С-37 " Беркут "
С-37 “Беркут “
ОРУЖИЕ РОССИИ
“Беркут” – одинокое крыло
Военные эксперты обещают, что эйфория всеобщего примирения будет недолгой, ситуация в мире начнет обостряться через 10—20 лет. С каким вооружением Россия подойдет к этому времени?
“Новый русский”
Он появился в небе над летным полем аэродрома в Жуковском совершенно неожиданно. Это был сюрприз Международного аэрокосмического салона (МАКС) в 1999 году. Самолет пронесся над зрителями, описал круг, пролетел на низкой высоте, чтобы его все хорошенько рассмотрели, выполнил несколько несложных виражей и скрылся. Новая машина имела крылья необычной формы. Они были выгнуты вперед. Знатоки авиации сразу поняли, что перед ними вполне удачная машина с обратной стреловидностью крыла. Новую конструкцию самолета представило зрителям ОКБ Сухого.
Репортеры, публиковавшие репортажи с МАКС-99, были щедры на эмоции, раздавали похвалы новому самолету, но не более. Ни самолета, ни летчика, пилотировавшего его, им не показали. Черная машина с названием "Беркут" стала главным интересом салона. Самолет будто бы взлетел ниоткуда и скрылся неведомо куда. Был ли он?
Был. Для репортеров это всего лишь очередная рабочая сенсация, с которой они столкнулись. А вот для авиационных специалистов "Беркут" секретом уже давно не был. Американские авиационные аналитики знали, что в России ведутся работы над самолетом пятого поколения. Поскольку в эти годы наши государственные и военные секреты попросту выбалтывались, то полученные американской разведкой сведения позволили председателю подкомитета по тактической авиации в Комитете по национальной обороне Конгресса США Курту Велдону сказать еще в 1997 году такие слова:
"Холодная война, хочется верить, окончилась, империя Советов пала, но в России работают над новым истребителем, который, по оценке некоторых экспертов, будет противостоять лучшим самолетам наших ВВС. По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в XXI веке американские пилоты могут столкнуться с врагом еще более грозным, чем это ожидалось раньше".
Слова эти были опубликованы в New York Times, а, как известно, то, что написано пером, уже никаким топором не вырубишь. Выходит, американские военные по-прежнему рассматривают нас как врагов, хотя и говорят, что "холодная война" закончилась?
Нет, Курт Велдон имеет в виду совсем других врагов.
"Продажа этого самолета в "ненадежные" страны, такие же как Россия, видятся источниками потенциальной угрозы национальной безопасности США. Это очень тревожно... Россия продолжает осуществлять значительные инвестиции в развитие технологий. Цели, которые преследует Россия, вне нашего понимания. Это признак того, что в то время, как обычные вооруженные силы находятся в состоянии полной дезорганизации, есть в России силы, заинтересованные в финансировании технологического "скачка", который может дать русским значительный потенциал еще на 10—15 лет. В России испытывают новый истребитель "Сухой", который может выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что они называют превосходством в воздухе".
Истребитель С-37, который так беспокоит американских экспертов, и был тем самым таинственным "Беркутом", который впервые показали на МАКС-99.
Для нас, еще не отвыкших от сюрпризов, которыми постоянно удивляли отечественные авиаконструкторы, "Беркут" стал не более чем приятной новинкой. Самолет тут же метко окрестили "новым русским" — его силуэт был похож на тот самый жест, которым эти самые "новые русские" обнаруживают себя.
“Ни грамма по земле”
Прошло два года со дня показа "Беркута". На минувшем авиасалоне в Жуковском он вновь летал. Но к этому времени о "Беркуте" нам стало уже кое-что известно.
Авиационные специалисты относят самолет С-37 к пятому поколению истребителей. Курт Велдон точно сформулировал стратегическую задачу наших авиаконструкторов, создающих самолеты, которые обязаны завоевать превосходство в воздухе. Военные теоретики считают, что подобные истребители разрабатываются в странах, имеющих "в силу исторических и экономических причин глобальные интересы". Пусть это видится им так. Наши же авиаконструкторы придерживаются другой задачи — "ни грамма (ни фунта) по земле". Новый истребитель должен полностью контролировать воздушное пространство над театром военных действий.
Один из американских генералов ВВС, ознакомившись с тактико-техническими данными С-37, воскликнул: "Мы всегда и всюду обладали господством в воздухе. Теперь же советские истребители могут безнаказанно оперировать на своей стороне поля боя".
Известно, что американцы ни в чем не любят уступать, и на разработку своих истребителей пятого поколения они ссудили необходимую сумму.
А что у нас?
"Беркут" начинали создавать еще в советское время. До воплощения его в металле прошло десять лет. Это не такой большой срок, если учесть, что новому самолету нужны были новые материалы и новые технологии. Все эти работы финансировались. Планировалось построить три опытных самолета. Один был уже "приговорен" к разрушению на земле: на нем должны были проверить все прочностные характеристики. А две машины делали для полетов.
В результате денег хватило на постройку всего лишь одного самолета. Его испытали на статические нагрузки, на нем сейчас и летают. По сути, "Беркут" — всесторонняя летающая лаборатория. Речи как о самолете, который должен заменить ныне стоящие на вооружении истребители, пока идти не может.
Не факт и то, что истребители пятого поколения будут иметь именно такой вид.
Обратная стреловидность крыла — давняя мечта авиаконструкторов, которая приблизилась к ним лишь сейчас, во времена высоких технологий. Попытку создания таких самолетов предпринимали еще в фашистской Германии. Созданный на фирме "Юнкерс" бомбардировщик показал высокую скорость и хорошую маневренность. Даже в экспериментальную серию он пойти не успел — закончилась война. Кстати, два опытных бомбардировщика достались СССР в качестве трофеев.
В 80-е годы американская фирма Grumman вплотную занялась экспериментальным самолетом с обратной стреловидностью крыла. Такой самолет Х-29 был создан и широко рекламировался. Но дальше эксперимента дело не пошло. Мнения американских авиационных специалистов разделились. Одни считали, что Х-29 — это новый скачок в военном авиастроении. Другие охлаждали пыл энтузиастов заявлением о том, что развитие истребительной авиации должно идти по пути плавной модификации, а не качественных скачков.
У военных обозревателей New York Tims было свое мнение на этот счет:
"Необычная конфигурация и размещение крыла обратной стреловидности определяют его подверженность большим нагрузкам в полете, что требует применения прогрессивной компьютерной технологии для поддержания устойчивости. Положение поверхностей управления самолетом Х-24 обновляется до 40 раз в секунду".
А это новая мысль для раздумий. Неужели наши конструкторы подошли к тем компьютерным технологиям, которые позволяют решать задачи полета? Что же мы тогда самыми последними словами ругаем наших конструкторов компьютерных систем? А может быть, в самолете есть что-то, еще неведомое миру?
Как бы там ни было, но до поры до времени это будет оставаться тайной. Даже мельком заглянуть в кабину нового самолета не разрешают. Пока самолет доступен только для дистанционного созерцания.
Секреты “Беркута”
Писать о тактических возможностях С-37 довольно сложно. Надо оперировать специальными терминами, понимание которых доступно лишь людям, знакомым с авиацией. Но выйти из положения мы сможем. Вот для начала цитата из американского авиационного издания. Обратим внимание, что слова эти написаны в 1979 году.
"Крыло обратной стреловидности может оказать решающее влияние на облик военных самолетов нового поколения и обеспечить создание высокоманевренного самолета с менее мощными и более экономичными двигателями".
Что еще нужно авиации? Так что экзотический вид "Беркута" — это не прихоть авиаконструкторов. Мы, не ведая того, оказались на пороге нового взлета авиации, и "Беркут" нам открыл дверь.
25 сентября 1997 года его поднял в воздух летчик-испытатель Герой России Игорь Вотинцев. С тех пор он уже совершил более сотни испытательных полетов, но о самолете говорит скупо. Немногословие его объяснить можно: "ноу-хау", заложенные в самолет, еще долго будут оставаться большим секретом. И все-таки кое-какие подробности нам удалось узнать. Вот что рассказал летчик-испытатель одной из воронежских газет. Как оказалось, именно в этом городе на военном аэродроме "Балтимор" шли испытания С-37.
"На "Беркуте", как и на Су-27, такие же педали, приборы. Правда, ручка управления вынесена на правый борт и внешне напоминает ручку компьютерного джойстика. Такая же ручка имеется на американском истребителе F-16. На отечественных серийных истребителях она в таком виде еще не применялась. Ручка вынесена на борт для того, чтобы освободить место для дисплеев, отражающих информацию о состоянии самолета. Кроме того, здесь установлено все самое современное оборудование и авионика".
Не обошла Игоря Вотинцева вниманием и газета "Жуковские вести". В городе авиаторов летчик оказался более доступен. Что же он сказал?
"По расчетным несущим характеристикам "Беркут" лучше Су-27 и Су-30. Машина полностью оправдывает все затраты и потенциально может стать лучшим истребителем в мире. Самолет способен летать на углах атаки в полтора раза выше, чем все современные истребители. При этом повышается система безопасности, в штопор самолет войти в принципе не может.
Для опытного летчика новый самолет не будет сложным в управлении. Тот, кто летал на Су-27 и МиГ-29, сможет пилотировать и С-37".
Казалось бы, надо радоваться за отечественную военную авиацию. У нее появился истребитель XXI века. Но, увы, он пока один. А один, как известно, в небесном поле не воин.
Тактико-технические характеристики самолета С-37 “Беркут”.
Размах крыла — 16,7 м.
Длина самолета — 22,6 м.
Взлетная масса — 24 000 кг.
Все остальные данные пока неизвестны. Его испытания не закончены.