Оружие Победы. САУ

                                                                               СУ-76

 

 В 1941 году а вооружении Красной Армии самоходной артиллерии ещё не было.

Появившиеся в 30-е годы образцы САУ были лишь опытными и в войска не поступали. Их роль в будущей войне, к сожалению, недооценивалась. Поэтому к производству самоходок приступать пришлось уже в ходе боев.
Первые, порой импровизированные попытки создания самоходных орудий самых необходимых средних калибров (57-76 мм) для огневого сопровождения пехоты и борьбы с танками противника были не совсем удачными. В конце июля 1941 года на войсковые испытания поступила самоходная 57-мм противотанковая пушка ЗИС-30, наскоро, «по месту» смонтированная на шасси легкого гусеничного тягача «Комсомолец». Из-за высокого расположения линии огня при короткой базе машины самоходка оказалась неустойчивой, стрельба из нее - неточной, а подвижность из-за возросшей массы (4,5 т.) стала низкой, хотя несколько десятков таких орудий (из выпущенной сотни) и участвовали в обороне Москвы. Не вышло хорошей САУ и из 76-мм полковой пушки и шасси устаревшего легкого танка Т-26.
Попытку разработать полностью бронированную 76-мм самоходную установку предпринял по своей инициативе осенью 1941 года и Горьковский автозавод, где тогда осваивалось производство легкого танка Т-60 и велось проектирование более совершенного Т-70. Используя их ходовую часть и основные элементы трансмиссии, конструкторы создали артсамоход СУ-71 с двумя параллельно установленными автомобильными шестицилиндровыми двигателями ГАЗ-202, работающими на общий поперечный вал. Одновременно строилась унифицированная с СУ-71 зенитная установка СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в башне с круговым обстрелом. Однако и эти машины не были запущены в серию.
Весной 1942 года, когда произошел крутой перелом в увеличении производства танков, очень остро встала задача создания и массового выпуска самоходной артиллерии. Было очевидно, что только она могла при наступлении в изменившемся характере современного боя непрерывно сопровождать пехоту, конницу и танки, маневрировать на местности и быстро сближаться с противником, будучи неуязвимой от его пулеметного огня. Самоходные установки могли эффективно и без долгой подготовки уничтожать огневые точки противника и его танки прямой наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная артиллерия, даже на механической тяге, а чаще всего передвигаемая конной упряжкой или силами расчета, с этими задачами справляться не могла.
Предусматривалось создание нескольких категорий САУ (в зависимости от мощности вооружения) соответственно на базе легких (Т-60, Т-70), средних (Т-34), а затем и тяжелых (КВ-1С) танков, а также зенитной самоходной установки, К июлю 1942 года наряду с другими установками был построен образец 76-мм самоходной пушки ОСУ-76 на базе легкого танка Т-60, но с более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. Но машина оказалась неустойчивой при стрельбе из-за короткой базы, да и броневая защита была слишком слабой. Действительно, создать полноценную, хорошо защищенную и подвижную самоходную дивизионную пушку
ограниченной массы (до 10 т), которую может выдержать шасси легкого танка, было нелёгкой задачей. Сознавая чрезвычайную важность её решения, Государственный Комитет Обороны ( ГКО ) поручил создать к 1 декабря 1942 года новую 76-мм

самоходную установку.

 

 За основу САУ была взята ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного промышленностью. Боевое отделение располагалось по-прежнему сзади, так что ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л.с, ранее применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60.
Такая установка привлекала разработчиков возможностью движения на одном двигателе при отказе другого, унификацией их с освоенными агрегатами, легкостью замены. К сожалению, при проектировании не был учтен неудачный опыт эксплуатации силового блока из двух параллельных моторов, работающих на общий выходной вал. Почему-то проигнорировали последовательное (в линию) соединение в одну силовую установку двух двигателей, успешно примененное на Т-70 Н.А. Астровым, хотя такой агрегат, имеющий общий главный фрикцион и коробку передач от автомобиля ЗИС-5, хорошо вписывался в корпус легкой гусеничной машины (вдоль борта) и работал вполне надежно - поломок и отказов одного из двигателей практически не наблюдалось.
Тем не менее спроектированная самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью 1942 года, и 9 декабря правительственная комиссия приступила к испытанию машины. Ввиду краткости их проведения существенных поломок отмечено не было, и самоходка, получившая армейское название СУ-76, была принята на вооружение. С января 1943 года завод начал их серийное производство. В конце месяца два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт. Именно здесь проявил себя врожденный дефект

такого рода «спарки» двигателей - возникли резонансные крутильные колебания, приводившие к поломкам трансмиссии.

 


В марте 1943 года производство СУ-76 приостановили (всего выпустили около 170 машин). Учитывая предстоящие летние наступательные операции, ГКО установил жесткие сроки устранения всех недостатков. Машина была оперативно переработана под установку силового агрегата от легкого танка Т-70. Кроме того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление ею. Масса уменьшилась с 11,2 т. до 10,5 т. Уже в мае 1943 года новый артсамоход был подготовлен к испытаниям. Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились. Все встало на свои места: многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой так нуждались войска, получилась весьма удачной. С конца месяца завод, используя (с доработками) задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных СУ-76М. В июле они уже сражались в битве на Курской дуге.
При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.
На бронированную машину устанавливалась универсальная дивизионная М пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра». Установка несла боекомплект из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, а также переносный пулемет ДТ для самообороны. Броневая защита (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня, тяжелых осколков и малокалиберной артиллерии. Все СУ-76М оборудовались радиостанциями. 
На шоссе скорость машины достигала 41-45 км/ч, по грунту - до 25 км/ч. Запас хода - соответственно 320 и 190 км. Самоходка преодолевала окоп шириной до 2 м, подъем до 30° и брод глубиной до 0,9 м. Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545 кгс/см.кв.) установка могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности, сопровождая пехоту там, где не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия. Развитая система охлаждения и, с другой стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность СУ-76М успешно воевать в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта - от Карелии до Крыма. Автомобильные шестицилиндровые двигатели, освоенные незадолго до войны, работали в напряженном танковом режиме длительно и безотказно. Необычная спаренная установка их - в «затылок» друг другу - нигде больше в мире не применялась. Небольшая металлоемкость СУ-76М, использование в ее конструкции хорошо освоенных автомобильных агрегатов предопределяли ее массовый выпуск промышленностью, А это, в свою очередь, позволяло быстро усилить и уплотнить артиллерией боевые порядки пехоты, успевшей уже полюбить свои самоходки. 
Потребность в таких артустановках: легких, подвижных - была очень велика. Летом 1943 года головным предприятием по изготовлению СУ-76М был определен Горьковский автозавод с его огромными производственными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров. Под руководством заместителя главного конструктора по танкостроению Н.А. Астрова машина была существенно доработана и приспособлена к технологии массового производства. Была усилена кормовая броня, усовершенствована установка вооружения, переделана маска пушки. С октября 1943 года под заводской маркой ГАЗ-15-126 началось ее Непрерывно возраставшее производство. С конца 1943 года выпуск СУ-76М освоил еще один, подмосковный, завод, где было организовано свое ОКБ. Бронекорпуса ему поставляли специализированные предприятия.
Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе место в системе вооружения Красной Армии. Если в течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году - в 3,7 раза больше. Экипажи получали их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города маршевых подразделений шли прямо на фронт.
Автозаводцы, приняв на свои плечи созданную на стороне самоходную установку, под руководством Н. А. Астрова сразу принялись ее совершенствовать, в первую очередь по линии усиления вооружения и брони. Еще летом 1943 года они построили СУ-74А и СУ-74Д с танковой душкой Ф-34 (такой же, как на танке Т-34) и с одиночными двигателями - соответственно ЗИС-16Ф (100 л.с.) и импортным дизельным агрегатом (112 л.с.). К концу года был создан истребитель танков СУ-74Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированным до 122 л.с. двигателем ЗИС. В 1944 году поиски продолжались. Зимой был построен артсамоход ГАЗ-75 с мощной 85-мм пушкой Д-5-С85А и с лобовой броней толщиной 90 мм. Интересно отметить, что при том же вооружении, что и средний артсамоход СУ-85 на шасси танка Т-34, ГАЗ-75 имел в два раза меньшую массу и более мощную лобовую броню,
А в начале 1945 года родилась, пожалуй, самая удачная из легких самоходных установок времен войны - СУ-85В, со специально созданной очень мощной 85-мм пушкой ЛБ-2, с дульным тормозом и малым усилием отдачи. Она имела полностью забронированный корпус с улучшенной обзорностью из боевого отделения. При массе машины 12,4 т. форсированный силовой агрегат (160 л.с.) сообщал ей скорость до 43 км/ч. СУ-85Б, по боевым свойствам значительно превосходящая СУ-76М, успешно прошла полигонные испытания. Но война явно шла к концу, и осваивать производство новой машины не стали.
В это время тысячи установок СУ-76М, расчищая путь пехоте и прикрывая ее фланги, вступили на территорию Германии. Особенно хорошо они показали себя в уличных боях, где трудно было маневрировать и действовать другим артустановкам. Войну СУ-76М, как и более грозные их собратья, закончили со славой. И на их броню бросали цветы. Следует отметить, что производство СУ-76М, законченное в 1945 году, составляло почти 60% от выпуска всей самоходной артиллерии в годы Великой Отечественной войны.

 

 

Наименование параметров

СУ-76
обр. 1942 г.

СУ-76М
обр. 1943 г.

СУ-16
обр. 1943 г.

СУ-85А
обр. 1943 г.

ОСУ-76
обр. 1944 г.

СУ-85Б
обр. 1945 г.

ЗСУ-37
обр. 1945 г.

Боевая масса, т

11,2

10,5

9,8

12,3

4,2

12,4

12,2

Экипаж (расчет), чел.

4

4

4

4

3

4

6

Основные размеры, мм:

длина с пушкой вперед

5000

4965

4415

5650

5000

6130

5250

ширина

2740

2714

2714

2755

2150

2755

2745

высота

2200

2100

2100

2100

1560

2100

2180

Клиренс, мм

300

300

300

300

290

315

300

Пушка, калибр, мм: тип
марка

76,2. НП*
ЗИС-З обр. 1942 г.

76,2. НП*
ЗИС-З обр. 1942 г.

85, НП
Д-5С-85А

76,2. НП
ЗИС-З обр. 1942 г.

85, НП
ЛБ-2

37, НП
обр. 1939 г.

Боекомплект, выстр.

60

60

60

42

30

43

320

Пулемет: кол-во, калибр, мм

-

1 - 7,62

-

-

-

1 - 7,62

_

Боекомплект, патрон.

-

945

-

-

-

504

-

Броневая зашита, мм/град:

корпуса: верхняя часть

25/60

25/60

25/60

25/60

6/51

25/60

25/60

корпуса: нижняя часть

35/30

35/30

26/30

25/30

6/22

25/30

35/30

рубки

35/25

25/25

25/25

25/30

10/25

25/30

15/***

Максимальная скорость, км/ч

44

30

40

40

41

43

30

Запас хода, км:

250

320

250

300

220

350

260

Ср.давление на грунт, кгс/см2

0.57

0.57

0,66

0.63

0.4

0.64

0.67

Макс.угол подъема, град

30

30

34

30

***

***

22

Макс. угол крена, град

35

35

35

35

35

35

18

Ров, м

2

2

2,2

***

***

***

2.2

Стенка, м

0.6

0.65

***

***

***

***

0.85

Брод, м

0.9

0.9

0,8

0.9

***

0.9

0,8

Двигатель,
марка
тип
макс. мощность, л.с. (кВт)

ГАЗ-202
4/6/Р/К/Ж
140(103)

ГАЗ-203
4/6/Р/К/Ж
140 (103)

ГАЗ-203
4/6/Р/К/Ж
140(103)

ГАЗ-80
4/6/Р/К/Ж
145 (107)

ГАЗ-М1
4/4/Р/К/Ж
50 (37)

ГАЗ-80
4/6/Р/К/Ж
160 (118)

ГАЗ-203
4/6/Р/К/Ж
140(103)

Емкость топливных баков

400

412

340

420

120

420

412

Трансмиссия, тип

механическая, однопоточная

Коробка передач, тип

четырехступенчатая автомобильная

Механизм поворота тип

бортовые фрикционы

Подвеска, тип

индивидуатьная торсионная

Гусеничный движитель, тип

с передним расположением ведущих колес

Гусеннца, тип шарнира

открытый металлический шарнир

Радиостанция, марка

9Р или 12РТ

12РТ-3 или 9РС

12РТ

_

9РС

10РК-12М (10РТ-З)

Танковое переговорное
устройство, марка

ТПУ-ЗР
или ТПУ-Ф

ТПУ-ЗФ

ТПУ-ЗР

ТПУ-3

-

ТПУ-3

ТПУ-ЗФ

 

* - НП - нарезная пушка.
** - 4/6/Р/К/Ж: 4 - тактность; 6 - число цилиндров; Р - рядное расположение цилиндров; К - карбюраторный, Д - дизель; Ж - жидкостная система охлаждения
*** данные отсутствуют

                                                     СУ-100

   К середине 1944 года стало ясно, что Красная Армия не имеет средств для эффективной борьбы с новейшими немецкими танками – PzKpfw.V  “ Пантера “ и Pz. Kpfw.VI“ Тигр “. Требовалась самоходка с более мощной, чем у танка пушкой.

 

 Вначале огневую мощь САУ пытались усилить путем установки орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. В декабре 1943 года эскиз машины был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии.
27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал "Уралмашзавод": “С 15 января по 25 февраля 1943 года спроектировать и изготовить САУ на базе Т-34 с 100-мм орудием С-34 (конструкция ЦАКБ), а также произвести заводские испытания и передать машину на госиспытания”. 
Однако, получив чертежи пушки С-34 на "Уралмаше" увидели, что это орудие не подходит поскольку, имеет большие размеры по ширине (при наведение влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя). Также необходимо было провести изменения в корпусе САУ, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. В общем для размещения орудия С-34 необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц (а это увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85). В ЦАКБ отказались менять танковую пушку С-34 и требовали использовать ее без изменений и при этом настаивали на приспособлении САУ к пушке. 
Тогда "Уралмаш" обратился к заводу №9, и в конце февраля 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С на основе морского зенитного орудия Д-10. Орудие Д-10С было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины. В феврале 1944 года были проведены заводские испытания. Первый опытный СУ-100, вооруженный пушкой Д-10С, прошел 150 км и произвел 30 выстрелов. 
С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце были проведены госиспытания. СУ-100 прошел 864 км и произвел 1040 выстрелов. Комиссия заключила, что СУ-100 прошел испытания и после внесения некоторых изменений может быть принят на вооружение Красной Армии. 
14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало выполнения постановления ГКО (изготовления САУ с пушкой С-34). После переговоров было принято решение о частичной переделке пушки С-34. На заводе №9 были проведены следующие переделки: уменьшена ширина люльки на 160 мм, изготовлены новые вставные цапфы, новая рамка, поворотный механизм, походного крепления, также был удален прилив под спаренный пулемет и установлен прицел. САУ с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно построили второй образец СУ-100, этот образец включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. 
Госиспытания СУ-100 проходили с 24 по 28 июня 1944 года на АНИОПе. СУ прошел 250 км и произвел 923 выстрела. Комиссия заключила что: "тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд" - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров". 
Госиспытания СУ-100-2 проходили в начале июля 1944 года. СУ-100-2 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец. Испытания были проведены в том же объеме, что и СУ-100. Комиссия постановила, что СУ-100-2 не подлежит принятию на вооружение. Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года на вооружение Красной Армии была принята СУ-100. 

 

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещены органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция (9РМ или 9РС) с танкопереговорным устройством (ТПУ-3-БисФ), носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП). В переднем левом углу рубки - место механика-водителя, против которого в лобовом листе имеется прямоугольный люк. В крышке люка установлены два призматических смотровых прибора. Справа от пушки - место командира машины. За сиденьем механика-водителя - место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения - заряжающего. В крыше боевого отделения два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка. 

 В стенках башенки - пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика - перископические смотровые приборы. 
Моторное отделение расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч. 
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В нем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км. 
СУ-100 создавался на базе Т-34/85. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть танка - остались без изменений. Была лишь усилена подвеска (из-за перегрузки передних катков). 
В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса установлена 100-мм пушка Д-10С. На ней имеются два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность пушки 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 33 выстрелов унитарного заряжания. Снаряды: БР-412Б (бронебойно-трассирующие) и ОФ-412 (осколочно-фугасные). 
 Неподвижная бронировка пушки литая, сложной конфигурации, крепится к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищена подвижной броневой сферической маской. 
Для связи с другими машинами на поле боя СУ-100 оснащена ультракоротковолновой радиостанцией, которая обеспечивает связь на дальности до 25 км. 
Броневой корпус СУ-100 представляет собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоит из днища, носовой и кормовой частей, бортов, крыши боевого отделения и крыши моторно-трансмиссионного отделения. 
Днище - из четырех листов, соединенных сварными швами, усиленными накладками. В средней части днища справа есть люк аварийного выхода экипажа, крышка которого открывается вправо вниз. 
Носовая часть корпуса образована верхним и нижним наклонными броне-листами. В нижнем лобовом листе (справа) - прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму правой гусеницы; в верхнем - вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя с крышкой, на которой устанавливались приборы наблюдения. В нижней части листа справа и слева приваривались два буксирных крюка. 
Борт состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса, сзади - картер бортовой передачи. Верхний бортовой лист из двух частей - передней и задней, причем последний лист установлен с большим наклоном, чем передний. 

К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми “крыльями”. На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа.
Корма состоит из двух наклонных листов - верхнего откидного, в центре которого - люк с крышкой, справа и слева от люка - вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры боковых передач, два буксирных крюка и две петли верхнего откидного листа. 
В передней части крыши боевого отделения справа располагалась командирская башенка, левее ее - колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа - в задней части крыши. 
Моторное отделение закрывалось тремя листами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые - с окнами продольных жалюзи и тремя лючками - для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками для прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой. 

 

Корпус СУ-100 окрашивался в защитный цвет, на бортах боевой рубки белой краской наносились трехзначные номера и опознавательный знак части. 
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. Каждый полк имел 21 машину. В конце 1944 года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. 
Впервые СУ-100 использовался 8 января 1945 года во время Балатонской операции. В больших количествах они применялись при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.

Из-за отсутствия вспомогательного пулеметного вооружения приходилось избегать ближнего боя. Тактические возможности СУ-100 снижал ограниченный возимый боекомплект, что определялось большой длиной унитарного выстрела. Проблему часто пытались сгладить, перевозя дополнительный боекомплект на корме корпуса, но это было непрактично в боевых условиях. 
СУ-100 выпускалась с сентября 1944 по 1946 год за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ. 
Собранную в День Победы, 9 мая 1945 года, СУ-100 установили на постамент как памятник трудовому подвигу уралмашевцев в Великой Отечественной войне. 
СУ-100, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Она обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Бронебойный снаряд ее пушки с расстояния в 2 тыс. м поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. 
СУ-100 и в послевоенный период находились на вооружении Советской Армии. В 1960 году СУ-100 модернизировали. Приказа министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов. 
СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. 

Тактико-технические характеристики САУ СУ-100:
масса в снаряженном состоянии: 31600 кг;  экипаж: 4 чел.;   боевая масса: 31,6 т;
длина: 9,45 м;   ширина: 3 м;   высота: 2,24 м;
вооружение: 100-мм пушка Д-10С;   боекомплект: 33 снаряда;
бронирование: лоб корпуса - 75 мм, борт и корма - 45 мм, крыша и  днище - 20 мм;
тип двигателя: дизель В-2-34-М;  максимальная мощность: 520 л.с.;
максимальная скорость: 48,3 км/ч;   запас хода: 310 км.

                                                       СУ-152

 В декабре 1942 года конструкторскому бюро ЧКЗ было выдано задание на разработку тяжелого самоходного штурмового орудия. Всего за 25 дней коллектив завода представил прототип новой машины под заводским обозначением У-11 на базе тяжелого танка КВ-1С. Для ее вооружения была выбрана 152.4-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года, созданная КБ артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым.

 

  На тот момент это орудие было одним из лучших по своим характеристикам среди представителей советской тяжелой артиллерии. Оно могло выступать как в роли гаубицы с навесной траекторией полета снаряда для борьбы с укреплениями, обстрела по площадям и разрушения заграждений, так и в роли пушки с настильной траекторией полета снаряда - для стрельбы прямой наводкой и уничтожения бронированных подвижных целей. Для решения всех этих задач орудие МЛ-20 имело соответствующие типы боеприпасов: 
осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540
осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530
осколочная гаубичная граната сталистого чугуна О-530А
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540
бетонобойный гаубичный снаряд Г-530
Однако по сравнению с предыдущей моделью штурмового орудия - танком КВ-2 - вооружение не удалось разместить во вращающейся башне из-за значительно большей длины отката орудия. Поэтому артсистему смонтировали в неподвижной шестигранной боевой рубке. При этом качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 почти не претерпела изменений; она крепилась к специальной раме-станку, которая, в свою очередь, соединялась с передней броневой плитой боевой рубки. Выступающие за габарит рубки противооткатные устройства орудия защищались массивной броневой маской, которая служила также уравновешивающим элементом. Такое конструктивное решение позволило расширить полезный объем боевого отделения и улучшить его обитаемость (конструкторы Уральского Завода Тяжелого Машиностроения при разработке средней САУ СУ-122 разместили орудие на тумбовой установке, которая по своим возможностям уступала рамной. Поэтому уже в ходе работ по модернизации СУ-122 ее оснастили рамной конструкцией установки орудия, а впоследствии она использовалась во всех новых образцах средних и тяжелых самоходок). Ходовая часть от танка КВ-1С каких-либо серьезных изменений не претерпела.
В боевой рубке размещается экипаж самоходки и боекомплект - 20 артвыстрелов раздельного заряжания. Экипаж состоит из 5 человек: командира машины, командира орудия (наводчика), механика-водителя и заряжающего с замковым. В качестве личного оружия члены экипажа имеют пистолет-пулемет ППШ и несколько ручных гранат Ф-1. Для управления артиллерийским огнем самоходка оснащалась телескопическим прицелом СТ-10 и панорамой Герца. Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК и переговорное устройство ТПУ-4БисФ.
Прототип самоходки, получивший индекс КВ-14, был показан правительству в самом начале 1943 года. После этого ЧКЗ получил приказ о немедленной подготовке серийного выпуска этих машин. Такая ультимативность объяснялась достаточно просто - помимо необходимости в штурмовых орудиях при наступательных боевых действиях, КВ-14 была единственной машиной, способной уничтожать новый немецкий тяжелый танк Pz Kpfw VI "Тигр" на любых дистанциях боя. Коллектив ЧКЗ, проявив максимум усилий и трудового героизма, выполнил поставленную задачу - первые серийные самоходки КВ-14 покинули сборочные цеха завода в феврале 1943 года. Здесь надо отметить то обстоятельство, что на тот момент ЧКЗ выпускал не только тяжелые танки КВ-1С, но и куда большее количество средних Т-34. Поэтому адаптация сборочных линий под КВ-14 проходила таким образом, чтобы никоим образом не нарушить производство "тридцатьчетверок" и продолжать выпуск тяжелых КВ-1С. Только уже после запуска в серию тяжелого танка ИС и самоходок на его базе производство Т-34 на ЧКЗ было свернуто в их пользу.

 

 Новые машины весной 1943 года начали поступать в учебные части, а затем и в действующую армию. Тогда их переименовали в СУ-152, на этот раз уже окончательно. В процессе выпуска новых самоходок в них вносились небольшие конструктивные изменения, направленные на улучшение технологии их производства и боевых качеств. В частности, для СУ-152 была разработана турельная установка зенитного пулемета ДШК. Однако век СУ-152 в производстве оказался недолгим - на ЧКЗ полным ходом шла разработка нового тяжелого танка, который хоть и являлся прямым наследником КВ, но "обратной совместимости" с ним по узлам и механизмам не имел. Пока отработка его шасси не была закончена, ЧКЗ выпускал СУ-152 и "переходную модель" КВ-85 (т. к. башню для нового танка сконструировали быстрее, чем ходовую часть и ее можно было поставить на шасси КВ). К концу осени 1943 года эти работы были успешно завершены и постепенно место СУ-152 на конвейере заняла ее прямая наследница ИСУ-152. Всего за этот период ЧКЗ выпустил свыше 600 СУ-152 (Различные авторы приводят отличающиеся цифры, например в обзоре В. Н. Шункова "Оружие Красной Армии" указано на 620 выпущенных СУ-152, а в других источниках часто встречается упоминание о 704 выпущенных самоходках этого типа).
Изначально самоходками СУ-152 вооружались отдельные тяжелые самоходно-артиллерийские полки (ОТСАП) в составе 12 машин каждый. Несколько таких подразделений были сформированы весной 1943 года, но главные события, где самоходкам СУ-152 предстояло сыграть важную роль, были еще впереди. Советское командование имело достаточно разведданных о готовящемся немецком летнем наступлении на Курской Дуге, в том числе и о возможном массированном применении неприятелем новых танков и САУ. Из всей советской бронетехники только СУ-152 могли успешно им противодействовать без необходимости тесного сближения. Поэтому на самые танкоопасные направления были переброшены 24 СУ-152 в составе двух ОТСАП. Бойцы-пехотинцы с восторгом встретили появление новых советских самоходок, а они, в свою очередь, их не разочаровали. 5 июля вермахт начал свою операцию "Цитадель", обрушив на советскую оборону мощнейший танковый удар. Действуя в обороне в основном из засад, СУ-152 показали, что нет такой вражеской техники, которую они не могли бы уничтожить. 152-мм бронебойные снаряды разбивали средние немецкие танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, броня новых "Тигров" и "Пантер" тоже не могла ничего противопоставить этим снарядам. Зачастую за неимением бронебойных снарядов по танкам врага стреляли фугасными или бетонобойными. При попадании в башню фугасный снаряд срывал ее с погона. Бывали моменты, когда эти башни буквально летали в воздухе. Наконец, СУ-152 была единственной советской боевой машиной, способной успешно противостоять грозной немецкой САУ "Фердинанд". Многие самоходчики на Курской Дуге проявили героизм и высокое умение владеть вверенной им техникой, например майор Санковский вместе с экипажем своей СУ-152 уничтожил только за один день 10 немецких танков. За все время Орловско-Курской операции его ОТСАП записал на свой боевой счет 7 "Фердинандов" и 10 "Тигров", не считая прочих немецких машин других типов (в разных источниках цифры слегка разнятся, в некоторых упоминаются уничтоженные 8 "Фердинанды" и 12 "Тигров"). За такую результативность против бронированного "зверинца" вермахта СУ-152 приобрела в Красной Армии почетное прозвище "Зверобой". 
Разумеется, СУ-152 отнюдь не была идеальной конструкцией. Как и все советские САУ той же компоновочной схемы, она имела небольшой угол горизонтальной наводки (12 градусов). По этому показателю она проигрывала большинству немецких САУ того же назначения (т. е. штурмовым орудиям или истребителям танков). Только в конструкции ИСУ-122С советским разработчикам удалось улучшить этот параметр. Как следствие, СУ-152 была уязвима к фланговым атакам. Кроме того, 60-мм бортовая броня в 1943 году уже не могла служить надежной защитой от снарядов немецких длинноствольных 75-мм и 88-мм орудий. Большая масса 152-мм артвыстрелов раздельного заряжания требовала от заряжающего столь же большой физической силы и не способствовала повышению и без того невысокой скорострельности. В городских штурмовых боях не помешало бы наличие пулемета. Ходовая часть СУ-152 унаследовала от КВ-1С все ее недостатки в моторно- трансмиссионной группе. Но несмотря на все это, самоходка имела у фронтовиков репутацию очень нужной машины в любых боевых обстоятельствах - ее огромная огневая мощь с лихвой
компенсировала все недостатки.
После победного завершения Курской Битвы СУ-152 активно использовались в наступательных действиях Красной Армии на всех фронтах от Карелии до Крыма. Организация ОТСАП в конце 1943 года претерпела существенные изменения - теперь в полку по штату была 21 самоходка - 4 батареи по 5 машин плюс еще одна машина командира полка. В 1944 году ОТСАП начали постепенно перевооружаться на более совершенные ИСУ-152 и ИСУ-122. В конструкции этих машин удалось устранить многие недостатки, которые шли от исходного базового шасси КВ, а также усилить бронирование без увеличения общей массы САУ. Разработанная для СУ-152 турельная установка пулемета ДШК как раз и пригодилась для оснащения новых САУ серии ИСУ. Сами же самоходки СУ-152 продолжали активно использоваться в боях с вермахтом, поэтому лишь немногие из них встретили победную весну 1945 года. Но в отчаянной схватке летом 1943 года они заложили еще один камень в основание Великой Победы.
 

 Характеристики тяжелой самоходной артиллерийской установки СУ-152 обр.1943 г. 

БОЕВАЯ МАССА

45500 кг

ЭКИПАЖ, чел.

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

8950 (с пушкой)

Ширина, мм

3250

Высота, мм

2450

Клиренс, мм

440

ВООРУЖЕНИЕ

одна 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С и один 12,7-мм пулемет ДШК

БОЕКОМПЛЕКТ

20 снарядов и 250 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопический прицел - ТОД-6
перископический прицел - ПТ-6
командирская панорама - ПТ-1

БРОНИРОВАНИЕ

лоб башни, борт и корма корпуса - 60 мм
лоб рубки - 75 мм
борт и корма рубки - 60 мм
маска пушки - 60-65 мм
днище - 20-30 мм
крыша корпуса - 30 мм
крыша рубки - 20 мм

ДВИГАТЕЛЬ

В-2К, V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения мощностью 600 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

механическая, с бортовым планетарным редуктором, многодисковым фрикционами сухого трения и 4-ступенчатой КПП с демультипликатором (8+2)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 6 сдвоенных основных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо

СКОРОСТЬ

42 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

330 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Уклон, град.

36

Высота стенки, м

1,20

Ширина рва, м

2,50

Глубина брода, м

0,90

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция Р-9 (Р10 или 10РК-26)
переговорное устройство ТПУ-4бис

  

                                                                 СУ-122 

Один из первых проектов советской безбашенной боевой машины военного времени (фактически - САУ) на шасси Т-34 был выполнен конструкторами ЧКЗ и Уралмашзавода Н.Куриным и Г.Ксюниным при участии Н.Сидоренко в марте-мае 1942 г. Машина получила индекс У-34 и была примечательна тем, что отвечала главному требованию военного времени и эвакуации, а именно - была очень дешевой при сравнительно высоких боевых характеристиках.
У-34 сохранила от среднего танка Т-34 ходовую часть, основные корпусные элементы и вооружение из 76-мм танковой пушки, но отличалась отсутствием вращающейся башни, несколько увеличенной толщиной брони (до 60 мм в некоторых деталях лобовой и бортовой части) и отсутствием курсового пулемета (в У-34 для удешевления предусматривалось использование только 
пулемета, спаренного с орудием).
 

 Конструкция новой боевой машины позволяла наладить ее выпуск по кооперации практически на любом машиностроительном предприятии, имеющем опыт станочного и вагонного производства. При изготовлении У-34 можно было экономить большое количество броневой стали (особенно - фасонного проката, идущего в конструкцию башни), высокоточных стальных шаров, электромоторов, механических шестерен и цветных металлов, изготовление которых в военное время обходилось чрезмерно дорого и сложно.
Проект У-34 был одобрен руководством НКТП (Наркомата Танковой Промышленности), как основной вариант боевой машины - истребителя танков и огневой поддержки для массового серийного производства на эвакуированных площадях. Первые два опытных образца должны были быть изготовлены и поданы на испытания к 1 октября 1942 г. Однако уже к концу августа, ввиду скорой потери СТЗ (Сталинградского Тракторного Завода), доводочные работы над У-34 были остановлены, а УЗТМ начал спешно готовить выпуск танков Т-34.
Однако работы над созданием отечественных САУ на этом не прекратились, а лишь были отложены. Уже осенью 1942 г. командование Красной Армии планировало провести целый ряд масштабных наступательных операций на различных участках Советско-Германского фронта, с применением подвижных артиллерийских подразделений. При разработке наступлений впервые широко учитывались уроки зимнего наступления 1941-42 гг. под Москвой, когда артиллерия среднего и крупного калибра (столь необходимая для сокрушения вражеских укреплений) постоянно отставала от наступавших танковых и пехотных подразделений. Поэтому впервые штабом начальника артиллерии при отработке будущих операций было принято решение о широком применении самоходно-артиллерийских установок среднего (от 76-мм до 122-мм) и крупного (более 122-мм) калибров, которые требовалось спешно создать.

 

19 октября 1942 г. в развитие планов перехода к наступательным действиям по ходатайству ГАУ Государственный Комитет Обороны (ГоКО) принял решение № 2429СС о начале широкомасштабных работ над созданием "артиллерийских самоходов" всех необходимых калибров.
Наиболее интересным в то время для Красной Армии была организация производства 122-мм САУ поддержки, так как гаубица М-30 серийно производилась на заводе № 9 и ее применение сдерживало отсутствие "тягловой силы".
Эскизный проект средней 122-мм самоходной гаубицы к тому времени уже был разработан конструкторской группой А.Каштанова на шасси трофейного штурмового орудия StuGIII и отечественного среднего танка Т-34. Однако поскольку конструкторская группа уже занималась изготовлением такой установки на трофейном шасси, для реализации САУ на шасси танка Т-34, НКТП принял решение о спешной организации на Уралмашзаводе (УЗТМ) ОКГ (Особой Конструкторской Группы) Самоходной Артиллерии под руководством Л.Горлицкого. В группу вошли конструкторы Н.Курин, Г.Ксюнин, А.Неклюдов, К.Ильин, И.Сазанов и И.Эммануилов, впоследствии составившие ядро КБ САУ.
Группа творчески подошла к полученным проектам У-34 и СУ Каштанова и вскоре реализовала свой вариант боевой машины, вооруженной 122-мм самоходной гаубицей М-30 на шасси Т-34. 1-4 ноября 1942 г. проект такой машины, получивший индекс У-35, был утвержден межведомственной комиссией представителей ГАУ и НКТП.
Помимо У-35, комиссия рассмотрела также проект установки орудия М-30 на шасси Т-34, выполненный в КБ завода № 9 (Ф.Петров) и эскизную схему безбашенного танка типа КВ-2 (152-мм короткая гаубица). После обсуждения предложенных решений, в качестве эталона для серийного производства комиссия выбрала за основу У-35. Это решение не требовало больших доработок в плане ходовой части и артиллерийской системы, являясь наиболее дешевым из имеющихся.
30 ноября начались заводские испытания первого опытного образца, построенного по временному техпроцессу. Интересно отметить, что в первый день испытаний У-35 прошла пробегом без дорог более 50 км и выполнила стрельбу из 20 выстрелов прямой наводкой на заводском полигоне в Красном.
Однако испытания выявили у машины следующие недостатки:
-Непрочность крепления механизированного досылателя, который часто выходил из строя;
-Углы наведения (особенно - по вертикали) не соответствовали ТТТ;
-Плохая вентиляция рубки способствовала скоплению пороховых газов во время стрельбы;
-Устройство крепления орудия по-походному не обеспечивало надежности его работы во время движения по пересеченной местности;
-При поворотах орудия по горизонтали в крайние углы между бронировкой маски и корпусом образовывались большие щели;
-Пользоваться наблюдательной башенкой и вести наведение орудия по вертикали оказалось практически невозможно.
После окончания заводских испытаний в САУ был исключен досылатель выстрела, установлен вытяжной башенный вентилятор, немного увеличен угол наведения гаубицы по вертикали, а также изменены сидения, места расположения которых были дополнительно уточнены.
Государственные испытания У-35 проводились на Гороховецком полигоне в периоде 5 по 19 декабря 1942 г. совместно с СГ-122 завода № 592, выполненной на трофейном шасси. По скорострельности и углу возвышения орудия уральский самоход проиграл конкуренту, но по толщине брони, высоте корпуса, подвижности и проходимости оставил его позади. Госкомиссия пришла к выводу о целесообразности принятия САУ У-35 на вооружение под индексом СУ-122, но при этом составила обширный список необходимых доработок.
Но уже 2 декабря 1942г. ГоКО, не дожидаясь результатов испытаний, вынес постановление о немедленной подготовке серийного производства СУ-122 на Уралмашзаводе.
Для скорейшей отправки артсамоходов на фронт заводу разрешили начать отгрузку первой партии СУ-122 (125 штук) без устранения отмеченных в ходе предварительных испытаний недостатков. Однако заводу удалось устранить большинство из них уже в машинах первой отгрузки.
В САУ первой серии были внесены следующие изменения по сравнению с прототипом: 
-Введен сплошной лобовой лист рубки (вместо ломаного), что увеличивало объем боевого отделения и улучшало условия работы экипажа;
-Устранены щели в бронезащите гаубицы при углах ее наведения более 8 град. по горизонтали;
-Изменено расположение боеукладки (особенно в плане зарядов);
-Изменено расположение рабочих мест членов экипажа (особенно - наводчика и командира САУ), а также некоторых прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.
Кроме того, во всех серийных машинах ввиду бесполезности была удалена командирская башенка, но с января 1943 г. начали устанавливать цилиндрические топливные баки.

 

 28 декабря 1942 г. на заводском полигоне состоялись испытания контрольной машины установочной декабрьской программы, в объеме 50 км пробегом и в 40 выстрелов (из них половина усиленным зарядом). Испытания закончились успешно и вся установочная партия СУ-122 в количестве 25 штук была признана годной для приема в Красную Армию и отправлена в учебный центр самоходной артиллерии.Тогда же в конце декабря 1942 г. начали формироваться первые два самоходно-артиллерийских полка (1433-й и 1434-й) для действия на Волховском фронте. В них имелось по две четырехорудийные батареи СУ-122, помимо которых полки имели также 17 шт. СУ-76, два легких танка (или бронемашины), грузовые, легковые автомобили и два трактора.
Первый бой новые полки приняли 14-15 февраля 1943 г. в частной операции 54-й армии в районе Смердыни. В ходе боев (продолжавшихся 4-6 дней) полки разрушили 47 дзотов, подавили 5 минометных батарей, уничтожили 14 противотанковых орудий и от 19 до 28 автомобилей, сожгли 4 склада боеприпасов. Полностью оправдалась в первых боях и рекомендованная ОГК НКТП тактика применения самоходных орудий, состоявшая в том, что они, двигаясь на удалении 400-600 м позади атакующих танков, должны были уничтожать обнаруженные огневые точки, преимущественно огнем с места, при необходимости отражая контратаки врага, подобно обычной гаубичной артиллерии.
В первых фронтовых испытаниях СУ-122 приняла участие бригада Уралмашзавода во главе с Л.Горлицким. Руководил испытаниями новых боевых машин начальник ОГК НКТП С.Гинзбург. За образцовое выполнение заданий командования, Уралмашзаводу и бригаде специалистов НКТП была объявлена благодарность в приказе. Водитель-испытатель завода Болдырев, участвовавший в боевых операциях, был награжден медалью "За боевые заслуги". За работу по созданию СУ-122 заместитель главного конструктора "Уралмашзавода" (начальник Особой Конструкторской Группы САУ) Л. Горлицкий и ведущий инженер Н. Курин были награждены орденами Красной Звезды. Кроме того, оба были удостоены Сталинской премии за создание новых видов вооружения в 1942 г.
Официально считается, что производство СУ-122 началось 1 декабря 1942 г. и все машины первой серии были доработаны по результатам предварительных испытаний, но это не обязательно так. Например, известно, что первые 8 САУ, поступившие в Учебный Центр Самоходной артиллерии вентиляторов боевой рубки не имели (также не имели даже креплений для вентиляторов), кроме того, все поступившие в первые месяцы СУ-122 были спешно приспособлены силами Центра к установке радиостанций самолетного типа, переданных из Наркомата Авиапромышленности. Всего из 55 САУ первой серии в войска было отправлено 24 шт.
Учебный Центр Самоходной артиллерии характеризовал первые СУ-122 как чрезмерно тяжелые (свыше 31,5 т.), сложные в освоении и склонные к поломкам ходовой части. В ходе производства отношения к СУ-122 немного изменилось.Так машины второй серии (февраль-март 1943 г.) получили упрощенную маску орудия и ряд крупных изменений в интерьере САУ. Для них повсеместно ввели цилиндрические дополнительные топливные и маслобаки, вместо сварных призматических, устанавливаемых на машинах первой серии. Однако до лета 1943 г. эти баки не были унифицированы с топливными баками Т-34.

 

 Боевая рубка машин третьей серии (с апреля 1943 г.) согласно документам, перекочевала далее на СУ-85. Кроме того, некоторые САУ перед летней жарой получили дополнительный вентилятор боевого отделения, установленный на кормовом листе боевой рубки.
Весной-летом 1943 г. для увеличения боекомплекта СУ-122 из экипажей некоторых машин удалили второго заряжающего (экипаж уменьшен с 6 до 5 человек), что, несомненно, отрицательно сказалось на скорострельности.
Перед Курской Битвой в боекомплект СУ-122 был введен кумулятивный 122-мм снаряд, позволявший пробить броню практически любого немецкого танка. Однако дальность прямого выстрела этим снарядом была очень малой (не свыше 400 м), а в условиях малой скорострельности применение этого боеприпаса не сделало самоходные гаубицы надежным оружием против немецких танков.
Еще весной 1943 г. КБ Уралмашзавода, выполняя предписание ОГК НКТП по совершенствованию конструкции серийных машин, предприняло ряд попыток радикально улучшить характеристики СУ-122.
Главным недостатком 122-мм артсистемы считалась ее вооружение пехотной гаубицей М-30, особенностью которой было осуществление раздельной наводки по горизонтали и вертикали, а также применение раздельного выстрела и поршневого затвора, не позволявшие значительно уменьшить расчет орудия и его массо-габаритные характеристики.
Артиллерийское производство Уралмашзавода в конце 1941 г. осуществило разработку и изготовление опытного образца 122-мм танковой гаубицы У-11, применение которой в боевом отделении танка (или САУ) давало определенные преимущества.
Так наведением гаубицы У-11 занимался один номер расчета; клиновой затвор давал значительный выигрыш в скорострельности, а уменьшенная длина отката оказывала преимущества в эксплуатационном плане.
В 1942 г. орудие У-11 прошло предварительные испытания в башне танка КВ-9, а весной 1943 г. для него была разработана и отлажена рамочная установка с креплением к лобовой броне.
В апреле 1943 г. изготовление опытной машины, получившей индекс СУ-122М, было закончено. Конструкция новой машины имела ряд преимуществ по сравнению с серийной СУ-122. Боевое отделение СУ-122М подверглось значительному увеличению за счет расширения стенок до габаритов гусениц и повышения боевого отделения на 50 мм.
Гаубица У-11 (новое обозначение Д-11) в рамке была уравновешена в цапфах и устанавливалась со смещением назад, что улучшало условия работы передних опорных катков ходовой части. По рекомендации ГАУ РККА для более эффективной стрельбы прямой наводкой, в САУ был введен телескопический прицел прямой наводки.
Государственные испытания СУ-122М стрельбой проводились с 7 по 11, а затем с 18 по 23 июня 1943 г. на полигоне около Нижнего Тагила. Всего было выполнено 329 выстрелов нормальным и усиленным зарядом.
Ходовые испытания проводились на трассах Свердловск - Нижний Тагил и Свердловск - Челябинск, на которых было пройдено 858 км.Принято считать, что испытания новая машина выдержала в полном объеме, но это не так, ибо в выводе госкомиссии под руководством генерал-майора танковых войск Огурцова по результатам испытаний значилось, что САУ может быть введена на вооружение самоходных частей Красной Армии "только после устранения отмеченных в ходе испытаний недостатков". Главными недостатками СУ-122М были отмечены чрезмерная масса (модернизированная САУ оказалась почти на две тонны тяжелее, чем то допускалось в техзадании), а также слишком малый боекомплект (не более 34 выстрелов).
Летом 1943 г. работы над совершенствованием гаубичной САУ продолжились.

Все замечания комиссии были реализованы на новом опытном образце САУ СУ-122-3. Теперь КБ УЗТМ унифицировало конструкцию новой 122-мм самоходной гаубицы Д-6 завода №9 с конструкцией 85-мм самоходной противотанковой пушки Д-5. В конце июля, начале августа 1943 г. эта САУ вместе с тремя опытными СУ-85, проходила испытания на Гороховецком полигоне.
Ничто, казалось, не предвещало неудачи, но с первых минут испытаний машину начал преследовать злой рок. На первых же километрах пробега у двигателя оторвало топливопровод, затем сорвались со своих гнезд несколько снарядов. И наконец, испытания стрельбой привели к отказу накатника орудия. Несмотря на проведенный ремонт нормально работать орудие так и не смогло и самоходка была снята с испытаний.
Эта неудача, видимо, долго вспоминалась руководством самых разных рангов, так как несмотря на неоднократные предложения КБ УЗТМ по созданию самоходных гаубиц калибра 122 мм и 152 мм, эти предложения отвергались, а на поле боя во все больших количествах шли всевозможные истребители танков.
Опыт боев показал непригодность СУ для сопровождения танков и пехоты. Поэтому выпуск СУ-122 на УЗТМ (всего было выпущено около 660 машин) продолжался лишь до осени 1943 года.
Однако гаубичные СУ-122 еще оставались на вооружении Самоходно-артиллерийских полков. Все-таки мощность 85-мм осколочных снарядов была недостаточной для взламывания полос обороны противника. Например, бронетанковое управление 4-й гв. танковой армии уже в апреле 1944 г. настойчиво просило вышестоящие организации отыскать хотя бы 20 СУ-122, так как СУ-85 были непригодны для борьбы с укрепленными пулеметными точками.

 СУ-122 образца 1943 г. 

БОЕВАЯ МАССА

29560 кг

ЭКИПАЖ, чел.

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

6100

Ширина, мм

3000

Высота, мм

2235

ВООРУЖЕНИЕ

одна 122-мм гаубица М-30 (темп стрельбы - 2 выстрела в минуту)

БОЕКОМПЛЕКТ

38-40 выстрелов раздельного заряжания

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

панорама ПТК
панорама Герца

БРОНИРОВАНИЕ

макса орудия (верх) - 52 мм
лоб корпуса и рубки – 45 мм
борта - 30 мм
корма - 45 мм
крыша - 20 мм
днище - 15 мм

ДВИГАТЕЛЬ

В-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с., общая ёмкость топливных баков - 800 литров

ТРАНСМИССИЯ

механическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 5 опорных сдвоенных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ

55 км\ч (по шоссе)

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

150 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

0,73

Ширина рва, м

2,50

Глубина брода, м

1,30

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция 9Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-3-бисФ

 

  ИСУ-152

 

Работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) начались во второй половине 1943 года.
  Используя свои предыдущие наработки по экспериментальному танку КВ-13, коллектив КБ опытного завода № 100 создал «объект 237» — прототип будущих серийных танков ИС-1. После проведенных испытаний стало ясно, что новая машина обладает серьезными преимуществами перед серийно выпускавшимся в то время танком КВ-1c. Следствием этого стало распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) по скорейшему запуску этого прототипа в серию на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Производству новых танков, получивших обозначение ИС-85 (ИС-1), был присвоен наивысший приоритет. 
На тот момент ЧКЗ выпускал тяжелый танк КВ-85, средний танк Т-34 и САУ СУ-152. Последняя как раз и являлась прямой предшественницей ИСУ-152. Эта самоходка вооружалась мощной 152,4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 в неподвижной броневой рубке, которая ставилась вместо башни на шасси базового танка КВ-1с. Боевое крещение СУ-152 приняли на Курской Дуге, сразу же завоевав уважение, как у советских, так и у вражеских солдат. В ходе наступательного этапа Орловско-Курской операции СУ-152 столь же эффективно использовались по своему прямому назначению в качестве тяжелого штурмового орудия поддержки атакующих танков и пехоты. 
Начало серийного выпуска танков ИС сопровождалось постепенным, но полным свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе и столь необходимых фронту СУ-152. Поэтому перед конструкторами танка ИС еще на этапе разработки прототипа сразу же был поставлен вопрос о создании САУ на его базе, эквивалентной СУ-152 по вооружению. На стадиях проектирования и постройки опытного образца эта машина проходила в документах того времени как «ИС-152». Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки боевую рубку пришлось разработать заново, так как заимствовать старый ее вариант от СУ-152 оказалось невозможным из-за иной геометрической формы корпуса танка ИС по сравнению с танком КВ. Так как корпус танка ИС имел меньшую посадку, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 и машина обрела свой легко узнаваемый характерный облик. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа. Благодаря накопленному при разработке СУ-152 опыту и достаточно большой номенклатуре заимствованных у СУ-152 и КВ деталей, прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий срок. Получивший заводской индекс «объект 241» опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152. 
По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок. 
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, емкость основных и дополнительных топливных баков была увеличена по сравнению с базовым танком. На этих самоходках также была возможна установка двух дымовых шашек с электрозапалом и устройство их сброса с ручным приводом. 

 

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки — в СКБ-2 завода № 100 был построен прототип «объект 246» (он же ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный мощной 152,4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Большой вылет ствола сильно затруднял эксплуатацию машины, также было выявлено много прочих недостатков, из-за чего установка не была принята на вооружение. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика («объект 247» или ИСУ-152-2). Но и эта САУ не была принята на вооружение. 
Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после Второй Мировой войны. По своим боевым и эксплуатационным характеристикам они соответствовали требованиям армии 50-ых и начала 60-ых годов, поэтому оставшиеся в строю машины прошли в 1956 году серьезную модернизацию: двигатель В-2ИС был заменен на В-54К, обновлены устройства связи (установлены радиостанция Р-113 и переговорное устройство Р-120) и наблюдения (заменен прицел прямой наводки на ПУР-26, введена командирская башенка с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП). Изменения также коснулись ряда узлов ходовой части, были увеличены емкость топливных баков и боекомплект (30 выстрелов). Модернизированный вариант самоходки получил обозначение ИСУ-152К («объект К-241»). 
Второй вариант послевоенной модернизации ИСУ-152 последовал в 1959 году — на САУ устанавливались узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М. К числу важных нововведений этой модернизации относится установка прибора ночного видения. Усовершенствованная таким образом машина обозначалась как ИСУ-152М («объект М-241») и внешне довольно заметно отличалась от первоначального варианта самоходки. Обе эти программы модернизации позволили поднять надежность и боевые свойства базовой модели ИСУ-152, что позволило ей еще долго оставаться на вооружении Советской Армии. 

 

ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и ремонтопригодностью. 
Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии. 
После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту — там они выполняли функции неподвижных огневых точек на берегу Суэцкого канала.