Техногенные катастрофы
Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
ЧС, классификация и причины возникновения
Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
В России ежедневно отмечают две крупные аварии ни трубопроводах, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности.
Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.
По данным ООН, за последние 20 лет на нашей плане те в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн человек.
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) — одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказан им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить чи погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьши материальные потери. В связи с этим актуальной становятся проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.
Понятие о чрезвычайных ситуациях
Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна. На рис. 22 .представлена взаимосвязь человека, его жизнедеятельности и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные причины возникновения ЧС:
+ внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
+ внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
+ наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
+ действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
+ нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту — стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:
+ накопление отрицательных эффектов, приводящие к аварии;
+ период развития катастрофы;
+ экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
+ период затухания;
+ период ликвидации последствий.
В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово "чрезвычайный" трактуется как "исключительный, очень большой, превосходящий все". Словосочетание "чрезвычайна, ситуация" определяет опасные события или явления, при водящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельств возникающие в результате природных стихийных аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного.
На первый взгляд может показаться, что различия между ними нет. Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.
Аварии — это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.
На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильно действующих ядовитых веществ (СНЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.
Катастрофа — событие с трагическими последствия; ми, крупная авария с гибелью людей. Разбился самолет есть человеческие жертвы.
В печати такое часто называют аварией, хотя на деле это самая настоящая авиационная катастрофа. Произошло столкновение поездов. В результате не только материальный ущерб, но есть погибшие и раненые. Это уже катастрофа.
Чернобыльскую катастрофу — катастрофу века — сна чала назвали аварией, и до сих пор можно прочитать услышать рассказы об аварии на 4-м энергоблоке АЭС, хотя каждому ясно, что это — катастрофа государственного масштаба.
Комитет по проблемам современного общества ВО считает, что катастрофа — это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население н способно справиться самостоятельно.
Различают следующие виды катастроф:
+ Экологическая катастрофа — стихийное бедствии крупная производственная или транспортная авария (кат строфа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной и в целом природы.
+ Производственная или транспортная катастроф — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.
+ Техногенная катастрофа — внезапное, не предусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.
Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.
Стихийные бедствия — это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.
Стихийные бедствия, как правило, приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.
Классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации классифицируют:
+ по природе возникновения — природные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
+ по масштабам распространения последствий — локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;
+ по причине возникновения — преднамеренные и (стихийные);
+ по скорости развития — взрывные, внезапные, плавные;
Местные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.
Национальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов, ноне выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.
Региональные ЧС — это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД и МО.
Глобальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий увлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия и лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.
Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разлить на пять групп:
+ сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окающую среду;
+ связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
+на транспортных коммуникациях;
+военно-политического характера;
+ вызванные стихийными бедствиями.
К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:
+ аварии на атомных электростанциях;
+ утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;
+ аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнение акватории порта и прибрежной территории;
+аварии на ядерных установках научно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
+аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
+падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
+ незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при повреждении источников ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты;
+аварии на химически опасных объектах с выброс (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;
+ аварии с выбросом (утечкой) в окружающую бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся;
+ пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
+ взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в том числе при падении летательных аппаратов);
+ взрывы в жилых домах.
К третьей группе чрезвычайных ситуаций относят ситуации на транспортных коммуникациях:
+ авиационные катастрофы;
+ столкновения и сход с рельсов железнодорожных (поездов в метрополитене);
+ аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
+ аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
+ аварии на энерго и других инженерных сетях, нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относят- ЧС военно-политического характера в мирное время:
+ единичный (случайный) ракетно-ядерный удар, насеянный с акватории нейтральных вод кораблем неуставленной принадлежности или падение носителя ядернооружия со взрывом боевой части;
+падение носителя ядерного оружия с разрушением без разрушения боевой части;
+ вооруженное нападение на штабы, пункты управлений узлы связи, склады войсковых соединений и частей в том числе гражданской обороны);
+ волнения в отдельных районах, вызванные выступаниями антиобщественных или националистических групп(элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.
Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:
+ стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);
+ стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);
+ стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);
+ природные пожары.
Классификация чрезвычайных ситуаций представлена на рис. 23.
Организация работы комиссии по ЧС объекта
Режим деятельности КЧС. Деятельность КЧ( по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС
Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производствен. но-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий — это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных 8 экологических бедствий.
В режиме повышенной готовности КЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.
При необходимости из КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений предотвращению чрезвычайной ситуации, локализации ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.
Состав оперативной группы (ОГ) определяют зашла временно, в нее входят руководитель ОГ — заместите председателя комиссии (главный инженер) и члены группы — начальник аварийно-технической службы, начала противопожарной службы, заместитель начальника ото ГО и ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации основная деятельность КЧС заключается в непосредственном руководя 1995 г. № 738, организационно-методическими указаниями МЧС России по данному вопросу на очередной год, соответствующими приказами или указаниями старших начальников ГО и начальника ГО объекта.
Основные задачи подготовки, в том числе и в военное время, следующие:
+ обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;
+ обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;
+ практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных (АС) и других работ (ДНР) и методов их проведения.
Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего става, специалистов, командно-начальствующего и лично состава формирований осуществляется на занятиях, КЧС, штабных тренировках, командно- штаба учениях и комплексных учениях (объектовых тренировках). Подготовка персонала объекта, не входящего в состав снов управления и формирований, организуется и проводится по месту работы.
Постановление Правительства Российской Федерации 24 июля 1995 г. № 738 предусматривает регулярное прошение учений и тренировок, позволяющих наряду с обучением проверить степень готовности органов управления, и всего персонала объекта к действиям ЧС.
Практика показывает, что:
+ командно-штабные учения или штабные тренировки на объектах проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток;
+ тактико-специальные учения (продолжительность до 8 ч) проводятся с формированием объектов один раз в три года, с формированиями повышенной готовности — один раз в год;
+комплексные учения (продолжительность до 2 суток) проводятся один раз в три года на предприятиях с численностью работников более 300 человек, при меньшей численности в этот же срок проводятся тренировки (до 8 ч).
Учения на объектах могут совмещаться с городскими или районными учениями.
Разработка материально-технической базы КЧС включает:
+создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления, включая локальные;
+ создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты (запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению). Для обеспечения производства работ по активации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий сооружений заблаговременно создают запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;
+ накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО (проводится инвентаризация подвальных и других помещений, которые можно приспособить для укрытия, осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему населения);
+ приобретение необходимой техники и оборудование для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горюче-смазочными материалами).
МКЧС также рассматривает и решает вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией людей.
Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС
Мероприятия по защите персонала. С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.
Комиссия по ЧС с момента получения данных об угрозе возникновения ЧСдолжна:
+ обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала объекта и населения в сжатые сроки;
+ принять решения заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;
+ выбрать мероприятия и осуществить их в последотельности, определяемой обстановкой.
Осуществление мероприятий по защите персонала проекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможно- ущерба от них комиссия проводит на основе Плана по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносят уточная с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.
+ розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуацию (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (опасных мест);
+ оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;
+ локализацию очага поражения, ликвидацию пожаров, разборку завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.
Работы, связанные со спасением людей, проводятся до полного их завершения. При необходимости председатель КЧС (руководитель работ на участке) организует смену и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах. Руководство АСР и ДНР осуществляется на принципах единоначалия в соответствии ст. 14 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 № 151-ФЗ.
Председатель КЧС объекта осуществляет общее руководство формированиями и проведением мероприятий структурных подразделениях с пункта управления объем или непосредственно на участках работ.
В этом случае руководит работой комиссии в пункт управления заместитель председателя комиссии — начала ник отдела ГО и ЧС.
При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.
Связь является основным средством, обеспечивающие управление службами, формированиями и структурны подразделениями объекта. Она осуществляется в соответствие с решением председателя КЧС и указаниями начала, отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по вышестоящих КЧС.
Ответственность за организацию связи и оповещу, несет начальник отдела, а непосредственно организует объекта.
+ обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
+ создание условий для нормальной деятельности пред приятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
+ организацию учета и распределения материальной помощи;
+ проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
+ проведение работы среди населения по снижению п следствий психического воздействия ЧС, ликвидации состояний;
+ расселение эвакуируемого населения в безопасно районах, обеспечение продовольствием, предметами пер вой необходимости, медицинской помощью.
О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую коми сию по ЧС и органы управления ГО и ЧС.