Корабельный рангоут
Корабельный рангоут
Рангоутом называются круглые деревья или стальные полые трубы на судне, предназначенные для постановки и несения парусов и отличаются по размеру и функциональности - рея, гафель и гик. На парусных корабляхмачты - вертикальные и наклонные - предназначены для несения латинских, гафельных, прямых и других парусов, которые используют силу давления ветра для движения судна. Парусные судаклассифицируются по числу мачт, а также по наличию или отсутствию на них реев.
Мачты на современных судахпредназначены для установки радиоантенн, радиолокационных антенн, судовых огней, сигналов, флагов и креплений для грузовых устройств.Мачтами называются длинные колонны цилиндрической формы из дерева или стали, которые установлены наклонно или вертикально относительно палубы судна. Мачты несут реи или другие рангоутные деревья с парусами. Суда в древности имели одну мачту с одним парусом. С развитием строительства судов число мачт увеличилось до семи, а паруса начали делить. Со временем моряки выработали правило вооружать судно тремя вертикальными парусами и одной наклонной мачтами.
Самая большая мачта, расположенная посредине называется грот-мачтой. На судах с двумя мачтами грот-мачтой считается та, которая находится ближе к корме. Мачта, стоящая к носу, называется фок-мачтой. Меньшая мачта, находящаяся в корме, называется бизань-мачтой.
Мачты для малых судов изготавливались из одного дерева. Для большинства остальных, их выполняли из трех частей, которые можно было разъединить при необходимости. Нижняя наиболее толстая часть называется нижней мачтой. Съемное рангоутное дерево, прикрепленное к ней, называется стеньгой, следующее - брам-стеньга. Полное название этих частей зависит от общего названия мачты. Так грот-мачта состоит из нижней грот-мачты, грот-стеньги и грот-брам-стеньги. У последней различают две части: нижнюю - собственную грот-брам-стеньгу и верхнюю - грот-бом-брам-стеньгу. Аналогично фок-мачта состоит из нижней фок-мачты, фор-стеньги и фор-брам-стеньги. Последняя тоже состоит из двух частей: нижней - фор-брам-стеньги и верхней - фор-бом-брам-стеньги. Мачты больших парусных судовс давних времен состоят из четырех частей. Бизань-мачта состоит из нижней бизань-мачты: крюйс-стеньги и крюйс-брам-стеньги; последняя разделяется на две части: нижнюю - собственно крюйс-брам-стеньгу и верхнюю - крюйс-бом-брам-стеньгу. Мачты как старинных, так и современных парусных судов в основном изготавливают из легких смолистых деревьев (пихта, пинии, смолистая сосна и др.).
На военных судахустанавливаются стальные мачты называющие боевыми. На них монтируют платформы для артиллерии или ведения наблюдения. На современных кораблях, на мачтах располагаются антенные устройства, сигнальные огни и флаги. Среди боевых мачт различают и ажурные. На военных судах, кроме кормового флагштока, на носу судна имеется короткий флагшток, который несет бушпритный флаг (гюйс).
рангоут и такелаж трехмачтового корабля с полным парусным вооружением:
фок-мачта -1; грот-мачта - 2; бизань-мачта - 3; нижняя фок-мачта - 4; фор-стеньга - 5; фор-брам-стеньга - 6; фор-бом-брам-стеньга - 7; фор-трюм-стеньга - 8; флагшток фор-трюм-стеньги - 9; нижняя грот-мачта - 10; грот-стеньга - 11; грот-брам-стеньга - 12; грот-бом-брам-стеньга - 13; грот-трюм-стеньга - 14; флагшток грот-трюм-стеньги - 15; нижняя бизань-мачта - 16; крюйс-стеньга - 17; крюйс-брам-стеньга - 18; крюйс-бом-брам-стеньга - 19; крюйс-трюм-стеньга - 20; флагшток крюйс-трюм-стеньги - 21; клотик - 22; бушприт - 23; утлегарь - 24; бом-утлегарь - 25; мартин-гик - 26; фока-рей - 27; нижний фор-марса-рей - 28; верхний фор-марса-рей - 29; нижний фор-брам-рей - 30; верхний фор-брам-рей - 31; фор-бом-брам-рей - 32; фор-трюм-рей - 33; грота-рей - 34; нижний грот-марса-рей - 35; верхний грот-марса-рей - 36; нижний грот-брам-рей - 37; верхний грот-брам-рей - 38; грот-бом-брам-рей - 39; грот-трюм-рей - 40; бегин-рей - 41; нижний крюйс-марса-рей - 42; верхний крюйс-марса-рей - 43; нижний крюйс-брам-рей - 44; верхний крюйс-брам-рей - 45; крюйс-бом-брам-рей - 46; крюйс-трюм-рей - 47; безань-гик - 48; безань-гафель - 49; верхний безань-гафель( флаг-гафель) - 50; рожки салингов - 51; фок-ванты - 52; фор-стень-ванты - 53; фор-брам-ванты - 54; грот-ванты - 55; грот-стень-ванты - 56; грот-брам-ванты - 57; бизань-ванты - 58; крюйс-стень-ванты - 59; крюйс-брам-ванты - 60; фор-стень-фордуны - 61; фор-брам-фордуны - 62; фор-бом-брам-фордуны - 63; фор-трюм-фордуны - 64; грот-стень-фордуны - 65; грот-брам-фордуны - 66; грот-бом-брам-фордуны - 67; грот-трюм-фордуны - 68; крюйс-стень-фордуны - 69; крюйс-брам-фордуны - 70; крюйс-бом-брам-фордуны - 71; крюйс-трюм-фордуны - 72; фока-штаги - 73; фор-стень-штаги - 74; кливер-леер - 75; фор-брам-штаг - 76; бом-кливер-леер - 77; фор-бом-брам-штаг - 78; фор-трюм-штаг - 79; грота-штаги - 80; грот-стень-штаг - 81; грот-брам-штаг - 82; грот-бом-брам-штаг - 83; грот-трюм-штаг - 84; бизань-штаг - 85; крюйс-стень-штаг - 86; крюйс-брам-штаг - 87; крюйс-бом-брам-штаг - 88; крюйс-трюм-штаг - 89; бом-мартин-штаги - 90; мартин-штаги - 91; мартин-бак-штаги - 92; ватер-штаги - 93; топенанты фока-, грота- и бегин-реев - 94; фор-марса-топенанты - 95; грот-марса-топенанты - 96; крюйс-марса-топенанты - 97; фор-брам-топенанты - 98; грот-брам-топенанты - 99; крюйс-брам-топенанты - 100; фор-бом-брам-топенанты - 101; грот-бом-брам-топенанты - 102; крюйс-бом-брам-топенанты - 103; фор-трюм-топенанты - 104; грот-трюм-топенанты - 105; крюйс-трюм-топенанты - 106; бизань-эренс-бакштаги - 107; перты - 108; фока-брасы - 109; грота-брасы - 110; бегин-брасы - 111; нижние фор-марса-брасы - 112; верхние фор-марса-брасы - 113; нижние и верхние фор-брам-брасы - 114; фор-бом-брам-брасы - 115; фор-трюм-брасы - 116; нижние грот-марсы-брасы - 117; верхние грот-марса-брасы - 118; нижние грот-брам-брасы - 119; верхние грот-брам-брасы - 120; грот-бом-брам-брасы - 121; грот-трюм-брасы - 122; нижние крюйс-марса-брасы - 123; верхние крюйс-марса-брасы - 124; нижние крюйс-брам-брасы - 125; верхние крюйс-брам-брасы - 126; крюйс-бом-брасы - 127; крюйс-трюм-брасы - 128; шкентели брасов - 129; марсы -130; салинги - 131; эзельгофты - 132;