Подводный флот ВМС КНР
Подводные силы ВМС НОАК
Подводные силы ВМС НОАК представлены пятью АПЛ и 82 ДЭПЛ. Помимо боевых лодок, в состав ВМС НОАК входят две опытовые лодки, используемые для испытания ракетного оружия. Организационно, Подводные силы ВМС НОАК сведены в шесть эскадр подводных лодок. Боевой потенциал подводных сил ВМС НОАК составляет 12 БРПЛ (порядка 1,1% стратегического ракетно-ядерного потенциала Китая), 146 противокорабельных крылатых ракет (9.9% ПКР китайского флота), 1182 торпеды (82.4 % торпедного потенциала) и 2608 мин (31.5% минного боезапаса).
Морские стратегические ядерные силы Китая в современности представлены ПЛАРБ "Ся" и перспективными (находящимися в постройке) ПЛАРБ пр. 094.
Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами "Ся" (пр.092, код НАТО – SSBN "Xia-class"). Первая и единственная ПЛАРБ Китая, созданная на базе АПЛ типа "Хань" и вооруженная БР средней дальности китайского производства. ПЛАРБ заложена на судоверфи г. Хулудао в 1978 г., спущена на воду в 1981 г. и введена в строй в 1987 г. Строительство велось при технической помощи Франции.
ПЛАРБ "Ся"
Тактико-технические характеристики ПЛАРБ "Ся":
Водоизмещение: - ? / 6500 т. Главные размерения - 120,0х10,0х8,0 м. Глубина погружения - 300 м. Мощность и тип ГЭУ: 1 ВВРх90 МВт, ТГУ - 14400 л.с., ГЭД - 8000 л.с. Скорость подводная - 22 уз. Экипаж - 140 чел, из них 40 (?) офицеров. Оружие: 12 БР "JL-1", 6х 533 - мм ТА (12 торпед "Yu-3").
Радиоэлектронное вооружение: ГАС "DUUX-5", РЛС обнаружения НЦ и СОРС; РТР: тип 921-А набор систем связи
К созданию же баллистических ракет подводных лодок Китай приступил в середине 1960-х гг., и утвержденный командованием ВМС НОАК в октябре 1967 г. проект, получил полномасштабное развитие с 1968 г., а в конце 1970-ых гг. проект был признан приоритетным в масштабах страны. Первоначально разработчиком БРПЛ выступала Четвертая академия (ныне Академия ракетных двигателей расположенная в Хух-Хото), а затем в апреле 1979 г. проект был передан Второй академии (г. Пекин).
Подводные пуски макета БРПЛ "JL-1" состоялись в октябре 1970 г. в Желтом море с погружаемого понтона, а успешные наземные испытания БРПЛ "JL-1" были проведены 01.06.1981 г., 01.01. и 02.04. 1982 г. Первый подводный пуск с борта опытовой ПЛ (пр. 629, борт. № 200) состоялся 01.10.1982 г., но неудачно – после выхода из воды ракета самоликвидировалась. Но уже на следующий день, 02.10.1982 г. состоялся успешный подводный пуск "JL-1" с борта той же лодки.
БРПЛ “ JL-1 “
Таблица 29. Тактико-технические характеристики баллистических ракет ВМС НОАК
В последующем, в 1983 г., с ПЛ № 200 было осуществлено еще два пуска "JL-1" , но неудачно. К летно-конструкторским испытаниям "JL-1" с борта "штатного носителя" - ПЛАРБ "Ся", Китай приступил в 1985 г., осуществив два неудачных пуска. Первые же удачные пуски состоялись 15 и 27 сентября 1987 г.
В современности БРПЛ "JL-1" (код НАТО "SS-N-3") представляет собой двухступенчатую твердотопливную ракету, с последовательным расположением основных сборочных элементов: МГЧ, приборный отсек, первая и вторая ступени.
Следует заметить, что в различных источниках встречаются разночтения в части тактико-технических характеристик ракеты. Как пример этого - дальность полета ракеты определяется от 1700 км до 2150 км. Но и в том, и в другом случае – налицо низкие энергетические характеристики китайской БРПЛ. Так, величина отношения дальности полета ракеты к ее стартовой массе для первой американской БРПЛ "Поларис А-1" (1960 г.) с РТДД составляет 161,05 км/т, в то время как для "JL-1" эта величина будет в рамках (115.6-146.35) км/т. По данному показателю китайская ракета ближе к БРПЛ "М-1" ВМС Франции (1971 г.): при стартовой массе 18,0 т и дальности стрельбы 2600 км, указанное соотношение для последней составляет 144.44 км/т.
Другим примером является техническая надежность БРПЛ "JL-1", в ряде источников определенная как КТН=0.9(5), хотя нам это представляется явно завышенной величиной. Так, США в процессе летной отработки БРПЛ "Поларис" модификаций "А-1, -2, -3" было проведено 42, 46 и 41 пусков соответственно, что обеспечило КТН порядка "0.78", "0.8" и "0.93" по каждой ракете. За 20 лет эксплуатации советской БРПЛ "Р-27" (с 1968 по 1988 гг.) было осуществлено 492 пуска, из которых были успешными – 429, что определяет Ктн = 0.87. Нам представляется сложным назвать общее количество пусков "JL-1", но очевидно, что для достижения столь высокого показателя технической надежности, как КТН = 0.9, Китай может не располагать экономическими возможностями.
Таким образом, БРПЛ "JL-1" можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. За весь период службы, ПЛАРБ не покидала внутренних китайских морей.
Дальнейшим развитием морского баллистического ракетостроения Китая является БРПЛ "JL-2" разрабатываемая для оснащения перспективной ПЛАРБ пр. 094. Следует отметить, что еще в 1995-1997 гг. в западных СМИ публиковались сведения о принятии в КНР программы строительства до 2010-2015 гг. семи ПЛАРБ. Пока, правда, Китай сумел, как уже говорилось, ввести в строй только одну ПЛАРБ "первого поколения проекта "092". Аналитики США предполагают, что из-за серьезных производственно-технологических затруднений со строительством, доводкой и эксплуатацией "Ся", а также из-за проблем финансирования, программа создания китайских атомных субмарин сокращена до четырех единиц.
Считается, что новая ПЛАРБ станет улучшенным вариантом "Ся" с уменьшенным уровнем шумности, улучшенным показателем надежности ЯЭУ и новыми системами РЭВ. С другой стороны, с учетом строительства серии новых АПЛ пр. 093. предполагается, что пр. 094 станет повторением пр. 093 со встроенной ракетной секцией.
Строительство перспективной ПЛАРБ либо уже начато, либо может начаться в ближайшие годы. Каждая новая ПЛАРБ будет нести 12-16 новых БРПЛ "JL-2" с дальностью стрельбы 8000 км. Это позволит поражать отдельные цели на территории США с помощью ПЛАРБ развернутых вблизи побережья Китая. А при размещении ПЛАРБ к северо-востоку от Курильских о-вов, достигается поражение 75% территории США.
АПЛ пр. 094 “ Цзинь “
Тип |
|
Особенность |
|
Общие характеристики |
|
Длина (м): |
133 |
Водоизмещение (тонн): |
8000 (надводное) |
Скорость (узлов): |
26 |
Глубина погружения (м): |
400 |
Атомный реактор: |
1 |
Экипаж: |
120 |
Вооружениe |
|
Торпедные аппараты: |
6 533 mm |
Баллистические ракеты: |
12 JuLang-2 |
АПЛ Атомная подводная лодка типа "094 Цзинь" (также известная как тип 09-IV) это китайская атомная ракетная подводная лодка второго поколения. Субмарина разработана в CSIC’s Wuhan 2nd Ship Design Institute (также известный как 719-й институт) и построена на верфи CSIC’s Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co. Ltd.
Проектирование АПЛ Атомная подводная лодка типа 094 началось в конце 80-х — начале 90-х годов. По непроверенным данным помощь китайским конструкторам оказывали специалисты российского ОКБ Опытно-конструкторское бюро «Рубин».
Строительство первой подводной лодки началось в 1999 году, на воду она была спущена в июле 2004 года. Вторая была спущена на воду в 2007 году. По имеющимся данным обе лодки прошли испытания без реальных пусков баллистических ракет. Полной боеготовности субмарины достигнут в 2012 — 2015 гг.
Согласно докладу американской военно-морской разведки, сделанному в 2006 году, всего китайскому флоту необходимо пять подводных лодок типа "094 Цзинь" для того, чтобы хотя бы одна из них всегда находилась в полной готовности к пуску баллистических ракет.
Внешне подводная лодка типа "094 Цзинь" во многом похожа на атакующую подводную лодку тип 093 Шань, что наводит на мысль об аналогичной конструкции корпусов обоих проектов.
Подлодки типа "094 Цзинь" все еще не достигли уровня новых российских и западных ракетных подводных лодок, особенно в части бесшумности и количества ракет, однако представляют собой большой шаг вперед по сравнению с ракетной подводной лодкой первого поколения 092 Ся.
Подводная лодка оснащена атомной турбоэлектрической силовой установкой с одним водяным реактором и одним гребным винтом.
АПЛ Атомная подводная лодка типа "094 Цзинь" оснащается сложной гидроакустической системой, включающей носовую ГАС Гидро-аккустическая станция, а также боковые ГАС Гидро-аккустическая станция типа H/SQC-207.
Подводная лодка типа "094 Цзинь" способна нести 12 баллистических ракет. Для вооружения подводных лодок данного типа предназначена трехступенчатая твердотопливная баллистическая ракета JuLang-2. Она представляет собой модификацию сухопутной межконтинентальной баллистической ракеты DongFeng-31. Ее максимальный радиус действия составляет 7000 — 8000 км.
МБР “ DF-31 “
подводный пуск МБР JL-2
Ракета JuLang-2 оснащается моноблочной термоядерной боевой частью мощностью 25 — 1000 кт. Кроме того, по некоторым данным, имеется модификация, оснащенная тремя или более разделяющимися головными частями индивидуального наведения мощностью по 90 кт, однако эти данные не подтверждены.
Согласно ряду источников, китайские кораблестроители планируют создать новые модификации "094 Цзинь" с доведением количества ракет до двух десятков.
База АПЛ на о. Хайнань
Трехступенчатая БРПЛ "JL-2" (код НАТО "SS-N-9") является ракетой, унифицированной по элементам с наземной мобильной МБР типа "DF-31", с дальностью стрельбы 8-10 тыс. км, и может нести от одной МГЧ мощностью 1,0 Мт до трех РГЧ мощностью 90 кт. Предполагаемый стартовый вес более 20 т. В открытой литературе практически не встречаются описания БРПЛ "JL-2".
Но по последним данным, в июле 2004 г. Китай осуществил пуск БРПЛ "JL-2". Тем же источником утверждается, что дальность стрельбы "JL-2" несколько большая – порядка 13 тыс. км.
Подводные силы общего назначения к концу 2006 г. будут представлены четырьмя атомными и 82 дизель-электрическими подводными лодками, сведенными в несколько бригад ПЛ.
Атомные подводные лодки "Хань" (пр. 091, код НАТО -SSN "Xan-class") – первые серийные многоцелевые АПЛ ВМС Китая, являются одновальными, с турбоэлектрической ЯЭУ, как французские многоцелевые АПЛ типа "Rubis". Работы над данным проектом начались в конце 1960-ых гг. Первая АПЛ (№ 401) была заложена в 1967 г., подготовлена к сдаче в 1974 г., но из-за серьезных неполадок в ЯЭУ была введена в строй только в 1980 г.
АПЛ типа "Хань"
Тактико-технические характеристики АПЛ "Хань":
Водоизмещение: – 4800 / 5850 т. Главные размерения: 106,0х10,0х7,4 м. Глубина погружения - 300 м. Мощность и тип ГЭУ: 1 ВВРх 90 МВт, ТГУ - 12000 л.с., ГЭД - 6000 л.с.
Скорость – 12 / 25 уз. Экипаж - 75 чел, из них 20 офицеров.
Оружие: 6х533 - мм ТА (6 ПКР "YJ-8Q", 14 торпед, "Yu-1" или "Yu-3", число мин принимаемых взамен торпед - 36. Радиоэлектронное вооружение: ГАС "DUUX-5", "Thomson Sintra", РЛС обнаружения НЦ и СОРС; РТР: тип 921-А набор средств связи
YJ-8-2 «Цян» (C-801Q) |
533-мм ТА |
|
|
ПЛ Type 093 (Shang class), Type 091 (Han class), Type 039 (Song class), Yuan class. Начало разработки – кон. 80-х гг. Подводного старта (YJ-8A без ТТУ, выстреливается в капсуле из 533-мм ТА) |
Последующие четыре АПЛ были поэтапно сданы к 1990 г. Строительство велось на верфи г. Хулудао, при технической помощи Франции. Всего в составе ВМС КНР состоят четыре АПЛ: борт. №№ - 402 (1980 г.), 403 (1984 г.), 404 (1988 г.) и 405 (1990 г.). У трех последних АПЛ прочный корпус был удлинен на 8 м., что позволило разместить на них ТА для стрельбы ПКР "YJ-1", но только с надводного положения, что существенно повышало риск обнаружения и уничтожения АПЛ. В последующем ТА этих лодок, возможно, были адаптированы для подводного пуска ПКР"YJ-8Q". АПЛ № 403 и № 404 прошли капитальный ремонт в 1998-2000 гг. По некоторым данным, одна АПЛ этого типа была переоборудована для решения задач радиотехнической разведки. В 2005 г. первый корпус данного проекта выведен из состава флота. Оставшиеся лодки базируются на Северном флоте. Во время эксплуатации, первые две лодки имели значительные проблемы в первом контуре ЯЭУ, но в начале 1980-ых гг. эти проблемы были устранены.
Помимо первоначальной низкой надежности ЯЭУ, общей негативной чертой АПЛ Китая является их высокая шумность. Так опубликованные данные позволяют определить, что АПЛ типа "Хань" уступала в относительном значении шумности АПЛ США типа "Лос-Анжелес" в 2.68 раза, ДЭПЛ Японии ("Юсосио") и Индонезии (тип 209) в 1.2 и 1.7 раза соответственно.
Тем не менее, АПЛ данного типа достаточно активно эксплуатируются китайскими ВМС. Так, в 1980-1981 гг. китайская пресса сообщала об участии двух АПЛ в учениях. В 1994 г. одна из АПЛ типа "Хань" подверглась слежению со стороны АУГ США в районе северной Кореи, в 1997 и 1998 гг. отмечена высокая оперативная активность четырех АПЛ данного типа. В 2004 г. японские силы ПЛО зафиксировали присутствие АПЛ класса "Хань" в японских территориальных водах, а в последние годы, как минимум одна АПЛ данного типа входила в состав Южного флота Китая.
АПЛ " Шань "
ДЭПЛ типа "Сун"
Дизель-электрические подводные лодки пр. 033 (код НАТО – SS "Romeo-class") строились на базе советской ДЭПЛ пр. 633 и при технической помощи советских специалистов. Строительство осуществлялось с начала 1960-ых гг. до 1983 г. Всего построено 84 подводных лодок этого типа, часть из них передана на экспорт. В процессе строительства и службы неоднократно модернизировались с установлением АБ с повышенной емкостью, более совершенных ГАС французского производства и современного РЭВ. Основной состав оружия, механизмов и оборудования оставался неизменным. На конец 2005 г. по данным "Jane’s" в составе ВМС числились 31 ДЭПЛ данного типа, из них 10 в резерве.
ДЭПЛ пр. 033
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ пр. 033:
Водоизмещение - 1475 / 1830 т. Главные размерения - 76,6х6,7х5,2 м. Автономность - 60 сут. Глубина погружения - 300 м. Мощность и тип ГЭУ: ДЭУ, ДУ 2х2000 л.с., ГЭД - 2х1350 л.с. ГЭД эх - 2х50 л.с. Запас топлива - 122 т. Скорость НХ - 15,2 уз, ПХ - 13,0 уз. Экипаж - 54 чел, из них 9 офицеров.
Оружие: 8х533 - мм ТА (14 торпед "Yu-1" или "Yu-4"), число мин принимаемых взамен торпед - 28. Радиоэлектронное вооружение: ГАС типа "МГ-200Э" или (после модерниз.) ГАС "DUUX-5", РЛС обнаружения НЦ и СОРС; РТР: тип 921-А; набор средств связи
Дизель-электрические подводные лодки "Мин" (пр. 035, код НАТО – SS "Ming-class") являются развитием ДПЛ пр. 033, отличаясь от прототипа составом энергоустановки и конструкцией корпуса. Проектировщик – 701-й институт. Лодки строились тремя сериями:
- по пр. 035 – в 1969-1979 гг.,
- по модернизированному проекту 035 (№№ 342, 352-363) в 1988-1995 гг.,
- по проекту 035G – №№ 305, 306, 307, 308 и 309 в 1997-2000 гг.; последняя серия лодок была построена вследствие первоначальных неудач с созданием ПЛ пр. 039.
ДЭПЛ пр. 035
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ пр. 035:
Водоизмещение надводное - 1584 / 2113 т. Главные размерения - 76,0х7,6х5,1 м. Автономность - 60 сут. Глубина погружения - 300 м. Мощность и тип ГЭУ: ДЭУ с полным электродвижением, ДГ 2х2000 л.с., ГЭД - 2х1750 л.с. ЭДЭХ - 2х75 л.с. Запас топлива - 122 т. Скорость НХ - 15, ПХ - 18 уз. Экипаж - 55 чел, из них 9 офицеров.
Оружие: 8х533 - мм ТА (12 торпед "Yu-1" или "Yu-4"), число мин принимаемых взамен торпед - 32.
Радиоэлектронное вооружение: ГАС "DUUX-5". РЛС CEIC-921A или "Thomson CUF DR-2000U", система спутниковой навигации "Magnavox SATNAV"
В период с 1975 по 2000 гг. было построено 25 ДПЛ данного проекта, одна из них исключена из строя после пожара. На ПЛ № 363 и корпусах последней серии установлена французская ГАС с разнесенными бортовыми антеннами. На учениях, 16 апреля 2003 г., ПЛ № 361 была обнаружена в надводном положении и в технически исправном состоянии, но с мертвым экипажем на борту.
Всего в списках ВМС НОАК на начало 2005 г. числилось 24 лодки данного типа.
Дизель-электрические подводные лодки "Сун" (пр. 039G, код НАТО – SSG "Cong-class"). Построены на судостроительной верфи в г. Ухань при технической помощи Франции для замены ПЛ типа "Ромео". При проектировании использованы элементы архитектуры и корпуса французской лодки типа "Агоста". Проектировщик – 701-й институт. Строились на судостроительном заводе в Ухани.
ДЭПЛ типа "Сун"
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ пр. 039G:
Водоизмещение надводное - 1700 / 2250 т. Главные размерения - 74,9х8,4х5,3 м. Автономность - 60 сут. Глубина погружения - 300 м. Мощность и тип ГЭУ: ДЭУ с полным электродвижением, ДГ 2х 1450 л.с., ГЭД - 1х5000 л.с. Запас топлива - 90 т. Скорость НХ - 15, ПХ - 22 уз. Экипаж - 60 чел, из них 10 офицеров.
Оружие: 6х533 - мм ТА (6 ПКР "YJ-8Q", 12 торпед "Yu-1" или "Yu-4"), число мин принимаемых взамен торпед - 36.
Первый корпус (№ 320) был заложен в 1994 г., но до 1999 г. не был введен в состав флота из-за серьезных проблем в части шумности.
В результате, проект был полностью пересмотрен - второй корпус ПЛ (№ 321), построен по измененному проекту 039G. В качестве ГЭУ используются немецкие дизеля MTU 12V 493. Движитель – семилопастной гребной винт. Корпус покрыт противоакустическим покрытием, ДЭПЛ оснащена БИУС. Возможно, установлен ГАК со сферической антенной. К концу 2006 г. в строю числилось 13 ДЭПЛ этого типа.
Дизель-электрические подводные лодки пр. 877ЭКМ/636 (код НАТО – SS "Kilo-class"). Данные корабли являются экспортной разновидностью советской лодки проекта 877, хотя архитектурно-конструктивная схема, компоновка и состав оружия подводных лодок данных проектов идентичны.
Основное отличие экспортного варианта от базового заключается в составе торпедного вооружения, РЭВ и наличие дополнительной системы кондиционирования, допускающей эксплуатацию в тропических районах. "636-й" проект оснащен более мощными ДГ, новыми ГЭД и ГЭДэх, более совершенным средствами РЭВ и улучшенными средствами акустической защиты.
В состав ВМС Китая входят: две ДЭПЛ пр. 877 ЭКМ поступившие в 1995 г., и две пр. 636 - поступившие в 1996 и 1999 гг. Лодки приписаны к Восточному флоту. При их эксплуатации у китайских ВМС возникли трудности, связанные с некачественными подготовкой личного состава и техническим обслуживанием кораблей, приведшими к выводу двух кораблей из строя. Так, на одной ПЛ пр. 877ЭКМ был сильно поврежден и требовал замены один из ДГ, а ПЛ пр. 636 замечена на стоящей у пирса "с необычайно поднятым корпусом над водой"(15).
ДЭПЛ пр. 877ЭКМ
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ пр. 636/877ЭКМ:
Водоизмещение надводное - 2350 / 3100 т. Главные размерения - 73,8х9,9х6,2 м.
Автономность - 45 сут. Глубина погружения - 300 м. Мощность и тип ГЭУ: ДЭУ с полным электродвижением, ДГ 2х1500 кВт, ГЭД - 1х4040 кВт, ГЭД эх = 1х95 кВт. Запас топлива - 172 т. Скорость НХ - 11, ПХ - 20 уз. Дальность плавания в режиме РДП - 7500 миль (7 уз.). Экипаж - 52 чел, из них 16 офицеров.
Радиоэлектронное вооружение: БИУС МВУ-110Э, НК, ГАК МГК-400Э, РЛС общего обнаружения, набор средств радиосвязи.
Оружие:
- ДЭПЛ пр. 636/877ЭКМ: 6х533 - мм ТА (18 торпед "Yu-1" или "Yu-4"), число мин принимаемых взамен торпед - 24, ЗУР- 8.
- ДЭПЛ пр. 636ЭМ: 6х533 - мм ТА (4 ПКР "3M54E "Club", 14 торпед "Yu-1" или "Yu-4"), число мин принимаемых взамен торпед - 24, ЗУР – 8.
Развитием "русской линии" в подводных силах Китая являются ДЭПЛ пр. 636ЭМ, адаптированные для применения ПКР "Club". Так, в 2000-2001 гг. в СМИ было объявлено о заказе КНР еще восьми ПЛ пр. 636ЭМ, модернизированных под применение ПКР 3M54E "Club" и, возможно, оснащенных анаэробной ЭУ, и строительстве данных лодок по лицензии. Ожидается, что поставки данных лодок будут осуществлены к концу 2006 г.
И в августе 2004 г. на верфи "Ухань" была спущена лодка нового, ранее неизвестного типа, получившего наименование ДЭПЛ "Юань" (пр. 041, код НАТО - "Yuan-class").
ДЭПЛ типа "Юань"
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ "Юань":
Водоизмещение надводное ? 2500 т. Главные размерения – 72.,0х8.4х? м. Автономность - ?45 сут. Глубина погружения - ?300 м. Мощность и тип ГЭУ: ДЭУ с полным электродвижением, ДГ - ? кВт, ГЭД - 1х? кВт, ГЭД эх = 1х? кВт. Запас топлива – 170 (?) т. Скорость НХ ?10, ПХ ?20 уз. Дальность плавания в режиме РДП ? 7000 миль (7 уз.). Экипаж - 60 чел, из них 10 офицеров (?)
Радиоэлектронное вооружение – нет данных.
Оружие: 6х533 - мм ТА (6 ПКР "YJ-8Q", 12 торпед "Yu-1" или "Yu-4"), число мин принимаемых взамен торпед - 36.
Наружные обводы корпуса новой лодки подобны таковым российской ПЛ типа "Кило". А ограждение рубки имеет больше сходства с китайской ДЭПЛ пр. 039G: на ДЭПЛ "Юань" имеются рубочные рули, аналогичные таковым на ПЛ типа "Сун" или российской "Амур”. Корпус покрыт звукопоглощающей резиной. Лодка вооружена шестью 553-мм ТА. По данным "Jane’s" ожидается вступление в строй второй ПЛ данного типа к концу 2006 г.
Перспективное подводное кораблестроение для ВМС НОАК включает в себя многоцелевую атомную подводную лодку пр. 093. Строительство многоцелевой АПЛ, предположительно являющейся развитием советской АПЛ класса "Victor-III" (пр. 671РТМ), в настоящее время ведется на верфи "Бохай Шипъярд". Справочник "Jane’s" сообщал, что головную АПЛ данного типа планируется спустить в 2002 г. и вести в строй в 2006 г., вторая АПЛ должна вступить в боевой состав в 2008 г. При этом подчеркивается, что эти планы будут корректироваться в зависимости от хода ремонта и переоборудования АПЛ "Хань", чему и будет отдаваться предпочтение.
Тактико-технические характеристики перспективной АПЛ пр. 093:
Водоизмещение: - / 6000 т. Главные размерения – 107х11х7.5. ГЭУ: 2 ВВР суммарной мощностью 150 МВт, два ГТЗА, один ГВ. Скорость- 30 уз.
Оружие: КР классов SLCM и SSM. 6 ТА клб. 533 мм.
ГАК: носовая активно/пассивная, бортовая и буксируемая антенны.
Подготовкой подводных кадров занимаются:
- Училище подводного плавания в г. Циндао - по командно-тактическим специальностям для дизельных и атомных ПЛ, и командно-инженерным специальностям оружия ПЛ,
- Военно-морское инженерное училище в г. Далянь - по командно-инженерным специальностям энергетики, управления и контроля, в т.ч. и в области ЯЭУ.