Танковый музей ч. V

 

                                     Танковый  музей  ч. V

 

Немецкий сверхтанк "Маус". Боевая масса - 188 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 128-мм и одна 75-мм пушки, один 7,92-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 200 мм, борт - 180 мм, башня - 240 мм. Двигатель - "Майбах" МВ 509, 1080 л. с. Макс. скорость - 20 км/ч. Запас хода - 180 км.

Время от времени у конструкторов бронетанковой техники возникала одна и та же мысль: создать огромный неуязвимый сверхтанк, своего рода сухопутный броненосец, способный поражать любую цель. Больше других такими идеями увлекались, пожалуй, немцы и англичане и в меньшей степени американцы и французы.

Еще в конце первой мировой войны в Германии построили два опытных экземпляра сверхтяжелого танка "К" ("Колоссаль"). Масса каждого из них достигала 150 т. Компоновкой - гусеницы охватывали корпус, а вооружение (четыре 77-мм пушки и 7 пулеметов) устанавливалось в бортовых спонсонах - они напоминали английские тяжелые машины МкI. Кроме большой массы и длины (13 м), немецкий танк обладал еще несколькими интересными особенностями. Он разбирался на три части и в таком виде мог доставляться к линии фронта. Опорные катки машины, похожие на железнодорожные колеса, крепились к звеньям гусениц и во время движения перемещались по рельсам, охватывавшим весь корпус. И все-таки танки "Колоссаль" не сумели довести до конца, а после поражения Германии в первой мировой войне их вообще уничтожили, чтобы машины не достались противникам.

Снова немцы вернулись к идее сверхтанков во время второй мировой войны. Еще в июне 1940 года Гитлер поручил уже известному нашим читателям Ф. Порше сконструировать сверхтяжелую машину, одетую в броню максимально возможной толщины и вооруженную 128-мм пушкой. Заметим, что ведомство вооружений фашистской Германии не поддержало этот "личный" заказ фюрера, предложив заняться разработкой аналогичного танка фирме "Хеншель". Гигант, созданный в фирме Порше, получил обозначение "205", но он известен больше под названием "Маус" ("Мышонок"). Вторая машина называлась Е-100. Оба сухопутных броненосца предназначались не для прорыва мощных укреплений, а, наоборот, для их усиления. Служа своего рода подвижными фортами, "маусы" и Е-100 должны были защищать промежутки между долговременными огневыми сооружениями.

Ф. Порше решил оснастить свою машину электротрансмиссией и дизель-мотором. Но неудачи на испытаниях уменьшили интерес к его детищу. Кроме того, ухудшающееся военное и политическое положение Германии не позволяло рейху тратить средства на столь дорогие затеи. Вот почему к концу войны изготовили лишь два прототипа "Мауса", причем один из них имел карбюраторный двигатель вместо предполагавшегося дизеля. К слову, дизельный гигант так и не был опробован, а первый образец прошел испытания в июне 1944 года.

Что касается фирмы "Хеншель", то она с самого начала занималась строительством Е-100 с прохладцей и не довела его даже до опытного образца. На танке массой в 140 т предполагали установить 150-мм и 75-мм пушки. Бронирование его такое же, как и у "Мауса".

Заметим, что и описанные немецкие машины, и те, что создавались англичанами и американцами, не поступали на вооружение армий по вполне понятным причинам: танки с такой колоссальной массой обладали низкой подвижностью. Понятно, что и в боях они не испытывались. Тем не менее поля сражений видели танки-гиганты. Это были немецкие "королевские тигры". Своим появлением на свет эта машина обязана давнему стремлению фашистского командования установить в танке мощную 88-мм пушку длиной в 71 калибр. В январе 1943 года заказы получили опять же фирмы "Хеншель" и Ф. Порше. И снова Порше проиграл - на вооружение приняли машину Адерса. Ее назвали Т-VIB "Королевский тигр". Кто-то заметил, что Т-VIB, по существу, гибрид между "Элефантом" и "Пантерой". Действительно, форма корпуса и двигатель новой машины такие, как и у "Пантеры".

Серийное производство этого танка началось в январе 1944 года и продолжалось до конца войны. Всего их выпустили 489 штук. Бронирование его по сравнению с "Тигром" было усилено, большое внимание конструкторы обратили на удобства работы экипажа. Т-VIB имел ту же систему продувки канала ствола пушки, что и "Пантера". В удлиненной кормовой нише башни, вблизи казенной части пушки, укладывалась в горизонтальном положении часть боекомплекта, так что заряжающему требовалось затратить минимум усилий. Благодаря этому у танка была довольно высокая скорострельность: 7-8 выстрелов в минуту. Опорные катки, располагавшиеся в шахматном порядке, имели индивидуальную торсионную подвеску.

Впервые "королевские тигры" появились в бою на Сандомирском плацдарме в Польше. Это случилось в августе 1944 года. В сражениях они использовались скорее как истребители танков. А с июля того же года на базе "королевских тигров" до конца войны строились СУ "Ягд-Тигр". Масса их достигала 70 т, а толщина брони - 250мм. Машины вооружились 128-мм пушками длиной 55 калибров (они же предназначались и для "маусов"). Обслуживал самоходку экипаж из 6 человек. Бронебойный снаряд пушки весом 28 кг с расстояния 1000 м пробивал под прямым углом броню толщиной до 190 мм. Всего таких самоходок выпущено 77 штук. Правда, и "Королевский тигр", и "Ягд-Тигр", самые тяжелые из когда-либо использовавшихся в боях, оказались малоподвижными и обладали плохой проходимостью.

Теперь поговорим немного о работах конструкторов Англии и США. В 1940 году англичане, уверенные в том, что им придется штурмовать мощные укрепления "линии Зигфрида", приступили к созданию танка-гиганта. Прежде всего они обратили внимание на усиление бронезащиты машины и способности ее к преодолению широких рвов. Именно поэтому танку придали старую форму, еще времен первой мировой войны: гусеницы охватывали корпус. Масса английского "броненосца" достигала 80 т, длина превышала 10 м, а скорость оказалась равной 14 км/ч. Танк вооружался 76-мм пушкой и пулеметом, которые устанавливались во вращающейся башне.

В 1942 году военное министерство Великобритании выдало фирме "Наффилд" заказ на создание так называемого безбашенного танка А.39. По существу, он оказался штурмовой самоходной установкой. Первые две машины изготовили в 1943 году, а всего их до 1947 года построили 6 штук. Вооружение А.39 - одна 94-мм пушка и 2 пулемета - размещалось в просторной рубке. Пушка устанавливалась в наклонном лобовом листе, а пулеметы - во вращающейся башенке на крыше рубки. Толщина брони достигала в лобовой детали 229 мм, а в бортовых - 152 мм. Экипаж машины состоял из 7 человек.

Эти самоходки, известные под названием "Черепаха", также не были приняты на вооружение.

В 1943 году аналогичный безбашенный танк (штурмовую самоходку) начали конструировать и за океаном. Она предназначалась для прорыва укрепленных полос противника. Машина в целях снижения удельного давления на грунт снабжалась двойными гусеницами, причем внешние гусеницы снимались. Кстати, гусеницы далеко выступали за лобовую часть корпуса танка. Броневой фальшборт прикрывал собой ходовую часть. Низко расположенная 105-мм пушка защищалась массивной маской. Она имела бронебойные снаряды (с начальной скоростью 915 м/с) для борьбы с танками. Кроме того, в боекомплекте были и бетонобойные снаряды для поражения укреплений врага. Толщина брони у этой самоходки достигла рекордного значения - 305 мм!

Заканчивая наш рассказ о танках-гигантах, упомянем немецкую СУ "Тор", или "Карл". Правда, это, конечно, не танк и даже не боевая самоходка, а самодвижущаяся мортира на гусеничном ходу. Она предназначалась для борьбы с мощными укреплениями. Масса машины достигала 124 т, а скорость составляла всего лишь 10 км/ч. Калибр мортиры - 600 мм, а масса снаряда равнялась 2200 кг. Немцы в 1940-1941 годах построили 6 мортир, которые обстреливали Брест, Севастополь и Варшаву.

Рис. 80. Немецкий тяжелый танк Т-VIB. Боевая масса - 68 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 88-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 150 мм, борт - 80 мм, башня - 180 мм. Двигатель - "Майбах" HL 230P30, 700 л. с. Макс. скорость - 35 км/ч. Запас хода по шоссе - 170 км.

Рис. 81. Американская штурмовая СУ Т28. Боевая масса - 88 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение: одна 105-мм пушка, один 12,7-мм зенитный пулемет, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони максимальная - 305 мм.


 

Советская самоходная установка СУ-122. Боевая масса - 30,9 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение - одна 122-мм гаубица. Толщина брони: лоб, борт корпуса и рубки - 45 мм. Двигатель - В-2-34, 500 л. с. Скорость макс. - 55 км/ч. Запас хода по шоссе - 300 км.

Артиллерийские системы (сюда включают короткоствольные орудия, предназначенные для стрельбы прямой наводкой, длинноствольные пушки, в том числе и противотанковые, и гаубицы на гусеничных самоходных шасси) появились еще в годы первой мировой войны. Именно тогда танки из спутников пехоты превратились в самостоятельный род войск.

Артиллерия поддержки и противотанковые орудия на механической тяге за танками не поспевали. Поэтому нужно было построить самоходки (САУ), такие же подвижные и обладавшие такой же проходимостью, как и танки.

САУ, как правило, создавались на базе танков. Правда, артсистема с ограниченным углом обстрела устанавливалась в неподвижной боевой рубке на шасси основной машины. Во многих случаях в целях улучшения работы орудийного расчета, особенно для систем с большим углом возвышения, рубка не имела крыши и кормовой стенки. Кроме того, это упрощало производство и позволяло использовать базу легких танков для орудий довольно "солидных" калибров. Когда рубка самоходки была целиком бронированной, отказ от вращающейся башни также способствовал облегчению производства. А за счет выигрыша в весе САУ оснащали более мощной, чем в танке, артсистемой и даже усиливали ее бронирование.

В нашей стране первые САУ создавались еще в тридцатые годы. В 1935 году на базе легкого танка Т-26 построили так называемый "малый триплекс", или СУ-5. На базе самоходного лафета можно установить три артсистемы: 76-мм пушку, 122-мм гаубицу или 152-мм мортиру. Всего выпустили пятнадцать СУ-5. Другие наши предвоенные САУ так и не вышли из стадии эксперимента. Таким образом, накануне Великой Отечественной войны Красная Армия самоходок практически не имела. Первые серийные СУ выпустили в конце 1942 года. Это были СУ-122 и СУ-76.

СУ-122 представляла собой 122-мм гаубицу, установленную на базе танка Т-34. Орудие с весьма ограниченным углом обстрела помещалось в наклонном лобовом листе рубки. Гаубица имела поршневой затвор и выстрелы раздельного заряжания, поэтому и скорострельность ее оказалась невысокой. В боекомплекте находились осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100 мм. СУ-122 в основном использовалась для борьбы с огневыми точками и полевыми укреплениями противника и могла вести огонь с закрытых позиций. Уже в августе 1943 года эту самоходку вследствие недостаточной эффективности при борьбе станками заменили на СУ-85.

СУ-76 конструкторы разработали как мобильное средство сопровождения пехоты. Она была вооружена достаточно мощной пушкой ЗИС-3 с длиной ствола 41,5 калибра, поставленной на базу легкого танка Т-70. Бронебойный снаряд этой пушки весом 6,5 кг пробивал под прямым углом на расстоянии 500 м броню толщиной 70 мм. Подкалиберный же снаряд, обладая весом 3,02 кг и начальной скоростью 950 м/с, пробивал с той же дистанции почти 100-мм броню. Чтобы установить 76-мм пушку, потребовалось усилить ходовую часть Т-70 (добавили еще по одному катку на каждую сторону) и удлинить корпус. В передней его части слева размещался водитель, а справа - моторно-трансмиссионная группа. Боевое отделение машины - легкобронированная рубка без крыши. Несмотря на слабое и неполное бронирование, СУ-76 хорошо зарекомендовали себя в боях и часто выходили победителями в борьбе с немецкими тяжелыми танками. СУ-76 - легкая, достаточно маневренная - имела и значительно меньшие габариты, чем ее мощные собратья. Эти самоходки во всевозрастающем количестве выпускались до конца войны. Простота их конструкции и легкость изготовления - вот основные причины "живучести" СУ-76. Кроме того, важно и то, что они выпускались на хорошо отработанной базе Т-70, снятого в 1943 году с производства, а шасси основного танка нашей армии использовались по прямому назначению.

Немецкая самоходная артиллерия времен второй мировой войны при чрезвычайном разнообразии образцов разделялась по техническим и тактическим свойствам на противотанковую, штурмовую (см. "ТМ", 1980, № 8) и сопровождения танков. Это были как серийные машины, так и созданные на базе снятых с производства или трофейных танков. В 1940 году у нескольких десятков танков Т-I немцы сняли башни и установили на машинах тяжелые пехотные 150-мм орудия (с углом возвышения 75°). Спереди и с боков орудие прикрывали 13-мм броневыми листами, превратив таким образом Т-I в самоходки.

8 1943-1944 годах на базе снятого с производства легкого танка 38(t) выпустили около 300 СУ с тем же 150-мм орудием. Оно располагалось в открытой сверху кормовой рубке, имевшей 10-мм толщину брони. Боевая масса машины достигла 12 т. Экипаж состоял из 4 чел. Самой распространенной самоходной установкой сопровождения оказалась 105-мм СУ "Веспе" ("Оса"), выпускавшаяся на шасси устаревшего легкого танка Т-II в 1943-1944 годах. Всего их построили около 700 штук. Корпус базовой машины был слегка удлинен, а двигатель перенесли вперед. Гаубица устанавливалась в корме машины в рубке, лишенной крыши, и имела угол горизонтальной наводки 34°, а вертикальной - 42°.

Под 150-мм гаубицу разработали базу с использованием трансмиссии от Т-III и ходовой части от Т-IV. Двигатель этой машины также перенесли вперед. Боевое отделение оказалось в кормовой части. Спереди, сбоку и частично сзади оно защищалось броневыми листами. Горизонтальный угол наводки гаубицы 30°, а вертикальный - 42°. Всего этих самоходок, называвшихся "Хуммель" ("Шмель"), выпустили в 1943-1944 годах свыше 700 штук. Почти такая же база использовалась для 88-мм противотанковой пушки длиной 71 калибр. Эти СУ под именем "Насхорн" ("Носорог") строились с начала 1943 года и до конца войны. Всего их создано 500 штук.

Американцы сконструировали несколько образцов самоходок сопровождения. Это были 76-мм гаубица на базе легкого танка М5, 105-мм гаубица на базе среднего танка М3 и на базе легкого танка М24, 155-мм пушка и 203-мм гаубица на базе "Шермана". Наиболее распространенной стала 105-мм СУ, которую назвали М7 "Прист". Она выпускалась также в 1942-1943 годах (их построили около 3 тыс. штук). Гаубица устанавливалась в лобовом отсеке частично защищенного броней боевого отделения. СУ снабжалась 12,7-мм зенитным пулеметом. Компоновка основных агрегатов осталась такой же, как и на базовом танке. Боевая масса 24 т, экипаж 7 чел.

В Англии в то время появились лишь два образца СУ сопровождения. 98-мм гаубица устанавливалась на базах американского танка М4 и легкого танка "Валентайн". Широкого распространения эти самоходки не получили. А на базе того же "Валентайна" выпустили противотанковую СУ "Арчер", вооруженную 76-мм пушкой.

В небольших количествах самоходки состояли на вооружении японской и итальянской армий.

Рис. 82. Советская СУ-76М. Боевая масса - 10,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 76-мм пушка. Толщина брони: лоб корпуса - 35 мм, борт - 15 мм, рубка - 25 мм. Двигатель - два ГАЗ-70 по 70 л. с. Скорость макс. - 45 км/ч. Запас хода по шоссе - 270 км.

Рис. 83. Немецкая СУ "Веспе". Боевая масса - 11 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 105-мм гаубица. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 15 мм, рубка - 15-20 мм. Двигатель - "Майбах" HL62TR, 140 л. с. Скорость макс. - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 220 км.

Рис. 84. Немецкая СУ "Хуммель". Боевая масса - 24 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - одна 150-мм гаубица. Толщина брони: лоб корпуса - 30 мм, борт - 20 мм, рубка - 10 мм. Двигатель - "Майбах" HL120TRM, 300 л. с. Скорость макс.- 42 км/ч. Запас хода по шоссе - 200 км.


 

Советский средний танк Т-62. Боевая масса - 37 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 115-мм пушка, один 7,62-мм пулемет и один 12,7-мм зенитный пулемет. Броня - противоснарядная. Двигатель - В-55, 580 л. с. Скорость макс. - 50 км/ч. Запас хода - 450 км.

Не успели отгреметь бои Великой Отечественной войны, а советские конструкторы уже приступили к созданию нового, более совершенного, чем прославленная тридцатьчетверка, среднего танка. Еще в 1940 году главный конструктор машины М. И. Кошкин высказал идею уменьшить габариты Т-34, разместив двигатель поперек корпуса. И вот в 1944 году идею решили воплотить в новом среднем танке Т-44, который продолжил линию Т-34 с учетом богатого опыта войны. Основное внимание уделили усилению защиты. Более толстый верхний лобовой лист корпуса был монолитным: в нем отсутствовали люк механика-водителя и шаровая установка пулемета. Отсутствовали и надгусеничные ниши корпуса. Заметим: усиление бронезащиты не повлекло за собой увеличения боевой массы машины.

Т-44 сохранил основное вооружение своего предшественника. Башня имела кормовую нишу, где размещалась основная часть боекомплекта (58 выстрелов). Переговоры по радио с другими танками и вышестоящими начальниками вел командир машины. Новый двигатель - с другим размещением водяного и масляного насосов - позволил уменьшить высоту корпуса на 30 см. В трансмиссии конструкторы применили узел, называемый "гитарой". Он передавал усилие от двигателя коробке передач.

Т-44 практически не принимал участия в боевых действиях и оказался как бы переходной моделью к другому, более мощному танку послевоенных пет - Т-54. Работа над этой машиной началась еще весной 1945 года. На Т-54 основное вооружение было резко усилено, установили 100-мм пушку, аналогичную той, что уже опробовали на СУ-100. Под нее сконструировали новую башню с большим диаметром погона. В средней части корпуса, по бортам, под эту башню сделали местные уширения. Т-54 начали выпускать в 1946 году. Форма корпуса осталась почти такой же, как и у предшественника, лишь днище - для увеличения прочности - имело корытообразную форму (редан). Смотровая щель механика-водителя в лобовом листе отсутствовала.

В 1949 году конструкцию башни этой машины изменили. Пушка в ней устанавливалась без маски в узкой амбразуре, а размеры кормовой ниши уменьшили. В 1951 году Т-54 получил полусферическую башню без заманов (то есть без выступающей кормовой ниши и деталей маски пушки). Из-за узкой амбразуры установка или замена пушки могла осуществляться лишь при поднятии башни. Это хотя и сложновато, но оправданно, поскольку башня имеет наивыгоднейшую с точки зрения снарядостойкости форму. На последующих модификациях, Т-54А и Т-54Б, устанавливались стабилизатор основного вооружения и автоматизированный электропривод наведения башни. Башня имела вращающийся полик, а пушка оборудовалась эжектором для удаления пороховых газов из ствола после выстрела. На Т-54Б были новые приборы наблюдения для командира и механика-водителя, и в частности приборы ночного видения с инфракрасным прожектором. Планетарные механизмы поворота облегчали управление машиной. Подвеска у Т-54 индивидуальная торсионная, как и у его предшественника.

Танки Т-54 имели оборудование для преодоления водных препятствий (ОПВТ) глубиной до 5 м, автоматическое противопожарное оборудование и аппаратуру дымопуска.

Дальнейшим развитием Т-54 стал танк Т-55. Его оснащали более мощным дизельным двигателем В-55 (580 л. с.), более совершенными приборами наблюдения и системой противоатомной защиты.

В 60-е годы наши танкисты получили новую могучую боевую машину с новейшими механизмами и приборами - средний танк Т-62. Форма его корпуса осталась практически, как у Т-54 и Т-55, но ходовая часть несколько изменилась: в частности, по-другому размещены опорные катки. Но самое главное другое - в полусферической башне новой формы установили 115-мм гладкоствольную пушку, огонь из которой ведется оперенными снарядами. Бронебойный подкалиберный снаряд этой пушки имеет огромную начальную скорость, обеспечивающую очень большую дальность прямого выстрела и высокую бронепробиваемость. В боекомплект пушки также входят унитарные кумулятивные и фугасные выстрелы. Эжекционное устройство смещено ближе к середине ствола пушки, с ней спарен пулемет ПКТ. На башне устанавливается зенитный пулемет ДШК. Танк имеет двухплоскостную систему стабилизации пушки.

Машина Т-62 оборудована ОПВТ, противопожарным устройством, термической дымовой аппаратурой, инфракрасными приборами ночного видения.

За океаном в 1946 году, использовав опыт войны, американские конструкторы модернизировали свой средний танк M26 (см. ТМ, № 5, 1981 г.). На нем установили новый двигатель (810 л. с.), гидромеханическую трансмиссию, 90-мм пушку и систему управления огнем. В 1948 году под маркой М46 "Паттон" I его приняли на вооружение. Боевая масса машин 44 т, а скорость 48 км/ч.

Империалистическая захватническая война в Корее (1950-1953 гг.) выявила недостатки М46: в частности слабость вооружения. Командование американской армии потребовало перевооружить свой основной танк. На него в начале 1952 года установили новую башню с более мощной 90-мм пушкой. Несколько изменили конструкцию корпуса. Новая машина получила обозначение М47 "Паттон" II. Основные характеристики у нее такие же, как и у М46.

Параллельно американцы отработали новый средний танк М48 "Паттон" III, принятый на вооружение в 1953 году. От М47 он отличался бронированием и вооружением. Корпус и башня этой машины цельнолитые. Пушка имела дульный тормоз, эжектор, электрогидравлический и ручной приводы. Он оснащался баллистическим вычислителем данных для стрельбы, а также приборами ночного видения. Силовая установка осталась такой же. Танки модификации М48А2 получили двухплоскостной стабилизатор вооружения.

Производство М48 прекратилось в 1960 году в связи с началом выпуска нового среднего танка М60. Состоявшие на вооружении "паттоны" в 60-х годах подверглись модернизации. На машинах установили дизель-моторы, увеличили емкость топливных баков. Эта модификация обозначается как М48А3.

Рис. 85. Советский средний танк Т-44. Боевая масса - 31,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Толщина брони: лоб корпуса - 120 мм. Двигатель - В-44, 520 л. с. Скорость макс. - 51 км/ч.

Рис. 86. Советский средний танк Т-54. Боевая масса - 36 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 100-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Броня - противоснарядная. Двигатель - В-54, 520 л. с. Скорость макс. - 50 км/ч. Запас хода - 350-440 км.

Рис. 87. Американский средний танк М48А2. Боевая масса - 46 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 90-мм пушка, один 7,62-мм пулемет и один 12,7-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 110 мм, борт - 75 мм, башня - 152 мм. Двигатель - "Континентал" 810 л. с. Скорость макс. - 48 км/ч. Запас хода - 310 км.

Советский плавающий танк ПТ-76. Боевая масса - 14,6 т. Экипаж - 3 чел. вооружение: одна 76-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Бронирование - противопульное. Двигатель - дизель В-6, 240 л. с. Скорость макс. на суше 44 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Запас хода - 250 км.

Конструкторы еще в 20-е годы мечтали о таких машинах. Американец У. Кристи немало времени посвятил разработке проекта танка, у которого имелись бы крылья и органы управления полетом. Пропеллер, помещенный на этой конструкции, работал от основного двигателя танка. По мысли конструктора, эта машина должна была, разогнавшись, взлететь как самолет и, совершив перелет, приземлиться. Крылья и прочее оснащение сбрасывались, и танк шел в бой.

А первое в мире десантирование бронетанковой техники (танкеток Т-27) посадочным способом осуществлено в 1935 году в нашей стране.

Позднее, в годы второй мировой войны, в Англии и США были созданы два образца авиадесантных танков. Английская машина называлась МКVIII "Тетрарх". Она имела боевую массу 7,5 т и оснащалась 40-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом. Экипаж состоял из двух человек; скорость достигала 64 км/ч. Американская машина - М22 "Локаст" - весила 7,2 т, на ней устанавливались 37-мм пушка и два 7,62-мм пулемета.

Опыт сражений второй мировой войны показал, что легкие танки ввиду слабости вооружения и бронирования не могут выполнять роль боевых танков. С 1942 года они использовались только для разведки и охранения. В СССР и в Германии, да практически и в Англии производство этих машин было прекращено.

Легкие танки продолжали выпускаться лишь в США, где в 1944 году на смену М5 пришел легкий танк М24 "Чеффи". Он задумывался для использования в авиадесантных войсках, но оказался слишком тяжелым (боевая масса 18,4 т). Вооружение его состояло из 75-мм пушки, двух 7,62-мм пулеметов и одного 12,7-мм зенитного пулемета. Скорость машины достигала 55 км/ч. Бронирование оставалось противопульным.

В 1953 году на вооружение американцы приняли новый легкий танк М41 "Уокер Бульдог". Он сохранил многие элементы конструкции своего предшественника (в том числе и такое же бронирование), но получил новое, более мощное вооружение и новый двигатель. Его боевая масса 23 т, максимальная скорость 64 км/ч, запас хода 200 км. Длинноствольная 76-мм пушка (начальная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) снабжалась дульным тормозом и эжекционным устройством.

Во Франции послевоенное танкостроение началось с создания легкого аэротранспортабельного танка, получившего обозначение AMX-13. После пяти лет разработок и испытаний в 1951 году он поступил в серийное производство, продолжавшееся до 1964 года. Его компоновка отличалась от классической: силовое отделение спереди, а боевое - сзади. АМХ-13 вызвал множество споров и имел столь же много противников, сколь и поклонников ввиду необычной установки вооружения. Длинноствольная 75-мм пушка с автоматическим заряжанием (начальная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) и спаренный 7,5-мм пулемет помещались в составной, или качающейся, башне, которая состояла из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с нижней посредством цапф.

Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель располагался в передней части корпуса справа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Танк мог транспортироваться по воздуху и десантироваться посадочным способом.

В 60-е годы на части танков установили 90-мм пушки. Позднее на оставшихся машинах поставили модифицированные башни со 105-мм пушкой и лазерным дальномером.

В начале 50-х годов на вооружение Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Подобной машины нет ни в одной армии мира. В отличие от зарубежных плавающих танков он практически не требует предварительной подготовки для движения по воде. Впервые в мире танк получил два водометных движителя, расположенных по бортам в кормовом отделении корпуса. Его скорость на плаву почти вдвое выше, чем у аналогичных иностранных машин. Водомет действует так: всасываемая насосом вода выбрасывается через кормовой патрубок, создавая реактивную силу. Патрубок имеет заслонку и трубу заднего хода. При закрытой заслонке вода подается через трубу заднего хода вперед, и машина движется назад. Поворот в воде осуществляется при работе одного водомета вперед, а другого - назад.

ПТ-76 может вести огонь из пушки на плаву. Подвеска танка индивидуальная торсионная. Низкое удельное давление на грунт (0,5 кг/см2) обеспечивает хорошую проходимость по мягкому грунту и снегу. Танк оснащен приборами ночного видения и противопожарным оборудованием.

А теперь вернемся снова к американским машинам. Военные специалисты не были удовлетворены танком М41 - он оказался слишком тяжелым. Поэтому в конце 50-х годов начинается разработка нового авиадесантного танка, с меньшей массой, более мощным вооружением, чем у М41, к тому же способного плавать. Лишь в 1968 году новый танк М551 "Шеридан" был принят на вооружение. Машина оснащена 152-мм орудием - пусковой установкой.

Применение брони из алюминиевых сплавов дало большую экономию в весе, однако она защищает экипаж лишь от огня стрелкового оружия. Дизель-мотор в блоке с гидромеханической планетарной КП расположен в кормовой части корпуса. Подвеска индивидуальная торсионная. На танке возится приспособление для плавания в виде поднимающегося по периметру корпуса водонепроницаемого кожуха из синтетического материала. Подготовка к плаванию занимает две минуты. Скорость на плаву 6 км/ч.

После долгого перерыва в 1972 году в Англии снова создали легкий танк. Это была разведывательная аэротранспортабельная плавающая машина под названием "Скорпион". На нем также использовалась алюминиевая броня. Двигатель и трансмиссия расположены спереди. Подвеска - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами. Танк оснащен приборами ночного видения, фильтровентиляционной установкой для действий на радиоактивно зараженной местности и индивидуальным плавсредством, таким же, как и у "Шеридана".

Рис. 88. Французский легкий танк АМХ-13. Боевая масса - 14,5 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 75-мм пушка, один 7,5-мм пулемет. Бронирование: лоб корпуса 40 мм, борт - 20 мм, башня - 40 мм. Мощность двигателя - 270 л. с. Макс. скорость - 65 км/ч. Запас хода - 400 км.

Рис. 89. Американский легкий танк "Шеридан". Боевая масса - 15 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одно 152-мм орудие - пусковая установка, один 7,62- и один 12,7-мм зенитный пулеметы. Бронирование - противопульное. Мощность двигателя - 300 л. с. Макс. скорость - 70 км/ч. Запас хода - 500 км.

Рис. 90. Английский легкий танк "Скорпион". Боевая масса - 7,9 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 76-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Бронирование - противопульное. Мощность двигателя - 195 л. с. Максимальная скорость - 80 км/ч. Запас хода - 640 км.


 

Советский средний танк Т-72. Боевая масса - 41 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение: одна 125-мм пушка, 12,7-мм зенитный и 7,62-мм пулеметы. Броня - противоснарядная. Двигатель - дизель, 780 л. с. Макс. скорость - 60 км/ч.

К началу шестидесятых годов во всех зарубежных странах, выпускающих танки собственной конструкции, выявилось практически одинаковое представление об основных боевых танках. Их уже не подразделяли на средние и тяжелые. В дополнение к основным в некоторых государствах строились боевые разведывательные гусеничные машины, по старой терминологии их называли легкими танками (см. "ТМ", 1981, № 11).

В США фирма "Крайслер" в 1960 году начала серийное производство основного американского танка М60, созданного годом раньше. Эта машина завершила линию развития среднего танка М26, сконструированного еще в годы второй мировой войны. В основном он сохранил компоновку своего предшественника М48. Более того, многие узлы обоих танков взаимозаменяемы. На новой машине прежде всего усилили вооружение: М60 оснащен 105-мм английской пушкой, выпускаемой по лицензии в США. Она не имела дульного тормоза, но была снабжена эжектором. В ее боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, снаряды с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные. Для них конструкторы разработали сгорающие гильзы.

Бронирование М60 по сравнению с М48 более мощное: увеличена его толщина в наиболее уязвимых местах, лобовым листам приданы большие углы наклона к вертикали, улучшена конфигурация башни. Корпус и башня танка литые.

М60 имеет прицел-дальномер, баллистический вычислитель, инфракрасные приборы ночного видения и прицеливания. Стабилизаторы пушки стали устанавливать уже на модифицированных образцах М60А1. Ходовая часть и подвеска М60 остались почти такими же, как и на М48, их лишь несколько улучшили и облегчили. На М60 стоят гидромеханическая силовая передача, система запуска двигателя при низких температурах, ОПВТ (начиная с модификаций М60А1), ППО и фильтровентиляционная установка.

В 1962 году появилась улучшенная модификация М60А1 с усиленным бронированием башни. Еще спустя шесть лет на базе М60А1 создан танк М60А2 с новой башней, в которой установлено 152-мм орудие - пусковая установка, точно такая же, как на легком танке "Шеридан". М60А2 получил лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель. Однако американские специалисты считают, что ракетно-пушечное вооружение М60А2, повысив его огневую мощь на дальних дистанциях боя, не имеет преимуществ перед пушечным вооружением на средних дистанциях. Поэтому выпуск М60А2 (всего их построено 543 штуки) прекратился. Танки следующей модификации - М60А3, производство которых началось в 1976 году, также получили 105-мм пушку.

Выпуск этих машин продолжался до 1980 года. Они поставлялись Израилю (танк М60А1), Египту и другим странам. В составе израильской армии они принимали участие в арабо-израильской войне в 1973 году.

Английские специалисты в 1956 году начали разработку нового основного танка "Чифтен" взамен устаревшего "Центуриона". В 1963 году он был принят на вооружение. В конструкции машины воплощены результаты многолетних исследований и реализованы новые требования к системе управления огнем и размещению боекомплекта. "Чифтен" оказался намного тяжелее своих ровесников и тихоходнее. Мощность его двигателя и запас хода также меньше, чем у основных боевых танков капиталистических стран, но вооружение и бронирование более сильные. Его 120-мм пушка не имеет дульного тормоза, но снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом, предохраняющим ствол от деформации при неравномерном нагреве. Выстрелы раздельного заряжания состоят из подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, а также из снарядов с пластическим взрывчатым веществом. Благодаря применению механизма, облегчающего заряжание, практическая скорострельность достигает 8 выстрелов в минуту. Расстояние до цели определяется с помощью 12,7-мм пристрелочного пулемета.

Для уменьшения высоты танка водитель (в боевом положении) размещается полулежа. Подвеска "Чифтена" осталась такой же, как и на "Центурионе". К тому же этот танк снабжен приборами ночного видения, ИК-прицелами, индивидуальным плавсредством в виде кожуха, установленного по периметру машины и поднимаемого перед сходом на воду. "Чифтен" неоднократно модернизировался с целью повышения боевой мощи и маневренности. Усиление огневой мощи достигалось за счет усовершенствования системы управления огнем. Так, на модифицированной машине "Чифтен" Мк3/3 установлен лазерный прицел-дальномер. Увеличена дальность стрельбы пристрелочного пулемета. "Чифтен" Мк5, выпускавшийся в 1976 году, получил электронный баллистический вычислитель, усовершенствованные прицелы и приборы наблюдения. На нем же установлен более мощный (750 л. с.) двигатель.

"Чифтен" до сих пор основной танк британской армии. Он поставлялся также Ирану, правда, в виде несколько упрощенного и модифицированного образца, получившего название "Шир Иран".

А во Франции с 1957 года разрабатывался собственный основной боевой танк. В 1963 году под маркой АМХ-30 его приняли на вооружение. Это самый легкий (32,5 т) из танков своего класса. Он вооружен 105-мм пушкой французской разработки, с которой спарен 7,62-мм пулемет. Для пушки разработан специальный кумулятивный снаряд (начальная скорость 1000 м/с), пробивающий 400-мм броню. АМХ-30 оснащен многотопливным дизельным двигателем мощностью 720 л. с. Максимальная скорость танка 65 км/ч. Запас хода 480 км. С 1972 года выпускается его модифицированный образец с усиленной бронезащитой, имеющий боевую массу 36 т.

В ФРГ разработка основного танка началась так же, как и во Франции, в 1957 году. В 1965 году под названием "Леопард" 1 он был принят на вооружение армии. Машина оснащена 105-мм английской пушкой с эжектором. Ее подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном имеет начальную скорость 1475 м/с. На танке установлен дальномер и ИК-приборы прицеливания и наблюдения. Бронирование поначалу лишь в лобовых деталях было противоснарядным. Бортовая броня защищала танк только от огня пехотного оружия и осколков снарядов. Однако при дальнейшей модернизации "Леопарда" 1 его защиту существенно улучшили. "Леопард" 1 оснащен многотопливным дизельным двигателем и обладал в то время самой высокой скоростью среди основных танков капиталистических государств. Танк оборудован ППО и фильтровентиляционной установкой.

На модификации "Леопард" 1А1 установлены стабилизаторы вооружения, теплоизоляционный кожух ствола пушки и ОПВТ. "Леопзрд" 1А2 (1973 год) имеет усиленное бронирование литой башни. "Леопард" 1А3 получил сварную башню с многослойным бронированием. На этой машине изменена форма маски пушки. "Леопард" 1А4 оснащен электронным баллистическим вычислителем. Боевая масса его возросла до 42,5 т.

Западная Германия поставляет танки "Леопард" 1 своим партнерам по НАТО - Бельгии, Голландии, Дании, Италии, Канаде, Норвегии, Турции. Для совместного выпуска в ФРГ и Италии разработан упрощенный вариант под названием "Лев".

Советские танкостроители в середине 70-х годов передали на вооружение Советской Армии новый мощный танк Т-72. Впервые в мире на этом танке было применено автоматическое заряжание пушки, что позволило уменьшить экипаж до 3 чел. (отсутствовал заряжающий). Т-72 оснащен стабилизатором вооружения и прицелом-дальномером. Танк имеет 125-мм гладкоствольную танковую пушку. На нем установлен четырехтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель. Гусеницы с резинометаллическим шарниром. Танк оборудован ОПВТ, ППО, инфракрасными приборами наблюдения и прицеливания.

Рис. 91. Английский основной танк "Чифтен" Мк3. Боевая масса - 52 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одна 125-мм пушка, 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета. Броня - противоснарядная. Двигатель - дизель Лейланд, 700 л. с. Макс. скорость - 40 км/ч. Запас хода по шоссе - 400 км.

Рис. 92. Американский основной танк М60А1. Боевая масса - 46,3 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одна 105-мм пушка, 12,7-мм зенитный и 7,62-мм пулеметы. Броня: лоб корпуса - 120 мм, башня - 152 мм. Двигатель - дизель AVDS - 1790-2, 750 л. с. Макс. скорость - 48 км/ч. Запас хода по шоссе - 500 км.

Рис. 93. Западногерманский основной танк "Леопард" 1А1. Боевая масса - 41,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение: одна 105-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Броня: лоб корпуса - 70 мм, борт - 40 мм, башня - 52 мм. Двигатель - дизель "Даймлер-Бенц", 830 л. с. Макс. скорость - 64 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км.


Во второй мировой войне танки применялись на всех театрах военных действий. В Европе, Африке и Азии воюющие государства вывели на поля сражений около 350 тыс. танков и самоходок. В огне боев проверялись и уточнялись концепции применения танковых войск. Они стали основной ударной силой сухопутных армий. Решающее влияние на послевоенное развитие этик боевых машин оказало появление ядерного оружия, противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС), боевых вертолетов.

Созданные в капиталистических странах образцы танков условно разделяются на три поколения. К первому относятся машины, появившиеся в 40-50-х годах на основе опыта второй мировой войны: американские М26, М46, М47, М48, английский "Центурион", французский АМХ-13. Танки второго поколения (60-70-е годы) конструировались с учетом вышеупомянутых новых боевых средств. К ним относятся американский M60, английский "Чифтен", западногерманский "Леопард", французский АМХ-30, шведский STRV-103, японский "74" и т. д. Машины третьего поколения - американский М1 "Абрамс", западногерманский "Леопард-2" появились сравнительно недавно.

Вооружение современных танков прежде всего рассчитано на борьбу с машинами противника. Оно должно обеспечивать высокую вероятность поражения цели с первого выстрела, притом в движении, на расстоянии 2-3 км. Поэтому на них установлены мощные 105- и 120-мм пушки с высокими начальными скоростями снарядов. В боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и сердечником из тяжелых металлов. Кроме того, имеются кумулятивные снаряды, в которых используется явление направленного действия газовой струи, возникающей при мгновенном сгорании заряда определенной формы. Преимущество этих снарядов и в том, что они пробивают броню с любого расстояния. Однако вращение снарядов снижает кумулятивный эффект, поэтому французские конструкторы разработали их разновидность, придав вращение только корпусу. Разрывной же заряд, помещенный внутри его на шарикоподшипниках, по инерции остается практически неподвижным. Снаряды другого типа - с пластиковым взрывчатым веществом - при ударе о броню деформируются. Вещество как бы прилипает к броне и взрывается с некоторым замедлением, создавая в металле волны сжатия и растяжения. При этом от внутренней стороны брони отрываются куски, наносящие поражение экипажу и оборудованию танка. На машинах для повышения точности стрельбы при движении предусмотрены гироскопические стабилизаторы пушки в двух плоскостях. Электрические импульсы с гироскопа через усилители подаются к системе наводки орудия и удерживают его в определенном положении независимо от движений корпуса.

Определить расстояние до цели с точностью до нескольких метров позволяют лазерные дальномеры. Данные с этих приборов автоматически вводятся в баллистический вычислитель, который, кроме того, учитывает изменение расстояния и углов между танком и целью, температуру заряда выстрела, изношенность ствола пушки, направление и скорость ветра, температуру воздуха, атмосферное давление, тип боеприпаса и т. д. Итоговая информация передается на прицелы наводчику и командиру машины. На некоторых танках введено механизированное или автоматизированное заряжение, что повышает скорострельность.

Большое внимание современные конструкторы уделяют защите танка, поскольку кумулятивные снаряды и ПТУРСы пробивают броню толщиной до 500 мм. Поэтому, как свидетельствуют иностранные источники, зарубежные специалисты разработали многослойную разнесенную броню. Она состоит из нескольких слоев стали, промежутки между которыми заполнены синтетическими материалами. Это снижает действие кумулятивного эффекта.

Танки, выпускаемые в наше время, как правило, оснащаются многотопливными дизельными двигателями. Им годится любое горючее - от солярки до высокооктанового бензина. Мощности таких двигателей достигают 1500 л. с. На последнем американском танке М1 "Абрамс" установлен газотурбинный двигатель.

Все современные танки имеют оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4-5 м либо индивидуальные плавсредства.

Несколько слов о зарубежных новинках третьего поколения. Это прежде всего западногерманский танк "Леопард-2", который серийно выпускается с конца 1979 года. На машине установлены 120-мм стабилизированное гладкоствольное орудие и многотопливный двигатель, применена разнесенная броня. Несмотря на солидный вес, "Леопард-2" обладает высокой удельной мощностью - 27,2 л. с. на тонну. В его боекомплекте - оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном и так называемые "многоцелевые", то есть кумулятивного и осколочно-фугасного действия. Удельное давление на грунт у этого танка даже ниже, чем у "Леопарда-1", а маневренность выше. Машина оснащена лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем.

Американский танк М1 "Абрамс" (серийное производство началось в 1980 году) имеет пока что 105-мм стабилизированную нарезную пушку. Однако с 1984 года на нем планируют устанавливать западногерманскую гладкоствольную калибром 120 мм.

Англичане увлеклись модернизацией "Чифтена". Однако и ему на смену идет 60-тонная махина "Челленджер" (как всегда, английские машины самые тяжелые).

Во Франции продолжается усовершенствование основного танка АМХ-30, а в Японии еще в 1974 году появился танк под маркой "74". Правда, по техническим решениям его вряд ли можно отнести к третьему поколению. Кстати, у этой машины есть интересная особенность: подвеска гидравлического типа позволяет ему менять клиренс.

Новый танк под названием "Меркава" создан в Израиле. Отличаясь компоновкой от других зарубежных машин - моторно-трансмиссионное отделение спереди, а боевое - сзади, - он, помимо четырех человек экипажа, может принять еще 10 десантников.

Многие другие государства не прочь создавать собственные танки, хотя их разработка нередко поручается иностранным специалистам, а производство налаживается у себя дома. Так, например, поступила Индия, где уже около 10 лет под маркой "Виджаянта" выпускается танк английской фирмы "Виккерс". Для Аргентины в ФРГ разработаны танки ТАМ, с базой БМП "Мардер", на которой установлена башня со 105-мм пушкой. Аналогичный гибрид, хотя и собственной конструкции, выпускается в Австрии. Это легкий танк "Кирасир", построенный на основе бронетранспортера 4К4FА. На нем стоит башня французского ганка АМХ-13 со 105-мм пушкой. А вот Бразилия обошлась собственными силами, выпустив легкий 19-тонный танк X-1А2. Правда, выглядит он довольно старомодно.

К оснащению танковых войск относятся различные по назначению и по конструкции самоходные артиллерийские установки (САУ), бронетранспортеры, саперные танки, боевые машины пехоты (БМП), ремонтно-эвакуационные и другие машины.

Ныне столь многочисленные в прошлом противотанковые САУ капиталистические страны почти не строят. Их заменили установки ПТУРСов на самоходной базе, такие, например, как английская машина "Страйкер" (на базе танка "Скорпион"). Большое развитие получили САУ, предназначенные для огневой поддержки танков и пехоты. К ним относятся американские М108 (105-мм гаубица), М109 (155-мм гаубица), М107 (175-мм пушка), М110 (203-мм гаубица), западногерманская PZH155 и французская 155GCT (обе со 155-мм гаубицами); английская установка "Аббот" (105-мм гаубица) и многие другие. Некоторые из них - плавающие и транспортируемые по воздуху. Их вооружение установлено, как правило, в полностью закрытой вращающейся башне, а бронирование противопульное.

Еще во второй мировой войне участвовали зенитные самоходные установки. В частности, в конце войны советские части получили машину ЗСУ-37. Она вооружалась 37-мм полуавтоматической зенитной пушкой, установленной открыто и имеющей угол вращения 360°. После войны была создана ЗСУ-57-2 с использованием агрегатов среднего танка Т-54. Ее вооружение - две автоматические 57-мм пушки - установлены во вращающейся башне без крыши. Несколько позже в войска поступила ЗСУ-23-4, оснащенная четырехствольной установкой 23-мм автоматических пушек во вращающейся башне.

К лучшим образцам ЗСУ капиталистических стран следует отнести "Гепарда". Так названа западногерманская машина, созданная на базе танка "Леопард-1". Ее вооружение состоит из двух 35-мм автоматических пушек во вращающейся башне.

В 60-е годы бронетанковые войска получили оснащение нового типа - боевую машину пехоты (БМП). Она, по сути, представляет собой дальнейшее развитие бронетранспортера, имея полную броневую защиту. БМП - партнер танка, она непосредственно сопровождает его в бою, а 8-11 пехотинцев ведут сражение с борта машины, не спешиваясь. Подвижность этих гусеничных либо колесных машин не уступает танковой. БМП вооружаются малокалиберными автоматическими пушками, пулеметами и ПТУРСами. Стрелки ведут огонь из личного оружия через амбразуры в бортах.

Завершая серию материалов под рубрикой "Наш танковый музей", мы ждем от читателей заинтересованных откликов, которые помогут более полно осветить вопросы танкостроения в книге, которую планирует выпустить издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия".

 

Рис. 94. Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Боевая масса - 28 т. Экипаж - 6 чел. Вооружение - две 57-мм пушки. Двигатель - дизель, 520 л. с. Макс. скорость - 50 км/ч. Запас хода по шоссе - 400 км.

Рис. 95. Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4.

Рис. 96. Советская гусеничная машина БМП-1. Боевая масса - 13 т. Экипаж 2 чел. + 9 десантников. Вооружение: одно 73-мм гладкоствольное орудие, один 7,62-мм пулемет, ПТУРС. Двигатель -дизель, 300 л. с. Макс. скорость - 65 км/ч. Запас хода по шоссе - 500-600 км.

Рис. 97. Западногерманская БМП "Мардер". Боевая масса - 28,2 т. Экипаж 2+8 чел. Вооружение: 20-мм пушка, два 7,62-мм пулемета. Двигатель - дизель, 600 л. с. Макс. скорость - 70 км/ч. Запас хода по шоссе - 520 км.

Рис. 98. Американская СУ М109. Боевая масса - 23,4 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: одна 155-мм гаубица, один 12,7-мм зенитный пулемет. Двигатель - карбюраторный "Континентал" А01-623, 340 л. с. Макс. скорость - 51 км/ч. Запас хода по шоссе - 400 км.

Рис. 99. Советская 152-мм самоходная гаубица.