ОТРК " Искандер "

 

 

                   

                                                                             “ Искандер “

Опе­ра­тив­но-так­ти­че­ский ра­кет­ный ком­плекс (ОТРК) «Ис­кан­дер» соз­да­вал­ся в ус­ло­ви­ях дей­ст­вия До­го­во­ра по ра­ке­там сред­ней и ма­лой даль­но­сти (РСМД) 1987 го­да и от­ка­за от при­ме­не­ния ядер­но­го ору­жия на те­ат­рах во­ен­ных дей­ст­вий про­ти­во­стоя­щи­ми сто­ро­на­ми. В свя­зи с этим ком­плекс соз­да­вал­ся с уче­том предъ­яв­ляе­мых к вновь раз­ра­ба­ты­вае­мым ра­кет­ным ком­плек­сам та­ких прин­ци­пи­аль­но но­вых тре­бо­ва­ний, как: от­каз от при­ме­не­ния ядер­но­го ору­жия и ис­поль­зо­ва­ние бое­вых час­тей толь­ко в обыч­ном сна­ря­же­нии, обес­пе­че­ние вы­со­кой точ­но­сти стрель­бы, управ­ле­ние ра­ке­той на всей (боль­шей час­ти) тра­ек­то­рии ее по­ле­та, воз­мож­ность ус­та­нов­ки на ра­ке­те бое­вых час­тей с уче­том ти­па по­ра­жае­мых це­лей, вы­со­кая сте­пень ав­то­ма­ти­за­ции про­цес­са­ми об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей и управ­ле­ния бое­вой ра­бо­той.

При этом ком­плекс дол­жен иметь воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния дан­ных гло­баль­ных сис­тем спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции (ГЛО­НАСС, NAVSTAR), по­ра­жать под­виж­ные це­ли и ста­цио­нар­ные с вы­со­кой сте­пе­нью за­щи­ты, об­ла­дать по­вы­шен­ной ог­не­вой про­из­во­ди­тель­но­сти, эф­фек­тив­но пре­одо­ле­вать сис­те­мы про­ти­во­воз­душ­ной и про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны про­тив­ни­ка.

Ком­плекс раз­ра­бо­тан коо­пе­ра­ци­ей НИИ, КБ и пред­при­ятий под ру­ко­во­дством Кон­ст­рук­тор­ско­го бю­ро ма­ши­но­строе­ния (КБМ, г. Ко­лом­на). Это КБ из­вест­но как соз­да­тель ра­кет­ных ком­плек­сов «Точ­ка»", «Точ­ка-У», «Ока», пе­ре­нос­ных зе­нит­ных ком­плек­сов «Стрела-2», «Стрела-3», «Иг­ла» и дру­го­го воо­ру­же­ния.

Пус­ко­вая ус­та­нов­ка ком­плек­са раз­ра­бо­та­на ЦКБ «Ти­тан» (г. Вол­го­град), сис­те­ма са­мо­на­ве­де­ния ра­ке­ты - ЦНИИ ав­то­ма­ти­ки и гид­рав­ли­ки (г. Мо­ск­ва).

Мо­биль­ный вы­со­ко­точ­ный опе­ра­тив­но-так­ти­че­ский ра­кет­ный ком­плекс (ОТРК) пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния бое­вы­ми час­тя­ми в обыч­ном сна­ря­же­нии ма­ло­раз­мер­ных и пло­щад­ных це­лей в глу­би­не опе­ра­тив­но­го по­строе­ния войск про­тив­ни­ка:

  • раз­лич­ных средств ог­не­во­го по­ра­же­ния (ра­кет­ные ком­плек­сы, ре­ак­тив­ные сис­те­мы зал­по­во­го ог­ня, даль­но­бой­ная ар­тил­ле­рия);
  • средств про­ти­во­ра­кет­ной и про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны;
  • са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов на аэ­ро­дро­мах;
  • ко­манд­ных пунк­тов и уз­лов свя­зи;
  • важ­ней­ших объ­ек­тов гра­ж­дан­ской ин­фра­струк­ту­ры;
  • дру­гих важ­ных ма­ло­раз­мер­ных и пло­щад­ных це­лей на тер­ри­то­рии про­тив­ни­ка.

В со­став ком­плек­са вхо­дят:

  • ра­ке­та 9М723;

 

  • са­мо­ход­ная пус­ко­вая ус­та­нов­ка (СПУ) 9П78;
  • транс­порт­но-за­ря­жаю­щая ма­ши­на (ТЗМ) 9Т250;

                

  • ко­манд­но-ш­таб­ная ма­ши­на (КШМ) 9С522;

                

  • пункт под­го­тов­ки ин­фор­ма­ции (ППИ) 9С920;

                   

  • ма­ши­на рег­ла­мен­та и тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния (МРТО);
  • ма­ши­на жиз­не­обес­пе­че­ния;

                

  • ком­плек­ты ар­се­наль­но­го и учеб­но-т­ре­ни­ро­воч­но­го обо­ру­до­ва­ния.

Ра­ке­та ком­плек­са «Ис­кан­дер» - твер­до­то­п­лив­ная, од­но­сту­пен­ча­тая с не­от­де­ляе­мой в по­ле­те го­лов­ной ча­стью. Ра­ке­та управ­ля­ет­ся на всей тра­ек­то­рии по­ле­та с по­мо­щью аэ­ро­ди­на­ми­че­ских и га­зо­ди­на­ми­че­ских ру­лей. Тра­ек­то­рия по­ле­та «Ис­кан­де­ра» не бал­ли­сти­че­ская, а управ­ляе­мая. Ра­ке­та по­сто­ян­но ме­ня­ет плос­кость тра­ек­то­рии. Осо­бен­но ак­тив­но она ма­нев­ри­ру­ет на уча­ст­ке сво­его раз­го­на и под­хо­да к це­ли - с пе­ре­груз­кой от 20 до 30 g. Боль­шая часть тра­ек­то­рии по­лё­та ра­ке­ты, имею­щей ма­лую от­ра­жаю­щую по­верх­ность, про­хо­дит на вы­со­те 50 км, что так­же су­ще­ст­вен­но умень­ша­ет ве­ро­ят­ность ее по­ра­же­ния про­тив­ни­ком. Эф­фект «невидимости» дос­ти­га­ет­ся за счет со­во­куп­но­сти кон­ст­рук­тив­ных осо­бен­но­стей и об­ра­бот­ки ра­ке­ты спе­ци­аль­ны­ми по­кры­тия­ми.

Не­по­сред­ст­вен­но на цель ра­ке­та вы­во­дит­ся с по­мо­щью инер­ци­аль­ной сис­те­мы управ­ле­ния, а за­тем за­хва­ты­ва­ет­ся ав­то­ном­ной кор­ре­ля­ци­он­но-экс­тре­маль­ной оп­ти­че­ской го­лов­кой са­мо­на­ве­де­ния. Прин­цип дей­ст­вия сис­те­мы са­мо­на­ве­де­ния «Ис­кан­де­ра» со­сто­ит в том, что оп­ти­че­ская ап­па­ра­ту­ра фор­ми­ру­ет изо­бра­же­ние ме­ст­но­сти в рай­оне це­ли, ко­то­рое срав­ни­ва­ет­ся бор­то­вым ком­пь­ю­те­ром с вве­ден­ным в хо­де под­го­тов­ки ра­ке­ты к пус­ку эта­ло­ном. Оп­ти­че­ская го­лов­ка об­ла­да­ет по­вы­шен­ной ус­той­чи­во­стью к су­ще­ст­вую­щим сред­ст­вам ра­дио­элек­трон­ной борь­бы и по­зво­ля­ет про­из­во­дить ус­пеш­ные пус­ки ра­кет да­же в без­лун­ные но­чи, ко­гда нет до­пол­ни­тель­ной при­род­ной под­свет­ки це­ли, по­ра­жая цель с по­греш­но­стью плю­с-ми­нус два мет­ра.

                 

Ра­ке­та мо­жет быть ос­на­ще­на раз­лич­ны­ми бое­вы­ми час­тя­ми (все­го 10 ти­пов) в т.ч.:

  • кас­сет­ной бое­вой ча­стью с ос­ко­лоч­ны­ми бое­вы­ми эле­мен­та­ми не­кон­такт­но­го под­ры­ва;
  • кас­сет­ной бое­вой ча­стью с ку­му­ля­тив­но-ос­ко­лоч­ны­ми бое­вы­ми эле­мен­та­ми;
  • кас­сет­ной бое­вой ча­стью с са­мо­при­це­ли­ваю­щи­ми­ся бое­вы­ми эле­мен­та­ми;
  • кас­сет­ной бое­вой ча­стью объ­ем­но-де­то­ни­рую­ще­го дей­ст­вия;
  • ос­ко­лоч­но-фу­гас­ной бое­вой ча­стью;
  • фу­гас­но-за­жи­га­тель­ной бое­вой ча­стью;
  • про­ни­каю­щей бое­вой ча­стью.

Кас­сет­ная бое­вая часть обес­пе­чи­ва­ет рас­кры­тие на вы­со­те 0,9-1,4км с даль­ней­шим от­де­ле­ни­ем и ста­би­ли­за­ци­ей бое­вых эле­мен­тов. Бое­вые эле­мен­ты ос­на­ще­ны ра­дио­дат­чи­ка­ми, под­рыв бое­вых эле­мен­тов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на вы­со­те 6-10м над це­лью.

Пол­но­стью ав­то­ном­ная СПУ раз­ме­ще­на на ко­лес­ном шас­си 8х8 по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти (МАЗ-7930)

и пред­на­зна­че­на для хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния ра­кет, под­го­тов­ки к пус­ку и пус­ка в пре­де­лах сек­то­ра стрель­бы ±90°от­но­си­тель­но на­прав­ле­ния за­ез­да СПУ. СПУ обес­пе­чи­ва­ет: ав­то­ма­ти­че­ское оп­ре­де­ле­ние сво­их ко­ор­ди­нат, об­мен дан­ны­ми со все­ми звень­я­ми управ­ле­ния, бое­вое де­жур­ст­во и под­го­тов­ку к пус­ку с на­хо­ж­де­ни­ем ра­ке­ты в го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии, пуск ра­ке­ты, хра­не­ние и про­вер­ку ра­ке­ты. Вре­мя на­хо­ж­де­ния пус­ко­вой ус­та­нов­ки на стар­то­вой по­зи­ции ми­ни­маль­ное и со­став­ля­ет до 20 ми­нут. Для пус­ков ра­кет не тре­бу­ет­ся спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ных в ин­же­нер­ном и то­по­ге­о­де­зи­че­ском от­но­ше­нии стар­то­вых по­зи­ций. Пус­ки мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся из так на­зы­вае­мой «го­тов­но­сти с мар­ша», т.е. пус­ко­вая ус­та­нов­ка за­ез­жа­ет на лю­бую пло­щад­ку (кро­ме бо­ло­ти­стой ме­ст­но­сти и сы­пу­чих пес­ков) и ее рас­чет в ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ном цик­ле, без вы­хо­да из ка­би­ны про­во­дит под­го­тов­ку и пуск ра­ке­ты. По­сле че­го пус­ко­вая ус­та­нов­ка пе­ре­ме­ща­ет­ся на пункт пе­ре­за­ряд­ки и по­сле за­груз­ки ра­кет го­то­ва к на­не­се­нию по­втор­но­го ра­кет­но­го уда­ра с лю­бой стар­то­вой по­зи­ции.

ТЗМ раз­ме­ща­ет­ся на шас­си МАЗ-79306 и ос­на­ще­на стре­ло­вым кра­ном. Пол­ная бое­вая мас­са - 40000 кг, рас­чет ТЗМ - 2 чел.

                 

Сис­те­ма ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го управ­ле­ния стро­ит­ся на ба­зе уни­фи­ци­ро­ван­ной для всех уров­ней управ­ле­ния ко­манд­но-ш­таб­ной ма­ши­ны, вы­пол­нен­ной на шас­си се­мей­ст­ва Ка­мАЗ. На­строй­ка на оп­ре­де­лен­ный уро­вень управ­ле­ния (бри­га­да, ди­ви­зи­он, стар­то­вая ба­та­рея) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся про­грамм­ным пу­тем в про­цес­се экс­плуа­та­ции. Для обес­пе­че­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ме­на в пус­ко­вой ус­та­нов­ке раз­ме­ще­на ап­па­ра­ту­ра бое­во­го управ­ле­ния и свя­зи. Ин­фор­ма­ци­он­ный об­мен мо­жет про­во­дить­ся как по от­кры­тым, так и по за­кры­тым ка­на­лам свя­зи.

«Ис­кан­дер» ин­тег­ри­ро­ван с раз­лич­ны­ми сис­те­ма­ми раз­вед­ки и управ­ле­ния. Ин­фор­ма­ция об объ­ек­те по­ра­же­ния пе­ре­да­ет­ся со спут­ни­ка, са­мо­ле­та-раз­вед­чи­ка или бес­пи­лот­но­го ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та (ти­па «Рейс-Д») на пункт под­го­тов­ки ин­фор­ма­ции (ППИ). На нем рас­счи­ты­ва­ет­ся по­лет­ное за­да­ние для ра­ке­ты и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся под­го­тов­ка эта­лон­ной ин­фор­ма­ции для ра­кет с ОГСН, За­тем по ра­дио­ка­на­лам эта ин­фор­ма­ция транс­ли­ру­ет­ся на ко­манд­но-ш­таб­ные ма­ши­ны (КШМ) ко­ман­ди­ров ди­ви­зио­на и ба­та­реи, а от­ту­да - на пус­ко­вые ус­та­нов­ки. Ко­ман­ды на пуск ра­кет мо­гут быть сфор­ми­ро­ва­ны как в КШМ, так и по­сту­пить от пунк­тов управ­ле­ния стар­ших ар­тил­ле­рий­ских на­чаль­ни­ков.

Ма­ши­на рег­ла­мен­та и тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния (МРТО) раз­ме­ща­ет­ся на шас­си се­мей­ст­ва «Ка­мАЗ» и пред­на­зна­че­на для рег­ла­мент­ной про­вер­ки бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры ра­кет, раз­ме­щен­ных на ТЗМ (а так­же в кон­тей­не­рах), про­вер­ки при­бо­ров, вхо­дя­щих в со­став груп­по­вых ком­плек­тов ЗИП эле­мен­тов ком­плек­са и те­ку­ще­го ре­мон­та ра­кет си­ла­ми рас­че­та МРТО. Мас­са ма­ши­ны - 13500 кг, вре­мя раз­вер­ты­ва­ния - 20 мин., вре­мя ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го цик­ла рег­ла­мент­ной про­вер­ки бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры ра­ке­ты - 18 мин., рас­чет - 2 чел.

Ма­ши­на жиз­не­обес­пе­че­ния пред­на­зна­че­на для раз­ме­ще­ния бое­вых рас­че­тов (в ко­ли­че­ст­ве до 8 че­ло­век) для от­ды­ха и пи­та­ния.

Общие данные

Дальность стрельбы, км:

 

минимальная

50

максимальная

280

Точность стрельбы (КВО), м:

 

без системы самонаведения

30-70

с системой самонаведения

5-7

Количество ракет, шт:

 

на СПУ

1

на ТЗМ

2

Время пуска ракеты, мин:

 

из высшей готовности

не более 4

с марша

не более 16

Температурный диапазон применения, °С

±50

Возможность применение при высоте над уровнем моря, м

до 3000

 

 

Ракета

Тип

твердотопливная, одноступенчатая

Стартовый вес, кг

3800

Масса боевой части, кг

480

Длина, мм

7200

Максимальный диаметр, мм

950

 

 

Самоходная пусковая установка

Полная масса, т

42

Масса размещаемой нагрузки, т

19

Максимальная скорость, км/ч:

 

по шоссе

70

по грунтовой дороге

40

Запас хода, км

1000

Расчет, чел

3

 

 

Командно-штабная машина

Количество автоматизированных рабочих мест, шт.

4

Максимальная дальность радиосвязи, км:

 

на стоянке

350

на марше

50

Время расчета боевого задания, с

до 10

Максимальное время передачи команд, с

15

Количество каналов связи

16

Скорость передачи (приема) данных, кбит/с

16

Время развертывания/свертывания (с развертыванием/свертыванием антенн), мин

до 30

Время непрерывной работы, ч

48

 

 

Пункт подготовки информации

Количество автоматизированных рабочих мест, шт.

2

Время определения координат точки цели, мин

от 0,5 до 2

Время доведения целеуказания до СПУ, мин

1

Время непрерывной работы, ч

16