ВВС НОАК

                   Военно-воздушные силы НОАК

 

  

             Кокарда ВВС  НОАК

                   

                                       Флаг ВВС НОАК                     

Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года после победы Компартии Китая в гражданской войне. Значительную помощь в их создании и вооружении сыграл Советский Союз. С середины 1950-х годов началось производство советских самолётов на китайских заводах. «Большой скачок», разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайским ВВС. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России истребители-бомбардировщики Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27.

ВВС НОАК приняли участие в Корейской войне (1950—1953), во время которой была создана Объединённая воздушная армия, состоявшая из китайских и северокорейских авиационных частей. Во время войны во Вьетнаме (1965—1973) китайская авиация сбила ряд американских беспилотных разведчиков и несколько самолётов, вторгшихся в воздушное пространство страны. По тем или иным причинам ВВС НОАК почти не принимали участия в китайско-вьетнамской войне (1979).

Рода войск

ВВС Китая включают:

·                                 авиацию : бомбардировочную, штурмовую, истребительную,

·                                                   разведывательную, военно-транспортную

·                                 зенитные ракетные войска

·                                 зенитную артиллерию

·                                 радиотехнические войска

·                                 воздушно-десантные войска

Организация

Общее руководство ВВС осуществляет Генеральный штаб НОАК, непосредственное руководство -- командующий ВВС и штаб ВВС.

 

           Главком  ВВС  НОАК  генерал-полковник У Шэнли ( справа )

В каждом из семи военных округов (  2- Шэньянском, 1- Пекинском,    7- Ланьчжоуском, 3- Цзинаньском, 4- Нанкинском,  5- Гуанчжоуском,    6-Чэндуском) имеется группировка авиации, командующий которой оперативно подчинен командующему военным округом.

 

Авиация военных округов состоит из авиационных дивизий, отдельных авиационных полков, авиационных академий.

Авиационные дивизии являются основными тактическими соединениями, состоят из двух--трёх авиационных полков.

Авиационные полки являются основной тактической частью, состоят из двух--трёх авиационных эскадрилий. Авиационные эскадрильи состоят их трёх авиационных звеньев. Звенья включают три (в бомбардировочной авиации) или четыре самолёта (в истребительной и штурмовой авиации). Кроме того, в составе полков имеется некоторое количество учебных и вспомогательных самолётов. В зависимости от предназначения авиационный полк может насчитывать от 20 до 40 самолётов.

Пункты базирования

Аэродромная сеть насчитывает более 400 аэродромов, в том числе 350 с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы.

 

 

 

 

Оперативная ёмкость аэродромов составляет 9000 самолетов, что почти в три раза больше авиационного парка.

Военно-воздушные силы НОАК численностью 400 тыс. чел. (из них 210 тыс. чел. в ПВО) сведены в семь округов. Силы ПВО Китая организационно входят в состав ВВС и так же распределены по этим округам.

                           Cтруктурный состав китайских ВВС:

  • Шеньянский округ ВВС НОАК - три ИАД (истребители "J-7E", "J-7B", "J-8B/F", "J-8H"), одна ШАД (штурмовики "Q-5") и отдельный разведывательный полк, оснащенный самолетами "JZ-8"; силы ПВО - одна бригада и два полка, вооруженные ЗРК "HQ-2" и две бригады РЛС;
  • Пекинский округ ВВС НОАК – две ИАД ("J-7В", "J-8A" и "J-11"), одна ШАД ("Q-5"), два УЦ, оснащенные истребителями "Су-30МКК", "Су-27", "J-7B", "J-7Е", "J-8А", "J-8B", "J-10" и их учебными модификациями; силы ПВО - три дивизии (ЗРК "С-300ПМУ", "HQ-2" и "HQ-7") и три бригады РЛС;
  • Ланьчжоуский округ ВВС НОАК - две ИАД ("J-6", "J-7В" и "J-7E/G"), одна БАД (бомбардировщики "H-6"), два УЦ (полка) и разведывательный полк, оснащенный самолетами "Ан-30" и "Y-8"; силы ПВО - одна бригада и один полк, оснащенные ЗРК "HQ-2", и две бригады РЛС;
  • Цзинаньский округ ВВС НОАК - одна ШАД ("Q-5") и две ИАД ("J-6", "J-7В", "J-8B", "Су-27" и "J-11"); силы ПВО - одна бригада РЛС;
  • Нанцзиньский округ ВВС НОАК – четыре ИАД ("J-7B", "J-7E", "J-7C/D", "J-8В", "J-8D/F", "Су-27", "Су-30МКК", "J-10" и "J-11"), одна БАД (бомбардировщики "H-6" и самолеты РЭБ "Y-8EW"), одна ИБАД (истребители-бомбардировщики "JH-7A" и штурмовики "Q-5"), отдельный разведывательный полк ("JZ-8") и один УЦ; силы ПВО - четыре бригады (ЗРК "С-300ПМУ" и, в основном, "HQ-2") и два полка ("HQ-2") ПВО, восемь бригад РЛС;
  • Гуанчжоуский округ ВВС НОАК - четыре ИАД ("J-6", "J-7B", "J-7E", "J-8В", "J-8D", "J-11", "Су-27" и "Су-30МКК"), одна смешанная АД (истребители "J-8D", бомбардировщики "H-6" и заправщики "H-6"), одна АТД (транспортные самолеты "Ил-76МД", "Y-7", "Y-8" и "Ан-24") и один авиатранспортный полк ("Y-5" и "Ан-24"); силы ПВО - две бригады и один полк ("HQ-2"), одна бригада РЛС;
  • Чендуский округ ВВС НОАК – две ИАД ("J-6", "J-7B", "J-10", "J-11" и "Су-27") и одна АТД ("Y-7" и "Y-8"); силы ПВО - одна бригада и один полк оснащенные ЗРК "HQ-2", и бригада РЛС.


Китайский АВАКС  KJ-2000

 

Модификация

  KJ-2000

Размах крыла, м

  50.50

Длина самолета,м

  46.59

Высота самолета,м

  14.80

Площадь крыла,м2

  300.00

Масса, кг

 

  пустого самолета

 

  нормальная взлетная

  190000

Тип двигателя

  4 ТРД ПС-90А

Тяга, кгс

  4 х 16000

Макс. крейсерская скорость, км/ч

  800

Cкорость патрулирования, км/ч

  600

Перегоночная дальность, км

  5000

Практическая дальность, км

  2000

Время патрулирования, ч.мин

  7.40

Практический потолок, м

  10200

Экипаж, чел

  5 + 10-15 РТК

Помимо этого в состав ВВС части центрального подчинения – одна АТД ("Ту-154", "Боинг 737", "CRJ200", "Y-7" и "Y-8") и летные группы восьми училищ ВВС. Более подробно типы отдельных ЛА рассмотрены ниже.


Таблица 23. Парк боевых самолетов ВВС НОАК, 2006 г.

Примечания : "-" - выводится из состава ВВС; "+" - более чем указанная величина; "?" - приблизительная величина

Во второй половине 1990-ых - начале 2000-ых гг., за счет российских поставок и лицензионного производства российской боевой авиатехники, ВВС Китая испытали настоящий ренессанс – боевой состав качественно изменился. При этом порядка четверти ударного авиапарка китайских ВВС составляют новые истребители-бомбардировщики российского - "Су-30МКК" и национального - "JH-7" производства, и порядка половины истребительного авиапарка китайских ВВС составляю новые истребители национального - "J-8", "J-10" и "J-11", и российского – "Су-27" производства.

Для замены присутствующих в боевом составе старых бомбардировщиков "H-6" (аналог советского "Ту-16") и значительного количества так же старых штурмовиков "Q-5", Китаем прорабатывалась возможность приобретения российских "Ту-22М3" и "Су-34". Неудача в этом вопросе потребовала возобновления производства "Н-6", выпуск которых прекращен в 1980-х гг., и модернизации имеемых ЛА - для увеличения срока их службы. По мнению "Sinodefence.com" модернизированные самолеты будут использованы в Морской авиации и к 2004-2005 гг. станут поступать в части.


Ка-28

Разведывательный потенциал ВВС Китая представлен 10 самолетами "JZ-8" (версия истребителя "J-8") и 30 самолетами "JZ-6" (версия старого истребителя "J-6"), двумя самолетами РЭР на базе "Ту-154" и некоторым набором самолетов ДРЛОиУ (три типа "KJ-2000" - упрощенный вариант российскоизраильского "А-50", и несколько экспериментальных - на базе "Y-8"). В совокупности это определяет возможности обнаружения и целеукзания китайских ВВС, как неадекватные возросшим боевым возможностям.

Вполне очевидно, что часть военно-воздушных сил Китая может быть привлечена для решения задач над морем: силы наиболее мощных округов ВВС - Гуанчжоу – в южном и юго-восточном направлении, а ВВС Нанцзиньского округа – в восточном направлении.


Истребитель J-8

                                                            ТТД  “ J-8 “

Модификация

  J-8

Размах крыла, м

  9.34

Длина, м

  21.52

Высота, м

  5.41

Площадь крыла, м2

  42.00

Масса, кг

 

  пустого

  9285

  нормальная взлетная

  13700

  максимальная взлетная

  16580

Топливо, л

  4600

Тип двигателя

  2 ТРДФ Liyang (LMC) Wopen-7A (Р-11Ф)

Тяга , кН

 

  нефорсированная

  2 x 43.15

  форсированная

  2 x 58.80

Максимальная скорость, км/ч

  2332 (М=2.2)

Крейсерская скорость, км/ч

  850

Перегоночная дальность, км

  2000

Практическая дальность, км

  1500

Боевой радиус действия, км

  800

Максимальная скороподъемность, м/мин

  9780

Практический потолок, м

  20800

Макс. эксплуатационная перегрузка

  4

Вооружение:

  две 30-мм пушки НР-30
  боевая нагрузка - 4500 кг на 5 узлах подвески
  4 УР воздух-воздух PL-2В (PL-5B) или PL-3
  2х 500-,250- кг бомбы или
  2 ПУ Qimgan 12 х 57 мм или 7х90-мм НУР

 
По данным тайваньского оборонного обзора(2), на дальностях: до 250 миль от о-ва Тайвань имеется 13 военно-воздушных баз, суммарной емкостью до 1200 боевых самолетов, а пределах 500 миль – более 20 ВВБ с емкостью до 1300 боевых самолетов. А по данным "www.fas.org"(3), на дальности 800 км от Острова может быть задействовано 51 воздушная база, из них на дистанции до 400 км – семь. К месту заметить, что концу 1990-ых гг. Китай располагал 122 гражданскими аэропортами, находящимися в двойном (военном и гражданском) управлении. Из них 31 аэропорт был сертифицирован по международным стандартам, 19 могли принимать самолет "Боинг-747", 41 обслуживали города центрального подчинения, административные центры провинций и автономных областей, и обеспечивали 95% воздушного транспортного оборота страны(4).

Таким образом, и наш взгляд, аспекты эшелонированного построения и межбазового маневра ВВС Китая внутри страны и вдоль береговой черты можно считать обеспеченными.


Заправщик

Между тем, отсутствие дальней авиации как таковой, недостаточное количество и самолетов-заправщиков (порядка 10 воздушных танкеров на базе "H-6", нереализованные поставки 8 российских заправщиков "Ил-78") и самолетов ДРЛОиУ в составе ВВС НОАК, делают воздушный удар в глубину прилегающих территорий и акваторий весьма проблематичным, если не нереальным.

Помимо этого заметим, что взаимодействие китайских ВВС и ВМС, может быть осложнено проблемами управления сил и интернациональной способностью армейской авиации "потерять место над морем".


Самолет базовой патрульной авиации

Воздушный компонент ядерных сил Китая подчиняется командованию ВВС. На начало 1990-ых гг. порядка 150 ЛА ("H-6" и "Q-5") могли быть носителями ядерного оружия, но за прошедшее десятилетие этот наряд сил, по-видимому, сократился.

 

                                                                          бомбардировщик H-6

В открытых источниках информации практически не отражены вопросы, как боевой подготовки, так и аварийности в китайских военно-воздушных силах. Однако, учитывая динамику обновления самолетного парка, смеем предположить, наличие проблем у китайских летчиков в этих аспектах. В подтверждение этого отразим, что в структуре учебного авиапарка тренировочные самолеты старых моделей - "JJ-6" и "JJ-7" (соответственно учебные версии старых истребителей "J-6" и "J-7") составляют большинство.


H-6

                                                                        ТТД  H-6

 Лётные характеристики

  • Скорость: максимальная: 1050 км/ч  крейсерская: 768 км/ч  Перегоночная дальность, км: ?  Дальность полета, км: 6000   Боевой радиус: ? км
  • Практический потолок: 12 800 м

Вооружение : Пушечное: встроенное

Бомбовая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия (возможность нести ядерную бомбу).

Вертолетный парк представлен 50-60 боевыми (более 40 "Z-9" и порядка 6 "SA 342") и 400-450 транспортными вертолетами (150 "Z-9" различных модификаций, 20 "Z-11", 200 "Ми-17", 24 "S-70С" и другие машины), используемыми в тактических целях в составе авиационных подразделений всех семи округов сухопутных войск.

Парк беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) состоит из некоторого количества ударных БПЛА, аппаратов разведки и мишеней.

Так, первые представлены разведывательно-ударными комплексами "Гарпия" ("Harpy"), приобретенными Китаем у Израиля в 1994 г. Предназначенные для поражения РЛС противника, "гарпии" имеют дальность полета 500 км и запускаются с наземных ПУ или с борта БНК. С помощью бортовых средств БПЛА выявляют по излучению РЛС противника, а затем атакуют фугасной БЧ. По сведениям американской разведки, НОАК якобы задействовала "гарпии" во время учений в районе Тайваньского пролива в 2004 г. Точное количество приобретенных БПЛА неизвестно. Так же не исключено, что китайцы предпринимают попытки развернуть или уже развернули производство этих машин собственными силами. По сведениям "Sinodefence.com", часть "гарпий" прошла модернизацию в Израиле в 2004 г., после которой они приобрели способность атаковать РЛС, находящиеся в "выключенном состоянии".

 

                                                             Запуск БПЛА “ Гарпия “

 

                                  ТТД  БПЛА “ Гарпия “

 Размах крыла, м 2.00   Длина, м 2.30   Высота, м 0.36  

Масса, кг : полезной нагрузки 70   максимальная взлетная 125

Тип двигателя 1 ТРД

  • Максимальная скорость, км/ч 250   Дальность действия, км 400
  • Продолжительность полета, ч 3   Практический потолок 3000

 
                                                                          Штурмовик Q-5

                                                     ТТД   Q-5

Тактико-технические характеристики:  Год принятия на вооружение - 1970

Размах крыла - 9,68 м   Длина самолета - 15,65 м   Высота самолета - 4,333 м  Площадь крыла - 27,95 кв.м

Масса, кг : - пустого самолета – 6375  - нормальная взлетная - 9468  - максимальная взлетная - 11830

Топливо, кг: - внутренние топливо - 2827   - ПТБ 1178 (2 х 760(400) л)

Тип двигателя - Liming (LM) Wopen-6A  Тяга нефорсированная - 3000 кгс  Тяга форсированная - 3750 кгс

Максимальная скорость, км/ч: - на высоте 11000 м – 1190  - у земли - 1210

Практическая дальность - 2000 км   Боевой радиус действия - 400 км  Практический потолок - 15850 м

Экипаж - 1 чел

Вооружение: 2 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 2000 кг на 6(10) узлов подвески: УР "воздух-земля" PL-2 или PL-7, УР "воздух-земля",

500-,250-,100-кг обычные и кассетные бомбы, баки с напалмом, ПУ 90-мм или 55-мм НУР.

Первый разведывательный БПЛА "WZ (Wu Zhen) -5", также известный как "ChangHong-1", был принят на вооружение НОАК в 1981 г. Запуск аппарата осуществляется с самолета-носителя, БПЛА осуществляет полет по заданному маршруту на высотах до 17.5 км, на радиусе до 2.5 тыс. км и продолжительности полета до 3 часов. Получение информации возможно лишь в светлое время суток, при хорошей погоде. Снятая информация хранится на фотопленках и возможна к использованию только после приземления аппарата, который парашютируется в заранее определенном районе. "WZ-5" использовался в приграничных вьетнамо-китайских конфликтах, а к 1995 г. прошел модернизацию с улучшением точности полета за счет использования GPS. Дальнейшим развитием разведывательных аппаратов стал "WZ-2000", отличающийся от прототипа возможностями дистанционного управления и первый полет которого состоялся в декабре 2003 г.

В конце 1980-х годов на вооружение НОАК поступили легкие, взлетной массой до 140 кг, БПЛА собственной разработки "ASN-104" (экспортное обозначение "D-4") и "ASN-105" (усовершенствованная модификация первого). Они предназначены для ведения всесуточной тактической воздушной разведки на дальности дистанционного управления 60 и 100 км соответственно, при максимальной дальности полета в 300 км и продолжительности полета до двух часов. За один вылет с помощью аэрофотоаппарата может быть отснято 1700 км2 поверхности. Запуск аппаратов осуществляется с помощью ракетного ускорителя, в полете применяется как автономное, так и дистанционное управление. Возможна передача информации в режиме реального времени или сохранение таковой в бортовом запоминающем устройстве (БЗУ).

Помимо указанных разведывательных БПЛА, Китаем разрабатываются "миниаппарат" - "ASN-15" (взлетный вес – 6.5 кг, дальность полета до 10 км, продолжительность до 1 часа) с дистанционной передачей информации для нужд войсковой разведки, и многофункциональный БПЛА "ASN-206", созданный совместно с Израилем в 1996 г. и осуществляющий функции разведки и РЭБ на дальностях до 150 км в течении 7-8 часов полета.


Z-9

Общее же количество БПЛА имеемых в распоряжении НОАК неизвестно, но, по мнению данным "Sinodefence.com", их количество не превышает нескольких десятков в совокупности всех типов.

Противовоздушные силы Китая, отвечающие за оборону страны, управляются с ГКП (г. Пекин) через окружные командные пункты. По мнению большинства экспертов, возможности китайских средств ПВО страны в борьбе с большинством типов современных воздушных целей, в том числе с крылатыми ракетами, по-прежнему остаются весьма ограниченными.


Су-30

J-11

Shenyang J-11

Назначение:

истребитель 

Производитель:

Shenyang Aircraft Corporation 

Характеристики

Экипаж:

1 чел

Макс. скорость у земли:

1350 км/ч

Макс. скорость на высоте:

2120 км/ч

Практический потолок:

17300 м

Размеры

Длина:

21,9 м

Высота:

6,4 м

Размах крыла:

14,7 м

Площадь крыла:

62 м²

Масса

Макс. взлётная:

34500 кг

Силовая установка

Двигатели:

2 ТРДДФ АЛ-31Ф

Тяга (мощность):

7485 кгс 

Тяга форсажная:

12495 кгс 

Вооружение

Стрелково-пушечное вооружение:

1 30-мм пушка ГШ-30-1

Кол-во точек подвески:

12 

Масса подвесных элементов:

8000 кг

Подвесные вооружения

УР «воздух-воздух» Р-27, Р-73, Р-77 

В соответствии с материалами специальных докладов МО США о военном потенциале КНР, в настоящее время Китай также не имеет универсальной интегрированной национальной системы ПВО, а существующие средства ПВО наземного базирования в состоянии обеспечить лишь решение задач объектовой ПВО. Расположение частей ПВО страны детально неизвестно, но считается, что наиболее прикрытыми являются города центрального подчинения, наибольшая плотность средств ПВО создана в провинции Фуцзянь, в р-не Тайваньского пролива, а наименьшая – на западных направлениях. На середину 1990-ых гг. на высотах ниже 2000 м. сплошного радиолокационного поля не существовало. При этом, как правило, отмечается(8), что эффективная система ПВО может быть развернута в КНР лишь к 2020 г.

Основу ПВО страны составляют 600 ПУ ЗРК "HQ-2В", созданного на базе советского комплекса "СА-75" ("HQ-2"), и модернизированного 1980-ых гг. Основная тактическая единица ПВО – батарея (6х1 ПУ с суммарным боекомплектом 24 ЗУР), со станциями освещения обстановки и наведения ракет, и системами обеспечения. ЗУР обеспечивает поражение цели в диапазоне по высоте (0,5-27) км и дальности (7-34) км с вероятностью 68-92%.

 

                                                                ЗРК “ HQ-2 “

       ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СРЕДНЕЙ И  БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ

Разработчик комплекса и ЗУР

 

ЗРК

 

 

ЗУР

 

ТПУ (шасси)

Начало летных испы-таний

Год приня-тия на воору-жение

 

Примечание

First Ministry of Machinery Industry, 5th Research Academy of Ministry of Defence

HQ-1

(«Хунци-1» - HongQi-1)

Копия В-750

Копия СМ-63

 

1964

ЗРК средней дальности. Копия советский ЗРК СА-75. Полустационарная ПУ

2nd Space Academy (China Academy of Defence Technology – CADT)

HQ-2

(«Хунци-2» - HongQi-2”)

 

 

 

1966

ЗРК средней дальности (развитие HQ-1). Модернизированный HQ-1 (собственная модификация).  Начало разработки – 1965 г. ПУ – полустационарная. Дальность стр. – 12-32 км (1150 м/с), высота поражения – 3-24,5 км. Старт. масса ЗУР – 2211 кг, БЧ – 190 кг (ОФ). СН ЗУР – РК. Серия с 1966 г.

 

HQ-2A

 

 

1978

1984

Начало разработки – кон. 70-х гг. Усовершенствованный: с улучшенными возможностями поражения НЛЦ (доп. ТВ система наведения). Дальность стр. – 8-34 км (1200 м/с), высота поражения – 1-27 км. Старт. масса ЗУР – 2211 кг, БЧ – 190 кг (ОФ)

 

HQ-2B

 

На шасси БТР «тип 77»

1980

Нач. 90-х гг.

Начало разработки – 1979 г. С ПУ на базе шасси гусеничного БТР «тип 77», цифровой (вместо аналоговой) элементной базой аппаратуры комплекса. Дальность стр. – 7-34 км (1250 м/с), высота поражения – 0,5-27 км. Старт. масса ЗУР – 2326 кг, БЧ – 190 кг (ОФ).

 

HQ-2J

 

 

 

 

Экспортный вариант

 

«Ва-6»

 

 

 

 

Ракета-мишень

China Academy of Defence Technology (CADT)

HQ-9

(«Хунци-9» - HongQi-9)

 

 

 

-

ЗРК большой дальности. Начало разработки – нач. 80-х гг. ЗУР - твердотопливная, с пассивной РЛ ГСН + «наведение через ракету». ЗУР – наклонного старта

 

HQ-9A

 

На шасси 8х8 Taian TAS4380

 

1997

Начало разработки – нач. 90-х гг. На основе технологий ЗРС С-300ПМУ1. ЗУР вертикального старта (4 ТПК на ПУ). Дальность стр. – 12-100 км (по другим данным – до 200 км, 1200 м/с, 14 g), высота поражения – 3-20 км (по другим данным – до 30 км). Старт. масса ЗУР – 1300 кг

 

FT-2000

 

 

 

 

Для борьбы с самолетами ДРЛО и РЭБ, 1998 г. ЗУР с пассивной РЛ СН

 

FD-2000

 

 

 

 

Экспортный вариант HQ-9

 

HQ-10

(«Хунци-10» - HongQi-10)

5В55Р

5П85ТЕ

 

1993

ЗРК большой дальности. Экспортная советская (российская) ЗРС С-300ПМУ с ПУ на шасси КрАЗ-260В

Jiangnan Space Industry Co.

(Base 061)

HQ-12

(«Хунци-10» - HongQi-10, KS-1:

«Кайшань-1» - KaiShan-1)

 

 

1989

 

ЗРК средней дальности, 1991 г. Начало разработки – нач. 80-х гг. ЗУР на базе маршевой ступени ЗУР ЗРК HQ-2, с РК СН. Полустационарная ПУ – спаренная, на базе ПУ ЗРК HQ-2, РЛС SJ-202. Дальность стр. – 7-42 км (1200 м/с), высота поражения – 0,5-25 км. Старт. масса ЗУР – 900 кг, БЧ – 100 кг (ОФ)

 

KS-1A

 

На шасси 6х6

 

 

Модернизированный, кон. 90-х гг. ПУ с двумя направляющими или ТПК, РЛС SJ-231 с ФАР (C-band, дальность обнаружения – до 120 км). Одновременное наведение 6  ракет по 3 целям. Старт. вес – 886 кг. Длина ЗУР – 5644 мм, диаметр – 400 мм. Дальность стр. – 7-50 км, высота – 0,3-27 км

 

HQ-15

(«Хунци-15» - HongQi-15)

48Н6Е

5П85СЕ

 

2003

ЗРК большой дальности. Экспортная советская (российская) ЗРС С-300ПМУ1 с ПУ на шасси МАЗ-543М (МАЗ-7910)

Shanghai Aerospace Bureau

HQ-16A

9М317МЭ

На шасси 6х6

 

 

ЗРК средней дальности (наземный вариант корабельного ЗРК HQ-16). ПУ с 8 ТПК вертикального старта. Дальность стр. – 30 км

 

LY-80

9М317МЭ

На шасси 6х6 TA5350

 

 

Экспортный вариант, 2011 г. ПУ с 6 ТПК вертикального старта

«Хунци» - «Красный флаг».

2nd Space Academy был переименован в China Changfeng Mechanics and Electronics Technology Academy, ныне China Academy of Defence Technology (CADT, входит в состав CASIC - China Aerospace Science & Industry Corporation).

В 1958-60 гг. В Китай были поставлены 5 дивизионов ЗРК С-75 и 62 ЗУР В-750. Ракета HQ-2 разрабатывалась на заводе №139, наземные станции – на заводе №786. Дивизион HQ-2 включает 6 ПУ, 18 запасных ЗУР, РЛС обнаружения, РЛС наведения ракет и др. элементы обеспечения. К середине 90-х гг. в Китае было развернуто примерно 100 дивизионов ЗРК HQ-2 (ок. 600 ПУ). Поставлялись в Албанию, Иран (45 ПУ ЗРК HQ-2J) и др. страны. В ЗРК HQ-2 в качестве ТЗМ используются полуприцепы (копия ПР-11) с тягачом «Цзефан» СА30 или «Дунфын» EQ240 и EQ245. Зенитный ракетный дивизион состоит из 6 ПУ с боекомплектом 18 ЗУР, РЛС обнаружения целей (копия П-12), РЛС наведения ракет SJ-202 (копия РСНА-75), ТЗМ и др. машин обеспечения.

Батарея ЗРК KS-1 включает 4 стационарные или мобильные ПУ (на шасси автомобиля 6х6) с боекомплектом 24 ЗУР, РЛС обнаружения и наведения с ФАР SJ-212 (дальность обнаружения – 115 км, сопровождения – 80 км, наведения – 50 км; одновременное наведение 6 ракет по 3 целям), ТЗМ и др. машины боевого обеспечения. ЗРК KS-1A – РЛС обнаружения и наведения с ФАР HT-233 3D (дальность обнаружения – 120 км). На вооружение НОАК не поступал. По некоторым данным, в 2005 г. Малайзия заключила контракт на приобретение ЗРК KS-1A.

Зенитный ракетный полк HQ-10 (HQ-15) включает три стартовые батареи (дивизиона) до 12 ПУ каждая.

Зенитный ракетный дивизион HQ-9 состоит из взвода управления и трех стартовых батарей (по три ПУ на шасси автомобиля 8х8 «Тайянь» TAS5380 с 4 ТПК каждая), четырех РЛС обнаружения с ФАР НТ-233 3D (NT-223, одновременное обнаружение 100 и сопровождение до 50 целей), 12 ТЗМ и 2 машин электропитания.

По некоторым источникам, на вооружении войсковой ПВО НОАК имеются ЗРС С-300В и имеют обозначение HQ-18 («Хунци-18»). Однако это вряд ли соответствует действительности.

 


Штурмовик JH-7

 

Модификация

  JH-7

Размах крыла, м

  12.80

Длина, м

  21.00

Высота, м

  6.22

Площадь крыла, м2

  52.30

Масса, кг

 

  пустого

 

  максимальная взлетная

  27500

  топлива

  6540

Тип двигателя

  2 ТДДФ Xian (XAE) WS-9

Тяга , кН

 

  нефорсированная

  2 х 71.29

  форсированная

  2 х 138.27

Максимальная скорость, км/ч

  1795 (М=1.69)

Перегоночная дальность, км

  3650

Боевой радиус действия, км

  1650

Практический потолок, м

  16000

Экипаж, чел

  2

Вооружение:

  23-мм двухствольная пушка Type 23-3 (ГШ-23Л)
  с 300 патронами на пушку.
  боевая нагрузка - 6500 кг на 6 узлах подвески:
  типовая нагрузка включает обычные и кластерные бомбы,
  (20 250кг бомб) многоцелевые ПУ НУР,
  или 2 ПКР С-801 или YJ-8(С-801К) и
  2 УР воздух-воздух PL-7 или PL-5B/C/E


В последние годы повышение характеристик китайских средств зональной ПВО в значительной степени связывается с приобретением некоторого количества российских ЗРК "С-300ПМУ" (получивших в Китае обозначение "НQ-9"), предназначенных, в основном, для компенсации существующих недостатков в системе организации ПВО страны. Так, по данным "Sinodefence.com", Китай приобрел первую партию - полк ЗРК "С-300ПМУ" (четыре батареи, 9х4 ПУ, 144 ЗУР) в 1993 г., с вовлечением данных систем в оборону Пекина. В последующем был развернут второй полк обороны китайской столицы, а к 2001 г. – третий полк, в провинции Фуцзянь, в р-не Тайваньского пролива. К 2006 г., по данным этого источника, в состав ПВО Китая входило 108 ПУ с 432 ЗУР данного типа. Общее же количество этих ракет имеемых у Китая, оценивается "Sinodefence.com", как 650-1000 ед. ЗУР обеспечивает поражение цели в диапазоне по высоте до 30 км и дальности до 200 км с высокой вероятностью. Для замены устаревшего комплекса "HQ-2В", Китай развернул выпуск лицензионной версии "С-300ПМУ" - ЗРК "FT-2000", реальная эффектность которого, по мнению этого источника, пока сомнительна.

Для сил армейских ПВО на базе иностранных ЗРК были разработаны и приняты на вооружение ЗРК ближнего действия "HQ-7" (аналог французского ЗРК "Кроталь"), "LY-60" (на основе итальянской ракеты "Аспид") и т.п. Для обороны на малых высотах и в непосредственной близости предусмотрено порядка 16 тыс. АУ 100-, 85-, 57-, 37- и 23-мм калибров.

 

                                                           ЗРК “ HQ-7 “

                           ТТД  ЗРК “ HQ-7 “

  • Дальность перехвата: до 12 км  Количество ракет на ПУ: 4(на СПУ)/8 шт.
  • Наведение: пассивное радионаведение/радиокоррекция  РЛС: Type 360S E/F-Диапазона
    • Дальность обнаружения: 18 км   Количество каналов: до 30 целей

 ТТХ ракеты : Длина: 3 м   Диаметр: 156 мм   Масса: 85 кг

  • Высота перехвата цели: 30-5000 м  Дальность перехвата:
    • при скорости цели 400 м/с — 8600 м
    • при скорости цели 300 м/с — 10 000 м
    • медленно движущихся целей — 12000 м
  • Скорость ракеты: до 750 м/с