История флота России

 

                                          История флота России

ИЗ ИСТОРИИ МОРСКИХ ПОХОДОВ В VII—XII вв.
Проф. К. В. БАЗИЛЕВИЧ

Восточно-славянские племена, являющиеся предками братских по крови и культуре великорусского (русского), украинского и белорусского народов, уже в глубокой древности селились на обширном пространстве Восточной Европы, между Балтийским и Черным морями.

  

Первые упоминания о славянах в письменных источниках относятся к началу I в. н.э. Но римские писатели оставили нам краткие сведения лишь об одной группе славян — венедах, которые, согласно их утверждениям, жили в нижнем течении Вислы; излучину морского берега к востоку от этой реки римляне называли Венедским заливом.
Движение кочевых и земледельческих племен Северного Причерноморья в III-VII вв. н.э. захватило значительную часть славянских племен и вовлекло их в борьбу с Византией. В связи с этим византийские писатели VI в. уделяли большое внимание славянам, среди которых они выделяли антов как наиболее многочисленное и сильное славянское племя. Поселения антов простирались от низовьев Дуная до побережья Азовского моря. Северная граница распространения антов в точности неизвестна, но несомненно, что их поселения встречались в Среднем Приднепровье и в значительной части бассейна Днестра.
Письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что анты VI в. уже знали, личную собственность, строили города, имели развитое земледелие. И в своем общественном развитии и в области культуры анты стояли на высоком уровне. Общественный строй восточных славян - антов характеризуется разложением родовых союзов и усилением власти вождей, опиравшихся на боевые дружины. Появляется зародыш классового общества, создаются первые политические объединения восточных славян.
Владея в течение длительного времени морским побережьем от Дуная до Дона, восточные славяне - анты приобрели значительный опыт в мореплавании.
Суровые условия жизни, беспрерывная борьба с многочисленными врагами — готами, аварами, Византией — выработали у славян прекрасные боевые качества. По общему свидетельству византийских писателей это были сильные и мужественные люди, легко переносившие трудности и невзгоды, зной и холод, страшные в нападении и смелые в обороне. Гордые сознанием независимости, славяне упорно защищали свои жилища и семьи. Особо отмечают византийские авторы умение славян сражаться на воде — на реках, озерах и морях. В военном руководстве византийцев “Стратегиконе” рассказывается об умении славян поразительно долго находиться под водой: “При этом,— говорится в руководстве,— они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)”. 
Византийские писатели VII в. упоминают о славянских лодках— однодеревках, в сооружении которых славяне считались большими мастерами. О высоком мореходном искусстве восточных славян говорит тот факт, что ант Доброгаст был приглашен Византией командовать черноморской флотилией. В IV-VII вв. славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию, двигаясь в пределы империи “ромеев” несколькими потоками. Славяне совершают длительные и трудные плавания по Черному, Средиземному, Адриатическому, Эгейскому морям. Вполне вероятно, что в этих морских походах принимают самое активное участие и анты, наступавшие на Византию со стороны Причерноморья и Дуная. Российский ученый Б.А. Рыбаков, основываясь на письменных и археологических источниках, указывает на тесную взаимосвязь морских походов восточных, западных и южных славян.
“В VII веке,— пишет Б.А. Рыбаков,— завоевание Византии проводится особенно интенсивно; славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до Древней Спарты, где разместились славянские племена езерцев и милян. После того как авары собирались “вконец истребить” дунайскихантов, возможно, что им и удалось изолировать их от Византии, тем более, что аварам в начале VII в. были подчинены и болгары. Любопытно отметить, что вскоре после этого появляются флотилии славянских моноксилов (однодеревок) в Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают Царьград, нападают на берега Малой Азии, на Эпир, Ахайю. В 610 г. с моря и с суши они осаждают Солунь, в 623 г. славянский флот нападает на Крит, в 642 г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в Южную Италию... Авары оттеснили антов, издавна владевших морским побережьем, от Византии и тем самым вынудили их предпринимать морские походы”.

 

          

21. РУССКАЯ БОЕВАЯ ЛОДЬЯ (ЛАДЬЯ)

Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Славяне были искусными судостроителями.

Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая волоком суда из Дона в Волгу и обратно.

Назывались такие типы судов скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек.

Для увеличения вместимости к долбленному из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь — насадами. Лодья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом. 

 

Новгород и Московская Русь

 

  

 Cреди cлавянских народов было предопределено, что новгородцы должны были стать зачинателями мореплавания и судостроения на Руси. Вследствие умной дипломатии, своего месторасположения и разумных законов князей, Новгород ни разу не подвергался разграблению Золотой Ордой. С каждым прошедшим годом, развивались ремесла, новгородская торговля процветала и расширялась.
В отличие от людей южной России новгородцы изобрели большие корабли для для ведения морских сражений и транспортировки грузов на Балтийском море. Фактически, граждане Свободного Города Новгорода стали известными за счет их достижений на поприще мореплавания. Большие лодьи новгородцев были оборудованы палубами и несли большую угрозу соседям.
Чтобы защищать и усиливать свою торговлю, Новгород был вынужден вести наземные и морские военные действия против шведов и одновременно, отражать частые нападения агрессивных немецких рыцарей.
Для нападения на шведский город Сигтуна в 1187 году, новгородцы использовали флот. Победив в сражении и захватив этот город, новгородцы взяли крупную добычу. Наиболее ценным сокровищем, захваченым при этом, были массивные медные ворота Сигтуны, называемые "Сигтунские Врата", которые до сего дня украшают Софийский Собор в Новгороде.
В начале XIV века новгородские князья снова стали вести военные действия против шведов, на сей раз за право свободно плавать по Балтийскому морю. Для сдерживания шведских набегов, Новгород выстроил крепости около современной Финляндии: в устье реки Вуокса была построена крепость Карела (1310), а в истоке реки Невы - крепость Орешек (1323).
Новгородские лодьи совершали плавания и в Северном Ледовитом Океане (называемом в то время "Студеным морем") и, к концу XII столетия, Новгород владел уже несколькими колониями на Севере - Пермь, Печора и Югорской областью на севере Урала. Новгородские мореплаватели ходили и в Белое Море через устье Северной Двины, где основали первые Российские селения по его побережью. Те поселенцы, кто обосновались в этой области, были известны как Поморы, что означало "[живущие] у моря".

 

                                                                 Поморский коч 
Княжество Московское, тем временем, набирало силу и увеличивалось в размерах. Первое Русское государство было образовано, когда московскими князьями были захвачены окружающие территории в XV и XVI веках. Но, обладая обширной территорией, Москва не имела выхода к морю. После захвата Крымского ханства, оттоманские турки стали преобладающей силой в Черном море. Кроме того, аннексия Москвой Новгорода в 1478 году прекратила монополию Новгородских торговцев и вообще ослабила позицию России в Балтийском море. Не имея портов и военного флота, Москва была неспособна оспорить притязания западных купцов из Англии, Голландии и Германии, которые торговали с Россией.
Великим князем Московским и первым Русским царем Иваном IV (Иван Грозный) в 1552 и 1556 годах были посланы армии, для того, чтобы захватить южные области Волги - Казань (1552) и Астрахань (1556), таким образом обеспечивая Россию выходом к Каспийскому морю. Также Россия захватила город Нарву (в современной Эстонии) около Балтийского моря и, создала так называемый нарвский морской путь, который использовался приблизительно двадцать лет, для транспортировки товаров между Москвой и Балтийкой. Самым большим препятствием для развития торговли в Балтийском море было пиратство, которое сильно ограничивало Балтийскую торговлю.
В ответ на постоянные разграбления судов, шедших по Нарвскому морскому пути, польскими пиратами и пиратами из Гданьска, Иван Грозный завербовал на службу датского мореплавателя, капитана Рода Карстена. Иван IV оплатил вооружение и работы по оборудованию судна и выписал патент датчанину , в котором предоставил ему самые широкие права на пиратство и грабеж любых судов, которые плавают не под флагом Русского царя. Капитан Род служил с замечательным старанием, что привело даже к тому, что король Дании был вынужден делать постоянные заявления, королевским судам Европы, которые были вынуждены вмешаться, чтобы приструнить рьяного датчанина. В 1581 году шведские войска снова захватили Нарву, и торговля по нарвскому морскому пути прекратилась.
В 1555 году Иван Грозный предоставлил торговые привилегии Британским купцам. Они основали Московскую Компанию и начали ежегодно присылать суда в устье Северной Двины. Голландские корабли также начали заходить в Белое Море и Северную Двину, и, в 1584 году, в устье этой реки был основан город Архангельск. Также в конце XVI столетия казаком Ермаком Тимофеевичем были исследованы территории Западной Сибири и присоединены к России.
Наиболее полезным открытием, сделанным европейскими торговцами мехами, к концу XVI столетия было освоение области на северо-западе Сибири, в восточной части полуострова Ямал, назваемого Мангазея.
Поморы достигали на своих судах Мангазеи и добывали там меха уже в начале 1500-ых годов. Они огибали полуостров Ямал, используя для плавания суда, называемые кочами, которые они же непосредственно и изобрели. (Фактически, Поморы открыли и создали огромное количество навигационных методов и устройств, которые приводили в изумление европейских мореплавателей даже в XIX столетии.) К XVII столетию поморами, в районе Мангазеи, были организованы постоянные поселения.
Справка: МАНГАЗЕЯ, русский город в Западной Сибири, на правом берегу р. Таз, в 1601-72. Основатель и воевода (1601-03) В. М. Масальский-Рубец. Название дано по имени местного племени ненцев. Торгово-промысловый центр и порт. Опустошен пожарами, перенесен на новое место (до 1780 г. название Новая Мангазея, ныне село Туруханск райцентр Красноярского края.).

 

Суда Киевской Руси

 

Одна из гипотез утверждает, что термин "корабль" распространился из Византии, а Византия заимствовала это слово из русского языка, переделав его в "karabos", и этот вывод ученых не лишен некоторых оснований. "Корабль" из гибких прутьев, обшитых корой, а затем кожей, был удобен для небольших путешествий, и, по мнению ученых, издревле использовался восточными славянами.
Более удобный для плавания челн-однодревка, для изготовления которого использовались более современные орудия труда, появился значительно позже. Многочисленные археологические находки на территории России подтверждают, что еще 4500 лет назад люди умели строить несложные суда и использовать их для передвижения по воде.
Русь уходит своими корнями в глубокую древность и на ее истории оставила отпечаток не одна из существовавших в свое время культур и цивилизаций. Примерно 500 лет господствовали на Руси варвары - скифы, печенеги, половцы и другие кочевники, что привело, по существу к утрате судостроительных традиций Боспорского государства, о чем говорят многочисленные исторические документы.

 Греческий патриарх Никифор, живший в IX веке, во время образования Киевской Руси, в одном из своих трактатов называл такие суда "моноксилами", т. е. лодками-однодеревками.

Русские ладьи. По рисунку древних греческих летописей.

 Tак же называет ладьи князя Владимира и византийский историк Георгий Кедред, а его соотечественник Зонары утверждал, что славяноруссы в середине XI века сами называли свои суда однодеревками. Такое название, однако, они получили не потому, что их выдалбливали из одного дерева, а по пичине того, что руссы, для постройки судна, употребляли цельные деревья, расщепленные пополам. Исследователь истории древнего судостроения В.М. Флоринский справедливо считал, что если на их "долбленых плоскодонных челноках" могли перевозить не более трех человек, то на судах славяновенедов, строившихся еще во времена Гая Юлия Цезаря (I в. до н. э.), можно было перевозить значительно больше людей, так как эти суда были крупнее римских и отлично приспособлены к плаванию по бурным северным морям.

Русские морcкие набойные ладьи. По рисунку древних греческих летописей.

К началу IX века конструкция славянского наборного судна достигла такого уровня, что многочисленные плавания южных руссов снова стали возможными не только по рекам, но и вдоль берегов Черного моря. Усиленое мореходство руссов привело к тому, что из-за этого Черное море даже было прозвано "Русским".
Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI - VIII веках. Славяне были искусными судостроителями.

  

 

 

Суда Севера России

 

Cудоходство на Севере России зародилось немного позднее, чем в центральных районах. Это обусловлено тем, что заселение северных областей шло с юга, оттуда же и был принесен первый опыт по созданию судов. Но условия плавания в северных реках и морях резко отличаются от условий центра и юга Европы и эти условия не могли не наложить свой отпечаток на типы и конструкцию судов севера Руси, а в последствии и России.
С учетом специфики плавания в северных морях строились суда поморов: осиновки, раньшины, шитики, кочмары и другие.


Осиновка.
Осиновка - небольшое судно поморов, выдолбленное из ствола осины с набоинами по бортам. Длина равнялась 5-7 ; высота борта - 0.5-0.8 ; осадка - 0.3 м. Могло принять на борт груз до 350 кг. Имело от 2 до 4 пар весел, иногда оснащалось мачтой. На изготовление такого судна уходило в среднем от 3 до 5 лет. Ледовый пояс устанавливался для более удобного передвижения судна по льду.

 

Раньшина.
Раньшина (раншина, рончина, роншина) - парусно-гребное промысловое судно северных славян (поморов). Имело 2-3 мачты. Грузоподъемность - 20-70 тонн. Использовалось в период XI-XIX в.в. с целью промысла рыбы и морского зверя в тяжелых ледовых условиях. Судно имело яйцевидную форму подводной части корпуса. При сжатии льдов оно выдавливалось на поверхность. Для сообщения с берегом во время стоянки на якоре на борту раньшины имелась лодка-осиновка.

 

Шитик.
Шитик - парусно-гребное судно новгородцев. Использовалось в XI-XV в.в. Имело длину 12-15 , ширину 3-4 м., грузоподъемность 15-24 т. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме - кубрик для команды. В XIII веке шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов.
Кочмара.

 

Суда Запорожских казаков

 

Запорожские, а затем и донские казаки в XVI—XVII веках строили достаточно совершенные по тому времени суда, называемые чайками и дубами. На чайках, обладавших хорошей скоростью, они нападали не только на торговые суда, но и на отдельные боевые корабли, дубы же служили исключительно для грузовых перевозок.
В 1515 году на 32 чайках украинские казаки совершили набег на Очаков, а в 1556 году вместе с русским отрядом Путивля, снова на чайках, они захватили предместье этой турецкой крепости. Но самым запоминающимся был так называемый Крымский поход в 1559 году под предводительством окольничего Д.Ф.Адашева. В феврале этого года являясь "первым воеводою большого полка", он возглавил нападение на Kрымское ханство, построив на месте впадения реки Псел в Днепр и у острова Хортица на Днепре флотилию из 150—200 чаек и дубов. Спустившись вниз по течению Днепра, его флотилия захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крымского полуострова неподалеку от Перекопа. Разбив несколько отрядов хана Девлет-Гирея, казаки освободили из татарского плена своих соотечественников, а затем благополучно возвратились к острову Хортица.


Предполагаемый вид казацкой чайки.

В 1576 году запорожские казаки на своих чайках разграбили Синоп и Трапезунд, а в 1590 году повторили набег на эти же города. В 1606 году казаки напали на Варну, в 1608 году — на Перекоп, в 1609 году — на устье Дуная, в 1615 году совместно с донскими казаками — на Азов, на рейде которого уничтожили несколько турецких кораблей, а затем на 70 чайках двинулись по направлению Кафы и заняли ее, завершив свой поход успешным рейдом вдоль южного берега Черного моря, временно взяв Трапезунд.
В 1616 году запорожцы совершили поход на Синоп. В 1633 году нападали на турецкие гарнизоны в Азове, Измаиле, Килии и на поселения между Днепром и Дунаем, а в 1637 году даже некоторое время владели Азовом. Особенно активизировали свои действия запорожские казаки в конце XVII века. Только на турецкую крепость Очаков они нападали четырежды, и снова на чайках и дубах.

 

Подвиг Семена Дежнева и Федота Попова

 

Поход Семена Дежнева и Федота Попова, открытие пролива между Азией и Америкой

Cемен Иванов Дежнев, уроженец Великого Устюга, прибыл в Ленский острог в 1638 году. В отряде Михаила Стадухина он в 1642 г. спустился по реке Индигирке в Северный Ледовитый океан и морем прошел в устье реки Алазеи, а в 1644 г. - уже по сухому пути - в устье Колымы. Здесь он вместе с другими казаками принимал участие в постройке Нижнеколымского острога, ставшего центром местной торговли и базой походов для поисков новых “землиц” и для проведывания новых путей на восток.
Летом 1646 г., Исай Игнатьев вышел на коче из Колымы в море, поплыл на восток и через двое суток добрался до большой губы, повидимому Чаунской. Здесь он выменял у чукчей несколько моржовых бивней. Плавание Игнатьева пробудило новый интерес к поискам “землиц” к востоку от Колымы. 

Летом 1647 г. приказчик московских купцов Федот Алексеев Попов, родом из Холмогор, организовал поход для поисков моржовых лежбищ, для торговли с чукчами и для поисков морского пути к реке Анадырь, о богатстве которой промысловым зверем в Нижне-Колымск доходило немало слухов. Попов просил нижнеколымские власти о назначении в экспедицию служилого человека - представителя государственной власти - для приведения местного населения в русское подданство и сбора ясака. Узнав об этом, Дежнев подал челобитную о своем назначении в этот поход. Его ходатайство было удовлетворено, и, таким образом, Дежнев стал ведущим лицом в намечавшемся предприятии. 

Схема маршрута.

 В тот же год отряд Дежнева-Попова вышел из Нижне-Колымска в море на четырех кочах, но из-за трудных ледовых условий осенью этого года вернулся обратно. Несмотря на неудачу, 20 июня 1648г. в новый поход на реку Анадырь из Нижне-Колымска вышло уже семь кочей, на которых находилось свыше ста человек. Шесть кочей входили в отряд Дежнева-Попова. Седьмой коч под командой Герасима Анкудинова присоединился к отряду самовольно. Во время этого похода состояние льдов у берегов Чукотки было очень благоприятно, и кочи, пользуясь попутными ветрами, быстро продвигались на восток. Не доходя Берингова пролива, два коча разбились о льды, а два пропали без вести. Крайнюю северо-восточную оконечность Азии, которую Дежнев назвал Большим Каменным Носом, обогнули только три коча - Дежнева, Попова и Анкудинова.
Большой Каменный Нос, ныне называемый мысом Дежнева, Дежнев описал следующими, совершенно бесспорными словами: “... А с Ковыми реки итти морем на Анадыр реку, и есть нос, вышел в море далеко... а против того носу есть два острова (острова Гвоздева.-Н. 3.), а на тех островах живут чухчи, а врезываны у них зубы, прорезываны губы, кость рыбей зуб, а лежит тот нос промеж сивер на полуношник, а с Русскою сторону носа признака: вышла речка, становье тут у Чухоч делано, что башни, из кости китовой, и нос поворотит кругом, к Онандыре реке подлегло”. У Большого Каменного Носа коч Анкудинова во время бури разбился. Анкудинов и его команда перебрались на кочи Дежнева и Попова.
После недолгой стоянки и высадки на берег в Беринговом проливе кочи пошли на юг. Вскоре и эти кочи разлучились. Коч Дежнева понесло на юго-запад и в октябре выбросило на берег значительно южнее устья Анадыря - невидимому на Олюторский полуостров. Отсюда Дежнев с 24 спутниками через 10 недель добрался до устья Анадыря. Во время зимовки многие умерли и к весне 1649 г. партия Дежнева уменьшилась до 12 человек. На лодках Дежнев со своими товарищами поднялся вверх по Анадырю и в среднем его течении построил Анадырский острог.

 

Предыстория царствования

 

21 февраля 1613 года совершилось великое событие в истории России. Всесословный Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Собор, а вслед за ним Москва и прочие русские города присягнули на верность царю Михаилу, ибо "Государя сам Бог избрал и вся земля русская радовалась и ликовала".

                                

                                                                   царь Михаил Фёдорович Романов

 

 

 

 

 

 

 

Первый корабль, построенный из елового леса в Нижнем Новгороде, голштинцы назвали в честь своего герцога "Фридрик" ("Фридерик"). Этот корабль построили из сосновых досок; он имел в длину 38,6, шерину 12,2 и высоту 4 метра и был оснащен тремя высокими мачтами и двенадцатью парами весел ( по два гребца на весло), своими размерами резко выделялся среди всего многообразия мелких волжских судов. У "Фредерика" была сплошная палуба,

ниже которой находились помещения, в том числе шесть кают к кормовой части для проживания старших чинов голштинского посольства.

                               

                                                                           Корабль “Фредерик “

 

Потешные забавы

 

Упрочить государство, дать возможность развиваться русской торговле, не имея выходов к морям, было немыслимо. Это хорошо понимал Петр I, который был не только активным преобразователем в сфере экономики, государственного строя, культуры, внешней политике в стране, но и стал основателем российского флота.


Портрет Петра I. 1697 г. С портрета художника С.Г.Кнеллера.


Петра с детства тянуло к морю. Он с большим удовольствием изучал морское дело, занимался арифметикой, астрономией, фортификацией, артиллерией. 

Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово.

Май 1688г.
Рисунок художника Г.Г.Мясоедова.

Первые уроки морского дела ему преподал Тимерман, голландец, живший в России. В конце мая он вместе с молодым Петром осматривал в селе Измайлове старые вещи в амбаре двоюродного деда Петра Никиты Ивановича Романова. Внимание молодого царя привлекла ветхая шлюпка. Франц Тимерман пояснил, что это английский бот.

 

Азовские походы

 

Начало борьбы за выходы России к морям, азовские походы Петра I.

Оторванность России от морских путей мешала ее экономическому развитию. Страна, окруженная морями, к концу XVII века имела всего лишь один порт - Архангельск, через который она осуществляла деловые и торговые контакты с другими государствами. Вот почему самой насущной задачей для Петра I стала борьба за возврат морских побережий.

Портрет Петра I

Первое острие этой борьбы было направлено на Азов, который являлся по сути дела ключом к Черному морю. Стремясь войти в Азовское, Черное и Средиземное моря, Петр I предпринял попытку завладеть устьями Дона и Днепра. С этой целью ранней весной 1695 года армия боярина Б.П.Шереметьева с казаками двинулась на юг с целью овладеть турецкой крепостью Азов. Блокированная со стороны суши, крепость получала все необходимое со стороны моря. Наличие флота позволяло туркам выдерживать довольно долгую осаду. Стало ясно: первый поход оказался безрезультативным. Без наличия флота крепость не взять.

 

Великое посольство

 

В марте 1697 года Петр I предпринял дипломатическую миссию в Западную Европу. Цель миссии состояла в укреплении и расширении союза России с Англией, Данией, Пруссией, Австрией и Венецией, создании коалиции против "салтана Турского, хана Крымского и всех бусурманских орд".
Кроме этих главных политических задач Петр видел цель поездки в том, чтобы ознакомиться с состоянием военно-морского дела в ведущих странах Европы, закупить вооружение, пригласить на русскую службу кораблестроителей, моряков, инженеров, которых так не хватало ему для осуществления грандиозных планов, отправить людей "учиться всяким наукам", особенно "для научения морского дела".
Во главе Великого посольства стояли адмирал Ф.Я.Лефорт, боярин Ф.А.Головин и думный дьяк П.Б.Возницын.    


Адмирал Ф.Я.Лефорт (1656-1699)


 Корабельный сарвайер Ф.А.Головин

   При них состояло около двухсот человек свиты и, кроме того, тридцать волонтеров, участвовавших в предыдущих плаваниях с Петром I и занимавшихся строительством кораблей. Волонтеры разделены были на десятки, которые возглавляли старшины. Одним из десятников в списках значился Петр Михайлов. В десятку вошел и любимец Петра Александр Меньшиков. Негласная инструкция указывала: ехавшим "сыскать за границей на морскую службу капитанов добрых, которые бы сами в матросах бывали, и службою дошли до чина, а не по иным причинам, таких на поручиков и всевозможных мастеров, которые делают на кораблях всякое дело".

 

"Морским судам быть..."

 

Решение Боярской думы в октябре 1696 года законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. "Морским судам быть..." - такова была воля не только молодого русского царя, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии.
На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов. Одним из самых мощных предприятий той далекой эпохи стало Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, заложенное 5 ноября 1704 года, по инициативе и чертежам Петра I.

                                        

Санкт-Петербургское Адмиралтейство.

Уже в октябре 1705 года на территории Адмиралтейства выросли деревянные и мазанковые строения, обнесенные со стороны Невы валом с пятью бастионами. 

Корабельный сарвайер Ф.А.Головин.
Тысячи кораблестроителей трудились на верфи. Общее руководство над ними осуществлял Ф.А.Головин.

  

Славное начало

  

Несмотря на то, что официальной датой основания русского регулярного флота является 1696 год, а постройка первого в России военного корабля — 1669 год, истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность, в IV—IX века. В те времена территорию, ограниченную Черным морем на юге, низовьями Дуная — на западе и Северным Донцом — на востоке, заселяли племена восточных славян — антов, которым приходилось неоднократно защищать свою независимость и в этих целях совершать длительные морские походы. На своих легких, но прочных и достаточно мореходных лодьях-однодеревках они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря, появляясь в Средиземном море у острова Крит.
В начале IX века большое значение в жизни восточных словян приобрел торговый путь "из варяг в греки", пролегающий из Балтийского моря в Черное и Каспийское моря. С этого времени морские походы русских в Черном и Каспийском морях, а несколько позднее на Балтийском и Белом, становятся систематическими. По свидетельству древних восточных писателей, русские купеческие суда совершали рейсы к берегам Италии, Испании и Северной Африки. Эти походы убедительно говорят о высокой морской выучке наших предков, их отваге и выносливости, хороших мореходных качествах строимых ими кораблей — лодей. 

 

Русская лодья.

На севере Руси интенсивную морскую торговлю со многими государствами и городами вели новгородцы и поморы (русские поселенцы на побережье Белого моря). Осуществляя промысел пушного зверя и рыбы, они из года в год, невзирая на льды и штормы, все дальше и дальше проникали в северные и восточные районы морей Северного Ледовитого океана. Сейчас, в век бурного развития Науки и Техники, век атомной энергии и радиоэлектроники мы не можем не восхищаться мужеством и отвагой этих людей. Безудержная страсть к новому, неизведанному побуждала их на небольших деревянных суденышках — кочах совершать дальние походы и экспедиции.

 

Первые победы

 

Начавшаяся Северная война (1700-1721) тяжелейшим бременем легла на плечи народа и не принесла желаемых результатов Петру, особенно в первые ее годы. Тем не менее,30 Петр I был настойчив в поставленной цели - овладеть Балтийскими побережьями и закрепиться на них.
Портрет Петра I. 

 
Портрет Петра I.

Весной 1710 года русские войска перешли в наступление на Карельском перешейке и в Прибалтике. На этом этапе битвы за выход в Балтийское море перед ними стояла задача - овладеть Выборгом. Этот город занимал удобное географическое положение и представлял собой главный опорный пункт противника в Карелии и Восточной Финляндии.
После тщательного анализа обстановки, состояния сил и средств противника, Петр I принял решение захватить крепость совместными усилиями армии и флота. Боевые действия намечалось провести ранней весной, пока залив был покрыт льдом, что лишало шведский флот возможности активно действовать в этом районе. Созданный осадный корпус возглавил генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.

  

 Отряд русской пехоты и кавалерии с десятью 12-фунтовыми пушками и тремя мортирами 16 марта 1710 г. начал движение от о. Котлин. За шесть дней войска преодолели 130 км и приступили к осаде крепости. Солдаты могли унести на своих плечах только самое необходимое. Артиллерию, боеприпасы, питание им должен был доставить флот. Едва в заливе тронулся лед, гребные и парусные суда под командованием Петра I начали ледовую одиссею. Это было серьезное испытание для молодого Балтийского флота. Помощь оказалась весьма своевременной и существенной. Осадная армия Выборга получила дополнительно 80 пушек, 28 мортир и 190 небольших мортир. Выгрузив артиллерию и снаряжение для войск генерал-адмирала Апраксина, транспортные суда под охраной корабельного флота успешно возвратились.


Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин (1661 - 1728)

 

 

Взятие Выборга в 1710 г

  

История нашей Родины знает немало примеров блестящих сражений, в которых совместно действовали армия и флот. Среди них видное место занимают действия русской армии и флота по овладению Выборгом в 1710 г., когда с особенной силой проявился талант Петра 1, как замечательного полководца и флотоводца.
Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин (1661 - 1728). 


Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин (1661 - 1728).

 Осада Выборга, проводимая по плану Петра 1, развертывалась к исходу зимы 1709-1710 гг. Используя зимнюю обстановку, осадный корпус под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина совершил тяжелый поход по льду Финского залива с о. Котлин под Выборг.
Внезапно выйдя в тыл противника, русские войска перерезали дороги, соединявшие Выборгскую крепость с внутренней Финляндией, чем лишили осажденных возможности получать подкрепления.
Осада крепости, производившаяся армией, была рассчитана на взаимодействие с флотом.
Для осуществления этого взаимодействия Петр 1 решил использовать ледовую обстановку в Финском заливе, чтобы провести под Выборг русский флот во льдах и тем самым опередить приход шведского флота на помощь осажденной крепости.

 План действий русской армии и флота по овладению Выборгом представлял часть общего плана кампании 1710 г. на балтийском театре.
Осада Выборга в 1706 г. Находясь в руках у шведов, крепость Выборг представляла собой постоянную угрозу основанному 16 мая 1703 г. Петербургу, а также Котлину и Кроншлоту, на которые базировался создаваемый Петром 1 регулярный русский флот. Поэтому Петр 1 стремился прочно закрепиться на морском берегу и, овладев Выборгом, обеспечить безопасность Петербурга.
Первая попытка занять Выборг была предпринята в 1706 г. Общая военно-политическая обстановка была благоприятной для русской армии. Главные силы шведской армии действовали в Польше и вторглись осенью в Саксонию.
По данным, которыми располагал Петр 1, силы противника, находившиеся в Финляндии, в том числе и в Выборгской крепости, были невелики. Шведская эскадра адмирала Анкерштерна, стоявшая в Бьеркэзунде, на зиму должна была, по обыкновению, уйти в свои порты. Овладение Выборгом в этих условиях представлялось вполне возможным, и русское командование разработало план удара на Выборг с суши без поддержки флота.
4 октября войска, выделенные для занятия Выборга, выступили из Петербурга. В их состав входило 13000 пехотинцев, 5000 кавалеристов и 2000 казаков. Артиллерия, необходимая для осады крепости, должна была быть отправлена вслед за войсками.
10 октября вечером авангард русской кавалерии был встречен отрядом шведов, насчитывавшим 400 пехотинцев с 2 пушками. Шведы использовали выгодный для засады естественный рубеж, но после непродолжительного сопротивления были выбиты из засады и рассеяны авангардом русской кавалерии.
Утром 11 октября к Выборгской крепости подошла русская кавалерия, а к вечеру того же дня и пехота.
Произведя рекогносцировку крепости, Петр 1 убедился, что имевшихся в его распоряжении средств совершенно недостаточно для овладения Выборгом. Сведения о численности войск противника оказались сильно преуменьшенными. Ожидаемая же из Петербурга артиллерия задержалась из-за распутицы. Поэтому Петр решил снять осаду, а “дабы не даром отступить”, приказал войскам обстрелять крепость, для чего под Выборг была доставлена часть выделенной артиллерии.
22 октября началась бомбардировка крепости, продолжавшаяся четверо суток. После этого войска Петра 1 отошли от Выборга.
Таким образом, первая осада Выборгской крепости не достигла своей цели. Плохая разведка, отсутствие осадной артиллерии (доставка которой не была обеспечена гужевым транспортом), выбор неблагоприятного времени года (осенняя распутица) были главными причинами этой неудачи.
Но Петр 1 не оставил мысли об овладении крепостью. Спустя почти четыре года он снова предпринял поход на Выборг. Это произошло после замечательной победы, одержанной русскими войсками 27 июня 1709 г. в знаменитой Полтавской битве. В результате разгрома шведской армии под Полтавой стало возможно перебросить главные силы русской армии на побережье Балтики, и Петр 1 направил основные силы русской армии и флота против важнейших морских опорных пунктов и крепостей шведов - Выборга, Ревеля, Риги, Аренсбурга.

 

Морское законодательство в России

 

Появление первых морских законодательных актов в России было вполне закономерным и естественным. Год от года рос флот, увеличивалось число его кораблей. Для того, чтобы ими управлять, нужны были хорошо знающие морское дело люди. Таких людей среди сподвижников Петра I оказалось немного. И Петр был вынужден принимать на военную службу иностранцев. Каждый из офицеров в своих действиях руководствовался законами своей нации, что приводило к неразберихе в организации службы, беспрерывным ссорам между ними. Это, естественно, тормозило дальнейшее развитие флота. Необходимо было строго регламентировать и узаконить все действия, касающиеся управления флотом.
 

 
Первый русский парусный военный корабль "Орел".

 Первые попытки создания определенного русского военно-морского законодательства можно отнести еще к 1668 году, когда Д.Бутлер, назначенный командиром строящегося первого русского военного корабля "Орел", получил для руководства "артикульные статьи" об обязанностях на корабле капитана и подведомственных ему чинов. Статьи содержали 34 артикула, определяющие действия личного состава корабля при якорной стоянке, в плавании и в бою. Дальнейшего развития эти законы не получили.

  

 В 1696 году перед плаванием галер в Азов вышел указ по галерам. Он включал 15 статей и содержал в себе наиболее общие положения, регламентирующие действия при снятии или постановке на якорь, оказании помощи кораблю, терпящему бедствие, и целый ряд других мероприятий. Помимо этого указа вышло немало других инструкций, указаний и законов, направленных на укрепление порядка и улучшение организации службы. Первым печатным документом стали "Инструкции и артикулы военные, надлежащие к Российскому флоту". Они были изданы в апреле 1710 года в Москве по повелению Царского величества.


Первый печатный Морской уставный документ 1710 г. 

 

 

Основание Санкт-Петербурга

  

Около века Россия оставалась оторванной от выхода в Балтийское море. 


 Перспективная карта Финского залива.

 Швеция в первой половине XVII века захватила Прибалтику (Лифляндию и Эстляндию), острова Эзель и Готланд, значительную территорию в Северной Германии с устьем судоходных рек Одера и Эльбы, часть русских земель, прилегавших к морю, и по сути дела к концу века превратила Балтийское море в "шведское озеро". 

 Шведский флот, значительно превосходивший русский флот по числу и вооружению кораблей, господствовал на Балтике. 42 линейных корабля, 12 фрегатов, около 13 тысяч офицеров и матросов представляли собой весьма внушительную силу, с которой вынуждены были считаться соседи.
Начав в августе 1700 года войну со Швецией, вошедшую в историю под названием Северной (1700-1721 г.г.), Петр I фактически начал борьбу за возврат исконно русских земель. 

Первым успехом в боевых действиях русских явилось взятие 11 октября 1702 года крепости Нотебург.
Крепость Нотебург (Древний Орешек) была построена новгородцами в 1323 году для защиты своих владений от шведов. Она располагалась на острове, находившемся при выходе Невы из Ладожского озера, и имела важное стратегическое значение, как бы запирая путь к морю. Длительное время по Столбовскому договору 1617 года крепость находилась в руках шведов.

Взятие Нотебурга 11 октября 1702 г 

 

 

Корабль "Крепость" и российское посольство в Стамбул

  

18 августа 1699 г. близ Керчи совершенно неожиданно для турецкого губернатора города и командующего турецкой эскадрой адмирала Гасан-паши появились российские корабли. 

 
Адмирал К.И.Крюйс (1657 - 1727).

Заместитель командующего российской эскадрой вице-адмирал Корнелий Крюйс так писал о впечатлении, которое произвело на турецких офицеров прибытие российских кораблей: «Ужас турецкий можно было из лица их видеть о сей нечаянной визите с такою изрядно вооруженною эскадрою; и много труда имели, чтоб турки верили, что сии корабли в России строены и что на них российские люди. И как турки услышали, что его величество указал своего посла на собственных своих кораблях в Константинополь отвезть, то туркам еще больше ужасу придало».

 Безусловно, появление российской эскадры в Керченском проливе явилось крайне неприятным сюрпризом для турецких властей. После взятия турецкой крепости Азов в устье Дона в 1696 г. Петр приступил к строительству кораблей на верфях Воронежа и ряда донских городков для последующего проведения морского похода против турок, считавших себя тогда властителями Азовского и Черного морей.
В январе 1699 г. было заключено двухлетнее перемирие с Турцией; это изменило планы Петра. Теперь Азовский флот должен был оказать влияние на ход переговоров с Османской империей. В Константинополь было решено отправить чрезвычайным посланником думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева. Он был человеком незнатным, из провинциальных служилых людей, но и до этого не раз имел случай участвовать в переговорах с турками. С 1689 г. Украинцев фактически управлял Посольским приказом и приобрел значительный опыт в дипломатических делах.
Принципиально новым было то, что посольство доставлялось в Константинополь морем на военном корабле. Азовский флот должен был проводить посольский корабль до первого лежавшего на пути турецкого порта — Керчи.