Господин Великий Новгород

 

                                  Господин  Великий Новгород                     

                      

                                       Герб Великого Новгорода

 

Необычна судьба Новгорода в истории русского средневековья. Один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописях в 859 г., он с конца X в. становится вторым по значению центром Киевской Руси.

 Этот город был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней Восточной Европы — так называемого пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Чёрным системой рек, озёр и «волоков» (водораздельных участков между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которым в старину волочили суда из одной реки в другую).

 

                                                             

  

 

                                                              башни Кокуй и Покровская

 Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. Однако уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том, что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В XII в. он становится боярской республикой с самобытным «вечевым» политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании — вече, в то время как в других землях и княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Древнерусская летопись содержит первые сведения о возникновении Новгорода приблизительно в VI в.: славяне поселились в окрестностях озера Ильмень, «и сделаша град, и нарекоша его Новгород». Современные археологи полагают, что город возник как столица огромной территории между Чудским и Белым озёрами, населённой сразу несколькими народностями. Новгород объединил в своей городской черте несколько «концов» — посёлков — славянских и угро-финских племён. С XI в. известны названия этих концов: Славенский, Неревский, Людин (позднее к ним добавились ещё два — Плотницкий и Загородский). Ещё в XII в. концы имели обособленные укрепления, и только через столетие город был окружён общей крепостной стеной. Таким образом, в древности в нём имелись целых три центра, объединявшихся общим кремлём (новгородцы именовали его «Детинец»).

 

 

 

                                                                 современный Детинец

В точности неизвестно, что помещалось в Кремле в древнейшие времена, скорее всего — языческое святилище, на месте которого впоследствии был сооружён Софийский собор. К стенам собора примыкала площадь для вечевых (всеобщих) собраний, решавших важнейшие вопросы городской жизни.

 

                                           

                                                          Новгородская икона XII в. «Спас нерукотворный».

Именно с историей древнего Новгорода связаны политические сдвиги, приведшие в итоге к возникновению Киевского государства. Новгородцы пригласили на княжение в свой город варяга Рюрика.

 

 

                                                                              Варяги на Руси

 В 882 г. его родственник (вероятно, племянник) Олег совершил отсюда поход на Киев и, захватив его, объединил тем самым громадную территорию, по которой проходил путь «из варяг в греки», имевший для торговцев-варягов исключительно важное значение.

В составе Киевского государства Новгород был тем городом, поддержка которого часто обеспечивала победу претендентам на киевский престол. Именно из Новгорода в 980 г. князь Владимир Святославич начал свой поход за властью: осадил занятый его братом Ярополком Святославичем Киев и овладел им. Тот же Новгород оказал поддержку и будущему великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Варяги из дружины Ярослава, княжившего поначалу в Новгороде, «творили насилие новгородцам и их женам». Возмущённые новгородцы, собравшись, перебили многих обидчиков. Разгневанный князь вызвал к себе зачинщиков мятежа и зарубил их. Но в тот же день он получил известие о захвате власти в Киеве Святополком Окаянным и о содеянных им злодеяниях: стремясь к единовластию, тот занялся методичным истреблением своих братьев. Та же участь была уготована Ярославу. Тогда-то и пришлось ему забыть свою ярость и смиренно просить помощи у новгородцев. Те в конце концов согласились дать князю войско: 40 тыс. новгородских ратников силой оружия посадили Ярослава Мудрого на киевский великокняжеский престол. Выделяя владения для своих сыновей, Ярослав Мудрый не отдал Новгород никому: он не создал «Новгородского княжества», а оставил город под управлением киевских князей. На некоторое время Новгород стал придатком к великому княжению: киевский князь, как правило, либо посылал для управления городом сына, либо назначал посадника (наместника) и тысяцкого (начальника ополчения), а также взимал дань со всей Новгородской земли.

 

 

Так продолжалось до второй четверти XII в. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней, ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу всё больше прав. К концу XI в. всё новгородское население уже было неподсудно князю. Тогда же посадники перестали назначаться из Киева, а выбирались вечем (общегородским собранием). В 1136 г. боярство и купечество Новгорода, используя народное движение, добились политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской республики — особого государства, просуществовавшего до 1478 г.

                    

 Князь более не был полновластным господином в Новгороде. Новгородцы приглашали князей сами, придирчиво выбирая наиболее подходящего из кандидатов и ограничивая его пребывание в городе жёсткими рамками: приглашённым князьям запрещалось приобретать земельные владения в Новгородской земле для себя и своей дружины, они не могли пользоваться доходами сверх строго определённых размеров и распоряжаться городской казной.

Князь не правил городом, а служил ему, являясь третейским судьёй в важнейших судебных разбирательствах и наёмным военачальником. Если князь был строптив и не желал подчиняться принятым в городе порядкам или же проявлял себя неудачливым полководцем, новгородцы ему «указывали путь чист», т. е. попросту выгоняли из города.

 

                                                                      Новгородское  Вече

Каждая улица и каждый конец города управлялись «уличанским» (от слова «улица») или «кончанским» (от слова «конец») вечем, на которое собиралось всё свободное мужское население, т. е. все, кроме слуг, холопов и других зависимых людей. На общегородское вече, обладавшее высшей властью во всём Новгороде, приходили «300 золотых поясов» — 300 представителей знатнейших и богатейших боярских семейств Новгорода (в дальнейшем их число увеличилось до 500). Собиралось вече на городской площади, и его решения были известны всем и каждому. Этот высший орган власти имел право объявлять войну и заключать мир, утверждать договоры и законодательные акты, приглашать и изгонять князей; здесь выбирались главнейшие должностные лица: посадник, тысяцкий и епископ (позднее архиепископ). Последний помимо духовной власти обладал и властью светской: он ведал городской казной, внешними сношениями Новгородской республики, имел право суда. Но высшая светская власть находилась в руках посадника. Он был, по современным понятиям, главой правительства Новгорода, руководил вечем и представлял интересы новгородских бояр. Тысяцкий, как уже было сказано, командовал городским ополчением и выступал вместе со своими помощниками-сотскими от имени всего свободного населения город раскалывался на враждующие группировки, весь вечевой механизм власти начинал давать сбои. Созывались сразу два веча, противоборствовавшие стороны сходились на Волховском мосту и разрешали конфликт при помощи кровавых побоищ. Победившая сторона нередко требовала казни противников, и побеждённые летели с моста в реку.

 

                                      Вечевые «партии» сошлись на мосту через Волхов.

                                                       A. M. Васнецов. «Новгородский торг».

Скорее всего причиной утверждения вечевого, республиканского строя и упадка княжеской власти в Новгороде было то, что в пределах города уживалось несколько разных народностей со своими традициями и интересами. Новгородцы издавна привыкли решать главнейшие вопросы совместно, на общем совете, и самовластное княжеское правление имело немного шансов прижиться в этом государстве.

Река Волхов разделяла Новгород на западную — Софийскую — и восточную — Торговую — стороны. На Софийской стороне располагался Детинец. Там же находился главный новгородский храм — Софийский собор, построенный в 1045— 1050 гг. Ярославом Мудрым. На Торговой стороне был городской рынок — Торг, а рядом с ним — Ярославов, или Княжий, Двор, служивший в течение долгого времени резиденцией новгородских князей.

 

                                                                              Новгородский торг

Как уже говорилось, весь город был разделён на три, а позднее на пять концов. Так же и вся древнейшая территория Новгородской республики делилась на пять частей, начинавшихся около города и расширявшихся по мере удаления от него. Эти части назывались «пятины»: Вотская, Обонежская, Бежецкая, Деревская и Шелонская. В состав Новгородского государства входили древние города и крепости: Ладога, Старая Русса, Торжок, Орешек, Волок Дамский, Великие Луки, а также Псков, ставший после 1348 г. независимой республикой.

                                                                              Орешек

 

                                                                                 Псков

Экономическое могущество Новгорода, его богатство основывались на промыслах и торговле. Богатые купцы Новгорода («гости») вели широкую заграничную торговлю на территории, простиравшейся от Средиземного моря до Северного полярного круга. Особенно активно шла торговля со странами Западной Европы. Иноземные купцы привозили драгоценные металлы, свинец, олово, дорогие ткани, ценные сорта древесины, увозили же собольи, песцовые, лисьи и другие меха, воск, кожи.

Уже в XII в. в Новгороде появился Готский двор, где находились жильё и товарный склад купцов с острова Готланд в Балтийском море, а также католическая церковь Святого Олава. Позднее появился Немецкий двор, основанный торговой корпорацией Ганза, объединявшей северогерманские города.

Слабым местом новгородской экономики была постоянная нехватка собственного хлеба: обширные земли республики в большинстве своём были неплодородными. Хлеб приходилось закупать в соседних русских княжествах. Эта «хлебная зависимость» от соседних князей подчас дорого обходилась новгородцам. Так, во время княжения в Новгороде Романа Мстиславича войско его врага, могущественного владимиро-суздальского князя Андрея, прозванного Боголюбским, вторглось в новгородскую землю, произвело страшные опустошения и осадило сам Новгород.

                                   

Храбро бились новгородцы за вольность родного города, но перевес в силах был не на их стороне. Чтобы укрепить боевой дух осаждённых, архиепископ Иоанн вынес на стену икону Богоматери. В какой-то момент от удара вражеской стрелы икона повернулась ликом к городу, и тогда многим показалось, что из глаз Богородицы потекли слёзы. Разъярённые новгородцы сделали вылазку и бесстрашно обрушились на суздальские полки. Объятые страхом, суздальцы побежали, и осада города была снята. Однако вскоре после этой блестящей победы Новгороду пришлось заключить мир с Андреем Боголюбским и даже принять к себе князя, предложенного бывшим злейшим врагом. Основная причина столь странной уступчивости крылась в нехватке продовольствия, пути доставки которого в Новгород были перекрыты Андреем Боголюбским.

Внешнеполитическая история Новгородской республики богата эпизодами борьбы, которую приходилось вести этому государству, отстаивая свою независимость и целостность владений от посягательств соседних государей. В 1216 г. в Новгороде княжил Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Поссорившись с новгородцами, он схватил несколько бояр и в кандалах отправил их в Тверь. Князь также захватил новгородские хлебные запасы, хранившиеся в Торжке, и не велел выпускать ни воза хлеба в Новгород. Летопись рисует страшную картину наступившего голода. За репу и овёс платили серебром. Люди ели сосновую кору, липовый лист и мох. «По торгу (на рыночной площади) лежали трупы, по улицам — трупы, по полю — трупы».

Новгородцы приняли к себе князем талантливого полководца Мстислава Удалого (из рода смоленских князей), и он обещал либо защитить город от Ярослава, либо сложить за него свою голову. Объединённое войско новгородцев и их союзников — смолян и псковичей — столкнулось на реке Липица со всей громадной силой Владимиро-Суздальской земли, возглавленной князем Ярославом и его братом, владимирским князем Юрием. Произошла одна из самых кровопролитных битв за всю историю русского средневековья. В один день пало более 10 тысяч человек. Горе пришло во многие семьи, но как пришлось пожалеть об этих бессмысленных потерях через семь лет, когда до Руси докатилась первая волна монголо-татарского нашествия! Противники новгородцев были наголову разбиты и спасались бегством. Ещё перед боем князья Юрий и Ярослав поменялись доспехами. Во время бешеной скачки с поля боя Юрий загнал нескольких коней, сбросил тяжёлую кольчугу и шлем брата и спрятал их, но в спешке не запомнил то место. Так и долежали доспехи князя Ярослава до XIX в., пока не были случайно обнаружены.

               

 

                                                                после Липецкого сражения

В XIII в. Новгород вступил в борьбу со шведскими и немецкими завоевателями. До середины XV в. Новгородской республике пришлось 26 раз воевать со Швецией и 11 раз — с Ливонским орденом. В 1240 и 1242 гг. под руководством Александра Невского новгородцам удалось одержать две знаменитые победы: на реке Неве ими были разбиты шведы, а на Чудском озере — немецкие крестоносцы.

 

 

                                                                         Битва на Чудском озере

В XIV в. Новгород поначалу имел с Москвой дружественные отношения, но в конце столетия уже воевал с ней, отстаивая собственные земли за Северной Двиной, которые московский князь попытался присоединить к своим владениям. В 1447 г. новгородцы признали своим князем Дмитрия Шемяку, злейшего врага великого князя московского Василия II. Но Шемяка недолго находил в Новгороде убежище от великокняжеских преследований. В 1453 г. московский дьяк Стефан Бородатый подговорил одного из Шемякиных бояр отравить своего князя. Боярин в свою очередь вошёл в сговор с княжеским поваром: Дмитрий Шемяка скончался, поев отравленного куриного мяса.

Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела драматическое политическое последствие для самого города. К ХV в. власть окончательно оказалась в руках узкого круга новгородского боярства. Это вызвало недовольство широких кругов населения. В это время Москва уже активно вела борьбу за объединение русских земель. К ХV в. под ее властью окажется значительная часть русских земель, кроме основных противников, в том числе и Новгорода. К концу ХV в. натиск Москвы на независимость Новгорода усилился. Новгородские бояре обратились за помощью к правителям соседних католических государств - Литве и Польше. Узнав об этом, Великий Московский князь Иван III предпринял самые решительные меры - в 1471 г. собрал общерусский поход против новгородцев - "отступников к латинству". Бояре Новгорода обратились к населению с призывом оказать москвичам сопротивление. Но за 300 лет вольности население Новгорода устало от боярских усобиц. Новгородцы заняли пассивную позицию. Немногочисленные новгородские полки были разбиты.

                                

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, утонувших на карельском берегу Белого моря. Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. Впервые на политической сцене Новгорода Марфа появляется в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новогородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

                                               Клавдий Лебедев.  Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, ее поддерживали еще две знатны новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

                                       

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

 О сражении на реке Шелонь подроно смотрите на сайте : Для Продвинутых - Сражение на реке Шелонь.

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам.

 

                                                          Вечевой колокол Великого Новгорода

 

 

                                                     высылка новгородской знати в Москву

 Земли Марфы были конфискованы, ее с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года — Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Тверского княжества.

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству.

Таким образом, самая большая по территории и самая богатая русская земля периода феодальной раздробленности - Новгородская - из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.