МДС НОАК
Морские десантные силы: морская пехота и десантные корабли
эмблема спецназа ВМС
Морские десантные силы ВМС НОАК представлены соединениями десантных кораблей и силами морской пехоты в виде 1-го Морского корпуса, предназначенного для высадки на о-в Тайвань и "зачистки" прибрежных о-вов от сил Гоминьдана. Данное соединение, было развернуто на базе одного полка и двух батальонов пехоты переданных из НОАК, с последующим привлечением танкового полка, и созданием еще одного пехотного полка и учебного центра. К концу Корейской войны в составе данных сил находилось 110 тыс. чел.
Китайские морские пехотинцы
Во времена Тайваньского кризиса 1954-1955 гг. Морской корпус принимал участие в успешных десантных операциях на о-ва Дачэнь, Юйшань Пишань, Ицзяншань. Наньцэиишань и др., занятых силами Гоминьдана. Однако, из-за американской угрозы применения ядерного оружия, в случае вторжения Китая на Тайвань, высадка на остров была отменена, а соединение МП было расформировано в 1957 г.
В 1979 г., после вооруженных конфликтов на Парасельских о-вах и в архипелаге Спратли, было принято решение о воссоздании сил морской пехоты в штате бригады и в структуре Южного флота Китая, с базированием на о-в Хайнань и размещением отдельных гарнизонов МП на Параселах и Спратли. В 2001 г. была сформирована еще одна бригада МП, развернутая в г. Чженьцзян.
БДК пр.072-II
Современная численность морской пехоты ВМС НОАК – 16-20 тыс. чел., с увеличением таковой до 50 тыс. чел. - в угрожаемый период.
Учебный центр морской пехоты (г. Чженьцзян, провинция Гуандун) осуществляет подготовку специалистов для пехотных, артиллерийских, танковых, инженерных, парашютных и разведывательных частей, и подразделений связи морской пехоты и береговой обороны ВМС КНР. Имеются десантный и вертолетный полигоны, классы с лазерными имитаторами стрельбы. Так же созданы учебно-тренировочные комплексы, расположенные на о-ве Хайнань, а также вблизи г. Фучжоу.
Пехотный транспорт "Цюнша"
Типовая структура бригады морской пехоты, численностью 8-10 тыс. чел, Китая предусматривает:
- структуры управления – штаб и политотдел соединения, и подразделения управления;
- полк МП состоящий из двух танковых батальонов (плавающие танки "тип 63" и средние "тип 59" - аналоги соответствующих советских танков) и трех мотопехотных батальонов;
- батальон морской пехоты (по-видимому – десантно-штурмовой) численностью 750 чел.;
- артдивизионы с оснащением 122-мм АУ, САУ, ОТР, ПТРК и ЗРК;
- подразделения СпН;
- подразделения РТР, РЭБ и РХЗ.
МДК пр. 271
В бригадах МП Китая нет собственной авиации, и в вопросах авиационной поддержки, МП взаимодействует с Морской авиацией или ВВС НОАК. Так, в 1998 г. порядка 5 тыс. морских пехотинцев были переброшены на военно-транспортных самолетах "Ил-76МД" для ликвидации последствий наводнения.
Особым родом сил морской пехоты ВМС НОАК являются боевые пловцы, которые объединены в батальоны специального назначения бригад морской пехоты. Численность такого батальона составляет около 250 человек (по другим данным, может доходить до 400), в его состав входят три разведывательно-диверсионные роты, включая одну парашютно-десантную. На основе батальона могут быть созданы 16-18 разведывательно-диверсионных групп, в задачи которых входят ведение разведки в прибрежных и морских районах, контролируемых противником, скрытная расчистка участков побережья, выбранных для высадки морских десантов, от мин и противодесантных заграждений, уничтожение важных береговых объектов противника, его кораблей и судов в базах и на стоянках, целеуказание для применения своей авиацией высокоточного оружия.
МДК пр. 079
Следует заметить, в составе сухопутных войск НОАК существуют соединения, специально предназначенные для участия в морских десантных операциях - 1-я и 124-я амфибийные (десантно-штурмовые) дивизии, амфибийная танковая бригада и 137-я десантная бригада специального назначения общей численностью более 25 тыс. человек.
Десантные корабли ВМС НОАК представлены 25 большими, 15 средними и 45 малыми десантными кораблями, 4 пехотными транспортами и 20-30 десантными катерами на воздушной подушке. Боевой потенциал десантных сил составляет порядка 19,7 тыс. чел. десанта, порядка 400 танков или 22 тыс. т груза.
СДК пр. 073-II
Фактором, мобилизующим развитие больших десантных кораблей Китая, послужил опыт боевых действий конфликта в Южно-китайском море 1974 г., выявивший недостаток мореходных десантных кораблей.
Тактико-технические характеристики БДК пр. 072
Водоизмещение: стандартное – 3100 т., полное – 4170 т. Главные размерения: 120.0х15.3х2.9 м. ГЭУ: ДУ – 9600 л.с. Скорость 18 уз. Дальность плавания – 3000 миль (14 уз.). Запас топлива?800 т. Экипаж – 104 чел.(10 офицеров).
Оружие: 3х2 37-мм АУ, ПЗРК. Десант: 200 чел., 5 танков или 500 т. груза. Десантовысадочные средства: аппарели, два ДКА.
МДК пр. 079-1
Тактико-технические характеристики БДК пр. 072-II, - III
Водоизмещение: стандартное – 3420 т., полное – 4800 т. Главные размерения: 119.5х16.4х2.8 м. ГЭУ: ДУ – 9600 л.с. Скорость 18 уз. Дальность плавания – 3000 миль (14 уз.) Запас топлива ? 800 т. Экипаж – 104 чел.(10 офицеров).
Оружие: 3х2 37-мм АУ, 122-мм РСЗО (на некоторых БДК), ПЗРК.
Десант: 250 чел. и 10 танков или 500 т. груза. Десантовысадочные средства: аппарели, четыре ДКА, вертолет Z-8. ВВП, ангара нет.
Первые БДК пр. 072 "Юйкань" (пр. 072, код НАТО – "Yukan-class") были построены в 1980-ых гг., несут 200 чел. десанта и пять танков, или 500 т. груза каждый, осуществляли высадку на урез воды или двумя ДКА, но не обладают возможностями приема вертолетов. Автономность с десантом составляла пять суток. Дальность плавания была определена необходимостью оперирования в архипелагах Южно-китайского моря. Всего было построено 7 кораблей данного типа (борт. №№ 927, 928, 929, 930, 931, 932 и 933), в современности входящие состав Восточного флота.
Дальнейшим развитием кораблей этого класса стали 14 БДК типа "Юйтин" (пр. 072-II, код НАТО "Yuting-class"), с некоторым увеличением количества десантников и танков, а главное с возможностью принятия вертолета на ВВП. Корабли, спроектированные 708-м институтом в Шанхае, были построены на верфях "Hudong Shipyard" и "Dalian Shipyard". В период с 1992 по 2002 гг. в строй вступило 11 кораблей данного типа (борт. №№ 908, 909, 910, 934, 935, 936, 937, 938, 939, 940 и 991), из которых 3 БДК входят в состав Северного флота, 7 – Восточного, и 1 – Южного.
Вертикальный охват
Первоначально, по пр. "072-II" планировалось построить 15 кораблей, но с 2002 г. серия была количественно увеличена и достроена по улучшенному проекту - "072-III". Три корабля этой модификации входят в состав Северного флота, а четыре - в состав Южного.
Средние десантные корабли представлены сериями "Юйдао" (пр. 073 мод. II, код НАТО – "Yudao-сlass") и "Юйден" (пр. 073 мод. III, код НАТО – "Yudeng-cclass"), с уменьшенными десантными возможностями для действия в ближнеморской зоне. СДК типа "Юйдао" является развитием неудачного проекта 073, попытка реализации которого была предпринята в 1960-х гг. И только десятилетие спустя в строй вступили четыре корабля пр. 073-II, в современности, выведенные в резерв. Для покрытия текущих потребностей с 1991 по 2001 гг. было построено 11 СДК пр.072-III, из которых 10 входят в состав Восточного флота (борт. № 941, 942, 943, 944, 945, 946, 947, 948, 949 и 950), и один – в состав Южного (№ 990). Практически, СДК типа "Юйден" являются уменьшенной копией БДК, с меньшими десантными возможностями, и способностью к высадке, только на урез воды, через носовую аппарель.
Тактико-технические характеристики СДК п. 073-III "Юйдао"
Водоизмещение: стандартное – 1460 т., полное – 2000 т. Главные размерения: 87.0х12.6х2.25 м. ГЭУ: ДУ – 4800 л.с. Скорость 18 уз. Дальность плавания – 1500 миль (14 уз.). Запас топлива – 450 т. Экипаж – 74 чел. (10 офицеров).
Оружие: 3х2 37-мм АУ, 122-мм РСЗО (на некоторых СДК), ПЗРК.
Десант: 180 чел. и 6 танков или 250 т. груза. Десантовысадочные средства: аппарели. Десантогрузовая площадь – ?400 кв. м
Малые десантные корабли представлены кораблями двух проектов – 079 и 074, код НАТО – "Yulian class" и "Yuhai class", соответственно. По первому проекту было построено 32 корабля в период с 1972 по 1983 гг., в современности входящие в состав Южного флота. В 1995-2000 г. для замены устаревшего 079-го проекта, в строй стали вступили 10 кораблей пр. 074.
Тактико-технические характеристики МДК п. 079 "Юйлинь"
Водоизмещение: стандартное – 730 т., полное – 834 т. Главные размерения:
60.3х10.0х2.38 м. ГЭУ: ДУ – 2000 л.с.
Скорость 7 уз. Дальность плавания – 1000 миль (7 уз.) Запас топлива ? 80 т. Экипаж – 60 чел. (6 офицеров).
Оружие: 1х2 37-мм АУ, ПЗРК. Десант: 200 чел. и 2 танка или 100 т. груза. Десантовысадочные средства: аппарели.
Тактико-технические характеристики МДК п. 074 "Юйхай"
Водоизмещение: стандартное – 730 т., полное – 834 т. Главные размерения: 54.8х10.4х2.7 м. ГЭУ: ДУ – 2600 л.с.
Скорость - 14 уз. Дальность плавания – 1000 миль (7 уз.) Запас топлива ? 80 т. Экипаж – 56 чел. (6 офицеров).
Оружие: 1х2 37-мм АУ, ПЗРК. Десант: 250 чел. и 2 танка или 100 т. груза. Десантовысадочные средства: аппарели.
Тактико-технические характеристики транспорта "Цюнша"
Водоизмещение: полное – 2150 т. Главные размерения: 86.0х13.4х1.39 м. ГЭУ: ДУ – 3960 л.с. Скорость 16 уз.
Дальность плавания – 3000 миль (14 уз.). Запас топлива – 500 т. Экипаж – 59 чел. (10 офицеров).
Оружие: 3х2 37-мм АУ, ПЗРК. Десант: 400 чел. и 300 т. груза.
Существенным десантным потенциалом обладают четыре пехотных транспорта типа "Цюнша", способных к перевозке 400 чел. десанта и 350 т. груза каждый, на дальность до 3000 миль. Данные корабли, по сути, и внешнему виду, являются обычными грузопассажирскими судами, с ограниченными возможностями грузовых устройств, могущие производить погрузку/выгрузку только в оборудованных для этого местах, и в силу этого не способные участвовать в высадке десанта первой волны.
В 1960-х китайский флот построил большое количество самоходных десантных барж, аналогов советских "Т-4", вмещающих один танк или 20-30 чел. десанта. В современности, эти корабли либо выведены из состава флота, либо используются для хозяйственных нужд в базах и прибрежных акваториях.
В конце 1980-х гг. на вооружение китайского флота поступило порядка 20-30 ДКАВП "Цзинша" пр. 724. По оценке "Sinodefence.com" - "… это примитивные и безоружные корабли…", принимают на борт 10 чел., и доставляют их со скоростью 40 узл. на дальность до 100 км. ДКАВП используются как высадочные средства, размещаясь в трюмах больших десантных кораблей, или как средства доставки разведывательно-диверсионных групп.
В 2005 г. китайский флот получил три малых десантных корабля катамаранной конструкции со сквозной (паромной) палубой (борт. № 3232, 3233 и 3315). Предполагаемые характеристики: грузоподъемность – 800 т, танковместимость – 3-4 машины, десантовместимость до 200 чел.
Данные представленные в табл. 48 показывают, что в структуре десантных сил нет корабля, способного полностью разместить основную тактическую единицу – батальон МП, что делает очевидными выводы:
- основной экспедиционной единицей МП Китая в удаленных районах боевой службы будет рота МП, размещенная на одном БДК или СДК;
- морские десанты, проводимые в ближнеморской и морской операционных зонах, исходя из принципа компактности десантного соединения, будут проводиться силами до батальона МП.
Недостатком Морских десантных сил Китая являются ограниченные возможности по вертикальному охвату - т.е. одновременной высадки десанта на урез воды и с помощью вертолетов – в тактический тыл противника; ВВП для вертолета имеют 18 БДК пр. 072 модификаций II и III, но нет ни одного корабля с возможностью постоянного базирования вертолета. Данный факт свидетельствует о возможности вертикального охвата десантом только в прибрежной и ближнеморской операционных зонах.
Таблица 48. Потребный наряд дес.НК для перевозки подразделений МП
Таблица 48. Десантный потенциал ВМС НОАК, 2006 г.
В целом морские десантные силы Китая способны решать тактические задачи при использовании:
- в тактических десантах, как для решения самостоятельных задач флота, так и для оказания помощи сухопутным войскам;
- в качестве первого эшелона оперативных десантов сухопутных войск.
В числе перспективных направлений развития морских десантных сил ВМС НОАК следует отметить намерение Китая приобрести 6-8 ДКВП российской постройки типа "Зубр" и строительство универсального десантного корабля.
Десантный корабль на воздушной подушке "Зубр" (пр. 1232.2) способен принимать на борт три танка "Т-72" (8 "БМП-2" или 10 "БТР-80) " или 360 чел. десанта, обеспечивать их доставку на дальность 300 миль со скоростью 60 узлов. Для огневой поддержки может быть использованы две 22-ух ствольные 140-мм РСЗО "Огонь", установленные на корабле. Для противовоздушной обороны "Зубр" оснащен двумя АУ "АК-630" и ПЗРК "Стрела" или "Игла".
По данным "Sinodefence.com" Китай осуществляет строительство универсального десантного корабля-дока водоизмещением порядка 17 тыс. т. Опубликованные фотографии позволяют говорить о том, что УДК будет оснащен 3-4 ДКАВП "Цзинша" в кормовой док-камере и 2-3 вертолетами "Z-8", с ангаром и взлетно-посадочной площадкой полосой, расположенной в кормовой оконечности. Десантовместимость – 300-400 чел. Для ПВО корабля использованы ЗРК "HQ-7" и 100-мм АУ, установленные на носовой надстройке.
Из новых десантных кораблей отметим выход на заводские ходовые испытания 3.09.2012 года десантно-транспортного корабля-дока «Changbaishan». Он является третьим (из четырех) кораблем типа 071 «YUZHAO». Один из самых крупных кораблей построенных на китайских судостроительных верфях. Максимальное водоизмещение корабля достигает 25 тысяч тонн. При выполнении боевых задач, способен принять на борт батальон морпехов со штатной техникой – до 800 морпехов, до 20 боевых машин. Десантно-транспортный корабль-док может вместить в своем доке два больших или четыре малых катера на воздушной подушке. Взлетно-посадочная площадка с ангаром вмещает два вертолета типа Z-8/AS-321, способных транспортировать по 30 экипированных морпехов каждый.
Характеристики: - длина/ширина/осадка – 210/28/7 метров; - водоизмещение мин/макс – 15/25 тысяч тонн;
- максимальная скорость до 22 узлов; - максимальная дальность до 6000 миль;
- экипаж – 120 человек; - полезная нагрузка: 800 человек, 20 бронемашин, 4 катера на ВП;
- вооружение: 1 АУ «АК-176»,4 ЗАК «AK-630», 4 ПУ «Type 726», 4 пулемета, 2 вертолета.
Z-8
ТТД “ Z-8 “
Модификация |
Z-8 |
Диаметр главного винта, м |
18.90 |
Диаметр хвостового винта, м |
4.00 |
Длина,м |
19.40 |
Высота ,м |
6.76 |
Масса, кг |
|
пустого |
7550 |
нормальная взлетная |
10592 |
максимальная взлетная |
12074 |
Внутренние топливо, л |
3900 + опционально 1900 |
Тип двигателя |
3 ГТД Changzhou (CLXMW) Wozhou-6 |
Мощность, кВт |
3 х 1156 |
Максимальная скорость, км/ч |
315 |
Крейсерская скорость, км/ч |
266 |
Практическая дальность, км |
1400 |
Дальность действия, км |
820 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.43 |
Скороподъемность, м/мин |
690 |
Практический потолок, м |
6000 |
Статический потолок, м |
5500 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Полезная нагрузка: |
39 пассажиров или 27 солдат или 15 носилок и сопровождающий или или 5000 кг груза в кабине или на подвеске |
Вооружение (опционально): |
Боевая нагрузка - 2000 кг на 2 узлах подвески |