченным", обозначением - PzKpfw или 38(t). До 1942 года вермахту было поставлено 1411 танков. За счет рациональной компоновки в машине свободно помещалось 4 человека. Она имела планетарные коробку передач и механизмы поворота. Поскольку масса равномерно распределялась на все катки, 38(t) отличался маневренностью и свободно управлялся.

Гитлеровцы активно использовали TNHP при вторжении в Польшу и во Францию. К 1 июля 1941 года в их армии насчитывалось 763 таких танка.

В 1938 году решила закупить лицензии на производство танков и Венгрия. Она обратилась к Швеции с просьбой продать патент на выпуск легкого танка "Ландсверк-60", который считался одним из лучших. Созданная в 1934 году машина массой 7 т была рассчитана на 3 человека и развивала скорость до 50 км/ч. Она была оборудована новейшими приборами для наблюдения за противником и управления огнем, имела индивидуальную подвеску катков, броневые листы крепились под большими углами наклона.

И вот на основе "Ландсверка" в 1940 году Венгрия приступила к выпуску собственной машины "Толди". Конечно, не обошлось без некоторых изменений: вооружение поставили свое, а двигатели и оптические приборы закупили у немцев. За три года с конвейера сошло 190 танков "Толди". Однако из-за слабого вооружения и бронирования они использовались лишь как разведчики.

Несколько позднее, чем в других странах, началось производство легкого танка и в Италии. Первые экземпляры появились в 1940 году. Сами итальянцы называли его "средний М13/40". Но название не отражало сути: по своим техническим данным машина не вышла из класса легких. На ней устанавливался дизель-мотор, а броневые листы крепились болтами к каркасу из уголков. Эти танки и стали основными в армии дуче. К 1943 году их выпустили 1772 штуки, включая модификации М14/41 и М15/42. Они воевали в Северной Африке, на советском фронте, да и в самой Италии (уже как трофейные в немецких войсках). Воевали и всюду несли тяжелые потери. Ибо уже в те годы устарели, по своим основным боевым характеристикам уступали танкам Советского Союза и его союзников.

Первые же сражения второй мировой войны, по сути дела, поставили точку на столь продолжительной карьере легкого танка. Пришло время заменить его средним.

Рис. 45. Чехословацкий легкий танк TNHP. Боевая масса - 9,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, два 7,92-м м пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 25 мм. Двигатель - "Прага ЕРА", 125 л. с. По шоссе скорость - 42 км/ч, запас хода - 250 км.

Рис. 46. Венгерский легкий танк "Толди". Боевая масса - 8 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 40-мм пушка, один 8-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 24 мм, борт - 12 мм, башня - 35 мм. Двигатель - UST 107, 150 л. с. По шоссе скорость - 50 км/ч, запас хода - 200 км.

Рис. 47. Итальянский легкий танк М13/40. Боевая масса - 14 т. Экипаж - 4 чел. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 30 мм, башня - 40 мм. Двигатель - дизель "Фиат-8Т", 105 л. с. По шоссе скорость - 31 км/ч, запас хода - 200 км.

Английские танки - легкий "Валентайн-IV" (слева) и средний "Матильда MkIIA*" (справа). Боевая масса (соответственно) - 16 и 26,5 т. Экипаж - 3 и 4 чел. Вооружение - одна 40 мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет и один 7,7-мм зенитный пулемет; у "Матильды" вооружение аналогичное. Толщина брони: лоб корпуса - 60 и 78 мм, борт - 30- 60 и 70 мм, башня - 65 и 75 мм. Двигатель - дизель GMC 66-7, 138 л. с. и два дизеля "Лейланд" Е-148, 92 л. с. Скорость по шоссе - 24 км/ч у обоих танков. Запас хода по шоссе - 145 и 260 км.

Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а "спутники пехоты" нуждались в надежной броне. Эти танки, двигаясь вместе с солдатами, не отличались и высокой скоростью, да она была и не нужна им.

Одна из таких машин - А11, созданная в 1936 году конструктором Дж. Карденом на заводе фирмы "Виккерс-Армстронг", весила 11 т. Она, одетая в 60-мм броню, вооружалась одним лишь пулеметом и развивала скорость до 13 км/ч. Управлял танком экипаж из двух человек. Позднее проектировщики пытались усилить вооружение и увеличить скорость А11, но их попытки не увенчались успехом. Поэтому англичане решили создать новый пехотный танк на базе опытного среднего А7. А пока суд да дело, А11 поставили на конвейер под маркой МкI ("Матильда-I"). Всего выпущено 140 штук MкI, причем построенные машины были потеряны ео время боев в Бельгии и во Франции в мае 1940 года.

Прототип нового танка (пехотный танк МкII "Матильда-II" появился позднее, в апреле 1938 года. Но перед началом второй мировой войны были готовы только два экземпляра. Их создатели впервые в английском танкостроении отказались от использования каркаса корпуса. МкI и МкII оснащались парой шестицилиндровых дизелей А.Е.С., а на МкIIА* устанавливался "Лейланд". В машинах применялась планетарная коробка передач с пневматическим сервоприводом, облегчавшим управление танком. Броневые детали корпуса, соединенные болтами, служили конструктивными элементами. За время выпуска (до августа 1943 года) построено 2987 штук "Матильды-II". В тот же период МкIIА поставлялась по ленд-лизу в нашу страну. Благодари толстой броне машина оказалась практически неуязвимой для танковых и противотанковых пушек противника. "Матильда", слабо вооруженная и тихоходная, отличалась к тому же и неважной проходимостью. Несколько позднее с вооружением стало лучше: на модификациях третьей и четвертой установили 75-мм орудие.

В 1938 году "Виккерс-Армстронг" получила заказ на разработку еще одного пехотного танка, более легкого, чем "Матильда". В будущей машине решили использовать основные агрегаты и узлы опытных танков А9, А10 и А11. И вот в июле 1940 года началось производство нового МкIII - "Валентайн". За шесть лет заводы Великобритании и Канады построили 8275 машин, которые стали самыми массовыми английскими танками. "Валентайн" выпускался в 11 модификациях, отличавшихся друг от друга типами и марками двигателей (на первой ставили карбюраторный, на последующих - дизельный) и вооружением (первая-седьмая оснащались 40-мм пушками, восьмая-десятая - 57-мм, а одиннадцатая - 75-мм орудием). Однако разница в весе между первыми и последними машинами составляла всего 1 т.

Танк был технически надежен и прост в обслуживании, поэтому его, видимо, и любили английские танкисты. Но чтобы управлять "Валентайном", требовалась немалая сила. Во время второй мировой войны эта машина применялась практически на всех фронтах, но в конце ее МкIII не мог уже бороться с танками противника. Тогда машину стали использовать во второстепенных сражениях или в качестве разведчику. "Валентайны" всех модификаций, кроме первой, поставлялись и в нашу страну.

Семью английских пехотных танков дополнял тяжелый МкIV "Черчилль", заказанный армией еще в 1939 году. Премьер-министр как-то сказал о нем: "У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого". Действительно, громоздкая, с мощной броней машина старомодной формы - гусеницы охватывали прямоугольный корпус, детали которого крепились болтами на каркасе из уголков, - имела ряд недоработок в трансмиссии, ходовой части и системе управления. С июня 1941-го по 1945 год заводы Великобритании поставили войскам 5640 "Черчиллей". По ходу строительства машин в конструкцию их вносились многочисленные изменения, но тем не менее, например, в 1942 году выпущенные ранее 1200 танков пришлось переделать заново. МкIV выходил в 11 модификациях, масса которых выросла с 38,5 до 40 т, а скорость упала с 25 до 20 км/ч. Что касается вооружения, то на машинах первой и второй модификаций устанавливали орудие буквально смехотворного .калибра - 40-мм. И это на тяжелом-то танке!

С осени 1941 года "Черчилли" оснастили 57-мм пушкой, а на 120 машинах четвертой модификации появилась башня от американского танка "Шерман" с 75-мм пушкой. На пятой и восьмой уже было 95-мм орудие, на шестой и седьмой - новая английская 76-мм пушка, а последние машины (IX-XI), по существу, танки первых выпусков, вооруженные по типу четвертой и седьмой модификаций МкIV. "Черчилли" I, II и III шли и на вооружение Красной Армии, но у советских танкистов они не пользовались успехом.

В нашей стране в 1940 году разрабатывался танк Т-50, призванный заменить "спутника пехоты" Т-26. Конструктор Л. С. Троянов, проектируя его, учел уроки боев в Испании. В конце последнего предвоенного года прототипы Т-50 прошли испытания, а в апреле следующего машину приняли на вооружение. Надо отметить, что, обладая сравнительно малой массой, танк имел солидное бронирование с рациональными углами наклона листов корпуса. Башня, где размещались три члена экипажа, снабжалась командирской башенкой и шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Подвеска Т-50 индивидуальная, торсионная, катки с внутренней резиновой амортизацией. На танке устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель. Машина оснащалась радиостанцией. Т-50 как представитель класса легких танков был хорошо вооружен и имел высокие ходовые качества. Но он оказался сложным в изготовлении, и поэтому к началу 1942 года заводы страны выпустили лишь 65 машин. Основным танком в Красной Армии окончательно стал знаменитый Т-34.

В заключение расскажем еще об одном "спутнике пехоты". В 1939 году немецкое командование предложило (не меняя вооружения) усилить бронирование Т-I с тем, чтобы танки эти могли противостоять снарядам любых противотанковых орудий. Но в 1942 году построили лишь 30 машин, обозначив их Т-IF или VK1801. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке, и оснащался радиостанцией. VK1801 использовались в боях только против партизан на территории нашей страны, в Югославии и Италии.

Боевой опыт выявил недостатки концепции пехотных и крейсерских танков. На первое место вышел основной средний танк. Он отлично сочетал в себе подвижность, бронезащиту и был хорошо вооружен.

Рис. 48. Советский легкий танк Т-50. Боевая масса - 13,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: корпус и башня - 37 мм. Двигатель - дизель В-6, 300 л. с. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 340 км.

Рис. 49. Немецкий танк Т-IF (VK1801). Боевая масса - 21 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм, башня - 80 мм. Двигатель - Майбах HL 45, 150 л. с. Скорость по шоссе - 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Шведский танк S. Боевая масса - 36 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 105-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемета. Броня - противоснарядная. Двигатель - дизель Роллс-Ройс К-60, 240 л. с., ГТД "Вольво", 330 л. с. Скорость по шоссе - 50 км/ч, на воде - 6 км/ч.

После танка Рено FT конструкторы, казалось бы, бесповоротно приняли систему размещения основного вооружения во вращающейся башне, но время от времени в некоторых моделях машин наблюдался как бы возврат к прошлому: пушка устанавливалась в корпусе танка, хотя вести круговой обстрел становилось невозможным. Чем же объяснялось такое?

В конце двадцатых годов по инициативе генерала Ж. Этьенна французские конструкторы приступили к разработке тяжелого танка прорыва, а он в соответствии со своим назначением нуждался в более мощном и многочисленном вооружении. Поскольку машину решили одеть в толстую броню, то в целях экономии веса отказались от размещения пушек и пулеметов в нескольких башнях: 75-мм орудие установили в лобовой части корпуса, а вспомогательное вооружение - 37-мм пушку - в легкой башне. В результате действительно удалось защитить танк весьма солидной броней и уменьшить численность экипажа.

В 1929-1930 годах фирмы FCM и "Рено" построили первые опытные машины, названные В-1, хотя выпуск их "Рено" начала только в 1935 году после длительной доработки. Много хлопот конструкторам доставила система использования основного вооружения. 75-мм орудие не имело механизма горизонтальной наводки, и, следовательно, пушку надо было наводить на цель, разворачивая машину. Из-за этого конструкторы решили установить многорадиусный механизм поворота - двойной дифференциал с гидростатическим блоком. Так водитель стал еще и наводчиком. Работа заряжающего существенно облегчалась, поэтому повысилась и скорострельность.

В-1 обладал рядом новшеств: самозатягивающимися топливными баками, противопожарными переборками, автоматической централизованной системой смазки и гидрокомпасом. Этих танков было выпущено немного - всего 35 штук, а с 1937 года и вплоть до поражения Франции в 1940 году строились машины новой модификации В-1 bis (построено 365 штук), двигатель которых стал мощнее, а броня - более толстой, увеличился и запас хода машин. В несколько измененной башне устанавливалась 47-мм пушка.

Американские конструкторы - в июне 1940 года от них потребовали срочно создать средний танк, который мог бы быть немедленно пущен в производство, - пошли аналогичным путем. За основу проектировщики взяли средний танк М2, в небольших количествах выпускавшийся с 1939 года. В новой машине сохранили ходовую часть от М2, но вооружение стало более сильным: впервые в американском танкостроении новую модель оснастили 75-мм пушкой, предназначенной для борьбы с укрепленными огневыми точками и бронированными целями. Существенным недостатком был малый угол ее горизонтальной наводки. Опыта размещения такого орудия в башне не было, и его поместили в корпусе в специальном спонсоне. 37-мм пушка устанавливалась в башне, а в командирской башенке - пулемет. Так появился танк "М3 средний", он пошел в серию в январе 1941 года. Форма танка была неудачной: броневые листы, установленные вертикально, служили плохой защитой. М3, громоздкий и высокий, обладал низкой проходимостью, да и ремонтировать его в полевых условиях было трудно. Скоро эту машину заменил новый танк - М4. Всего же американские заводы до декабря 1942 года выпустили 6258 "М3 средних" в шести модификациях, отличавшихся друг от друга маркой двигателя и способом изготовления корпуса и башни (к примеру, танки модификации М3А1 имели литой корпус).

А вот как обстояли дела у конструкторов "третьего рейха". В 1936 году немцы приняли решение создать специальный безбашенный танк для непосредственного сопровождения пехоты и подавления огневых точек противника. Машины, получившие название "штурмовых орудий", создавались на фирме "Даймлер-Бенц" на базе среднего танка Т-III (выпуск их начали в 1940 году). Размещение орудия в неподвижной рубке позволяло уменьшить и массу танка, и улучшить его силуэт. 75-мм короткоствольное орудие (такое же, как на Т-IV первых модификаций) имело все же небольшой угол горизонтального обстрела (по 12° в обе стороны). Водитель лишь направлял машину в сторону цели.

Штурмовые орудия активно использовались в боях против французских войск в мае - июне 1940 года. Гитлеровцы оценили их достоинства и решили заказ на производство "орудий" увеличить. Позднее вооружение модернизировали: в 1942 году на этих танках установили 75-мм пушки длиной в 43, а затем в 48 калибров с бронебойными и подкалиберными снарядами. Была усилена до 80 мм и лобовая броня (вес возрос до 23,9 т). Наконец, в машине поставили пулемет для обороны а ближнем бою. Так, штурмовые орудия, по существу, превратились в противотанковые средства, хотя и сохранили свое название. Они во всевозрастающих количествах поступали на фронт. Всего же в конце войны их выпущено 10 446 штук 9 модификаций (включая 1211 штук со 105-мм гаубицей).

Идея безбашенного танка вновь возродилась после второй мировой войны в Швеции. В 1958 году несколько фирм, в том числе "Бофорс" и "Ландсверк", приступили к работе над танком S (другое обозначение Strv-103). С 1966 года он начал поступать на вооружение шведской армии. Скажем прямо: шведы удивили мир. Созданная ими машина обладала длинноствольной 105-мм пушкой и четырьмя пулеметами, которые жестко устанавливались в корпусе. Наводку на цель со своих пультов управления могли вести и водитель, и командир экипажа. Гидропневматическая система подвески позволяла менять клиренс и осуществлять наклоны танка в вертикальной плоскости для наведения оружия. Полный поворот на машине можно совершить всего за 10с!

Благодаря жесткой установке пушки было введено автоматизированное заряжание, усилена броневая защита (без увеличения массы машины) и уменьшен экипаж (нет заряжающего). Механизм заряжания содержит 50 снарядов. Скорострельность пушки достигает 15 выстрелов в минуту.

Интересно, что третий член экипажа танка сидит спиной по ходу машины и работает как второй водитель при движении назад. В передней части корпуса помещается комбинированная силовая установка: дизель - для экономического хода и газотурбинный двигатель - для полного хода. Танк этот к тому же и плавает, используя индивидуальные складывающиеся плавсредства.

В 1969 году появился модернизированный образец Strv-103В (новый ГТД на 490 л. с., лазерный дальномер, ИК-приборы). Всего до 1971 года в Швеции выпущено около 300 таких машин.

Рис. 50. Французский тяжелый танк В-1. Боевая масса - 32 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одно 75-мм орудие, одна 47-мм пушка, два 7,5-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 60 мм, башня - 56 мм. Двигатель - карбюраторный Рено, 300 л. с. Скорость по шоссе - 28 км/ч.

Рис. 51. Американский средний танк М3А2. Боевая масса - 27 т. Экипаж - 7 чел. Вооружение - одна 75-мм и одна 37-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 51 мм, борт - 38 мм. башня - 57 мм. Двигатель - Континенталь R975ЕС2, 340 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч.

Рис. 52. Немецкое штурмовое орудие (модификация С). Боевая масса - 20 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одно 75-мм орудие. Толщина брони, лоб корпуса - 50 мм, борт - 30 мм. Двигатель - Майбах HL120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч.

Венгерский танк "Туран". Боевая масса - 16 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 40-мм пушка, два 8-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 61 мм, борт - 24 мм, башня - 50 мм. Двигатель - Z - Туран, 260 л. с. Скорость по шоссе - 47 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.

В тридцатые годы в армиях всех стран преобладали легкие танки. Но многие конструкторы понимали, что, как только пехота получит в достаточном количестве мобильные, "вписывающиеся" в рельеф местности противотанковые пушки, песенка легких танков будет спета. Еще до гражданской войны в Испании в ряде стран начали создавать средние танки массой около 20 т, броня которых могла противостоять снарядам ПТО на расстоянии 500-1000 м. Опыт сражений в Испании положил конец колебаниям военных специалистов: средние танки стали основными боевыми машинами. В 1934 году французы приступили к созданию среднего танка для подвижных соединений. Год спустя фирма SOMUA предложила прототип такой машины, получившей обозначение S-35. Не уступая R-35 и H-35 по бронированию и вооружению, она превосходила их в скорости и запасе хода. И вскоре стала рассматриваться как основной танк. Корпус его собирался на болтах из трех литых деталей. Литыми были также башня, маска пушки, командирская башенка и т. д. За счет множества люков выход из машины и доступ к агрегатам облегчался, но одновременно снижалась снарядостойкость танка. Пушка (34-го калибра) в то время была, пожалуй, наиболее мощным противотанковым средством. Благодаря использованию литья можно было дифференцировать толщину брони, сделать корпус обтекаемым и получить большой внутренний объем.

В 1940 году выпускалась новая модель S-40 с более мощным 220-сильным двигателем и усовершенствованной системой подвески. Это, несомненно, лучший довоенный французский танк и сильнейший противник, которого встретили немецкие "панцеры" при оккупации страны. S-40 превосходили тогдашние немецкие танки в вооружении и бронировании, однако уступали им в скорости, средствах связи и наблюдения.

Одновременно с французами в 1935 году средний танк начали создавать немцы. Конкурс на лучшую 15-тонную машину выиграла фирма "Даймлер-Бенц", в 1936-1938 годах выпустившая 70 предсерийных танков Т-III модификаций A, B, C и D. Машина модификации Е, производившаяся с декабря 1938 года, стала серийным танком, который был основным в гитлеровской армии в 1940-1942 годах. Масса его теперь составила 19,5 т. На Т-IIIЕ устанавливалась 37-мм полуавтоматическая пушка и три пулемета. По-новому конструкторы решили и ходовую часть машины.

После боев 1940 года во Франции, в которых участвовали около 350 Т-III, предполагалось вооружить танк 50-мм пушкой длиною 60 калибров. Но управление вооружения немецкой армии решило установить на машинах Т-IIIF, Т-IIIG и Т-IIIH пушку длиной 42 калибра с низкой начальной скоростью снаряда (685 м/с). Это обошлось немецким танковым частям очень дорого. После жестоких уроков, преподанных вермахту Красной Армией, с декабря 1941 года на танках Т-IIII стали устанавливать длинноствольную 50-мм пушку (начальная скорость бронебойного снаряда, пробивавшего с 500 метров 75-мм броню, - 835 м/с; аналогичные данные и для подкалиберного снаряда - 115 мм и 1130 м/с).

Т-III имел индивидуальную торсионную подвеску, планетарный механизм поворота и хорошие средства наблюдения и связи. Управление осуществлялось с помощью сервопривода. Но по основным боевым характеристикам он, несмотря на перевооружение, не мог равняться с нашим Т-34. Попытки усилить толщину его брони не удались. Это привело лишь к увеличению массы машины и к снижению ее проходимости, и без того невысокой. В августе 1943 года, выпустив 5691 танк 12 модификаций, производство Т-III прекратили.

В конце 30-х годов пытались наладить у себя производство средних танков и вооруженные силы Венгрии. Немцы отказались продать им лицензию на выпуск Т-IV и предложили воспользоваться разработками "Шкоды", а именно - взять за основу недоработанный чешский образец Т-22. Венгерские инженеры заново сконструировали многие узлы, увеличили толщину брони и усилили вооружение машины. Двигатель заменили на выпускавшийся местной фирмой. В новой башне танка разместились 3 человека. Первый прототип венгерского танка, получившего название 40М "Туран", был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его производство. На вооружение армии "тураны" начали поступать в 1942 году.

На машинах устанавливалась чешская лицензионная 40-мм пушка А17, этого было явно недостаточно, поэтому еще в 1941 году начались работы по усилению вооружения 40М. В мае 1943 года войска получили танк 41М "Туран" 75, или "Туран II", с короткоствольным 75-мм орудием. Всего было выпущено 129 штук 41М. Они оказались малонадежными, сложными в производстве и слабо вооруженными.

Японское командование, начав в 1937 году войну с Китаем, тоже пришло к выводу о необходимости для армии массового среднего танка. Конструкторы фирмы "Мицубиси" создали в том же году танк "Чи-ха". Он повторял основные конструктивные решения легкого "Ха-го" (в частности, имел ту же систему подвески инженера Т. Хара), но был лучше вооружен и бронирован. В башне теперь размещались 2 члена экипажа. Корпус собирался на заклепках из броневых листов, расположенных наклонно в носу и корме.

После проведенной в 1939 году модернизации "Чи-ха" на нем установили новую башню с 47-мм длинноствольной пушкой, бронебойный снаряд которой имел начальную скорость 825 м/с и пробивал с 500 метров 75-мм броню. Всего в 1942 году японцы выпустили около 1200 "Чи-ха".

В 1941 году они разработали усовершенствованную модель, назвав ее "Чи-хе" образца 1 со сварным корпусом и измененной броневой лобовой деталью толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до 5 чел., масса до 17,2 т, и скорость возросла до 44 км/ч. Вооружение осталось прежним. С 1942 года было выпущено 587 "Чи-хе".

Танки "Чи-ха" и "Чи-хе" были основными японскими танками до конце второй мировой войны. На базе "Чи-ха" создавались самоходные установки (75-мм гаубицы, 75- и 77-мм пушки), командирские и мостовые танки и ремонтно-эвакуационные машины. После войны около 350 "Чи-ха" попали в руки китайцев. В конце 30-х - начале 40-х годов налаживалось производство средних танков. Они стали основой бронетанковых войск.

Рис. 53. Немецкий средний танк Т-IIIL (1942 г.). Боевая масса - 22,7 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 50-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 50 мм, борт - 30 мм, башня - 57 мм. Двигатель - Майбах HL 120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 155 км.

Рис. 54. Французский средний танк S-35. Боевая масса - 20 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 47-мм пушка, один 7,5-мм. пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 36 мм, борт - 41 мм, башня - 56 мм. Двигатель - SOMUA, 190 л. с. Скорость по шоссе - 37 км/ч. Запас хода по шоссе - 260 км.

Рис. 55. Японский средний танк 2597 "Чи-ха". Боевая масса - 14 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одна 57-мм пушка, два 7,7-мм пулемета. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 25 мм. Двигатель - дизель Мицубиси 97, 170 л. с. Скорость по шоссе - 38 км/ч. Запас хода по шоссе - 210 км.

Советский легкий танк Т-80. Боевая масса - 11,6 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 45 мм, борт - 25 мм, башня - 35 мм. Двигатель - два ГАЗ 80 по 85 л. с. Скорость по шоссе - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.

В начале второй мировой войны на смену легким танкам пришли средние, которые стали основными боевыми машинами. Легкие танки тем не менее выпускались, хотя и в меньших количествах, чем раньше. Теперь их использовали для разведки и охранения.

Были такие машины и в Красной Армии. В 1941 году выпускался неплохой плавающий разведчик Т-40 ("ТМ" № 12 за 1979 год). Однако вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.

На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона.

Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину - Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. с., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать "зенитным" танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.

Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.

Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 - второй по массовости советский танк (построено 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.

Англичане, "увлекавшиеся" разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой войны полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины M3 и M5.

Легкий М3 (не путать с М3 средним!) с усиленным бронированием и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. М3 легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их построено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации М3А1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже - курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.

М3 приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их "Генерал Стюарт". Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.

С июля 1943 по 1944 год под маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вариант танка. Внешне схожий с М3А3, он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.

Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма MAN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы - экспериментальные танки VK901 и VKI601. Прототип новой машины - VK1301 - унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием Т-IIL, или "Лухс" ("Рысь"), выпускался в 1943-1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось "на бумаге" и намерение вооружить "Лухс" 50-мм пушкой. Причина - поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.

Рис. 56. Советский легкий танк Т-60. Боевая масса - 5,8 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,62-мм пулемет ДТ. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, башня - 15 мм. Двигатель - ГАЗ 202. 70 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 450 км.

Рис. 57. Американский легкий танк М3А1 "Стюарт III". Боевая масса - 12,7 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 37-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 43 мм, борт - 25 мм, башня - 38 мм. Двигатель - дизель Гиберсон Т1020-М, 220 л. с. Скорость по шоссе - 57 км/ч. Запас хода по шоссе - 110 км.

Рис. 58. Немецкий легкий танк "Лухс". Боевая масса - 13 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 20-мм пушка, один 7,92-мм спаренный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, башня - 30 мм. Двигатель - Майбах HL66P, 180 л. с. Скорость по шоссе - 60 км/ч. Запас хода по шоссе - 290 км.

Английские "крейсерские танки МкVIII". Слева - "Кромвелл III", справа - "Кромвелл IV". Боевая масса -27,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: "Кромвелл III" - 57-мм пушка, "Кромвелл IV" - 75-мм пушка плюс по два 7,92-мм пулемета на каждом из танков. Толщина брони: лоб корпуса - 76 мм, борт - 46 мм, башня - 76 мм. Двигатель - Роллс-Ройс "Метеор", 600 л. с. Скорость по шоссе - 64 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.

До конца второй мировой войны англичане продолжали придерживаться старой концепции -делить танки на два основных типа: пехотные и крейсерские. Крейсерские предназначались для использования в составе самостоятельных бронетанковых соединений, они отличались большим запасом хода и скоростью. Но вооружены эти машины были так же, как и пехотные танки, уступая им, впрочем, в бронировании.

Разработка последнего предвоенного крейсерского танка "Крусайдер" началась в 1936 году по предложению членов Британской военной миссии генералов Уэйвелла и Мартелла, наблюдавших за действиями наших БТ во время маневров Красной Армии. Как известно, основой для БТ послужила машина конструктора У. Кристи. Поэтому англичане, недолго думая, купили у автора его танк, и в ноябре того же года модель "1932" была тайно (ввиду запрета американского правительства) доставлена в Англию. Год спустя фирма "Наффилд" начала разработку своей машины, и в декабре 1938 года крейсерский танк МкIII, или А.13 МкI, с 14-мм бронезащитой был построен. Он под обозначением "крейсерский МкIV", или А.13 МкII с увеличенной до 30 мм броней выпускался до 1941 года (всего их поставлено армии 665 штук). Танк вооружался 40-мм пушкой и развивал скорость до 64 км/ч. Считалось, что эта легкая машина (масса ее равнялась 15 т) нуждалась в поддержке более мощных танков. Поэтому в апреле 1937 года англичане решили разработать такой танк, что и сделали два года спустя. Летом 1939 года под маркой "крейсерский МкV", или А.13 МкIII "Ковенантор", машину поставили на поток. И летом того же года фирма предложила уже новый тяжелый крейсерский танк с мотором "Либерти", который назвали "крейсерский МкVI (А.15 "Крусайдер" МкI).

На "Крусайдере" МкII толщину брони увеличили до 50 мм, а на "Крусайдере" МкIII (1942 г.) убрали пулеметную башенку и установили 57-мм пушку. Броневые листы крепились к каркасу корпуса болтами. Детали подвески размещались между внешними и внутренними боковыми стенками, а башня вращалась благодаря гидравлическому приводу.

"Крусайдеры" получились ненадежными, слабо вооруженными и сложными в управлении. Их пушки неплохо действовали против танков, но совершенно не годились для борьбы с наземными целями.

Опыт боев во Франции в 1940 году настоятельно потребовал вооружить крейсерский танк более мощной пушкой. И вот в 1941 году конструкторы разработали новые крейсерские танки МкVII "Кевелир" (А.24) также с мотором "Либерти" и многими узлами, заимствованными от "Крусайдера" и МкVIII (А.27). На части А.27 устанавливали тот же двигатель, что и на А.24. Но тем временем авиационный мотор Роллс-Ройс "Мерлин" переделали в танковый и оснащали им А.27(М), названные "Кромвелл". Производство их началось в 1942 году. "Кромвелл" проектировался с 57-мм пушкой, обладавшей хорошими бронебойными характеристиками. Но опыт боев показал, что танк чаще воюет не с противотанковыми пушками, а с пехотой, следовательно потребовался мощный осколочно-фугасный снаряд. Поэтому на основе 75-мм американской танковой пушки с использованием деталей 57-мм орудия конструкторы изготовили английскую танковую 75-мм пушку МкV. Ее установили на машинах "Кромвелл IV", поступавших в войска с октября 1943 года. Танки поздних модификаций оснащались новым орудием, а ранее выпущенные перевооружались.

"Сентор" (выпущено 950 штук) и "Кромвелл" (построено около 500 штук) внешне почти не отличались. Модификации "Кромвелла" различались вооружением ("КромвеллVIII" имел 95-мм гаубицу) и бронированием (в модификациях VII и VIII за счет приваренных экранов толщина брони составляла 101 мм).

А.27(М) оказался неплохим танком, обладал высокой удельной мощностью и скоростью. Однако слишком большое удельное давление машины (около 1 кг/см2) снижало ее проходимость. Достаточно толстая броня располагалась без рациональных углов наклона. Более солидная у последних модификаций А.27, она не защищала от пушек немецких "пантер". В боевых действиях он применялся при высадке десанта в Нормандии в июне 1944 года, а затем участвовал в агрессии против Северной Кореи (1950-1953 гг.) и до начала шестидесятых годов состоял на вооружении английской армии.

Разработка крейсерского танка "Комета" А.34 началась в разгар второй мировой войны, в 1943 году. Для его вооружения выбрали 76-мм пушку Виккерса, которую (чтобы не путать с орудием того же калибра) стали называть 77-мм пушкой. За основу будущей машины взяли танк "Кромвелл", усилив его бронирование и несколько изменив ходовую часть... Англичане стремились ускорить выпуск новых танков. Они появились в сентябре 1944 года, а в бой "Кометы" пошли в марте 1945 года, после чего их признали вполне удачными, поэтому А.34 состояли на вооружении армии до конца пятидесятых годов.

В августе 1943 года Британское управление по конструированию танков получило заказ на производство тяжелого крейсерского танка А.41 "Центурион" с броней и вооружением, рассчитанными для борьбы с германскими "тиграми". Проект 42-тонного танка, оснащенного 77-мм пушкой, был готов в мае 1944 года. Передняя броневая плита устанавливалась на А.41 так же, как и на Т-34 (с наклоном), но без лобового пулемета. В мае следующего года первые шесть машин в спешке отправили на фронт, правда, опробовать их в боях не удалось.

Первая и вторая модификации "Центуриона" поступили на вооружение уже после окончания войны, в 1947 году, а третья - с 84-мм пушкой (начальная скорость ее подкалиберного и бронебойного снарядов соответственно 1325 и 1020 м/с) - в 1948 году. "Центурион 4" вооружался 95-мм гаубицей, а на машинах восьмой и седьмой модификаций пушки снабжались эжекторами, устанавливался командирский пульт для управления огнём.

А.41 модификаций 9 и 10 с несколько увеличенной толщиной брони (1958-1960 годы) оснащался 105-мм полуавтоматической пушкой (начальная скорость бронебойного снаряда 1475 м/с). Последние, 11-я и 13-я, модификации машины, выпускавшиеся в начале шестидесятых годов, имели инфракрасные прицелы и приборы вождения, а также спаренный 12,7-мм пулемет. Масса машины достигла 52 т.

А.41 "Центурион" впервые принял участие в боях в январе 1951 года, когда США вели захватническую войну на корейской земле. Танки эти использовались и в армиях Голландии, Дании, Швеции, Ирана, Индии. В составе войск Израиля они участвовали в разбойничьих нападениях на арабские страны в 1956, 1967 и 1973 годах. Израильтяне модернизировали бывший в их распоряжении "Центурион 5", установив на машине 105-мм пушку, американский мотор и гидромеханическую трансмиссию.

"Центурион" оказался мощным и надежным танком, хотя его скорость и запас хода были невелики. В настоящее время в Англии его заменил "Чифтен".

По существу, история крейсерских танков заканчивается на машине "Комета", так как "Центурион" (первоначально задуманный как крейсерский) стал основным (единым) танком. В Англии его стали называть "средним пушечным".

Британские крейсерские танки времен второй мировой войны так и не были доведены до уровня советских и немецких танков тех лет. Даже лучшие из них - "Кромвелл" и "Комета" - еще сохранили отсталые конструктивные решения.

Рис. 59. Английский крейсерский "Крусайдер III". Боевая масса - 19,7 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 57-мм пушка, один 7,92-мм пулемет, один 7,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса и башня - 52 мм, борт - 45 мм. Двигатель - "Либерти III", 345 л. с. Скорость по шоссе - 48 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.

Рис. 60. Английский средний танк "Центурион 10". Боевая масса - 51,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 105-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 76 мм, борт - 51 мм, башня - 152 мм. Двигатель - Роллс-Ройс "Метеор IVa", 640 л. с. Скорость по шоссе - 34 км/ч. Запас хода по шоссе - 140 км.

Немецкий танк-истребитель Т-IV/70. Боевая масса - 25,8 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 75-мм пушка, один 7.92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 80 мм, борт - 40 мм. Двигатель - "Майбах" НL 120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 210 км.

Разрабатывая средний танк Т-III, вооруженный 37-мм пушкой, командование германского вермахта считало необходимым иметь и другой танк, с пушкой большего калибра. Ее осколочно-фугасный снаряд должен был с успехом поражать противотанковые орудия и разрушать полевые укрепления. 75-й калибр немцы посчитали достаточным для достижения своих целей. Поэтому в 1934 году генералитет предложил ряду фирм разработать именно такой средний танк. С этого момента началась карьера T-IV, прошедшего всю вторую мировую войну и воевавшего на всех театрах боевых действий в Европе и Азии. Он стал и самым массовым немецким танком (выпущено более 8500 штук).

В 1935 году из нескольких проектов был отобран проект фирмы Круппа, а еще два года спустя, в 1937-1938 годах, заводы выпустили несколько десятков машин модификаций А и В в так называемых установочных партиях. До начала войны гитлеровские войска имели 134 машины модификации С, одетой в 30-мм броню и развивавшие скорость по шоссе 40 км/ч. Масса танка равнялась 19 т, дальность хода - 200 км. В башне Т-IV устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие, спаренное с пулеметом. Другой пулемет помещался за лобовым листом корпуса. Бронебойный снаряд (начальная скорость 385 м/с) пробивал с расстояния в 500 м 39-мм броню. Позднее в боекомплекте появился еще и кумулятивный снаряд, поражавший 100-мм броню.

Напав 1 сентября 1939 года на Польшу, немецкая армия уже тогда имела 211 машин Т-IV, в ходе боевых действий командование оценило танк, и он был утвержден наряду с Т-III в качестве основного. С декабря 1939 года развернулось его массовое производство.

К началу французской кампании в мае 1940 года в частях немецкой армии, размещенных на западных границах рейха, находилось всего 278 Т-IV. Они также активно использовались в боях. Результатом сражений в Польше и во Франции было то, что на танке до 50 мм увеличили толщину лобовой брони, до 30 мм - бортовой и до 50 мм - башенной. Масса его достигла 22 т (модификации E и F1, выпускавшиеся в 1939-1941 годах). Незначительно, с 380 до 400 мм, была увеличена ширина гусениц.

Когда гитлеровские орды напали на СССР, тут же выявилась слабость вооружения T-IV. Перед нашим Т-34 эта машина была совершенно бессильна, поэтому немцы решили срочно установить на ней длинноствольную пушку и усилить бронирование, тем самым хоть как-то уравнять Т-IV с Т-34. Весной 1942 года Т-IV вооружили новой 75-мм пушкой длиной 43 калибра (подкалиберный снаряд ее имел начальную скорость 990 м/с и пробивал с 500 м 108-мм броню). Танк этот получил обозначение Т-IV F2. В 1942 году выпускались машины модификации G, в 1943-м - Н и с июня 1944 года до конца войны - I. Танки двух последних модификаций имели 80-мм лобовую броню корпуса, на них устанавливалась пушка длиной ствола 48 калибров. Ее подкалиберный снаряд поражал с 500 м броню толщиной 120 мм. Масса машин возросла до 25 т, что, естественно, снизило их проходимость. На Т-IV увеличили запас горючего, и соответственно до 300 км возрос запас хода. С 1943 года на танках стали устанавливать 5-мм экраны, защищавшие борта и башню сбоку и сзади от кумулятивных снарядов и пуль наших ПТР.

Сварной, простой конструкции и без рационального угла наклона броневых листов корпус танка имел много люков, что, в свою очередь, облегчало доступ к разным механизмам, но одновременно снижало его прочность. На Т-IV устанавливалась башня многогранной формы с люками в бортах. Вращалась она с помощью электромотора или вручную. Командирская башенка оборудовалась пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Смотровые приборы также устанавливались по обе стороны маски пушки и в боковых люках башни. Т-IV оснащался 12-цилиндровым карбюраторным двигателем "Майбах" водяного охлаждения. Ходовая часть состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра с листовыми рессорами в качестве упругих элементов, сблокированных по два. Т-IV оказался надежной и легкоуправляемой машиной. Однако проходимость его оказалась недостаточной, особенно слишком утяжеленных танков последних модификаций. Хорошо вооруженный и имевший отличную броню, он превосходил все танки союзников, кроме американских М4 некоторых модификаций и английской "Кометы". Однако Т-IV уступал нашей тридцатьчетверке по всем характеристикам, кроме, пожалуй, толщины лобовой брони.

Отработанная и хорошо освоенная промышленностью база Т-IV использовалась при создании ряда боевых и вспомогательных машин. С апреля 1943 года до конца войны заводы рейха и порабощенных стран выпустили около 300 штурмовых танков "Гризли". Эти, по существу, самоходные установки, вооруженные 150-мм короткоствольным орудием, впервые опробовались в боях на Курской дуге в июле 1943 года. Настоятельную потребность армии в СПТУ немцы пытались удовлетворить за счет выпуска штурмовых орудий, аналогичных выпускавшимся на базе Т-III. При массе 53 т они вооружались 75-мм пушкой в 48 калибров длиной и имели 800-мм лобовую броню. С декабря 1943 года по конец войны их выпустили более 1100 штук. Модификация этих машин, называвшихся танк-истребитель IV, имела ту же 75-мм пушку и броневые листы корпуса с рациональными углами наклона. Масса ее 24 т, а толщина лобовой брони составляла 60 мм. В 1944 году построили 770 штук "истребителей".

Недостаточная эффективность 75-мм пушки в борьбе с советскими танками потребовала поставлять СУ с более мощным вооружением. Поэтому с августа 1944 года выпускалась самоходка, называвшаяся, впрочем, танком Т-IV/70, вооруженная 75-мм пушкой, но уже длиной в 70 калибров, такой же, как и на танке "Пантера". Но машины эти оказались слишком тяжелыми, ходовая часть их, особенно передние катки, быстро выходила из строя. Однако они стали весьма эффективным противотанковым оружием (подкалиберный снаряд 75/70-мм пушки с 1000 м пробивал под углом 30° 149-мм броню).

На базе Т-IV с 1943 года выпущено и 500 СУ "Носорог" с 88-мм противотанковой пушкой, и более 700 СУ "Шмель" со 150-мм пушкой.

Старые танки Т-IV в 1944 году переделывались в зенитные самоходные установки, вооруженные 37-мм или счетверенными 20-мм автоматическими пушками во вращающихся башнях.

Рис. 61. Немецкий средний танк Т-IVЕ. Боевая масса - 21 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одно 75-мм орудие, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 50 мм, борт - 30 мм, башня - 40 мм. Двигатель - "Майбах" HL 120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

Рис. 62. Немецкий средний танк Т-IVН. Боевая масса - 25 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 75-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 80 мм, борт - 30 мм, башня - 50 мм. Двигатель - "Майбах" HL 120 TRM 112, 300 л. с. Скорость по шоссе - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 320 км.

Рис. 63. Немецкий штурмовой танк IV. Боевая масса - 28 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 150-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 100 мм, борт - 50 мм. Двигатель - "Майбах" HL 120 TRM, 300 л. с. Скорость по шоссе 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 210 км.

Советский огнеметный танк ОТ-26. Боевая масса - 9 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 15 мм. Двигатель - Т-26, 90 л. с. Скорость по шоссе - 30 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Можно сказать, что огнемет почти ровесник танка: он начал использоваться в боях всего лишь за год до того, как танки получили боевое крещение. Заметим: впервые примененные немцами в массовом количестве 30 июля 1915 года против англичан, они достигли, пожалуй, большего морального эффекта, чем "броненосцы". Дело в том, что огнемет оказался весьма полезным в окопной войне при поражении дзотов, укрытий и т. д. А так как он не был громоздким оружием, то, как и следовало ожидать, его впоследствии установили и на танках. Но произошло это, впрочем, не так скоро - в 1933 году. Тогда в нашей стране на базе танка Т-26 был построен огнеметный танк ОТ-26.

В бою такие машины, или, как их называли, танкетки (CV3/33), первыми применили итальянцы в 1936 году во время захватнической войны против Эфиопии.

Широко использовались огнеметные танки (обозначим их сокращенно ОТ) и во второй мировой войне. Помимо РККА, аналогичные машины состояли на вооружении американской, английской, немецкой и итальянской армий.

Огнемет может быть основным или вспомогательным вооружением танка. В первом случае все оборудование (а это брандспойт, резервуары с огнесмесью, баллоны со сжатым воздухом, система зажигания смеси и т. д.) устанавливается в машине вместо пушки или же ее заменяют на артсистему меньшего калибра. Кроме того, уменьшается и боекомплект. Из огнемета, установленного в башне танка, можно вести круговой обстрел. Таким был наш ОТ-26, у которого ради размещения резервуара с огнесмесью сняли одну башню. Вспомним, что в 1931 году двухбашенными были наш Т-26, немецкий Т-III огнеметный и итальянские CV3/33 и CV3/35. Но они оказались малоэффективными в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия его несколько десятков метров), и поэтому он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Такие машины требовали поддержки линейных (обычных) танков. Во втором случае ОТ, имевшие основное вооружение, применялись в тех же условиях, что и линейные. Но тогда огнемет, вынужденно установленный не в башне, а в лобовом листе или на крыше корпуса, не обладал возможностью вести круговой обстрел. Да и запас огнесмеси был невелик. Англичане и итальянцы попытались исправить положение, поместив резервуар со смесью в специальном бронированном прицепе. Таким появился на свет танк "Черчилль-крокодил" (1942 г.). Безусловно, выигрыш у конструкции был: уменьшилась пожароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость машины, да и огнеметная система усложнилась.

В 30-е годы у нас, помимо ОТ-26, построили огнеметный танк ОТ-130 на базе однобашенного Т-26. Вместо пушки на нем устанавливался огнемет. Обе машины сохранили спаренный пулемет, а также имели аппаратуру для создания дымовых завес. Оснащались ОТ-26 и ОТ-130 огнеметами пневматического действия, так как горючая жидкость выталкивалась через брандспойт сжатым воздухом под давлением 25 (у ОТ-26) или 35 (у ОТ-130) атмосфер. Дальность выброса жидкости достигала 50 м, количество огнесмеси (мазут + керосин) - 360 л, которая быстро расходовалась за 40 односекундных выстрелов (ОТ-130).

Огнеметные танки на базе Т-26 отлично действовали в боях на озере Хасан (1938 г.). и год спустя на реке Халхин-Гол. Во время войны на Карельском перешейке 1939-1940 годов в операциях участвовали несколько батальонов и отдельных рот ОТ. В 1941 году наши конструкторы создали автоматический пороховой огнемет АТО-41. В нем использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы при подрыве заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь. Метание "горючей жидкости" можно было вести одиночными выстрелами или очередями по 4-5 выстрелов благодаря наличию механизма автоматической перезарядки смеси с помощью сжатого воздуха. В 1942 году на вооружение поступила улучшенная модель огнемета АТО-42 с увеличенной вдвое скорострельностью. Дальность выстрелов обоих огнеметов стандартной смесью 60-70, а вязкой - до 100 м. Таких огнеметов не имела ни одна армия в мире. АТО-41 устанавливался вместо лобового пулемета в Т-34 (получившем обозначение Т-034), а АТО-42 -в Т-34-85 (машина Т-034-75).

В 1942 году у нас выпускался и огнеметный тяжелый танк КВ-8 с АТО-41 в башне, но за счет установки вместо 76-мм 45-мм пушки. Запас огнесмеси составлял для Т-034 100 л, Т-034-85 - 200, а для КВ-8 - 570 л. Эти машины в составе огнеметных танковых батальонов применялись в РККА до конца войны. При наступлении они шли за линейными танками, а при подходе к объекту для атаки (укреплениям, домам и т. п.) выдвигались вперед.

В Великобритании, помимо уже упомянутого "Черчилля-крокодила", (на базе "Черчилль VII") появился и огнеметный бронетранспортер "Оса". Обе машины в небольших количествах поставлялись в СССР. На них стояли огнеметы пневматического действия (работавшие на сжатом азоте). Дальность метания вязкой смесью - 135-150 м. Запас огнесмеси "Крокодила" - 1800 л, которое можно было выбросить за 60 выстрелов. В случае необходимости бронеприцеп "Черчилля" отделялся благодаря подрыву заряда в механизме расцепки. "Крокодил" состоял на вооружении английской армии после войны и принимал участие в империалистической войне против корейского народа.

Американские пневматические огнеметы (сохраняя основное вооружение) устанавливали на танках М3А1, М5А1, М4А2 и на плавающих машинах LVT(А)1 и LVT(А)2. Вязкая смесь выбрасывалась на расстояние 90 м. После войны в американскую армию поступил танк М67, созданный на базе среднего танка М48. Огнемет вместо пушки устанавливался в башне машины. Дальность действия оружия составляла 190, а специальной огнесмесью даже 270 м.

Немцы впервые применили огнеметные танки в июне 1941 года на советском фронте. Эти машины, созданные на базе легкого танка Т-II модификаций D и E, имели малые башни с пулеметом. Два огнеметных брандспойта устанавливались на передних углах корпуса. Запас горючей смеси (каменноугольная смола) составлял 320 л, дальность метания - 40 м. Из-за слабого бронирования эти машины несли большие потери и вскоре были сняты с вооружения.

В 1943 году заводы выпустили 100 ОТ на базе среднего танка Т-III модификации М. У этой машины огнемет установлен в башне вместо 50-мм пушки. Запас смеси равнялся 1000 л. Машина сохранила два пулемета и получила шесть мортирок для стрельбы дымовыми патронами.

Итальянцы выпускали два типа огнеметных машин на базе танкеток CV3/33 и CV3/35, применявшиеся в боях в Северной Африке в 1940-1941 годах и на советско-германском фронте в 1942 году. Огнемет пневматического действия ставился на них вместо пулемета. Баки размещались либо на самой машине, либо в колесном прицепе. Дальность метания до 60 м.

Как мы видим, огнемет стал использоваться в качестве оружия танка. После войны эта идея получила дальнейшее развитие.

Рис. 64. Итальянская огнеметная танкетка. Боевая масса - 3,3 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение - один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 13 мм, борт - 8 мм. Двигатель - "Фиат", 40 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 150 км.

Рис. 65. Английский тяжелый огнеметный танк "Черчилль-крокодил" ("Черчилль VII"). Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 70-мм пушка, два 7,92-мм пулемета, один 7,7-мм зенитный пулемет, один огнемет. Толщина брони: лоб корпуса - 152 мм, борт - 95 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Бедфорд", 350 л. с. Скорость по шоссе - 20 км ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

    
       Продолжение смотрите на сайте : Для продвинутых - Танковый музей  ч. IV