Танковый музей ч. IV

 

                                          Танковый  музей  ч. IV

 

Советский танк Т-34-85. Боевая масса - 32 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 45 мм, башня - 90 мм. Двигатель - дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 420 км.

В тридцатые годы партия и правительство поставили перед нашими конструкторами задачу создать средний танк для механизированных и танковых соединений, предназначенных для самостоятельных действий в зоне обороны противника. Забегая вперед, скажем, что этой машиной стал Т-34, легендарная тридцатьчетверка.

Если быть точными, то непосредственными предшественниками Т-34 можно считать танки Т-29 (по тактическим характеристикам) и БТ (общей компоновке, ходовой части и подвеске).

В 1937 году конструкторское бюро Харьковского завода, возглавляемое М. И. Кошкиным, начало разрабатывать колесно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием. Вместе с Кошкиным над новой машиной работали А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, М. Т. Таршинов, А. А. Малоштанов и другие специалисты КБ. И все-таки прежде, чем перейти к рассказу о Т-34, вспомним опытный танк А-20, появившийся за семь лет до начала Великой Отечественной войны. Эта машина, ненамного превосходившая по своим боевым характеристикам БТ, все же обладала двумя преимуществами: дизельным двигателем и повышенной бронестойкостью за счет расположенных, под большими углами броневых листов корпуса. Поскольку масса А-20 была выше, чем у БТ, танк имел и три пары ведущих колес. Машина поворачивалась по "танковому типу": ведущие колеса с одной стороны притормаживались.

Быстроходный дизель-мотор В-2 был разработан харьковскими конструкторами К. Ф. Челпаном, И. Я. Трашутиным, Я. Е. Вихманом, И. С. Бером. Он оказался первым в истории специально сконструированным танковым дизелем большой мощности. Двигатель обладал рядом преимуществ: высокой экономичностью по сравнению с карбюраторным, легче переносил перегрузки. К тому же использование дизельного топлива снижало возможность пожара.

Работая над А-20, Кошкин и его товарищи убедились в том, что колесно-гусеничный движитель становится громоздким и ненадежным, когда масса танка достаточно велика (а такое неизбежно при увеличении толщины брони). По мнению конструкторов, будущий; массовый танк с противоснарядным бронированием должен быть чисто гусеничным. И вот по инициативе КБ М. И. Кошкина разрабатывается другая машина - Т-32. Масса ее - 19 т - оказалась всего на тонну больше, чем у А-20, зато на машине установили 76-мм пушку длиною 30 калибров и толщину лобовой брони увеличили до 30 мм.

Оба танка испытывались одновременно летом и осенью 1938 года. Комиссия, принимавшая машины, положительно отозвалась о работе харьковчан. Было отмечено, что и А-20 и Т-32 пригодны для вооружения Красной Армии. Однако отзыв отзывом, а испытания показали, что Т-32 имеет большой запас надежности, из-за этого массу машины можно увеличить на несколько тонн. М. И. Кошкин решил использовать появившуюся возможность для усиления бронирования лобовых частей до 45 мм, а бортовых - до 40 мм. Таким этот танк - под обозначением Т-34 - и был по постановлению Народного Комиссара Обороны 19 декабря 1939 года принят на вооружение армии.

В феврале - марте 1940 года два опытных образца Т-34 совершили испытательный пробег из Харькова в Москву и обратно. В тяжелых условиях многоснежной зимы главный конструктор (тогда уже тяжелобольной) сам не раз брался за рычаги управления. Болезнь прогрессировала, и 26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался. Государственная премия СССР первой степени за создание танка Т-34 была присуждена ему уже посмертно.

В июле 1940 года начался серийный выпуск новых гусеничных машин, и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт (у первых образцов - 0,6 кг/см2) - вот главнейшие достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

В ходе войны тридцатьчетверка постоянно улучшалась и совершенствовалась. Со второй половины 1941 года ее начали оснащать более мощной 76-мм пушкой образца 1940 года. Бронебойный снаряд этого орудия (длина ствола 41 калибр) весом в 6,3 кг обладал начальной скоростью 662 м/с и пробивал под прямым углом с 500 и 1000 м соответственно броню толщиной 69 и 61 мм.

Среди других усовершенствований упомянем новую гусеницу с развитыми траками, литые башни, на всех машинах устанавливались приемопередающие радиостанции (вначале ими обладали только командирские). Детали корпуса сваривали автоматически. Применялась внутренняя амортизация опорных катков. Зимой 1942/43 года на Т-34 начали устанавливать шестигранные башни и увеличили емкость баков с горючим, а машины выпуска 1943 года имели пятискоростную коробку передач, воздушные фильтры и систему смазки. Кроме того, на них устанавливалась и командирская башенка для улучшения наблюдения. Со временем на Т-34 улучшили использование мощности двигателя и увеличили межремонтный пробег машины.

В том же 1943 году в гитлеровской армии появились танки с мощной броней - "тигр" и "пантера", поэтому, естественно, встал вопрос об усилении вооружения Т-34. За короткий срок конструкторы создали для машины новую башню с увеличенной толщиной брони специально под 85-мм пушку ЗИС-С-53 образца 1944 года с длиной ствола 51,5 калибра. Ее бронебойный снаряд мессой 9,2 кг имел начальную скорость 792 м/с и с расстояний 500 и 1000 м пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню. Подкалиберный же снаряд с расстояния в полкилометра поражал 138-мм броню.

Эта усовершенствованная машина под обозначением Т-34-85 была принята на вооружение 15 декабря 1943 года. И буквально той же зимой она стала поступать в действующие части. Подвижность нового танка, несмотря на некоторое увеличение массы, не снизилась.

Танк, созданный в конструкторском бюро М. И. Кошкина, оказался самым универсальным, он участвовал во всех танковых сражениях Великой Отечественной войны, демонстрируя свои великолепные качества и превосходство над машинами противника. Т-34 еще и самый массовый танк в мире.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

Рис. 66. Колесно-гусеничный танк А-20. Боевая масса - 18 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 45-мм пушка, два - 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 20 мм, башня - 25 мм. Двигатель - дизель В-2, 450 л. с. Скорость по шоссе на колесах - 65 км/ч, на гусеницах - 65 км/ч. Запас хода - 400 км и 900 км соответственно.

Рис. 67. Гусеничный танк Т-34 выпуска 1941 года. Боевая масса - 26,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 45 мм, башня - 45 мм. Двигатель - дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 370 км.

Рис. 68. Гусеничный танк Т-34 выпуска 1943 года. Боевая масса - 31 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Двигатель - дизель В-2, 500 л. с. Максимальная скорость - 55 км/ч. Запас хода - 430 км.

 

Советский тяжелый танк КВ-1С. Боевая масса - 42,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 75 мм, борт - 60 мм, башня - 82 мм. Двигатель - дизель В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.

В ходе гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах танки республиканцев встретились с грозным противником - скорострельными противотанковыми пушками 20-47-мм калибра. Снаряды этих орудий легко пробивали тонкую противопульную броню со всех дистанций. Поэтому танк оказался легкоуязвимым. Выход из создавшейся ситуации напрашивался сам: усилить бронезащиту машин.

Но чтобы устанавливать толстые броневые плиты, надо было коренным образом пересмотреть технологию: болты и заклепки, применявшиеся ранее, не годились. На их место пришли сварка и литье деталей защиты. Броневой корпус стал несущей конструкцией, а надобность в каркасе-основе отпала.

Советские конструкторы начали создавать танки с противоснарядным бронированием в 1937 году. Уже весной того года был построен средний танк Т-111. Его 60-мм броню не могли разрушить снаряды 37-мм пушек. Т-111 имел массу 28 т и был вооружен 45-мм пушкой, такой же, какая устанавливалась на Т-26 и БТ. Благодаря 300-сильному двигателю машина развивала скорость 30 км/ч. Тем не менее танк оказался сложным в производстве и на вооружение не поступил. Но при его проектировании и строительстве был накоплен опыт, необходимый для выпуска подобных машин. И когда перед танкостроителями поставили задачу разработать тяжелый танк прорыва, они решили ее в довольно сжатые сроки.

Как известно, сила традиций великая вещь: танки первоначально задумывались как трехбашенные (вспомните Т-35 с пятью -башнями). Однако по ходу конструирования стало ясно: многобашенный танк с толстой броней будет слишком тяжел. Поэтому у каждого из построенных в 1939 году двух экспериментальных тяжелых танков - СМК (ведущий конструктор А. С. Ермолаев) и Т-100 (ведущий конструктор С. А. Гинзбург) - только по две башни.

По вооружению и бронированию они не отличались друг от друга, но ходовая часть, внешне тоже одинаковая, на самом деле была различной. На СМК впервые в советском танкостроении применили торсионную индивидуальную подвеску опорных катков. Ее разработали и опробовали на одном экземпляре Т-28 конструкторы Н. В. Цейц и Н. Ф. Шашмурин. СМК имел и другие новшества: широкие гусеницы, внутреннюю амортизацию опорных катков, планетарный бортовой редуктор.

На Т-100 в качестве упругого элемента подвески использовались листовые рессоры. Башни машины располагались в продольной плоскости (у СМК меньшая башня смещена к левому борту). Танк весил больше 60 т. И все же эти машины оказались слишком тяжелыми и уже поэтому не годились для массового производства. СМК выпустили в единственном экземпляре, а из двух строящихся Т-100 второй был достроен как тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-100Y ("игрек") 130-мм морской пушки. Оба танка оснащались авиационным двигателем ГАМ конструкции А. А. Микулина (переделанным для торпедных катеров).

Коллективу, возглавляемому главным конструктором Ж.Я. Котиным, стало ясно, что полноценным серийным танком с противоснарядной броней может быть только однобашенная машина. На ней, облегченной за счет отсутствия второй башни, можно установить более мощную броню. Ж. Я. Котину и сотрудникам удалось обосновать и отстоять высказанные предложения. Это, несомненно, большая заслуга коллектива.

В конструкторском бюро Ж. Я. Котина группа во главе с Н. Л. Духовым приступила к разработке однобашенного тяжелого танка с дизель-мотором В-2. Он получил название КВ ("Клим Ворошилов"). В сентябре 1939 года новую машину демонстрировали правительству (подробнее см. "ТМ" № 8, 1970).

Во время советско-финского вооруженного конфликта (1939-1940 годы) на прорыв укрепленной линии Маннергейма на Карельском перешейке были направлены два только что изготовленных КВ, один СМК и один Т-100 в сопровождении танков Т-28. Здесь в ходе сражения стало ясно: КВ неуязвим для снарядов 40-мм противотанковых пушек. Так танк, успешно сдавший боевой экзамен 19 декабря 1939 года, был принят на вооружение Красной Армии. Серийное производство их началось на Кировском заводе в Ленинграде летом 1940 года. Стремясь удовлетворить требование командования Карельского фронта, конструкторы создали еще одну машину КВ-2, вооруженную мошной 152-мм гаубицей для разрушения долговременных огневых точек противника. Масса КВ-2 по сравнению с предыдущей машиной заметно возросла, а скорость снизилась. Выпущенные в небольшом количестве КВ-2 не успели принять участие в боях на Карельском перешейке, но использовались в начале Великой Отечественной войны.

В начале 1941 года на танке КВ-1 установили более мощную 76,2-мм пушку длиною 40,5 калибра. Снаряд ее массой 6,5 кг имел начальную скорость 662 м/с и пробивал на расстоянии 500 м под углом 60° броню толщиной более 70 мм. В то время ни одна армия мира не имела столь мощного по вооружению и бронированию танка. К началу Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 636 КВ. Снаряды немецких танковых и противотанковых пушек не пробивали его брони даже с самой ближней дистанции. Наоборот, снаряды нашего танка поражали гитлеровские "пантеры" с любых расстояний.

С началом войны Кировский завод эвакуировали на Урал. Здесь на базе Челябинского тракторного завода был создан мощный танковый комбинат, известный в народе как "танкоград". Именно оттуда шли на фронт непрерывным потоком тяжелые танки.

В ходе боевых действий выяснилось, что подвижность КВ необходимо увеличить. Во второй половине 1942 года за счет уменьшения размеров корпуса и толщины брони удалось существенно повысить скорость движения машины. Были вновь сконструированы коробка передач, главный фрикцион, усовершенствованы системы охлаждения и смазки двигателя. Благодаря командирской башенке улучшилась обзорность. Машина, получившая обозначение КВ-1С (С - скоростной), выпускалась в течение почти года.

В том же, 1942 году на заводе в небольшом количестве строился огнеметный вариант КВ-8, а также КВ-9 со 122-мм гаубицей. Когда тяжелые танки с усиленным бронированием появились в немецкой армии, вооружение КВ было усилено.

Осенью 1943 года выпускалась новая модель КВ-85 с литой башней, в которой устанавливалась более мощная 85-мм пушка. Масса машины возросла до 46 т, а скорость осталась той же, что и у КВ-1С. Лобовой пулемет на КВ-85 не устанавливался. Число членов экипажа составляло 4 человека.

На базе КВ весной 1943 года был налажен выпуск тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152. Эти машины впервые приняли участие в битве на Курской дуге в июле - августе 1943 года. Их снаряды с легкостью ломали броню "тигров" и "пантер", за что установка получила в войсках неофициальное название "Зверобой".

Танки "Клим Ворошилов" оказались вполне удачными по конструкции. Они всегда в поединках с машинами противника выходили победителями. До конца 1942 года КВ оставался сильнейшим в мире. В конце 1943 года, когда потребовалось существенно усилить вооружение тяжелого танка (в это же время, как мы знаем, был создан средний танк Т-34-85), КВ заменили в производстве новой, более мощной машиной ИС.

Рис. 69. Тяжелый танк КВ-2. Боевая масса - 52 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - одна 152-мм гаубица, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб, борт корпуса и башня - 75 мм. Двигатель - В-2К, 600 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км.

Рис. 70. Тяжелый танк СМК. Боевая масса - 55 т. Экипаж - 7 чел. Вооружение - одна 76,2-мм и одна 45-мм пушки, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 60 мм, главная башня - 75 мм. Двигатель - ГАМ, 850 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч.

Советская самоходная установка ИСУ-122. Боевая масса - 46 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 122-мм пушка. Толщина брони: лоб - 90-100 мм, борт - 60-75 мм. Двигатель - дизель В-2ИС, 520 л. с. Скорость по шоссе - 35 км/ч. Запас хода - 220 км.

До середины 1942 года ни одна армия в мире, включая и гитлеровский вермахт, не имела танков, которые могли сравниться с нашими КВ. Однако было бы неправильным считать, что к разработке тяжелых танков немцы приступили лишь после встреч с советскими тяжелыми машинами. Правда, начатое еще в 1937-1938 годах конструирование тяжелых танков резко ускорилось в рейхе именно после нападения на Советский Союз. Имевшиеся к этому времени у немцев экспериментальные машины как прототипы, будущих тяжелых танков были признаны совершенно непригодными. И вот, выполняя новый заказ, фирма "Хеншель" в марте 1942 года первой показала новую машину, на которой, по распоряжению Управления вооружений вермахта, установили мощную 88-мм пушку. Главный конструктор танкового отдела фирмы Э. Адерс (очевидно, в целях экономии) решил использовать отработанные узлы своих прежних танков. Новый танк одновременно с машиной австрийского инженера Ф. Порше, владельца собственного конструкторского бюро, прошел испытания в апреле того же года. Машину Адерса признали лучшей, и фирма "Хеншель" немедленно начала ее серийное производство. Этот танк под обозначением Т-VI(H) "тигр" выпускался с августа 1942 года по август 1944 года. Всего построено 1354 машины.

Поскольку башня для "тигра", разрабатывавшаяся фирмой "Рейнметалл", не была готова, на Т-VI(H) установили башню, созданную фирмой "Крупп" для танка Ф. Порше. В процессе производства тяжелой машины конструкторы упростили некоторые узлы и унифицировали с другим немецким танком - "пантерой" - двигатель, опорные катки и командирскую башенку. Бронирование "тигра", хотя и без рациональных углов наклона, было мощным.

Основное требование, которое предъявляли военные к тяжелому танку, - высокая эффективность использования оружия соответствующего калибра. Выполняя это пожелание, на Т-VI(H) установили полуавтоматическую зенитную 88-мм пушку образца 1936 года. Она имела систему продува ствола после выстрела и электроспуск. Бронебойный снаряд ее массой 10,2 кг пробивал 115-мм броню с расстояния 1000 м. Подкалиберный снаряд массой 7,3 кг с 500 м поражал почти 180-мм броню. Для ускорения и простоты сборки корпус танка целиком варили из плоских броневых плит. Машины первых выпусков имели оборудование для подводного передвижения по рекам глубиной до 4 м.

Благодаря двойным опорным каткам большого диаметра, расположенным в шахматном порядке, нагрузка равномерно распределялась по длине гусеницы, и машина двигалась плавно. Подражая нашим Т-34 и КВ, "тигры" снабжались широкими, 72-см, гусеницами.

И тем не менее танк вышел слишком тяжелым (среднее удельное давление на грунт - 1,03 кг/см2). А отсюда и плохая проходимость по мягкой почве. Правда, управлять танком было относительно легко - из-за КП безствольного типа с синхронизаторами и многорадиусного механизма поворота.

Впервые четыре "тигра" использовались в совершенно неподходящей для них местности 29 августа 1942 года в районе Мги под Ленинградом. Поэтому машины застряли и атака гитлеровцев сорвалась. Почти месяц спустя, 21 сентября, те же машины снова пошли в бой. Но все они вышли из строя, попав под огонь нашей артиллерии, или увязли в болотах.

В декабре 1942 года батальон "тигров" использовался при попытке освободить группировку немецких войск, попавших в окружение под Сталинградом. В том же месяце появление "тигров" отмечено за много километров от Волги - в Тунисе. И наконец, 14 января 1943 года наши войска в районе рабочих поселков № 5 и 6 на Волховском фронте захватили подбитого "тигра". Тогда же были изучены слабые места Т-VI(H) и разработаны методы борьбы с ним. Поэтому применение этих машин в больших количествах в битве на Курской дуге не явилось неожиданностью для советских танкистов.

Безусловно, "тигр" оказался сильным противником. Но когда в наших войсках появились Т-34-85 и ИС-2, превосходство немецких танков в вооружении было ликвидировано. В 1944 году Т-VI(H) заменили в производстве "королевским тигром", а англичане и американцы до конца войны так и не смогли создать танков, способных успешно сражаться с "тиграми".

В том же, 1944 году немцы переделали восемнадцать машин Т-VI(H) в самоходные установки "штурмтигр", вооружавшиеся 380-мм орудиями.

Возросшая мощь немецкой противотанковой артиллерии и ожидаемое появление на полях "тигров" потребовали усилить вооружение и бронирование советских машин. Весной 1942 года в нашей армии были выработаны тактико-технические требования к новому тяжелому танку, утвержденные ГКО СССР. Разработку его вела группа конструкторов челябинского "Кировского завода" под руководством Ж. Я. Котина. Ведущим конструктором назначили Н. Ш. Шашмурина. С ним работали А. И. Благонравов, А. С. Ермолаев, Л. Е. Сычев и другие. Осенью 1943 года проект танка, названного ИС-1, был закончен, а в декабре началось серийное производство машины. ИС-1, лишь незначительно превосходя по массе КВ-1С, имел более толстую броню. Корпус машины состоял из литой лобовой детали, катаных броневых плит бортов, кормы и днища. Литой была и башня танка. Первые образцы танка вооружались 85-мм полуавтоматической пушкой, разработанной коллективом специалистов под руководством Ф. Ф. Петрова.

В конце 1943 года 85-мм пушка устанавливалась и на Т-34. Но тяжелый танк нужно было вооружить более мощной артсистемой, поэтому коллектив Ф. Ф. Петрова в течение нескольких недель трудился над тем, чтобы приспособить корпусную 122-мм пушку с несколько укороченным стволом для машины ИС. При этом поршневой замок пушки для повышения скорострельности заменили на клиновый. Новая танковая полуавтоматическая пушка была принята на вооружение постановлением ГКО СССР от 31 декабря 1943 года. Ее сразу же стали устанавливать на танке.

Так появился сильнейший танк второй мировой войны, надежный в эксплуатации и удобный при ремонте. Боевое крещение ИС-2 получил в феврале 1944 года под Корсунь-Шевченковским. Благодаря хорошо продуманным конструктивным решениям размер и масса нового танка по сравнению с КВ не увеличились, зато скорость и маневренность возросли. Дульная энергия его пушки оказалась в полтора раза больше, чем у 88-мм орудия, установленного на "тигре". Снаряд массой 25 кг имел начальную скорость 790 м/с.

Однако скорострельность из-за раздельного заряжания была невелика - 2-3 выстрела в минуту. С середины 1944 года ИС-2 стал выпускаться с измененной лобовой частью, подобной той, что имел Т-34. Такое вооружение позволяло ИС-2 вести бой с танками противника на расстоянии свыше 2 км. Поэтому немецкое командование запретило своим танкистам вступать с ИС-2 в открытые поединки. Они действовали лишь из засад.

На базе ИС выпускались 2 образца самоходных установок - ИСУ-152 (см. "ТМ" № 11, 1970 г.) и ИСУ-122. Первый вариант ИСУ-122 вооружался 122-мм пушкой образца 1937-39 гг, не имевшей дульного тормоза. В остальном модель ничем не отличалась от ИСУ-152. Правда, позднее на этой "самоходке" в новой шаровой маске поставили 122-мм танковую пушку Ф. Ф. Петрова, снабженную дульным тормозом.

Тяжелые советские самоходные установки сыграли большую роль в достижении победы над фашистами. Они отлично проявили себя при штурме фортов Кенигсберга и во время уличных боев в Берлине. ИСУ-122 оказалась также и мощным противотанковым оружием.

Рис. 71. Немецкий тяжелый танк T-VI(H) "тигр". Боевая масса - 55 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 88-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб - 100 мм, борт - 60-80 мм, башня - 100 мм. Двигатель - Майбах HL 230 P45, 700 л. с. Скорость по шоссе - 38 км/ч. Запас хода - 120 км.

Рис. 72. Советский тяжелый танк ИС-2. Боевая масса - 46 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб - 120 мм, борт - 90 мм, башня - 100 мм. Двигатель - дизель В-2ИС, 520 л. с. Скорость по шоссе - 37 км/ч. Запас хода - 220 км.

Американские средние танки "шерман" М4А3Е8 (справа) и М4А4. Боевая масса соответственно - 35 и 32,6 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 75,2-мм или одна 75-мм пушка, два 7,62-мм и один 12,7-мм пулеметы. Толщина брони - лоб корпуса 76 и 51 мм, борт 58 мм, башня 100 и 76 мм. Двигатель - "Форд" GAA-V8 и "Крайслер" А-57, 500 и 425 л. с. Скорость макс. - 40 и 38 км/ч. Запас хода - 160 и 115 км.

Средний танк М3, создававшийся американцами в большой спешке, оказался неудачен почти во всех своих решениях. Правда, такая машина нужна была армии, и за неимением другого среднего танка ее пустили в производство. И сразу же в марте 1941 года начались работы по конструированию нового танка, предназначенного ему в замену. Новая машина поначалу сохранила ходовую часть и моторно-трансмиссионную группу М3. Корпус же был совершенно новой формы с наклонным расположением лобовой брони, а главное - вооружение установили во вращающейся башне. Прототип машины изготовили и испытали в сентябре 1941 года, после чего было решено под маркой М4 немедленно пустить танк в серийное производство на тех же заводах, что выпускали и М3, с постепенным переводом их на новую машину. До конца войны союзники построили более 48 тыс. танков, включая 1332 машины, выпущенные в Канаде и получившие имя "шерман" семи основных модификаций: М4, М4А1-М4А6, которые отличались двигателями, ходовой частью, вооружением, формой и способом изготовления корпуса и башни. Это зависело от технических возможностей и традиций того или иного завода-изготовителя. Машины образца М4 имели сварной корпус, носовая деталь которого собиралась на болтах из трех частей. В дальнейшем эта деталь стала целиком литой, а еще позже ее сваривали из литой и катаной частей. На М4 устанавливался двигатель "Райт-Континентал R-975" воздушного охлаждения. У танков М4А1 был тот же корпус, но с литой верхней частью и тот же двигатель, М4А2 оснащался двумя дизелями GMC6046.

В американской армии наибольшее распространение получили танки модификации М4А3, для них специально сконструировали двигатель "Форд" GAA-V8 и литой корпус. Машины М4А4 имели удлиненный корпус для размещения силового агрегата из пяти двигателей "Крайслер". А корпус у М4А6 был такой же, как и у танка М4А4, но в качестве двигателя использовался радиальный дизель-мотор "Катерпиллер RD-1820". Под маркой М4А5 выпускались в Канаде по лицензии танки RAM. Они отличались слабым вооружением: на RAM I устанавливалась 40-мм пушка, на RAM II - 57-мм. Машины американских выпусков вооружались 75-мм, 76,2-мм пушками или 105-мм орудиями.

Правда, 75-мм пушка оказалась совершенно негодной для борьбы с новыми немецкими танками. Поэтому с начала 1944 года "шерманы" получили новую башню с достаточно мощной 76,2-мм пушкой. Ее бронебойный снаряд (начальная скорость 810 м/с) с дистанции 900 м пробивал 100-мм броню. Башня имела вращающийся полик, что при размещении боеукладки на дне боевого отделения вызвало увеличение общей высоты машины.

У некоторого количества танков М4А3 модифицировали ходовую часть с балансирами новой конструкции и горизонтально расположенными спиральными пружинами. Машина, получившая обозначение М4А3Е8, была как бы венцом развития "шермана" и использовалась только в американской армии. Оснащенная 76,2-мм пушкой, она имела увеличенную толщину брони и стабилизатор вооружения.

Англичане на части "шерманов", полученных ими по ленд-лизу, устанавливали свою, более мощную, чем американская, 76,2-мм пушку. Танк "Шерман Файерфлай" оказался сильнейшим танком западных союзников и, кстати, единственным, способным бороться с немецкими "тиграми" и "пантерами", правда, на довольно близких расстояниях.

В общем, М4 был весьма неплохим танком, надежным, простым в производстве и обслуживании. Однако вооружение и бронирование его было недостаточным.

Во время второй мировой войны "шерманы" поставлялись Англии (более 5000 шт., не считая RAM), СССР (М4А2, М4А4), Франции. После войны американцы продавали их практически во все капиталистические страны, а кое-где они до сих пор стоят на вооружении. "Шерманы" использовались империалистами в развязанной ими агрессивной войне в Корее в 1950-1953 годах, во всех арабо-израильских войнах и в индо-пакистанских конфликтах. В армии Израиля до сих пор используются "шерманы", на которых установлены новые башни с французской 105-мм пушкой, мощные дизель-моторы и современные оптические приборы.

На базе М4 создано и несколько образцов СУ, в частности, истребители танков М10А1, М18, М36, самоходные 155-мм пушка, М40 и 203-мм гаубица М43, а также ряд саперных вспомогательных машин.

При подготовке наступления на Орловско-Курской дуге летом 1943 года немецкое командование большие надежды возлагало на новые танки Т-VI(Н) и "пантера". А год спустя восемнадцать машин Т-VI(Н) переделали в "самоходки" и назвали их "штурмтигры". Они использовались для борьбы с мощными долговременными укреплениями. Реактивные 345-кг снаряды СУ могли поражать противника на расстоянии до 4600 м. Орудие предназначалось для навесной стрельбы и имело угол возвышения 85°. Лобовая броня устанавливалась под углом 45°.

Пытаясь противопоставить немецким "тиграм" и "пантерам" более мощный, чем "шерман", танк, американцы в 1943 году начали разработку опытной машины Т23 с 90-мм пушкой. В марте 1945 года она получила обозначение М26 "Першинг", и поначалу ее относили к категории тяжелых. Корпус машины делался сварным, башня - литой. Толщина брони у М26 по сравнению с "шерманом" возросла, а главное - на машине установили 90-мм пушку с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с. Всего выпустили 1436 таких танков.

В Европе "Першинги" .не успели принять участие в военных действиях, но воевали на острове Окинава против японской армии.

Рис. 73. Немецкая самоходная установка "штурмтигр". Боевая масса - 68 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одно 380-мм орудие, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони - лоб корпуса - 100-150 мм, борт - 63-80 мм. Двигатель - "Майбах" HL 230 P45, 700 л. с. Скорость по шоссе макс. - 38 км/ч. Запас хода - 120 км.

Рис. 74. Американский средний танк М26 "Першинг". Боевая масса - 41,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 90-мм пушка, два 7,62-мм и один 12,7-мм пулеметы. Двигатель - "Форд" GAA-V8, 500 л. с. Толщина брони - лоб корпуса - 102 мм, борт - 76 мм, башня - 102 мм. Скорость макс. - 48 км/ч. Запас хода - 180 км.


 

Советский тяжелый танк ИС-3. Боевая масса - 47 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 122-мм пушка, один 7,62-мм пулемет, один 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони - лоб корпуса - 120 мм, борт - 90 мм. Двигатель - дизель, В-11ИС 520 л. с. Скорость макс. - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.

В готовящемся наступлении на Орловско-Курском выступе летом 1943 года немецкое командование большие надежды возлагало на новые танки "Тигр" и "Пантеру".

Средний танк "Пантера" явился, по сути, подражанием нашему Т-34. Поначалу немецкие фронтовые генералы попросту предложили скопировать нашу машину, однако конструкторы рейха с этой задачей не справились. 25 ноября 1941 года министерство вооружений поручило фирмам "Даймлер-Бенц" и MAN выпустить танк, превосходящий по вооружению и бронированию Т-34. Фирма "Даймлер-Бенц" предложила машину, сильно напоминавшую внешним видом и компоновкой Т-34, с двигателем и ведущими колесами кормового расположения. Тем не менее приняли проект фирмы MAN с традиционной немецкой компоновкой: двигатель - в кормовой части, а трансмиссия и ведущие колеса - спереди. Это позволило отодвинуть башню назад, к корме, и установить на ней длинноствольную пушку. Опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску.

Танк фирмы MAN был испытан в сентябре 1942 года. После доработки машина под маркой Т-VD "Пантера" начала выпускаться в январе 1943 года серийно несколькими фирмами. Поспешность при разработке проявилась во множестве "детских болезней": вначале "пантеры" чаще выходили из строя в результате различных поломок, чем от снарядов противника. С августа 1943 года выпускались машины модификации А с новой командирской башенкой, лобовым пулеметом в шаровой установке и улучшенной ходовой частью. В марте 1944 года их сменили машины модификации G с несколько измененной конструкцией корпуса (увеличена толщина бортовой брони). Смотровые приборы водителя были перенесены на крышу отделения управления, а на машинах последних выпусков устанавливались такие же катки, как и на "Тигре". "Пантера" имела тот же двигатель, что и "Тигр". Всего выпущено около 6 тыс. машин Т-V.

Конструкторы, создавая "Пантеру", должны были выполнить следующие требования - обеспечить эффективность использования мощного вооружения и удобство работы экипажа. Подкалиберный снаряд 75-мм пушки длиной 70 калибров (начальная скорость 1120 м/с) с расстояния 1000 м пробивал (по нормали) броню толщиной до 160 мм. Сравнительно небольшой калибр пушки позволил получить высокую практическую скорострельность и увеличить боекомплект (81 унитарный патрон на Т-VG). Башня со сплошным поликом поворачивалась с помощью гидропривода. Для снижения загазованности боевого отделения пороховыми газами имелось устройство для продувки сжатым воздухом канала ствола пушки после выстрела. Трансмиссия позволяла осуществлять повороты с различными радиусами в зависимости от выбранной передачи, а также быстро разворачиваться на месте, сообщая одной гусенице движение вперед, а другой - назад. Усилия водителя облегчало гидравлическое управление тормозами. Благодаря шахматному расположению катков нагрузка на гусеницу распределялась равномерно. Но случалось, что набившаяся между катками грязь замерзала, и тогда "Пантера" останавливалась.

"Пантера" - лучший среди немецких и один из сильнейших танков второй мировой войны - казалась опасным противником. Американцы и англичане не смогли противопоставить ему равноценную машину. Недостатками "Пантеры" были сложность в производстве, трудность обслуживания и довольно низкая техническая надежность. На базе этого танка в конце 1943 года немцы построили противотанковую СУ "Ягд- пантера". Всего их выпущено 392 шт.

В сильно скошенном лобовом листе рубки устанавливалась 88-мм пушка. Подкалиберный снаряд ее на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной до 200 мм. Бортовые плиты рубки устанавливались с наклоном. Просторное боевое отделение облегчало работу экипажа. Это была лучшая "самоходка" в немецкой армии и одна из сильнейших в период второй мировой войны.

Советские танковые войска в 1944 году получали отличные машины - средний танк Т-34-85 и тяжелый ИС-2. Но наши конструкторы не остановились на достигнутом, в частности, в КБ, которым руководили Н. Л. Духов и его заместитель М. Ф. Балжи, с учетом боевого применения ИС-2 разрабатывался более мощный тяжелый танк. Особое внимание было уделено усилению броневой защиты. И вот в конце 1944 года появился танк ИС-3, корпус его совершенно новой формы был целиком сварной в отличие от ИС-2. Броневые плиты устанавливались под большими углами наклона, нижние бортовые грани корпуса были скошены. Толщина лобовых листов осталась той же, что и у ИС-2, зато бортовые листы стали толще. Намного толще стала и броня башни, которая имела полусферическую форму. Благодаря этим конструктивным новшествам удалось существенно повысить снарядостойкость бронирования без значительного увеличения массы танка.

На танке ИС-3 устанавливалась та же 122-мм пушка, что и у его предшественника, но система управления огнем была улучшена; командир танка имел независимый от наводчика механизм горизонтальной наводки башни. Это уменьшало время наведения пушки на цель, обнаруженную командиром. Боекомплект остался таким, как и у ИС-2: 28 выстрелов раздельного заряжания. Новая установка зенитного пулемета ДШК позволяла вести огонь по самолетам как заряжающему, так и командиру. Танк не имел командирской башенки. За счет ее отсутствия и некоторого уменьшения клиренса удалось снизить на 30 см высоту танка по сравнению с ИС-2. Место водителя располагалось по оси корпуса. С начала 1945 года ИС-3 стали поступать в войска. Производство ИС-2 и ИС-3 шло параллельно, причем выпуск машин первой модели не снижался.

ИС-3 не участвовал в боях в Европе. Он стал последним нашим танком, принятым на вооружение Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны. В послевоенное время этот танк долго считался образцом для подражания при конструировании тяжелых машин. Еще в 1956 году один американский военный журнал писал: "ИС-3 представлял собой выдающийся танк с мощной пушкой и отличной броневой защитой". Его копировали американские конструкторы, создавая после войны тяжелый танк М103, и английские - при разработке танка "Конкерор".

Рис. 75. Немецкий средний танк "Пантера" Т-VG. Боевая масса - 45 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 75-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони - лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм, башня - 110 мм. Двигатель - "Майбах" HL230P30, 700 л. с. Скорость макс. - 50 км/ч. Запас хода - 200 км.

Рис. 76. Немецкая СУ "Ягд-пантера". Боевая масса - 46 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 88-мм пушка, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони - лоб корпуса - 80 мм, борт - 50 мм. Двигатель и скорость такие же, как у "Пантеры". Запас хода - 160 км.

Американская СУ М18. Боевая масса - 17 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 76,2-мм пушка, одни 12,7-мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 13 мм, башня - 51 мм. Двигатель - "Континенталь" R - 975, 400 л. с. Макс, скорость - 72 км/ч. Запас хода по шоссе - 360 км.

С момента появления танков на поле боя еще в годы первой мировой войны основным средством борьбы с ними стала полевая артиллерия. Специальные противотанковые артсистемы появились значительно позже. На вооружение армий они поступили лишь в тридцатые годы. Это были скорострельные пушки калибра 20-47 мм. Низкий силуэт позволял легко маскировать их на местности, а обладая боевой массой в пределах 300-500 кг, они были довольно маневренны в боях. Транспортировка пушек осуществлялась с помощью механической и конной тяги.

В начале второй мировой войны появились танки с противоснарядным бронированием. Поэтому прежние малокалиберные пушки стали неэффективными. Тогда калибры орудий стали расти: 75, 76, 88, 100 мм! Увеличивалась и начальная скорость снарядов. Одновременно значительно возросла их боевая масса: 1,5-4 тонны, поэтому орудие с большим трудом буксировалось и маскировалось на пересеченной местности. Логическим шагом явилось создание установки противотанкового орудия на самоходном гусеничном шасси. Впервые это было сделано в 1940 году, когда на базе устаревшего немецкого легкого танка Т-I установили 47-мм пушку. В 1941 году у нас выпустили небольшое количество 57-мм пушек на шасси гусеничного тягача "Комсомолец". Это были легко или не полностью бронированные машины. В 1942 году в разных армиях воюющих стран появилось большое количество противотанковых установок калибром 75-76 мм на базе снимавшихся с производства танков или устаревших трофейных машин. У нас такой оказалась СУ-76, выпускавшаяся с конца 1942 года. У немцев это были 75- и 76-мм СУ на базе танков Т-II, 38(t) и других; у англичан 76-мм "Арчер" на базе танка "Валентайн" и т. д. Все эти легко и частично бронированные, открытые сверху и сзади самоходки имели малый угол горизонтальной наводки орудия.

Однако нужны были противотанковые СУ, способные сопровождать танки в бою, поддерживать их огнем и отражать атаки вражеских танков. Поэтому потребовалось создать боевые машины с полным противоснарядным бронированием. Они строились на базе основных выпускавшихся танков, а вместо башни СУ имели неподвижную боевую рубку, в лобовом листе которой устанавливалась мощная пушка калибра 75-100 мм с ограниченным углом наводки. По бронированию и маневренности они не уступали базовым машинам-танкам и, как правило, по мощности артсистемы превосходили их.

Готовясь к летнему наступлению, гитлеровское командование делало ставку на новые тяжелые танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков "Элефант", известный также под именем "Фердинанд". Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжелого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испытаний новых тяжелых машин, фирма "Нибелунген" изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот танк, решено было использовать имевшиеся шасси под противотанковую СУ, способную бороться с нашими Т-34 и КВ. Для этого в передней части бывшего танка, ставшей теперь кормовой, соорудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (начальная скорость 1130 м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщиной около 200 мм. "Элефант" в соответствии с замыслом Ф. Порше имел электротрансмиссию: на валах двух его двигателей стояли электрогенераторы, вырабатывавшие электрический ток. Он питал электромоторы, которые приводили в движение ведущие колеса машины. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.

"Элефанты" в составе двух батальонов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (в июле 1943 года). Они были весьма опасными противниками танков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета: лишь в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах в лобовой части их корпуса.

Ответом наших конструкторов на новые немецкие танки явилась СУ-85, сконструированная под руководством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 года. На ней в сильно наклоненном лобовом листе устанавливалась 85-мм пушка, по баллистическим характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34-85. Полностью бронированная машина, сохранившая ходовые и маневренные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и непосредственной поддержки своих танков и пехоты. В конце 1944 года ее сменила новая СУ-100 (см. "ТМ" № 12, 1970 г.), отличавшаяся от предыдущей более мощной артсистемой (ее бронебойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой.

Стремясь создать массовый, легкий и дешевый истребитель танков, немецкое командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38(t). Производство новой самоходки "Хетцер" началось в апреле 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего было выпущено около 2600 штук. "Хетцер" имела низкий корпус с большими углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Мощность мотора была повышена, и по сравнению с базовой машиной усилена ходовая часть. Благодаря удачным конструктивным решениям, заложенным в 38(t), "Хетцер" сохранила неплохую подвижность, хотя и получилась слишком тяжелой.

Несколько отличались по конструктивным особенностям созданные в 1942-1944 годах американские истребители танков. Они имели основное вооружение, установленное в полностью вращающейся башне, не имевшей крыши. Таковы, например, М10, вооруженная 76-мм пушкой, и М36 с 90-мм пушкой. Они создавались на базе танка М4 "Шерман" с немного измененной бронировкой корпуса. Боевая масса их составляла соответственно 29 и 27 т, экипаж - 5 чел. Построено их было 6700 и 1300 штук.

Более интересной оказалась СУ М18 "Ведьма", выпускавшаяся фирмой "Бьюик" с 1943 г. (построено 2500 шт.) на специально разработанной базе. Ее корпус сваривался из катаных броневых листов. Подвеска индивидуальная, торсионная. Двигатель воздушного охлаждения и агрегат силовой передачи устанавливались на специальной раме, так что могли быть легко вынуты из корпуса для замены или ремонта. М18 состояла на вооружении американской армии до конца войны.

Рис. 77. Немецкая СУ "Элефант". Боевая масса - 68 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - одна 88-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса и рубки - 200 мм, борт - 80 мм. Двигатели - два "Майбах" HL 120 TRM по 300 л. с. Макс. скорость - 20 км/ч. Запас хода по шоссе - 180 км.

Рис. 78. Советская самоходная установка СУ-85. Боевая масса - 30 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса - 45 мм. Двигатель - В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость - 55 км/ч. Запас хода по шоссе - 300 км.

Рис. 79. Немецкая СУ "Хетцер". Боевая масса - 16 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 75-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса - 60 мм, борт - 20 мм. Двигатель - "Прага" АС/2, 160 л. с. Макс. скорость - 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 180 км.


      Смотрите на сайту : Для продвинутых - Танковый музей  ч. V