Чайные клиперы

                                                              “ Катти Сарк “ на вечной стоянке

 

 

 

 

 

                                  Чайная регата

Вернувшись из Португалии в 1662 году в Англию году, после 13-летней эмиграции, Карл Стюарт, сын казненного короля Карла I, привез с собой жену Екатерину из португальской королевской династии Браганса и табакерку с загадочной черной сушеной травкой. Он не набивал ею трубку, не запихивал в ноздрю, не жевал, а заливал ее кипятком, предлагая своим приближенным отведать душистый красноватый настой.

Согласно китайской легенде, пять тысяч лет назад император Шеен Нунг изобрел чай. Он сделал это открытие случайно, отдыхая  под чайным деревом. Несколько листьев, упавших с дерева,  оказались в чаше с кипящей водой. Заваренные листья распространили тонкий аромат, а сам напиток весьма понравился императору. Так родилась первая чашка чая! 

                              

Первые упоминания о чае встречаются в документах, относящихся к 780-м году до н. э. В это время китаец Лу Лу написал большую книгу, получившую название «Ча Чинг» («Священная книга о чае»). В этой книге автор описал классификацию и методы производства чая, отдельные из которых используются и сегодня.

Сначала чай был известен прежде всего как лекарство, позже — как ритуальный настой, и лишь несколько веков назад он приобрел свой современный, привычный всем «статус» бодрящего, ароматного напитка, дарящего тепло и спокойствие.

В Западную Европу чай впервые был завезен в 16-м веке португальскими моряками, привезшими его в качестве подарка для своих родственников. Спустя несколько лет чай начал официально поставляться на Британские острова, которые вскоре стали признанным центром торговли этим таким экзотичным в те времена напитком. С тех пор и до наших дней Великобритания, а особенно Англия, остается главной «чайной страной» Западного мира.  Именно в Соединенном Королевстве сформировалась и получила развитие современная европейская культура чаепития, а чай стал популярен среди всех слоев населения.
Так в Англию пришел чай, без которого туманный Альбион нынче совершенно немыслим. Португальцы же, приютившие британского принца, знали вкус чая как минимум полторы сотни лет, и, кстати, то же самое можно сказать о кофе. Спустя некоторое время Лондонская Ост-Индская компания преподнесла королю драгоценный подарок — 2 фунта и 2 унции столь полюбившегося ему чая, что, по нашим меркам, составляет 969 грамм заварки. И тот с легким сердцем благословил «Почтенную компанию» — второе название остиндцев — на самостоятельный импорт чая из Китая.

 

Морской «чайный путь» был очень долог и крайне опасен. Путешествие из Лондона в китайский порт Амой занимало около полутора лет только в один конец. Так что первая партия товара прибыла из Амоя в Лондон только в 1689 году. А чай — товар скоропортящийся, а значит, необходимо было всерьез задуматься об увеличении быстроходности судов. К тому же у англичан, несмотря на монопольную торговлю с Китаем, появились серьезные конкуренты — американцы, чьи корабли были гораздо резвее британских.

 

Так между Англией и Америкой началось почти двухсотлетнее соперничество, проходившее под неизменным девизом: «Кто быстрее».

Пришедший на смену нерасторопному XVII гораздо более скороходный XVIII век существенно оживил чайный бизнес. В единственный официально открытый для иностранцев в Китае порт Кантон устремились десятки парусников, живописными рядами выстраиваясь на якорной стоянке. У каждой страны было свое искусно отделанное здание конторы, за которым находились чайные склады и место для выгрузки.

Тогда китайские художники полюбили изображать на шелке и фарфоре высокие мачты кораблей с развевающимися национальными флагами…

Но случилось так, что у Лондонской Ост-Индской компании возникли серьезные трудности с оплатой вывозимого чая. И тогда английские купцы решили расплачиваться с китайцами опиумом, который привозили из Индии, бывшей в ту пору британской колонией. И пусть англичане прекрасно знали, что продажа опиума в Китае запрещена с 1796 года, — прибыль от чаеторговли была столь высока, что они все равно шли на риск. Таким образом, скупщики чая, одновременно являясь по сути наркодельцами, остро нуждались в увеличении быстроходности судов не только для того, чтобы сократить сроки доставки скоропортящегося продукта, но и для спасения от преследования военных джонок. Ведь мало того, что англичане ввозили контрабандный опиум, они еще нарушали запреты на заходы в те китайские порты, что были закрыты для иностранцев. К этому нужно прибавить пиратов, подстерегающих их на обратном пути. Все это вкупе требовало принципиально других судов, способных быстро и безнаказанно доставлять скоропортящийся товар в Британию.

А вот у американцев такие суда уже были. По сути дела, именно они положили начало эпохе строительства чайных клиперов. В 1844 году с американских верфей были спущены два однотипных клипера — сначала «Хокуа», а затем «Рейнбоу».

                                       Клипер “ Фучжоу “

Парусное вооружение и такелаж клипера <Фучжоу>:

 а - паруса и основной такелаж: 1 - гика-топенант (двойной); 2 - контра-бизань; 3 - крюйс-брам-штаг; 4 - крюйс-стень-штаг; 5 - грота-марса-брас; 6 - бизань-штаг; 7 - грота-брас; 8, 10, 14, 28, 31, 34, 57 -топенанты; 9, 11, 12, 15, 29, 32, 36, 41 - гитовы; 13 - грот-стень-штаг; 16 - грота-штаг; 17 - фор-марса-брас; 18 - фока-брас; 19- перты: 20 - фор-бом-брам-брас; 21 - грот-бом-брам-штаг; 22 - фор-брам-брас; 23 - риф-тали; 24 - грот-брам-штаг; 25 - бом-брам-фал; 26 - брам-фал; 27 -марса-фал; 30 - бом-брамсель; 33 - брамсель; 34 - марсель; 38, 39 - нок-гордени; 40 - фока-штаг; 42 - фок; 43 - бык-гордень; 44 - кливер-топсель; 45 - фор-брам-штаг; 46 - кливер-леер; 47 - мидель-кливер-леер; 48 - фор-стень-стаксель; 49 - мидель-кливер; 50 - кливер; 51 - бом-кливер-леер; 52 - бом-брам-штаг; 53 - трюм-штаг; 54 - бом-кливер; 55 - ватер-штаг; 56, 57 - шкивы;
б -клетневание троса: 1 -вант-трос тросового спуска; 2 - трень; 3 - клетневина; 4 - клетень;
в - штаг-талреп: 1 - железная оковка; 2 - талреп в б шлагов; 3 - стопорка (вид бензеля); 4 - бакаут; 5 - трос штага;
г - обтягивание такелажа внизу: 1 - оклетневанньй трос; 2 -пеньковая ванта; 3 - прямой бензель; 4 - коренной бензель; 5, 10 - талрепные кнопы; 6 - талреп; 7 - проволочная ванта; 8 - бензель; 9 - затяжной (клиновой) узел; 11 -бакаутовьй юферс; 12 - стопорка; 13 - просмоленньй трос талрепа из итальянской пеньки; 14 - ходовой конец троса талрепа (пристропорен); 15 -железная оковка; 16 - расстояние между юферсами талрепа 0,6м у нижних вант и стень-фордунов, 0,9м -у прочих снастей;
д - мартин-гик: 1 -железо или древо;2 - утка;
е - эзельгофт бушприта: 1 - железная оковка; 2-дерево.

 

Можно было бы, конечно, зафрахтовать эти корабли. Но на основании Навигационного акта, принятого еще в 1651 году Оливером Кромвелем, перевозка в Англию товаров из Азии, Африки и Америки судами не английского производства запрещалась.

Тем не менее однажды англичане зафрахтовали клипер «Ориентал», построенный американцами в 1849 году. Он пришел из Гонконга в Англию за… 97 суток! Английские моряки были восхищены прекрасными обводами этого судна, а позже, в сухом доке в Блэкуолле, судовые мастера сняли точные размеры клипера.

 

                                                                        клипер " Ориентал "

 Так же они поступили и с наиболее скоростными французскими судами. В те времена не существовало понятия «промышленный шпионаж», но именно этим и занимались английские корабелы, снимая точные мерки с самых лучших клиперов. Что и позволило англичанам накопить уникальный опыт для строительства собственных судов, снискавших вскоре славу лучших в мире.

В океан стали выходить невиданные по красоте корабли. Это были подлинные шедевры парусного судостроения. Свой первый клипер — «Сторноуэй» они спустили на воду в 1850 году.

А так как главной побудительной причиной была все же коммерческая выгода, то гонки чайных клиперов требовали от капитана и команды выносливости, отваги и глубокого знания морских законов. А поскольку выращивание чая — деятельность сезонная, то в месте погрузки этого товара неизбежно собиралось множество судов, и порой случалось так, что капитан одного из клиперов, увидев, что погрузка другого уже завершена и буксир выводит это судно в море, прекращал погрузку и, даже не дожидаясь получения документов, тут же бросался в погоню за соперником.

Неполный перечень участников гонки

Название судна

1859

1861

1866

1867

1868

1869

1870

1871

1872

Ариэль

 

 

1

 

1

x

 

x

lost

Блэк Принс

 

 

x

x

 

 

 

 

 

Зайба

x

 

 

x

 

 

 

 

 

Катти Сарк

 

 

 

 

 

 

x

3

last

Леандр

 

 

 

 

 

x

3

 

 

Лейлу

 

 

 

 

x

x

1

 

 

Серика

 

 

3

x

x

x

x

 

 

Спиндрифт

 

 

 

 

2

x

 

 

 

Сэр Ланселот

 

 

 

x

3

1

 

 

x

Тайпин

 

 

2

 

x

x

x

x

 

Тайцин

 

 

x

x

 

 

last

 

2

Титания

 

 

 

 

x

3

x

1

x

Файери Кросс

x

x

x

 

 

 

 

 

 

Фермопилы

 

 

 

 

 

2

x

2

3

Фолкен

 

x

x

 

 

x

x

 

1

Форуорд Хо

 

 

 

 

 

 

x

last

 

Флайнг Спэр

 

x

x

 

 

 

 

 

 

Чайнамен

 

 

x

x

 

 

 

 

 

Челленджер

 

 

 

 

last

last

 

 

 

Эллен Роджер

x

x

 

 

 

 

 

 

 

Янцзы

 

 

x

x

x

 

 

 

 

Всего
участвовало

5

5

16

17

12

14

14

8

8

Клипер отсутствует в таблице, если участвовал менее чем двух гонках
x — участвовал
«n» — место
lost — «Ариэль» во время очередной «чайной гонки» пропал, и о его судьбе, как и о судьбе экипажа, ничего не известно.

 

                                                                        клипер “ Гонг Конг “

 

                                                                    клипер “ Принц Альберт “

 

 

клипер " Forteviot "

Капитаны чайных клиперов обычно были очень молоды и, видимо, поэтому гораздо чаще шли на риск. А рисковать приходилось многим. Ведь с той минуты, как судно выходило в море, его подстерегали жестокие шторма, полосы мертвого штиля, мели и рифы, пираты — любители поживиться дармовым чаем, а главное — конкуренты. Строительство клиперов прекратилось в 1870 году, хотя плавали они еще долго... Один из самых известных клиперов — «Катти Сарк». Это имя дано было в честь героини баллады Роберта Бернса — молодой ведьмы («катти сарк» — в переводе с шотландского — короткая рубашка), которая, преследуя героя, во время погони оторвала у его лошади хвост. Вот почему носовая фигура клипера являет собой полунагую женщину с конским хвостом в руке.

 

                                                                          клипер “ Катти Сарк “

“ Катти Сарк “  был создан в золотой век парусного флота - эру клиперов. Тысячелетний опыт строительства и эксплуатации парусных судов, многие научно-технические достижения, накопленные к середине XIX в. - все это было синтезировано при постройке клиперов - высшем и последнем этапе парусного судостроения.

Все в конструкции клипера было подчинено скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус.

На трансатлантических линиях пароходы уже начали одерживать убедительные победы над парусниками, но на австралийских и дальневосточных океанских трассах протяженностью в половину земного шара все еще безраздельно господствовали клиперы - воплощение изящества, легкие, стремительные, и самым лучшим из них была “ Катти Сарк “.

” Катти Сарк “ - великолепное композитное судно. Клипер строился тогда, когда в кораблестроении уже был накоплен примерно 20-летний опыт создания композитных судов. Характерным для композитных судов того времени было применение медной обшивки корпуса ниже ватерлинии для защиты от обрастания.
По сравнению с другими клиперами “ Катти Сарк “, была довольно крупным судном.
Главные измерения, м. 64,8х10,98
Водоизмещение, т. 2100
Судно принимало на борт 615 т чая, или 900 т шерсти, или 1920 т металлолома. Мощное парусное вооружение обеспечивало клиперу скорость до 16,5-17 уз, что примерно соответствует мощности паровой машины около 4000 л. с.

Носовая фигура
Конструкция корпуса клипера была настолько хорошей, что эксперты Английского Ллойда выдали вновь достроенному судну регистровое свидетельство на беспримерно долгий срок - на 16 лет. Спуск клипера на воду состоялся 22 ноября 1869г. Капитан Джон Уиллис хотел назвать корабль “ Си Уич “, что в переводе означает "морская ведьма", и с учетом этого имени была изготовлена носовая фигура, изображавшая очаровательную ведьму в короткой рубашке, воспетую Робертом Бёрнсом в поэме " Том 0'Шентер" (персонаж из шотландских народных сказаний).

                          

 

                                                                               “ Нэнни “ в музее

Но когда корабль сошел в воду, оказалось, что под именем “ Си Уич “ уже зарегистрировано другое судно, и тогда, чтобы сохранить в названии образ ведьмы, клиперу дали имя “ Катти Сарк “, т. е. "Короткая Рубашка", которое у знатоков шотландской народной поэзии сразу ассоциируется с образом танцующей ведьмы.

Первые годы после открытия Суэцкого канала в 1869 году чайные клиперы еще соперничали с пароходами, и это отчасти объяснялось тем, что в английских аристократических кругах предпочитали чай, доставленный на клиперах. Считалось, что запах дыма на пароходах и железный корпус наносят непоправимый вред этому грузу. Однако когда предубеждения удалось преодолеть, клиперы на линии Китай - Англия оказались безработными, и их начали переводить на линии Австралия - Европа для доставки шерсти в Европу.

Примерно к этому же времени капитан Джордж Муди, не сумев обеспечить прибыльные рейсы “ Катти Сарк “ на торговле чаем, рассорился с Джоном Уиллисом и перешел работать на пароход. Командование клипером принял капитан Ричард Вудгет, который сумел сделать то, что не удалось капитану Муди: он превосходно понял особенности “ Катти Сарк “ и сделал клипер полностью послушным своему умению, своей воле. Именно под командованием капитана Ричарда Вудгета “ Катти Сарк “ вписала самые славные рекорды в историю парусного флота.
Так, в октябре 1875 г. клипер прошел 2164 мили за 6 суток, потом 3457 миль за 11 суток. В 1877-1878 гг. корабль поставил рекорд на пути из Австралии в Англию - 77 суток, тогда как обычно клиперы проходили эту дистанцию за 90 суток. Лучший суточный пробег “ Катти Сарк “ составил 363 мили, т. е. свыше 15 уз - результат, которым может похвастаться далеко не каждое современное транспортное судно, а на короткое время     “ Катти Сарк “ развивала скорость более 17 уз.

Но никакие заслуги “ Катти Сарк “ не помогли ей выдержать конкурентной борьбы с пароходами. С каждым годом клипер приносил владельцу все большие убытки, и в конце концов в 1895 г. Джон Уиллис продал корабль португальским судовладельцам, причем участь “ Катти Сарк “ разделил и основной ее соперник клипер “ Фермопилы “.

 

                                                                          клипер “ Фермопилы “

Получив новое имя "Феррейра", Катти Сарк, работая под португальским флагом, теперь перевозила все грузы без разбора, и с каждым годом найти этот груз становилось все труднее и труднее.

В 1907 г. знаменитый клипер “ Фермопилы “ с почетом захоронили по старому морскому обычаю: вывели в открытое море и утопили торпедой. ” Катти Сарк “ продолжала перевозить различные грузы.
Вновь “ Катти Сарк “ прославилась во время первой мировой войны. Осенью 1915 г. экипаж клипера снял 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой. Продемонстрировав отличную маневренность и быстроходность, клипер ушел от преследования подводной лодки и доставил спасенных на родину.
7 мая 1916 г. “ Катти Сарк “ попала в жестокий шторм у берегов Южной Африки и потеряла одну из мачт вместе с парусами. Клипер отбуксировали в Кейптаун, где для его ремонта не нашлось леса, и судно долго не восстанавливали.
После первой мировой войны для “ Катти Сарк “ не могли найти применения: на океанских линиях грузоподъемность клипера была слишком мала, чтобы конкурировать с пароходами, на каботажных линиях - наоборот, слишком велика.

Знаменитый клипер уже собирались продать на слом, когда в 1922 г. его купил и на собственные средства отремонтировал энтузиаст и знаток парусных судов капитан Уилфрид Доумен. Допустив некоторые отступления от первоначального проекта (в частности, бизань-мачта оказалась значительно короче прежней), Доумен восстановил   “ Катти Сарк “ и спас ее от гибели.
После смерти Уилфрида Доумена вдова капитана передала клипер британскому морскому училищу торгового флота. В 1938 г. парусник поставили на реке Темзе. На протяжении нескольких лет клипер “ Катти Сарк “ служил в качестве учебного судна - брандвахты.

В 1952 г. корабль передали Обществу по сохранению памятников старины, и холодным солнечным утром 10 декабря 1954 г. 85-летний клипер совершил свой последний рейс, вверх по Темзе, в специально построенный док неподалеку от Лондонского морского музея, почти на линии Гринвичского меридиана.

 

Старый клипер, не утративший грации и красоты, шел на буксире кормой вперед по специально вырытому каналу, едва не касаясь бортами его стенок. Все, что можно, было снято с судна, чтобы уменьшить его осадку при вводе в док. Как только “ Катти Сарк “ прошла канал, его сразу же перекрыли, чтобы защитить клипер от вечернего прилива.
В доке положение клипера строго выверили специальными приборами, тщательно раскрепили его и откачали воду, так что теперь посетители могут любоваться не только надводной, но и подводной частью корпуса уникального клипера, его гармоничными обводами, прекрасным силуэтом, строгостью и законченностью линий.

Поражает добротность деревянного корпуса: оказалось, что за долгую жизнь клипера (сейчас ему уже за сто лет) дерево почти не подверглось гниению, за исключением отдельных пятен размером в несколько квадратных сантиметров - в основном в местах крепления железа к дереву. Железные конструкции корпуса почти не поржавели благодаря исключительно высокому качеству поставленных на судно материалов. Очень боялись, что нагрузки, связанные с последним рейсом” Катти Сарк “ и, особенно, возникающие при доковании, вызовут течь в корпусе, но этого не произошло. Ни капли воды не просочилось сквозь отлично сработанный корпус чудо-клипера.

А ведь за долгие годы службы “ Катти Сарк “ много раз встречал штормы, клипер неоднократно садился на мель, терял мачты, однажды он 8 тыс. миль прошел с самодельным рулем без заходов в порты и все-таки остался крепким, добротным.

Сейчас клипер “Катти Сарк “ - корабль-памятник, корабль - музей парусного флота. На мачте развевается флаг первого владельца клипера Джона Уиллиса. Корабль-памятник пользуется огромной популярностью у всех, кого влечет романтика моря, кого волнует незабываемая эпоха прекрасных парусных судов.

В 2007 году весной во время реставрационных работ парусник загорелся. Пожар был настолько сильный, что были эвакуированы жители, прилежащих к стоянке судна домов. Неизвестно подлежит ли он ремонту.       

Эра чайных клиперов закончилась, когда на смену им пришли первые пароходы. Именно они, входя в море под черным шлейфом угольного дыма, перехватили коммерческую инициативу, сделавшись куда более выгодными.

 

                                                                           Автор Николай Черкашин