История флота России
История флота России
ИЗ ИСТОРИИ МОРСКИХ ПОХОДОВ В VII—XII вв. Восточно-славянские племена, являющиеся предками братских по крови и культуре великорусского (русского), украинского и белорусского народов, уже в глубокой древности селились на обширном пространстве Восточной Европы, между Балтийским и Черным морями.
Первые упоминания о славянах в письменных источниках относятся к началу I в. н.э. Но римские писатели оставили нам краткие сведения лишь об одной группе славян — венедах, которые, согласно их утверждениям, жили в нижнем течении Вислы; излучину морского берега к востоку от этой реки римляне называли Венедским заливом.
21. РУССКАЯ БОЕВАЯ ЛОДЬЯ (ЛАДЬЯ)Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Славяне были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно. Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь — насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом. |
Новгород и Московская Русь |
Cреди cлавянских народов было предопределено, что новгородцы должны были стать зачинателями мореплавания и судостроения на Руси. Вследствие умной дипломатии, своего месторасположения и разумных законов князей, Новгород ни разу не подвергался разграблению Золотой Ордой. С каждым прошедшим годом, развивались ремесла, новгородская торговля процветала и расширялась.
Поморский коч |
Суда Киевской Руси |
Одна из гипотез утверждает, что термин "корабль" распространился из Византии, а Византия заимствовала это слово из русского языка, переделав его в "karabos", и этот вывод ученых не лишен некоторых оснований. "Корабль" из гибких прутьев, обшитых корой, а затем кожей, был удобен для небольших путешествий, и, по мнению ученых, издревле использовался восточными славянами. Греческий патриарх Никифор, живший в IX веке, во время образования Киевской Руси, в одном из своих трактатов называл такие суда "моноксилами", т. е. лодками-однодеревками.
Русские ладьи. По рисунку древних греческих летописей. Tак же называет ладьи князя Владимира и византийский историк Георгий Кедред, а его соотечественник Зонары утверждал, что славяноруссы в середине XI века сами называли свои суда однодеревками. Такое название, однако, они получили не потому, что их выдалбливали из одного дерева, а по пичине того, что руссы, для постройки судна, употребляли цельные деревья, расщепленные пополам. Исследователь истории древнего судостроения В.М. Флоринский справедливо считал, что если на их "долбленых плоскодонных челноках" могли перевозить не более трех человек, то на судах славяновенедов, строившихся еще во времена Гая Юлия Цезаря (I в. до н. э.), можно было перевозить значительно больше людей, так как эти суда были крупнее римских и отлично приспособлены к плаванию по бурным северным морям.
Русские морcкие набойные ладьи. По рисунку древних греческих летописей.
К началу IX века конструкция славянского наборного судна достигла такого уровня, что многочисленные плавания южных руссов снова стали возможными не только по рекам, но и вдоль берегов Черного моря. Усиленое мореходство руссов привело к тому, что из-за этого Черное море даже было прозвано "Русским".
|
Суда Севера России |
Cудоходство на Севере России зародилось немного позднее, чем в центральных районах. Это обусловлено тем, что заселение северных областей шло с юга, оттуда же и был принесен первый опыт по созданию судов. Но условия плавания в северных реках и морях резко отличаются от условий центра и юга Европы и эти условия не могли не наложить свой отпечаток на типы и конструкцию судов севера Руси, а в последствии и России.
Раньшина.
Шитик. |
Суда Запорожских казаков |
Запорожские, а затем и донские казаки в XVI—XVII веках строили достаточно совершенные по тому времени суда, называемые чайками и дубами. На чайках, обладавших хорошей скоростью, они нападали не только на торговые суда, но и на отдельные боевые корабли, дубы же служили исключительно для грузовых перевозок.
В 1576 году запорожские казаки на своих чайках разграбили Синоп и Трапезунд, а в 1590 году повторили набег на эти же города. В 1606 году казаки напали на Варну, в 1608 году — на Перекоп, в 1609 году — на устье Дуная, в 1615 году совместно с донскими казаками — на Азов, на рейде которого уничтожили несколько турецких кораблей, а затем на 70 чайках двинулись по направлению Кафы и заняли ее, завершив свой поход успешным рейдом вдоль южного берега Черного моря, временно взяв Трапезунд. |
Подвиг Семена Дежнева и Федота Попова |
Поход Семена Дежнева и Федота Попова, открытие пролива между Азией и Америкой
Cемен Иванов Дежнев, уроженец Великого Устюга, прибыл в Ленский острог в 1638 году. В отряде Михаила Стадухина он в 1642 г. спустился по реке Индигирке в Северный Ледовитый океан и морем прошел в устье реки Алазеи, а в 1644 г. - уже по сухому пути - в устье Колымы. Здесь он вместе с другими казаками принимал участие в постройке Нижнеколымского острога, ставшего центром местной торговли и базой походов для поисков новых “землиц” и для проведывания новых путей на восток.
Летом 1647 г. приказчик московских купцов Федот Алексеев Попов, родом из Холмогор, организовал поход для поисков моржовых лежбищ, для торговли с чукчами и для поисков морского пути к реке Анадырь, о богатстве которой промысловым зверем в Нижне-Колымск доходило немало слухов. Попов просил нижнеколымские власти о назначении в экспедицию служилого человека - представителя государственной власти - для приведения местного населения в русское подданство и сбора ясака. Узнав об этом, Дежнев подал челобитную о своем назначении в этот поход. Его ходатайство было удовлетворено, и, таким образом, Дежнев стал ведущим лицом в намечавшемся предприятии.
В тот же год отряд Дежнева-Попова вышел из Нижне-Колымска в море на четырех кочах, но из-за трудных ледовых условий осенью этого года вернулся обратно. Несмотря на неудачу, 20 июня 1648г. в новый поход на реку Анадырь из Нижне-Колымска вышло уже семь кочей, на которых находилось свыше ста человек. Шесть кочей входили в отряд Дежнева-Попова. Седьмой коч под командой Герасима Анкудинова присоединился к отряду самовольно. Во время этого похода состояние льдов у берегов Чукотки было очень благоприятно, и кочи, пользуясь попутными ветрами, быстро продвигались на восток. Не доходя Берингова пролива, два коча разбились о льды, а два пропали без вести. Крайнюю северо-восточную оконечность Азии, которую Дежнев назвал Большим Каменным Носом, обогнули только три коча - Дежнева, Попова и Анкудинова. |
Предыстория царствования |
21 февраля 1613 года совершилось великое событие в истории России. Всесословный Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Собор, а вслед за ним Москва и прочие русские города присягнули на верность царю Михаилу, ибо "Государя сам Бог избрал и вся земля русская радовалась и ликовала".
царь Михаил Фёдорович Романов
Корабль “Фредерик “ |
Потешные забавы |
Азовские походы |
Начало борьбы за выходы России к морям, азовские походы Петра I. Оторванность России от морских путей мешала ее экономическому развитию. Страна, окруженная морями, к концу XVII века имела всего лишь один порт - Архангельск, через который она осуществляла деловые и торговые контакты с другими государствами. Вот почему самой насущной задачей для Петра I стала борьба за возврат морских побережий.
Портрет Петра I Первое острие этой борьбы было направлено на Азов, который являлся по сути дела ключом к Черному морю. Стремясь войти в Азовское, Черное и Средиземное моря, Петр I предпринял попытку завладеть устьями Дона и Днепра. С этой целью ранней весной 1695 года армия боярина Б.П.Шереметьева с казаками двинулась на юг с целью овладеть турецкой крепостью Азов. Блокированная со стороны суши, крепость получала все необходимое со стороны моря. Наличие флота позволяло туркам выдерживать довольно долгую осаду. Стало ясно: первый поход оказался безрезультативным. Без наличия флота крепость не взять. |
Великое посольство |
В марте 1697 года Петр I предпринял дипломатическую миссию в Западную Европу. Цель миссии состояла в укреплении и расширении союза России с Англией, Данией, Пруссией, Австрией и Венецией, создании коалиции против "салтана Турского, хана Крымского и всех бусурманских орд".
При них состояло около двухсот человек свиты и, кроме того, тридцать волонтеров, участвовавших в предыдущих плаваниях с Петром I и занимавшихся строительством кораблей. Волонтеры разделены были на десятки, которые возглавляли старшины. Одним из десятников в списках значился Петр Михайлов. В десятку вошел и любимец Петра Александр Меньшиков. Негласная инструкция указывала: ехавшим "сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых, которые бы сами в матросах бывали, и службою дошли до чина, а не по иным причинам, таких на поручиков и всевозможных мастеров, которые делают на кораблях всякое дело".
|
"Морским судам быть..." |
Решение Боярской думы в октябре 1696 года законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. "Морским судам быть..." - такова была воля не только молодого русского царя, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. Санкт-Петербургское Адмиралтейство. Уже в октябре 1705 года на территории Адмиралтейства выросли деревянные и мазанковые строения, обнесенные со стороны Невы валом с пятью бастионами.
Корабельный сарвайер Ф.А.Головин. |
Славное начало |
Несмотря на то, что официальной датой основания русского регулярного флота является 1696 год, а постройка первого в России военного корабля — 1669 год, истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность, в IV—IX века. В те времена территорию, ограниченную Черным морем на юге, низовьями Дуная — на западе и Северным Донцом — на востоке, заселяли племена восточных славян — антов, которым приходилось неоднократно защищать свою независимость и в этих целях совершать длительные морские походы. На своих легких, но прочных и достаточно мореходных лодьях-однодеревках они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря, появляясь в Средиземном море у острова Крит.
Русская лодья. На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и поморы (русские поселенцы на побережье Белого моря). Осуществляя промысел пушного зверя и рыбы, они из года в год, невзирая на льды и штормы, все дальше и дальше проникали в северные и восточные районы морей Северного Ледовитого океана. Сейчас, в век бурного развития Науки и Техники, век атомной энергии и радиоэлектроники мы не можем не восхищаться мужеством и отвагой этих людей. Безудержная страсть к новому, неизведанному побуждала их на небольших деревянных суденышках — кочах совершать дальние походы и экспедиции. |
Первые победы |
Начавшаяся Северная война (1700-1721) тяжелейшим бременем легла на плечи народа и не принесла желаемых результатов Петру, особенно в первые ее годы. Тем не менее,30 Петр I был настойчив в поставленной цели - овладеть Балтийскими побережьями и закрепиться на них.
|
Взятие Выборга в 1710 г |
История нашей Родины знает немало примеров блестящих сражений, в которых совместно действовали армия и флот. Среди них видное место занимают действия русской армии и флота по овладению Выборгом в 1710 г., когда с особенной силой проявился талант Петра 1, как замечательного полководца и флотоводца.
План действий русской армии и флота по овладению Выборгом представлял часть общего плана кампании 1710 г. на балтийском театре. |
Морское законодательство в России |
Появление первых морских законодательных актов в России было вполне закономерным и естественным. Год от года рос флот, увеличивалось число его кораблей. Для того, чтобы ими управлять, нужны были хорошо знающие морское дело люди. Таких людей среди сподвижников Петра I оказалось немного. И Петр был вынужден принимать на военную службу иностранцев. Каждый из офицеров в своих действиях руководствовался законами своей нации, что приводило к неразберихе в организации службы, беспрерывным ссорам между ними. Это, естественно, тормозило дальнейшее развитие флота. Необходимо было строго регламентировать и узаконить все действия, касающиеся управления флотом.
|
Основание Санкт-Петербурга |
Около века Россия оставалась оторванной от выхода в Балтийское море.
Шведский флот, значительно превосходивший русский флот по числу и вооружению кораблей, господствовал на Балтике. 42 линейных корабля, 12 фрегатов, около 13 тысяч офицеров и матросов представляли собой весьма внушительную силу, с которой вынуждены были считаться соседи.
|
Корабль "Крепость" и российское посольство в Стамбул |
18 августа 1699 г. близ Керчи совершенно неожиданно для турецкого губернатора города и командующего турецкой эскадрой адмирала Гасан-паши появились российские корабли.
Безусловно, появление российской эскадры в Керченском проливе явилось крайне неприятным сюрпризом для турецких властей. После взятия турецкой крепости Азов в устье Дона в 1696 г. Петр приступил к строительству кораблей на верфях Воронежа и ряда донских городков для последующего проведения морского похода против турок, считавших себя тогда властителями Азовского и Черного морей. |